Народ лакота

редактировать
Коренные жители Великих равнин

Лакота
Lakota portraits.jpg
Общее население
Более 115 000 зарегистрированных членов (перепись 2015 г.)
Регионы со значительной численностью населения
США. (Северная Дакота и Южная Дакота )
Языки
Английский, Лакота
Религия
традиционные племена религия
Родственные этнические группы
другие сиу народы (Санти, Сиссетон Вапетон Оят, Янктон, Янктонай )
Файл: WIKITONGUES- Junior Говорит на Lakota.webm Воспроизвести носитель Лакота, говорящий в Соединенных Штатах для Wikitongues.

Lakota (произносится ; лакота : Lakȟóta / Lakhóta) - индейское племя. Также известное как тетон сиу (от Thítȟuŋwa), они одна из трех выдающихся субкультур народа сиу. Их нынешние земли находятся в Северной и Южной Дакоте. Они говорят на лакшотияпи - лакота-ла nguage, самый западный из трех тесно связанных языков, принадлежащих к семье сиуанских языков.

Семь банд или «подплемен» лакота:

  • Sičháŋǧu (Брюле, Обожженные бедра)
  • Oglála («Они разбрасывают свои собственные»)
  • Itázipčho (Без арки, без луков)
  • Húŋkpapȟa (Hunkpapa, «Конечная деревня», лагеря в конце лагерного круга)
  • Mnikȟówožu (Miniconjou, «Растение у воды ", Плантаторы у воды)
  • Сихасапа (" Черноногие "или" Черноногие ")
  • Оохенунгпа (Два чайника)

Среди известных лиц лакота - Таттанька Чйотаке (Сидящий бык ) из группы Húnkpapȟa; Прикоснись к облакам из группы Miniconjou, Хедака Сапа (Черный лось ) из группы оглала, Маупия Лута (Красное облако ), Билли Миллс, Tȟašúŋke Witkó (Crazy Horse ) из банд Оглала и Миниконжу, и Siŋté Glešká (Пятнистый Хвост ) из Бруле.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Правительство
    • 2.1 США
    • 2.2 Канада
    • 2.3 Движение за независимость
  • 3 Текущая активность
  • 4 Этнонимы
  • 5 Оговорки
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
История
Сцены битв и конных набегов украшают муслин лакота типи из конец 19-го или начало 20-го века

носители сиуанского языка, возможно, произошли из нижнего региона реки Миссисипи, а затем мигрировали или возникли в долине Огайо. Они были земледельцами и, возможно, были частью цивилизации строителей курганов в течение 9–12 веков нашей эры. В легенде Лакота и в других источниках говорится, что они изначально жили недалеко от Великих озер: «Племена Дакота до контакта с европейцами в 1600 году жили в районе вокруг озера Верхнее. В этой лесной среде они жили охотой, рыбной ловлей и сбором дикого риса. Они также выращивали немного кукурузы, но их район был близок к пределу возможностей выращивания кукурузы ». Это может быть слияние с алгонкинскими группами, типичными для этого региона, хотя сиуанские народы, вероятно, мигрировали туда позже. В конце 16-го и начале 17-го веков дакота-лакотские носители жили в верхнем регионе Миссисипи на территории современной Миннесоты, Висконсина, Айовы и Дакоты. Конфликты с анишнаабе и народами кри вытеснили лакота на запад на Великие равнины в середине-конце 17 века.

Ранняя история лакота записана в их Зимний счет (Lakota : waníyetu wówapi), графические календари, нарисованные на шкурах или позже записанные на бумаге. Зимний подсчет Battiste Good фиксирует историю Лакота до 900 г. н.э., когда женщина-детеныш белого буйвола подарила народам лакота трубку из теленка белого буйвола.

Около 1730 года народ Шайенн представил лакота лошадям, которых называли šukawakaŋ («собака [силы] / тайны / чуда»). После того, как они приняли культуру лошадей, общество лакота сосредоточилось на охоте на буйволов верхом. Общая численность сиу (лакота, санти, янктон и янктонай ) была оценена французскими исследователями в 1660 году в 28000 человек. Впервые была оценена популяция лакота. составляла 8 500 человек в 1805 году, неуклонно росла и достигла 16 110 в 1881 году. Таким образом, лакота были одним из немногих индейских племен, численность населения которых увеличилась в 19 веке. Число Лакота в настоящее время увеличилось до более чем 170 000, из которых около 2000 все еще говорят на языке Лакота (Lakȟótiyapi).

После 1720 г. ветвь Лакота Семи Огней Совета раскололась на две основные секты, Сона, которые переехали в район Лейк-Траверс на границе Южной Дакоты, Северной Дакоты и Миннесоты, а также в Оглала-Сичаню, который занимал долину реки Джеймс. Однако примерно к 1750 году Сона переместилась на восточный берег реки Миссури, а 10 лет спустя - Оглала и Брюле (Сичханю).

Большие и могущественные деревни Арикара, Мандан и Хидатса долгое время не позволяли лакота пересечь Миссури. Однако великая оспа эпидемия 1772–1780 годов уничтожила три четверти этих племен. Лакота переправились через реку в более сухие низкотравные прерии Высоких Равнин. Этими новичками были Сона, хорошо оседлавшие и все более уверенные в себе, которые быстро разошлись. В 1765 году разведывательная и совершающая набеги группа Сона во главе с главным стоящим Медведем обнаружила Блэк-Хиллз (Паха Сапа ), затем территорию Шайенн. Десять лет спустя Оглала и Брюле также пересекли реку. В 1765 году разведывательная и совершающая набеги группа Сона во главе с главным стоящим Медведем обнаружила Блэк-Хиллз (Паха Сапа ), а затем территорию Шайенн. Затем шайены двинулись на запад, в страну Паудер-Ривер, а лакота сделали Блэк-Хиллз своим домом.

Индийские уполномоченные по вопросам мира в совете с северным шайенном и северным арапахо, Форт Ларами, Вайоминг

Первоначальный контакт Соединенных Штатов с лакота в 1804–1806 годах был отмечен противостоянием. Банды лакота отказались позволить исследователям продолжить восхождение, и экспедиция приготовилась к битве, которая так и не началась.

Некоторые банды лакота стали первыми индейцами, которые помогли армии Соединенных Штатов в войне с Индией к западу от Миссури. во время войны с Арикара в 1823 году.

В 1843 году южные лакота напали на деревню синего пальто вождя пауни около Лу в Небраске, убив многих и сожгив половину земляные домики. В следующий раз лакота нанесут такой сильный удар пауни в 1873 году, во время битвы в каньоне резни у реки республиканцев.

договорная территория Лакота 1851 года (зона 408, 516, 584, 597, 598) и 632)

Почти полвека спустя, после того, как форт Ларами был построен без разрешения на земле Лакота, был заключен договор по форту Ларами 1851 для защиты путешественников на Орегонская тропа. Шайенны и лакота ранее нападали на партии эмигрантов в борьбе за ресурсы, а также потому, что некоторые поселенцы вторглись на их земли. Договор форта Ларами признал суверенитет Лакота над Великими равнинами в обмен на свободный проход по Орегонской тропе «до тех пор, пока река течет и орел летает».

Правительство Соединенных Штатов не применяет ограничения договора против несанкционированного урегулирования. Лакота и другие банды нападали на поселенцев и даже эмигрантские поезда, вызывая общественное давление на армию США с целью наказать противников. 3 сентября 1855 года 700 солдат под командованием американского генерала Уильяма С. Харни отомстили за Граттанская резня, напав на деревню Лакота в Небраске, убив около 100 мужчин, женщин и детей. Последовала серия коротких «войн», и в 1862–1864 гг., Когда беженцы из «Дакотской войны 1862 » в Миннесоте бежали на запад к своим союзникам в Монтане и территории Дакота. Увеличение количества незаконных поселений после Гражданской войны в США снова привело к войне.

Черные холмы считались лакота священными, и они возражали против добычи полезных ископаемых. Между 1866 и 1868 годами армия США воевала с лакота и их союзниками вдоль тропы Бозмана над фортами США, построенными для защиты шахтеров, путешествующих по тропе. Вождь Оглала Красное Облако привел свой народ к победе в Войне Красного Облака. В 1868 году Соединенные Штаты подписали Договор о Форт-Ларами 1868, навсегда освободив Блэк-Хиллз от всех белых поселений. Четыре года спустя здесь было обнаружено золото, и на местность спустились старатели.

Нападения на поселенцев и горняков были отражены военными силами командующих армией, таких как подполковник Джордж Армстронг Кастер. Генерал Филип Шеридан призвал свои войска охотиться и убивать буйволов как средство «уничтожения индейского комиссара».

Союзные банды Лакота и Арапахо и объединенные северные шайенны были вовлечены в большую часть боевых действий после 1860 года. Они провели успешную отложенную операцию против армии генерала Джорджа Крука в битве у Бутона Розы, не давая Круку найти и атаковать их лагерь, а через неделю разгромил США 7-й кавалерийский полк в 1876 году в битве на жирной траве в резервации индейцев ворон в 1868 году. Кастер напал на лагерь нескольких племен, намного больший, чем он предполагал. Их объединенные силы под предводительством Шефа Бешеного Коня убили 258 солдат, уничтожив весь батальон Кастера в битве при Литтл-Бигхорне и нанеся более 50% потерь полку.

Однако их победа над армией США длилась недолго. Конгресс США выделил средства для увеличения армии на 2500 человек. Усиленная армия США нанесла поражение бандам лакота в серии сражений, окончательно положив конец Великой войне сиу в 1877 году. Лакота в конечном итоге были ограничены резервациями, лишены возможности охотиться на буйволов и вынуждены согласиться на раздачу еды правительством.

17 января 1891 г.: Молодой человек, боясь лошадей в лагере племени оглала Лакота в Пайн-Ридж, Южная Дакота, через 3 недели после Резня Раненого Колена, когда 150 рассеялись, 153 Лакота Сиу и 25 американских солдат погибли. Флаг племени Оглала Сиу

В 1877 году некоторые банды Лакота подписали договор, по которому Блэк-Хиллз уступил Соединенные Штаты; однако характер этого договора и его принятие были противоречивыми. Количество лидеров лакота, которые фактически поддержали договор, вызывает большие споры. В Блэк-Хиллз продолжались конфликты низкой интенсивности. Четырнадцать лет спустя Сидящий Бык был убит в резервации Стэндинг Рок 15 декабря 1890 года. Армия США напала на пятнистого лося (также известного как снежный человек), банду Мникуоджу в Лакоте в Резня Раненого Колена 29 декабря 1890 года в Пайн-Ридж.

Сегодня лакота обитают в основном в пяти резервациях на западе Южной Дакоты:

Лакота также живут в резервации индейцев Форт-Пек на северо-востоке Монтана, индейская резервация Форт Бертольд на северо-западе Северной Дакоты и несколько небольших заповедников в Саскачеване и Манитобе. Их предки бежали на «Землю бабушки [то есть королевы Виктории]» (Канада ) во время войны в Миннесоте или Блэк-Хиллз.

Многие лакота живут в Рэпид-Сити и других городах Блэк-Хиллз, а также в метро Денвер. Старейшины лакота присоединились к Организации непредставленных наций и народов (UNPO) в поисках защиты и признания своих культурных и земельных прав.

Правительство

Соединенные Штаты

Юридически и по договору полуавтономная «нация» в пределах Соединенных Штатов, сиу лакота представлены на местном уровне должностными лицами, избранными в советы по делам несколько резерваций и сообществ в Дакоте, Миннесоте, Небраске. Они представлены на уровне штата и страны выборными должностными лицами из политических округов соответствующих штатов и округов по выборам в Конгресс. Члены группы или резервации, проживающие как в отдельных резервациях, так и за их пределами, имеют право голосовать на периодических выборах за эту резервацию. Каждая резервация имеет уникальный стиль местного самоуправления и избирательный цикл, основанный на его собственной конституции или учредительных документах. Большинство из них придерживаются модели, состоящей из нескольких членов совета племени, где председатель или президент избирается непосредственно избирателями.

  • Нынешним президентом племени оглала сиу, большинства племени лакота, проживающего в основном в резервации Пайн-Ридж, является Джулиан Бегущий медведь.
  • Президентом племени Сичханьу лакота в резервации Роузбад является Уильям Киндл.
  • Председателем резервации Стэндинг Рок, в которую входят представители нескольких подгрупп Лакота, включая Хункпапаа, является Майк Фейт.
  • Председатель племени сиу реки Шайенн в резервации реки Шайенн, в которую входят банды Mnikówožu, Itázipčho, Sihá Sápa и Oóhenuŋpa из племени лакота - это Кевин Кеклер.
  • Председателем нижнего племени сиу-брюле, которое является домом для нижнего сикангу-лакота, является Бойд И. Гурно. 356>Племенные правительства как полуавтономные политические образования имеют значительную свободу действий при отклонении от закона штата (например, индийские игры ). В конечном итоге они подлежат надзору со стороны Конгресса США и исполнительной власти через Бюро по делам индейцев. Природа и законность этих отношений по-прежнему являются предметом споров.

    Канада

    В Манитобе и южном Саскачеване есть девять банд из Дакоты и Лакоты., всего 6 000 зарегистрированных участников. Они признаны коренными народами, но не считаются «индейцами по договору». Как коренные народы они получают права и льготы через департамент по делам индейцев и северных территорий Канады. Однако, поскольку они не признаны индейцами по договору, они не участвовали в освоении земель и получении доходов от природных ресурсов. Дакота отвергла соглашение о земельных правах на 60 миллионов долларов в 2008 году.

    Движение за независимость

    Милдред «Мидж» Вагнер, женщина из племени лакота, пела на пау-вау в 2015 году

    Было проведено множество акций, профессий и предложенные движения за независимость, возглавляемые различными людьми и коалициями.

    В 1980 году Верховный суд постановил в деле Соединенные Штаты против народа сиу индейцев присудить 122 миллиона долларов восьми бандам индейцев сиу в качестве компенсации за их земельные претензии в Блэк-Хиллз. 207>. Сиу отказались от денег, потому что принятие соглашения законно прекратит их требования о возвращении Черных холмов. Деньги остаются на счете Бюро по делам индейцев с начислением сложных процентов. По состоянию на 2011 год счет вырос до более чем 1 миллиарда долларов.

    В сентябре 2007 года Организация Объединенных Наций приняла необязательную Декларацию о правах коренных народов. Канада, Соединенные Штаты, Австралия и Новая Зеландия отказались подписать.

    20 декабря 2007 года небольшая группа людей во главе с активистом движения американских индейцев Расселом Минсом под именем Lakota Freedom Delegation отправилась в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы объявить о выходе Lakota Sioux из всех договоров с правительством Соединенных Штатов. Эти активисты не имели статуса ни при каком избранном племенном правительстве, и вожди племен лакота публично заявили, что, по словам председателя племени Роузбад Лакота Родни Бордо, «Мы не поддерживаем то, что означает и его группа. делают, и у них нет никакой поддержки со стороны какого-либо племенного правительства, о котором я знаю. Они не говорят за нас ».

    Затем Минс объявил« Республику Лакота »суверенным государством с правами собственности более тысячи квадратных миль в Южной Дакоте, Северной Дакоте, Небраске, Вайоминге и Монтане. Группа заявила, что они не действуют от имени и не представляют племенные правительства, «созданные BIA или теми лакота, которые поддерживают систему правления BIA».

    «Делегация свободы Lakota» не включала никаких избранных лидеров из любого из племен. Рассел Минс ранее баллотировался на пост президента племени оглала сиу и дважды терпел поражение. Несколько племенных правительств, избранных самими племенами, выступили с заявлениями, дистанцирующимися от декларации независимости, при этом некоторые заявили, что внимательно следят за независимым движением. Ни одно из избранных племенных правительств не поддержало декларацию.

    Текущая активность

    Народ Лакота попал в новости по всей стране, когда в эфир вышло расследование NPR «Потерянные дети, разрушенные семьи». В нем разоблачено то, что многие критики считают «похищением» детей лакота из их домов Департаментом социальных служб штата Южная Дакота (D.S.S.). Активисты лакота, такие как Мадонна Громовой Ястреб и Чейз Айрон Айз, наряду с Проектом народного права лакота, утверждали, что бабушкам лакота незаконно отказывают в праве воспитывать собственных внуков. В настоящее время они работают над перенаправлением федерального финансирования из D.S.S. штата Южная Дакота. новым племенным программам патронатного воспитания. Это был бы исторический отход от традиционного контроля государства над приемными детьми лакота.

    Другой короткометражный фильм, «Лакота в Америке», был снят Square. В фильме показана Женевьев Айрон Лайтнинг, молодая танцовщица из племени лакота из резервации реки Шайенн, одного из самых бедных сообществ в США. Безработица, наркомания, алкоголизм и суицид - все это проблемы для Лакота в резервации.

    Этнонимы

    Имя Лакота происходит от автономного имени Лакота, Лакота «чувство привязанности, дружелюбие, единство, союзничество». Ранние французские исторические документы не выделяли отдельного подразделения Тетон, вместо этого группируя их с другими племенами «сиу Запада», Санти и Янктон.

    Имена Тетон и Тетуван происходят от лакотаского имени thítȟuŋwaŋ, значение которого неясно. Этот термин использовался для обозначения лакота группами сиу, отличными от лакота. Другие производные включают: ти танка, Тинтоньянян, Титон, Тинтонха, Тинтохас, Тинтенха, Тинтон, Тунтотас, Тинтоны, Тинтонер, Тинтинос, Тен-тон-га, Тинтонха, Тинтонха, Тентоуха, Тинтонванс, Тиндау, Тинтентон, Атинтонс, Атинтон, Атинтаны, Атрутоны, Титоба, Титонги, Тетон Сиу, Титон, Ти-Тоан, Титваун, Титваны, Ти-т'-Вон, Титванцы, Тит'ван, Тетанс, Титон и Титонван.

    Ранние французские источники называют Lakota Sioux с дополнительным модификатором, например Sioux of the West, West Schious, Sioux des Prairies, Sioux occidentaux, Sioux of the Meadows, Nadooessis of the Plains, Prairie Indians, Sioux of равнины, маскутены-надуэсси, маскутены-надуэсси и номады сиу.

    Седельный пояс из бусин лакота, изготовленный ок. 1850

    Сегодня многие племена продолжают официально называть себя сиу. В 19 и 20 веках это имя использовалось правительством США для всех людей Дакоты / Лакота. Однако некоторые племена официально или неофициально приняли традиционные названия: племя сиу бутонов роз также известно как Sičháŋǧu Oyáte (нация Brulé), а оглала часто используют имя Oglála Lakȟóta Oyáte, а не английское «Oglala Sioux Tribe» или OST.. (Альтернативное английское написание Огаллала устарело, хотя оно ближе к правильному произношению.) Лакота имеют названия для своих собственных подразделений. Лакота также являются западными из трех групп сиу, занимая земли как в Северной, так и в Южной Дакоте.

    Резервации
    Музей Акта Лакота в Чемберлен, Южная Дакота

    Сегодня половина всех зачисленных сиу живут за счет Резервации.

    резервации Лакота , признанной Правительство США включает:

    Некоторые лакота также живут в других резервациях сиу в восточной части Южной Дакоты, Миннесоты и Небраски:

    Кроме того, несколько лакота живут на Заповедник Первой нации Вуд Маунтин, около Регионального парка Вуд Маунтин в Саскачеване, Канада.

    См. Также
    Примечания
    Ссылки
    • Бек, Пол Н. (2013). Колонны мести: солдаты, сиу и карательные экспедиции, 1863–1864 гг. Норман, Оклахома: издательство Оклахомского университета.
    • Кристафферсон, Деннис М. (2001). «Сиу, 1930–2000». В книге Р. Дж. ДеМалли (ред.), Справочник североамериканских индейцев: равнины (том 13, часть 2, стр. 821–839). У. К. Стертевант (Быт. Ред.). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. ISBN 0-16-050400-7.
    • ДеМалли, Раймонд Дж. (2001a). «Сиу до 1850 года». В книге Р. Дж. ДеМалли (ред.), Справочник североамериканских индейцев: равнины (том 13, часть 2, стр. 718–760). У. К. Стертевант (Быт. Ред.). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. ISBN 0-16-050400-7.
    • ДеМалли, Раймонд Дж. (2001b). «Тетон». В книге Р. Дж. ДеМалли (ред.), Справочник североамериканских индейцев: равнины (том 13, часть 2, стр. 794–820). У. К. Стертевант (Быт. Ред.). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. ISBN 0-16-050400-7.
    • Хямяляйнен, Пека. (2019). Лакота Америка: Новая история власти коренных народов, Нью-Хейвен, Коннектикут: Yale University Press. ISBN 978-0-300-21595-3.
    • Мэтсон, Уильям и Фретем, Марк (2006). Продюсеры. «Авторизованная биография Сумасшедшего Коня и его семьи, часть первая: творение, духовность и семейное древо». Семья Crazy Horse рассказывает свою устную историю и объясняет духовность и культуру Лакота на DVD. (Издатель: Reelcontact.com)
    • Паркс, Дуглас Р.; И Рэнкин, Роберт Л. (2001). «Сиуанские языки». В книге Р. Дж. ДеМалли (ред.), Справочник североамериканских индейцев: равнины (том 13, часть 1, стр. 94–114). У. К. Стертевант (Быт. Ред.). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. ISBN 978-0-16-050400-6.
    • Прицкер, Барри М. Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы. Oxford: Oxford University Press, 2000. ISBN 978-0-19-513877-1.
    • Ульрих, январь (2011) Новый словарь лакота. Консорциум языков лакота. ISBN 0-9761082-9-1. (Самый полный словарь языка, единственный надежный словарь с точки зрения правописания и определения слов.)
    Внешние ссылки
    Лакота люди тестируют из Википедии на Инкубатор Викимедиа
    Викискладе есть медиафайлы, связанные с народом лакота.
Последняя правка сделана 2021-05-26 12:08:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте