Вскрытие

редактировать
Вскрытие
Cut rat 2.jpg Вскрытие беременной крысы на уроке биологии
Эмбрион гинкго и гаметофит.jpg Семя гинкго в разрезе, показывая эмбрион и гаметофит.
Идентификаторы
MeSH D004210
Анатомическая терминология [редактировать в Викиданных ]

Dissection (от латинского dissecare " разрезать на куски »; также называется анатомией ) - это расчленение тела умершего животного или растения с целью изучения его анатомической структуры. Вскрытие используется в патологии и судебной медицине для определения причины смерти человека. Менее обширное вскрытие растений и мелких животных, консервированных в растворе формальдегида, обычно проводится или демонстрируется в классах биологии и естествознания в средней и старшей школе, в то время как обширное вскрытие трупов взрослых и детей, как свежих, так и консервированных, проводится студентами-медиками в медицинских школах в рамках преподавания по таким предметам, как как анатомия, патология и судебная медицина. Следовательно, вскрытие обычно проводится в морге или в анатомической лаборатории.

Рассечение веками использовалось для изучения анатомии. Возражения против использования трупов привели к использованию альтернатив, включая виртуальное вскрытие компьютерных моделей.

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 История
    • 2.1 Классическая древность
    • 2,2 Индия
    • 2,3 Исламский мир
    • 2,4 Тибет
    • 2,5 Христианская Европа
    • 2,6 Британия
    • 2,7 США
  • 3 Приобретение трупов
  • 4 Удаление образцов
  • 5 Использование в образовании
  • 6 Альтернативы
  • 7 Преимущества и недостатки
  • 8 См. также
  • 9 Дополнительные изображения
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки

Обзор

Тела растений и животных препарируются для анализа структуры и функций их компонентов. Диссекцией занимаются студенты курсов биологии, ботаники, зоологии и ветеринарии, а иногда и искусств исследования. В медицинских школах студенты препарируют человеческие трупы, чтобы изучить анатомию.

Диссекция используется для определения причины смерти при вскрытии (так называемом вскрытии у других животных) и является неотъемлемой частью судебной медицины.

Ключевым принципом в препарировании человеческих трупов является предотвращение человеческих болезней для диссектора. Профилактика передачи включает использование защитного снаряжения, обеспечение чистоты окружающей среды, технику вскрытия и предварительные анализы образцов на наличие вирусов ВИЧ и гепатита. Препараты препарируются в моргах или анатомических лабораториях. При наличии они оцениваются для использования как «свежие» или «подготовленные» образцы. «Свежий» образец может быть рассечен в течение нескольких дней, сохраняя характеристики живого образца, для целей обучения. «Подготовленный» образец может храниться в растворах, таких как формалин, и предварительно препарироваться опытным анатомом, иногда с помощью diener. Эту подготовку иногда называют просекцией.

инструментами рассечения. Слева направо: скальпели с лезвиями №20 и №12, два щипца и ножницы

В большинстве случаев диссекция включает в себя тщательную изоляцию и удаление отдельных органов, что называется техника Вирхова. Альтернативный, более сложный метод включает удаление всего тела органа, который называется методом Летюля. Этот метод позволяет отправить тело распорядителю похорон, не дожидаясь иногда трудоемкого вскрытия отдельных органов. Метод Рокитанского включает рассечение блока органов на месте, а метод Гона включает рассечение трех отдельных блоков органов - грудной клетки и шейного отдела, органов желудочно-кишечного тракта и брюшной полости, а также мочеполовых органов. Рассечение отдельных органов включает доступ к области, в которой расположен орган, и систематическое удаление анатомических связей этого органа с окружающей средой. Например, при удалении сердца такие соединения, как верхняя полая вена и нижняя полая вена, разделяются. Если существуют патологические соединения, такие как фиброзный перикард, то он может быть намеренно рассечен вместе с органом. Направляющие для рассечения часто используются, чтобы помочь диссектору в выполнении задачи. Некоторые руководства по вскрытию созданы для использования несколькими аудиториями, однако недавние исследования показали, что когда руководство настраивается для конкретной группы учащихся, они приносят больше пользы.

История

Гален (129– ок. 200 г. н.э.), Opera omnia, вскрытие свиньи. Гравюра, сделанная в Венеции, 1565 год.

Античность

Человеческие вскрытия были выполнены греческими врачами Герофилом Халкидонским и Эрасистратом Хиосским В начале третьего века до нашей эры. В этот период было проведено первое исследование полной анатомии человека, а не базовые знания, полученные в процессе «поиска решения проблемы». В то время как в греческой культуре существовало глубокое табу на вскрытие человека, в то время правительство Птолемея оказывало сильное давление на превращение Александрии в центр научных исследований. Какое-то время римский закон запрещал вскрытие и вскрытие тела человека, поэтому врачам приходилось использовать другие трупы. Гален, например, препарировал берберийских макак и других приматов, предполагая, что их анатомия в основном такая же, как у людей.

Индия

Аюрведический человек., c. 18 век

Древние общества, уходящие корнями в Индию, оставили после себя произведения искусства о том, как убивать животных во время охоты. Изображения, показывающие, как убивать наиболее эффективно, в зависимости от вида охоты, передают глубокие знания как внешней, так и внутренней анатомии, а также относительную важность органов. Знания в основном были получены от охотников, готовящих недавно пойманную добычу. Когда необходимость в бродячем образе жизни отпала, его частично сменила цивилизация, сформировавшаяся в долине Инда. К сожалению, от этого времени мало что осталось, чтобы указать, произошло ли рассечение или нет, цивилизация была потеряна для арийского народа, мигрировавшего.

В начале истории Индии (2–3 века), Арташастра описал 4 способа наступления смерти и их симптомы: утопление, повешение, удушение или удушение. Согласно этому источнику, вскрытие должно проводиться в случае преждевременной кончины.

Практика вскрытия тела процветала в 7-8 веках. При их правлении медицинское образование было стандартизировано. Это создало потребность лучше понять анатомию человека, чтобы иметь образованных хирургов. Рассечение ограничивалось религиозным табу на разрезание человеческого тела. Это изменило подход к достижению цели. Процесс включал разрыхление тканей в потоках воды, прежде чем внешние слои были сняты с помощью мягких инструментов для достижения мускулатуры. Для отработки техники нарезки абитуриенты использовали тыкву и кабачки. Эти методы препарирования дали начало глубокому пониманию анатомии и позволили им завершить процедуры, используемые сегодня, такие как ринопластика.

В средние века анатомические учения из Индии распространились по всему известному миру, однако практика рассечение было остановлено исламом. Практика вскрытия на университетском уровне не применялась до 1827 года, когда ее выполнил студент Пандит Мадхусудан Гупта. В течение 1900-х годов преподавателям университетов приходилось постоянно бороться с социальными табу на вскрытие, пока примерно в 1850 году университеты не решили, что обучение индийских врачей более рентабельно, чем привозить их из Великобритании. Однако индийские медицинские школы готовили женщин-врачей намного раньше, чем в Англии.

Нынешнее состояние рассечения в Индии ухудшается. Количество часов, проводимых в лабораториях препарирования во время обучения в медицинской школе, существенно сократилось за последние двадцать лет. Будущее анатомического образования, вероятно, будет представлять собой элегантное сочетание традиционных методов и интегративного компьютерного обучения. Использование вскрытия на ранних этапах медицинского обучения оказалось более эффективным для удержания намеченной информации, чем их моделируемые аналоги. Тем не менее, на более поздних этапах компьютерный опыт можно использовать в качестве обзора. Комбинация этих методов призвана укрепить у студентов понимание и уверенность в анатомии, предмете, который, как известно, сложно освоить. Растет потребность в анатомах - поскольку большинство анатомических лабораторий преподают выпускники, надеющиеся получить дипломы по анатомии - в продолжении давней традиции анатомического образования.

Исламский мир

Страница из латинского перевода 1531 года. Питером Аргеллатой из Аль-Захрави ок. 1000 трактатов по хирургическим и медицинским инструментам

С начала исламской веры в 610 нашей эры закон шариата применялся к большему или меньшему степень в мусульманских странах, поддерживаемых исламскими учеными, такими как Аль-Газали. Исламские врачи, такие как Ибн Зухр (Авензоар) (1091–1161) в Аль-Андалус, врач Саладина Ибн Джумай во время 12 век, Абд эль-Латиф в Египте ок. 1200 г. и Ибн ан-Нафис в Сирии и Египте в 13 веке, возможно, практиковал вскрытие, но остается неясным, практиковалось ли рассечение человеком или нет. Ибн ан-Нафис, врач и мусульманский юрист, предположил, что «предписания исламского закона отговорили нас от практики препарирования, наряду с любым состраданием, которое есть в нашем темпераменте», указывая на то, что, хотя не было закона против этого, это было тем не менее редкость. Ислам требует, чтобы тело было захоронено как можно скорее, за исключением религиозных праздников, и чтобы не было других средств захоронения, таких как кремация. До X века вскрытие человеческих трупов не производилось. В книге «Ат-Тасриф», написанной аз-Захрави в 1000 году нашей эры, подробно описываются хирургические процедуры, отличавшиеся от предыдущих стандартов. Книга была учебным пособием по медицине и хирургии с подробными иллюстрациями. Позднее он был переведен и занял место «Канона медицины» Авиценны в качестве основного учебного пособия в Европе с XII по XVII век. Были некоторые, кто хотел препарировать людей до XII века ради обучения, после чего это было запрещено. Это отношение оставалось неизменным до 1952 года, когда Исламская школа юриспруденции в Египте постановила, что «необходимость допускает запретное». Это решение позволило провести расследование сомнительных случаев смерти в результате вскрытия. В 1982 году было принято решение, согласно которому вскрытие стоит недостатков, если оно служит справедливости. Хотя сейчас ислам одобряет вскрытие трупа, исламская общественность все еще не одобряет его. Вскрытие трупов распространено в большинстве мусульманских стран в медицинских и судебных целях. В Египте он занимает важное место в судебной системе и преподается во всех медицинских университетах страны. В Саудовской Аравии, закон которой полностью продиктован шариатом, вскрытие трупа плохо воспринимается населением, но может потребоваться в уголовных делах; человеческое вскрытие иногда встречается на университетском уровне. Вскрытие проводится в судебных целях в Катаре и Тунисе. Человеческое вскрытие присутствует в современном исламском мире, но редко публикуется из-за религиозной и социальной стигмы.

Тибет

Тибетская медицина разработала довольно сложные знания анатомии, полученный в результате многолетнего опыта анатомирования человека. Тибетцы приняли практику захоронения в небе из-за твердого грунта в стране, замерзшего большую часть года, и отсутствия древесины для кремации. Небесные захоронения начинаются с ритуального вскрытия умершего, после чего части скармливаются стервятникам на вершинах холмов. Со временем тибетские анатомические знания нашли свое отражение в Аюрведе и, в меньшей степени, в китайской медицине.

христианской Европе

Рассечение в Реалдо Коломбо 's De Re Anatomica, 1559

На протяжении всей истории христианской Европы вскрытие человеческих трупов для медицинского образования претерпевало различные циклы легализации и запрета в разных странах. В средние века вскрытие было редкостью, но практиковалось, по крайней мере, еще с 13 века. Практика аутопсии в средневековой Западной Европе «очень плохо известна», поскольку сохранилось мало хирургических текстов или сохранившихся человеческих вскрытий. Современный ученый-иезуит утверждал, что христианское богословие внесло значительный вклад в возрождение человеческого вскрытия и вскрытия, создав новый социально-религиозный и культурный контекст, в котором человеческий труп больше не считался священным.

Указ Турского Собора 1163 года и указ начала 14 века Папы Бонифация VIII были ошибочно определены как запрещающие вскрытие и вскрытие, недопонимание или экстраполяцию эти указы могли вызвать нежелание выполнять такие процедуры. Средние века стали свидетелями возрождения интереса к медицинским исследованиям, включая вскрытие человека и вскрытие.

Анатомия Мондино де Луцци, 1541

Фридрих II (1194–1250), император Священной Римской империи, правил что любой, кто учится на врача или хирурга, должен посещать вскрытие человека, которое будет проводиться не реже одного раза в пять лет. Некоторые европейские страны начали узаконивать вскрытие казненных преступников в образовательных целях в конце 13 - начале 14 веков. Мондино де Луцци провел первое зарегистрированное публичное вскрытие около 1315 года. В это время вскрытия проводились командой, состоящей из лектора, который читал лекции, сектора, проводившего вскрытие, и остенсора, который указал на интересные особенности.

Итальянец Галеаццо ди Санта-София произвел первое публичное вскрытие к северу от Альп в Вене в 1404 году.

Везалий с рассеченным труп в своей De humani corporis fabrica, 1543

Везалий в 16 веке в своих обширных анатомических исследованиях провел многочисленные вскрытия. На него часто нападали за несогласие с мнением Галена об анатомии человека. Везалий был первым, кто прочитал лекцию и одновременно препарировал труп.

Католическая церковь, как известно, заказала вскрытие сиамских близнецов Джоаны и Мельхиоры Бальестеро в Эспаньоле в 1533 году, чтобы определить, разделяют ли они душу. Они обнаружили, что существует два разных сердца и, следовательно, две души, согласно древнегреческому философу Эмпедоклу, который считал, что душа обитает в сердце.

Художники эпохи Возрождения, такие как Антонио дель Поллайоло изучал анатомию, чтобы улучшить свои художественные работы, как видно на этой фигурке из Геркулеса, 1470

Человеческое вскрытие также практиковалось художниками эпохи Возрождения. Хотя большинство предпочло сосредоточиться на внешних поверхностях тела, некоторые, например, Микеланджело Буонаротти, Антонио дель Поллайоло, Баччо Бандинелли и Леонардо да Винчи искал более глубокого понимания. Однако у художников не было условий для получения трупов, поэтому им приходилось прибегать к неразрешенным средствам, как иногда поступали анатомы, таким как ограбление могил, похищение трупов и убийства.

Анатомия иногда заказывалась в качестве неотложной помощи. форма наказания, как, например, в 1806 году Джеймсу Халлигану и Доминику Дейли после их публичного повешения в Нортхэмптоне, Массачусетс.

В современной Европе вскрытие обычно практикуется в биологических исследованиях и образовании, в медицинских школах, и определить причину смерти при вскрытии. Обычно это считается необходимой частью обучения и поэтому принимается культурно. Иногда это вызывает споры, например, когда зоопарк Оденсе решил публично препарировать львиные трупы перед «самопровозглашенной аудиторией».

Великобритания

похищение трупа надгробие могилы 1823 года в Стерлинге

В Британии вскрытие оставалось полностью запрещенным с конца римского завоевания и в средние века до 16 века, когда серия королевских указов давала определенным группам врачей и хирургов некоторые ограниченные права на вскрытие трупов. Разрешение было весьма ограниченным: к середине 18 века Королевский колледж врачей и Компания хирургов-парикмахеров были единственными двумя группами, которым разрешалось проводить вскрытие и имели годовая квота в десять трупов между ними. В результате давления со стороны анатомов, особенно в быстрорастущих медицинских школах, Закон об убийствах 1752 позволил препарировать тела казненных убийц для анатомических исследований и обучения. К XIX веку этого запаса трупов оказалось недостаточно, так как государственные медицинские школы росли, а частные медицинские школы не имели легального доступа к трупам. Возник процветающий черный рынок трупов и частей тел, что привело к созданию профессии похищения тел и печально известных убийств Берка и Хейра в 1828 году, когда 16 человек были убиты за их трупы для продажи анатомам. Возникший в результате общественный резонанс привел к принятию Закона об анатомии 1832 года, который увеличил законное предложение трупов для вскрытия.

К 21-му веку доступность интерактивных компьютерных программ и изменение общественности настроения привели к возобновлению дебатов об использовании трупов в медицинском образовании. Медицинский и стоматологический колледж в Великобритании, основанный в 2000 году, стал первым современным медицинским учебным заведением, которое проводит анатомическое образование без вскрытия.

США

Школа для подростков зрачок, рассекающий глаз

В Соединенных Штатах рассечение лягушек стало обычным явлением на уроках биологии в колледжах с 1920-х годов и постепенно вводилось на более ранних этапах обучения. К 1988 году от 75 до 80 процентов американских школьников-биологов участвовали в вскрытии лягушкой, с тенденцией к введению в начальных школах. Чаще всего лягушки происходят из рода Rana. Другими популярными животными для препарирования в средней школе во время этого исследования были, среди позвоночных, эмбриональные свиньи, окуни и кошки; а среди беспозвоночных - дождевые черви, кузнечики, раки и морские звезды. Около шести миллионов животных (2016 г.) анатомируют ежегодно в средних школах США, не считая медицинской подготовки и исследований. Большинство из них приобретены уже мертвыми на бойнях и фермах.

Рассечение в средних школах США стало популярным в 1987 году, когда студентка из Калифорнии Дженифер Грэм подала в суд, требуя от своей школы позволить ей завершить альтернативный проект. Суд постановил, что обязательное вскрытие допустимо, но что Грэм может попросить рассечь лягушку, умершую естественной смертью, а не убитую с целью вскрытия; Практическая невозможность достать лягушку, умершую естественной смертью, фактически позволила Грэхему отказаться от необходимого вскрытия. Судебный процесс стал публичным для защитников антагонистов. Грэм появился в 1987 году Apple Computer в рекламе программного обеспечения для виртуального препарирования Operation Frog. В 1988 году штат Калифорния принял Закон о правах студентов, требующий, чтобы учащимся, возражающим против, разрешалось выполнять альтернативные проекты. Число отказов от вскрытия увеличилось в течение 1990-х гг.

В США 17 штатов, включая Вашингтон, округ Колумбия, приняли законы или правила выбора вскрытия, которые позволяют учащимся начальных и средних школ отказаться от вскрытия. В других штатах, включая Аризону, Гавайи, Миннесоту, Техас и Юту, действуют более общие правила отказа от участия по моральным, религиозным или этическим причинам. Чтобы преодолеть эти опасения, Дж. Средняя школа У. Митчелла в Нью-Порт-Ричи, Флорида, в 2019 году стала первой средней школой в США, которая использовала синтетических лягушек для препарирования на уроках естествознания вместо настоящих настоящих лягушек.

Что касается вскрытия трупов в бакалавриате и в медицинских школах, то традиционное вскрытие поддерживается профессорами и студентами с некоторым возражением, что ограничивает доступность вскрытия. Студенты старших курсов, которые испытали этот метод вместе со своими профессорами, согласны с тем, что «изучение анатомии человека с помощью цветных диаграмм - это одно. Использование скальпеля и реального недавно живого человека - совсем другое дело».

Получение трупов

Способы получения трупных образцов сильно различаются в зависимости от страны. В Великобритании пожертвование трупа является полностью добровольным. Вынужденное донорство играет роль примерно в 20 процентах образцов в США, и почти все образцы передаются в некоторых странах, таких как Южная Африка и Зимбабве. Страны, практикующие принудительное донорство, могут предоставлять тела мертвых преступников, а также невостребованные или неопознанные тела для целей вскрытия. Такая практика может привести к тому, что большая часть бедных, бездомных и социальных изгоев будет недобровольно жертвовать деньги. Трупы, пожертвованные в одной юрисдикции, также могут использоваться для вскрытия в другой, будь то в разных штатах США или импортированы из других стран, например, из Ливии. В качестве примера того, как труп передается добровольно, похоронное бюро в сочетании с программой добровольного пожертвования идентифицирует тело, которое является частью программы. После дипломатического разговора с родственниками тело отправляется в зарегистрированный объект. Организм проверяется на наличие вирусов ВИЧ и гепатита. Затем его оценивают на предмет использования в качестве «свежего» или «подготовленного» образца.

Удаление образцов

Образцы трупа для препарирования, как правило, уничтожаются путем кремации. После этого умершего можно похоронить на местном кладбище. По желанию семьи прах умершего возвращают семье. Многие институты проводят местные политики по привлечению, поддержке и чествованию доноров. Это может включать установку местных памятников на кладбище.

Использование в образовании

Человеческие трупы часто используются в медицине для обучения анатомии или хирургии. Трупы выбираются в зависимости от их анатомии и наличия. Их можно использовать как часть курсов вскрытия «свежего» образца, чтобы они были максимально реалистичными, например, при обучении хирургов. Трупы также могут быть предварительно препарированы обученными инструкторами. Эта форма препарирования включает подготовку и хранение образцов в течение более длительного периода времени и обычно используется для преподавания анатомии.

Альтернативы

Некоторые альтернативы препарированию могут дать образовательные преимущества перед использованием трупов животных, устраняя при этом предполагаемые этические проблемы. Эти альтернативы включают компьютерные программы, лекции, трехмерные модели, фильмы и другие формы технологий. Забота о благополучии животных часто лежит в основе возражений против вскрытия животных. Исследования показывают, что некоторые студенты неохотно участвуют в вскрытии животных из-за страха реального или предполагаемого наказания или остракизма со стороны своих учителей и сверстников, и многие не говорят о своих этических возражениях.

Одна альтернатива использованию трупов компьютерные технологии. В Стэнфордской медицинской школе программное обеспечение объединяет рентгеновские, ультразвуковые и МРТ изображения для отображения на экране размером с тело на столе. В одном из вариантов подхода «виртуальной анатомии», разрабатываемого в Нью-Йоркском университете, студенты носят трехмерные очки и могут использовать указательное устройство, чтобы «[налетать] через виртуальное тело, его части ярко окрашены, как живая ткань». Утверждается, что этот метод "столь же динамичен, как Imax [cinemapting".

Преимущества и недостатки

Сторонники методик обучения без животных утверждают, что альтернативы вскрытию животных может принести пользу педагогам за счет повышения эффективности обучения и снижения затрат на обучение, одновременно предоставляя учителям расширенный потенциал для настройки и повторяемости учебных упражнений. Сторонники альтернатив препарирования указывают на исследования, которые показали, что компьютерные методы обучения «экономили время академического и неакадемического персонала… считались менее дорогостоящими, а также эффективным и приятным способом обучения студентов [и]… способствовали значительному сокращению при использовании с животными », потому что нет времени на подготовку или уборку, нет обязательных уроков по технике безопасности и нет мониторинга ненадлежащего поведения с трупами животных, ножницами и скальпелями.

С помощью программного обеспечения и других методов, не связанных с животными., также нет дорогостоящей утилизации оборудования или удаления опасных материалов. Некоторые программы также позволяют преподавателям настраивать уроки и включать встроенные модули тестов и викторин, которые могут отслеживать успеваемость учащихся. Кроме того, животных (мертвых или живых) можно использовать только один раз, а ресурсы, не относящиеся к животным, можно использовать в течение многих лет - дополнительное преимущество, которое может привести к значительной экономии средств для учителей, школьных округов и государственных образовательных систем.

Несколько рецензируемых сравнительных исследований, посвященных сохранению информации и успеваемости учащихся, препарировавших животных, и тех, кто использовал альтернативный метод обучения, пришли к выводу, что образовательные результаты учащихся, которым преподаются базовые и продвинутые биомедицинские концепции и навыки с использованием животных методы эквивалентны или превосходят методы их сверстников, которые используют лаборатории на животных, такие как вскрытие животных.

В другом месте сообщалось, что уверенность и удовлетворенность студентов возросли, так же как и их готовность к работе в лабораториях и их поиску информации и коммуникативные способности. Три отдельных исследования, проведенных в университетах США, показали, что студенты, которые моделировали системы тела из глины, значительно лучше распознавали составные части анатомии человека, чем их одноклассники, проводившие вскрытие животных.

Другое исследование показало, что студенты предпочитают использовала лепку из глины вместо анатомирования животных и показала себя так же хорошо, как и их группы, которые анатомировали животных.

В 2008 году Национальная ассоциация учителей биологии (NABT) подтвердила свою поддержку анатомирования животных в классах, заявив, что они «поощряют присутствие» живых животных в классе с учетом возраста и уровня зрелости учащихся… NABT призывает учителей осознавать, что альтернативы препарированию имеют свои ограничения. NABT поддерживает использование этих материалов в качестве дополнений к учебному процессу, но не исключительно замены для использования реальных организмов. "

Национальная ассоциация учителей естественных наук (NSTA)" поддерживает i включение живых животных в программу обучения в классе естественных наук для K-12, потому что наблюдение за животными и работа с ними из первых рук может вызвать у учащихся интерес к науке, а также общее уважение к жизни, укрепив при этом ключевые концепции «биологических наук». NSTA также предлагает альтернативы вскрытия для студентов, которые возражают против этой практики.

В базе данных NORINA перечислено более 3000 продуктов, которые могут быть использованы в качестве альтернативы или дополнения к использованию животных в образовании и обучении. К ним относятся альтернативы вскрытию в школах. У InterNICHE есть аналогичная база данных и система ссуд.

См. Также

Дополнительные изображения

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Диссекция.
Последняя правка сделана 2021-05-17 09:08:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте