Без Рога на голове, человек из Нез Персе, нарисованный Джорджем Кэтлин | |
Общая численность населения | |
---|---|
3,499 (перепись 2010 г.) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США (Айдахо ) | |
Языки | |
английский, Nez Perce | |
Религия | |
Семь барабанов (Walasat), христианство, другие | |
Родственные этнические группы | |
другие народы сахаптинов |
Нез Персе (; автоним : Niimíipuu, что означает «ходячие люди» или «мы, люди») - коренные жители плато, которые жили на Плато реки Колумбия в Тихоокеанском северо-западном регионе на протяжении как минимум 11500 лет.
Члены языковой группы сахаптин, нийимипуу были доминирующим народом Плато Колумбия на протяжении большей части этого времени, особенно после приобретения лошадей, которые привели их к выведению лошади аппалуза в 18 век.
До "первого контакта" с западной цивилизацией нимиипуу были экономически и культурно влиятельными в торговле и войне, взаимодействуя с другими коренными народами в обширной сети от западных берегов Орегон и Вашингтон, высокие равнины Монтаны и северные Грейт-Бэзин на юге Айдахо и северном Невада.
Французские исследователи и охотники без разбора использовали и популяризировали название «Нез Персе» для Ниимиипуу и его окрестностей Чинук. Название переводится как «пронзенный нос », но только чавычи использовали эту форму модификации тела.
Сегодня они признанное на федеральном уровне племя, Племя Нез Персе из Айдахо и управляют своей индейской резервацией в Айдахо через центральное правительство со штаб-квартирой в Лапваи, штат Айдахо, известное как Племя Нез Персе. Комитет (NPTEC). Они являются одним из пяти признанных на федеральном уровне племен в штате Айдахо. Некоторые до сих пор говорят на своем традиционном языке, и Племя владеет и управляет двумя казино вдоль реки Клируотер в Айдахо в Камайа, Айдахо и за пределами Льюистона, Айдахо, поликлиники, полиция и суд, общественные центры, промысел лосося, радиостанции и другие объекты, способствующие экономическому и культурному самоопределению.
Отрезаны от большинства садоводческих объектов на всей территории Камас Прери по договору 1863 года, ограничение на территории штата Айдахо, Вашингтон и Оклахома Индийская территория после войны Нез Персе 1877 года и Закон Дауэса 1887 года земельные наделы (сегодня некоторые Nez Perce сдают землю в аренду фермерам или лесорубам, но Nez Perce владеют только 12% своей резервации), Nez Perce остаются особой культурой и политическим экономическим влиянием внутри и за пределами своей резервации. Сегодня вылупление, вылов и употребление лосося в пищу являются важной культурной и экономической силой Нез Персе благодаря полному владению или совместному управлению различными рыбоводными заводами по выращиванию лосося, такими как Национальный рыбоводный завод Коскиа в Коскиа, Айдахо или Национальный рыбоводный завод Дворшак в Орофино, Айдахо.
Сами они зовутся Нимиипуу (произносится ), что на их языке означает «Люди», часть семьи Сахаптинов. 275>
Нез Персе i s экзоним, данный французскими канадцами торговцами мехом, которые регулярно посещали этот район в конце 18 века, что означает буквально «проколотый нос». Англоговорящие торговцы и поселенцы приняли это название по очереди. С конца 20-го века нез персе в Сахаптине чаще всего идентифицируют себя как Ниимиипуу . Лакота / дакота назвали их ватопала, или каноэ, из Ватопы. Однако после того, как название Nez Perce стало более распространенным, они изменили его на Watopahlute. Это происходит от pahlute, носового прохода, и это просто игра слов. В буквальном переводе получилось бы либо «Носовой ход каноэ» (Watopa-pahlute), либо «Носовой ход травы» (Wato-pahlute). Ассинибойны называли их Pasú oȟnógA wįcaštA, то есть Арикара синитчишкатаривиш. Племя также использует термин «нез персе», как и правительство Соединенных Штатов в своих официальных отношениях с ними, и современные историки. В более старых исторических этнологических работах и документах используется французское написание слова Nez Percé с диакритическим знаком. Оригинальное французское произношение -, состоящее из трех слогов.
Переводчик ошибочно идентифицировал этот народ как Нез Персе, когда команда столкнулась с этим племенем в 1805 году. В 1889 году антрополог Алиса Флетчер, которую правительство США отправило в Айдахо для выделения резервации Нез Персе, писала: объяснил ошибочное название. Она писала:
Никогда не бывает легко назвать имя индейца или даже индейского племени. У племени всегда есть как минимум два имени; один, которым они называют себя, и один, которым они известны другим племенам. Все племена, жившие к западу от Скалистых гор, назывались «чупнит-па-лу», что означает «люди с проколотыми носами»; это также означает выход из кустов или леса; люди из леса. Племена на реке Колумбия протыкали нос и носили какие-нибудь украшения, как вы видели, как некоторые старомодные белые женщины носят в ушах. У Льюиса и Кларка был переводчик, женой которого была шошонка или женщина-Змея, и это произошло, когда его спросили: "Что это за индейцы?" ответ был: «Они Чупнит-па-лу», и это было записано в дневнике; написано довольно странно, потому что уши белых людей не всегда улавливают индейские тона, и, конечно, индейцы не могли написать ни одного слова.
В своих дневниках Уильям Кларк называл людей чопуннинами, транслитерация сахаптинского термина. По мнению D.E. Уокером в 1998 году, когда он писал для Смитсоновского института, этот термин является адаптацией термина cú · pʼnitpeľu (люди Nez Perce). Термин образован от cú · pʼnit (прокалывание острым предметом) и peľu (люди). В отличие от словаря языка Nez Perce, анализ термина cúpnitpelu отличается от анализа Уолкера. Префикс cú- означает «в одном файле». Этот префикс в сочетании с глаголом -piní, «выйти (например, из леса, кустов, льда)». Наконец, с суффиксом -pelú, что означает «люди или жители». Вместе эти три элемента: cú- + -piní + pelú = cúpnitpelu, или «Люди, идущие единым целым из леса». Нез Перс устная традиция указывает, что имя «Куупн'итпел'уу» означало «мы вышли из леса или вышли из гор» и относится ко времени, когда у нез персе были лошади.
язык Nez Perce, или Niimiipuutímt, является сахапетским языком, связанным с несколькими диалектами сахаптина. Сахапетское подсемейство является одной из ветвей семейства плато-пенути, которое, в свою очередь, может быть связано с более крупной пенутской группировкой.
Территория Nez Perce во времена Льюиса и Кларка (1804–1806) составляла приблизительно 17 000 000 акров (69000 км) и покрытые части современного Вашингтона, Орегона, Монтаны и Айдахо, в районе, прилегающем к Змея (Вейикспе), Река Гранд Ронд, Лосось (Naco'x kuus) («Чавыча Вода») и Клируотер (Коос-Кай-Кай) («Чистая вода») реки. Ареал племен простирался от Биттеррут на востоке (вход на северо-западные равнины Монтаны) до Голубых гор на западе между широтой 45 ° с. и 47 ° с. ш.
В 1800 году у Нез Персе было более 100 постоянных деревень, от 50 до 600 человек, в зависимости от сезона и социальной группы. Археологи идентифицировали в общей сложности около 300 связанных мест, включая лагеря и деревни, в основном в каньоне реки Салмон. В 1805 году нез персе были самым большим племенем на плато реки Колумбия с населением около 6000 человек. К началу 20-го века нез персе сократилось примерно до 1800 из-за эпидемий, конфликтов с неиндейцами и других факторов. Всего в переписи 2010 года было подсчитано 3 499 нез персе.
Как и другие племена плато, у нез персе были сезонные деревни и лагеря, чтобы пользоваться природными ресурсами в течение всего года. Их миграция следовала повторяющейся схеме из постоянных зимних деревень через несколько временных лагерей, почти всегда возвращаясь в одни и те же места каждый год. Нез персе путешествовали по тропе Лоло (Salish: Naptnišaqs - «Nez Perce Trail») (Khoo-say-ne-ise-kit) далеко на восток, как равнины (Khoo-sayn / Kuseyn) («Страна буйволов») Монтана для охоты буйволов (Qoq'a lx) и на западе до тихоокеанского побережья ('Eteyekuus) («Большая вода»). До строительства в 1957 г. плотины Даллес, которая затопила эту территорию, водопад Селило (Силайло) был излюбленным местом на реке Колумбия (Сюйелп) (« Великая река ") для лосося (левулик).
У Нез Персе было много союзников и торговых партнеров среди соседних народов, а также врагов и постоянных антагонистических племен. К северу от них жили Coeur d'Alene (Schitsu'umsh) ('Iskíicu'mix), Spokane (Sqeliz) (Heyéeynimuu), а дальше к северу - Калиспель (Ql̓ispé) (Qem'éespel'uu, оба значения «люди Камас»), Колвилл (Паапспалу) и Кутеней / Кутенай (Ктунакса) (Кууспел'уу), на северо-западе жили Палус (Pelúucpuu), а на западе Каюс (Lik-si-yu) (Weyíiletpuu - «Народ Райграсса»), на западном направлении там были обнаружены Уматилла (Иматаламлама) (Hiyówatalampoo), Валла Валла, Васко (Wecq'úupuu) и Sk'in (Tike'éspel'uu) и к северо-западу от последние различные группы якама (Lexéyuu), южнее жили индейцы-змеи (различные северные пайюты (Numu) группы (Hey'ǘuxcpel'uu) в на юго-западе и баннок (Ними Пан аквати) - банды северных шошонов (нью) (тивелке) на юго-востоке), на востоке жили лемхи шошоны (Lémhaay), к северу от них Bitterroot S alish / Flathead (Seliš) (Séelix), дальше на восток и северо-восток на Северных равнинах находились Crow (Apsáalooke) ('Isúuxe) и два могущественных союза - Iron Confedery (Nehiyaw -Пват) (назван в честь господствующих равнин и лесов кри (Paskwāwiyiniwak и Sakāwithiniwak) и Assiniboine (Nakoda) (Wihnen'íipel'uu), союз северных равнин Индейские народы, основанные на торговле мехом, а позже включали Stoney (Nakoda), Western Saulteaux / Plains Ojibwe (Bungi или Nakawē) и Métis ) и Конфедерация черноногих (Niitsitapi или Siksikaitsitapi) ('Isq'óyxnix) (состоящая из трех народов, говорящих на черноногих: пиган или пейган (Piikáni), кайнай или кровей (Káínaa), и Siksika или Blackfoot (Siksikáwa), к которым позже присоединились не связанные с ним Sarcee (Tsuu T'ina) и (на время) Gros Ventre или Atsina (A'aninin) ).
Из-за большого количества браков между племенами нез персе и соседними племенами или бандами с целью создания союзов и мира (часто вместе живущих в смешанных двуязычных деревнях) следующие группы также были причислены к нез-персам. Перс (которые сегодня рассматриваются как лингвистически и культурно тесно связанные, но отдельные этнические группы ps):
Полуоседлые нез персе были охотниками-собирателями без сельского хозяйства, живя в обществе, в котором большая часть или вся пища добывается собирательством (собиранием диких животных). растения и корни и преследование диких животных). Они зависели от охоты, рыбалки и сбора диких корнеплодов и ягод.
Люди племени нез персе исторически зависели от различных тихоокеанских лососей и тихоокеанской форели в качестве пищи: чавычи или «накукс» (Oncorhynchus tschawytscha ) ели больше всего, но другие виды, такие как тихоокеанская минога (Entosphenus tridentatus или Lampetra tridentata) и чизельмут. Другие важные виды рыб включали нерки (Oncorhynchus nerka ), серебряный лосось или кааллай (Oncorhynchus kisutch ), Кета или собачий лосось или кааллай (Oncorhynchus keta ), горный сиг или "ci'mey" (Prosopium williamsoni ), Белый осетр (Acipenser transmontanus ), Белая присоска или "mu'quc" (Catostomus commersonii ), а также разновидности форели - Сталхед Западного побережья или "хейей" (Oncorhynchus mykiss ), ручейная форель или "пи'катио" (Salvelinus fontinalis ), бык форель или "ислам" (Salvelinus confluentus ) и головорез или "вава'лам" (Oncorhynchus clarkii ).
До контакта с европейцами, традиционные районы охоты и рыболовства Нез Персе простирались от Каскадного хребта на западе до гор Биттеррут на востоке.
Исторически сложилось так, в конце мая и начале мая. Июнь, Nez Perce v Иллагеры стекались на общественные места рыбной ловли, чтобы ловить угрей, лосося и чавычи, или вытаскивать рыбу с помощью больших сетей. Рыбная ловля велась летом и осенью, сначала в нижних ручьях, а затем в более высоких притоках. Уловы также включали лосося, осетра, сига, лососей и разновидности форели. Большая часть запасов для зимнего использования поступила от второго выгула осенью, когда в реках появилось большое количество нерки, серебряной и собачьей семги.
Рыбалка традиционно является важным ритуальным и коммерческим занятием племени нез персе. Сегодня рыбаки Нез Персе участвуют в племенном рыболовстве в основном русле реки Колумбия между плотинами Бонневиль и Макнари. Нез персе также ловят весеннюю и летнюю рыбу чавычи и радужную форель / стальную головку в реке Снейк и ее притоках. Племя Нез Персе управляет племенным инкубатором Нез Персе на реке Клируотер, а также несколькими программами спутникового инкубатория.
Лагерь Нез Персе, Лапвай, Айдахо, ок. 1899Первая рыбалка в сезоне сопровождалась предписанными ритуалами и церемониальным пиршеством, известным как «коойит». Благодарение было предложено Создателю и рыбам за то, что они вернулись и отдали себя людям в пищу. Таким образом, была надежда, что рыба вернется в следующем году.
Подобно лососю, растения внесли свой вклад в традиционную культуру Nez Perce как в материальном, так и в духовном плане.
Помимо рыбы и дичи, растительная пища обеспечивала более половины диетических калорий, а выживаемость зимой во многом зависела от на высушенных корнях, особенно Kouse, или "qáamsit" (в свежем виде) и "qáaws" (в очищенном и высушенном виде) (Lomatium особенно Lomatium cous ), и Камас, или «qém'es » (Nez Perce: «сладкий») (Camassia quamash ), первый из которых обжаривается в косточках, а другой измельчали в ступках и лепили в лепешки для будущего использования, оба растения традиционно были важным продуктом питания и торговлей. В первую очередь за сбор и подготовку этих корнеплодов отвечали женщины. Луковицы камас собирали в районе между стоками лосося и реки Клируотер. Методы приготовления и хранения зимних продуктов позволили людям пережить холодные зимы с небольшим количеством свежих продуктов или без них.
Любимые сушеные фрукты на зиму были ягодки или «кел» (Амеланчиер) alnifolia или ягода саскатун ), черника черная или «cemi'tk» (Vacciniummbranaceum ), красная бузина или " mi'ttip "(Sambucus racemosa var. melanocarpa ) и черноплодка или" ti'ms "(Prunus virginiana var. melanocarpa ). Текстиль Nez Perce производился в основном из dogbane или "qeemu" (Apocynum cannabinum или индийская конопля ), tules или "to'ko" "(Schoenoplectus acutus var. Acutus ) и западный редцедар или" тала'тат "(Thuja plicata ). Наиболее важными промышленными породами были красный кедр, сосна ponderosa или "la'qa" (Pinus ponderosa ), пихта дугласа или "pa'ps" (Pseudotsuga menziesii ), ива песчаная или "tax's" (Salix exigua ), а также твердые породы, такие как тихоокеанский тис или "ta'mqay" (Taxus brevifolia ) и syringa или "sise'qiy" (Philadelphus lewisii или индийская стрела ).
Многие рыбы и растения, важные для культуры Nez Perce, сегодня являются государственными символами: черная черника или "cemi'tk" является официальным государственным фруктом, а индийская стрелка или "sise'qiy", пихта Дугласа или "pa'ps" - государственное дерево из Орегона и сосны ponderosa или "la'qa" в Монтане, лосось чавычи - штатная рыба штата Орегон, головорезная форель или "вава'лам" Айдахо, Монтаны и Вайоминга, а также на Западе Побережье Стилхед или "хейе" из Вашингтона.
"Сердце монстра", описанное в истории происхождения Нез ПерсеНез Персе верили в духов ок. lled weyekins (Wie-a-kins), которые, как они думали, предлагают связь с невидимым миром духовной силы ". Weyekin защитит человека от вреда и станет личным духом-хранителем. Чтобы получить вейкин, ищущий отправлялся в горы один на поиски видений. Это включало голодание и медитацию в течение нескольких дней. Во время квеста человек может получить видение духа, который принимает форму млекопитающего или птицы. Это видение могло появиться физически, во сне или в трансе. Weyekin должен был передать силы животного его носителю - например; олень может дать быстроту своего носителя. Weyekin человека был очень личным. Этим редко делились с кем-либо и обдумывали наедине. Weyekin оставался с человеком до самой смерти.
Хелен Хант Джексон, автор книги «Век бесчестия », написанной в 1889 году, называет нез персе «самым богатым, благородным и самым нежным» из индийских народов, а также самый трудолюбивый.
Музей в Национальном историческом парке Нез Персе со штаб-квартирой в Сполдинге, Айдахо и управляется Службой национальных парков включает исследовательский центр, архивы и библиотеку. Исторические записи доступны для изучения и интерпретации истории и культуры Нез Персе на месте. Парк включает 38 участков, связанных с Нез Персе в штатах Айдахо, Монтана, Орегон и Вашингтон, многие из которых находятся в ведении местных и государственных агентств.
В 1805 году Уильям Кларк был первым известным европейским американцем, встретившим представителей этого племени, за исключением вышеупомянутых франко-канадских торговцев. Пока он, Меривезер Льюис и их люди переходили горы Биттеррут, у них кончилась еда, и Кларк взял шестерых охотников и поспешил вперед на охоту. 20 сентября 1805 года недалеко от западного конца тропы Лоло он нашел небольшой лагерь на краю раскопок камас, который теперь называется Weippe Prairie. На исследователей произвело большое впечатление знакомство с нез персе. Готовясь к оставшемуся пути к Тихому океану на лодках по рекам, они доверили содержание своих лошадей, пока они не вернутся «двум братьям и одному сыну одного из вождей». Одним из этих индейцев был Валаммоттинин (что означает «Собранные и связанные волосы», но более известный как «Скрученные волосы»). Он был отцом Ч. ief Lawyer, который к 1877 году был видным членом фракции "Договора" племени. Нез персе в целом были верны своему доверию; группа без особого труда нашла своих лошадей, когда они вернулись.
Вспоминая встречу Нез Персе с партией Льюиса и Кларка, в 1889 году антрополог Элис Флетчер писала, что «исследователи Льюиса и Кларка были первыми белыми людьми, которых так много. людей, которых когда-либо видели, и женщины считали их красивыми ». Она писала, что Нез Персе «были добры к усталой и голодной группе. Они снабжали свежих лошадей, сушеного мяса и рыбы с диким картофелем и другими корнеплодами, которые можно было есть, а отдохнувшие белые люди пошли дальше, на запад, оставив свои костлявые, измученные лошади, о которых индейцы должны позаботиться, чтобы они были жирными и сильными, когда Льюис и Кларк вернутся домой ». На обратном пути следующей весной они прибыли в лагерь Нез Персе, снова голодные и измученные. Племя построило для них большую палатку и снова накормило. Желая свежего красного мяса, группа предложила обмен на лошадь нез-персе. Цитируя дневник Льюиса и Кларка, Флетчер пишет: «Гостеприимство вождей было оскорблено идеей обмена. Он заметил, что у его людей было много молодых лошадей и что, если бы мы были расположены использовать эту пищу, мы могли бы иметь столько, сколько мы хотели ". Группа оставалась с Нез Персе в течение месяца, прежде чем двинуться дальше.
Нез Персе были одним из племенные нации в Совете Валла Уолла (1855) (вместе с Кайюс, Уматилла, Валла Уолла и Якама ), подписавшим Договор Валла Валла.
Под давлением американцев европейского происхождения в конце XIX века Нез Персе разделились на две группы: одна сторона приняла принудительное они переехали в резервацию, а другой отказался отдавать свои плодородные земли в Айдахо и Орегоне. Те, кто желал переехать в резервацию, заключили договор в 1877 году. Бегство недоговорного Nez Perce началось 15 июня 1877 года с вождя Джозефа, Looking Glass, Белая Птица, Оллокот, Худой Элк (Покер Джо ) и Туохоулзот возглавляют 2900 мужчин, женщин и детей в попытке достичь мирного убежища. Они намеревались найти убежище у своих союзников Ворона, но, после отказа Ворона предложить помощь, Нез Персе попытались добраться до лагеря в Канаде Лакота Вождь Сидящего Быка.. Он мигрировал туда, вместо того чтобы сдаться после победы Индии в битве при Литтл-Бигхорн.
Вождь Джозеф, 1877 г.Нез Перс преследовали более 2000 солдат США. Армия в эпическом полете к свободе на расстояние более 1170 миль (1880 км) через четыре штата и множество горных хребтов. 800 воинов Nez Perce победили или отбили преследующие войска в 18 битвах, схватках и сражениях. В ходе этих конфликтов было убито более 300 американских солдат и 1000 Нез Персе (включая женщин и детей).
Большинство выживших Нез Персе были наконец вынуждены сдаться 5 октября 1877 года после Битва в горах Медвежьей Лапы в Монтане, в 40 милях (64 км) от границы между Канадой и США. Шеф Джозеф сдался генералу Оливеру О. Ховарду из США. Кавалерия. Во время переговоров о капитуляции вождь Джозеф направил солдатам США послание, обычно описываемое как речь. Он стал известен как одна из величайших американских речей: «... Слушайте меня, мои начальники, я устал. Мое сердце болит и грустно. С того места, где сейчас стоит солнце, я больше не буду сражаться вечно».
Вождь Джозеф отправился в Вашингтон, округ Колумбия, в январе 1879 года, чтобы встретиться с президентом и Конгрессом, после чего его отчет был опубликован в North American Review.
Маршрут полета Nez Perce сохраняется Национальная историческая тропа Нез Персе. Ежегодная поездка на холмы Кипариса в июне посвящена попытке бегства народа Нез Персе в Канаду.
В 1994 году Нез Персе племя начало программу разведения, основанную на скрещивании аппалуза и среднеазиатской породы ахалтекинской, чтобы произвести то, что они назвали лошади нез персе. Они хотели восстановить часть своей традиционной конной культуры, в которой они проводили отборное разведение своих лошадей, долгое время считавшееся показателем богатства и статуса, и обучили своих членов высокому качеству верховой езды. Социальные разрушения из-за жизни в резервациях и ассимиляционного давления со стороны американцев и правительства привели к разрушению их конной культуры в XIX веке. Программа разведения в 20-м веке финансировалась Министерством здравоохранения и социальных служб США, племенем нез персе и некоммерческой организацией Институт развития коренных народов. Он продвигает бизнес в стране коренных американцев, отражающий ценности и традиции народов. Порода лошадей нез персе известна своей скоростью.
Текущие племенные земли состоят из резервации в Северо-Центральном Айдахо в 46 ° 18'N 116 ° 24'W / 46,300 ° N 116,400 ° W / 46,300; -116.400, в основном в районе Камас-Прери к югу от реки Клируотер, в частях четырех округов. В порядке убывания площади территории округами являются Нез Перс, Льюис, Айдахо и Клируотер. Общая площадь земли составляет около 1195 квадратных миль (3100 км), а население резервации по данным переписи 2000 года составляло 17 959 человек.
Из-за потери земель племенами население резервации составляет преимущественно белые, почти 90% в 1988 году. Самая большая община - город Орофино, недалеко от его северо-восточного угла. Лапвай является резиденцией племенного правительства, и в нем проживает самый высокий процент жителей нез-персе, около 81,4 процента.
Подобно открытию земель коренных американцев в Оклахоме, разрешив приобретение излишков некоренными жителями после того, как домохозяйства получили участки, правительство США открыло резервацию Нез Персе для общего заселения 18 ноября., 1895. Прокламация была подписана менее чем за две недели до этого президентом Гровером Кливлендом. Тысячи людей бросились захватить землю в резервации, заявив о своих претензиях даже на землю, принадлежащую семьям Нез Персе.
Кроме того, резервация индейцев Колвилля в восточном Вашингтоне содержит группу Джозефа Нез Персе.
Главный юрист, c. 1861
Пео Пео Толект (Птица), воин из племени нез-персе, помогавший захватить горную гаубицу в битве у Большой дыры
Желтый Волк, 30 декабря 1909 г.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Nez Perce. |
Викиисточник содержит текст Британской энциклопедии 1911 года article Нез Персес. |