Римско-католическая архиепископия Вильнюса

редактировать
Вильнюсская архиепархия. Вильнюсская архидиоцезия. Вильнюсская аркивискупия
Внешний вид Вильнюсского собора 2, Вильнюс, Литва - Diliff.jpg Кафедральный собор архиепископа
Местоположение
СтранаЛитва
ТерриторияВильнюс
Церковная провинция Вильнюс
Координаты 54 ° 54'N 23 ° 57'E / 54.900 ° N 23.950 ° E / 54.900; 23,950 Координаты : 54 ° 54'N 23 ° 57'E / 54,900 ° N 23,950 ° E / 54,900; 23,950
Статистика
Площадь9,644 км (3,724 квадратных миль)
Население. - Всего. - Католики (включая нечленов)(как 2014 г.). Уменьшить 773,406. Уменьшить 558 847 (Увеличить 72,3%)
Приходы95
Информация
КонфессияРимско-католическая
ОбрядЛатинский
Основан14 век. (Вильнюсская епархия). 28 октября 1925 г.. (Вильнюсская архиепископия)
Кафедральный соборКафедральный собор-базилика Святых Станислава и Ладислава
ПокровительСвятой Казимир
Светские священники 171
Текущее руководство
ПапаФранциск
Митрополит АрхиепископГинтарас Грушас
Суффраганы Кайшядорисская епархия. Паневежская епархия
Вспомогательные епископыАрунас Понишкайтис
Заслуженный епископ Бацкис <356s Карта
Литва - Arcidiocesi di Vilnius.png
Веб-сайт
Веб-сайт Архиепископии

Римско-католическая митрополит Вильнюсская архиепископия (латиница : Archidioecesis Vilnensis; литовский : Vilniaus arkivysk упия) - это церковная территория или епархия Римско-католической церкви в Литве. Основанная как Вильнюсская в XIV веке, она была возведена в ранг митрополии Папой Римским Пием XI 28 октября 1925 года. имеет два суфраганских престола в Кайшядорисе и Паневежисе.

Архиепископия материнская церковь и, следовательно, резиденцией его архиепископа является собор-базилика св. Станислав и святой Ладислав в Вильнюс ; здесь также находится малая базилика в Рожанистоке. Нынешний архиепископ Вильнюса - Гинтарас Грушас. Ему помогает вспомогательный епископ.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Основание
    • 1.2 Реформация
    • 1.3 При Российской Империи
  • 2 Другая деятельность
  • 3 Церкви
  • 4 Статистика
  • 5 Источники и ссылки
  • 6 См. Также
  • 7 Внешние ссылки

История

Основание

Архиепископия обязана своим основанием Ягайле, крестившему Литву в 1387 г. и отправил Доброгост, епископ Познань в качестве посла к Папе Урбану VI с ходатайством о возведении епископского престола в Вильнюсе и назначение Анджея Василько (бывший епископ Сирет и духовник Елизаветы Венгерской ) для его заполнения. Это было дано, и было разрешено основание коллегиальной церкви десяти канонов. При Василько церкви Святого Иоанна, ставшие приходской церковью города, а также Святого Мартина и Святой АнныВерхний и Нижний замок соответственно) были построены в Вильнюсе. После смерти Василько в 1398 году его сменил францисканец, Якуб Плихта (1398–1407), во время которого собор сгорел. Среди его преемников были: из (1414–1421), которого Папа Мартин V наделил всеми полномочиями по возвращению православных Литвы в католическую церковь; Матиас Тракайский (1421–1453), литовец, который послал своих представителей в Базельский собор и учредил инквизицию для борьбы с гуситами., основал множество церквей и усиленно защищал права и привилегии литовцев. При Яне Лосовиче (1467–1481) многие русины были обращены в католицизм, и францисканцы бернардинцы поселились в Вильнюсе. Альберт Табор, литовец, пригласил доминиканцев в Вильнюс и доверил им храм Святого Духа; (1508–1519) умер в запахе святости ; Иоанн Литовский (1519–1537) провел первый епархиальный синод в Вильнюсе в 1526 году; Князь Павел Гольшанский (1534–1555) восстановил свой собор в готическом стиле и провел синод в 1555 году; Валериан Протасевич Сушковский (1556–1580) должен был бороться за безбрачие духовенства и использование латыни в литургии; он привел в Вильнюс иезуитов, среди которых был Петр Скарга.

Реформация

Князь Ежи Радзивилл (1581–1591) поддержал Alma Academia et Universitas Vilnensis Societatis Iesu, основал семинарию под руководством иезуитов, ввел правила Трентского собора и, став кардиналом, был переведен в Краковскую епархию в 1591 году. Затем капитул доверил управление епархии епископу суфражисту Киприану. После его смерти в 1594 году духовенство было разделено на фракции по выбору преемника, пока Сигизмунд III не назначил Бенедикта Вольну (1600–1615), который приложил все усилия для канонизации святого Казимира. Ягеллон, в честь которого был заложен первый камень церкви в Вильнюсе в 1604 году. Ему удалось добиться того, чтобы святого Казимира считали покровителем Литвы. Его преемник, Евстахий Воллович (1616–1630), основал больницы, пригласил Регулярных каноников Латеранского в Вильнюс и энергично боролся с протестантами и православными. Авраам Война (1631–1649) представил братьев Фатебене и энергично выступил против кальвинизма. Ежи Тышкевич (1650–1656) присоединил к своей епархии всю Курляндию. Александр Сапега (1666–1671) основал Церковь Святых Петра и Павла, взяв за образец собор Святого Петра. Тогда в епархию входили 25 благочинных с 410 церквями. Констанций Казимир Бжостовский (1687–1722) привел пиаров в Вильнюс и поощрял развитие религиозных орденов. В епископате Михаила Зенковича (1730–1762) возникли конфликты между иезуитами и пиаристами, что привело к закрытию школ пиаристов. Князь Игнаций Якуб Массальский (1762–1794) поддержал реформу духовенства и посвятил свое огромное состояние церквям своей епархии.

При Российской Империи

После разделов Польши и Литвы Виленская епархия вошла в состав Российской Империи и больше не пользовалась свобода отношений со Святым Престолом. В 1795 году капитул назначил Давида Пильховского викарием в спиритибус. Ливония была присоединена к епархии, а епископом был назначен Иоанн Непомуцен Коссаковский (1798–1808). Он много сделал для процветания семинарии. После его смерти капитул вступил в конфликт с Сестшенцевичем, католическим митрополитом Санкт-Петербурга, который узурпировал права, принадлежащие исключительно Святому Престолу. Сиестшенцевич навязал капитулу, как управляющему епархией, Геронимо Стройоновски (1808–1815), после смерти которого он присвоил себе управление епархией с титулом предстоятеля Литвы.

В 1827 году, после смерти Сиестшенцевича, капитулярный викарий Милуки правил епархией на короткое время. В 1828 году управляющим был назначен Андреас Клагевич; он был отправлен во внутренние районы России во время восстания 1831 года, вернулся в 1832 году, был предварительно назначен епископом Вильнюсским в 1839 году и вступил во владение престолом 28 июня 1841 года. Он умер в том же году, после свидетель разорения Русинской униатской церкви в своей епархии. Капитул избрал Джона Цивински викарием-суфраганом; он видел, как Вильнюсский университет закрыт, духовенство и церкви его епархии лишены своего имущества. В 1848 году его сменил Вацлав Зилинский, который был переведен в 1856 году на столичный престол Могилева, но продолжал управлять своей бывшей епархией до 1858 года.

Адам Станислав Красинский был изгнан из епархия в результате Восстания 1863 года, но тем не менее продолжал управлять епархией до 1883 года, когда он ушел в Краков. Его преемник, Карл Гриневки, был сослан в Ярослав после двух лет епископства, а в 1890 году отрекся от престола и уехал в Галичину. Во время изгнания Людовик Зданович управлял епархией как патриарший викарий. В 1890 году епископом Вильнюса был назначен Антоний Франциск Аудзевич, каноник Санкт-Петербурга и ученый богослов. Он умер в 1895 году; епархией тогда управлял Луи Зданович, титулярный епископ из Дионисия. В 1897 году преемником стал каноник Стефан Александр Зверович, и в 1902 году он был переведен на престол Сандомира. Его место занял барон Эдвард Ропп, который приступил к организации католического движения в епархии, вызвав тем самым враждебность со стороны российского правительства. Епископ Ропп был сослан в Псков, епархия была передана Казимиру Николаю Михалкевичу в качестве апостольского администратора.

Прочая деятельность

епископы Вильнюса, председательствуя на обширной епархии и будучи сенаторами и членами Совета лордов Литвы, не могли уделять все свое внимание духовным нуждам своей паствы; следовательно, с пятнадцатого века у них были коадъюторы или суфражи. Многие из них, особенно в XVI и XVII веках, были титулярными епископами Метони, Мессения (на Пелопоннесе ). Среди наиболее известных можно упомянуть Джорджа Казимира Анкута (ум. 1737, автора «Jus plenum Religionis catholicae in regno Poloniaw»), показывающего, что протестанты и православные не имели таких же прав, как католики. Начиная с семнадцатого века, были также суфражистами Беларуси. В 1798 Пий VI признал древний престол Брест-Литовск суфражистом Вильнюса. Так же как и древнюю епархию Ливонии, упраздненный в 1797 году, стал суфражистом Вильнюса, а в 1798 году его первым епископом был Адам Косяфковский (умер в 1828 году), но в 1848 году был присоединен к епархии Жемайтиисобственно Литве ) или см. Каунас.

О процветании католической жизни Вильнюсской епархии свидетельствует большое количество соборов, проводившихся там. Первый из них был в 1502 году при епископе Фавор. Затем последовали соборы 1526 г. для реформы нравов и организации церковно-приходских школ; в 1528 г. - для сбора средств. на восстановление собора; 1555 г., чтобы противостоять распространению лютеранства ; 1582 г.; 1607 г., который установил множество правил для отправления таинств и дисциплины духовенства; 1630 г., регулирующий управление церковной собственностью; 1654 г., чтобы помочь штату новыми пошлинами; 1669 г. с его дисциплинарными правилами; от 1685 г., с постановлениями, касающимися отправления таинств и жизни духовенства; 1744 г., с постановлениями относительно катехизиса, смешанных браков и духовных упражнений. После синода 1744 года при епископе Михаиле Зенковиче больше не проводилось, кроме епископов, адресованных своему духовенству пастырскими письмами, некоторые из которых имели важное значение.

Церкви

Францисканский костел, один из старейших в Вильнюсе

В епархии есть великолепные церкви и священные святилища. Из них самые большие и красивые находятся в Вильнюсе, хотя многие, насильно отнятые у католиков, стали русскими православными церквями. собор, посвященный Пресвятой Троице, Св. Станислав и Св. Ладислав, был воздвигнут на месте разрушенного языческого святилища на основании Папской буллы от 12 марта 1387 года. Сожженный в 1399 году, он был перестроен в готическом стиле в 1399 г. великим князем Витовтом ; снова разрушенный в 1531 и 1662 годах, его восстановление было начато в 1769 году и завершено в 1801 году. В нем есть великолепные часовни, особенно часовни Св. Казимира и Непорочного зачатия.

Другими важными церквями являются церкви, предположительно основанные в четырнадцатом веке на том месте, где, согласно легенде из Быховецких хроник, четырнадцать францисканцев были замучены язычниками в 1366 году; церковь Святого Мартина, основанная Ягайлой в 1380 году, построенная на руинах древнего языческого храма; Св. Анна, основанная для немцев Анной, супругой Витаутаса, в 1392 г.; Св. Иоанн Богослов, основан в 1386 году и наделен привилегиями Львом X ; Corpus Domini, основанный в 1573 году; и церковь ангелов-хранителей.

К этому следует добавить многочисленные церкви религиозного ордена, которые процветали в Литве, но от которых осталось мало следов. Доминиканцы, у которых в пятнадцатом веке была церковь, посвященная Святому Духу, построили в 1679–1688 годах другую, которая в 1844 году была ими оставлена ​​и преобразована в приходскую церковь. бернардинцы предприняли в Вильнюсе в 1469 году строительство деревянной церкви, перестроенной в камне в 1500 году; сгорел в 1794 г. и восстановлен в 1900 г.; этот приказ был вынужден покинуть епархию в 1864 году. Церковь Святых Петра и Павла была передана Латеранским каноникам в 1638 году; они покинули его в 1864 году. Святой Казимир с присоединенным иезуитским колледжем, основанным в 1604 году, был преобразован в православный храм в 1832 году (он был возвращен иезуитам в 1920-х годах). Св. Игнатий Лойола, основанный иезуитами в 1622 году, стал клубом чиновников. кармелитов церковь св. У Терезы чудесный образ Мадонны. августинцы, тринитарии, бригиттинцы, сестры-кармелиты, пиаристы, визитандины и другие также имели церкви, к которым следует добавить многочисленные часовни.

Церковь Святого Иосифа сносится по приказу властей в Вильнюсе, 1877 г.

После восстания 1863 г. в епархии были насильственно изгнаны все религиозные деятели. Монастыри были преобразованы в казармы, церкви отданы православному или светскому духовенству, библиотеки рассредоточены, имущество религиозных конфисковано. В 1910 г. оставался только один монастырь бенедиктинских сестер (связанный с церковью Святой Екатерины в Вильнюсе) с шестью семидесятилетними монахинями, бернардинский монастырь в Слониме с четырьмя семидесятилетними монахинями, Францисканский монастырь в Гродно с одним монахом и в том же городе женский монастырь Бригиттинских сестер с двумя верующими.

28 октября 1925 года старое епископство было преобразовано в митрополичскую архиепископию с двумя суффраганами : Кайшядорисом и Паневежисом. В 1991–1992 годах польские части старого епископства стали отдельными епархиями, в соответствии с новой Римско-католической архиепархией Белостока.

Статистика

В начале 20 века в Римско-католической епархии Вильнюса было 1 420 000 верующих. распределены по 23 сельским благочиниям: Белосток, 20 приходов и станций, 101 761 душ; Бельск, 20 приходов, 66 125 душ; Брест, 3 прихода, 14212 душ; Дисна, 15 приходов, 66 536 душ; Гедрайчяй, 13 волостей, 58 813 душ; Гродно, 20 приходов, 58 116 душ; Кобрин, 2 прихода, 7925 душ; Лида, 14 приходов, 65 100 душ; Меркине, 20 приходов, 82 948 душ;, 8 приходов; 41053 души; Ошмяны, 11 приходов, 61 032 души;, 7 приходов, 11 648 душ; Радунь, 15 приходов, 83 451 душ; Слоним, 7 волостей; 30 337 душ; Сокулка, 14 приходов, 75 709 душ; Швенчёнис, 19 волостей, 93 716 душ;, 11 приходов, 48 266 душ; Тракай, 20 приходов, 88 856 душ; Вильно (город), 30 церквей и часовен, 141 104 души; Сам Вильнюс (район), 9 волостей, 52 690 душ; Вилейка, 10 приходов, 35 783 души; Вишнев, 15 приходов, 83 900 душ; Волковыск, 16 приходов, 58 825 душ. Помимо кафедрального прихода в Вильнюсе находятся приходы святого Иоанна Крестителя, Святого Духа, святой Терезы, святых Филиппа и Иакова, святого Рафаила Архангела, святого Франциска Ассизского, Всех святых, Святых апостолов Петра и Павла. Католическое население города составляло всего 96 000 душ. На территории прихода Святой Терезы находится часовня чудотворного образа Остробрамской Богоматери, центр многих паломничеств в Литве, почитаемый также православными; его чудесное изображение стоит на арке, и улица, проходящая под этой аркой, в любое время дня занята толпой ниспадающих просителей; любой, кто проходит под аркой - даже евреи - традиционно открывает голову в знак благоговения.

Светское духовенство насчитывало около 440 священников; в соборе глава 5 прелатов и 3 канона. Светское духовенство получает образование в семинарии, в которой было 15 профессоров и 160 студентов, когда она была основана в 1582 году и закрыта в 1862 году; вновь открылся в 1872 году, и в нем было всего два студента, но их число постепенно увеличивалось. В Бресте была petit Seminaire, закрытая в 1830 г.; семинария в Белостоке была закрыта в 1842 году. Духовенство всегда оказывало благотворное влияние на народное образование. В начале XIX века в Вильнюсе действовало двадцать пять приходских начальных школ; школами и колледжами руководили иезуиты, униаты василианы, пиаристы и другие религиозные ордена. Монашеские библиотеки были центрами культуры; еще в семнадцатом веке в Литве был 101 монастырь. Библиотека миссионеров Вильнюса насчитывала 8284 тома; пиаристов - 7000; бернардинцев, 4142. В Вильнюсском университете имелось 20 000 томов богословия, часть из которых была передана Санкт-Петербургской католической духовной академии, Киевскому университету ( Украина) и в Публичную библиотеку Вильнюса.

В результате жестокого преследования католицизма научная слава Вильнюсской епархии стала незаметной; но католицизм прочно укоренился в сердцах людей. Вильно был, пожалуй, самым набожным городом в Российской империи, несмотря на скудность светского духовенства и полное отсутствие религиозных орденов, затрудняющих людям выполнение своих религиозных обязанностей. Однако ожесточенные ссоры между польскими и литовскими националистами привели к расколу в католическом лагере. Литовское духовенство, которое во всех церквях епархии литовское, должно рассматриваться наравне с польским в религиозном обучении и дополнительных богослужениях; часть польского духовенства выступила против этих притязаний, но мудрые меры, принятые церковными властями, развеяли враждебность, а своевременные уступки литовцам, по крайней мере, на вид, устранили причины разногласий. Вильнюсский регион имеет большое польское меньшинство (26% от Вильнюсского уезда населения) [1]. Польские активисты из Ассоциации поляков Литвы [2] и Ассоциации «Польское сообщество» [3] утверждают, что между литовскими духовенство и поляки.

Источники и ссылки

См. Также

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-04 09:00:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте