Иберийское царство

редактировать
Древнее грузинское царство Картли
Иберийское царство. ქართლის სამეფო. картлис самепо
c. 302 г. до н.э. – 580 г. н.э.
Флаг Иберии, Кар tli Флаг королевства после христианизации Иберии
Колхида и Иберия Колхиды и Иберии
СтатусВассал Империи Селевкидов (302–159 до н.э.), Римская республика (65–63 до н.э., 36–32 до н.э.), Римская империя (1–117 н.э.), Восточная Римская империя (298–363 гг. Н. Э.). Государство, подчиненное Персии Сасанидов (252–272 гг. Н. Э.), Вассальное государство Сасанидской Персии (363–482 гг., 502–523 гг.). Прямое персидское правление Сасанидов (523–580 гг. Н.э.)
СтолицаАрмази. Мцхета. Тбилиси
Общие языкиСтарогрузинский
ПравительствоМонархия
Историческая эпохаАнтичность
• Царствование Фарнаваза I ок. 302 г. до н.э.
христианизация Иберии во время правления Мириана III 326? AD / 337?
нашей эры • Прямой Сасанидский контроль и отмена монархии.580 г. н.э.
, предшествовавший, преемник
Империи Ахеменидов
Колхида
Сасанидская Иберия
Сегодняшняя частьАрмении. Азербайджан. Грузия. Россия. Турция

В греко-римская география, Иберия (Древнегреческий : Ἰβηρία Иберия; латинский : Гиберия) был экзоним (иностранное название) грузинского царства Картли (грузинский : ქართლი), известный по его ядру провинция, которая во время античности и раннего средневековья была значительной монархией на Кавказе, либо как независимая государства или как зависимые от более крупных империй, в частности, Сасанидской и Римской империи. Иберия, с центром в современной Восточной Грузии, граничила с Колхидой на западе, Кавказской Албанией на востоке и Арменией на востоке. юг.

Его население, иберы, составило ядро ​​картвельцев (т.е. грузин ). Иберия, управляемая царскими династиями Фарнавазид, Артааксиад, Аршакид и Хосроид вместе с Колхида на западе сформирует ядро ​​единого средневекового Грузинского царства при династии Багратионов.

. В IV веке, после Христианизация Иберии Святой Нино во время правления короля Мириана III, христианство стало государственной религией царство. Начиная с начала VI века нашей эры, положение королевства как сасанидского вассального государства было изменено на прямое персидское правление. В 580 году король Хормизд IV (578-590) отменил монархию после смерти царя Бакура III, и Иберия стала персидской провинцией, управляемой марзпан (правитель).

Термин «Кавказская Иберия» также используется, чтобы отличить его от Пиренейского полуострова в Южной Европе.

Содержание
  • 1 Имя
  • 2 История
    • 2.1 Ранняя история
    • 2.2 Фарнаваз I и его потомки
    • 2.3 Римский период и римско-парфянское соперничество
    • 2.4 Между Римом / Византией и Персией
    • 2.5 Принятие православия и сасанидский период персидского периода
    • 2.6 Падение царства
    • 2.7 Арабский период и восстановление царства
  • 3 Восточные и западные иберы
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Дополнительная литература
Имя

Происхождение названия «Иберия» неясно. Одна из теорий этимологии названия Иберия, предложенная Георгием Меликишвили, заключалась в том, что оно произошло от современного армянского обозначения Грузии, Вирк (армянский : Վիրք, и Ivirkʿ [Իվիրք] и Iverkʿ [Իվերք]), что само было связано со словом Sver (или Svir), картвельским обозначением грузин. Буква «s» в этом случае служила префиксом для корневого слова «Ver» (или «Vir»). Соответственно, в соответствии с теорией Иване Джавахишвили, этническое обозначение «Sber», разновидности Sver, произошло от слова «Hber» («Hver») (и, следовательно, Iberia) и армянского варианты, Верия и Вирия.

Согласно другой теории, оно происходит от колхидского слова «Имер», означающего «страна по ту сторону горы», то есть Лихского хребта, который отделял Колхиду и Иберию друг от друга; это также происхождение современного названия Имерети.

История

Ранняя история

Карта Иберии и Колхиды Кристофа Целлариуса, напечатанная в Лейпциге в 1706 году

В древнейшие времена территория Кавказской Иберии была заселена несколькими родственными племенами, происходящими из куро-араксской культуры, которые собирательно назывались иберийцами (или восточными иберами) в Греко-римская этнография.

Моски, упомянутые различными историками-классиками, и их возможные потомки, Сасперы (упомянутые Геродотом ), возможно, играли роль решающая роль в консолидации племен, населяющих этот район. Моски медленно продвигались на северо-восток, образуя поселения по пути. Одним из них была Мцхета, будущая столица Иберийского королевства. Позже племенем мцхета правил местный князь, известный как мамасахлиси («отец семейства» на грузинском языке).

Письменными источниками для ранних периодов истории Иберии являются в основном средневековые грузинские хроники, которые современная наука интерпретирует как полулегендарный рассказ. В одной из таких хроник, Мокцевай Картлисай («Обращение Картли ») упоминается, что правитель по имени Азо и его люди происходили из Ариан-Картли - первоначального дома прото-иберы, которые находились под властью Ахеменидов до падения Персидской империи - и поселились на месте, где Мцхета должна была быть основана. Другая грузинская хроника, Картлис Цховреба («История Картли») утверждает, что Азо был офицером Александра, который вырезал местную правящую семью и завоевал территорию, пока не потерпел поражение в конце 4-го апреля. до н.э. князем Фарнавазом, в то время местным вождем.

История вторжения Александра в Картли, хотя и легендарна, тем не менее отражает установление грузинской монархии в эллинистический период и желание более поздних грузинских литераторов связать это событие с прославленным завоевателем.

Фарнаваз I и его потомки

Фарнаваз, победивший в борьбе за власть, стал первым царем Иберии (ок. 302 - ок. 237 до н. Э.). Согласно более поздним грузинским хроникам, после отражения вторжения он подчинил себе соседние области, в том числе значительную часть западно-грузинского государства Колхида (местное название Эгриси ), и, похоже, добился признания новое государство Селевкидов из Сирии. Говорят также, что Фарнаваз построил главную цитадель Армазцихе и храм бога Армази, а также создал новую систему управления, разделив страну на несколько уездов. названный saeristavos.

Его преемникам удалось получить контроль над горными перевалами Кавказа, наиболее важными из которых были Дарьял (также известные как Иберийские ворота).

Период после этого периода процветания был периодом непрекращающихся войн, поскольку Иберия была вынуждена защищаться от многочисленных вторжений на ее территории. Некоторые южные части Иберии, завоеванные из Армянского царства, во II веке до нашей эры были воссоединены с Арменией, и земли Колхии отделились и образовали отдельные княжества (скептухои). В конце II века до нашей эры, Фарнавазид царь Фарнаджом был свергнут своими подданными, и корону передали армянскому князю Арташес, восходившему к Иберии. трон в 93 г. до н.э., установив династию Арташесидов в Иберии.

римский период и римско-парфянское соперничество

Иберию во время Римской империи.

Эта тесная связь с Арменией и Понт навлек на страну вторжение (65 г. до н.э.) со стороны римского полководца Помпея, который тогда воевал с Митридат VI Понтийский и в Армении; но Рим не установил свою власть над Иберией навсегда. Девятнадцать лет спустя римляне снова двинулись (36 г. до н.э.) на Иберию, вынудив царя Фарнаваза II присоединиться к их кампании против Албании.

, в то время как другое грузинское царство Колхида управлялось как римская провинция, Иберия свободно приняли защиту Римской Империи. Каменная надпись, обнаруженная в Мцхета, говорит о правителе 1-го века Михдрате I (58-106 гг. Н. Э.) Как о «друге цезарей» и царе »любивших римлян Иберийцы ". Император Веспасиан укрепил древнее Мцхетское поселение Арзами для иберийских царей в 75 г. н.э.

В следующие два столетия римское влияние на эту местность продолжало, но во время правления короля Фарсман II (116 - 132) Иберия частично вернула себе былую мощь. Отношения между римским императором Адрианом и Фарсманом II были натянутыми, хотя, как говорят, Адриан стремился умиротворить Фарсмана. Однако только при преемнике Адриана Антонина Пия отношения улучшились до такой степени, что Фарсман, как говорят, даже посетил Рим, где Дион Кассий сообщает, что В его честь воздвигли статую и дали право приносить жертвы. Этот период привел к серьезным изменениям в политическом статусе Иберии, когда Рим признал их союзниками, а не их прежний статус подчиненного государства, политическая ситуация, которая оставалась неизменной даже во время военных действий Империи с парфянами.

С первых веков христианской эры в Иберии широко практиковались культ Митры и зороастризма. При раскопках богатых захоронений в Бори, Армази и Згудери были обнаружены серебряные чаши для питья с изображением лошади, стоящей либо у огненного алтаря, либо с поднятой правой передней ногой над алтарем. Культ Митры, отличающийся синкретическим характером и, таким образом, дополняющий местные культы в грузинской мифологии, особенно культ Солнца, постепенно стал сливаться с древними грузинскими верованиями. Считается даже, что Митра должен был быть предшественником святого Георгия в языческой Грузии. Шаг за шагом иранские верования и образ жизни глубоко проникли в практику иберийского двора и элиты: армазийская письменность и «язык», основанные на арамейском языке (см. Церетели), были приняты официально (a количество надписей на арамейском языке классических / эллинистических периодов также известно из Колхиды ; двор был организован по иранским образцам, элитная одежда находилась под влиянием иранского костюма, иберийская элита приняла иранские личные имена, а официальный культ Армази (см.) был введен царем Фарнавазом в III веке до нашей эры (связан средневековыми грузинскими хрониками с зороастризмом)

Между Римом / Византией и Персией

Решающим для будущей истории Иберии стало основание Сасанидской (или Сасанидской) империи в 224 году Ардаширом I. Заменив слабое Парфянское царство сильным, централизованным государства, это изменило политическую ориентацию Иберии в сторону от Рима. Иберия стала притоком Сасанидское государство во время правления Шапура I (241-272). Отношения между двумя странами поначалу кажутся дружескими, поскольку Иберия участвовала в персидских кампаниях против Рима, а иберийский царь Амазасп III (260-265) был внесен в список высокопоставленных сановников сасанидского царства. не вассалом, который был подчинен силой оружия. Но агрессивные тенденции сасанидов были очевидны в их пропаганде зороастризма, который, вероятно, утвердился в Иберии между 260-ми и 290-ми годами.

Однако в Нисибисском мире (298), когда Римская империя снова получила контроль над Кавказской Иберией как вассальное государство и признала господство над всей Кавказской территорией, она признала Мириан III, первый представитель династии Хосроидов, был королем Иберии.

Принятие православия и персидский период сасанидов

Римское преобладание оказалось решающим в религиозных вопросах, поскольку царь Мириан III и ведущая знать обратились в восточное православие около 317 года и объявили православие своим государственная религия. Событие связано с миссией каппадокийской женщины, святой Нино, которая с 303 года проповедовала Православие в грузинском царстве Иберия (Восточная Грузия).

Религия станет прочной связью между Грузией и Римом (позже Византией ) и окажет большое влияние на культуру государства и общество. Со времени принятия восточного православия в том же веке иранские элементы в древнем грузинском искусстве и археологии постепенно начали исчезать.

Однако после того, как император Юлиан был убит во время своей неудавшейся кампании в Персии в 363 году Рим уступил контроль над Иберией Персии, и король Вараз-Бакур I (Асфагур) (363–365) стал персидским вассалом, и этот результат был подтвержден миром Ацилисене в 387 году., более поздний правитель Картли Фарсман IV (406-409) сохранил автономию своей страны и перестал платить Персии дань. Персия победила, и сасанидские цари начали назначать наместника (питиаксы / бидаксы) для наблюдения за своим вассалом. В конце концов они сделали офис наследственным в правящем доме Нижнего Картли, тем самым открыв Картлийский питиаксат, который подчинил себе обширную территорию. Хотя он оставался частью Картлийского царства, его наместники превратили свои владения в центр персидского влияния. Сасанидские правители подвергли грузинское христианство суровому испытанию. Они продвигали учение Зороастра, и к середине V века зороастризм стал второй официальной религией в Восточной Грузии наряду с восточным православием.

Раннее правление Иберийский царь Вахтанг I, прозванный Горгасали (447-502), был отмечен относительным возрождением царства. Формально будучи вассалом персов, он закрепил северные границы, покорив кавказских горцев, и подчинил себе прилегающие западные и южные грузинские земли. Он учредил автокефальный патриархат в Мцхете и сделал Тбилиси своей столицей. В 482 году он возглавил всеобщее восстание против Персии и начал отчаянную войну за независимость, которая длилась двадцать лет. Он не смог получить поддержку со стороны Византии и в конце концов потерпел поражение, погиб в битве в 502 году.

Падение королевства

Продолжающееся соперничество между Византией и Сасанидской Персией за господство на Кавказе и очередное неудачное восстание (523 г.) грузин при Гургене имело тяжелые последствия для страны. После этого у царя Иберии была лишь номинальная власть, а страной фактически правили персы. В 580 г. Хормизд IV (578-590) отменил монархию после смерти царя Бакура III, и Иберия стала персидской провинцией, управляемой марзпаном (наместником). Грузинская знать призвала византийского императора Мориса возродить Иберийское царство в 582 г., но в 591 г. Византия и Персия согласились разделить Иберию между собой, Тбилиси перейти в руки персов и Мцхета перейдет под контроль Византии.

В начале VII века перемирие между Византией и Персией было нарушено. Иберийский принц Стефаноз I (ок. 590-627) в 607 году решил объединить силы с Персией, чтобы воссоединить все территории Иберии, - цель, которую он, кажется, достиг. Но наступление императора Ираклия в 627 и 628 годах принесло победу над грузинами и персами и обеспечило византийское господство в западной и восточной Грузии вплоть до вторжения на Кавказ арабов..

Арабский период и восстановление царской власти

Арабы достигли Иберии около 645 г. и форсировали ее эристав (князь) Стефаноз II (637-ок. 650 г.)), отказаться от своей верности Византии и признать халифа своим сюзереном. Таким образом, Иберия стала подчиненным государством, и арабский эмир был установлен в Тбилиси около 653. В начале IX века эристави Ашот I (813-830) нового Династия Багратионов, базирующаяся в юго-западной Грузии, воспользовалась ослаблением арабского владычества, чтобы утвердиться в качестве наследственного князя (с византийским титулом куропалат ) Иберии. Преемник, Адарнас IV Иберийский, формально вассал Византии, был коронован как «царь Иберии» в 888 году. Его потомок Баграт III (годы правления 975-1014), объединили различные княжества в единую грузинскую монархию.

восточные и западные иберы

Сходство названия с древними жителями Пиренейского полуострова, западными Иберы, привело к идее об этногенетическом родстве между ними и народами Кавказской Иберии (называемыми «восточными» иберами).

Его отстаивали различные античные и средневековые авторы, хотя они различались подходом к проблеме первоначального места своего происхождения. Эта теория, кажется, была популярна в средневековой Грузии. Выдающийся грузинский религиозный писатель Георгий Святитель (1009–1065) писал о желании некоторых грузинских дворян поехать на Пиренейский полуостров и посетить местных грузин на Западе, как он их называл.

См. Также
Ссылки
Источники
  • Хитчинс, Кит (2001)). «ГРУЗИЯ ii. История ирано-грузинских отношений». Encyclopaedia Iranica, Vol. X, Fasc. 4. pp. 464–470. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Spaeth, Barbette Stanley (2013). The Cambridge Companion to Ancient Mediterranean Religions. Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 978-0521113960. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Дополнительная литература
  • Роджер Розен, Джеффри Джей Фокс. Грузия: суверенная страна Кавказа
  • Томсон, Роберт В. Переписывая историю Кавказа (1996) ISBN 0-19-826373-2
  • Браунд, Дэвид. Грузия в древности: история Колхида и Закавказская Иберия, 550 г. до н.э. - 562 г. н.э. (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1994) ISBN 0-19-814473-3
  • Ланг, Дэвид Маршалл. Грузины (Лондон: Thames Hudson, 1966)
  • Туманов, Сирил. Исследования по христианской истории Кавказа. Вашингтон, округ Колумбия: Georgetown University Press, 1963
  • Эдвард Гиббон, том II, глава XLII, обсуждает Иберию как одна из областей в «Варварском мире»
Последняя правка сделана 2021-05-25 09:53:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте