Блаженный. Николас Стено | |
---|---|
Апостольский викарий скандинавских миссий | |
Портрет Стено в качестве епископа | |
См. | Титиополис |
Назначен | 21 августа 1677 г.. Папой Иннокентием XI |
Срок полномочий истек | 5 декабря 1686 г. |
Предшественник | |
Преемник | |
Другие должности | Титулярный епископ Титиополиса |
Приказывает | |
Рукоположение | 13 апреля 1675 г. |
Посвящение | 19 сентября 1677 г.. Святой Грегорио Барбариго |
Личные данные | |
Имя при рождении | Нильс Стенсен |
Родился | (1638-01-01) 1 января 1638. [NS : 11 января 1638]. Копенгаген, Дания-Норвегия |
Умер | 25 ноября 1686 (1686-11-25) (48 лет). [NS : 5 декабря 1686 г.]. Шверин, Герцогство Мекленбург-Шверин |
Погребенный | Базилика Сан-Лоренцо, Италия |
Национальность | Датчанин |
Конфессия | Римско-католическая |
Родители |
|
Профессия |
|
Предыдущая запись |
|
Герб | |
Святость | |
Праздник | 5 декабря |
Почитается в | Римско-католической церкви |
Беатифицирован | 23 октября 1988 г.. Рим, Ватикан. Папой Иоанном Павлом II |
Николас Стено (датский : Нильс Стенсен; Latinized Николаю Стено или Николаю Стенонию; 1 января 1638 - 25 ноября 1686 [NS : 11 января 1638 - 5 декабря 1686]) был датским ученым, пионером в анатомии. и геология, ставший католическим епископом в более поздние годы. Стено обучался классическим текстам по естествознанию; однако к 1659 году он серьезно поставил под сомнение общепринятые знания о мире природы. Что важно, он поставил под сомнение объяснения образования слез, идею о том, что окаменелости выросли в земле, и объяснения образования горных пород. Его исследования и последующие выводы об окаменелостях и горных породах побудили ученых считать его одним из основоположников современной стратиграфии и современной геологии. Важность фундаментального вклада Стено в геологию можно оценить по тому факту, что половина из двадцати статей в недавнем сборнике «Революция в геологии от эпохи Возрождения до эпохи Просвещения» сосредоточена на Стено, «выдающемся эрудитах эпохи барокко и основателе современной геологии». мысли ».
Рожденный в лютеранской семье, Стено обратился в католицизм в 1667 году. После обращения его интерес к естественным наукам быстро угас, уступив место интересу к теологии. В начале 1675 года он решил стать священником. Через четыре месяца после этого он был рукоположен в католическое духовенство на Пасху 1675 года. Как священник, он позже был назначен апостольским викарием северных миссий и титулярным епископом Титополиса от Папы Иннокентия XI. Стено играл активную роль в Контрреформации в Северной Германии. процесс канонизации для него был начат в 1938 году. Папа Иоанн Павел II беатифицировал Стено в 1988 году.
Николас Стено родился в Копенгагене в Новый год 1638 (по юлианскому календарю ), сын лютеране ювелир, который регулярно работал на короля Дании Кристиана IV. В трехлетнем возрасте он заболел неизвестной болезнью и в детстве рос в изоляции. В 1644 году умер его отец, после чего мать вышла замуж за другого ювелира. В 1654–1655 годах 240 учеников его школы умерли от чумы. Через дорогу жил Педер Шумахер (который в 1671 году предложил Стено пост профессора в Копенгагене). В возрасте 19 лет Стено поступил в Копенгагенский университет, чтобы продолжить медицинское образование. После получения университетского образования Стено отправился путешествовать по Европе; фактически, он будет в пути до конца своей жизни. В Нидерландах, Франции, Италии и Германии он познакомился с выдающимися врачами и учеными. Эти влияния заставили его использовать свою наблюдательность, чтобы сделать важные научные открытия.
По настоянию Томаса Бартолина Стено сначала отправился в Росток, затем в Амстердам, где он изучал анатомию и поселился у Герар Блазиус, уделяя особое внимание лимфатической системе. Через несколько месяцев Стено переехал в Лейден, где познакомился со студентами Яном Сваммердамом, Фредериком Рюйшем, Рейнером де Граафом, Франциском де ле Бо Сильвием., известный профессор, и Барух Спиноза. В то время, когда Декарт писал о работе мозга, Стено сомневался в объяснении Декартом происхождения слез, производимых мозгом. Приглашенный в Париж Анри Луи Абер де Монмор и Пьер Бурдело, он встретил там Оле Борха и Мельхиседека Тевено, которые интересовались новым исследования и демонстрации его навыков. В 1665 году Стено посетил Сомюр, Бордо и Монпелье, где встретил Мартина Листера и Уильяма Кроуна, которые познакомили публику с творчеством Стено. Королевское общество.
Путешествуя по Франции, он поселился в Италии в 1666 году - сначала в качестве профессора анатомии в Университете Падуи, а затем во Флоренции в качестве штатного врача Великий герцог Тосканы Фердинандо II Медичи, поддерживавший искусство и науку, с которым Стено познакомился в Пизе. Стено пригласили жить в Палаццо Веккьо ; взамен он должен был собрать кабинет раритетов. Стено отправился в Рим и встретил Папу Александра VII и Марчелло Мальпиги, которыми он восхищался. На обратном пути он наблюдал за процессией Корпус Кристи в Ливорно и задавался вопросом, правильно ли он верил. В Флоренс Стено сосредоточился на мышечной системе и природе сокращения мышц. Он стал членом Accademia del Cimento и долго беседовал с Франческо Реди. Как и Винченцо Вивиани, Стено предложил геометрическую модель мускулов, чтобы показать, что сокращающаяся мышца меняет свою форму, но не его объем.
Во время своего пребывания в Амстердаме Стено обнаружил ранее не описанную структуру, «ductus stenonianus » (проток околоушной слюнной железы ) в головах овец, собак и кроликов. Возник спор с Блазиусом по поводу признания открытия, но имя Стено по-прежнему ассоциировалось с этой структурой, известной сегодня как канал Стенсена. В Лейдене Стено изучил вареное сердце коровы и определил, что это была обычная мышца, а не центр тепла, как полагали Гален и Декарт. Стено был первым, кто описал систему боковой линии у рыб.
В октябре 1666 года два рыбака поймали огромную самку акулы неподалеку город Ливорно, и Фердинандо II Медичи, великий герцог Тосканы, приказал отправить его главу в Стено. Стено вскрыл голову и опубликовал результаты своих исследований в 1667 году. Он отметил, что зубы акулы имели поразительное сходство с некоторыми каменными предметами, найденными в скальных образованиях, которые его ученые современники называли glossopetrae или «языковые камни». Древние авторитеты, такие как римский автор Плиний Старший в своей Naturalis Historia предположили, что эти камни падали с неба или с Луна. Другие придерживались мнения, также вслед за древними авторами, что окаменелости естественным образом росли в скалах. Современник Стено Афанасий Кирхер, например, приписывал окаменелости «граничащей добродетели, распространенной по всему телу геокосма», считающейся неотъемлемой характеристикой Земли - аристотелевский подход. Фабио Колонна, однако, уже показал, сжигая материал, чтобы показать, что глоссопетры представляют собой органическое вещество (известняк), а не почвенные минералы, в своем трактате De glossopetris dissertatio, опубликованном в 1616 году. Стено добавил к теории Колонны обсуждение. о различиях в составе между глоссопетрами и зубами живых акул, утверждая, что химический состав окаменелостей может быть изменен без изменения их формы, используя современную корпускулярную теорию материи.
Работа Стено о зубах акулы привела его к вопрос о том, как можно найти какой-либо твердый объект внутри другого твердого объекта, такого как камень или слой камня. «Твердые тела в твердых телах», привлекшие внимание Стено, включали не только окаменелости, как мы их сегодня определяем, но и минералы, кристаллы, корки, жилы и даже целые слои горных пород или пласты. Он опубликовал свои геологические исследования в «De solido intra solidum naturaliter contento disistanceis prodromus», или «Предварительное обсуждение диссертации о твердом теле, естественным образом содержащемся в твердом теле» в 1669 году. Эта книга была его последней научной работой, заслуживающей внимания. Стено не был первым, кто идентифицировал окаменелости как принадлежащие живым организмам; его современники Роберт Гук и Джон Рей, а также Леонардо да Винчи веком ранее также утверждали, что окаменелости были останками некогда существовавших организмов.
Стено в своей диссертации продромуса 1669 года приписывает четыре определяющих принципа науки о стратиграфии . Его словами были:
Эти принципы были применены и расширены в 1772 году Жан-Батист Л. Роме де л'Иль. Идеи Стено до сих пор составляют основу стратиграфии и были ключевыми в развитии теории Джеймса Хаттона о бесконечно повторяющихся циклах
Стено дал первые точные наблюдения по типу кристаллов в своей книге 1669 года «De solido intra solidum naturaliter contento». Принцип в кристаллографии, известной просто как закон Стено, или закон постоянных углов Стено, или первый закон кристалла Аллография, утверждает, что углы между соответствующими гранями на кристаллах одинаковы для всех образцов одного и того же минерала. Основополагающая работа Стено проложила путь к закону рациональности кристаллографических показателей французского минералога Рене-Жюста Гёи в 1801 году. Этот фундаментальный прорыв лег в основу всех последующих исследований кристаллическая структура.
Вопросительный ум Стено также повлиял на его религиозные взгляды. Воспитанный в лютеранской вере, он, тем не менее, подверг сомнению ее учение, что стало острой проблемой при столкновении с римским католицизмом во время обучения во Флоренции. Проведя сравнительные богословские исследования, в том числе прочитав отцов церкви и используя свои естественные наблюдательные способности, он решил, что католицизм, а не лютеранство, дает больше поддержки его постоянной любознательности. В 1667 году Стено обратился в католицизм в День поминовения усопших, когда настаивала Лавиния Ченами Арнольфини, дворянка из Лукки.
Стено побывал в Венгрии, Австрии и других странах. Весной 1670 г. он прибыл в Амстердам. Там он встретился со старыми друзьями Яном Сваммердамом и Рейнье де Граафом. С Анной Марией ван Шурман и Антуанеттой Буриньон он обсуждал научные и религиозные темы. Следующая цитата из речи 1673 года:
Неясно, встречал ли он Николаса Витсена, но он прочитал книгу Витсена по кораблестроению. В 1671 году он принял должность профессора анатомии в Копенгагенском университете, но пообещал Козимо III Медичи вернуться, когда он будет назначен наставником Фердинандо III Медичи.
. В начале 1675 года Стено решил продолжить свои богословские исследования, которые он начал еще до своего обращения, в направлении своего посвящения в священники. Всего через четыре месяца он был рукоположен в священники и отслужил свою первую мессу 13 апреля 1675 года в базилике Сантиссима Аннунциата во Флоренции в возрасте 37 лет. Афанасий Кирхер прямо спросил, что были причины, по которым он решил стать священником. Стено оставил естественные науки ради образования и теологии и стал одним из ведущих деятелей Контрреформации. По просьбе герцога Иоганна Фридриха Ганноверского, Папа Иннокентий XI назначил его апостольским викарием для северных миссий 21 августа 1677 года. Он был посвящен титулярным епископом Титиополиса 19 сентября кардиналом Барбариго и переехал на лютеранский север.
Через год после того, как он стал епископом, он, вероятно, был причастен к запрету публикаций Спиноза, там он беседовал с Готфридом Лейбницем, библиотекарем; они спорили о Спинозе и его письме к Альберту Бергу, тогдашнему ученику Стено. Лейбниц рекомендовал воссоединение церквей. Стено работал в городе Ганновер до 1680 года.
После смерти Джона Фредерика принц-епископ Падерборн назначил его помощником епископом Мюнстера (Церковь Святого Люджера) 7 октября 1680 года. Новый принц-избиратель Эрнест Август, курфюрст Ганновера был протестантом. Ранее жена Августа София Ганноверская высмеивала набожность Стено; он продал кольцо и крест своего епископа, чтобы помочь нуждающимся. Он ревностно продолжал работу по контрреформе, начатую Бернхардом фон Галеном.
. В 1683 году Стено ушел с поста вспомогательного епископа после спора об избрании нового епископа, Максимилиана Генриха Баварского и переехал. в 1684 г. по Гамбург. Там Стено снова стал участвовать в исследовании мозга и нервной системы со своим старым другом Дирком Керкрингом. Стено был приглашен в Шверин, когда стало ясно, что его не принимают в Гамбург. Стено одет как бедняк в старом плаще. Он ехал в открытом экипаже по снегу и дождю. Живя четыре дня в неделю на хлебе и пиве, он истощился. Когда Стено выполнил свою миссию, несколько лет трудных задач, он хотел вернуться в Италию. Прежде чем он смог вернуться, Стено серьезно заболел, его живот опухал день ото дня. Стено умер в Германии после многих страданий. Его труп был доставлен во Флоренцию Керкрингом по запросу Козимо III Медичи и похоронен в базилике Сан-Лоренцо рядом с его защитниками, Медичи семья. В 1946 году его могилу вскрыли, а труп перезахоронили после шествия по улицам города.
После его смерти в 1686 году Стено почитался как святой в Хильдесхаймская епархия. Благочестие и добродетель Стено были оценены с точки зрения возможной канонизации. Его процесс канонизации был начат в Оснабрюке в 1938 году. В 1953 году в рамках процесса беатификации была открыта его могила в склепе церкви Сан-Лоренцо. Его труп был перенесен в христианский саркофаг IV века, найденный в реке Арно, подаренный итальянским государством. Его останки были помещены в боковую часовню церкви, получившей название «Капелла Стенониана». Он был объявлен «битусом» - третьим из четырех шагов к провозглашению святым - Папой Иоанном Павлом II в 1988 году. Таким образом, теперь он называется Католики блаженный Николай Стено. Его праздник - 5 декабря.
Жизнь и деятельность Стено были изучены, в частности, в связи с развитием геологии в конце девятнадцатого века.