Талмуд Тора

редактировать
Талмуд Тора в Меа Шеарим Талмуд Тора в Самарканде

Талмуд Тора (Иврит : תלמוד תורה) школы были созданы в еврейском мире, как ашкеназские, так и сефардские, как форма религиозной школы для мальчиков со скромным образованием, где они получили начальное образование в иврите, священных писаниях (особенно Тора ) и Талмуде ( и галаха ). Это должно было подготовить их к ешиве или, особенно в современной форме движения, к еврейскому образованию на уровне средней школы. Талмуд Тора была создана по образцу хедера, традиционной формы обучения, основные элементы которой были включены в нее, с изменениями, соответствующими ее общественной форме, а не частному финансированию хедера через менее формальные или институциональные механизмы, включая плату за обучение и пожертвования.

В Соединенных Штатах термин Талмуд Тора относится к дневной программе для мальчиков и девочек после посещения государственной школы. Эта форма еврейского образования была распространена с середины 19 века до «1940-х и 1950-х годов». Хотя к 1980-м годам дневные школы полного дня (ешивы) были нормой в Соединенных Штатах, в некоторых европейских странах они все еще существовали.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Финансирование
  • 3 Администрация
  • 4 Учебный план
  • 5 В еврейских общинах по всему миру
    • 5.1 Германия
    • 5.2 Россия
    • 5.3 Иерусалим
    • 5.4 США
  • 6 Ссылка
  • 7 См. Также
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

История

Отец традиционно был единственным учителем для своих детей еврейской истории (Второзаконие, XI, 19). Учреждение, известное как bei rav or bet раббан (дом учителя), или bei safra или bet sefer (дом книги), как говорят, было основано Эзрой и его Великое собрание, которые предоставили государственную школу в Иерусалиме для обеспечения образования сиротами мальчиков в возрасте шестнадцати лет и старше. Но школьная система не развивалась до тех пор, пока Джошуа бен Гамла первосвященник не приказал открывать государственные школы в каждом городе и деревне для всех детей старше шести или семи лет (Б. Б. 21a).

Расходы были оплачены сообществом, и соблюдалась строгая дисциплина. Авва Арика, однако, приказал Самуилу б. Шилат бережно относиться к ученикам, воздерживаться от телесных наказаний или, самое большее, использовать обувной ремень для исправления учеников за невнимательность. Глупого ученика заставляли следить до тех пор, пока он не овладел искусством обучения. Рабба бар Нахмани установил, что на одного учителя должно приходиться двадцать пять учеников; если число было от двадцати пяти до сорока, был необходим помощник учителя («реш дукана»); и для более чем сорока требовалось два учителя.

Учителями были только женатые мужчины, но есть разногласия относительно квалификации меламмеда (учителя). Рабба бар Нахмани предпочитал того, кто много учил своих учеников, хотя и несколько небрежно, в то время как Нехардеа предпочитал того, кто мало учил своих учеников, но это правильно, поскольку однажды принятую ошибку в чтении трудно исправить (ib.). Конечно, предполагается, что обе квалификации редко можно было найти в одном человеке.

Учение Талмуд-Торы занимало весь день, а в зимние месяцы - несколько часов ночи. Учение было приостановлено во второй половине дня в пятницу и во второй половине дня, предшествующего святому дню. На Шаббаты и святые дни новых уроков не назначали; но работа предыдущей недели просматривалась в субботу после обеда родителем или опекуном ребенка (Shulḥan 'Aruk, Yoreh De'ah, 245).

В более поздние времена, возможно, под влиянием христианских приходских школ XIII века, сюда входили чтение молитв и благословений, а также преподавание принципов иудейской веры. Почти в каждой общине была создана организация под названием Хевра Талмуд Тора, в обязанности которой входило создание фонда и обеспечение средств для поддержки государственных школ, а также контроль всех учителей и учеников.

Ашер бен Иехиэль (1250–1328) постановил разрешить изъятие средств из фондов Талмуд-Торы с целью покрытия ежегодного налога, взимаемого местным губернатором, поскольку в противном случае на бедных, которые должны были быть лишены всего своего имущества, если они не смогли своевременно уплатить свои налоги (Responsa, правило vi., § 2). С другой стороны, деньги из общего благотворительного фонда иногда использовались для поддержки Талмуд-Торы, и пожертвования на синагогу или кладбище использовались аналогичным образом (ib. Правило xiii., §§ 5,14).

Поскольку обучение Талмуду и Торе традиционно считалось обязательным для мужчин, а не для женщин, Талмуд-Торы традиционно были учреждениями для одного пола. Даже в наши дни мужчины обычно продолжают свое очное изучение Торы вплоть до третьего десятилетия жизни, в то время как женщины получают светское образование, такое как программирование, математика и домашнее хозяйство.

Организация Талмуд-Тора в Риме включала восемь обществ в 1554 году и была воссоздана 13 августа 1617 года (Ригер, «Gesch. Der Juden in Rom», стр. 316, Берлин, 1895 г.). Позже некоторые синагоги получили название «Талмуд Тора», как в случае с одной в Фесе, Марокко в 1603 г. (Анкава, «Керем Шемед», II. 78, Леггорн, 1869) и в Каир. Вероятно, это произошло потому, что школа находилась в синагоге или примыкала к ней.

Финансирование

Доход общества был получен из нескольких источников:

(а) одна шестая часть взносов в понедельник и четверг в синагогах и других местах отправления культа;
(b) пожертвования на обрезание от гостей, приглашенных на праздник;
(c) пожертвования на свадьбу от жениха и невесты и от приглашенных гостей;
(d) одно -десятая часть коллекций в благотворительном ящике, известном как маттан ба-сетар.

Самуэль де Медина (1505–1889) постановил, что в случае завещания, оставленного Талмуд-Торе и гарантированного брат наследодателя, последний не привлекался к ответственности, если имущество было израсходовано вследствие продолжительной болезни умершего (Респонса, Ḥoshen Mishpaish, № 357). Было объявлено, что наследство для поддержки ешивы и Талмуд-Торы в определенном городе, если оно сопровождается положением о том, что им можно управлять, «как сын наследодателя сочтет нужным», может быть передано в ешиву в другом месте. (ib. Ora ayyim, I., № 60; см. также «Paḥad Yia», sv, p. 43a).

Администрация

Выборы должностных лиц производились бюллетенями: три габбаим, три вице-габбаима и казначей. Право на избрание имели только образованные и уважаемые мужчины старше 36 лет. Таханот, регулирующий эти источники дохода Талмуд-Торы, существовал во времена Моисея Иссерлеса. Йоэль Сиркис, раввин Кракова в 1638 году, одобрил эти правила и добавил многие другие, все из которых были утверждены на общем собрании семидесяти представителей конгрегаций 25 числа Шебета, 5398 (1638; FH Wetstein, "admoniyyot", документ № 1, Краков, 1892).

Соломон б. Авраам ха-Коэн (шестнадцатый век) решил, что для привлечения учителей требуется единодушное согласие восьми попечителей Талмуд-Торы, если было принято решение о том, что «ни один попечитель или попечители не могут нанимать службу Меламеда без согласия целое »(Респона, II, № 89, изд. Венеция, 1592).

В качестве образца средневековой организации этих школ можно выбрать краковские школы. Из конгрегационных записей (pinḳes) Кракова в 1551 году следует, что общество Талмуда Торы контролировало как частные, так и государственные школы. Он принял следующие таханот, еврейские судебные постановления:

(1) Члены должны иметь общий надзор за учителями и каждую неделю посещать Талмуд-Тору, чтобы убедиться, что ученики учатся должным образом.

(2) Ни один меламед не может преподавать Пятикнижие, кроме как с переводом «Беэр Моше» (иудео-немецкий перевод Моисея бен Иссахара, Прага, 1605), «который в нашем просторечии "; для продвинутых учеников он не должен использовать ничего, кроме комментария Раши.

(3) Меламед в начальном классе должен обучать не более двадцати пяти учеников и иметь двух помощников.

(4) Один меламед не должен соревноваться с другим в течение срока своей работы и не должен стремиться получить ученика, руководящего другим учителем, даже по истечении срока, если только отец или отец опекун ученика желает внести изменения.

(5) Члены Шебра Талмуд Тора должны нанять компетентного и богобоязненного меламеда с помощником для бедных и осиротевших мальчиков на бет ха-мидраш.

(6) Меламед и помощник должны обучать учеников еврейскому алфавиту (с гласными), Сидур, Пятикнижию (с переводом «Беэр Моше»), комментарию Раши, порядок молитв, этикет и хорошее поведение - каждый мальчик в соответствии с его классом и интеллектом; также чтение и письмо на родном языке. Более продвинутые будут обучены грамматике и арифметике иврита; высшие классы должны изучать Талмуд с Раши и тосафот.

(7) Мальчики в возрасте до тринадцати лет должны изучить правила, касающиеся тфилин.

(8) В возрасте четырнадцати лет мальчик, который неспособен к обучению Талмуд должен научиться ремеслу или стать домашним слугой.

Учебная программа

Говорят, что сефарды вели свои школы Талмуд-Торы более методично, чем ашкенази, особенно в Европе. Тот, что находится в Амстердаме, получил высокую оценку Шаббтая Горовица ("Wawe ha-'Ammudim", стр. 9b, приложен к "Shelah ", Амстердам, 1698 г.). Шаббтай Басс в предисловии к своей «Сифте ешаним» (стр. 8a, ib. 1680) описывает этот Талмуд-Тору и желает, чтобы он мог служить образцом для других школ:

Он построен рядом с синагогой и имеет шесть комнат, в каждой из которых находится отдельный класс под меламмедом. Первый класс предназначен для маленьких мальчиков, которые учатся читать свои молитвы. Во втором классе они изучают Пятикнижие от начала до конца с музыкальными акцентами. В третьем они переводят Пятикнижие на народный язык и используют комментарии Раши, разделенные на обычные еженедельные.

В четвертом они изучают Пророков и Агиографы с правильным ударением и переводом. В пятом они изучают грамматику и начинают с ряда галахических отрывков из Талмуда, причем текст на иврите, а объяснения на местном языке. Перед приближением святого дня они заучивают законы Шулхан Аруха, относящиеся к этому святому дню. Шестой класс - это подготовка к ешиве в бет ха-мидраш, которую проводит Шакам-раввин. В этом классе каждый день изучается одна галаха с комментариями Раши и Тосафот и сравнивается с выводами кодексов Маймонида, Ашери и Каро.

Время занятий с 8 до 11 часов утра и с 2 до 5 часов дня; зимой до молитвы Минча. Расходы на содержание этой школы покрываются из фонда, внесенного членами Шебра Талмуд Тора. Эта сефардская школа сделала исключение из правила, согласно которому ученики читают Талмуд Тора весь день и несколько часов ночи в короткие зимние дни.

В еврейских общинах по всему миру

Германия

Талмуд-Тора в Никольсбурге, Моравия с 1724 по 1744 год давала бедным мальчикам образование, равное тому, которое предлагалось их более удачливым товарищам. Исследования включали Сидур, Чумаш (Пятикнижие) и Талмуд (Мориц Гюдеманн, Quellenschriften zur Gesch. Des Unterrichts und der Erziehung bei den Deutschen Juden, p. 275). Школы в Восточной Европе сохранили древний тип и методы ашкеназских школ до середины девятнадцатого века, когда движение за улучшение и лучшее управление имело место в крупных городах.

Россия

В 1857 году в Одессе Талмуд-Тора, существовавшая с момента основания города, выдающимися педагогами была преобразована в образцовую школу. В 1881 С. Я. Абрамович был назначен директором более 400 учеников. В 1904 г. были открыты два филиала в пригородах с дополнительными 400 учениками. Мальчикам бесплатно выдали учебники и одежду. Затраты составили 20 000 руб. в год. В каждом городе черты оседлости в России была подобная школа. Доход был получен за счет еврейского налога на мясо и частных пожертвований.

Иерусалим

Эц Хаим Талмуд Тора, Иерусалим, Израиль

В Иерусалиме Талмуд-Тора сефардов, называемая Тиферет Йерушалаим, была реорганизован Хахамом Баши раввином Рафаэлем Меиром Панигелем в 1891 году с 300 учениками и 13 учителями. Мальчики выучили арабский язык и арифметику в дополнение к другим предметам, которые варьировались от алфавита до Талмуда. Время обучения - от восхода до заката. Наибольший вклад в поддержку школы поступил от семьи Сассун, багдадских евреев из Бомбея и Калькутты через мешуллахим.

Ашкенази Талмуд Тора и Эц Хаим Иешива, с 35 учителями и более 1000 учеников, пришли на смену школе, основанной Иудой ХеХасидом. Он был начат с фонда, внесенного Хиршем Вольфом Фишбейном и Дэвидом Яновером в 1860 году. Годовые расходы в 1910 году составили около 10 000 долларов, более половины из которых было собрано в Соединенных Штатах. В Яффо Талмуд Тора и ешива Шааре Тора были организованы в 1886 году Н. Х. Леви с 9 учителями и 9 классами для 102 мальчиков. Его расходы составляли около 2000 долларов в год, в основном за счет пожертвований из-за границы.

Соединенные Штаты

Талмуд Тора в Дулуте

В Америке Махзикеи Талмуд Тора в Нью-Йорке, ашкеназская Талмуд Тора, была организована в 1883 году Израилем (Исидором) Розенталем. Он содержал школы в собственных помещениях по адресу 225-227 East Broadway. Он обучил более 1100 мальчиков при ежегодных расходах около 12000 долларов. 22 января 1905 года общество открыло филиал по адресу 67 East 7th street, которому Джейкоб Х. Шифф пожертвовал 25000 долларов. Обществом управляли совет директоров и комитет по образованию. Обучение включало в себя элементарный иврит, чтение молитв, перевод Пятикнижия на идиш и английский язык, а также принципы иудейской веры и практики. Учеба занимала только два часа в день после уроков в государственных школах, так как все ученики посещали светские школы города. В Нью-Йорке было несколько других талмудских торов; подобные учреждения существовали во всех городах США и Канады с большим еврейским населением.

Девочки в Соединенных Штатах в то время часто получали образование в государственных школах вместе с мальчиками, и они получали еврейское образование по программам в синагогах и воскресных школах, потому что еврейские дневные школы были менее распространены. В результате Талмуд-Тора «Нового Света» первой половины 20-го века была совместно издана.

Ссылка

См. Также

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-09 08:49:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте