Сэмпай и кохай

редактировать

В японских школах отношение сэмпай – кохай преподается с раннего возраста как неотъемлемая часть повседневной жизни.

В Японии отношения между сэмпаем (先輩, «старший») и кохаи (後輩, «младший») представляют собой неформальные иерархические межличностные отношения, встречающиеся в организациях, ассоциациях, клубах, предприятия и школы. Эта концепция уходит корнями в конфуцианское учение и развивает выдающийся японский стиль, в конечном итоге став частью японской культуры.

Содержание
  • 1 Концепция
  • 2 История
  • 3 Терминология
  • 4 Распространенность
  • 5 Проблемы
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Процитированные работы
Концепция

Отношения являются взаимозависимыми, поскольку сэмпай требует kōhai и наоборот, и устанавливает связь, определяемую датой вступления в организацию. Сэмпай относится к члену более высокого опыта, иерархии, уровня или возраста в организации, который предлагает помощь, дружбу и совет новому или неопытному члену, известному как кохай, который должен демонстрировать благодарность, уважение и иногда личную лояльность. Кохай подчиняется старшинству и опыту сэмпая и разговаривает с семпаем, используя почтительный язык. Сэмпай действует одновременно как друг. Эти отношения похожи на межличностные отношения между наставником и наставником в восточной культуре, но отличаются тем, что сэмпай и котай должны работать в одной и той же организации.

Эти отношения происходят из конфуцианского учения, а также мораль и этика, пришедшие в Японию из древнего Китая и распространившиеся по различным аспектам японской философии. Отношения сэмпай-кохай - это вертикальная иерархия (например, отношения отца и сына), которая подчеркивает уважение к власти, к цепочке подчинения и к старшим, устраняя все формы внутренней конкуренции и укрепляя единство организации.

Со временем этот механизм позволил передавать опыт и знания, а также расширять круг знакомств и формировать институциональную память. Это также позволяет развивать полезный опыт между обоими, поскольку кхаи извлекают выгоду из знания сэмпая, а сэмпай учится новому опыту от кхая путем развития чувства ответственности. Это товарищество не означает дружбы; сэмпай и котай могут стать друзьями, но это не ожидание.

корейские термины сонбэ и хубэ написаны одинаковыми китайскими иероглифами и указывают на аналогичные отношения старшего и младшего возраста. И японские, и корейские термины основаны на китайских терминах xianbei (先輩 / 先辈) и houbei (後輩 / 后辈), написанных одними и теми же китайскими иероглифами (однако в китайском языке термин qianbei (前輩 / 前辈) более распространен для пожилых людей).

История
Демонстрация использования нагината на спортивном фестивале в Хамамацу в 1911 году. Дисциплинарное обучение в школьных клубах исторически влияло на систему сэмпай-котай с учениками.

Система сэмпай-кохай глубоко уходит корнями в историю Японии. Три элемента оказали значительное влияние на его развитие: конфуцианство, традиционная японская семейная система и Гражданский кодекс 1898 года.

Конфуцианство пришло из Китая между VI и IX веками, но Производным направлением мысли, которое привело к глубоким социальным изменениям в Японии, было неоконфуцианство, которое стало официальной доктриной сёгуната Токугава (1603–1867). Заповеди верности и сыновней почтительности как дань (朝貢 chōkō) преобладали в японцах в то время, поскольку уважение к старшим и поклонение предкам, которому учил китайский конфуцианство, было хорошо принято японцами. и эти влияния распространились на повседневную жизнь. Подобно другим китайским влияниям, японцы восприняли эти идеи выборочно и по-своему, так что «лояльность» в конфуцианстве воспринималась как верность феодалу или императору.

японцам. Семейная система (家 т.е. ) также регулировалась конфуцианскими кодексами поведения и оказала влияние на установление отношений сэмпай-кохай. В этой семейной системе отец как глава мужского пола имел абсолютную власть над семьей, а старший сын унаследовал семейную собственность. У отца была власть, потому что он был тем, кто получил образование и обладал превосходными этическими знаниями. Поскольку почтение к начальству считалось в японском обществе добродетелью, жена и дети должны были ему подчиняться. В дополнение к наследственной системе, только старший сын мог получить имущество отца, и ни старшая дочь, ни младшие дети ничего от него не получали.

Последним фактором, влияющим на систему сэмпай-кохай, был Гражданский кодекс. 1898 г., который усилил правила привилегии старшинства и укрепил традиционную семейную систему, дав четкие определения иерархических ценностей в семье. Это называлось кошусей (戸 主 制, «система главы семьи»), в которой глава семьи имел право управлять своей семьей, а старший сын унаследовал это положение. Эти статуты были отменены в 1947, после капитуляции Японии в конце Второй мировой войны. Тем не менее, эти идеалы оставались в течение следующих лет как психологическое влияние на японское общество.

Терминология

Правила старшинства отражены в различных грамматических правилах в японском языке. Человек, который уважительно говорит с начальником, использует почтительный язык (敬 語 keigo), который делится на три категории:

  • Sonkeigo (尊敬 語, «уважительный язык»): используется для обозначения уважения к начальнику. с кем или с кем говорят, включая действия, объекты, характеристики и людей, связанных с этим человеком.
  • Кендзёго (謙 譲 語, «скромный язык»): в отличие от сонкейго, с кендзёго говорящий проявляет уважение
  • Тейнейго (丁寧 語, «вежливый язык»): отличается от двух других тем, что почтение оказывается только к человеку, к которому обращаются, а не к тем, к кому обращаются. говорят о. Использование глагола desu («быть») и окончание глагола -masu являются примерами teineigo.

Sonkeigo и kenjgo имеют выражения (глаголы, существительные и специальные префиксы), специфичные для типа языка; например, обычный японский глагол «делать» - суру, но в sonkeigo - nasaru, а в kenjōgo - itasu.

Еще одно правило иерархических отношений - использование почетных суффиксов адреса. Сэмпай обращается к кохаю с суффиксом -кун после имени или фамилии кохая, независимо от того, является ли кохай мужчиной или женщиной. Кохай также обращается к семпаю с суффиксом -сэнпай или -сан; крайне необычно для кохая обращаться к сэмпаю с суффиксом -сама, что указывает на высочайший уровень уважения к человеку, с которым разговаривают.

Распространенность
На международном уровне отношение сэмпай – кохай распространилось через боевые искусства, в которых члены разных кю и дан уровней сортируются по цвету пояса.

Одно место - отношение сэмпай-кохай в наибольшей степени применяется в Японии в школах. Например, в младших и старших классах средней школы (особенно в школьных клубах) ученики третьего курса (которые являются самыми старшими) демонстрируют огромную силу как сэнпаи. В школьных спортивных клубах новичкам кōхаи обычно приходится выполнять основные задачи, такие как извлечение мячей, уборка игровых полей, уход за оборудованием и даже стирка одежды старших учеников. Они также должны кланяться или приветствовать своих сэмпаев, когда их поздравляют, и сэмпай могут наказать их или сурово поступить с ними.

Основная причина этих скромных действий заключается в том, что считается, что члены команды могут стать хорошими игроками, только если они покорны, послушны и следуют приказам тренера или капитана и, таким образом, в будущем становятся скромными, ответственными и отзывчивыми гражданами. Отношения в японских школах также делают больший упор на возраст, чем на способности учеников. Правила превосходства между сэмпаем и котаем аналогичны отношениям учитель-ученик, в которых возраст и опыт учителя должны уважаться и никогда не подвергаться сомнению.

Отношения сэмпай-кохай слабее в университетах., поскольку учащиеся разных возрастов посещают одни и те же классы; студенты проявляют уважение к старшим членам в первую очередь через вежливую речь (teineigo). Тем не менее, правила вертикального старшинства преобладают между учителями, основанными на академическом звании и опыте.

Система сэмпай-кохай также преобладает в японском бизнесе. Социальная среда в японском бизнесе регулируется двумя стандартами: системой превосходства и системой постоянной занятости. Статус, зарплата и положение сотрудников в значительной степени зависят от стажа работы, а ветераны обычно занимают самые высокие должности и получают более высокую зарплату, чем их подчиненные. До рубежа 20 и 21 веков занятость была гарантирована пожизненно, и таким образом таким сотрудникам не приходилось беспокоиться о потере своих позиций.

Отношения сэмпай-кохай - краеугольный камень межличностных отношений в японском бизнесе. Мир; например, на собраниях сотрудник нижнего уровня должен сидеть на ближайшем к двери месте, называемом шимоза (下座, «нижнее место»), в то время как старший сотрудник (иногда начальник) сидит рядом с каким-то важным гостем на должности. называется камидза (上座, «верхнее сиденье»). Во время встреч большинство сотрудников не высказывают своего мнения, а просто слушают и соглашаются со своим начальством, хотя они могут выражать свое мнение с предварительного согласия сотрудников более высокого ранга и влияния в компании.

За пределами Японии Отношение сэмпай-котай часто встречается в преподавании японских боевых искусств, хотя недоразумения возникают из-за недостатка исторических знаний, и поскольку вертикальная социальная иерархия Японии не существует в культурах, подобных тем, что существуют в Запад.

Проблемы

Несмотря на глубокие корни отношений сэмпай и кохай в японском обществе, с конца 20 века в академических и деловых организациях произошли изменения. Коха больше не проявляют большого уважения к опыту своих семпаев, отношения стали более поверхностными, а возрастной фактор начал терять значение. Студенческий состав расширился за счет японских студентов, которые провели большую часть своей жизни за границей и вернулись в Японию, а также иностранных студентов без менталитета, укорененного в японской иерархической системе.

Распад экономический пузырь в начале 1990-х привел к высокому уровню безработицы, включая увольнение высокопоставленных сотрудников. С тех пор компании сначала начали рассматривать навыки сотрудников, а не возраст или стаж работы в компании, из-за чего многие сотрудники, долгое время работавшие в компании, потеряли свои позиции из-за неспособности оправдать ожидания. Постепенно многим компаниям пришлось реструктурировать свои системы заработной платы и продвижения по службе, и, таким образом, трудовой стаж потерял некоторое влияние в японском обществе.

Отношение к системе сэмпай-кохай варьируется от признания традиций и преимуществ хорошего сэмпая– отношения кōхаи; к неохотному согласию; к антипатии. Те, кто критикует систему, считают ее произвольной и несправедливой, что семпаи часто были напористыми и что система приводит к тому, что ученики стесняются или боятся выделиться из группы. Например, некоторые кхаи опасаются, что если они превзойдут своих сэмпаев в какой-либо деятельности, их сэмпай потеряют лицо, за что кōхаи должны извиниться. В некоторых случаях отношения открыты для насилия и издевательств. Большинство японцев - даже те, кто ее критикует, - принимают систему сэмпай-кохай как здравый аспект общества, отклонение от которого неизбежно приведет к негативным социальным последствиям.

См. Также
Ссылки

Цитированные работы

Последняя правка сделана 2021-06-07 10:21:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте