Люди Кайюс

редактировать
Кайюс
Cayuse lang.png Площадь земель племени Кайюс
Общая численность населения
2010: 304 отдельно и в сочетании
Регионы со значительным населением
Вашингтон, Орегон
Языки
Английский, Кайюз (вымершие)
Религия
Анимизм, христианство
Родственные этнические группы
Уматилла, Уолла Уолла, Нез Персе
представители племен Кайюс и Сахаптин в Вашингтоне, округ Колумбия (1890) Умапине ( Ваконконвеласонми), вождь Кайюс, сентябрь 1909 г. женщина Каюсе, около 1910 г.

Кайюс - племя коренных американцев на территории нынешнего штата Орегон в U Соединенные Штаты. Племя Каюс разделяет резервацию и правительство на северо-востоке Орегона с племенами Уматилла и Уолла Валла как часть Конфедеративных племен индейцев Уматилла. Бронирование. Резервация расположена недалеко от Пендлтона, штат Орегон, у подножия Голубых гор.

Кайюзе называли себя Ликсию на языке кайюс. Первоначально расположенные на территории современного северо-восточного Орегона и юго-востока Вашингтона, они жили по соседству с территорией, занятой нез персе, и имели с ними тесные связи. Как и племена равнин, кайюс придавали большое значение войне и были умелыми всадниками. Они разработали пони Каюсе. Кайюз уступили большую часть своей традиционной территории Соединенным Штатам в 1855 году по договору и переехали в резервацию Уматилла, где они образовали конфедеративное племя.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Образ жизни
  • 3 Язык
  • 4 Кухня
  • 5 Известный Кайюс
  • 6 Сноски
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
История

Согласно (1998), каюсэ называли себя «Ликсию» на своем языке. Их название Cayuse произошло от французского слова «cailloux», означающего камни или скалы, которое было принято ранними французскими канадскими охотниками в этом районе. Название могло относиться к каменистой местности, которую населяло племя, или могло быть неточным переводом названия, которое они сами себя называли. Племя было тесно связано с соседними Nez Percé и Walla Walla. Язык каюзе - это обособленный, независимый от соседних сахаптинских народов. В восемнадцатом веке население Каюсе составляло около 500 человек.

Кайюс были полукочевым племенем и содержали летние и зимние деревни на Змеи, Тукэннон, Валла Валла и Туше. реки в Вашингтоне и вдоль Уматилла, Гранд Ронд, Бернт, Паудер, река Джон Дэй и от Голубых гор до реки Дешут в Орегоне. Историк Верн Рей определил семьдесят шесть традиционных мест в деревне Кайюз, большинство из которых временные, сезонные; пять отдельных деревень в долине Уолла Уолла и семь банд Кайюз, разбросанных по всему Восточному Орегону и Вашингтону. Банду Кайюс на реке Уолла Уолла называли Пакчапу. В других источниках в то время упоминаются только три отдельных региональных группы на острове Кайюз; два сосредоточены на реке Уматилла; третий на реке Уолла Уолла.

Каюс были известны своей храбростью и как всадники. Они вывели своих пони на скорость и выносливость, развивая то, что сейчас называется лошадью Каюсе. Больше не ограничиваясь тем, что они могли носить с собой или что могли тянуть их собаки, они переехали в новые области, путешествуя на восток до Великих равнин и на юг до Калифорнии, чтобы охотиться, торговать, сражаться и захватывать рабов. Между тем, их стада быстро умножались, благодаря сочетанию умелого разведения и периодических набегов на другие племена. К началу 1800-х годов Кайюс, у которого было всего от 15 до 20 лошадей, считался бедным; богатые семьи контролировали 2000 и более. Лошади улучшили диапазон и эффективность боевых отрядов, что позволило Каюсам доминировать над своими оседлыми соседями по Колумбии. Они заявили права собственности на Даллес, крупнейший рыбный и торговый центр Колумбии, вынуждая более слабые группы в этом районе платить им дань в виде лосося и других товаров. Они часто вступали в конфликт, сражаясь с племенами пиуте, шошонов и баннок на юге и востоке, именуемыми народом змей, и другими племенами, такими как черноногие, за территорию и места охоты.

Поскольку белые поселенцы в больших количествах вторглись на их территорию после открытия Орегонской тропы в 1842 году, Кайюзе пострадали. Даже проходившие через них поселенцы соревновались с ними за дичь и воду. Толпы белых вторглись в регион во время Калифорнийской золотой лихорадки, начавшейся в 1848 году, и когда в 1862 году в Восточном Орегоне было обнаружено золото.

Племя получило широкую известность в первые дни белого поселения территории. В 1838 году Маркус Уитмен и его жена Нарцисса организовали миссию среди кайюз в Вайилатпу («Место ржаной травы»), на расстоянии около семи миль. от современного города Уолла Уолла и примерно в четверти мили к востоку от того места, где располагалась зимняя деревня Кайюс Паска. В 1847 г. эпидемия кори, которую некоторые подозревали в заражении от белых поселенцев, привела к большому количеству смертей среди племени. Небольшая группа кайюсцев, испытав лекарство Витмана как с больными, так и с здоровыми людьми, и все испытуемые умерли, полагала, что миссионеры намеренно отравляли своих коренных жителей, поскольку гораздо больший процент местных умирал от кори, чем белые. (Коренные американцы не имели иммунитета к эндемическим евразийским болезням, переносимым европейскими американцами.) Кроме того, культурные различия и посягательства поселенцев вызвали растущую напряженность.

Каюз атаковал миссионеров, убив Уитмена, его жену Нарциссу и еще одиннадцать человек. Они захватили 54 женщины и ребенка европейского происхождения и держали их за выкуп. Они разрушили здания миссии. Это нападение вызвало вооруженный ответ со стороны США, и последовала война за Каюсе.

Кайюз заставили пленников работать вместе со своими членами; взрослые шили одежду для племени. Они освободили заложников после того, как Компания Гудзонова залива провела обмен 62 одеяла, 63 хлопчатобумажных рубашек, 12 винтовок Гудзонова залива, 600 боеприпасов, 7 фунтов табака и 12 кремней для возврата ныне 49 выжившие заключенные. Cayuse и многие другие соседние племена, такие как племя Walla Walla, были выслежены ополченцами и убиты. В конце концов Кайюс проиграл войну. Они были вынуждены уступить свою землю США и делили резервацию с Уматиллой и Уолла Уолла.

К 1851 году Кайюс уже давно вступили в брак с соседним Нез Персе, у которого они укрылись; многие выучили свой язык. Кэтлин Гордон, член племени Конфедеративных племен резервации индейцев Уматилла, была преподавателем языка каюс / нез Пирс, говорила и преподавала на языке нез-пирс, но также знала небольшое количество оригинального языка каюс, который сейчас вымер.

В 1855 году остров Кайюз присоединился к Договору Валла Валла с Уматиллой и Валла Валла, по которому была образована резервация индейцев Уматилла. С тех пор они официально проживают в пределах резервации. В середине двадцатого века некоторые члены переехали в города в соответствии с Законом о переселении индейцев 1956, стремясь облегчить доступ к современным рабочим местам.

Официально их количество составляло 404 в 1904 году; это число может вводить в заблуждение. В 1902 году граф обнаружил в резервации одного чистокровного Кайюс. Потомки с родословной частично из других племен, возможно, все еще идентифицировались как Cayuse. Считается, что к тому времени язык кайюс вымер. Поскольку члены трех племен вступили в брак, они больше не сохраняют отдельную численность населения.

Образ жизни

Индейцы каюзе жили в бассейне реки Колумбия и вели кочевой образ жизни, иногда перемещаясь ежедневно. Они жили в типи, которые многие кочевые племена использовали для передвижения. Кайюс были умелыми наездниками и использовали лошадей на охоте. Они также использовали их в своем ежегодном путешествии через Скалистые горы, чтобы охотиться на буйволов, чтобы вернуть их своим семьям. Мужчины ловили дичь и лосося. Женщины собирали и собирали ягоды, выкапывали и обрабатывали корни. Женщины также обрабатывали шкуры животных, чтобы сделать материалы для жилья и одежды. Мужчины считали храбрость важным качеством, и храбрые воины пользовались большим уважением. Самый сильный станет начальником.

Язык

язык Кайюс является изолированным языком . Ученые предположили, что это может быть связано с Молалой, составляющей вайилаптуанскую семью, в конечном счете связанную с пенутийским народом. Это предложение бездоказательно. Этот язык вымер с 19 века.

Вейилетпуу - это диалект языка нез персе, который используется народом каюс из конфедеративных племен резервации индейцев уматилла. Характерный диалект народа каюс не использовался с 1940-х годов и признан вымершим.

Кухня

Одним из основных источников пищи народа каюс был лосось из реки Колумбия. Наряду с форелью и угрем они также охотились на лосей, оленей, а также на мелкую дичь, такую ​​как кролики и домашняя птица. Наиболее важно то, что женщины собирали корни камаса, горькие коренья, дикий сельдерей, чернику и черешню, перерабатывая их для приготовления и сушеных продуктов, чтобы выжить. Они также собирали кору, листья, цветы и корни для изготовления лекарств.

Известный Кайюс
  • Таватой (известный как Молодой Вождь), Главный Вождь, дядя и предшественник следующего Молодого Вождя (Weatenatemany), был известным лидером и воином
  • (также известный как Молодой Вождь, c.18 ?? - 1859), Главный Вождь, племянник Таватоя, стал новым Молодым Вождем в октябре 1853 года, лидером более примиренческой фракции Кайюс, убитым в стычке со Змеем. летом 1859 года.
  • Пять Ворон (также известные как Ачекая или Езекия), брат и первый преемник Тауитау, и лидер враждебного Каюзе, главного соперника сына Тауитау, Молодого Вождя (Weatenatemany) за эту роль Главного вождя,
Сноски
Дополнительная литература
  • Роберт Х. Руби и Джон А. Браун, Индейцы Каюзе: представители имперских племен Старого Орегона. Норман, Оклахома: University of Oklahoma Press, 1972 г.
  • Клиффорд Э. Трафзер, Якима, Палаус, Кайюз, Уматилла, Уолла Уолла и индейцы Ванапум, Scarecrow Press, 1992
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-14 13:17:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте