Нимиипуу | |
---|---|
Нет рога на голове, человек из племени нез-персе, нарисованный Джорджем Кэтлином | |
Всего населения | |
3500+ | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США ( Айдахо ) | |
Языки | |
Английский, Nimiipuu aka Nez Perce | |
Религия | |
Seven Drum (Walasat) и другие | |
Родственные этнические группы | |
другие сахаптинские народы |
Перс ( / ˌ п ɛ г р ɜːr s / ; самоназвание : Nimíipuu, что означает «мы, народ») являемся коренными жителями плато, которые предположительно, жили на реке Колумбия плато в Pacific Northwest а регионе не менее 11 500 лет.
Члены языковой группы сахаптин, Нимиипуу были доминирующим народом на плато Колумбия в течение большей части того времени, особенно после приобретения лошадей, которые привели их к разведению лошадей аппалуза в 18 веке.
До первого контакта с западной цивилизацией Нимиипуу были экономически и культурно влиятельными в торговле и войне, взаимодействуя с другими коренными народами в обширной сети от западных берегов Орегона и Вашингтона, высоких равнин Монтаны и северной части Большого бассейна на юге. Айдахо и северная Невада.
Французские исследователи и ловцы без разбора использовали и популяризировали название «Нез Перс» для Nimíipuu и ряд Chinook. Название переводится как « проколотый нос », но только чавычи использовали эту форму модификации тела.
Отрезанные от большинства садоводческих угодий по всей Камас-Прери соглашением 1863 года (впоследствии известным как «Договор о воровстве» или «Договор о краже» среди Нимиипуу), привязка к резервациям в Айдахо, Вашингтоне и Индейской территории Оклахомы после Нез Персе Война 1877 года и Закон Дауэса 1887 года о земельных наделах, нез персе остаются особой культурой и политическим экономическим влиянием внутри и за пределами своей резервации.
Будучи признанным на федеральном уровне племенем, племя нез персе из Айдахо управляет своей резервацией коренных жителей в Айдахо через центральное правительство со штаб-квартирой в Лапвае, известное как Исполнительный комитет племени нез персе (NPTEC). Они являются одним из пяти признанных на федеральном уровне племен в штате Айдахо. Nez Perce владеют только 12% своей резервации, а некоторые Nez Perce сдают землю в аренду фермерам или лесозаготовителям. Сегодня вылупление, сбор и употребление в пищу лосося являются важной культурной и экономической силой Нез Персе благодаря полному владению или совместному управлению различными рыбоводными заводами по выращиванию лосося, такими как Национальный рыбоводный завод Кооскиа в Кускиа или Национальный рыбоводный завод Дворшак в Орофино.
Некоторые до сих пор говорят на своем традиционном языке, и Племя владеет и управляет двумя казино вдоль реки Клируотер (в Камайе и к востоку от Льюистона ), медицинскими клиниками, полицией и судом, общественными центрами, промыслом лосося, радиостанцией и другими объектами, которые способствовать экономическому и культурному самоопределению.
Они сами себя зовут Нимиипуу (произносится [nimiːpuː] ), что означает «Люди» на их языке, часть семьи Сахаптинов.
Нез Персе - это экзоним, данный франко-канадскими торговцами мехом, которые регулярно посещали этот район в конце 18 века, что буквально означает «проколотый нос». Англоязычные торговцы и поселенцы по очереди приняли это название. С конца 20-го века Нез Персе в Сахаптине чаще всего идентифицируют себя как Ниимиипуу. Это также пишется Nee-Me-Poo. Лакота / дакота назвали их ватопала, или каноэ, из Ватопы. Однако после того, как название Nez Perce стало более распространенным, они изменили его на Watopahlute. Это происходит от pahlute, носового прохода, и это просто игра слов. Если перевести буквально, это получится либо «Носовой ход каноэ» (Watopa-pahlute), либо «Носовой ход травы» (Wato-pahlute). Ассинибойны называли их Pasú oȟnógA wįcaštA, арикара sinitčiškataríwiš. Племя также использует термин «нез персе», как и правительство Соединенных Штатов в своих официальных отношениях с ними и современные историки. В более старых историко- этнологических работах и документах используется французское написание слова Nez Percé с диакритическим знаком. Оригинальное французское произношение [ne pɛʁse], с тремя слогами.
Переводчики Сакагавеа и Туссен Шарбонно из экспедиции Льюиса и Кларка ошибочно определили этот народ как Нез Перс, когда команда столкнулась с этим племенем в 1805 году. Бронирование, объяснил ошибочное название. Она написала,
Никогда не бывает легко назвать имя индейца или даже индейского племени. У племени всегда есть как минимум два имени; один, которым они называют себя, и один, которым они известны другим племенам. Все племена, жившие к западу от Скалистых гор, назывались «чупнит-па-лу», что означает «люди с проколотыми носами»; это также означает выход из кустов или леса; люди из леса. Племена на реке Колумбия протыкали нос и носили какие-то украшения, как вы видели, как некоторые старомодные белые женщины носят в ушах. У Льюиса и Кларка был переводчик, женой которого была шошонка или женщина-Змея, и это произошло, когда его спросили: "Что это за индейцы?" ответ был: «Это« Чупнит-па-лу » », и это было записано в дневнике; написано довольно странно, потому что уши белых людей не всегда улавливают индейские тона, и, конечно же, индейцы не могли произнести ни одного слова.
В своих дневниках, Уильям Кларк ссылается на людей, как Chopunnish / tʃ oʊ р ə п ɪ ʃ /, транслитерация в Sahaptin срок. Согласно Д. Е. Уокеру в 1998 г., написанному для Смитсоновского института, этот термин является адаптацией термина cú pʼnitpeľu (люди из племени нез-перс). Термин образован от cú pʼnit (прокалывание острым предметом) и peľu (люди). В отличие от словаря языка Nez Perce, анализ термина cúpnitpelu отличается от анализа Уолкера. Приставка cú - означает «в одном файле». Этот префикс в сочетании с глаголом -piní, «выйти (например, из леса, кустов, льда)». Наконец, с суффиксом -pelú, что означает «люди или жители». Вместе эти три элемента: cú - + - piní + pelú = cúpnitpelu, или «Люди, идущие единым целым из леса». Устная традиция нез персе указывает, что имя «Куупн'итпел'уу» означало «мы вышли из леса или вышли из гор» и относилось ко времени до того, как у нез персе появились лошади.
Нез Перс язык, или Niimiipuutímt, является Sahaptian язык связан с несколькими диалектами Sahaptin. Сахапетское подсемейство - одна из ветвей плато пенутской семьи, которая, в свою очередь, может быть связана с более крупной пенутской группировкой.
Территория Нез Персе во времена Льюиса и Кларка (1804–1806) составляла приблизительно 17 000 000 акров (69 000 км 2) и охватывала части современного Вашингтона, Орегона, Монтаны и Айдахо в районе, прилегающем к Снейку (Вейикспе)., Grande Ronde Река, лосось (Naco'x Kuus) ( " чавыча вода ") и Клируотер (Кус-Кай-Кай) (" Чистая вода") река. Племенная область тянулись от Bitterroots на востоке (дверь в северо - западных равнинах Монтана) на Голубых горах на западе между широтами 45 ° с.ш. и 47 ° N.
В 1800 году у Нез Персе было более 70 постоянных деревень, от 30 до 200 человек, в зависимости от сезона и социальной группы. Археологи идентифицировали в общей сложности около 300 связанных мест, включая лагеря и деревни, в основном в каньоне реки Салмон. В 1805 году нез персе были крупнейшим племенем на плато реки Колумбия с населением около 6000 человек. К началу 20-го века нез персе сократилось примерно до 1800 из-за эпидемий, конфликтов с неиндейцами и других факторов. По сообщениям, в 2021 году племя насчитывает более 3500 членов.
Как и у других племен плато, у нез персе были сезонные деревни и лагеря, чтобы пользоваться природными ресурсами в течение всего года. Их миграция следовала повторяющейся схеме из постоянных зимних деревень через несколько временных лагерей, почти всегда возвращаясь в одни и те же места каждый год. Нез персе путешествовали по тропе Лоло (Salish: Naptnišaqs - «Nez Perce Trail») (Khoo-say-ne-ise-kit) до равнин (Khoo-sayn / Kuseyn) («Страна буйволов») в Монтана для охоты на буйволов (Qoq'a lx) и на запад до Тихоокеанского побережья ('Eteyekuus) («Большая вода»). До постройки в 1957 году плотины Даллес, затопившей этот район, водопад Селило (Силайло) был излюбленным местом на реке Колумбия (Сюйелп) («Великая река») для ловли лосося (левликс).
У Нез Персе было много союзников и торговых партнеров среди соседних народов, но также были враги и непрекращающиеся племена-антагонисты. К северу от них жили Coeur d'Alene (Schitsu'umsh) ('Iskíicu'mix), Спокан (Sqeliz) (Heyéeynimuu), а дальше к северу - Kalispel (Ql̓ispé) (Qem'éespel'uu, оба значения означают «Камас»). Люди »), Колвилль (Паапспалу) и Кутеней / Кутенай (Ктунакса) (Кууспел'уу), на северо-западе жили Палус (Пелуукпуу), а на западе - Каюзе (Лик-си-ю) (Вейилетпуу -« Народ Райграсса ».), к западу от них были обнаружены Уматилла (Иматаламлама) (Хийоваталампоо), Валла Валла, Васко (Wecq'úupuu) и Скин (Tike'éspel'uu), а к северо-западу от последних были обнаружены различные группы якама (Lexéyuu), к юг жили змейки индейцев (различные Северный Paiute (Numu) полосы (Hey'ǘuxcpel'uu) на юго - западе и Бэннок (Ними Pan a'kwati) - Северный Shoshone (Newe) полосы (Tiwélqe) на юго - востоке), на восток жили лемхи шошоны (Lémhaay), к северу от них - Bitterroot Salish / Flathead (Seliš) (Séelix), дальше на восток и северо-восток на северных равнинах были ворона (Apsáalooke) ('Isúuxe) и два могущественных союзника ансов - Железная конфедерация (Nehiyaw-Pwat) (названная в честь доминирующих равнинных и лесных кри (Paskwāwiyiniwak и Sakāwithiniwak) и Assiniboine (Nakoda) (Wihnen'íipel'uu), альянс северных равнин коренных народов Америки, основанных на торговле мехом., а позже включал в себя Stoney (Nakoda), Western Saulteaux / Plains Ojibwe (Bungi или Nakawē) и Métis ) и Конфедерацию черноногих (Niitsitapi или Siksikaitsitapi) (Isq'óyxnix) (состоящую из трех народов, говорящих на черноногих - Piegan или Пейган (Piikáni), Kainai или Bloods (Káínaa) и Siksika или Blackfoot (Siksikáwa), к которым позже присоединились не связанные с ним Сарси (Tsuu T'ina) и (какое-то время) Gros Ventre или Atsina (A'aninin) ).
Из-за большого количества смешанных браков между группами Nez Perce и соседними племенами или группами для создания союзов и мира (часто вместе проживающих в смешанных двуязычных деревнях) следующие группы также были причислены к Nez Perce (которые сегодня рассматриваются как лингвистически и культурно близкородственные, но отдельные этнические группы):
Полуоседлые Нез Персе были охотниками-собирателями без сельского хозяйства, живущими в обществе, в котором большая часть или вся пища добывается за счет кормодобывания (сбора дикорастущих растений и корней и преследования диких животных). Они зависели от охоты, рыбалки и сбора диких корнеплодов и ягод.
Персе люди исторически зависели от различных тихоокеанских лососей и Тихим форели для их питания: чавыча или « nacoox » ( Oncorhynchus tschawytscha ) были съедены самой, но и другие виды, такие как Тихоокеанского миноги (Entosphenus tridentatus или Lampetra трехзубчатым), и chiselmouth были съедены тоже. Среди других важных видов рыб - нерка ( Oncorhynchus nerka ), серебряный лосось или калаи ( Oncorhynchus kisutch ), кета или собачий лосось или калаи ( Oncorhynchus keta ), горный сиг или ци'мей ( Prosopium williamsoni ), Белый осетр ( Acipenser transmontanus ), Белая присоска или " mu'quc " ( Catostomus commersonii ) и разновидности форели - Steelhead или Heyey Западного побережья ( Oncorhynchus mykiss ), ручьевая форель или " pi'ckatyo " ( Salvelinus fontinalis ), форель-бык или " ислам " ( Salvelinus confluentus ) и форель-головорез или " вава'лам " ( Oncorhynchus clarkii ).
До контакта с европейцами традиционные охотничьи и рыболовные районы Нез Персе простирались от Каскадного хребта на западе до гор Биттеррут на востоке.
Исторически сложилось так, что в конце мая - начале июня жители деревни Нез-Персе толпились на общественные места рыбной ловли, чтобы поймать угрей, сталголового лосося и чавычи или выловить рыбу с помощью больших сетей. Рыбная ловля велась в течение всего лета и осени, сначала в нижних ручьях, а затем в более высоких притоках. Уловы также включали лосося, осетровых рыб, сига, лососей и разновидностей форели. Большая часть запасов для зимнего использования была получена за счет повторного промысла осенью, когда в реках появилось большое количество нерки, серебристого и собачьего лосося.
Рыбалка традиционно является важным ритуальным и коммерческим занятием племени нез персе. Сегодня рыбаки Нез Персе участвуют в племенном рыболовстве в основном русле реки Колумбия между плотинами Бонневиль и Макнари. Нез персе также ловят весеннюю и летнюю рыбу чавычи и радужную форель / стальную головку в реке Снейк и ее притоках. Племя Нез Персе управляет племенным инкубаторием Нез Персе на реке Клируотер, а также несколькими программами спутникового инкубатория.
Лагерь Нез Персе, Лапвай, Айдахо, ок. 1899 г.Первая рыбалка в сезоне сопровождалась предписанными ритуалами и церемониальным пиршеством, известным как « коойит ». Благодарение было предложено Создателю и рыбам за то, что они вернулись и отдали себя людям в пищу. Таким образом, была надежда, что рыба вернется в следующем году.
Как и лосось, растения внесли свой вклад в традиционную культуру нез персе как в материальном, так и в духовном плане.
Помимо рыбы и дичи, растительная пища обеспечивала более половины диетических калорий, а зимняя выживаемость в значительной степени зависела от сушеных корней, особенно Kouse или qáamsit (в свежем виде) и qáaws (в чистом и сушеном виде) ( Lomatium, особенно Lomatium cous ), и Camas, или " qém'es " (Nez Perce: "сладкий") ( Camassia quamash ), первый обжаривался в косточках, а другой измельчался в ступке и формовался в лепешки для будущего использования, оба растения имели традиционно был важным продуктом питания и предметом торговли. Женщины несли основную ответственность за сбор и подготовку этих корнеплодов. Луковицы камас собирали в районе между стоками рек Лосось и Клируотер. Методы приготовления и хранения зимних продуктов позволили людям пережить более холодные зимы с небольшим количеством свежих продуктов или без них.
Любимые фрукты высушенные на зиму были serviceberries или « Кель » ( ирга ольхолистной или ольхолистный ), черные черники или « cemi'tk » ( Vaccinium membranaceum ), красные бузины или « mi'ttip » ( бузина красной вар. Рябина ) и chokecherries или « тимс » ( Prunus virginiana var. melanocarpa ). Текстиль Nez Perce производился в основном из собачьей язвы или « кему » ( Apocynum cannabinum или индийская конопля ), тулес или « то'ко » ( Schoenoplectus acutus var. Acutus ) и западного красного кедра или « тала'тата » ( Thuja plicata ). Наиболее важными промышленными лесами были красный кедр, сосна ponderosa или " la'qa " ( Pinus ponderosa ), пихта Дугласа или " pa'ps " ( Pseudotsuga menziesii ), ива песчаная или " tax's " ( Salix exigua ), а также твердые породы, такие как Тихоокеанский тис или « ta'mqay » ( Taxus brevifolia ) и syringa или « sise'qiy » ( Philadelphus lewisii или индийская стрела ).
Многие рыбы и растения, важные для культуры Нез Персе, сегодня являются государственными символами: черная черника или cemi'tk является официальным государственным фруктом, а индийская стрелка или sise'qiy, пихта Дугласа или pa'ps - это государственное дерево штата Орегон и сосна пондероза или « ла'ка » в Монтане, лосось чавычи - штатная рыба Орегона, головорезная форель или « вава'лам » в Айдахо, Монтане и Вайоминге и стальная голова Западного побережья или « эй "из Вашингтона.
«Сердце чудовища», описанное в рассказе о происхождении Нез Персе.Нез персе верили в духов, называемых вейкинами (Wie-a-kins), которые, как они думали, предлагают связь с невидимым миром духовной силы ". Вейкин защитит человека от вреда и станет личным духом-хранителем. Вейкин искатель отправлялся в горы один на поиски видений. Это включало пост и медитацию в течение нескольких дней. Во время поисков человек может получить видение духа, который принимает форму млекопитающего или птицы. Это видение могло появиться физически, во сне или в трансе. Weyekin должен был передать силы животного своему носителю - например, олень мог дать своему носителю быстроту. Weyekin человека был очень личным. Он редко передавался с кем-либо и был созерцать наедине. Weyekin оставался с человеком до самой смерти.
Хелен Хант Джексон, автор книги « Столетие бесчестия », написанной в 1889 году, называет нез персе «самыми богатыми, благородными и нежными» из индийских народов, а также самыми трудолюбивыми.
Музей в Национальном историческом парке Нез Персе, штаб-квартира которого находится в Сполдинге, штат Айдахо, и управляется Службой национальных парков, включает в себя исследовательский центр, архивы и библиотеку. Исторические записи доступны для изучения и интерпретации истории и культуры Нез Персе на месте. Парк включает 38 участков, связанных с Нез Персе в штатах Айдахо, Монтана, Орегон и Вашингтон, многие из которых находятся в ведении местных и государственных агентств.
В 1805 году Уильям Кларк был первым европейским американцем, встретившим представителей этого племени, за исключением вышеупомянутых франко-канадских торговцев. Пока он, Мериуэзер Льюис и их люди переходили горы Биттеррут, у них кончилась еда, и Кларк взял шесть охотников и поспешил вперед, чтобы поохотиться. 20 сентября 1805 года недалеко от западного конца тропы Лоло он нашел небольшой лагерь на краю раскопок камас, который сейчас называется прериями Вейппе. На исследователей произвело благоприятное впечатление знакомые им нез персе. Готовясь к оставшемуся пути к Тихому океану на лодках по рекам, они поручили содержать своих лошадей, пока не вернутся «двум братьям и одному сыну одного из вождей». Одним из этих индейцев был Валаммоттинин (что означает «Собранные в пучок и связанные волосы», но более известный как «Скрученные волосы»). Он был отцом главного юриста, который к 1877 году был видным членом фракции «Договор» племени. Нез персе в целом были верны своему доверию; группа без особого труда вернула своих лошадей.
Вспоминая встречу Нез Персе с партией Льюиса и Кларка, в 1889 году антрополог Элис Флетчер писала, что «исследователи Льюиса и Кларка были первыми белыми мужчинами, которых когда-либо видели многие люди, и женщины считали их красивыми». Она писала, что Нез Персе «были добры к усталой и голодной группе. Они снабжали свежих лошадей, сушеного мяса и рыбы с диким картофелем и другими корнеплодами, которые можно было есть, а отдохнувшие белые люди пошли дальше, на запад, оставив свои костлявые, измученные лошади, о которых индейцы должны позаботиться, чтобы они были жирными и сильными, когда Льюис и Кларк вернутся домой ». На обратном пути следующей весной они прибыли в лагерь Нез Персе, снова голодные и измученные. Племя построило для них большую палатку и снова накормило. Желая свежего красного мяса, группа предложила обмен на лошадь нез-персе. Цитируя дневник Льюиса и Кларка, Флетчер пишет: «Гостеприимство вождей было оскорблено идеей обмена. Он заметил, что у его людей было много молодых лошадей и что, если бы мы были расположены использовать эту пищу, мы могли бы иметь столько, сколько мы хотели ". Группа пробыла с Nez Perce в течение месяца, прежде чем двинуться дальше.
Нез персе были одним из племен в Совете Уолла Уолла (1855 г.) (наряду с Кайюс, Уматилла, Уолла Уолла и Якама ), подписавшим Договор Уолла Уолла.
Под давлением американцев европейского происхождения в конце 19 века Нез Персе разделились на две группы: одна сторона согласилась с принудительным переселением в резервацию, а другая отказалась отдать свои плодородные земли в Вашингтоне и Орегоне. Те, кто готов пойти на оговорку договора в 1877. Полета недоговорной Нез Перс началась 15 июня 1877 года, с главным Иосифом, Зазеркальем, Белой птицей, Оллокотом, Lean Elk ( Poker Джо ) и Тооулхулзот ведущие 750 мужчин, женщин и детей в попытке добраться до мирного убежища. Они намеревались найти убежище у своих союзников Ворона, но после отказа Ворона предложить помощь Нез Персе попытались добраться до лагеря в Канаде вождя Лакота Сидящего Быка. Он мигрировал туда вместо того, чтобы сдаться после победы индейцев в битве при Литтл-Бигхорн.
Вождь Джозеф, 1877 г.Nez Perce преследовали более 2000 солдат армии США во время эпического полета к свободе на расстояние более 1170 миль (1880 км) через четыре штата и множество горных хребтов. 250 воинов Nez Perce победили или отбили преследующие войска в 18 битвах, схватках и сражениях. В этих конфликтах погибло более 100 солдат США и 100 нез перс (включая женщин и детей).
Большинство выживших Нез Персе были наконец вынуждены сдаться 5 октября 1877 года, после битвы в горах Медвежья Лапа в Монтане, в 40 милях (64 км) от канадско-американской границы. Главный Джозеф сдался генералу Оливеру О. Ховарду из кавалерии США. Во время переговоров о капитуляции вождь Джозеф направил солдатам США сообщение, обычно называемое речью. Он стал известен как одна из величайших американских речей: «... Послушайте меня, мои начальники, я устал. Мое сердце больно и грустно. С того места, где сейчас стоит солнце, я больше не буду сражаться вечно».
Вождь Джозеф отправился в Вашингтон, округ Колумбия, в январе 1879 года, чтобы встретиться с президентом и Конгрессом, после чего его отчет был опубликован в North American Review.
Маршрут полета Нез Персе проходит по Национальному историческому маршруту Нез Персе. Ежегодный аттракцион Cypress Hills в июне посвящен попытке жителей Нез Персе сбежать в Канаду.
В 1994 году племя нез персе начало программу разведения, основанную на скрещивании аппалуза и среднеазиатской породы под названием ахалтекинцы, с целью получения так называемой лошади нез персе. Они хотели восстановить часть своей традиционной конной культуры, где они проводили селекционное разведение своих лошадей, долгое время считавшееся показателем богатства и статуса, и обучили своих членов высокому качеству верховой езды. Социальные разрушения из-за жизни в резервациях и ассимиляционного давления со стороны американцев и правительства привели к разрушению их конной культуры в 19 веке. Программа разведения 20-го века финансировалась Министерством здравоохранения и социальных служб США, племенем нез персе и некоммерческой организацией под названием « Институт развития коренных народов». Он продвигает бизнес в стране коренных американцев, отражающий ценности и традиции народов. Порода лошадей нез персе известна своей скоростью.
Нынешние племенные земли состоят из резервации в северной части центрального штата Айдахо на 46 ° 18′N 116 ° 24′W / 46.300 ° с.ш. 116.400 ° з.д. / 46,300; -116,400, в основном в регионе Камас-Прери к югу от реки Клируотер, в частях четырех округов. В порядке убывания площади это округа Нез-Перс, Льюис, Айдахо и Клируотер. Общая площадь суши составляет около 1195 квадратных миль (3100 км 2), а население резервации по переписи 2000 года составляло 17 959 человек.
Из-за потери земель племенами население резервации преимущественно белое, почти 90% в 1988 году. Самая большая община - город Орофино, расположенный недалеко от его северо-восточного угла. Лапвай является резиденцией племенного правительства, и в нем проживает самый высокий процент жителей племени нез персе - около 81,4 процента.
Подобно открытию земель коренных американцев в Оклахоме, разрешив приобретение излишков некоренными жителями после того, как домохозяйства получили участки, правительство США открыло резервацию Нез Персе для всеобщего заселения 18 ноября 1895 года. Прокламация была подписана менее чем за две недели. ранее президентом Гровером Кливлендом. Тысячи людей бросились захватить землю в резервации, заявив о своих претензиях даже на землю, принадлежащую семьям Нез Персе.
Родина Nez Perce Wallowa в Wallowa на северо-востоке Орегона находится на исторической территории большой группы Wallowa Band. Хоумлэнд владеет 320 акрами земли и центром для посетителей с 2000 года, чтобы «обогатить отношения между потомками коренных жителей и современными жителями долины Валлова... [и] сохранить и прославить обычаи и культуру коренных жителей. " Методистская церковь была основана в Валлове в 1877 году, а в 2021 году Объединенная методистская церковь вернула небольшой участок земли и здание церкви племени нез-персе.
Кроме того, в индейской резервации Колвилл на востоке Вашингтона есть группа Джозефа Нез Персе.
Главный юрист, г. 1861 г.
Пео Пео Толект (Птица), воин из племени нез-персе, который помог захватить горную гаубицу в битве у Большой дыры.
Желтый волк, 30 декабря 1909 г.