Безумный ученый (также сумасшедший доктор или сумасшедший профессор) является складом характером из ученых, который описан как «сумасшедший» или «невменяемых» благодаря сочетанию необычных или тревожных черты личности и беззастенчиво амбициозному, табу или высокомерному характеру своих экспериментов. В качестве мотива в художественной литературе безумный ученый может быть злодейским ( злой гений) или антагонистическим, добрым или нейтральным; может быть безумным, эксцентричным или неуклюжим; и часто работает с вымышленными технологиями или не признает или не ценит общие человеческие возражения против попыток играть в Бога. Некоторые могут иметь доброжелательные намерения, даже если их действия опасны или сомнительны, что может сделать их случайными антагонистами.
Прототипом вымышленного сумасшедшего ученого был Виктор Франкенштейн, создатель одноименного монстра, который впервые появился в 1818 году в романе Мэри Шелли « Франкенштейн или Современный Прометей ». Хотя главный герой романа, Виктор Франкенштейн, является сочувствующим персонажем, в романе Шелли присутствует важнейший элемент проведения экспериментов, пересекающих «границы, которые нельзя переходить», не обращая внимания на последствия. Франкенштейн был одновременно алхимиком и современным ученым, что делает его мостом между двумя эпохами развивающегося архетипа. Книга считается предшественником нового жанра - научной фантастики, хотя как пример готического ужаса она связана и с другими предшественниками.
В 1896 году была опубликована книга Уэллса « Остров доктора Моро», в которой титулованный врач - противоречивый вивисекционист - полностью изолировал себя от цивилизации, чтобы продолжить свои эксперименты по хирургическому преобразованию животных в гуманоидные формы, невзирая на страдания, которые он причиняет.
В фильме Фрица Ланга « Метрополис» ( 1927 ) архетипический безумный ученый появился на экране в образе Ротванга, злого гения, чьи машины изначально дали жизнь антиутопическому городу из названия. Лаборатория Ротванга повлияла на многие последующие съемочные площадки с ее электрическими дугами, устройством для пузырьков и причудливо сложными наборами циферблатов и элементов управления. Изображенный актером Рудольфом Кляйн-Рогге, сам Ротванг является прототипом безумного ученого с противоречием; хотя он владеет почти мистической научной силой, он остается рабом своих собственных желаний власти и мести. Появление Rotwang было также шоком влиятельного-персонаж из развевающихся волос, диких глаз манеров, и его квази- фашистские лаборатории одеяния все были принято как стенография для сумасшедших ученого «взгляда.» Даже его механическая правая рука стала признаком извращенной научной силы, что особенно заметно в фильме Стэнли Кубрика « Доктор Стрейнджлав» или «Как я научился перестать беспокоиться и полюбить бомбу» и в романе Палмера Элдрича «Три стигматы» (1965). от Филиппа К. Дика.
Бела Лугоши, как д - р Пол Каррутерсом, безумного ученого главным героем ряда бедность фильма ужасов Дьявол Бат (1940). Обиженный на своем рабочем месте химик Каррутерс разводит гигантских летучих мышей, чтобы атаковать своих богатых работодателей.Недавний обзор 1000 фильмов ужасов, распространенных в Великобритании между 1930-ми и 1980-ми годами, показывает, что безумные ученые или их творения были злодеями в 30 процентах фильмов; научные исследования породили 39 процентов угроз; и, напротив, ученые были героями всего лишь 11 процентов. Борис Карлофф играл сумасшедших ученых в нескольких фильмах 1930-х и 1940-х годов.
Безумные ученые были наиболее заметны в массовой культуре после Второй мировой войны. Садистские эксперименты над людьми, проводимые под эгидой нацистов, особенно Йозефа Менгеле, и изобретение атомной бомбы в этот период породили искренние опасения, что наука и технологии вышли из-под контроля. То, что развитие науки и технологий во время холодной войны привело к увеличению угроз беспрецедентного уничтожения человеческого вида, не уменьшило впечатления. Безумные ученые часто фигурируют в научной фантастике и фильмах того времени.
Среди безумных ученых-мультипликаторов были профессор Фринк, профессор Фарнсворт и Рик Санчес.
Опорой Walt Disney Pictures был Микки Маус, который пытался спасти свою собаку Плутон из фильма «Безумный доктор» (1933).
Изображения Безумных ученых в мультфильмах Warner Brothers ' Merrie Melodies / Looney Tunes включают:
В то время как Том и Джерри баловались безумной наукой в нескольких мультфильмах Ханны-Барбера, настоящий Безумный ученый не появлялся до « Переключения котенка» (1961), режиссер Джин Дейч.