Люди Нез Персе

редактировать

Племя Нез Персе. Ниимиипуу
Флаг of the Nez Percé Tribe.png
Нет рога на его голове.jpg Без Рога на голове, человек из Нез Персе, нарисованный Джорджем Кэтлин
Общая численность населения
3,499 (перепись 2010 г.)
Регионы со значительной численностью населения
США (Айдахо )
Языки
английский, Nez Perce
Религия
Семь барабанов (Walasat), христианство, другие
Родственные этнические группы
другие народы сахаптинов

Нез Персе (; автоним : Niimíipuu, что означает «ходячие люди» или «мы, люди») - коренные жители плато, которые жили на Плато реки Колумбия в Тихоокеанском северо-западном регионе на протяжении как минимум 11500 лет.

Члены языковой группы сахаптин, нийимипуу были доминирующим народом Плато Колумбия на протяжении большей части этого времени, особенно после приобретения лошадей, которые привели их к выведению лошади аппалуза в 18 век.

До "первого контакта" с западной цивилизацией нимиипуу были экономически и культурно влиятельными в торговле и войне, взаимодействуя с другими коренными народами в обширной сети от западных берегов Орегон и Вашингтон, высокие равнины Монтаны и северные Грейт-Бэзин на юге Айдахо и северном Невада.

Французские исследователи и охотники без разбора использовали и популяризировали название «Нез Персе» для Ниимиипуу и его окрестностей Чинук. Название переводится как «пронзенный нос », но только чавычи использовали эту форму модификации тела.

Сегодня они признанное на федеральном уровне племя, Племя Нез Персе из Айдахо и управляют своей индейской резервацией в Айдахо через центральное правительство со штаб-квартирой в Лапваи, штат Айдахо, известное как Племя Нез Персе. Комитет (NPTEC). Они являются одним из пяти признанных на федеральном уровне племен в штате Айдахо. Некоторые до сих пор говорят на своем традиционном языке, и Племя владеет и управляет двумя казино вдоль реки Клируотер в Айдахо в Камайа, Айдахо и за пределами Льюистона, Айдахо, поликлиники, полиция и суд, общественные центры, промысел лосося, радиостанции и другие объекты, способствующие экономическому и культурному самоопределению.

Отрезаны от большинства садоводческих объектов на всей территории Камас Прери по договору 1863 года, ограничение на территории штата Айдахо, Вашингтон и Оклахома Индийская территория после войны Нез Персе 1877 года и Закон Дауэса 1887 года земельные наделы (сегодня некоторые Nez Perce сдают землю в аренду фермерам или лесорубам, но Nez Perce владеют только 12% своей резервации), Nez Perce остаются особой культурой и политическим экономическим влиянием внутри и за пределами своей резервации. Сегодня вылупление, вылов и употребление лосося в пищу являются важной культурной и экономической силой Нез Персе благодаря полному владению или совместному управлению различными рыбоводными заводами по выращиванию лосося, такими как Национальный рыбоводный завод Коскиа в Коскиа, Айдахо или Национальный рыбоводный завод Дворшак в Орофино, Айдахо.

Содержание
  • 1 Имя и история
  • 2 Язык
  • 3 Территория аборигенов
  • 4 Враги и союзники
  • 5 Исторические региональные банды, банды, местные группы и деревни
  • 6 Культура
  • 7 История
    • 7.1 Связь с Европой
    • 7.2 Полет Нез Персе
  • 8 Лошадь Нез Персе программа разведения
  • 9 Nez Perce Indian Reservation
    • 9.1 Сообщества
  • 10 Nez Perce
  • 11 Сноски
  • 12 Дополнительная литература
  • 13 Внешние ссылки
Имя и история
Nez Perce baby in cradleboard, 1911

Сами они зовутся Нимиипуу (произносится ), что на их языке означает «Люди», часть семьи Сахаптинов. 275>

Нез Персе i s экзоним, данный французскими канадцами торговцами мехом, которые регулярно посещали этот район в конце 18 века, что означает буквально «проколотый нос». Англоговорящие торговцы и поселенцы приняли это название по очереди. С конца 20-го века нез персе в Сахаптине чаще всего идентифицируют себя как Ниимиипуу . Лакота / дакота назвали их ватопала, или каноэ, из Ватопы. Однако после того, как название Nez Perce стало более распространенным, они изменили его на Watopahlute. Это происходит от pahlute, носового прохода, и это просто игра слов. В буквальном переводе получилось бы либо «Носовой ход каноэ» (Watopa-pahlute), либо «Носовой ход травы» (Wato-pahlute). Ассинибойны называли их Pasú oȟnógA wįcaštA, то есть Арикара синитчишкатаривиш. Племя также использует термин «нез персе», как и правительство Соединенных Штатов в своих официальных отношениях с ними, и современные историки. В более старых исторических этнологических работах и ​​документах используется французское написание слова Nez Percé с диакритическим знаком. Оригинальное французское произношение -, состоящее из трех слогов.

Переводчик ошибочно идентифицировал этот народ как Нез Персе, когда команда столкнулась с этим племенем в 1805 году. В 1889 году антрополог Алиса Флетчер, которую правительство США отправило в Айдахо для выделения резервации Нез Персе, писала: объяснил ошибочное название. Она писала:

Никогда не бывает легко назвать имя индейца или даже индейского племени. У племени всегда есть как минимум два имени; один, которым они называют себя, и один, которым они известны другим племенам. Все племена, жившие к западу от Скалистых гор, назывались «чупнит-па-лу», что означает «люди с проколотыми носами»; это также означает выход из кустов или леса; люди из леса. Племена на реке Колумбия протыкали нос и носили какие-нибудь украшения, как вы видели, как некоторые старомодные белые женщины носят в ушах. У Льюиса и Кларка был переводчик, женой которого была шошонка или женщина-Змея, и это произошло, когда его спросили: "Что это за индейцы?" ответ был: «Они Чупнит-па-лу», и это было записано в дневнике; написано довольно странно, потому что уши белых людей не всегда улавливают индейские тона, и, конечно, индейцы не могли написать ни одного слова.

В своих дневниках Уильям Кларк называл людей чопуннинами, транслитерация сахаптинского термина. По мнению D.E. Уокером в 1998 году, когда он писал для Смитсоновского института, этот термин является адаптацией термина cú · pʼnitpeľu (люди Nez Perce). Термин образован от cú · pʼnit (прокалывание острым предметом) и peľu (люди). В отличие от словаря языка Nez Perce, анализ термина cúpnitpelu отличается от анализа Уолкера. Префикс cú- означает «в одном файле». Этот префикс в сочетании с глаголом -piní, «выйти (например, из леса, кустов, льда)». Наконец, с суффиксом -pelú, что означает «люди или жители». Вместе эти три элемента: cú- + -piní + pelú = cúpnitpelu, или «Люди, идущие единым целым из леса». Нез Перс устная традиция указывает, что имя «Куупн'итпел'уу» означало «мы вышли из леса или вышли из гор» и относится ко времени, когда у нез персе были лошади.

Язык

язык Nez Perce, или Niimiipuutímt, является сахапетским языком, связанным с несколькими диалектами сахаптина. Сахапетское подсемейство является одной из ветвей семейства плато-пенути, которое, в свою очередь, может быть связано с более крупной пенутской группировкой.

Территория аборигенов
Первоначальная территория Nez Perce (зеленая) и уменьшенная резервация 1863 года (коричневая)

Территория Nez Perce во времена Льюиса и Кларка (1804–1806) составляла приблизительно 17 000 000 акров (69000 км) и покрытые части современного Вашингтона, Орегона, Монтаны и Айдахо, в районе, прилегающем к Змея (Вейикспе), Река Гранд Ронд, Лосось (Naco'x kuus)Чавыча Вода») и Клируотер (Коос-Кай-Кай) («Чистая вода») реки. Ареал племен простирался от Биттеррут на востоке (вход на северо-западные равнины Монтаны) до Голубых гор на западе между широтой 45 ° с. и 47 ° с. ш.

В 1800 году у Нез Персе было более 100 постоянных деревень, от 50 до 600 человек, в зависимости от сезона и социальной группы. Археологи идентифицировали в общей сложности около 300 связанных мест, включая лагеря и деревни, в основном в каньоне реки Салмон. В 1805 году нез персе были самым большим племенем на плато реки Колумбия с населением около 6000 человек. К началу 20-го века нез персе сократилось примерно до 1800 из-за эпидемий, конфликтов с неиндейцами и других факторов. Всего в переписи 2010 года было подсчитано 3 499 нез персе.

Как и другие племена плато, у нез персе были сезонные деревни и лагеря, чтобы пользоваться природными ресурсами в течение всего года. Их миграция следовала повторяющейся схеме из постоянных зимних деревень через несколько временных лагерей, почти всегда возвращаясь в одни и те же места каждый год. Нез персе путешествовали по тропе Лоло (Salish: Naptnišaqs - «Nez Perce Trail») (Khoo-say-ne-ise-kit) далеко на восток, как равнины (Khoo-sayn / Kuseyn) («Страна буйволов») Монтана для охоты буйволов (Qoq'a lx) и на западе до тихоокеанского побережья ('Eteyekuus) («Большая вода»). До строительства в 1957 г. плотины Даллес, которая затопила эту территорию, водопад Селило (Силайло) был излюбленным местом на реке Колумбия (Сюйелп) (« Великая река ") для лосося (левулик).

Враги и союзники

У Нез Персе было много союзников и торговых партнеров среди соседних народов, а также врагов и постоянных антагонистических племен. К северу от них жили Coeur d'Alene (Schitsu'umsh) ('Iskíicu'mix), Spokane (Sqeliz) (Heyéeynimuu), а дальше к северу - Калиспель (Ql̓ispé) (Qem'éespel'uu, оба значения «люди Камас»), Колвилл (Паапспалу) и Кутеней / Кутенай (Ктунакса) (Кууспел'уу), на северо-западе жили Палус (Pelúucpuu), а на западе Каюс (Lik-si-yu) (Weyíiletpuu - «Народ Райграсса»), на западном направлении там были обнаружены Уматилла (Иматаламлама) (Hiyówatalampoo), Валла Валла, Васко (Wecq'úupuu) и Sk'in (Tike'éspel'uu) и к северо-западу от последние различные группы якама (Lexéyuu), южнее жили индейцы-змеи (различные северные пайюты (Numu) группы (Hey'ǘuxcpel'uu) в на юго-западе и баннок (Ними Пан аквати) - банды северных шошонов (нью) (тивелке) на юго-востоке), на востоке жили лемхи шошоны (Lémhaay), к северу от них Bitterroot S alish / Flathead (Seliš) (Séelix), дальше на восток и северо-восток на Северных равнинах находились Crow (Apsáalooke) ('Isúuxe) и два могущественных союза - Iron Confedery (Nehiyaw -Пват) (назван в честь господствующих равнин и лесов кри (Paskwāwiyiniwak и Sakāwithiniwak) и Assiniboine (Nakoda) (Wihnen'íipel'uu), союз северных равнин Индейские народы, основанные на торговле мехом, а позже включали Stoney (Nakoda), Western Saulteaux / Plains Ojibwe (Bungi или Nakawē) и Métis ) и Конфедерация черноногих (Niitsitapi или Siksikaitsitapi) ('Isq'óyxnix) (состоящая из трех народов, говорящих на черноногих: пиган или пейган (Piikáni), кайнай или кровей (Káínaa), и Siksika или Blackfoot (Siksikáwa), к которым позже присоединились не связанные с ним Sarcee (Tsuu T'ina) и (на время) Gros Ventre или Atsina (A'aninin) ).

Исторические региональные группы, группы, местные группы ps и деревни
  • Банда Алмотипу
Территории вдоль Снейк-Ривер в Каньоне Ада примерно в 80 милях к югу от сегодняшнего Льюистона, Айдахо (Simiinekem - «слияние двух рек» или «разветвление», поскольку здесь Клируотер впадает в реку Снейк), в Горах Валлова и в Горах Семи Дьяволов в Орегоне и Айдахо. Их рыболовные и охотничьи угодья также использовались группой Pelloatpallah Band (включающей «группу Palus (или Palus собственно)» и «Wawawai Band» региональной группы Upper Palus ), которые сформировали двуязычную группу Palus-Nez- Банды персе из-за большого количества смешанных браков.
к ним относятся несколько деревенских банд:
  • банды Нуксивепу
  • банды Палотпу (их деревня Палот находилась на северном берегу) реки Снейк - примерно на 2–3 мили выше Сахатпа)
  • Банда Пиневикспу (Пинэвэвипу) (их деревня Пинэвэви находилась у Пенавава-Крик)
  • Банда Сахатпу (Сахатпу) (их деревня Сахатп находился на северном берегу реки Снейк, выше Вававиха)
  • бэнд Симинекемпу (Шиминёкёмпу) (их деревня Шиминёкём - «место слияния», находилась в районе современного Льюистона)
  • группа Токалатойну (Тукалатуину) (вдоль реки Туканнон (Тук-кал-ла-тоин), притока реки Змеи)
  • группа Вававипу (их деревня Вававих был расположен в Вававай-Крик, притоке реки Снейк. "или" Люди 'Аль-Пававаи, то есть Кларкстон ")
Территории вдоль Южного и Среднего развилок реки Клируотер вниз по течению до города Льюистон (и к югу от него) в восточном Вашингтоне и Айдахо Панхэндл. Они также проводили много времени к востоку от гор Биттеррут и разбили лагерь вдоль реки Йеллоустоун, их основным местом встреч и одним из самых важных рыболовных угодий был район Кооскиа, Айдахо (Ливикис). Их рыболовные и охотничьи угодья также использовались "Вававай Банд" из Регионального Банда Верхнего Палуса, который жил непосредственно на западе и образовал двуязычный Банд Палус-Нез-Персе из-за многих смешанных браков. Они были третьей по величине региональной группой Нез Персе, а их племенная территория была одним из четырех центров крупных региональных групп Нез Персе.
среди них есть несколько деревенских банд:
  • группа Альпауна (Альповаи) или группа Альповема (Альповейма / Альповамино) (самая большая и самая важная группа, расположенная вдоль ручья Альпаха (Альпова), небольшого притока Клируотер), к западу от Кларкстона, штат Вашингтон ('Альпававайи = Жители «места растения под названием Ахл-па-ха»)
  • Банда Цоколайкинма (между Льюистоном и Альпова-Крик)
  • Банда Хасотино (Хэсотину) (их поселение Хасутин / Хэсотин был важным рыболовным угодьем в Asotin Creek (Héesutine - «угорь река») на реке Snake в Nez Perce County, штат Айдахо, прямо напротив нынешнего города Asotin, Вашингтон )
    • местной группы Heswéiwewipu / Hăsweiwăwihpu (их деревня Hăsweiwăwih также находилась напротив Asotin, вдоль небольшого ручья, верховья которого назывались Heswé / Hăsiw)
    • местная группа Anatinnu (их деревня Ánatin была расположена в месте слияния рек Милл-Крик и реки Снейк)
  • группа Sapachesap
  • группа Witkispu (примерно в 3 милях ниже ручья Alpowa, вдоль восточного берега реки Снейк-Ривер)
  • группа Сальвепу (на среднем развилке реки Клируотер, примерно в 5 милях выше современной Кускиа, штат Айдахо, главный Зеркальный Груп)
  • Группа Ассути («Люди вдоль Assuti Creek "в Айдахо, присоединился к вождю Джозефу в войне 1877 года.)
  • Band Atskaaiwawipu или Asahkaiowaipu Band (" Люди в месте слияния, Люди из устья реки, т.е. Ахсака ")
Территории от их зимней деревни Ахсака / Асака («устье реки» или «место слияния») до хребта Лосось вдоль реки Норт-Форк-Клируотер до ее устья в реку Клируотер, иногда подвергались охоте недалеко от Пека, штат Айдахо (Пипюунинма) на территории группы Пайнима. Важное место для рыбной ловли находилось в округе Клируотер, штат Айдахо, который традиционно принадлежал Ацкаайвавипу (Асахкайовайпу), но по приглашению его разделяли соседние группы: группа Тевепу, группа Иласотино (Хасотино), группа Нипихама (Нипохамэ), Группа Alpowna (Alpowai) и группа Matalaimo («Люди дальше по течению», собирательный термин для групп, центром которых была Камия).
  • Группа Hatweme (Hatwēme) или Группа Hatwai (Héetwey) («Люди вдоль ручья Хатве», притока реки Клируотер, примерно в четырех-пяти милях к востоку от Льюистона)
  • Бэнд Хинсепу (жили вдоль реки Гранд-Ронд в Орегоне.)
  • Банда Кэмиэхпу или Банда Киммуэним («Люди Кэмиэхпа», «Места, где много мусорных канатов», т.е. Камия ")
Их главная деревня Кэмиэхп находилась на юге стороны реки Клируотер и слияния Ручья Лоуер около сегодняшнего Камиа, Айдахо («много веревочных носилок») в долине Камиа. Они использовались с другими ба Находит важные рыболовные угодья возле Брюса Эдди в округе Клируотер, штат Айдахо, который находился на территории банды Атскаайвавипу (Асакайовайпу). Другие группы Nez Perce часто объединяли их под общим названием Uyame или Uyămă ; близкородственная и соседняя группа Атскайвавипу (Асакайовайпу) называла все группы вокруг Камии Маталаймо («Люди дальше по течению»). Их племенная территория была одним из четырех центров основных региональных групп Нез Персе.
Среди них насчитывается несколько деревенских банд:
  • Банда Камьяхпу (Киммуэним) (была самой большой и наиболее важная полоса в районе долины Камиа)
  • группа Тевепу («Люди Тиэу, т.е. Орофино, Айдахо » в месте слияния ручьев Орофино и реки Клируотер)
  • группа Tuke'liklikespu (Tukē'lĭklĭkespu) (около Большого Вихря на северном берегу реки Клируотер, в нескольких милях вверх по течению от Орофино)
  • группа Pipu'inimu (в Большом Каньон-Крик в Камас-Прери, которая впадает в реку Клируотер к северу от сегодняшнего Пека; поэтому они были прямыми соседями южной полосы Пайнима),
  • Банда Пайнима (около современного Пека, Айдахо (Пипюунинма) в округе Нез-Персе, на реке Клируотер в Айдахо)
  • Группа Канна или Группа Камнакка («Люди Канны (вдоль реки Клируотер)» в Айдахо)
  • Ламтама ( Ламатта) Группа или Бэнд Ламатама («Люди из малоснежного региона, то есть региона Ламтама (Ламатта)»)
Территории находились между Бандом Альповаи на севере и нижним течением на северо-западе от Пикунана (Пикунин).) Полоса и простирается в Айдахо Панхандл на север вдоль Верхней реки Лососей (Naco'x kuus - «Река Лосося») и одного из ее притоков, Ручья Уайт Берд, и до реки Снейк на юго-западе., а также (глубже Гранд-Каньона) на юго-западе гор Клируотер и к юго-востоку от прерии Камас. Их племенная территория и название группы происходит от Lamtáma (Lamátta) («малоснежная местность») и указывает на прекрасные климатические условия, которые особенно подходили для коневодства. Они были второй по величине региональной группой Нез Персе; также называется Salmon River Band.
  • группа эснимэ (ийэснимэ) (вдоль реки Слейт-Крик ('Iyeesnime) и реки Верхний Лосось, поэтому ее часто называют просто полосой реки Слейт-Крик или индейцами из верхней части реки Лосось)
  • полосой нипихама (нипохама) (от Нижней Лососной реки до Уайт Берд Крик)
  • группа Таманму (их поселение Таманма располагалось в устье реки Лосось в Айдахо)
  • Лапваи или Лапвемская банда («Люди места бабочек, т.е. Лапвай ")
Территории вдоль Свитуотер-Крик и Лапвай-Крик до ее слияния с рекой Клируотер около сегодняшнего Сполдинга, Айдахо. Одно из их традиционных поселений (а также важное место встречи для соседних групп) находился на месте сегодняшнего Лапваи, Айдахо (Thlap-Thlap, также: Leepwey - «Место бабочек»), племенного и административного центра племя Нез Персе из Айдахо. Их племенная территория была одним из четырех центров основных региональных групп Нез Персе.
  • Банда Макапу ("Люди от Мака / Маака вдоль Коттонвуд-Крик (ранее: Мака-Крик), притока реки Клируотер, штат Айдахо.)
  • Группа Пикунан (Пикунин) или Группа Пихининму («Люди реки Змеи» ")
Территории охватывали обширную горную пустыню между рекой Снейк на юге и рекой Нижний Лосось на севере, пока она не встретилась с рекой Снейк, были прямыми соседями группы Валлова (Виллева) на противоположном берегу Змеи. Река на западе и группа Ламтама (Ламатта), живущая дальше к юго-востоку от них. Их можно было классифицировать как охотников на буйволов, но они также были настоящими горными обитателями, также называемыми племенем реки Змеи.
  • Группа Сайксайкинпу (в верхней части Южного Вилка Клируотер; их ближайшими соседями ниже по течению была группа Тукпаме.)
  • Группа Саксано (примерно в 4 милях выше Асотина, штат Вашингтон, на восточной стороне реки Снейк.)
  • Группа Таксехепу («Люди Тукиспе / Ту-кес-па APS, т.е. Город-призрак Агата ")
  • Полоса Тукпаме (в нижней части Южного Форк-Клируотер; их ближайшими соседями вверх по течению была Полоса Сайксайкинпу.)
  • Полоса Валлоуа (Виллева) или Валвама (Валваама) Группа («Люди вдоль реки Валлова» или «Люди вдоль реки Гранд-Ронд»)
Территории в северо-восточном Орегоне и северо-западном Айдахо с центром племен в долинах рек Река Имнаха, Река Минам и Река Валлова (Валава - «извилистая река»). Их территория простиралась до Голубых гор (уже захваченных Кайюзом) на западе, до Валловских гор на юго-западе, по обе стороны реки Гранд-Ронд (Валива или Виллева) и его впадение в реку Снейк на севере и почти до реки Снейк на востоке. Их территория была широко известна как отличное пастбище для больших стад лошадей и поэтому часто использовалась соседней и связанной с ней группой Weyiiletpuu (Wailetpu) ("люди райграсса, т.е. люди Cayuse ). часто группировались под собирательным названием Kămúinnu или Qéemuynu («Люди индийской конопли »). Они были самой большой группой Нез Персе, и их племенная территория составляла одну из четырех центров основных региональных групп Нез Персе. Сегодня большая часть Конфедеративных племен резервации Колвилл.
входит в число нескольких деревенских банд:
  • валлов (Willewah)) Band (самая большая группа с несколькими местными группами, в долине реки Валлова и Zumwalt Prairie )
  • группа Imnáma (Imnámma) (жила с несколькими местными группами, изолированными в долине реки Imnaha)
  • группа Weliwe (Wewi'me) (их поселение Williwewix располагалось в устье реки Гранд-Ронд)
  • Инантои Nu Band (в каньоне Джозефа - известном как Saqánma («длинный дикий каньон») или an-an-a-soc-um («длинный, грубый каньон») - и вдоль Нижнего Джозеф-Крик до его устье реки Гранде Ронде)
  • банда Тойкнимапу (выше Джозеф-Крик и вдоль северного берега реки Гранде-Ронде)
  • Банда Исависнемепу (Исависнемепу) (около нынешнего Зинделя, на река Гранд Ронде в Орегоне)
  • группа Саканма (несколько местных групп вдоль реки Снейк между устьем реки Лосось на юге и рекой Гранде Ронд на севере, название их главной деревни Сакан а название группы Sakánma относится к области, где скалы поднимаются близко к воде - это может быть Каньон Джозеф (Саканма)
Территории вдоль реки Потлач (которая называлась выше Яка) его рот в реку Клируотер) в Айдахо.
среди них насчитывается несколько деревенских банд:
  • банд Якто'ину (Яктоину) (их деревня Яктоин находилась в устье реки Потлач в реку Клируотер)
  • группа ятоину (жила вдоль Пайн-Крик, небольшого правого притока реки Потлач)
  • группа Иватойну (Иватуину) (их деревня Иватуин располагалась на севере берег реки Потлач возле современного Кендрика в округе Латах)
  • банд Тунэхепу (их деревня Тунохо располагалась в устье Среднего Потлач-Крик в реку Потлач, недалеко от Джулиетты, штат Айдахо (Yeqe))

Из-за большого количества браков между племенами нез персе и соседними племенами или бандами с целью создания союзов и мира (часто вместе живущих в смешанных двуязычных деревнях) следующие группы также были причислены к нез-персам. Перс (которые сегодня рассматриваются как лингвистически и культурно тесно связанные, но отдельные этнические группы ps):

Band Walla Walla
Это были люди Walla Walla, которые жили вдоль реки Уолла Уолла и вдоль слияния рек Снейк и Колумбия, сегодня они зарегистрированы в Конфедеративных племенах индейской резервации Уматилла.
Банда Пеллоатпалла или Палус
Это были Банда Палус (или собственно Палус) и Банда Вававаи Банда Верхнего Палуса, которые образовались вместе с Полоса Среднего Палуса и Нижняя Полоса Палуса - одна из трех основных групп народа Палус, которые жили вдоль рек Колумбия, Снейк и Палус к северо-западу от Нез Персе. Сегодня большинство состоит в конфедеративных племенах и бандах нации якама, а некоторые являются частью конфедеративных племен резервации Колвилл.
банды Вейилетпу (Вайлетпу) или группы Йелетпо.
Это были люди кайюс, которые жили к западу от Нез Персе в верховьях рек Валла Валла, Уматилла и Гранде Ронд и от Голубых гор на запад до реки Дешутес., они часто делили деревенские участки с нез-персе и палусом и боялись соседних племен; еще в 1805 г. большинство кайюс отказалось от своего родного языка и перешло на вейилетпуу, разновидность диалекта нижнего нез-персе / нижнего ниймипуутимт. язык Nez Perce. Они называли себя по имени Nez-Percé как Weyiiletpuu («люди райграсса»); сегодня большинство кайюс зарегистрированы в конфедеративных племенах резервации индейцев уматилла, некоторые как конфедеративные племена теплых источников или племена нез персе в штате Айдахо.
культура
Традиционная вышитая бисером рубашка нез персе

Полуоседлые нез персе были охотниками-собирателями без сельского хозяйства, живя в обществе, в котором большая часть или вся пища добывается собирательством (собиранием диких животных). растения и корни и преследование диких животных). Они зависели от охоты, рыбалки и сбора диких корнеплодов и ягод.

Люди племени нез персе исторически зависели от различных тихоокеанских лососей и тихоокеанской форели в качестве пищи: чавычи или «накукс» (Oncorhynchus tschawytscha ) ели больше всего, но другие виды, такие как тихоокеанская минога (Entosphenus tridentatus или Lampetra tridentata) и чизельмут. Другие важные виды рыб включали нерки (Oncorhynchus nerka ), серебряный лосось или кааллай (Oncorhynchus kisutch ), Кета или собачий лосось или кааллай (Oncorhynchus keta ), горный сиг или "ci'mey" (Prosopium williamsoni ), Белый осетр (Acipenser transmontanus ), Белая присоска или "mu'quc" (Catostomus commersonii ), а также разновидности форели - Сталхед Западного побережья или "хейей" (Oncorhynchus mykiss ), ручейная форель или "пи'катио" (Salvelinus fontinalis ), бык форель или "ислам" (Salvelinus confluentus ) и головорез или "вава'лам" (Oncorhynchus clarkii ).

До контакта с европейцами, традиционные районы охоты и рыболовства Нез Персе простирались от Каскадного хребта на западе до гор Биттеррут на востоке.

Исторически сложилось так, в конце мая и начале мая. Июнь, Nez Perce v Иллагеры стекались на общественные места рыбной ловли, чтобы ловить угрей, лосося и чавычи, или вытаскивать рыбу с помощью больших сетей. Рыбная ловля велась летом и осенью, сначала в нижних ручьях, а затем в более высоких притоках. Уловы также включали лосося, осетра, сига, лососей и разновидности форели. Большая часть запасов для зимнего использования поступила от второго выгула осенью, когда в реках появилось большое количество нерки, серебряной и собачьей семги.

Рыбалка традиционно является важным ритуальным и коммерческим занятием племени нез персе. Сегодня рыбаки Нез Персе участвуют в племенном рыболовстве в основном русле реки Колумбия между плотинами Бонневиль и Макнари. Нез персе также ловят весеннюю и летнюю рыбу чавычи и радужную форель / стальную головку в реке Снейк и ее притоках. Племя Нез Персе управляет племенным инкубатором Нез Персе на реке Клируотер, а также несколькими программами спутникового инкубатория.

Лагерь Нез Персе, Лапвай, Айдахо, ок. 1899

Первая рыбалка в сезоне сопровождалась предписанными ритуалами и церемониальным пиршеством, известным как «коойит». Благодарение было предложено Создателю и рыбам за то, что они вернулись и отдали себя людям в пищу. Таким образом, была надежда, что рыба вернется в следующем году.

Подобно лососю, растения внесли свой вклад в традиционную культуру Nez Perce как в материальном, так и в духовном плане.

Помимо рыбы и дичи, растительная пища обеспечивала более половины диетических калорий, а выживаемость зимой во многом зависела от на высушенных корнях, особенно Kouse, или "qáamsit" (в свежем виде) и "qáaws" (в очищенном и высушенном виде) (Lomatium особенно Lomatium cous ), и Камас, или «qém'es » (Nez Perce: «сладкий») (Camassia quamash ), первый из которых обжаривается в косточках, а другой измельчали ​​в ступках и лепили в лепешки для будущего использования, оба растения традиционно были важным продуктом питания и торговлей. В первую очередь за сбор и подготовку этих корнеплодов отвечали женщины. Луковицы камас собирали в районе между стоками лосося и реки Клируотер. Методы приготовления и хранения зимних продуктов позволили людям пережить холодные зимы с небольшим количеством свежих продуктов или без них.

Любимые сушеные фрукты на зиму были ягодки или «кел» (Амеланчиер) alnifolia или ягода саскатун ), черника черная или «cemi'tk» (Vacciniummbranaceum ), красная бузина или " mi'ttip "(Sambucus racemosa var. melanocarpa ) и черноплодка или" ti'ms "(Prunus virginiana var. melanocarpa ). Текстиль Nez Perce производился в основном из dogbane или "qeemu" (Apocynum cannabinum или индийская конопля ), tules или "to'ko" "(Schoenoplectus acutus var. Acutus ) и западный редцедар или" тала'тат "(Thuja plicata ). Наиболее важными промышленными породами были красный кедр, сосна ponderosa или "la'qa" (Pinus ponderosa ), пихта дугласа или "pa'ps" (Pseudotsuga menziesii ), ива песчаная или "tax's" (Salix exigua ), а также твердые породы, такие как тихоокеанский тис или "ta'mqay" (Taxus brevifolia ) и syringa или "sise'qiy" (Philadelphus lewisii или индийская стрела ).

Многие рыбы и растения, важные для культуры Nez Perce, сегодня являются государственными символами: черная черника или "cemi'tk" является официальным государственным фруктом, а индийская стрелка или "sise'qiy", пихта Дугласа или "pa'ps" - государственное дерево из Орегона и сосны ponderosa или "la'qa" в Монтане, лосось чавычи - штатная рыба штата Орегон, головорезная форель или "вава'лам" Айдахо, Монтаны и Вайоминга, а также на Западе Побережье Стилхед или "хейе" из Вашингтона.

"Сердце монстра", описанное в истории происхождения Нез Персе

Нез Персе верили в духов ок. lled weyekins (Wie-a-kins), которые, как они думали, предлагают связь с невидимым миром духовной силы ". Weyekin защитит человека от вреда и станет личным духом-хранителем. Чтобы получить вейкин, ищущий отправлялся в горы один на поиски видений. Это включало голодание и медитацию в течение нескольких дней. Во время квеста человек может получить видение духа, который принимает форму млекопитающего или птицы. Это видение могло появиться физически, во сне или в трансе. Weyekin должен был передать силы животного его носителю - например; олень может дать быстроту своего носителя. Weyekin человека был очень личным. Этим редко делились с кем-либо и обдумывали наедине. Weyekin оставался с человеком до самой смерти.

Хелен Хант Джексон, автор книги «Век бесчестия », написанной в 1889 году, называет нез персе «самым богатым, благородным и самым нежным» из индийских народов, а также самый трудолюбивый.

Музей в Национальном историческом парке Нез Персе со штаб-квартирой в Сполдинге, Айдахо и управляется Службой национальных парков включает исследовательский центр, архивы и библиотеку. Исторические записи доступны для изучения и интерпретации истории и культуры Нез Персе на месте. Парк включает 38 участков, связанных с Нез Персе в штатах Айдахо, Монтана, Орегон и Вашингтон, многие из которых находятся в ведении местных и государственных агентств.

История

Европейский контакт

В 1805 году Уильям Кларк был первым известным европейским американцем, встретившим представителей этого племени, за исключением вышеупомянутых франко-канадских торговцев. Пока он, Меривезер Льюис и их люди переходили горы Биттеррут, у них кончилась еда, и Кларк взял шестерых охотников и поспешил вперед на охоту. 20 сентября 1805 года недалеко от западного конца тропы Лоло он нашел небольшой лагерь на краю раскопок камас, который теперь называется Weippe Prairie. На исследователей произвело большое впечатление знакомство с нез персе. Готовясь к оставшемуся пути к Тихому океану на лодках по рекам, они доверили содержание своих лошадей, пока они не вернутся «двум братьям и одному сыну одного из вождей». Одним из этих индейцев был Валаммоттинин (что означает «Собранные и связанные волосы», но более известный как «Скрученные волосы»). Он был отцом Ч. ief Lawyer, который к 1877 году был видным членом фракции "Договора" племени. Нез персе в целом были верны своему доверию; группа без особого труда нашла своих лошадей, когда они вернулись.

Вспоминая встречу Нез Персе с партией Льюиса и Кларка, в 1889 году антрополог Элис Флетчер писала, что «исследователи Льюиса и Кларка были первыми белыми людьми, которых так много. людей, которых когда-либо видели, и женщины считали их красивыми ». Она писала, что Нез Персе «были добры к усталой и голодной группе. Они снабжали свежих лошадей, сушеного мяса и рыбы с диким картофелем и другими корнеплодами, которые можно было есть, а отдохнувшие белые люди пошли дальше, на запад, оставив свои костлявые, измученные лошади, о которых индейцы должны позаботиться, чтобы они были жирными и сильными, когда Льюис и Кларк вернутся домой ». На обратном пути следующей весной они прибыли в лагерь Нез Персе, снова голодные и измученные. Племя построило для них большую палатку и снова накормило. Желая свежего красного мяса, группа предложила обмен на лошадь нез-персе. Цитируя дневник Льюиса и Кларка, Флетчер пишет: «Гостеприимство вождей было оскорблено идеей обмена. Он заметил, что у его людей было много молодых лошадей и что, если бы мы были расположены использовать эту пищу, мы могли бы иметь столько, сколько мы хотели ". Группа оставалась с Нез Персе в течение месяца, прежде чем двинуться дальше.

Полет Нез Персе

Карта, показывающая полет Нез Персе и ключевые места сражений

Нез Персе были одним из племенные нации в Совете Валла Уолла (1855) (вместе с Кайюс, Уматилла, Валла Уолла и Якама ), подписавшим Договор Валла Валла.

Под давлением американцев европейского происхождения в конце XIX века Нез Персе разделились на две группы: одна сторона приняла принудительное они переехали в резервацию, а другой отказался отдавать свои плодородные земли в Айдахо и Орегоне. Те, кто желал переехать в резервацию, заключили договор в 1877 году. Бегство недоговорного Nez Perce началось 15 июня 1877 года с вождя Джозефа, Looking Glass, Белая Птица, Оллокот, Худой Элк (Покер Джо ) и Туохоулзот возглавляют 2900 мужчин, женщин и детей в попытке достичь мирного убежища. Они намеревались найти убежище у своих союзников Ворона, но, после отказа Ворона предложить помощь, Нез Персе попытались добраться до лагеря в Канаде Лакота Вождь Сидящего Быка.. Он мигрировал туда, вместо того чтобы сдаться после победы Индии в битве при Литтл-Бигхорн.

Вождь Джозеф, 1877 г.

Нез Перс преследовали более 2000 солдат США. Армия в эпическом полете к свободе на расстояние более 1170 миль (1880 км) через четыре штата и множество горных хребтов. 800 воинов Nez Perce победили или отбили преследующие войска в 18 битвах, схватках и сражениях. В ходе этих конфликтов было убито более 300 американских солдат и 1000 Нез Персе (включая женщин и детей).

Большинство выживших Нез Персе были наконец вынуждены сдаться 5 октября 1877 года после Битва в горах Медвежьей Лапы в Монтане, в 40 милях (64 км) от границы между Канадой и США. Шеф Джозеф сдался генералу Оливеру О. Ховарду из США. Кавалерия. Во время переговоров о капитуляции вождь Джозеф направил солдатам США послание, обычно описываемое как речь. Он стал известен как одна из величайших американских речей: «... Слушайте меня, мои начальники, я устал. Мое сердце болит и грустно. С того места, где сейчас стоит солнце, я больше не буду сражаться вечно».

Вождь Джозеф отправился в Вашингтон, округ Колумбия, в январе 1879 года, чтобы встретиться с президентом и Конгрессом, после чего его отчет был опубликован в North American Review.

Маршрут полета Nez Perce сохраняется Национальная историческая тропа Нез Персе. Ежегодная поездка на холмы Кипариса в июне посвящена попытке бегства народа Нез Персе в Канаду.

Программа разведения лошадей Нез Персе
Воин Нез Персе. на лошади, 1910 год

В 1994 году Нез Персе племя начало программу разведения, основанную на скрещивании аппалуза и среднеазиатской породы ахалтекинской, чтобы произвести то, что они назвали лошади нез персе. Они хотели восстановить часть своей традиционной конной культуры, в которой они проводили отборное разведение своих лошадей, долгое время считавшееся показателем богатства и статуса, и обучили своих членов высокому качеству верховой езды. Социальные разрушения из-за жизни в резервациях и ассимиляционного давления со стороны американцев и правительства привели к разрушению их конной культуры в XIX веке. Программа разведения в 20-м веке финансировалась Министерством здравоохранения и социальных служб США, племенем нез персе и некоммерческой организацией Институт развития коренных народов. Он продвигает бизнес в стране коренных американцев, отражающий ценности и традиции народов. Порода лошадей нез персе известна своей скоростью.

Резервация индейцев Нез Персе
Индейцы Нез Персе с лошадью Аппалуза, около 1895 года

Текущие племенные земли состоят из резервации в Северо-Центральном Айдахо в 46 ° 18'N 116 ° 24'W / 46,300 ° N 116,400 ° W / 46,300; -116.400, в основном в районе Камас-Прери к югу от реки Клируотер, в частях четырех округов. В порядке убывания площади территории округами являются Нез Перс, Льюис, Айдахо и Клируотер. Общая площадь земли составляет около 1195 квадратных миль (3100 км), а население резервации по данным переписи 2000 года составляло 17 959 человек.

Из-за потери земель племенами население резервации составляет преимущественно белые, почти 90% в 1988 году. Самая большая община - город Орофино, недалеко от его северо-восточного угла. Лапвай является резиденцией племенного правительства, и в нем проживает самый высокий процент жителей нез-персе, около 81,4 процента.

Подобно открытию земель коренных американцев в Оклахоме, разрешив приобретение излишков некоренными жителями после того, как домохозяйства получили участки, правительство США открыло резервацию Нез Персе для общего заселения 18 ноября., 1895. Прокламация была подписана менее чем за две недели до этого президентом Гровером Кливлендом. Тысячи людей бросились захватить землю в резервации, заявив о своих претензиях даже на землю, принадлежащую семьям Нез Персе.

Сообщества

Кроме того, резервация индейцев Колвилля в восточном Вашингтоне содержит группу Джозефа Нез Персе.

Nez Perce
  • Главный юрист (Hallalhotsoot, Halalhot'suut) (ок. 1796–1876), сын плоской головы, говорящей на языке салиш, и Twisted Hair, Nez Perce, который приветствовал и подружился с измученными в сентябре 1805 года. Положительный опыт его отца с белыми сильно повлиял на него, лидера договорной фракции Нез Персе, подписавшего Договор Уолла Валла 1855 года и противоречивый договор 1863 года. Охотники за мехом называли его Юристом из-за его красноречия и способности говорить на нескольких языках. Он защищал действия Договора 1863 года, который стоил нез персам почти 90% их земель после того, как было обнаружено золото, потому что он знал, что бесполезно сопротивляться правительству США и его военной мощи. Он пытался договориться о лучшем исходе, который по-прежнему позволял большинству Нез Персе жить в своих обычных деревнях. Он умер, разочарованный тем, что правительство США не выполнило обещания, данные в обоих договорах, даже совершив поездку в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы выразить свое разочарование. Он похоронен на кладбище Никеса в пресвитерианской церкви в Камиа.
  • Старый вождь Джозеф (Туэкакас) (также: tiwíiteq'is) (ок. 1785–1871), был лидером группы валлов. и один из первых Нез Персе, обратившийся в христианство и энергичный защитник раннего мира племени с белыми, отец вождя Джозефа (также известного как Молодой Джозеф).
  • Эллис (ок. 1810–1848) был первым объединенный лидер Нез Персе. Он был внуком вождя Хохота Илппилпа (также известного как Красный Медведь Гризли), который встречался с Льюисом и Кларком.
  • Вождь Джозеф (hinmatóoyalahtq'it - «Гром, путешествующий в более высокие области») (1840–1904 гг.)), самый известный лидер Нез Персе, который руководил своим народом в их борьбе за сохранение своей идентичности, имея около 60 воинов, он командовал наибольшим количеством последователей из вождей, не подписавших договор. (также известный как Молодой Джозеф)
  • Оллокот, ('álok'at, также известный как Олликут) (1840–1877 гг.), младший брат вождя Джозефа, военного вождя отряда Валлова, был убит во время боя при последняя битва на Снейк-Крик, недалеко от Гор Медвежьей Лапы, 4 октября 1877 года.
  • Зеркало (моложе) или 'Eelelimyeteqenin' (также: Allalimya Takanin - "Wrapped" на ветру ») (ок. 1832–1877), лидер банды альповаев, не подписавших договор, и военный лидер, погибший во время последней битвы племени с армией США; его последователи были третьими и не превышали 40 человек.
  • Орел из Света, (Типиелехне Ка Авпо), глава банды лам'тама, не заключившей договор, которая двигалась на восток через Горные горы Биттеррут вместе с отрядом Looking Glass по охоте на буйволов присутствовал в Совете Уолла Уолла в 1855 году и поддерживал фракцию, не участвовавшую в договоре в Совете Лапвай, отказался подписать Договор 1855 и 1866 годов, покинул свою территорию на реке Салмон (два милях к югу от Корваллиса) в 1875 году с частью своей группы и действительно поселился в графстве Вейзер (Монтана), присоединившись к Орлиному глазу вождя шошонов. Других лам'тамов, живших на реке Лосось, возглавил старый вождь Белая Птица. Орел из Света не участвовал в войне 1877 года, потому что находился слишком далеко.
  • Пео Пео Толект (piyopyóot'alikt - «Птичьи полеты»), воин Нез Персе, сражавшийся с отличием во всех отношениях. битва Войны за Нез-Персе, ранен в Битве при Камас-Крик.
  • Белая Птица или Пийоопийо x̣ayx̣áyx̣ (также: Peo-peo-hix-hiix или Peo peo Хи-хи-хи; вернее Пеопео Кишкиок Хихих - «Белый гусь») (ум. 1892), также называемый Белым пеликаном, был военачальником и воином (Знахарь (или Шаман) или Пророк ) группы Ламатта или Ламтаама, не подписавших договора, принадлежащих Лахматте («малоснежный район»), которым каньон Белой Птицы был известен Нез Персе, его последователи были вторыми по величине после Джозефа, численность которого не превышала 50 человек
  • Туохоулзоте, был лидером и одним из лидеров (знахарь (или шаман) или пророк ) банды Пикунан, не подписавших договор; участвовал в войне Нез Персе после того, как впервые выступил за мир; погиб в Битве при Медвежьей Лапе
  • Желтый Волк или Hiímiin maqs maqs / Himíin maqsmáqs (также: He – Mene Mox Mox или Hemene Moxmox, хотел называться Heinmot Hihhih или In-mat-hia-hia - «Белая молния», около 1855 г., умер в августе 1935 г.) был воином из племени валлов, не подписавшим договор, который участвовал в войне Nez Perce 1877 г., огнестрельное ранение, слева рука около запястья; под левым глазом в битве при Клируотере
  • Желтый Бык или Куугим максмакс (также: Чуслум Моксмокс), военный лидер банды, не подписавшей договор
  • Обернутый в Ветер ('elelímyeté'qenin' / háatyata'qanin)
  • Рейнбоу (Wahchumyus), военный лидер банды, не подписавшей договор, убит в битве у Большой дыры
  • Пять ран (Pahkatos Оуин), ранен в правую руку в Битве при Клируотере и убит в Битве у Большой Дыры
  • Красная Сова (Koolkool Snehee), военный лидер банды, не подписавшей договор
  • Покер Джо, воин и младший вождь; выбранный босс тропы и проводник народа Нез Персе после битвы у Большой дыры, убит в битве при Медвежьей Лапе ; половина французского канадца и происхождение Nez Perce
  • Тимоти (Tamootsin, 1808–1891), лидер фракции договорных групп Альповаи (или Альпова) группы Нез Персе, был первым христианином новообращенный среди нез Персе, был женат на Тамере, сестре старого вождя Джозефа, который крестился в тот же день, что и Тимоти.
  • Арчи Финни (1904–1949), ученый и администратор, который учился у Франца Боаса в Колумбийском университете и выпустил Nez Perce Texts, опубликованный сборник мифов и легенд Nez Perce из устной традиции
  • Элейн Майлз, актриса наиболее известна по роли в телевизионном сериале Northern Exposure
  • Джек и Эл Хокси, актеры немого кино; матерью была Нез Перс
  • Джексон Сандаун, ветеран войны и чемпион по родео
  • Клаудия Кауфман, бывший сенатор штата Вашингтон штат
Сноски
Дополнительная литература
  • Бил, Меррилл Д. «Я больше не буду сражаться вечно»: вождь Джозеф и война за Нез Персе. Сиэтл: Вашингтонский университет Press, 1963.
  • Bial, Raymond. Nez Perce. Нью-Йорк: Benchmark Books, 2002. ISBN 0-7614-1210-7.
  • Боас, Франц (1917). Сказки племен салишан и сахаптин. Классические произведения библиотеки штата Вашингтон в коллекции истории Вашингтона. Опубликовано для Американского фольклорного общества Г.Е. Stechert Co. OCLC 2322072.
  • Haines, Francis. Нез Персес: соплеменники плато Колумбия. Норман, ОК: University of Oklahoma Press, 1955.
  • Генри, Уилл. From Where the Sun Now Stands, New York: Bantam Books, 1976.
  • Хамфри, Сет К. (1906). "Нез Персес". Индийские обездоленные (пересмотренная ред.). Бостон: Литтл, Браун и компания. OCLC 68571148 - через Wikisource.
  • Джозефи, Элвин М. Индейцы нез персе и открытие Северо-Запада. Серия Yale Western Americana, 10. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1965.
  • Джадсон, Кэтрин Берри (1912). Мифы и легенды северо-запада Тихого океана, особенно Вашингтона и Орегона. Классические произведения библиотеки штата Вашингтон в коллекции истории Вашингтона (2-е изд.). Чикаго: A.C. McClurg. OCLC 10363767.Устные предания чинуков, нез персе, кликитат и других племен северо-запада Тихого океана.
  • Лаванда, Дэвид Сиверт. Позволь мне быть свободным: трагедия Нез персе. Нью-Йорк: HarperCollins, 1992. ISBN 0-06-016707-6.
  • Нерберн, Кент. Вождь Джозеф и бегство нез персе: нераскрытая история американской трагедии. Нью-Йорк: HarperOne, 2005. ISBN 0-06-051301-2.
  • Пирсон, Дайан. Нез Персес на территории Индии: выживание Нимипуу. 2008.
  • Стаут, Мэри. Nez Perce. Коренные американские народы. Милуоки, Висконсин: Паб Гарета Стивенса, 2003. ISBN 0-8368-3666-9.
  • Уоррен, Роберт Пенн. Вождь Нез Персе Джозеф, назвавший себя Нимипу, «Настоящий Народ»: Поэма. Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1983. ISBN 0-394-53019-5.
  • Аоки, Харуо. 1989. Nez Perce Устные рассказы: лингвистика, Vol. 104. Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет Press.
  • Акстелл, Гораций и Марго Арагон. 1997. Немного мудрости: беседы со старейшиной Нез Персе. Льюистон, Айдахо: Confluence Press.
  • Холт, Рене. 2012. «Деколонизация коренных общин». в тревожной Америке: деколонизация в теории и на практике. 18 апреля 2012 г.
  • Ханн, Юджин и Джеймс Селам. 2001. Nch’i-wána, «Большая река»: индейцы Средней Колумбии и их земля. Сиэтл: Вашингтонский университет Press.
  • Джеймс, Кэролайн. 1996. Nez Perce Women in Transition, 1877–1990. Москва, Айдахо: University of Idaho Press.
  • Хормель, Леонтина М. 2016. «Нез-Персе, защищающие земли по договору в Северном Айдахо». Обзор мира: журнал социальной справедливости, 28 (1): 76–83.
  • Джозефи, Элвин. 2007. Nez Perce Country. Линкольн, Небраска: University of Nebraska Press.
  • Джозефи, Элвин. 1997. Индейцы нез персе и открытие Северо-Запада. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета.
  • Маккой, Роберт. 2004. Вождь Джозеф, Желтый волк и создание истории Нез Персе на северо-западе Тихого океана. Нью-Йорк: Рутледж.
  • Маквортер, Лукулл Вирджил. 1940. Желтый волк: его собственная история. Колдуэлл, Айдахо: Caxton Press.
  • Финни, Арчи. 1969. Nez Percé Texts. Нью-Йорк: AMS Press.
  • Slickpoo, Allen P. Sr. 1972. Nu moe poom tit wah tit (Nez Perce Legends). Лапвай, Айдахо: племя Нез Перс.
  • Тонкович, Николь. 2012. Участок: Алиса К. Флетчер, Э. Джейн Гей и Нез Персе. Линкольн, Небраска: University of Nebraska Press.
  • Trafzer, Clifford. 1987. Северо-западные племена в изгнании: Модок, Нез-Персе и Палаус изгнание на территорию Индии. Сакраменто: Sierra Oaks Publishing Co.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Nez Perce.
Викиисточник содержит текст Британской энциклопедии 1911 года article Нез Персес.
Последняя правка сделана 2021-05-31 07:49:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте