Кабинет редкостей

редактировать
«Musei Wormiani Historia», фронтиспис из музея Wormianum с изображением Оле Ворма <173 Мужчина Нарвал, чей бивень, как рог единорога, был обычным предметом в шкафах.

Шкафы редкостей (также известен в немецком заимствованных словах как Kunstkabinett, Kunstkammer или Wunderkammer ; также Cabinets of Wonder и чудо-комнаты ) были собраниями примечательных предметов. Термин шкаф первоначально описывал комнату, а не предмет мебели. Современная терминология классифицирует включенные объекты как относящиеся к естественной истории (иногда подделке), геологии, этнографии, археологии, религиозным или историческим реликвии, произведения искусства (включая роспись кабинетов ) и предметы старины. Классический кабинет раритетов появился в шестнадцатом веке, хотя более рудиментарные коллекции существовали и раньше. В дополнение к наиболее известным и хорошо документированным кабинетам правителей и аристократов, члены торгового сословия и первые практики науки в Европе сформировали коллекции, которые были предшественниками музеев.

Кабинеты редкостей служили не только коллекциями, отражающими особые любопытства их хранителей, но и социальными инструментами для установления и поддержания статуса в обществе. Говорят, что существует два основных типа шкафов. Как отмечает Р. Дж. У. Эванс, мог существовать «княжеский кабинет, выполняющий в основном репрезентативную функцию, в котором преобладали эстетические соображения и явное пристрастие к экзотике» или менее грандиозному, более скромное собрание ученых-гуманистов или виртуозов. которые служили более практическим и научным целям ". Эванс продолжает объяснять, что «не существовало четкого различия между двумя категориями: все коллекционирование было отмечено любопытством, переходящим в легковерность и каким-то универсальным основополагающим дизайном».

Угол шкафа, нарисованный Франс II Франкен в 1636 году раскрывает диапазон знатоков, которые может проявить виртуоз эпохи барокко

В дополнение к кабинетам любопытства, служащим для определения социально-экономического статуса его куратора, эти кабинеты служили как развлечение, что особенно хорошо видно на примере заседаний Королевского общества, ранние собрания которого часто были своего рода открытой площадкой для любого Товарища, чтобы продемонстрировать результаты, к которым его любопытство привело. Какими бы чисто образовательными или исследовательскими ни казались эти выставки, важно отметить, что стипендиаты в этот период поддерживали идею «научного развлечения» или совмещения обучения с развлечением. В этом не было ничего необычного, поскольку Королевское общество и раньше имело любовь к чудесному. Эту любовь часто использовали натурфилософы восемнадцатого века, чтобы привлечь внимание аудитории во время своих выставок.

Выставочные места и места новых обществ, продвигавших естественные знания, также, казалось, культивировали идею совершенной цивилизованности. Некоторые ученые предполагают, что это было «реакцией на догматизм и энтузиазм английской гражданской войны и Interregum [sic]». Это движение к вежливости поставило барьеры на пути к поведению и социальному взаимодействию, что позволило отличить вежливых от предполагаемых обычных или более вульгарных членов общества. Выставки диковинок (поскольку они обычно были странными и иностранными чудесами) привлекали более широкую аудиторию, которая «[делала] их более подходящими предметами для вежливых бесед в Обществе». Субъект считался менее подходящим для вежливой беседы, если проявленное любопытство сопровождалось слишком большим количеством других вещественных доказательств, поскольку это позволяло меньше строить предположения и исследовать идеи относительно проявленного любопытства. Из-за этого многие дисплеи просто включали краткое описание явлений и избегали упоминания объяснений явлений. Квентин Скиннер описывает раннее Королевское общество как «нечто большее, чем клуб джентльменов». Эту идею поддержал Джон Эвелин, который изображает Королевское общество как «собрание многих благородных джентльменов, безобидно встретившихся вместе под Его Величество Королевское Познание, а также изобретательно развлекать себя, в то время как другие их домашние занятия или общественные дела лишают их возможности всегда находиться в компании ученых людей и что они не могут вечно жить в университетах ».

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Англия
    • 1.2 Соединенные Штаты
  • 2 Так возникли известные коллекции
  • 3 В современной культуре
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

История

Раскладная гравюра из Ферранте Императо «Натуральная история» (Неаполь 1599), самая ранняя иллюстрация кабинета естественной истории

Самая ранняя графическая запись кабинета естествознания - это гравюра в «Натуральной истории» Ферранте Императо (Неаполь, 1599 г.) (иллюстрация, слева). Он служит для подтверждения авторитета его автора как источника информации по естественной истории, показывая его открытые книжные шкафы справа, в которых многие тома хранятся лежа и сложены стопкой, как в средневековье, или корешком вверх, чтобы защитить страницы. из пыли. Некоторые из томов, несомненно, представляют его гербарий. Вся поверхность сводчатого потолка занята консервированными рыбами, чучелами млекопитающих и любопытными раковинами, а в центре висит чучело крокодила. На шкафах стоят образцы кораллов. Слева комната оборудована как студия с рядом встроенных шкафов, чьи фасады можно разблокировать и опустить, чтобы открыть замысловатые гнезда ячеек для ящиков, образующих архитектурные элементы, заполненные небольшими образцами минералов. Над ними чучела птиц стоят напротив панелей, инкрустированных квадратными полированными каменными образцами, несомненно, мрамора и яшмы или снабженных яшками для образцов. Под ними ряд шкафов содержит ящики для образцов и закрытые банки.

В 1587 году Габриэль Кальтемаркт сообщил Христиану I Саксонскому, что для создания «Кунсткамеры» или коллекции произведений искусства необходимы три типа предметов: во-первых, скульптуры и картины; во-вторых, «любопытные вещи из дома или из-за границы»; и в-третьих, «рога, рога, когти, перья и другие предметы, принадлежащие странным и любопытным животным». Когда Альбрехт Дюрер посетил Нидерланды в 1521 году, помимо произведений искусства он отправил обратно в Нюрнберг рога различных животных, кусок коралла, несколько больших рыбьих плавников и деревянное оружие из Ост-Индии. Весьма характерный диапазон интересов, представленных в картине Франса II Франкена 1636 года (иллюстрация выше), показывает картины на стене, которые варьируются от пейзажей, включая сцену при лунном свете - жанр сам по себе - до портрета и религиозная картина (Поклонение волхвов ), смешанная с консервированными морскими тропическими рыбами и ниткой резных бус, скорее всего, янтаря, что является одновременно драгоценным и естественным диковинным предметом. Представлены как классические, так и светские скульптуры (приносящая в жертву Либера, римская богиня плодородия), с одной стороны, так и современные и религиозные (Христос у колонны), а на столе - экзотические раковины (в том числе тропические и зуб акулы): портретные миниатюры, драгоценные камни с жемчугом в любопытной коробке из четырехлистников, набор сепии ксилографий или рисунков, а также небольшой натюрморт картина, прислоненная к цветку, монеты и медали, предположительно греческие и римские, и римские терракотовые масляные лампы, латунный замок в китайском стиле, необычные фляги и бело-голубая фарфоровая чаша эпохи Мин.

Небесный глобус с часовым механизмом, изготовленный для Кунсткамеры Рудольфа II, 1579

Кунсткамеры Рудольфа II, императора Священной Римской империи (правил 1576–1612 гг.), Размещенная в Градщине в Праге не имел себе равных к северу от Альп; это давало утешение и укрытие для созерцания, что также служило демонстрацией его имперского великолепия и силы в символическом оформлении их экспозиции, церемониально представленной приезжающим дипломатам и магнатам. Дядя Рудольфа, Фердинанд II, эрцгерцог Австрии, также имел коллекцию, организованную его казначеем, Леопольдом Хейпергером, в которой особое внимание уделялось картинам людей с Интересные уродства, которые остались в основном нетронутыми, как Палата искусств и диковинок в замке Амбрас в Австрии. «Кунсткамера считалась микрокосмом, или театром мира, и театром памяти. Кунсткамера символически передавала контроль покровителя миром через ее внутреннее микроскопическое воспроизведение». Что касается коллекции Карла I Английского, Питер Томас лаконично заявляет: «Сам Кунсткабинет был формой пропаганды».

Двумя из наиболее известных кабинетов семнадцатого века были те, из Оле Ворм, известного как Олаус Вормиус (1588–1654) (иллюстрация, вверху справа), и Афанасий Кирхер (1602–1680). Эти шкафы семнадцатого века были заполнены сохранившимися животными, рогами, бивнями, скелетами, минералами, а также другими интересными предметами, созданными руками человека: удивительно древними, удивительно прекрасными или удивительно маленькими скульптурами; часовой механизм автоматы ; этнографические образцы из экзотических мест. Часто они содержат смесь фактов и вымысла, включая явно мифических существ. В коллекции Ворма было, например, то, что он считал скифским ягненком, пушистым папоротником, считавшимся сказочным существом с растением / овцой. Однако он также отвечал за определение бивня нарвала как принадлежащего киту, а не единорога, как полагало большинство владельцев. Представленные образцы часто собирались во время исследовательских экспедиций и торговых путешествий.

Во второй половине 18 века Белсазар Аке (ок. 1735–1815) действовал в Любляне, затем в столице Карниолы, кабинет естественной истории (нем. : Naturalienkabinet), который ценили во всей Европе и который посещал высшая знать, в том числе император Священной Римской империи Иосиф II, великий русский князь Павел и Папа Пий VI, а также известные натуралисты, такие как [it ] и [de ]. Он включал ряд минералов, в том числе образцы ртути из шахты Идрия, herbarium vivum с более чем 4000 экземпляров карниоланов и чужеродных растений, меньшее количество образцов животных, естественный история и медицинская библиотека, а также анатомический театр.

Кабинеты редкостей часто служили научному прогрессу, когда изображения их содержания были опубликованы. Каталог коллекции Ворма, опубликованный как Museum Wormianum (1655), использовал коллекцию артефактов в качестве отправной точки для размышлений Ворма о философии, науке, естественной истории и многом другом.

Кабинеты диковинок были ограничены теми, кто мог позволить себе создавать и поддерживать их. Многие монархи, в частности, создали большие коллекции. Довольно малоиспользуемый пример, более сильный в искусстве, чем в других областях, был Студиоло Франческо I, первого Великого герцога Медичи Тосканского. Фридрих III из Дании, добавивший коллекцию Ворма к своей после смерти Ворма, был еще одним таким монархом. Третий пример - Кунсткамера, основанная Петром Великим в Санкт-Петербурге в 1714 году. Многие вещи были куплены в Амстердаме у Альберта Себы и Фредерик Рюйш. Сказочная Габсбургская Императорская коллекция включала важные ацтекские артефакты, в том числе головной убор из перьев или корону Монтесумы, ныне находящихся в Музей этнологии, Вена.

Немецкий Шранк начала восемнадцатого века с традиционной экспозицией кораллов (Naturkundenmuseum, Берлин)

Подобные коллекции в меньшем масштабе были в комплексе Kunstschränke, созданном в начале семнадцатого века. века аугсбургским купцом, дипломатом и коллекционером Филиппом Хайнхофером. Это были шкафы в смысле предметов мебели, сделанные из всех мыслимых экзотических и дорогих материалов и наполненные содержимым и декоративными деталями, предназначенными для отражения всего космоса в миниатюрном масштабе. Лучше всего сохранился образец, подаренный городом Аугсбургом королю Швеции Густаву Адольфу в 1632 году и хранящийся в Музее Густавиана в Упсале. Сувенирный шкаф, как современный единый предмет мебели, является версией более великих исторических примеров.

Сопоставление таких разрозненных объектов, согласно анализу Хорста Бредекампа (Bredekamp, ​​1995), поощряло сравнения, нахождение аналогий и параллелей и способствовало культурному изменению от мира, рассматриваемого как статичный, к динамическому взгляду на бесконечное преобразование естественной истории. и историческая перспектива, которая привела в семнадцатом веке к зародышам научного взгляда на реальность.

Последний пример сочетания натуральных материалов с богато обработанными изделиями - это «Зеленые своды », сформированные Августом Сильным в Дрездене, чтобы показать его комнату чудес. «Галерея Просвещения» в Британском музее, установленная в бывшем зале «Королевской библиотеки» в 2003 году в ознаменование 250-летия музея, призвана воссоздать изобилие и разнообразие, которые все еще были характерны для музеев середины прошлого века. - восемнадцатый век, смешивание раковин, образцов горных пород и ботанических образцов с большим разнообразием произведений искусства и других рукотворных предметов со всего мира.

На языке семнадцатого века, французском и английском, появился шкаф для обозначения коллекции произведений искусства, которая может по-прежнему включать в себя совокупность предметов добродетели или диковинок, таких как виртуоз, которые могут быть интеллектуально стимулирующими. В 1714 г. Майкл Бернхард Валентини опубликовал ранний музейный труд Museum Museorum, в котором описываются известные ему шкафы с каталогами их содержимого.

Некоторые части ранних универсальных коллекций, причудливые или причудливые биологические образцы, подлинные или поддельные, а также более экзотические исторические объекты могли найти применение в коммерческих шоу уродов и Интермедии.

Англия

Богато украшенный свод Студиоло Франческо I в Палаццо Веккьо, Флоренция

В 1671 году при посещении Томаса Брауна (1605-82), курьер Джон Эвелин заметил:

Весь его дом и сад - это рай и сокровищница редкостей и лучших коллекций, среди которых медаи, книги, Растения, природные предметы.

В конце своей жизни Браун пародировал растущую тенденцию к сбору диковинок в своем трактате Musaeum Clausum - перечень сомнительных, ходящих по слухам и несуществующих книг, картинок и предметов.

Сэр Ханс Слоан (1660–1753), английский врач, член Королевского общества и Королевского колледжа врачей, а также основатель Британский музей в Лондоне начал спорадически собирать растения в Англии и Франции, изучая медицину. В 1687 году герцог Олбемарль предложил Слоану должность личного врача Вест-Индского флота на Ямайке. Он согласился и провел пятнадцать месяцев, собирая и каталогизируя местные растения, животных и искусственные диковинки (например, культурные артефакты коренных и порабощенных африканских народов) Ямайки. Это стало основой для его двухтомного труда «Естественная история Ямайки», опубликованного в 1707 и 1725 годах. Слоан вернулся в Англию в 1689 году с более чем восьмистами образцами растений, которые были живыми или помещенными на плотную бумагу в восьмитомный гербарий. Он также попытался вернуть живых животных (например, змей, аллигатора и игуану), но все они умерли, не дойдя до Англии.

Слоан тщательно каталогизировал и создал обширные записи для большинства образцов и объектов в его коллекция. Он также стал приобретать другие коллекции в подарок или путем покупки. Герман Бурхааве дал ему четыре тома растений из садов Бурхааве в Лейдене. Уильям Чарлтон по завещанию в 1702 году подарил Слоану многочисленные книги о птицах, рыбах, цветах и ​​ракушках и свой разный музей, состоящий из диковинок, миниатюр, насекомых, медалей, животных, минералов, драгоценных камней и диковинок из янтаря. Слоан приобрел коллекцию Леонарда Плюкене в 1710 году. Она состояла из двадцати трех томов с более чем 8000 растений из Африки, Индии, Японии и Китая. Мэри Сомерсет, герцогиня Бофорт (1630–1715), после своей смерти в 1714 году оставила ему двенадцатитомный гербарий из своих садов в Челси и Бадминтон. Преподобный Адам Баддл дал Слоану тринадцать. объемы британских заводов. В 1716 году Слоан приобрел том Энглеберта Кемпфера с японскими растениями и виртуальный музей Джеймса Петивера, содержащий примерно сто томов растений из Европы, Северной Америки, Африки, Ближнего Востока, Индии и Востока. Марк Кейтсби дал ему растения из Северной Америки и Вест-Индии из экспедиции, финансируемой Слоаном. Филип Миллер дал ему двенадцать томов растений, выращенных в Chelsea Physic Garden.

. Слоан приобрел около трехсот пятидесяти искусственных диковинок у североамериканских индейцев, эскимосов, Южной Америки, Лапландии, Сибири, Ост-Индия и Вест-Индия, в том числе девять предметов из Ямайки. "Эти этнологические артефакты были важны, потому что они создали область коллекционирования для Британского музея, которая должна была значительно увеличиться с исследованиями капитана Джеймса Кука в Океании и Австралии и быстрым расширением Британской империи. " После своей смерти в 1753 году Слоан завещал свою значительную коллекцию из 337 томов Англии за 20 000 фунтов стерлингов. В 1759 г. королевская библиотека Георга II была добавлена ​​к коллекции Слоана, положив начало Британскому музею.

Кунсткамера эпохи итальянского барокко, около 1635 года.

Иоанн Традескант старший (около 1570–1638 гг.) Был садовником, натуралистом и ботаником на службе у герцога Бекингемского. Он собирал растения, луковицы, цветы, виноградные лозы, ягоды и фруктовые деревья из России, Леванта, Алжира, Франции, Бермудских островов, Карибского бассейна и Ост-Индии. Его сын, Джон Традескант младший (1608–1662) путешествовал в Вирджинию в 1637 году и собирал цветы, растения, ракушки и мантию из индийской оленьей шкуры, которая, как полагают, принадлежала Поухатану, отцу Покахонтас. Отец и сын, помимо ботанических образцов, собирали зоологические (например, додо с Маврикия, верхняя челюсть моржа и броненосцы), искусственные диковинки (например, ремни вампума, портреты, токарный станок, выточенный из слоновой кости., оружие, костюмы, восточная обувь и резные алебастровые панели) и раритеты (например, рука русалки, яйцо дракона, два пера хвоста феникса, кусок Истинного Креста и сосуд с кровью, пролившейся на острове Уайт). К 1630-м годам традесканты выставили свою эклектическую коллекцию в своей резиденции в Южном Ламбете. Ковчег Традесканта, как его стали называть, был самым ранним крупным кабинетом любопытства в Англии и открыт для публики за небольшую плату за вход.

Элиас Эшмол (1617–1692) был юристом, химиком, антикваром, масон и член Королевского общества с большим интересом к астрологии, алхимии и ботанике. Эшмол также был соседом Традескантов в Ламбете. Он профинансировал издание Musaeum Tradescantianum, каталога коллекции Ковчега в 1656 году. Эшмол, самостоятельный коллекционер, приобрел Традескантский Ковчег в 1659 году и добавил его в свою коллекцию астрологических, медицинских и исторических рукописей. В 1675 году он подарил свою библиотеку, коллекцию и коллекцию Традескантов Оксфордскому университету при условии, что для размещения коллекции будет предоставлено подходящее здание. Пожертвование Эшмола легло в основу Эшмоловского музея в Оксфорде.

Кабинеты редкостей теперь можно найти в усадьбе Сноусхилл и Уоллингтон-холл. Эта концепция была переосмыслена в Музее редкостей, изобразительного искусства и естественной истории Виктора Винда.

США

Томас Дент Маттер (1811–1859) был одним из первых американских пионеров реконструктивной пластической хирургии. Его специальностью было лечение врожденных аномалий, заячьей губы и неба и косолапости. Он также собрал медицинские странности, опухоли, анатомические и патологические образцы, влажные и сухие препараты, восковые модели, гипсовые слепки и иллюстрации медицинских уродств. Этот сборник начинался как учебное пособие для молодых врачей. Незадолго до смерти Мюттера в 1859 году он пожертвовал 1344 предмета Американскому колледжу врачей в Филадельфии, а также пожертвовал 30 000 долларов на содержание и расширение своего музея. Коллекция Мюттера была добавлена ​​к девяносто двум патологическим образцам, собранным доктором Исааком Пэрришем между 1849 и 1852 годами. Музей Мюттера начал собирать старинное медицинское оборудование в 1871 году, в том числе медицинское оборудование Бенджамина Раша. сундук и швейный набор Флоренс Найтингейл. В 1874 г. музей приобрел сто человеческих черепов австрийского анатома и френолога Йозефа Хиртля (1810–1894); труп девятнадцатого века, прозванный «мыльной леди»; соединенная печень и смертельный слепок Чанга и Энга Бункера, сиамских близнецов; и в 1893 году Гровер Кливленд опухоль челюсти. Музей Мюттера - превосходный образец гротескного кабинета медицинских раритетов девятнадцатого века.

П. Т. Барнум основал Американский музей Барнума на пяти этажах в Нью-Йорке, «увековечив в 1860-х годах традицию Вундеркаммера любопытства для доверчивых, часто медленно движущихся толп - знаменитый хитрый, но эффективный метод Барнума. контроль заключался в том, чтобы повесить табличку «ЭТО ПУТЬ К ЭГРЕССУ!» у выходной двери.

В 1908 году нью-йоркские бизнесмены основали Hobby Club, обеденный клуб с ограниченным числом участников 50 человек. мужчин, чтобы продемонстрировать свои «чудо-шкафы» и свои избранные коллекции. К ним относятся литературные образцы и инкубаторы ; предметы старины, такие как древние доспехи; драгоценные камни и геологические объекты, представляющие интерес. Ежегодные официальные обеды использовались для открытия различных коллекций для ознакомления с другими членами клуба.

Так возникли известные коллекции

В современной культуре

Современная интерпретация Wunderkammer

Хьюстон В Музее естествознания находится практический кабинет раритетов, в потолок которого встроены таксидермические крокодилы в стиле Dell'Historia Naturale Ферранте Императо. В Лос-Анджелесе современный Музей юрских технологий анахронично пытается воссоздать чувство удивления, которое когда-то вызывали старые шкафы любопытства. В Спринг-Грин, штат Висконсин, дом и музей Алекса Джордана, известный как Дом на скале, также можно интерпретировать как современный кабинет для диковинок, особенно в коллекциях и экспонатах. автоматов. В Бристоль, Род-Айленд, Musée Patamécanique представлен как гибрид театра автоматов и кабинета раритетов и содержит работы, представляющие область патамеханики, художественную практику и область исследования. в основном вдохновлены патафизикой. Идея кабинета раритетов также появилась в недавних публикациях и спектаклях. Например, журнал Cabinet - это ежеквартальный журнал, в котором сопоставляются явно не связанные между собой культурные артефакты и явления, чтобы показать их взаимосвязь способами, которые поощряют любопытство по поводу мира. Итальянская культурная ассоциация Wunderkamern использует тему исторических кабинетов курьезов, чтобы исследовать, как «изумление» проявляется в сегодняшнем художественном дискурсе. В мае 2008 года в рамках программы бакалавриата изящных искусств Университета Лидса состоялось шоу под названием «Wunder Kammer», кульминация исследований и практики студентов, которые позволили зрителям познакомиться с работами из всех дисциплин, от интимных инсталляций до заставляющих задуматься. видео и высококвалифицированное рисование, перемежающееся живыми выступлениями.

Некоторые интернет-блоггеры описывают свои сайты как вундеркамеры либо потому, что они в основном состоят из ссылок на интересные вещи, либо потому, что они аналогичным образом вызывают удивление к исходному wunderkammern (см. Внешние ссылки ниже). Исследователь Роберт Гель описывает такие видеосайты в Интернете, как YouTube, как современные wunderkammern, хотя и находится под угрозой превращения в капиталистические институты, «точно так же, как профессиональные хранители превратили Wunderkammers в современный музей в 18 веке» <. 74>

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Под знаком: Джон Баргрейв как коллекционер, путешественник и свидетель, Стивен Бэнн, Мичиган, 1995
  • Истоки музеев: Кабинет редкостей в Европе шестнадцатого и семнадцатого веков, изд. Оливер Импи и Артур МакГрегор, 2001, мягкая обложка, 431 страница, ISBN 1-84232-132-3
  • Шкафы для любопытных: оглядываясь назад ранние английские музеи, Кен Арнольд, Ashgate, 2006, ISBN 0-7546-0506-X.
  • Mr. Кабинет чудес Уилсона: зубчатые муравьи, рогатые люди, мыши на тосте и другие чудеса юрской технологии, Лоуренс Вешлер, 1996, торговая книга в мягкой обложке, 192 страницы, ISBN 0-679-76489-5 (см. Ссылку на веб-сайт выше)
  • Кабинет редкостей (роман), Дуглас Престон и Линкольн Чайлд, Warner Books, 2003, мягкая обложка, ISBN 0-446-61123-9.
  • Helmar Schramm et al. (ред.). Коллекция, Лаборатория, Театр. Сцены познания в 17 веке, Берлин / Нью-Йорк 2005, ISBN 978-3-11-017736-7
  • Приманка древности и культ машины: Кунсткамеры и эволюция природы, искусства и технологий Хорст Бредекамп (Эллисон Браун, переводчик) (Принстон: Маркус Вайнер) 1995 г.
  • Стивен Любар »Кабинеты любопытства: что это были за, почему они исчезли, и почему они так популярны сейчас "

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Кабинетом редкостей.

Исторические кабинеты

Современные "шкафы"

Последняя правка сделана 2021-05-13 12:58:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте