Йонас Басанавичюс | |
---|---|
Йонас Басанавичюс | |
Родился | (1851-11-23) 23 ноября 1851 г.. Ошкоболе, Конгресс Польши |
Умер | 16 февраля 1927 г. (1927-02-16) (в возрасте 75 лет). Вильнюс, второй польский Республика |
Место упокоения | Кладбище Расос. 54 ° 40′9 ″ N 25 ° 18′10 ″ E / 54,66917 ° N 25,30278 ° E / 54,66917; 25.30278 |
Национальность | Литовец |
Гражданство |
|
Alma mater | Императорский Московский университет (1879) |
Профессия | Врач |
Известный | Издатель Аушры, основатель Литовского научного общества, подписавший Акт независимости Литвы |
Супруг (ы) | Габриэла Элеонора Мохл |
Родители |
|
Родственники | Брат Винцас Басанавичюс |
Подпись | |
Йонас Басанавичюс ( произношение, Польский : Ян Басанович; 23 ноября 1851 - 16 февраля 1927) был активистом и сторонником литовского национального возрождения. Он участвовал во всех крупных мероприятиях, ведущих к созданию независимого Литовского государства, и за свой вклад часто удостаивался неофициального почетного титула «Патриарх нации » (литовский : tautos patriarchas).
Басанавичюс родился в семье крестьян и должен был стать священником, но вместо этого решил изучать медицину в Московской медицинской академии. Он работал врачом с 1880 по 1905 год в Княжестве Болгарии. Несмотря на большое расстояние, он посвятил значительные усилия литовской культурной работе. Он основал первую газету на литовском языке Аушра (1883), публиковал статьи о Литве в печати, собирал образцы литовского фольклора (песни, сказки, легенды, загадки и т..) и опубликовал их. Он также был вовлечен в местную болгарскую политику. Он вернулся в Литву в 1905 году и сразу же присоединился к литовской культурной жизни. Он стал председателем оргкомитета 1905 года Великого сейма Вильнюса. В 1907 году он основал Литовское научное общество, ученое общество, посвященное истории, этнографии, лингвистике Литвы. Басанавичюс стал председателем общества и всю оставшуюся жизнь посвятил его делам. В 1917 г. он был избран Вильнюсской конференцией в Совет Литвы. Он председательствовал на заседании совета, на котором 16 февраля 1918 г. был принят Акт о независимости Литвы , и первым его подписал. После Первой мировой войны Вильнюс несколько раз переходил из рук в руки и менял режим, но Басанавичюс отказался покинуть город, охраняя музеи, библиотеки, архивы и продолжая на протяжении всей своей жизни исследования литовских культурных вопросов. После восстания Желиговского в октябре 1920 г. Вильнюс стал частью Польши, и деятельность Литвы подверглась цензуре и ограничилась. Постоянное присутствие Басанавичюса в городе стало символом притязаний Литвы на ожесточенно оспариваемый Вильнюсский край. Когда он умер в 1927 году, литовское правительство объявило пятидневный траур.
Басанавичюс родился в селе Ожкабалий (Польский : Oszkobole) в Августовской губернии Конгресса Польши, государства-клиента Российской Империи семье литовских фермеров. Его младший брат Винкас родился в 1861 году; другие дети умерли в детстве. Осложнения при родах побудили его родителей, набожных католиков, молиться и обещать, что они сделают своего первенца священником. Выполняя обещание, родители поддержали деревенского воспитателя для местных детей. Там Басанавичюс научился основам чтения, письма и арифметики, а также служил алтарю. Далее он посещал начальную школу в Лукшяй. В то время польский язык считался наиболее престижным языком знати и образованных людей. Русский язык использовался в государственном управлении, а литовский - среди крестьян. После восстания 1863 года царские власти проводили различные политики русификации, пытаясь уменьшить влияние польского языка и культуры. Одна из таких политик позволила Басанавичюсу посещать Мариямпольскую гимназию. До восстания сын литовца вряд ли мог рассчитывать, что его примут в школу польской знати. Басанавичюс провалил первые вступительные экзамены в 1865 году, но успешно сдал год спустя.
Басанавичюс проникся любовью к литовскому языку, культуре и истории благодаря местным городищам и своим родителям, которые подарили им сокровище местных песен, легенд и историй. Эта оценка росла и углублялась в гимназии, где Басанавичюс познакомился с классиками литовской истории (Мацей Стрыйковский, Александр Гуаньини, Ян Длугош, Марцин Кромер ), изучал литовские народные песни, читал классические стихи Времена года Кристионас Донелайтис, Конрад Валленрод Адам Мицкевич, Маржер Владислав Сырокомла и историческая литература Юзефа Игнация Крашевского. Он отошел от религии после прочтения критического эссе «Жизнь Иисуса» Эрнеста Ренана. По окончании учебы в 1873 году ему удалось убедить родителей разрешить ему поступить в Московский университет и не отправлять его в Сейненскую духовную семинарию.
Басанавичюс первым поехал в Москву изучать историю и филологию., но через два семестра перевелся в Московскую медицинскую академию. И снова он выиграл от послевоенной политики русификации. Он получил одну из десяти стипендий (360 рублей в год), учрежденных для литовских студентов Конгрессом Польши. Он также пополнил свой доход, занимаясь частным репетиторством, но условия жизни были тяжелыми, что оказало долгосрочное влияние на его здоровье. Басанавичюс активно участвовал в делах студентов, следил за развитием событий в Литве и продолжал изучение литовского наследия. Собирая данные из Румянцева и университетских библиотек, он надеялся написать исследование о Великом князе Кястутисе. Лето обычно проводил в Литве, собирая народные песни, сказки, загадки.
После окончания учебы весной 1879 года Басанавичюс вернулся в Литву и принял несколько пациентов в Ожкабалье, Вилкавишкис и Алексотас. Он вернулся в Москву в октябре 1879 года в надежде начать свою частную практику, но вскоре принял выгодное предложение от Княжества Болгарии и возглавил госпиталь в Лом Паланка. городок с населением около 8000 человек. По прибытии в конце января 1880 года он обнаружил обветшалую больницу, расположенную в бывшем отеле, и энергично принял меры по строительству нового здания, созданию амбулаторной службы и борьбе с восприятием того, что в больнице можно скорее умереть, чем поправиться. В 1880 году в больнице было 522 стационарных и 1144 амбулаторных пациента по сравнению с 19 пациентами в 1879 году. Должность оплачивалась хорошо, расходы были низкими, поэтому он смог быстро погасить долги и накопить сбережения. Басанавичюс также писал медицинские исследования, либеральные политические статьи в поддержку болгарского политика Петко Каравелова и статьи о культуре для прусско-литовской прессы, в том числе Lietuwißka Ceitunga и академического журнала Mitteilungen der Litauischen literarischen Gesellschaft. Однако эти публикации находились под слишком большим контролем Германии и не удовлетворяли растущие потребности литовских активистов. Басанавичюс задумал создать действительно литовскую газету.
Мемориальная доска в Праге на доме, где жил БасанавичюсПосле убийства русского царя Александра II в марте 1881 года болгарский князь Александр Баттенбергский пытался расправиться с либеральными политиками. Опасаясь преследований, Басанавичюс покинул Болгарию в мае 1882 года. Он путешествовал несколько месяцев, посетив Белград, Вену, Литву, прежде чем обосноваться в Праге в декабре 1882 года. Там он организовал издание первой газеты на литовском языке Аушра. Первый номер появился в марте 1883 г. и часто упоминается как начало литовского национального возрождения. Басанавичюс руководил редакционной политикой, а печатал в Рагните в Восточной Пруссии. Газета тогда была бы контрабандой в Литву, поскольку издание на литовском языке было незаконным в Российской Империи. Вскоре Басанавичюс утратил контроль над «Аушрой» в пользу Йонаса Шлюпаса. Его участие в незаконном издании не позволяло Басанавичюсу вернуться в Литву до 1905 года.
Йонас Басанавичюс на банкноте 50 литов, выпущенной в 2003 годуВ Праге Басанавичюс встретил Габриэлу Элеонору Мохл, Богемский немецкий, и они поженились в мае 1884 года. Сразу после свадьбы пара переехала в Болгарию, где политическая ситуация улучшилась. Басанавичюс сначала нашел должность в Елене, но сумел вернуться на Лом-Паланка в 1885 году. Жизнь там была отмечена рядом лишений. сербско-болгарская война принесла в госпиталь волну жертв войны и эпидемию тифа. Басанавичюс тяжело заболел пневмонией и сыпным тифом в феврале 1886 года. В августе 1887 года он пережил покушение, но одна пуля осталась под левой лопаткой на всю оставшуюся жизнь и вызвала различные проблемы со здоровьем. Нападавший на него Александр Манойлов отбыл десятилетний срок, но так и не объяснил полностью свои доводы. 16 февраля 1889 года Мохл умерла от туберкулёза, которым она, по-видимому, заразилась от своей умирающей матери, ещё находясь в Праге. Смерть жены почти на год погрузила Басанавичюса в депрессию и меланхолию.
В 1891 году Басанавичюс приобрел болгарское гражданство и в 1892 году был повышен до Варны, города с населением 25000 человек, но его проблемы со здоровьем усилились. Он страдал аритмией, неврастенией, невралгией, парестезией. Это побудило его уйти с государственной должности в 1893 году и ограничить свою деятельность частной практикой и посещением дворцов Фердинандом I Болгарии. Когда Николай II из России стал новым царем в 1894 году, Басанавичюс ходатайствовал о разрешении вернуться в Литву, но получил отказ. Басанавичюс несколько раз ездил в Австрию в поисках лекарств от своих недугов. В 1900 году он перенес инсульт и поехал в Вену, где ему сделали рентгеновский снимок, который показал, где пуля убийцы попала под кости. Врачи отказались оперировать его.
Несмотря на болезни, Басанавичюс продолжал заниматься как медицинскими, так и этнографическими исследованиями и даже занимался политикой. В 1898 году он был избран в Болгарское литературное общество. Он отправился в Восточную Пруссию, где провел кампанию от имени четырех прусских литовских кандидатов в германский рейхстаг на выборах 1898 года (был избран Йонас Смалакис ). Он также вступил в Демократическую партию и был избран в городской совет Варны с 1899 по 1903 год. Он также участвовал в партийных съездах и участвовал в разработке партийной программы по охране здоровья. Однако его страсть оставалась литовским языком и культурой. Несмотря на большое расстояние, он собирал литовские сказки и песни и издавал их в 1898–1905 годах в литовско-американских прессах в США. Лично он считал, что его самой важной работой был тезис всей жизни о том, что литовцы произошли от фракийцев и фригийцев и поэтому были тесно связаны с болгарами. Диссертация не была принята другими учеными.
Россия проиграла русско-японскую войну и была охвачена революцией 1905 года. В Литве запрет на прессу был снят. Басанавичюс после многих лет службы имел право на получение болгарской пенсии и считал это подходящим временем для возвращения в Литву, хотя у него не было разрешения на возвращение. Он покинул Болгарию в мае 1905 г. и прибыл в Вильнюс в августе. Он сразу же присоединился к деятельности литовских активистов и продвигал идею литовского собрания, которое стало бы Великим сеймом Вильнюса. С помощью сотрудников Vilniaus žinios был сформирован оргкомитет из пятнадцати человек, председателем которого стал Басанавичюс. В ноябре 1905 года от имени оргкомитета Басанавичюс написал спорный меморандум Сергею Витте, премьер-министру Российской империи, который требовал автономии Литвы в России. Империя.
Более 2000 участников собрались 4–5 декабря 1905 года в Вильнюсе на Великий Вильнюсский сейм. Басанавичюс был избран его председателем. После громких, страстных и напряженных дискуссий Сейм принял резолюцию из четырех параграфов, в которой царское правительство было объявлено самым опасным врагом Литвы и потребовалась автономия Литвы. Резолюция также призывала к пассивному и мирному сопротивлению царским властям, например, к неуплате налогов, организации забастовок, бойкоту определенных продуктов и т. Д. Автономия не была достигнута, и царские власти вскоре восстановили свой контроль, но она заложил основу для создания независимой Литвы в 1918 году. Используя энергию Сейма, Басанавичюс основал Литовскую национально-демократическую партию (литовский : Tautiškoji lietuvių demokratų partija), первую националистическую партию в Литве, но это удалось не получить большей известности.
Когда царские власти начали расследование Сейма и допрос его организаторов, Басанавичюс решил покинуть Вильнюс и отправился в Санкт-Петербург. Там он обратился к Павлу Милюкову, лидеру Конституционно-демократической партии, но мало сочувствовал делу Литвы. Когда он вернулся в январе 1906 года, его ждала полиция, и он собирался бежать из страны, но срок его болгарского паспорта истек. Власти допросили его, но не посадили. Ему удалось продлить паспорт и даже получить годовой вид на жительство в России. Несмотря на свои недомогания и повторяющиеся проблемы со здоровьем, Басанавичюс искренне присоединился к избирательным кампаниям во вновь созданную Государственную Думу Российской Империи, много писал для литовской прессы, выступал за использование литовского языка в католических церквях, продолжал свою этнографию. исследования проходят через различные архивы и библиотеки. Вопрос о языке в церквях был особенно важен для Басанавичюса. Когда российские власти изгнали Эдуарда фон дер Роппа, епископа Вильнюсского из Вильнюса, Басанавичюс попытался организовать делегацию к Папе Пию X, чтобы убедить Папу заменить Ропп с литовским епископом. Это привело к резкому конфликту Басанавичюса с польским духовенством. Басанавичюс возглавил комиссию по организации [lt ], которая проходила в январе 1907 года в Вилейшисском дворце.
7 апреля 1907 года Басанавичюс, который с 1880-х годов собирался создать ученое общество, официально открыло Литовское научное общество, занимающееся изучением истории и языка Литвы. Он был избран президентом общества, и общество стало центром его жизни. Басанавичюс был вовлечен до такой степени, что общество было практически идентично его личности. Общество издавало научный журнал Lietuvių tauta (Литовский народ), который редактировал Басанавичюс. Общество также создало библиотеку, архив и музей. Общество не приветствовалось царскими властями, которые контролировали и ограничивали его деятельность. Басанавичюс проводил кампанию за Национальный дом, официальную штаб-квартиру общества. Общество собрало достаточно средств, чтобы купить участок земли, но не достаточно, чтобы построить дом. Общество и Басанавичюс подвергались критике со стороны молодых ученых как слишком старомодные, в то время как христианское духовенство критиковало его за то, что оно слишком светское, но установило новые стандарты и уровни качества литовской науки.
Общество организовало выставки, две самые известные были в 1908 году по случаю 25-летия Аушры и в 1914 году по случаю 10-летия окончания литовского запрета печати. Общество хотело издавать литовские учебники, но не могло найти для этих книг компетентных авторов. Планировалось также опубликовать Литовскую энциклопедию, но редакционные споры и финансовые трудности сорвали проект. Общество создало комиссию из четырех членов (членами были Йонас Яблонскис, Казимерас Буга, Юозас Балчиконис и), которой было поручено стандартизировать литовский язык. После долгих споров Джоблонскис стал ведущим лингвистом, и его книга по литовскому синтаксису была опубликована обществом в 1911 году. Общество активно выступало против планов города построить водонапорную башню на холме Гедиминаса и другие разрушенные остатки исторического Вильнюсского верхнего замка ; Басанавичюс лично ездил в Санкт-Петербург, чтобы подать прошение об этом.
Во время своего ежегодного собрания в июне 1913 года общество решило отправить делегацию в Соединенные Штаты в первую очередь для сбора средств для Национального Дома. Было решено, что Басанавичюс должен уехать, и это будет сопровождать его. Басанавичюс помедлил, сославшись на проблемы со здоровьем, но согласился. Они посетили литовско-американских общин на Восточном побережье (Нью-Йорк, Иллинойс, Пенсильвания и др.). Их обескураживали вялые манеры литовцев, борьба между местными общинами и нападения социалистов (например, Винцас Мицкявичюс-Капсукас написал литовско-американской социалистической прессе, призывая бойкотировать кампанию пожертвований). Басанавичюс глубоко возмущался такими нападками, поскольку для него верность своему народу намного перевешивала верность своему классу или политическим взглядам. В общей сложности они посетили 84 литовских общины за 120 дней и собрали 23 799 долларов от примерно 6000 доноров. Денег не хватило на строительство Национального дома, и во время Первой мировой войны он был утерян в российском банке.
Изнурительный график поездок еще больше ухудшил хрупкое здоровье Басанавичюса. Наблюдатели согласились, что он стал намного более пассивным, больше наблюдателем, чем активным участником. Сам Басанавичюс признал, что у него проблемы с речью, запоминанием, в целом был слабее. Он продолжал вступать в различные комитеты и организации, но автоматически не стал их председателем. Казалось, что его членство было связано с его прошлыми заслугами, а не с ожиданием будущих достижений.
В начале Первой мировой войны Басанавичюс лечился от мочевого пузыря в Берлине и помчался в Вильнюс, прежде чем границы закрылись. Он провел войну в Вильнюсе, пытаясь сохранить и защитить активы Литовского научного общества и организовать усилия по оказанию помощи беженцам через. В сентябре 1915 года немцы захватили Вильнюс. Многие литовцы эвакуировались вглубь России, но Басанавичюс остался в городе. Первоначально чиновники Обер Ост ограничивали деятельность Литвы и запрещали их прессу, но по мере развития войны стали более снисходительными. Басанавичюс занимался культурной деятельностью; например, летом 1917 года он получил новое помещение для библиотеки Литовского научного общества и защищал литовских священников, выступавших против политической деятельности [pl ], администратора Вильнюсской епархии.
Немцы основали марионеточное Королевство Польское, и Басанавичюс подписал несколько меморандумов с немецкими официальными лицами, информируя их о стремлениях Литвы. Он участвовал в Вильнюсской конференции и был избран в Совет Литвы из 20 членов, но его роль была более почетной и церемониальной. Он официально поблагодарил немецких чиновников за разрешение на конференцию и отправил письмо Папе Бенедикту XV, но не был одним из активных руководителей слушаний. 11 декабря 1917 года совет принял акт, которого потребовал канцлер Германии Георг фон Хертлинг и который призывал к «прочным и вечным союзническим отношениям» с Германией. Такие уступки немцам привели к расколу в совете и четырех его членах - Миколас Биржишка, Степонас Кайрис, Станислав Нарутович и Йонас Вилейшис - в знак протеста ушел из совета. Председатель Антанас Сметона, поддержавший Закон от 11 декабря, временно ушел в отставку, и Басанавичюс возглавил сессию, на которой 16 февраля 1918 года был принят Акт независимости Литвы. Он был первым, кто подписать Акт.
В период с января В 1919 г. и в октябре 1920 г. Вильнюс несколько раз переходил из рук в руки и менял политические режимы, но Басанавичюс мало беспокоился о политических беспорядках и сосредоточился на культурной работе. Он работал с коммунистическим режимом недолговечной Литовской Советской Социалистической Республики, особенно с комиссаром просвещения Вацловасом Биржишкой, чтобы получить средства на ремонт исторического музея. После того, как город был захвачен поляками в апреле 1919 года, польские чиновники преследовали литовских активистов, конфисковали деньги, предоставленные Советом для музея, совершили набег на помещения Литовского научного общества в поисках оружия и т. Д. Басанавичюс организовывал лекции, помогал в литовских школах и продолжал свои культурные исследования. Балансируя между литовскими и польскими интересами, он отказался участвовать в открытии Университета Стефана Батория. В начале 1920 года ему снова пришлось переместить Литовское научное общество, так как помещения, предоставленные немецкими властями, были возвращены прежним владельцам.
Могила Йонаса Басанавичюса в ВильнюсеВ мае 1920 года Басанавичюс вместе с Миколас Биржишка, [lt ] и Теофилиус Юодвалкис отправились в Каунас, чтобы присутствовать на открытии Учредительного собрания Литвы. Басанавичюса встретили как почетного гостя и встретили со многими высокопоставленными лицами и старыми друзьями. Он также посетил уроженца Ожкабалия перед тем, как вернуться в Вильнюс в начале июня. Через месяц, в июле 1920 года, город был захвачен Советским Союзом и был передан литовцам согласно советско-литовскому мирному договору. Но Польша отбила город в октябре 1920 г. во время постановки Мятежа Желиговского. Польские власти ограничили членство в Литовском научном обществе только жителям Польши. Польская цензура и ограничения вызвали большую тревогу у Басанавичюса, который опасался, что его могут арестовать. Его отказ покинуть город стал живым символом притязаний Литвы на город. В июле – ноябре 1924 года Басанавичюс снова посетил Литву и был встречен героем. 23 ноября в Каунасе прошел однодневный праздник со специальной мессой, концертами и лекциями по случаю его 75-летия.
Басанавичюс упал в своем доме 5 февраля 1927 года. Он отказался лечь в больницу. пока он не закончил писать. В больнице ему поставили диагноз: инфекции мочевого пузыря и легких, с которыми его организм не мог бороться. 16 февраля 1927 года, в 9-ю годовщину независимости Литвы, он обсудил вопросы Литовского научного общества и выразил желание присутствовать на праздновании независимости. Он умер в тот день в 18:50. Правительство Литвы объявило пятидневный траур и направило на его похороны делегацию из 12 человек. Он был похоронен на кладбище Расос 21 февраля.
Улица в Варне, Болгария, получила название улица доктора Басановича (болгарский : Д-р Иван Басанович) в его честь. Мемориальная доска на улице Панагюрище в Варне отмечает местонахождение бывшей резиденции Басанавичюса. Мемориальная доска была открыта по адресу Anglická 15, Винограды, Прага в декабре 2013 года.
Басанавичюс собрал литовский фольклор, например песни, сказки -сказы и загадки, за свою жизнь опубликовал 14 книг. В 1993–2004 годах фольклористы Леонардас Саука и Костас Алексинас организовали около 7000 фольклорных произведений, собранных Басанавичюсом, и опубликовали их в 15-томной фольклорной библиотеке Йонаса Басанавичюса.
Wikimedia Commons имеет медиа относится к Йонас Басанавичюс. |