Lignum vitae - это дерево, также называемое guayacan или guaiacum, а в некоторых частях Европы, известных как Pockholz или pokhout, от деревьев род Guaiacum. Эти деревья произрастают в Карибском бассейне и на северном побережье Южной Америки (например, Венесуэла) и являются важной экспортной культурой в Европу с начала 16 века. Когда-то древесина была очень важна для применений, требующих материала с ее необычайной комбинацией прочности, прочности и плотности. Это также национальное дерево Багамских островов и национальный цветок Ямайки.
Древесину получают в основном из Guaiacum officinale и Guaiacum sanctum, оба небольшие, медленнорастущие деревья. Все виды рода Guaiacum теперь перечислены в Приложении II к CITES (Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения) как потенциально исчезающие виды. G. sanctum внесен в список находящихся под угрозой в МСОП Красный список. Спрос на древесину снизился из-за современного материаловедения, что привело к появлению полимеров, сплавов и композитных материалов, способных поглощать лигнум. место витэ.
Lignum vitae в переводе с латинского означает «дерево жизни». Растение получило свое название от его использования в медицине; смола lignum vitae используется для лечения различных заболеваний, от кашля до артрита, а древесную стружку также можно использовать для заваривания чая.
Другое имена lignum vitae включают palo santo (с испанского «священное дерево»), Aura palo santo и «ублюдок зеленое сердце» (не путать с истинным зеленым сердцем Chlorocardium rodiei, древесина, популярная в кораблестроении, столярном деле и токарной обработке, но совершенно другая древесина). Lignum vitae также является одним из многочисленных твердых и плотных пород древесины, свободно именуемых «железным деревом ».
Lignum vitae твердая и долговечная, а также самая плотная древесина из продаваемых (средняя плотность в высушенном состоянии: ~ 79 фунтов / фут или ~ 1260 кг / м); легко тонет в воде. По шкале твердости Янки, которая измеряет твердость древесины, lignum vitae занимает первое место среди торговых пород древесины с твердостью по Янке 4500 фунт-сила (по сравнению с Олнея при 3260 фунтов, африканское черное дерево при 2940 фунтов, гикори при 1820 фунтов, красный дуб при 1290 фунтов, желтая сосна при 690 фунт-сила и бальза при 100 фунтах-силах). Самой плотной из всех пород древесины является Allocasuarina luehmannii. Кругиодендрон обычно имеет более высокую плотность среди многих других пород древесины, которые варьируются в зависимости от образца.
Различные другие лиственные породы также могут называться lignum vitae, и их не следует путать с этим. Наиболее известные происходят из Bulnesia arborea и Bulnesia sarmientoi (в том же подсемействе, что и Guaiacum) и известны как verawood или аргентинский lignum vitae; они несколько похожи по внешнему виду и рабочим качествам на настоящее lignum vitae. Некоторые лиственные породы из Австралазии (например, Vitex lignum-vitae и некоторые виды Acacia и Eucalyptus ) также называют lignum vitae..
Дерево медленно растет и относительно невелико, даже в зрелом и старом возрасте. Он имеет маленькие пурпурно-синие цветки, которые дают парные оранжевые распадающиеся плоды. Кора пестрая.
Из-за плотности древесины дужки для сверчка, в частности «тяжелые дужки», используемые в ветреную погоду, иногда изготавливаются из lignum vitae. Из него также иногда делают миски для газона, крокет молотки и кегли мячи. Древесина также широко использовалась в ступках и пестах и для молотков резчиков по дереву.
Это было традиционное дерево, которое до недавнего времени использовалось для британской полиции дубинки, из-за его плотности (и прочности) в сочетании с относительной мягкостью дерева по сравнению с металлом, что приводит к образованию синяков. или оглушить, а не просто разрезать кожу.
страховочные шкворни и страховочные штифты на борту USS Construction и многих других парусных кораблях были сделаны из lignum vitae. Благодаря своей плотности и натуральным маслам, они редко требуют замены, несмотря на суровость типичных морских погодных условий, а также устойчивы к заклиниванию в своих врезных отверстиях. шкивы из блоков на парусных судах делались из lignum vitae до появления современной синтетики.
Благодаря прочности lignum vitae его также можно использовать в качестве притира при огранке драгоценных камней. Древесина покрывается порошком промышленного алмаза, прикрепляется к веретену и используется для сглаживания шероховатых поверхностей драгоценных камней.
Главный часовщик Джон Харрисон использовал lignum vitae в подшипниках и шестеренках своих маятниковых часов и первых трех морских хронометров (все из которых были большие часы, а не часы), так как дерево самосмазывающееся. Использование lignum vitae устраняет необходимость в горологическом смазочном масле ; Часовое масло 18-го века станет вязким и снизит точность часов в неблагоприятных условиях (включая те, которые преобладают на море).
По той же причине он широко использовался в подшипниках валов с водной смазкой для судов и гидроэлектростанций, а также в подшипниках кормовой трубы гребных валов судов до 1960-х годов. внедрение герметичных подшипников из белого металла . Согласно веб-сайту Ассоциации морских национальных парков Сан-Франциско, подшипники вала подводной лодки времен Второй мировой войны USS Pampanito (SS-383) были изготовлены из этого дерева. Из этого дерева были сделаны опоры кормовой стойки главного вала для USS Nautilus (SSN-571), первой в мире атомной подводной лодки. Кроме того, подшипники в оригинальных турбинах 1920-х годов гидроэлектростанции Коновинго в нижнем течении реки Саскуэханна были изготовлены из lignum vitae. Подшипники валов горизонтальных турбин на Манитобе изготовлены из лигнума витэ. Другие подшипники турбин гидроэлектростанций, многие из которых все еще находятся в эксплуатации, были изготовлены с использованием lignum vitae, и их слишком много, чтобы перечислять их здесь.
United Railroads of San Francisco (предок Муниципальная железная дорога Сан-Франциско ) в 1904 году начала установку изоляторов из композитных материалов для поддержки тяжелых 600-вольтных питающих проводов постоянного тока для своей тележки. Эти линии были повреждены, как и все остальное, во время Землетрясение 1906 г. и последовавшие за ним пожары. Восстановление системы тележек и ее расширение для замены разрушенных в результате землетрясения канатных дорог создало огромный спрос на изоляторы, который производители на востоке не смогли удовлетворить. Свойства lignum vitae, а именно его способность противостоять высоким нагрузкам (от тяжелых кабелей на длинных пролетах и деформации линий, огибающих углы) и высокой температуре (из-за того, что фидерные кабели становятся очень горячими в часы пиковой эксплуатации), а также его готовность к эксплуатации. из трюмов судов в гавани (используемых в качестве водонагревателя и балласта) сделали его идеальным «временным» решением. Многие из них оставались в эксплуатации и в 1970-х годах, а последние несколько частей были заменены в 2000-х годах на подземную систему подачи.
Она также широко использовалась при производстве подвижного состава марки 1 British Railways в качестве подвижного состава. «отбойник» тележек («рама», несущая колеса).
Пионерский калипсонский /водевильский Сэм Мэннинг записано песня под названием "Lignum Vitae" в 1920-х годах. Его ссылка была вдвойне непристойной, касаясь как противозачаточных противозачаточных свойств чая из коры, так и фаллической символики твердого дерева.
Бенвенуто Челлини рассказывает об использовании lignum vitae (предположительно в форме чая ) для лечения венерического заболевания (так называемого «французского зла»), которое повлияло на его зрение.
Согласно Т. Версия Х. Уайта истории Короля Артура Король прошлого и будущего, lignum vitae, из которого сделан жезл Мерлина, обладает магическими способностями.
Роман Габриэля Гарсиа Маркеса Любовь во время холеры включает ванну из этого дерева в доме одного из главных героев. В его романе Хроника предсказанной смерти также упоминается использование этого дерева для изготовления трости для слепого Понцио Викарио.
Американский певец Пит Сигер вылепил шею своего товарного знака банджо из lignum vitae.
В романе Чарльза Диккенса «Холодный дом, один из персонажей, Мэтью Багнет, упоминается как lignum vitae,«... в знак уважения к чрезвычайной твердости. и жесткость его физиономии ».
A ручной рубанок с подошвой lignum vitae, вероятно, Bulnesia, и корпусом из груши
Пример оригинальной конструкции 53 фунтов / ярд (26 кг / м) перевернутой U-образной рейки, известной как "мост", «винтовой» шип и lignum vitae галстук использовались при строительстве Панамской железной дороги с 1851 по 1855 год.