Missa brevis Sancti Joannis de Deo | |
---|---|
Месса Йозефа Гайдна | |
Композитор ок. 1770, Портрет Людвига Гуттенбруна | |
Другое имя | Массивный орган |
Ключ | Си-бемоль мажор |
Каталог | Варочная панель. XXII: 7 |
Сочинено | 1774 |
Части | 6 |
Вокал |
|
Инструментальная |
|
Missa brevis Sancti Joannis de Deo, Hob. XXII: 7, Novello 8, это масса в си-бемоль мажор Йозефа Гайдна. missa brevis (краткая месса) была написана около 1774 года по заказу Barmherzige Brüder (Братья Госпитальеры ) в Айзенштадте, покровитель которого был Иоанном Богом. Скромно набранный для сопрано, четырехчастного смешанного хора, двух скрипок, органа и баса, он известен как Kleine Orgelmesse (Little Organ Mass ) из-за расширенного соло органа в Бенедиктское движение.
Гайдн составил четыре или пять коротких мессов, в зависимости от того, была составлена им Missa brevis Rorate coeli desuper или нет. Missa brevis Sancti Joannis de Deo - его последняя missa brevis. Все эти небольшие мессы объединены скромным оркестром.
Месса была написана для ордена Barmherzige Brüder, также называемого Братьями Милосердия, в Айзенштадте, Венгерском Королевстве (ныне Австрия), основателем и покровителем которого был св. Иоанн Божий. Гайдн жил в Айзенштадте, работал при дворе Николауса II, князя Эстерхази. Композиция была написана в 1774 году. Из-за обширного соло Органа в Benedictus, она известна как Kleine Orgelmesse (Маленькая органная месса), отсылая к Große Orgelsolomesse (Большая органная месса), разговорное название. для Missa in honorem Beatissimae Virginis Mariae, четвертой мессы Гайдна в ми-бемоль мажор. Соло на органе в Бенедикте было обычным делом в то время.
Гайдн играл на органе в первом исполнении в госпитальной капелле Братства в Айзенштадте. «Kleine» (немного) может относиться как к композиции, так и к органу, потому что у инструмента был позитив с шестью ступенями без педали.
Настройка инструмента Латинская масса состоит из шести частей. Первоначально он был записан для сольного сопрано, хора из четырех частей (SATB ), так называемого Wiener Kirchentrio (венского церковного трио) из двух скрипок и баса, с органом, который выполняет сольную функцию в Бенедикт.
В следующей таблице движений голоса, отметки, клавиши и тактовые размеры взяты из хоровой партитуры.
Нет. | Парт | Начало | Вокал | Маркировка | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Кайри | Кайри | SATB | Adagio | си-бемоль мажор | |
2 | Глория | Глория | SATB | Allegro molto | Си-бемоль мажор | 3/4 |
3 | Кредо | Кредо | SATB | Аллегро | Си-бемоль мажор | |
Et incarnatus est | SATB | Adagio | 3/4 | |||
Et resurrexit | SATB | Allegro | ||||
4 | Sanctus | Sanctus | SATB | Allegro | си-бемоль мажор | 6/8 |
5 | Benedictus | Benedictus | Сопрано | Модерато | ми-бемоль мажор | |
Осанна | SATB | Аллегро | си-бемоль мажор | 6/8 | ||
6 | Agnus Dei | Agnus Dei | SATB | Adagio | си-бемоль мажор | 3/4 |
Движения Gloria и Credo очень короткие по технике [de ] (несколько текстов): «несколько частей текста [ставятся] одновременно разными голосами. " Тексты массового порядка повторяются в каждой мессе и поэтому хорошо известны; Настройка различных отрывков, назначенных на разные части, которые слышны одновременно, отдает должное литургии, но делает музыку короткой. Benedictus - единственная часть, которая написана не си-бемоль мажор, а предназначена для голоса соло.
Кирие показывает, по словам музыковеда Джона Су, «блестящие инструментальные идиомы и хоровую декламацию.
Кредо состоит из трех частей. части, в центре которых находится Адажио о рождении, страдании и смерти Иисуса, исполненное хором в основном в гомофонии, в сопровождении рваных аккордов на скрипках и повторений в басу. Третья часть резюмирует музыка из Глории.
Sanctus вызывается голосами в быстрой последовательности записей, некоторые в виде колоколообразных длинных нот, другие в виде плавных триолей. Для Osanna голоса входите от низшего к высшему, только на один такт. Инструменты играют colla parte голосами, скрипки - сопрано и альтом, виолончель и виолончель - басом.
Бенедикт, самая длинная часть, представляет собой диалог солиста сопрано и органа, описываемый как «выразительные, элегантные и витиеватые мелодические линии». в сочетании с повторением Osanna.
Гайдн тщательно обозначил Agnus Dei для резкого контраста в динамике, установив «Agnus Dei» (Агнец Божий) как фортиссимо омофонический зов в сравнении с пианиссимо молитвой "Dona nobis pacem" (Дай нам покой). Конец помечен «perdendosi, senza organo» (умирающий, без органа), с басом пиццикато.
Рецензент оксфордского издания резюмировал: « Произведение доступно большинству хоров. Музыка не слишком сложна, но прочная музыкальная структура и множество пассажей, требующих выразительного пения, делают произведение полезным для хора любого размера. ХК Роббинс Лэндон, редактор композиции, приписываемой произведению "тихий дух преданности, даже мистицизма, что является наиболее привлекательным".
Хотя месса изначально была озвучена для хора, струнных и органа, более поздние версии включают в себя трубы и литавры, а также кларнеты.
Масса также использовалась в Зальцбурге, где сжатие текста было сочтено «неприемлемым», поэтому брат композитора Майкл Гайдн расширил Gloria с 31 такта до 118. Однако очень немногие выступления используют это расширение. Однако Oxford edition представляет продолжение Майкла Гайдна в основной части текста и краткий оригинал Джозефа в качестве приложения. Иоганн Георг Альбрехтсбергер написал альтернативный Бенедикт.
.