Фарнаваз I из Иберии

редактировать

Царь всей Иберии и Колхиды
Фарнаваз I из Иберии
Царь из Все Иберия и Колхида
Рельеф Фарнаваза I (2).jpg Рельеф царя Фарнаваза
1-й или 2-й царь Иберии (подробнее... )
Правление302– 237 г. до н.э.. 299–234 г. до н.э.. 284–219 г. до н.э.
ПредшественникАзо из Иберии. (учрежден офис)
ПреемникСаурмаг I из Иберии
Родился329, 326 или 311 г. до н.э.. Мцхета, Картли
Умер237, 234 или 219 г. до н.э. (92 года). Мцхета, Иберийское царство
захоронениеАрмази, Иберийское царство (не разглашается)
СупругДурдзук женщина
ВыпускСаурмаг I Иберии
Династия Династия Фарнавазидов
ОтецГрузин князь
МатьПерс женщина
РелигияГрузинское язычество (Бог Армази ) (Самообожествление )

Фарнаваз I (; Грузинский : ფარნავაზ I грузинское произношение на: ) был царем из Картли, древнего грузинского царства, известного как Иберия в античности. Грузинские хроники приписывают ему роль первого монарха, основавшего царство Картли и династию Фарнавазидов, в то время как другие независимые хроники, такие как Обращение Картли, упоминают он второй грузинский монарх. Основываясь на средневековых свидетельствах, большинство ученых относят правление Фарнаваза к III веку до нашей эры: 302–237 гг. До н.э. согласно принцу Картли Вахушти, 299–234 гг. До н.э. согласно Кириллу Туманову и 284 –219 г. до н.э. согласно Павлу Ингороква. Подъем Фарнаваза, приход и имперская экспансия Иберийской монархии были напрямую связаны с победой Александра Великого над империей Ахеменидов. Фарнаваз правил под сюзеренитетом Империи Селевкидов.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Царствование
  • 3 Фарнаваз и Фарасманы Арриана
  • 4 Наследие
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Библиография
  • 9 Дополнительная литература

Жизнь

Согласно грузинским царским летописям, Фарнаваз происходил от Уплоса, сына Мцхетоса, сына Картлос, который был одним из восьми могущественных и знаменитых братьев, которые, в свою очередь, были потомками Таргамоса, сына Тарси, внука Иафета, сына библейского Ной. Он не упоминается напрямую в негрузинских источниках, и нет однозначных современных указаний на то, что он действительно был первым из грузинских царей. Его история насыщена легендарными образами и символами, и кажется вероятным, что по мере того, как память об исторических фактах исчезла, настоящий Фарнаваз «накопил легендарный фасад» и стал образцом до христианского монарха в грузинские анналы.

Согласно ок. 800 летописи «Жизнь царей», Фарнаваз имел выдающуюся генеалогию, восходящую к Картлосу, мифическому этнарх Картли. Его дядя по отцовской линии, Самара, занимал должность мамасахлиси («отец дома») грузинских племен Мцхеты. Утверждается, что матерью Фарнаваза была персидка из Спахана, с которой принц Теймураз Грузии и патриарх Антон I Грузии идентифицировали дочь царя Дария III. Вся история Фарнаваза, хотя и написана христианским летописцем, изобилует древними иранскими образами и мистическими аллюзиями, отражением археологически подтвержденных культурных и предположительно политических связей между Ираном и Картли того времени. Имя «Фарнаваз» также является наглядным примером, его корень основан на персидском фарне, божественном сиянии, которое, по мнению древних иранцев, отмечало законную династию (ср. хварена ). Династический признак Парнавазиани («из / от / назван в честь Фарнаваза») также сохранился в ранних армянских историях как P'arnawazean (Византийский Фауст 5,15; пятый век) и P 'аразеан (История Армении 14; вероятно, начало пятого века), признание того, что царь по имени Фарнаваз считался основателем грузинской династии. Фарнаваз также упоминается в Стеле Серапита.

. Возможно, наиболее художественно завершенный раздел грузинских летописей, повествование следует за жизнью Фарнаваза от рождения до погребения. В возрасте 3 лет маленькая семья Фарнаваза уничтожена, а его наследие узурпировано Азоном, установленным Александром Македонским во время его похода в Картли. Вторжение Александра в Иберию, о котором помнят не только грузинские исторические традиции, но и Плиний Старший (4.10.39) и Гай Юлий Солин (9.19), по-видимому, память некоторое македонское вмешательство в Иберию, которое должно было иметь место в связи с экспедицией, упомянутой Страбоном (11.14.9), отправленным Александром в 323 г. до н.э. в пределы Иберии в поисках золотых приисков.

Фарнаваз воспитан без отца, но волшебный сон, в котором он помазывает себя сущностью Солнца, возвещает перипетии. Это видение убеждает его «посвятить [себя] благородным делам». Затем он отправляется на охоту. В погоне за оленем он встречает массу сокровищ, хранящихся в потайной пещере. Фарнаваз добывает сокровище и использует его, чтобы собрать верную армию против тиранического Азона. Ему помогает Куджи из Колхиды, который в конце концов женится на сестре Фарнаваза. К повстанцам также присоединились 1000 солдат из лагеря Азона; они анахронично упоминаются автором как римляне и, как утверждается, были названы победившим Фарнавазом как азнаури (то есть дворяне) после Азона (эта этимология неверна, однако)

Основные нити истории Фарнаваза - мальчик без отца, спрятанный и выросший в отдаленных горах, забытая родословная, его мечты, священное царство, солнечные образы, охота, открытие сокровищ, скрытых в пещерах, и т. Д. напоминают легенды о иранских царях, таких как Кир Великий и Ардашир I. Самомазание Фарнаваза могло быть более поздним сасанидским вдохновением, когда некоторые ранние шаханшахи короновали себя.

Правление

Границы царства по грузинским королевские анналы.

В последовавшей битве Азон побежден и убит, а Фарнаваз становится королем Картли в возрасте 27 лет. Сообщается, что он признал сюзеренитет Селевкидов, Эллинистические преемники Александра на Ближнем Востоке, которым грузинские хроники предоставляют родовое имя Антиох.

ფარნავაზ წარავლინნა მოციქულნი წინაშე მეფისა ანტიოქოს ასურასტანისა, და წარსცა ძღუენი დიდ- ძალი. და აღუთქუა მას მსახურება, და ითხოვა მისგან შეწევნა ბერძენთა ზედა. ხოლო ანტიოქოს შეიწყნარა ძღუენი მისი, და უწოდა შვილად თჳსად, და წარმოსცა გჳრგჳნი.. Фарнаваз послал своих апостолов к царю Антиоху из Ассирии и дал ему огромные дары. И пообещал служить ему, и попросил его о помощи против греков. И Антиох получил свои дары, назвал его сыном и вручил ему корону..

Говорят, что Фарнаваз построил свою администрацию по «иранскому» образцу

ესრეთ განაწესა ესე ყოველი ფარნავაზ მიმსგავსებულად სამეფოსა სპარსთასა.. И здесь Фарнаваз сделал все и вся, подобными Царству персов. (т.е. империя Ахеменидов.)

Фарнаваз ввела военно-административную организацию, основанную на сети региональных губернаторов или эристави. Знак отличия эристави, полученный от царя, составлял скипетр, особая печатка кольцо, пояс и вооружение. Всего у Иберии было семь эриставов в Колхида, Кахети, Хунани (современный север Азербайджан ), Самшвилде (Квемо Картли ), Цунда (включая Джавахети, Кола и Артаани ), Одзрхе и Кларджети. В королевстве был один спаспет, который находился под прямым контроль над королевской властью, основанный во Внутреннем Картли. Эристават подражал аспектам Ахеменидских сатрапий и Селевкидов стратегов. Основным мотивом более поздних историков хроник было убедить потомство, что основная политическая структура Картли была создана самой первой грузинской мона рч после войн Александра Македонского ; принадлежал к административной системе Ахеменидов и оставался стабильным на протяжении эллинистических, парфянских и сасанидских времен. Таким образом, устанавливается долгосрочная жизнеспособность и стабильность грузинского царства.

Иерархическая структура, созданная Фарнавазом, была следующей: царь ; главнокомандующий (спаспет ) королевской армии; эриставис ; командиры среднего звена (атасиставис цихиставис) гарнизонов, расквартированных в королевских крепостях; младшие командиры (асистави), которые были младшими сыновьями аристократических семей; наемные профессиональные воины из соседних стран и все солдаты, организованные вокруг всего королевства.

Очевидно, что раздел Иберии Фарнавазом на сэриставо служил, прежде всего, военной цели, а именно организация людей с целью защиты. Эта организация была не столько направлена ​​против других стран. Тогда общая численность населения королевства, включая иностранных пленников и население притоков, составляла около 600 000 человек, что могло бы собрать довольно большую армию, не менее 100 000 человек. Согласно Страбону иберийская армия насчитывала 70–80 000 человек, так что, похоже, в каждом саэриставо было 10 000 солдат.

Хотя грузинские и классические свидетельства делают правдоподобными современные картлийские связи с Селевкидами (Туманов даже подразумевает, что цари Картли могли помочь Селевкидам сдерживать возрождающихся оронтидов Армении), предполагаемая реформа феодальных владений Эристави Фарнавазом, скорее всего, является обратной проекцией средневекового образца разделения на далекое прошлое.

Сообщается, что Фарнаваз приступил к реализации социальных и культурных проектов; он руководил двумя строительными проектами: возведение идола Армази - по общему мнению, названного в его честь - на горном уступе и строительство одноименной крепости.

Фарнаваз заключил союзы с различными северокавказскими народами. во время своего правления, к которому он призвал на помощь как против Македонии, так и против внутренних врагов. Он взял в жены женщину Дурдзук, чтобы укрепить союз Иберии с Дурдзуками, которые помогли ему укрепить свое господство против его непокорных вассалов. Точно так же он женился на своей сестре на сарматском вожде.

Согласно грузинским царским летописям он также создал грузинскую письменность и сделал грузинский язык и официальный язык королевства:

და ესე ფარნავაზ იყო პირველი მეფე ქართლსა შინა ქართლოსისა ნათესავთაგანი. ამან განავრცო ენა ქართული, და არ-ღა-რა იზრახებოდა სხუა ენა ქართლსა შინა თჳნიერ ქართულისა. და ამან შექმნა მწიგნობრობა ქართული. და მოკუდა ფარნავაზ, და დაფლეს წინაშე არმაზისა კერპისა.. И здесь Фарнаваз был первым царем Картли из расы Картлос. Он распространил грузинский язык, а кроме грузинского языка не было только в Картли. И создал грузинский алфавит. И умер Фарнаваз, и он был похоронен перед Армази.

Хроники сообщают о длительном 65-летнем правлении Фарнаваза.

ამან ფარნავაზ მოზღუდა ქალაქი მცხეთა მტკიცედ, და ყოველნი ქალაქნი და ციხენი ქართლისანი, მოოჴრებულნი ალექსანდრესგან, ამან აღაშენნა. და ვერ-ღა-რა იძიეს შური ბერძენთა მის ზედა, რამეთუ უცალო იყვნეს ბერძენნი ბრძოლისაგან ჰრომთასა.. Фарнаваз прочно взял город Мцхета, а также все города и замки Картли, разрушенные Александр, он их перестроил. И греки не могли отомстить ему, так как у греков больше не было воинов, потому что они сражались в Риме.

. После его смерти он был похоронен перед идолом Армази и ему поклонялись. Его сын Саурмаг унаследовал его трон.

Могила Фарнаваза до сих пор не разглашается. Одним из последних монархов, посетивших его могилу, чтобы украсить ее и отдать дань уважения, был король Мириан III. Само захоронение Фарнаваза перед идолом Армази предполагает эллинистическое обожествление ранних монархов Иберии.

Фарнаваз и Фарасман Арриана

Несколько современных ученых были склонны провести отождествление между Фарнавазом средневековой грузинской традиции и Фарасманами греко-римского историка Арриана, автора 2-го века нашей эры Анабасиса Александр. Арриан рассказывает, что «Фарасман (Фαρασμάνης), король хорезмийцев », посетил Александра Великого с 1500 всадниками и пообещал свою поддержку, если Александр пожелает провести кампанию на Эвксин. земли и покорение колхийцев, которых Фарасман называет своими соседями. Помимо схожести имен Фарасман и Фарнаваз (оба имени, по-видимому, основаны на одном корне, иранском фарне), царь Хорезмии Средней Азии сообщает о Колхиде (сегодняшняя западная Грузия, т. Е. западный сосед древнего Картли / Иберии) быть соседней страной. Некоторые грузинские ученые предположили, что греческие переписчики Арриана могли спутать Хорезмию с Холарзене (Чорзене), классическим переводом юго-западных грузинских маршей (средневековый Тао-Кларджети ), который действительно граничит с Колхидой и Понтом.

Согласно Арриану :

В это время к Александру пришел также Фарасман, царь хорезмийцев, с 1500 всадниками, которые утверждали, что он жил на границах народов колхид и женщин, называемых амазонками, и обещал, если Александр будет готов выступить против этих народов, чтобы поработить расы в этом районе, чьи территории простирался до Черного моря, чтобы действовать в качестве его проводника через горы и снабжать свою армию провизией. Затем Александр вежливо ответил людям, пришедшим из скифов, и отвечал требованиям того времени; но сказал, что не хочет скифской свадьбы. Он поблагодарил Фарасмана и заключил с ним дружбу и союз, сказав, что в настоящее время ему не удобно идти к Черному морю. Представив Фарасмана своим другом Артабазу II из Фригии, которому он доверил управление бактрийцами, и всем другим наместникам, которые были его соседями, он отправил его обратно в его собственное жилище. Он сказал Фарасману, что его ум в то время был поглощен желанием завоевать Индию; ибо, покорив их, он овладеет всей Азией. Он добавил, что, когда Азия будет в его власти, он вернется в Грецию и оттуда совершит экспедицию со всеми своими военно-морскими и военными силами в восточную часть Черного моря через Геллеспонт и Пропонтиду. И он хотел, чтобы Фарасман отложил выполнение своих нынешних обещаний до тех пор.

Наследие

Улица Фарнаваз в Батуми.

Династия Багратионов заявляла о своем происхождении непосредственно от Фарнаваза. Во время преемственности монархии в Грузии грузинские цари представили себя наследниками Иберийского царства, основанного королем Фарнавазом.

В Тбилиси есть царь Фарнаваз Улица, проспект, а также памятник Фарнавазу. Также есть улицы имени Фарнаваза в Батуми, Кутаиси, Хашури, Гори, Гурджаани, Сачхере, Зестафони и другие. Некоторые здания, в том числе школы и гостиницы, также носят его имя, как и около пятисот грузин.

См. Также

Примечания

  1. ^Также транслитерировал как Парнаваз, Фарнаваз, Фарнабаз, Фарнабазе, Фарнабазо, Фарнабаз или Фарнаоз
  2. ^Согласно принцу Картли Вахушти
  3. ^Согласно Кириллу Туманову
  4. ^Согласно Павлу Ингороква
  5. ^Этот счет теперь считается легендарным и отвергается научным консенсусом, поскольку до сих пор не было найдено никаких археологических подтверждений. Альтернативная интерпретация этой традиции - дохристианское использование иностранных письменностей (аллоглоттография в арамейском алфавите ) для записи грузинских текстов. Существование своеобразной местной формы арамейского языка в дохристианской Грузии было археологически задокументировано.

Ссылки

Библиография

Фарнаваз I из Иберии Династия Фарнавазидов Дата рождения: 326 г. до н.э. Умер: 234 г. до н.э.
Предшествовал. Азон. (учреждение создано)Царь Картли. 299 г. до н.>Преемник. Саурмаг I
Последняя правка сделана 2021-06-01 11:53:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте