Метастазы (Ксенакис)

редактировать
Метастазы
по Янису Xenakis
XenakisMDaniel crop.jpg Яннис Ксенакис в своей студии в Париже, около 1970 года.
Родное имя Μεταστάσεις
Стиль Звуковая масса
Сочиненный 1953–4
Продолжительность Около 8 минут
Подсчет очков Оркестр
Премьера
Дата 16 октября 1955 г. ( 1955-10-16)
Место расположения Донауэшинген, Германия
Дирижер Ганс Росбауд

Metastaseis ( греч. Μεταστάσεις ; пишется Metastasis в правильной французской транслитерации или в некоторых ранних произведениях композитора Метастассиса) - оркестровое произведение Янниса Ксенакиса для 61 музыканта. Его первая крупная работа была написана в 1953–54 годах после его обучения у Оливье Мессиана и занимает около 8 минут. Премьера произведения состоялась на Донауэшингенском фестивале 1955 года под управлением Ханса Росбауда. Эта работа изначально была частью трилогии Ксенакиса под названием Anastenaria (вместе с Procession aux eaux claires и Sacrifice), но была отделена Ксенакисом для отдельного исполнения.

Metastaseis требует оркестра из 61 исполнителя (12 духовых, 3 перкуссионистов, играющих на 7 инструментах, 46 струнных ), при этом нет двух исполнителей, играющих одну и ту же партию. Он был написан с использованием техники звуковой массы, в которой каждый игрок отвечает за выполнение глиссанди на разных уровнях высоты тона и в разное время. В пьесе преобладают струны, которые открываются в унисон перед тем, как разделиться на 46 отдельных частей.

Балет был хореографом в Xenakis' Metastaseis и Pithoprakta по Джорджа Баланчина (см Metastaseis и Pithoprakta ). Премьера балета состоялась 18 января 1968 года в New York City Ballet с Сюзанной Фаррелл и Артуром Митчеллом.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Заголовок
  • 2 Анализ
  • 3 ссылки
  • 4 Дальнейшее чтение
  • 5 Внешние ссылки
Заголовок

Греческое название Μεταστάσεις транслитерировалось самим композитором различными способами при написании на французском языке: Les Métastassis, Métastassis и Les Métastaseis. Греческий диграф ει произносится как « i » в современном греческом языке, и правильная французская транслитерация - Metastasis.

На титульном листе опубликованной партитуры написано почерком композитора Metastaseis B, и в этой же форме он напечатан на обложке партитуры. Название portmanteau во множественном числе Meta (после или за пределами) - stasis (неподвижность), относится к диалектическому контрасту между движением или изменением и ненаправленностью. Согласно собственному описанию композитора, « Meta = after + staseis = состояние застоя - диалектические преобразования. Metastaseis - это стержень между классической музыкой (которая включает в себя сериальную музыку) и« формализованной музыкой », которую композитор был обязан привить ". Эти преобразования включают как массовые события глиссандо, так и перестановку рядов тонов. «B» ( бета) относится к изменениям, предложенным Германом Шерхеном : сокращение струн с 12-12-12-12-4 до 12-12-8-8-6.

Эскиз с изображением струны глиссанди, мм. 309–14
Анализ

Metastaseis был вдохновлен сочетанием эйнштейновского взгляда на время и воспоминаний Ксенакиса о звуках войны и построен на математических идеях Ле Корбюзье. Музыка обычно состоит из упорядоченного во времени набора звуков; музыку, проигранную задом наперед, трудно распознать. Подобные наблюдения Мессиана привели к его отмеченному использованию не ретроградных ритмов ; Ксенакис хотел примирить линейное восприятие музыки с релятивистским взглядом на время. Во время войны, как Ксенакис знал через свое музыкальное ухо, ни одна отдельная пуля не могла быть выделена среди какофонии, но в целом звук «выстрелов» был четко различим. Конкретная последовательность выстрелов не имела значения: отдельные ружья могли стрелять совершенно иначе, чем на самом деле, но производимый звук все равно был бы таким же. Эти идеи объединились, чтобы сформировать основу Metastaseis.

Как ньютоновские взгляды на время показывают, что оно течет линейно, взгляды Эйнштейна показывают его как функцию материи и энергии ; измените одну из этих величин, и время тоже изменится. Ксенакис попытался провести это различие в своей музыке. В то время как большинство традиционных композиций зависят от строго измеряются время для прогресса линии, используя неизменный темп, тактовый или фразы длину, Metastaseis изменение интенсивности, регистра, и плотности скоринга, как музыкальные аналоги массы и энергии. Именно благодаря этим изменениям произведение продвигается вперед: первая и третья части произведения не имеют даже мелодической темы или мотива, чтобы удерживать их вместе, а скорее зависят от силы этой концептуализации времени.

Павильон Philips, демонстрирующий гиперболические параболоиды, первоначально использовавшиеся в Metastaseis.

Во второй части есть какой-то мелодический элемент. Используется фрагмент двенадцатитонной строки с длительностью, основанной на последовательности Фибоначчи. (Эта целочисленная последовательность не является чем-то новым для музыки: ее часто использовал Барток, в том числе.) Одно интересное свойство последовательности Фибоначчи состоит в том, что чем дальше в бесконечную последовательность вы смотрите, тем ближе отношение члена к его предыдущему члену. попадает в Золотое сечение ; это не займет много времени, прежде чем результат будет правильным до нескольких значащих цифр. Идея золотого сечения и последовательности Фибоначчи также была излюбленной Ксенакисом в его архитектурных работах; Монастырь де ла Туретта был построен по этому принципу. См.: Модулор.

Ксенакис, опытный архитектор, видел главное различие между музыкой и архитектурой в том, что, хотя пространство видно со всех сторон, музыку можно услышать только с одного. Предварительный набросок Metastaseis был в графическом обозначении, больше напоминавший план, чем нотную партитуру, показывая графики массового движения и глиссанди, как структурные лучи пьесы, с шагом на одной оси и временем на другой. Фактически, этот дизайн стал основой для павильона Philips, который не имел плоских поверхностей, а имел форму гиперболических параболоидов, подобных тем, которые использовались для моделирования музыкальных «масс» и выступов его струнных глиссанди. Тем не менее, в отличие от многих композиторов-авангардистов этого века, которые брали такую ​​вещь, как законченная партитура, Ксенакис записывал каждое событие в традиционной нотации.

Рекомендации
дальнейшее чтение
  • Бальтенспергер, Андре (1996). Яннис Ксенакис и Стохастическая музыка. Берн: Verlag Paul Haupt. (на немецком языке) Цитируется по Hurley (2004), p. 356n9.
  • Матосян, Нурица: Ксенакис. Лондон: Кан и Аверилл, 1990. ISBN   1-871082-17-X.
  • Ксенакис, Яннис: Формализованная музыка: мысль и математика в композиции, второе, расширенное издание (серия Harmonologia № 6). Stuyvesant, NY: Pendragon Press, 1992. ISBN   1-57647-079-2. Перепечатано, Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press, 2001.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-02 08:34:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте