Вилтис (газета)

редактировать

Вилтис (буквально: надежда) была издавалась газета на литовском языке в Вильнюсе в 1907–1915 и 1991–1994 гг. Газета была основана в октябре 1907 года Антанасом Сметона и Юозасом Тумас-Вайжгантасом. Это способствовало единству литовцев, пытаясь объединить консервативное католическое духовенство и более либеральную интеллигенцию. Газета была сосредоточена на вопросах культуры, а не на политике или новостях. Ее поддерживало духовенство, но это не была религиозная газета. Со временем духовенство стало недовольным светским и умеренным тоном, и Сметона в 1913 году ушел, чтобы основать отдельную газету Вайрас. Интеллигенция вокруг Вильтиса стала известна как вилтининкай и сформировала ранний зародыш Союза литовских националистов, правящей партии в Литве в 1926–1940 годах. Производство Viltis было прекращено в связи с Первой мировой войной. Он был ненадолго возрожден в начале 1990-х годов Союзом литовских националистов.

Содержание
  • 1 Вилтис в 1907–1915 годах
    • 1.1 История
    • 1.2 Содержание
  • 2 Вилтис в 1991–1994 годах
  • 3 Источники
  • 4 Внешние ссылки
Вилтис в 1907– 1915

История

Юозас Тумас-Вайжгантас (справа) передает Вилтиса своему новому редактору Фабийонасу Кемешису (слева)

Газета была основана в октябре 1907 года и выходила три раза в неделю. Он аннулировал выпуск газет на литовском языке в Вильнюсе, поскольку Vilniaus žinios было прекращено из-за финансовых трудностей в марте 1907 года. Антанас Сметона, интеллектуал, ранее редактировавший Vilniaus žinios, и Юозас Тумас-Вайжгантас, священник, ранее редактировавший Tėvynės sargas, заключил товарищество в надежде объединить литовцев. Они надеялись объединить консервативное духовенство и более либеральную интеллигенцию (известную как pirmeiviai) для борьбы с полонизацией, особенно в смешанном Вильнюсском регионе. Сметона был ответственным редактором, определяющим идеологию газеты, а Тумас-Вайжгантас руководил бизнесом и финансами. Они создали трастовую компанию, которую первоначально поддержали 179 подписчиков, в основном представители духовенства, которые внесли по 100 рублей каждый для финансирования операций. Это была первая литовская газета, созданная таким образом.

В ноябре 1910 года Тумас-Вайжгантас опубликовал статью с перечислением известных церквей, в которых службы на литовском языке были отменены по приказу [pl ], администратором Вильнюсской епархии, когда епископ Эдуард фон дер Ропп находился в ссылке. Это вызвало много споров, и епископ [мн. ] назначил Тумаса-Вайжгантаса Лайжувой на севере Литвы. Фактически, это было изгнание, а также означало его отъезд из Вильтиса. Его место заняли другие священники, Фабийонас Кемешис, а затем Юозас Дабужис. Различные литовские группы направили письма с протестом против увольнения Тумаса-Вайжгантаса в Вилтис на три месяца.

В свете других католических публикаций, таких как Šaltinis и Виенибе, Вилтис казался слишком светским и духовным. стал недоволен. Давление только усилилось, когда Viltis объявил о своих планах стать ежедневником. Во время собрания акционеров в сентябре 1913 г. духовенство настаивало на том, чтобы Пранас Довидайтис, член католической федерации Атеитис, стал заместителем Сметоны. Неожиданно Сметона воспринял это как вотум недоверия и подал в отставку. Довидайтис стал владельцем газеты, которая с 1 января 1914 года перешла на ежедневное издание с ежегодной стоимостью 25 000 рублей. Сметона, при финансовой поддержке, основал еще одну газету, Вайрас, где он продолжал выступать за средний путь между духовенством и интеллигенцией. Этот эпизод иллюстрирует продолжающийся раскол литовского культурного движения.

Содержание

Изначально «Вилтис» публиковался три раза в неделю. Его главной целью и надеждой было национальное единство литовцев. Газета продвигала национальную идентичность Литвы выше политических разногласий и считала себя беспартийной газетой. Вильтис любил подчеркивать, что это средний путь, хотя его политические взгляды были правыми. Несмотря на попытки примирения, Вильтис подвергся критике с обеих сторон. Духовенство критиковало газету за недостаточное продвижение католических идей. Например, они атаковали статьи, в которых положительно оценивались мысли Видунаса по поводу теории эволюции, теософии и пантеизма. Интеллигенция же посчитала газету слишком религиозной. Например, Казис Гриниус писал, что Вильтис и националистические взгляды были лишь инструментом, используемым духовенством для защиты своего привилегированного статуса в обществе.

Вильтис публиковал мало новостей, но уделял особое внимание внимание к литовскому языку и народной культуре, а также к вопросам искусства, науки, образования и нравственности. Вильтис понимал, что увеличение материального благосостояния крестьян способствовало достижению культурных целей, и поэтому выступал за общества взаимопомощи, кредитные союзы и торговлю, одновременно выступая против эмиграции (в основном в Соединенные Штаты), но мало давал практических советов или рекомендаций. Она защищала католическую церковь от нападок социалистов, но не была религиозной газетой. В отличие от более активных социалистов-революционеров, газета занимала умеренную позицию в отношении царского режима : литовское движение было слабым, и бороться с режимом было бы глупо. В то же время он подверг критике участие Литвы в российской политике, призывая их сосредоточиться на литовских проблемах.

Лингвистические вопросы обсуждали Антанас Сметона, Йонас Яблонскис, Юозас Балчиконис, музыка Микалоюс Константинас Чюрленис, театр Габриэлиус Ландсбергис-Жемкальнис, общекультурные темы Йонас Басанавичюс, Тадеуш Довгирд, Августинас Вольдемарас, литература Юозаса Тумаса-Вайжгантаса, Шатрийоса Рагана, София Кимантайте-Чюрлионене. Вильтис также опубликовал много художественных произведений. Литературный раздел редактировал Людас Гира и включал рассказы Лаздыню Пеледы, драмы и легенды Винцаса Креве-Мицкявичюса, первые рассказы, фельетоны Юозас Балчиконис.

Вилтис в 1991–1994 гг.

После провозглашения независимости газета была восстановлена ​​Союзом литовских националистов в 1991 году. Изначально он выходил еженедельно и имел тираж 12 000 экземпляров. Его редактировали (племянник Антанаса Сметоны) и Балис Срюбас. Позже периодичность публикации сократилась до двух раз в месяц. В 1994 году, когда тираж упал до 2000 экземпляров, издание газеты было прекращено.

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-18 13:52:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте