Любо

редактировать
Древняя китайская настольная игра, в которую играли два игрока Пара Династия Восточная Хань (25–220 CE) керамические фигурки из гробниц двух мужчин, играющих на любо

Любо (кит. : 六 博 или 陸 博; пиньинь : liù bó; Уэйд – Джайлс : liu po; букв. : «шесть палочек») - древнекитайская настольная игра, в которую играют два игрока. Что касается правил, считается, что у каждого игрока было шесть игровых фишек, которые были перемещены вокруг точек квадратного игрового поля, имевшего характерный симметричный узор. Ходы определялись броском шести палочек, которые выполняли ту же функцию, что и кубики в других гоночных играх.

. Игра была изобретена не позднее середины 1-го тысячелетия до нашей эры и была популярны во время династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Однако после династии Хань популярность игры резко упала, возможно, из-за роста популярности игры го, и о ней полностью забыли.

Знания об игре расширились в последние годы благодаря археологическим открытиям игровых досок Любо и игрового оборудования в древних гробницах, а также открытиям картинных камней династии Хань и картинных кубиков, изображающих игроков Любо.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Снаряжение
  • 3 Правила
  • 4 Чупу
  • 5 Связь с другими играми
  • 6 Рисунки Любо на других объектах
    • 6.1 Зеркала Любо
    • 6.2 Монеты Любо
    • 6.3 Солнечные часы
    • 6.4 Доски гадания
  • 7 Известные игроки Любо
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
История
Фреска из Восточной Хань Гробница династии в Лоян, Хэнань с парой игроков Любо на переднем плане, игрок справа с поднятой правой рукой, как будто собирается бросить шесть метательных клюшек

Неизвестно, когда возникла игра в Любо, хотя, согласно легенде, она была изобретена У Цао (烏 曹, в начале 2 века н.э. Шуовэнь Цзецзи словарь), а назывался Ву Чжоу 烏. служитель королю Цзе, последнему королю из династии Ся, который, согласно традиционной хронологии, правил с 1728 по 1675 год до нашей эры. Хотя нет никаких археологических или надежных документальных свидетельств, подтверждающих мнение о том, что Любо восходит к династии Шан (1600–1046 гг. До н.э.), ранние китайские записи действительно указывают на то, что Любо уже была популярной игрой к Период Воюющих царств (476–221 гг. До н. Э.). Например, Записи великого историка записывают речь, произнесенную во время правления короля Сюаня Ци (годы правления 319–301 гг. До н.э.), в которой утверждается, что столица Линцзи был настолько богат, что все его граждане могли заниматься такими видами деятельности, как игра на музыкальных инструментах, петушиные бои, собачьи бега, игра в Любо и мяч в мяч.

Игра Любо также описана в середине Поэма III века до н.э. «Вызов души» («Чжао Хун» 招魂) в Песнях Чу :

Затем игра Лю Бо начинается с бамбуковых кубиков и кусочков слоновой кости;. стороны заняты; они продвигаются вместе; остро они угрожают друг другу.. Фишки становятся королем, и выигрыш удваивается. Раздаются крики «пять белых!».

Самые ранние из обнаруженных досок любо - это пара богато украшенных каменных досок из гробницы IV века до н.э. в комплексе царских гробниц государства Чжуншань в Пиншане в Хэбэе.

Восточно-Ханьские глазурованные керамические фигурки из гробницы, изображающие Любо, с шестью палками, лежащими сбоку от игрового поля

Наибольшей популярности игра достигла в период Династия Хань, о чем свидетельствует обнаружение множества примеров досок Любо или наборов игровых элементов Любо в качестве погребального инвентаря в гробницах с высоким статусом, относящихся к династии Хань. Керамические или деревянные фигурки игроков с модельными досками любо также были обнаружены в некоторых гробницах ханьцев. Гравированные изображения на камнях (畫像 石) и формованные кирпичи для картин (畫像 磚), которые широко использовались для украшения гробниц и храмов в период Восточной Хань (25–220 гг. Н. Э.), Также часто изображают людей, играющих в Любо, иногда как небольшая часть сложной сцены, изображающая множество различных действий, но иногда в качестве центральной точки сцены, с игроками, сопровождаемыми слугами и играющими в прохладном павильоне. На некоторых каменных изображениях и гравюрах на каменных гробах, особенно на территории современных провинций Сычуань и Юньнань, изображены два крылатых бессмертных, играющих Любо на горе, обычно как часть более крупной сцены, изображающей королеву-мать Запада и различных мифических животных.

После окончания династии Хань игра, похоже, потеряла свою популярность, и нет никаких известных примеров погребальной посуды Любо или изображений Любо, играющего позже династии Цзинь (265 –420). Хотя игра до сих пор иногда упоминается в некоторых исторических источниках и в поэзии даже во времена династии Тан (618–907), кажется, что Любо в значительной степени вытеснили игрой в го. Ко времени династии Юань (1271–1368) все знания об игре Любо были утеряны, и только благодаря археологическим открытиям последних лет игра стала более известной.

Есть некоторые свидетельства того, что игра Любо распространилась за пределы Китая. Старая книга Тан упоминает, что тибетцы любили играть как в игры Го, так и в Любо, но хотя древние тибетские доски Го были обнаружены, никаких примеров тибетских досок Любо не известно. В китайской версии Махаяны Махапаринирвана сутры также упоминается игра в несколько игр, в том числе в Любо, которые некоторые считают доказательством того, что Любо была передана в Индию. Однако до настоящего времени образцы досок Liubo не были обнаружены за пределами Китая.

Снаряжение

Доски любо и игровое оборудование часто находят в гробницах времен династии Хань в качестве погребального инвентаря. Были обнаружены доски Любо различных типов и размеров, сделанные из различных материалов, включая дерево, лакированное дерево, керамику, камень и бронзу. Некоторые из досок представляют собой простые квадратные плиты из камня или дерева, но другие опираются на ручки по четырем углам, а некоторые построены в виде столов на длинных ножках. Независимо от их размера или формы, общей чертой всех досок Любо является характерный узор, вырезанный или нарисованный на их поверхности:

LiuboBoardDiagram.png

Все раскопанные доски имеют угловые V-образные метки по углам и L-образные метки на краях. центр краев, а также центральный квадрат и Т-образные выступы, и на большинстве досок также есть четыре метки (обычно круглые, но иногда с декоративным рисунком) между угловой меткой и центральным квадратом. Однако на некоторых досках каждая круговая метка заменяется прямой линией, соединяющей угловую метку с углом внутреннего квадрата, а в некоторых случаях метка между углом и квадратом вообще отсутствует.

A лакированный набор китайских настольных игр любо, раскопанный в гробнице № 3 стоянки Мавандуй, Чанша, провинция Хунань, Китай, датируется II веком до н.э. во время Династия Западная Хань

Во многих гробницах сохранилась только доска Любо (особенно если она сделана из камня или бронзы), и можно предположить, что любые связанные игровые фишки распались, тогда как в других случаях игровые фишки (которые часто сделанные из слоновой кости) сохранились, но доска любо (которая часто сделана из дерева или лака) сгнила. Однако в 1973 году уникальный полный комплект оборудования Любо в лаковой шкатулке был обнаружен в гробнице II века до н. Э. В Мавангдуи (предположительно, сына маркиза Дая). Этот набор Любо состоит из следующих предметов (китайское описание предметов инвентаря погребального инвентаря, найденного в гробнице, дано в скобках):

  • 1 лакированная деревянная коробка для игры (45,0 × 45,0 × 17,0 см.) [博 一 具]
  • 1 лакированная деревянная игровая доска (45,0 × 45,0 × 1,2 см.) [博 局 一]
  • 12 кубовидных игровых элементов из слоновой кости (4,2 × 2,2 × 2,3 см.)), шесть черных и шесть белых [象 其 十二]
  • 20 игровых фишек из слоновой кости (2,9 × 1,7 × 1,0 см.) [象 直 食 其 廿]
  • 30 стержней из слоновой кости счетные фишки (длина 16,4 см) [象 筭 三十 枚]
  • 12 стержней из слоновой кости (длина 22,7 см) [象 □□□□ (последние четыре символа удалены)]
  • 1 нож из слоновой кости (длина 22,0 см) [象 割 刀 一]
  • 1 скребок из слоновой кости (длина 17,2 см) [象 削 一]
  • 1 восемнадцатигранная матрица с цифрами " От 1 до «16» и символы, означающие «победа» и «поражение» [не указаны в инвентаре]
Шесть жадеит игровых фишек Любо из гробницы короля Чжао Мо из Наньюэ (годы правления 137 г. до н.э. - 122 г. до н.э.)

Шесть черных и шесть белых игровых фишек являются основными игровые фишки, которые можно перемещать по доске, и аналогичные наборы кубических или кубовидных игровых фишек, сделанные из слоновой кости, жадеита или горного хрусталя, были найдены в нескольких других гробницах. По крайней мере в одном случае игровые фишки различаются не по цвету, а благодаря гравировке тигра на фишках одного набора и гравировке дракона на фишках другого набора.

Двенадцать длинные стержни - это два набора из шести клюшек, которые игроки используют для определения своих ходов и в честь которых названа игра (Liubo = «шесть клюшек»). На большинстве ханьских каменных изображений Любо изображены игроки, бросающие палки на циновку между собой (доска Любо находится сбоку от циновки), а керамические модели Любо, такие как та, что была раскопана в 1972 году из Линбао в В провинции Хэнань показано шесть палочек, аккуратно выстроенных между двумя игроками.

Наборы из тридцати стержневых счетных фишек также были найдены вместе с наборами Любо из других гробниц.

Однако двадцать два Игровые элементы из слоновой кости и восемнадцатигранный кубик в наборе Mawangdui обычно не ассоциируются с досками Любо в других гробницах, и возможно, что они не использовались для игры в Любо, а были оборудованием для другой игры. Аналогичная восемнадцатигранная игральная кость с номерами от «1» до «16», «победа» и «выпить» была обнаружена вместе с двумя наборами из двадцати медных жетонов в форме монеты (один набор с надписью «номер от 1 до» Число 20 ", а другой набор с начертанными трехсимвольными строками стихов) в гробнице хань в округе Маньчэн в Хэбэй. В гробнице не было найдено ни доски Любо, ни игровых фишек Любо, а из-за надписи «выпей» (酒 來) на одной стороне кубика кубик и наборы жетонов предположительно использовались для игры с выпивкой..

Правила
Крупный план настольной игры с игровыми элементами из набора моделей гробниц Восточной Хань

Точные правила игры Любо неизвестны, и некоторые из сохранившихся описания игры противоречат друг другу, что позволяет предположить, что в игру могли играть по разным правилам в разное время или в разных местах. Наиболее полное описание правил Любо содержится в цитате из утерянной Книги Древнего Бо (古 博 經) в комментарии Чжан Чжаня (張湛) к Книге Лиези, написанной во время Династия Цзинь (265–420):

Метод игры: два человека сидят друг напротив друга за доской, и доска разделена на двенадцать дорожек с двумя концами и область, называемую «вода» посередине. Используется двенадцать игровых фишек, которые по древним правилам - шесть белых и шесть черных. Также есть две «рыбные» части, которые ставятся в воду. Бросок кубиков выполняется нефритом. Два игрока по очереди бросают кости и передвигают свои фигуры. Когда фигура перемещается в определенное место, она встает дыбом и называется «сова (梟 или 驍)». После этого он может войти в воду и съесть рыбу, что еще называют «вытягивание рыбы». Каждый раз, когда игрок вытаскивает рыбу, он получает два жетона, а если он вытаскивает две рыбы подряд, он получает три жетона [за вторую рыбу]. Если игрок уже вытащил две рыбы, но не выиграл, это называется двойным вытягиванием пары рыбок. Когда один игрок выигрывает шесть жетонов, игра считается выигранной.

В другом, несколько более позднем источнике, «Семейные наставления мастера Яня» Янь Чжитуя (531–591) говорится, что было два варианта Любо, «Великое Бо» (大 博), в котором играли шесть палочек и «Малое Бо» (小 博), в котором играли двумя кубиками:

Древнее Великое Бо использовало шесть палочек, тогда как Малое Бо использовало два кубика. В настоящее время нет никого, кто умеет играть, но в те времена, когда в нее играли, использовали один кубик и двенадцать игровых фишек. У него было очень мало навыков, и в него не стоило играть.

Большинство историков игр считают, что Любо была гоночной игрой, и что игроки перемещали свои шесть игровых фишек по отметкам на доске. Однако другие считают, что Любо была боевой игрой, в которую играли в кости или кидали палки.

Было предпринято несколько попыток восстановить правила игры, в первую очередь со стороны Лянь-шэна Яна, который обсуждает игру, поскольку в нее, возможно, играли на зеркалах TLV. Ян предполагает, что фигура игрока будет начинаться с L-образной метки и пытаться перейти к V-образной угловой метке в зависимости от броска клюшек. Определенные броски позволяют фигуре игрока переместиться в центр и «убить» фигуру противника, если она уже там была. Оказавшись в центре, фигура может начать блокировать вражеские фигуры от взятия поля. За каждый блок можно получить два очка. Можно также попытаться восстановить свои фигуры после того, как они заблокированы, и за это можно получить три очка. Если один не выигрывал после того, как заблокировал двух человек, то противник набирал шесть очков и выигрывал игру. Первый игрок, набравший шесть очков, выиграет игру. Жан-Луи Казо реконструировал аналогичные правила игры Любо. Также была предпринята попытка реализовать эти реконструированные правила в виде игровой компьютерной игры.

В 2019 году в гробнице маркиза Хайхун было обнаружено более 1000 бамбуковых бланков с правилами для Любо.

Чупу

Вариант Любо, в котором для выполнения ходов использовались кости, назывался Чупу (樗 蒲 ) или Вуму (五 木). В Корее традиционная игра 저포 (ханджа : ) до сих пор ведется на доске, не похожей на доску любо.

Связь с другими играми

Были попытки связать Любо с другими настольными играми, и, в частности, некоторые китайские ученые полагают, что сянци (китайские шахматы) были основаны на Любо. Некоторые китайские историки игр считают, что сянци не имеет отношения к персидским шахматам, но был основан на Любо, в то время как другие предполагают, что Любо был передан из Китая в Индию во время Восточного Цзинь (317 –420), где он превратился в Чатуранга, который был предком как персидских, так и китайских шахмат. Хотя многие персидские историки игр отвергают утверждение о том, что сянци или другие варианты шахмат происходят от Любо, Жан-Луи Казо утверждает, что Любо могла быть преобразована из гоночной игры в боевую, и тогда она могла бы стать китайскими шахматами.

Узоры Любо на других предметах

Зеркала Любо

Бронзовое зеркало династии Хань с узором TLV

Узор, найденный на поверхности досок Любо, также встречается на наиболее распространенном типе бронзы времен династии Хань зеркало, известное по своей отличительной маркировке как TLV mirrors. Есть некоторые споры о том, был ли узор Любо на этих зеркалах просто декоративным, имел ли он ритуальное значение, или, возможно, зеркала использовались как портативные игровые доски Любо. Чжоу Чжэн указал на то, что на одном зеркале TLV, датируемом периодом правления Ван Мана (9–23), есть надпись, в которой есть слова «Вырезанные с узором на доске любо, чтобы рассеять несчастья» (刻 具 博 局去 [祛] 不 羊 [祥]), что предполагает, что основная цель рисунка Любо на зеркалах была ритуальной, и что этот узор имел особое значение, выходящее за рамки игры.

Монеты Любо

Рисунок Любо также иногда встречается на реверсе У Чжу монет. Такие монеты не использовались в качестве валюты, а, вероятно, являлись талисманами на удачу.

Солнечные часы

Солнечные часы из ханьского камня, украшенные орнаментом на доске Любо

В 1897 году камень династии Хань солнечные часы был обнаружен в Внутренней Монголии, на котором была вырезана доска любо. Единственные другие полные солнечные часы времен династии Хань в коллекции Королевского музея Онтарио также имеют вырезанный на них узор Любо. Возможно, солнечные часы были перепрофилированы как доски Любо, вырезав узор Любо поверх оригинальной маркировки солнечных часов, или может быть, что маркировка Любо была добавлена ​​для какой-то неизвестной ритуальной цели.

Доски для гаданий

В 1993 году была раскопана деревянная доска с диаграммами гаданий на черепахи и прогнозами на одной стороне и диаграммой Любо и сорока пятью прогнозами по пяти темам на другой стороне. Могила Западного Хань в Иньване в уезде Дунхай, Цзянсу. Диаграмма Любо слишком мала, чтобы ее можно было использовать для игры в Любо, и она покрыта шестьюдесятью членами шестидесятилетнего цикла, которые написаны вдоль линий диаграммы Любо так же, как черепаха Диаграмма на другой стороне доски заполнена шестьюдесятью членами. Прогнозы под диаграммой Любо озаглавлены одним из девяти терминов, которые соответствуют словам загадочной мнемонической рифмы о Любо, написанной Сюй Бочаном (許博昌) во время правления императора У Ханьского (141 –87 г. до н.э.); Лилиан Цзэн (Цзэн Ланьинг) утверждает, что это названия конкретных точек на доске (две линии знака "V", две линии знака "L", две линии знака "Т", круг или линия между углом и центральным квадратом, внешним краем центрального квадрата и внутренней частью центрального квадрата).

Схематическая диаграмма гадальной диаграммы Любо династии Иньвань Хань, показывающая положения шестидесяти членов шестидесятилетний цикл (после исправлений Zeng Lanying) и примеры девяти положений доски: A = fāng 方 «квадрат»; B = lián 廉 (pàn 畔) «край»; Ц = jié 楬 (jiē 揭) «поднимать»; D = dào 道 "путь"; E = zhāng 張 "растягивать"; F = qū 曲 (jiǔ 究) «изгиб»; G = qū 詘 (qū 屈) "кривая"; H = cháng 長 (xuán 玄) «длинный»; I = gāo 高 "высокий" (термины, использованные в рифме Сюй Бочана, приведены в скобках, если они отличаются).

Ли Сюэцинь предположил, что доска использовалась для гадания, сопоставив день, который должен быть угадывают соответствующий шестидесятилетний термин на диаграмме Любо, а затем считывают соответствующий прогноз в соответствии с положением шестидесятилетнего термина на диаграмме Любо. Тем не менее, Лилиан Цзэн указывает, что гадание может быть выполнено и в обратном порядке, путем поиска желаемого прогноза (например, благоприятного дня свадьбы), а затем всех дней на доске Любо, которые были написаны в позиции, соответствующей термин, озаглавленный «прогноз», будет соответствовать желаемому прогнозу.

Было высказано предположение, что размещение шестидесяти шестидесяти шестидесятилетних терминов в точках гадальной диаграммы на Любо указывает возможные позиции для размещения фигур при игре на Любо, и что последовательность терминов на диаграмме гадания отражает Путь, по которому следует двигаться вокруг доски во время игры (начиная с северо-восточного угла и заканчивая на северной стороне центральной площади).

Известные игроки Любо
Игроки Любо внутри модели Восточной Хань гончарная башня

Ниже приводится список известных людей, которые, по имеющимся данным, играли Любо:

  • король Му из Чжоу (годы правления 977–922 гг. до н.э.), который, согласно апокрифическим путешествиям короля Му, когда-то играл игра Любо с отшельником, которая длилась три дня.
  • Герцог Мин из Сун (宋 湣 公), который в 682 г. до н.э. вступил в спор с Нангонг Ван 南宮 萬, играя с ним в Любо, и был убит Наньгун Ван, когда он ударил герцога доской Любо.
  • Король Аньси из Вэй 魏安 釐 王 ( правил 277–243 г. до н. э.) и его сводный брат лорд Синьлин из Вэя 信陵君 (умер в 243 г. до н. э.). Однажды, когда они вдвоем играли в Любо, пришло сообщение о том, что маяки на северной границе зажжены; Король Аньси хотел остановить игру и обсудить ситуацию со своими министрами, но его брат сказал ему не волноваться, так как это был всего лишь король Чжао на охоте, и они продолжили играть. Король был обеспокоен и не мог сосредоточиться на игре, но после того, как игра закончилась, пришло известие, что это действительно был король Чжао на охоте.
  • Цзин Кэ (умер в 227 г. до н.э.), неудавшийся убийца Цинь Ши Хуан однажды поссорился с Лу Гоуцзянем (魯 句踐) из-за игры в Любо, и ему пришлось бежать, спасая свою жизнь.
  • Император Цзин Хань (годы правления 156–141 до н.э.), который, когда он был наследным принцем, рассердился во время игры Любо с принцем У и бросил доску Любо в принца, убив его (см. Восстание семи государств ).
  • Лян Цзи (умер в 159 г.), который, согласно его биографии, любил играть Любо.
  • Ли Гуанян (761–826), уйгурский генерал, которому подарили девушку, обученную искусство «песни, танца, музыки и Любо».
  • Лю Минь (895–954), турок Шатуо и основатель Северного Ханьского царства, В молодости любил играть в Любо и в азартные игры.

Конфуций, как известно, не одобрял Любо. В Аналектах он неохотно допускает, что играть Любо и Го лучше, чем бездельничать, и, согласно Kongzi Jiayu (Семейные высказывания Конфуция), он заявил, что он не хотел играть в эту игру, так как это способствовало развитию дурных привычек.

См. также
  • TLV-зеркало - Тип бронзового зеркала, который был популярен во времена династии Хань в Китае
Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Любо.
Последняя правка сделана 2021-05-28 04:04:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте