Константинас Олшаускас

редактировать
Константинас Олшаускас
OlšauskasKonstantinas.jpg Олшаускас в литовском альбоме (1921)
Родился(1867-04- 1867- 22) 22 апреля 1867 г.. [lt ], Плунге, Российская империя
Умер18 июня 1933 (1933-06-18) (66 лет). [lt ], Кретинга, Литва
Место упокоенияПлунге Старое кладбище
НациональностьЛитовец
Другие именаКастантинас или Костас Олшаускис, Альшаускас или Альшаускис
Alma materКаунасская духовная семинария. Санкт-Петербургская римско-католическая духовная академия
Род занятийкатолический священник
РодственникиШурин генерала [lt ]

Константинас Олшаускас (1867–1933) был литовским римско-католическим священником, активным в общественной жизни и осужденным за убийство в 1929 году.

После окончания Санкт-Петербургская римско-католическая духовная академия в 1892 г. был назначен капелланом Лиепайской гимназии и приходским священником в Деб. eikiai и Розалимас, где он присоединился к литовской культурной жизни и помог распространять запрещенные литовские книги. В 1904 году, накануне русской революции 1905, он был переведен в Крестовоздвиженскую церковь, Каунас. В Каунасе Олшаускас организовал Рабочее общество Св. Иосифа в качестве противовеса различным социалистическим организациям. Он стал многолетним председателем организации, организованной в 1906 году для открытия и содержания литовских школ в Ковенской губернии. В течение трех месяцев в 1911 году Олшаускас и Юозас Тумас-Вайжгантас совершили поездку по литовско-американским общинам для сбора пожертвований на строительство штаб-квартиры в Сауле, которое было завершено в 1914 году. Конституционная католическая партия Литвы и Белоруссии, учрежденная епископом Эдуардом фон дер Роппом, была кандидатом этой партии в первую Государственную Думу. Он также присоединился к Обществу Святой Зиты и Обществу Святого Казимира и помог издавать газету Вилтис.

После начала Первой мировой войны он присоединился и организовал эвакуацию литовских школ в Воронеж. Он организовал финансирование и деятельность десяти различных литовских учебных заведений в Воронеже, пока обвинения в незаконном присвоении средств не вынудили его уйти в отставку в сентябре 1916 года. Ольшаускас отправился в Рим, чтобы получить разрешение от Папы Бенедикта XV на всемирную кампанию пожертвований в церкви в пользу литовских беженцев войны. В Лозанне, Швейцария, он возглавил комитет из шести человек, организовавший переезд 20 мая 1917 года, который собрал около 1 миллиона литов. Он работал с Советом Литвы для переговоров о признании Германией независимой Литвы и кратко представлял Литву на Парижской мирной конференции. Олшаускас вернулся в Литву весной 1919 года. Он стал святителем и капелланом Каунасского собора. Он вернулся в Общество Сауле, организовав различные школы, а затем защищая их от авторитарного режима Антанаса Сметоны. Он снова посетил Соединенные Штаты, чтобы привлечь капитал для компании Galybė, преследующей идеи строительства гидроэлектростанций на реках Нерис и Неман.

. 16 сентября 1928 года тело Станиславы Даниловичюте-Устиянаускене было найдено задушенным. в Бирштонас. Олшаускас вскоре стал главным подозреваемым и был арестован в марте 1929 года и приговорен к шести годам тюремного заключения в октябре 1929 года. Это дело вызвало ажиотаж в средствах массовой информации Литвы. Суд, основываясь на косвенных доказательствах, заявил, что Даниловичюте-Устиянаускене родила сына Ольшаускаса в 1899 году, и использовала эти отношения для шантажа Олшаускаса с целью получения денег. Церковные чиновники отказались лишить Ольшаускаса сана или передать его дело в Церковный трибунал, и его продолжающееся заключение нарушило правило, согласно которому активные члены духовенства должны содержаться в тюрьме отдельно и рассматриваться церковным судом. Таким образом, Олшаускас был помилован президентом и освобожден в феврале 1931 года. Он потерял свой дом в результате предполагаемого поджога в феврале 1932 года и был застрелен в июне 1933 года. Местный житель признался в убийстве, но так и не объяснил должным образом своих мотивов.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы и карьера
    • 1.2 Различные общества в Каунасе
    • 1.3 Литовское общество помощи пострадавшим от войны
    • 1.4 Сбор пожертвований в День Литвы
    • 1.5 Политическая работа за независимость Литвы
    • 1.6 Кандидат в епископа Вильнюсской и Парижской мирной конференции
    • 1.7 Возвращение в Литву
    • 1.8 Убийство Станиславы Даниловичюте-Устиянаускене
    • 1.9 Тюремное заключение, освобождение и убийство
  • 2 Наследие
  • 3 Источники
Биография

Молодость и карьера

Ольшаускас родился 22 апреля 1867 года в семье зажиточных литовских крестьян. Таким образом, семья приняла польскую культуру и часто говорила дома по-польски. Учился в русских начальных школах в Плунге и Таураге и в гимназии в Лиепае. В 1884–1888 учился в Каунасской духовной семинарии. Среди его одноклассников были Йонас Мачюлис-Майронис, Юозас Тумас-Вайжгантас, [lt ] (Деде Атаназас), [lt ]. Как одаренного ученика он был отправлен в Санкт-Петербургскую Римско-католическую духовную академию, которую окончил в 1892 году со степенью магистра богословия.

12 апреля 1892 года Олшаускас был рукоположен в сан священника и назначен капелланом гимназии в Лиепае. Там Олшаускас присоединился к сопротивлению запрету печати в Литве - он получал запрещенные книги от священника Паланги Юозапаса Виксвы и распространял книги среди литовских студентов и других активистов. В 1894 году Ольшаускас поддержал студентов католической гимназии в их протесте против обязательных православных богослужений в честь царя Николая II в России.

Осенью 1894 года он был назначен в Дебейкяй где к нему присоединились его младшие брат и сестра. Он нанял Станиславу Даниловичюте, выпускницу Рижской гимназии, в качестве их частного репетитора, положив начало их отношениям, которые закончились их убийством. В 1899 году его перевели в Розалимас, где он проработал до 1904 года. Ходили слухи, что перевод произошел из-за ненадлежащей близости Даниловичюте и Олшаускаса. Олшаускас продолжал распространять запрещенную прессу, обучал детей литовскому языку, организовывал церковный ремонт, основал приют для престарелых, проповедовал трезвенничество. В 1904 году, накануне русской революции 1905 года, он был переведен в церковь Святого Креста, Каунас.

Различные общества в Каунасе

новый приход Олшаускаса в В Каунасе было много бедных рабочих близлежащих заводов. Поэтому он принял идеи католического социального учения, изложенные в Rerum novarum, энциклике, изданной Папой Львом XIII в 1891 году. 1 июня 1906 года он основал Рабочее общество св. Иосифа (литовский : Šv. Juozapo darbininkų draugija) в качестве противовеса различным социалистическим и революционным обществам. Записались около 1000 рабочих, как поляков, так и литовцев. Общество организовывало лекции, содержало небольшую библиотеку и читальный зал, устраивало музыкальные и театральные представления, оказывало материальную помощь в случае аварии и т. Д. Социалисты рассматривали общество как измену революции и обвиняли Ольшаускаса в лояльности царю и слишком дружен с царскими властями (он знал губернатора Каунаса, так как они были соседями в Дебейкяй). В 1907 году, когда революционные настроения улеглись, Ольшаускас попытался познакомить Общество св. Иосифа с литовским языком и повесткой дня, но был встречен страстными протестами. Он ушел с поста председателя в сентябре 1907 года, и вскоре общество раскололось на три по этническому признаку: польское, литовское и польско-литовское.

Штаб-квартира Сауле построена в 1914 году (фото 2013 года)

После Русская революция 1905 года, царские власти сняли некоторые ограничения на обучение на родном языке. Появилась возможность легальные литовские школы. Первые начальные школы в Литве были открыты в Шанчяй, Жалякальнис, а летом 1906 года при Крестовоздвиженском костеле. 12 июня 1906 года были открыты Ольшаускас и другие (официально зарегистрированы 25 июля) организовать и поддерживать дальнейшие литовские школы в Каунасской губернии. Программа общества была быстро пересмотрена, чтобы подчеркнуть, что это католическая организация, открытая только для католиков. Олшаускас был избран ее председателем в сентябре 1906 года. Сауле быстро организовала начальные школы, и к 1910 году их насчитывалось 45. Местным отделениям было рекомендовано открыть библиотеки и читальные залы. Сауле также организовала курсы повышения квалификации для учителей и бухгалтеров. В 1911 году Олшаускас и Юозас Тумас-Вайжгантас объехали 55 литовско-американских общин в течение трех месяцев, чтобы собрать пожертвования на строительство штаб-квартиры Сауле в Жалякальнисе. Они собрали около 19000 долларов (что эквивалентно 521000 долларов в 2019 году) или 34000 рублей. Еще больше пожертвований было собрано в Литве, и штаб-квартира, трехэтажное кирпичное здание стоимостью 155 000 рублей, было построено в 1914 году.

Ольшаускас также вступил в Конституционно-католическую партию Литвы и Белоруссии, учрежденный епископом Эдуардом фон дер Роппом, и был кандидатом этой партии в первую Государственную Думу. До Великого сейма Вильнюса он также работал над программой Литовской христианско-демократической партии, но партия была основана только в 1917 году. Олшаускас поддерживал и был членом правления Общество Святой Зиты для литовских служанок и Общество Святого Казимира для книгоиздания. Когда газета Vilniaus žinios была прекращена из-за финансовых затруднений, Олшаускас и другие решили основать новую газету Viltis. Олшаускас был избран в совет, учрежденный Салиамонасом Банайтисом и юристом Антанасом Петрайтисом в октябре 1911 года. Ольшаускас также хотел создать организацию, выступающую против литовской эмиграции в США, но планы были прерваны Первой мировой войной. Вследствие его разнообразной деятельности за Ольшаускасом следила российская полиция. В январе 1910 года его судили за невыполнение циркуляра Министерства внутренних дел, который предписывал определенную процедуру регистрации для тех, кто хотел перейти из восточного православия в католицизм. Олшаускас был одним из примерно 400 представителей духовенства, которым предъявлены такие же обвинения. Он защищался и был оправдан.

В 1914 г. [lt ], новый епископ Жемайтийский, назначил на капитулу нескольких литовских священников, в том числе Ольшаускаса. Эти назначения были опротестованы польским духовенством, и Каревичюсу пришлось объясниться с кардиналом Эухенио Пачелли.

Литовским обществом помощи пострадавшим от войны

Олшаускасом в 1916 году

В начале Первой мировой войны, Олшаускас и несколько других, как политически неблагонадежные лица, были депортированы из Каунаса в Вильнюс комендантом Каунасской крепости. Он работал над восстановлением учебных курсов Сауле в Вильнюсе и добился разрешения правительства только на имя Антанаса Вилейшиса. Официально он был зарегистрирован 27 ноября, а его учредительное собрание состоялось 4 декабря 1914 года, и Ольшаускас был избран в его ЦК. Как член Литовского общества он работал над созданием отделений местного общества в городах и деревнях (в том числе Скуодас, Шяуляй, Куляй, Тверай, Тришкяй ), возглавлял информационное бюро, организовывал приюты-мастерские для молодежи, эвакуировал педагогические курсы Сауле в Вильнюс и т. Д.

В марте 1915 года Ольшаускас и Петрас Леонас подал прошение [pl ], администратору Вильнюсской епархии, разрешить литовские службы и духовные упражнения Игнатия Лойолы в Церкви Святых Петра и Павла и Святого Духа, но получили отказ. Когда архиепископ Могилевский отказался вмешаться, Олшаускас в ответ разместил публичное объявление в русской газете [ru ] - поскольку Вильнюсская епархия не заботилась о верующих, он искал для зала, способного вместить 1500 человек. Это было оскорблением Михалкевича, который отстранял Ольшаускаса от богослужений или других обязанностей и угрожал другим священникам. Три священника возглавили предупреждения Михалкевича и вышли из Литовского общества. Однако литовская общественность начала рассылать письма протеста, и Михалкевич был вынужден уступить. Литовский язык был разрешен не только в соборах Святых Петра и Павла, но и в других церквях.

Летом 1915 года Ольшаускас вместе с [lt ] и Юозасом Балчиконис объехал русские города Орёл, Смоленск, Курск в поисках подходящего места для эвакуации литовских школ. Они выбрали Воронеж, и город стал центром литовского образования в России - в городе было десять различных литовских школ, 16 общежитий и около 1500 учеников. Олшаускас стал официальным представителем Литовского общества в Воронеже и организовывал школьную работу: располагал помещения для лекций и общежития, организовывал питание и одежду, координировал финансовую поддержку Татьянинского комитета. Олшаускас стал известен как строгий поборник католических идей и сторонник обязательного массового посещения, что вызвало критику со стороны симпатизирующих социалистам активистов. Школы получили значительные суммы от Татьянинского комитета, что позволило обеспечить учащихся полноценной комнатой и пансионом. Вскоре поползли слухи о том, что Олшаускас злоупотребил деньгами - он покупал некачественные товары с наценкой у некой Лабкаускене. Ситуацию осматривали Антанас Туманас, Юргис Балтрушайтис и [lt ]. В апреле 1916 года этот вопрос обсуждался Литовским обществом, и Ольшаускасу запретили покупать товары в Лабкаускене. Еще до того, как запрет вступил в силу, Олшаускас выкупил весь инвентарь Лабкаускене. Этот эпизод нанес серьезный удар по его репутации. В июне он взял полуторамесячный отпуск для оздоровления в литовском санатории в Ялте и ушел со своей должности в Воронеже с 1 сентября 1916 года.

Акция пожертвований в День Литвы.

18 сентября 1916 года председатель Литовского общества предложил Ольшаускасу поднять вопрос о Дне Литвы, когда католические церкви всего мира будут собирать пожертвования для поддержки литовских беженцев войны. Подобные дни уже были объявлены Папой Бенедиктом XV для Польши и Бельгии. Миссия была важна не только с финансовой точки зрения, но и с моральной точки зрения - литовцы хотели продемонстрировать, что Литва отделена и отличается от Польши. Литовские активисты уже обратились к папе с петицией (Юозасом Габрисом в начале 1915 г. и Yčas летом 1916 г.), но папа попросил показать совместную петицию литовских епископов. Такое совместное письмо получить невозможно (возможно, также из-за антилитовских настроений [пл ]). Ольшаускас получил аудиенцию у Папы и объяснил, что «если епископы по неизвестным причинам не отправят запрошенное письмо, голодающий литовский народ не виноват». Папа смягчился и назначил День Литвы на 20 мая 1917 года.

Имея в руках разрешение папы, Ольшаускас отправился в Лозанну, Швейцария, чтобы организовать День Литвы. Он возглавил комитет из шести человек, который подготовил, перевел на десять языков и распространил обращение для чтения в церквях. Из-за трудностей с коммуникациями во время войны комитет не смог получить одобрение ни одного из литовских епископов и использовал подпись [lt ] без его согласия. Для дальнейшей поддержки усилий Олшаускас поехал в Испанию и Португалию, чтобы встретиться с архиепископами Толедо и Лиссабонским. Во Франции его тепло встретил французский кардинал, но президент Раймон Пуанкаре пообещал организовать сбор через Красный Крест. Эти визиты заставили Ольшаускаса осознать, что западные державы мало знают о делах Литвы и мало заботятся о них, и это послужило основой для его более поздней прогерманской позиции.

Литва была оккупирована Германией, и на отправку денег врагу действовали различные ограничения. оккупированные территории. Так, например, деньги, собранные в Соединенных Штатах (около 130 000 долларов США - эквивалент 2 594 000 долларов США в 2019 году) и Великобритании, застряли. Деньги, собранные в Германии, отправлялись напрямую епископу Каревичюсу, а не через Швейцарию. Казначей [lt ] не представил отчета о собранных средствах, поэтому общая сумма неизвестна, но оценивается в 1 миллион литов.

Политическая работа за независимость Литвы

В Швейцарии, нейтральной стране, литовцы смогли создать организации, которые обсуждали и развивали политические устремления Литвы после войны. Юозас Габрис руководил Литовским информационным бюро. Литовцы также организовали Совет литовского народа, который должен был представлять литовский народ, во время второй конференции в Лозанне летом 1916 года. Весной 1917 года немцы разработали план создания сети формально независимых государств. которая фактически будет полностью зависеть от Германии, так называемой Mitteleuropa. Чтобы осуществить план, немцам понадобились местные коллаборационисты. [фр ], дворянин из Паневежиса, обратился к швейцарским литовцам, а затем и к литовцам в Вильнюсе. Он предложил создать Вертрауэнсрат («Совет доверия» или «Доверительный совет») под председательством Олшаускаса, в который войдут Антанас Сметона и Йонас Басанавичюс. Литовцы отказались и настояли на проведении выборного совета.

В августе 1917 года Маттиас Эрцбергер, влиятельный депутат Рейхстага, предложил Ольшаускасу установить в Литве конституционную монархию. которые вступили бы в личную унию с Германской Империей (т.е. Литовским Королевством ). Эрцбергер также обещал продвинуть литовского епископа (т.е. Ольшаускаса) в Вильнюсскую епархию и помочь в восстановлении литовских образовательных обществ, Ритас и Жибурис. Олшаускас присутствовал на Вильнюсской конференции в сентябре 1917 года и доложил о предложении Эрцбергера. Чтобы избежать полиции, он путешествовал по поддельному паспорту (фамилия фон Ольденбург), но был задержан в Берлине и прибыл поздно 20 сентября (конференция проходила 18–22 сентября). Он также привез около 150 тысяч рублей на помощь беженцам. Конференция избрала Совет Литвы из 20 членов, который уполномочил Ольшаускаса в качестве своего представителя за рубежом.

Из Вильнюса Ольшаускас отправился в Стокгольм для участия в конференции с литовскими представители России и США в октябре 1917 года. Конференция приняла резолюцию, признавшую Совет Литвы единственным представителем литовского народа. Из Швеции он отправился в Берлин, чтобы встретиться с Матиасом Эрцбергером и в Кольмар, чтобы встретиться с Вильгельмом Карлом, герцогом Урахским, предполагаемым монархом Литвы. Ольшаускас стал председателем Совета литовского народа в Швейцарии во время конференции в Берне в ноябре 1917 года. Оттуда Ольшаускас отправился в Германию, чтобы обсудить признание независимости Литвы. Тем временем Совет Литвы принял продиктованный Германией Акт от 11 декабря, который призывал к «прочному и постоянному союзу» с Германией. И все же Германия не признала независимую Литву. 26–28 января 1918 г. Ольшаускас участвовал в заседаниях Совета Литвы в качестве советника. Вместе с епископом [lt ] он был направлен в качестве литовского делегата на Брест-Литовские переговоры, завершившие участие России в Первой мировой войне. В Берлине они встретились с канцлером Германии Георг фон Хертлинг и генерал Эрих Людендорф 11 февраля. В итоге 23 марта Германия признала независимую Литву. Олшаускас чаще проживал в Берлине и продолжал представлять Совет Литвы в Германии, но его отношения с советом были испорчены конфликтом между Юозасом Габрисом и Августинасом Вольдемарасом.

кандидатом в епископы Вильнюсско-Парижская мирная конференция

Ольшаускас (сидит справа) с делегацией Совета Литвы в Берлине

Литовцы давно хотели сменить [пл ], администратора Вильнюсской епархии с более пролитовским кандидатом. Возможность появилась при ведении переговоров с Германией. Осенью 1917 г. Олшаускаса рекомендовали Папе Бенедикту XV канцлер Германии Георг фон Хертлинг и дипломат Матиас Эрцбергер. Его также поддержал Совет Литва, и Юозас Пурицкис собрали 200 подписей священников в свою поддержку. Согласно Владасу Миронасу, Олшаускас даже вынашивал план пригласить испанского принца Альфонсо в качестве короля Литвы и с его помощью стать епископом. В июне 1918 г. Михалкевич возглавил шествие во время празднования Corpus Christi, на котором были транспаранты с польскими лозунгами, такими как «Боже, храни Польшу» и «Всемогущий, верни свободу нашей Родине». Таким образом, крестный ход превратился в политическую демонстрацию. Инцидент был использован немцами как предлог для изгнания Михалкевича из Вильнюса в аббатство Марии Лаах в Рейнланд-Пфальц 19 июня и для того, чтобы вынудить Папу римского внести изменения в епархию.. Однако Олшаускас из-за своих прогерманских и антипольских настроений не был приемлемым кандидатом на Святой Престол. Папа назначил Юргиса Матулайтиса-Матулявичюса новым епископом в октябре 1918 года.

После того, как он не стал епископом, Олшаускас взглянул на позицию министра просвещения в вновь сформированное правительство Августинаса Волдемараса. Вместо этого его отправили в качестве литовского делегата на Парижскую мирную конференцию. Его основной целью было получить дипломатическое признание, а также финансовую и военную поддержку Литвы. Ольшаускас вместе с представителями национальных меньшинств Литвы - Симон Яковлевич Розенбаум (еврей), Доминик Семашко (белорус) и Юргис Дауйотас (поляк) - прибыл в Париж в начале января 1919 года и уже нашли там работающих литовцев - священник Адомас Вилимавичюс, инженер Эрнестас Гальванаускас и поэт Оскар Милош. Вскоре к ним присоединился Юозас Габрис. Таким образом, было три литовские группы, которые иногда соревновались друг с другом. 6 января Le Temps опубликовало интервью с Розенбаумом, который выразил мнения, противоречащие позиции Литвы. Из-за этих недоразумений Ольшаускаса быстро заменил Аугустинас Вольдемарас и в конце марта вернулся в Литву. За короткое время Олшаускаса принял премьер-министр Франции Жорж Клемансо и познакомил с литовскими проблемами других европейских дипломатов.

Вернувшись в Литву

Олшаускас (сидит третьим слева) с молодожены в 1924 г.

Олшаускас вернулся в Литву весной 1919 г. Он стал святителем и капелланом Каунасского собора. Он вернулся в качестве председателя и помог найти финансирование для различных литовских школ - теперь, когда разрешение правительства не было проблемой, общество организовало гимназии в Каунасе и Тельшяй и 11 прогимназий в Биржай, Утена, Укмерге и др. Для решения проблемы нехватки квалифицированных учителей общество организовало двухлетние педагогические курсы в Юрбаркасе, Утена., Жагаре, Вилкия. После государственного переворота 1926 года авторитарный режим президента Антанаса Сметоны начал ограничивать и национализировать частные католические школы в попытке ослабить оппозицию, в том числе Литовских христианских демократов. Партия. Олшаускас выступал против таких действий правительства и резко критиковал Сметона.

Вместе с другими в 1913 году он купил имение в [lt ] (в общей сложности 600 га (1500 акров)). Он сохранил часть усадьбы и имел лесопилку, на которой работало 10 человек. Он был одним из акционеров основанной и другими выдающимися литовцами компании, которая обанкротилась в 1927 году. В 1922 году Ольшаускас и другие основали компанию Galybė (мощь), которая планировала строительство гидроэлектростанций на Нерис и реки Неман. В феврале 1923 г. его капитал составлял 2,5 млн литов. Чтобы привлечь дополнительный капитал, Олшаускас и инженер [lt ] отправились в Соединенные Штаты и продали акции примерно за 50 000 долларов (что эквивалентно 750 000 долларов в 2019 году). Однако компания не смогла добиться концессии от правительства Литвы. После смерти брата Паулюса Олшаускас оспорил наследство со своей невесткой.

Убийство Станиславы Даниловичюте-Устиянаускене

16 сентября 1928 года тело Станиславы Даниловичюте-Устиянауске был найден задушенным на холме Витаутаса в Бирштонасе. В то время Ольшаускас лечился в городе. Всего девять дней спустя латвийская газета Jaunākās Ziņas опубликовала нашумевший рассказ о том, как священник убил женщину. Другие газеты, в частности Lietuvos žinios и Lietuvos ūkininkas, последовали их примеру и начали сообщать новости следствия и суда в стиле бульварных газет. 23 марта 1929 года Ольшаускас был арестован и заключен в Каунасской тюрьмы как главный подозреваемый в убийстве. Двое других подозреваемых - зять Устиянаускене и директор школы, которых она обвинила в соблазнении одной из его учениц, - имели алиби. Судебный процесс проходил 1–13 октября 1929 г., в нем приняли участие более 100 свидетелей. Олшаускаса защищали Петрас Леонас и Антанас Туманас.

. Ольшаускас и Устиянаускене познакомились в 1894 году в Дебейкяй, когда она была нанята в качестве наставника для братьев и сестер Олшаускаса. По заключению суда, у них сложились романтические отношения, и Устиянаускене забеременела сыном Ричардасом (предположительно 1899 года рождения). Мальчика якобы отправили в Соединенные Штаты; он вернулся в Европу добровольцем Первой мировой войны и умер на Западном фронте в 1917 году. Однако суд так и не убедительно доказал, что сын когда-либо существовал. Устиянаускене много передвигалась, но продолжала переписываться и встречаться с Ольшаускасом вплоть до ее убийства. В послевоенные годы Ольшаускас присылал ей ежемесячные платежи в размере 200–400 рублей. Он заявил, что это погашение ссуды в 3000 рублей, которую она предоставила в 1911 или 1915 году, и поддержка материально затруднительной женщины. По мнению суда, у Устиянаускене была папка компрометирующих документов, которые она использовала для вымогательства денег у Ольшаускаса. Якобы они должны были встретиться на холме Витаутаса, чтобы обменять документы на определенную сумму денег. Все дело основывалось на косвенных доказательствах и слухах.

тюремное заключение, освобождение и убийство

Каунасский районный суд признал Ольшаускаса виновным и приговорил его к восьми годам лишения свободы, но в связи с его службой литовскому государству приговор был сокращен до шести лет. Ему также было предписано ежемесячно платить 300 литов на содержание сына Устиянаускене Антанаса (1915 г.р.) до его совершеннолетия. Литовский суд оставил приговор в силе весной 1930 года, только снизив ежемесячные алименты до 200 литов. Суд над Ольшаускасом, который продолжал исполнять обязанности священника, и его заключение в тюрьму нарушили положение о том, что активные члены духовенства должны содержаться в тюрьме отдельно и рассматриваться церковным судом или лишенным сана. Церковные чиновники отказались опустить Ольшаускаса из сана и передать его дело в церковный трибунал. Это был политический и правовой тупик. Однако церковь также не принимала более активного участия в защите Ольшаускаса, возможно, потому, что она была вовлечена в финансовый спор с ним. В начале 1929 года Ольшаускас в качестве прокурора снял свои средства с капитула, который церковь считала незаконным. Дело было разрешено в пользу Олшаускаса только при вмешательстве Святого Престола.

Олшаускас после ухода с поста прелата получил президентское помилование и был освобожден из тюрьмы 16 февраля 1931 года. Он отправился в Рим защищать его имя и лечение, но ему пришлось вернуться в Литву из-за финансовых трудностей (все его имущество было заморожено государством). В феврале 1932 года его дом в [lt ] сгорел в результате предполагаемого поджога. Каждое воскресенье он ездил в Палангу на мессу. 18 июня 1933 г. по дороге домой он был застрелен возле Бутинге. Это был единственный выстрел прямо в сердце из заранее подготовленного укрытия. Юозас Жилиус, староста из Лаукжеме, признался в убийстве, но так и не объяснил должным образом его мотивы. Были предположения, что мужчины боролись за права собственности. Жилиус якобы сказал, что обществу было бы лучше без таких людей, как Олшаускас, который был плохим и мстительным человеком.

После суда была разработана другая версия убийства. В 1930 году Степас Вилкицкас был приговорен к смертной казни за шпионаж против Литвы. Как сообщается, в тюрьме он написал мемуары, в которых описал, что Устиянаускене была убита польским агентом. Она могла шпионить за своей дочерью и зятем, которые были близкими друзьями Иоахима Кляйна, немецкого атташе в Литве, но стала слишком разговорчивой. Сторонники этой версии также связаны с убийством Ольшаускаса - он продолжал расследование, чтобы очистить свое имя и слишком близко подошел к правде.

Наследие

Олшаускас был частой политической мишенью. Already in 1918, Vaclovas Biržiška published 37-page booklet in Voronezh attacking Olšauskas as an enemy of workers and defender of the Tsarist regime. During the murder trial, correspondent of Lietuvos žinios published a sensationalized booklet on Olšauskas' life in Chicago. In 1961, during an anti-religious campaign in the Soviet Union, journalist [lt ] published a book that portrayed Olšauskas as cruel, greedy, arrogant, and morally bankrupt. In 1980s, a new anti-religious campaign was launched by Yuri Andropov and Olšauskas's case was remembered again. In 1984, Lithuanian Television produced a two-part film Nine Circles of Downfall (Devyni nuopuolio ratai) directed by [lt ] based on Kauneckas' book. A book defending Olšauskas was published by Juozas Šalčius and alumni of Saulė Society in Chicago in 1985. In 2013, Vida Pukienė published a monograph that focused on Olšauskas's life and activities prior to the murder scandal.

References
Notes
Bibliography
Последняя правка сделана 2021-05-25 12:52:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте