Месивта (также « метивта» ; арамейский : מתיבתא, «академия») - ортодоксальная еврейская средняя школа ешивы для мальчиков. Этот термин обычно используется в Соединенных Штатах для описания ешивы, которая уделяет особое вниманиеизучению Талмуда для мальчиков в классах с 9 по 11 или 12; в качестве альтернативы, это относится к направлению религиоведения в средней школе ешивы, которая предлагает как религиозные, так и светские исследования.
В Израиле аналогичный термин для первого - это ешива-кетана ( иврит : ישיבה קטנה, букв. «Малая ешива»), для последнего - « ешива тихонит» (ישיבה תיכונית, «средняя школа ешивы»). Эта статья посвящена США; см. Chinuch Atzmai и Mamlachti dati для соответствующего обсуждения этих израильских институтов.
После окончания месивты студенты переходят на бет-мидраш или программу ешивы на уровне бакалавриата. На практике ешивы, которые называют себя месивтами, обычно представляют собой комбинацию программ месивта (старшая школа) и бет медраш ( послесредняя школа). Студентов, участвующих в программе бет медраш, часто призывают наставлять тех, кто участвует в месивте.
Термин метивта впервые появляется в Талмуде, где он относится к ешиве талмудических мудрецов. Авва Арика учился в метивте в Сепфорисе при князе Иуде, его сыне и внуке. Под руководством Рава и Самуила Nehardea, то талмудической академии в Суре во время Вавилонского пленения называли Сидра, но под Рав Уна, второй декан Академии Суры, ешивы стали называть metivta и Уна была первый обладатель звания реш метивта (соответствует рош ешиве ). По словам Гретца, метивта созывалась в определенные месяцы года. Фреймворки Metivta продолжали работать на протяжении всей эпохи геонимов, то есть примерно 1000 лет.
Школа с двойным учебным планом была основана Талмудической академией Манхэттена при университете Ешива (ныне известной как Талмудическая академия Марши Штерн ) в 1916 году; ALMA была основана в Иерусалиме в 1936 году, а «ха-ишув» в Тель-Авиве в 1937 году. См. Религиозный сионизм § Образовательные учреждения.
Что касается более интенсивной программы изучения Талмуда, раввин Шрага Фейвель Мендловиц представил концепцию месивты для мальчиков в возрасте 14 лет и старше в Нью-Йорке в 1926 году. До этого времени религиозные мальчики посещали Талмуд-Тору (начальную школу) до своей бар-мицвы, а затем поступил в среднюю школу и колледж, где их уровень соблюдения Торы и приверженность был суровым испытанием. Только после бар - мицвы религиозное образование доступным в то время был в иешивы Рабейну Ицхака Elchonon «s талмудической академии (основана в 1916), который подготовил студентов к карьере в раввината. Когда Мендловиц, который начал преподавать в начальной школе ешива Тора Водаас в 1923 году, предложил нововведение, он встретил повсеместное сопротивление. В редакционной статье журнала Yiddish Morgen Journal говорится:
Подобно тому, как реформаторы имеют раввинскую семинарию в Цинциннати, а консерваторы имеют семинарию Соломона Шехтера в Нью-Йорке, так и ешивы раввину Ицхака Эльхонона должно хватить [для производства ортодоксальных раввинов].
При поддержке три членов Торы Vodaas совета - Биньямин Вильгельм, Бен Цион Weberman и Abraham Левина - Mendlowitz успешно открыл Mesivta Тор Vodaas в своем собственном доме в Williamsburg, Бруклин, в сентябре 1926 года mesivta открыл четыре класса пост-бар студенты мицвы и 11 студентов в продвинутой программе бет-мидраша. Mesivta продолжал аспирант поколений студентов, которые стали учеными и лидерами Торы в американском еврейском мире.
Мендловиц также повлиял на администрацию ешивы Хаима Берлина, чтобы она расширилась за пределы восьмого класса и также открыла месивту. Месивта раввин Хаим Берлин открылась в 1930-х годах. Другими месивтами, основанными в 1930-х и 1940-х годах, были Месивта Тиферет Иерусалим, Каминетцер Месивта из парка Боро и школа раввина Якоба Иосифа. В 1950-х годах у последних четырех месивтов была своя баскетбольная лига.
В 1937 году Мендловиц основал Camp Mesivta, первый летний лагерь ешивы в Америке, в Ферндейле, штат Нью-Йорк. Он стал летним лагерем, выбранным тысячами студентов из других ешив, и прототипом учебных лагерей ешив в последующие десятилетия. Мендловиц ввел практику приглашения Гедолима посетить лагерь на несколько дней или несколько недель, давая отдыхающим возможность увидеть великих деятелей Торы в действии. Среди гедолимов, которые регулярно останавливались в лагере Месивта, были раввин Яков Каменецкий, раввин Шломо Хейман, раввин Моше Файнштейн и раввин Авраам Кальмановиц. Лагерь Месивта действовал до начала 1960-х годов; в 1966 году его сменил лагерь Ор Шрага-Бейс Медраш ЛеТора в Гринфилд-парке, Нью-Йорк, во главе с раввином Зеликом Эпштейном и раввином Несанелем Куинном.
Сегодня месивты расположены в городах по всей территории Соединенных Штатов, где проживает значительное количество ортодоксальных евреев. С 1980-х годов количество месивтов в районе Нью-Йорка / Нью-Джерси резко возросло. Если раньше было всего несколько школ на выбор, то сегодня в каждом городе с религиозным еврейским населением и почти в каждом поселке есть средняя школа ешивы. Из-за распространения месивты заработали репутацию, которая отражает академический уровень их студентов. Существуют школы для метзуаним (лучших учеников), школы для средних учеников и школы для учеников с «серьезными учебными проблемами и / или йират шамайим (религиозные убеждения)». Некоторые месивты управляют разными «дорожками», чтобы удовлетворить разнообразный студенческий состав.
Месивты, как и ешивы, не следуют расписанию семестров и каникул государственного образования, а организуют учебный год по еврейскому календарю. Во время еврейских каникул в школе перерыв, и этот семестр заканчивается в месяц ав, традиционный перерыв для ешив со времен Талмуда. Существует также дресс-код : если в начальной школе мальчики ходят в более повседневную одежду, то при входе в месивту они должны одеваться в темные брюки и белые рубашки.