Святая Нина | |
---|---|
Икона Святой Нино в Собор Светицховели | |
Родился | c. 280. Колоссы (Коласте, Коласа) |
Умер | ок. 332. Бодбе, Кахети (Грузия) |
Почитаются в | Восточной Православной церкви,. Восточное православие,. Римско-католической церкви,. Восточно-католических церквях |
Основные святыня | Монастырь Бодбе |
Праздник | 14 января (Римско-католический) 14 (27) января (Восточно-православный) |
Атрибуты | Крест из виноградной лозы |
Покровительство | Грузия |
Святой Нина (грузинский : წმინდა ნინო, ts'minda nino; армянский : Սուրբ Նունե, Surb Nune; греческий : Αγία να, Agía Nína; иногда Св. Нуну или Св. Нинни) Равная апостолам и просветительница Грузии (ок. 296 - ок. 338 или 340) была женщиной, проповедовавшей христианство на территории Кавказской Иберии, ныне входящей в Грузию. Это привело к христианизации королевского дома Иберии, с последующей христианизацией Иберии.
Согласно наиболее широко распространенным источникам, она принадлежала к грекоязычной римской семье из Коластры, Каппадокия, был родственником святого Георгия и пришел в Грузию (древняя Иберия ) из Константинополя. Другие источники утверждают, что она была из Рима, Иерусалима или Галлии (современная Франция). Согласно легенде, она совершила чудесные исцеления и обратила в веру грузинскую царицу Нана и, в конце концов, языческого царя Мириана III Иберийского, который, потерявшись во тьме и ослеп во время охоты, нашел свой путь только после того, как помолился «Богу Нино». Мириан объявил христианство официальной религией (ок. 327 г.), и Нино продолжала свою миссионерскую деятельность среди грузин до самой смерти.
Ее могила до сих пор находится в монастыре Бодбе в Кахетии, восточная Грузия. Святая Нино стала одной из самых почитаемых святых Грузинской Православной Церкви, а ее атрибут, крест из виноградной лозы, является символом грузинского христианства.
Многие источники согласны с тем, что Нино родилась в небольшом городке римской провинции Каппадокия, хотя меньшее количество источников с этим не согласны. В отношении ее семьи и происхождения Римско-католическая церковь и Восточная православная церковь имеют разные традиции.
Согласно традиции Восточной Православной Церкви, она была единственным ребенком в известной семье. Ее отцом был Роман генерал, а матерью (Сьюзен). Со стороны отца Нино была родственницей Св. Георгия, а от матери ее - патриарху Иерусалимскому.
В детстве Нино воспитывала монахиня из Вифлеема. Дядя Нино, который был патриархом Иерусалима, руководил ее традиционным воспитанием. Нино отправилась в Рим с помощью своего дяди, где она решила проповедовать христианское Евангелие в Иберии, известной ей как место упокоения туники Христа. Согласно легенде, Нино получила видение, в котором Дева Мария подарила ей крест из виноградной лозы и сказала:
Святая Нино вошла в Пиренейское царство на Кавказе из Армянского царства, где избежала преследований со стороны армянского царя Тиридата III. Она принадлежала к общине девственниц, насчитывающей 35 человек, вместе с мученицей Рипсиме под предводительством святой Гаяне, проповедовавшей христианство в Армянском царстве. Все они, за исключением Нино, были подвергнуты пыткам и обезглавлены Тиридатом. Все 35 девственниц были вскоре канонизированы Армянской Апостольской Церковью, включая Нино (как Св. Нуну).
В отличие от этого, римско-католическая традиция, рассказанная Руфином Аквилейским, говорит, что Нино была доставлена в Иберию не по своей собственной воле, а как рабыня, и что ее генеалогическое древо
Нино достигла границ древнего грузинского Иберийского царства с юга около 320 г. Там она установила христианский крест в городке Ахалкалаки и начала проповедовать христианскую веру в Урбниси, наконец, достигнув Мцхета (столица Иберии). Иберийское царство находилось под влиянием соседней Персидской империи, которая играла важную роль в качестве региональной державы на Кавказе. Иберийский царь Мириан III и его народ поклонялись синкретическим богам Армази и Задену. Вскоре после прибытия Нино в Мцхету, Нана, королева Иберии попросила аудиенции у каппадокийца.
Царица Нана, которая страдала от тяжелой болезни, немного знала христианство, но еще не обратилась в него. Нино, восстанавливая здоровье Королевы, привлекла к себе учеников из слуг королевы, в том числе еврейского священника и его дочь Авиафара и Сидонию. Нана также официально обратилась в христианство и была крещена самой Нино. Мириан, зная о религиозном обращении своей жены, был нетерпим к ее новой вере, преследовал ее и угрожал развестись со своей женой, если она не оставит веру. Однако он изолировал себя от Нино и растущей христианской общины в его королевстве. Его изоляция от христианства длилась недолго, потому что, согласно легенде, во время охоты он внезапно ослеп, когда в лесу возникла полная тьма. В отчаянии царь Мириан вознес молитву Богу святой Нино:
Как только он закончил свою молитву, появился свет, и царь поспешно вернулся в свой дворец в Мцхета. В результате этого чуда король Иберии отказался от идолопоклонства по учению святой Нино и был крещен как первый христианский король Иберии. Вскоре вся его семья и жители Мцхеты приняли христианство. В 326 году царь Мириан сделал христианство государственной религией своего королевства, сделав Иберию вторым христианским государством после Армении.
Приняв христианство, Мириан отправил посла в Византию с просьбой к императору Константину I прислать епископа и священников в Иберию. Константин, узнав об обращении Иберии в христианство, пожаловал Мириану новую церковную землю в Иерусалиме и послал делегацию епископов ко двору грузинского царя. Роман историк Тиранний Руфин в Historia Ecclesiastica пишет о просьбе Мириана к Константину:
В 334 году Мириан заказал строительство первой христианской церкви в Иберии. который был окончательно завершен в 379 г. на месте, где сейчас стоит собор Светицховели в Мцхете.
Мозаика в монастыре Самтавро, МцхетаНино, став свидетелем обращения Иберии в христианство, удалилась на горный перевал в Бодбе, Кахети. Святая Нино вскоре умерла; сразу после ее смерти царь Мириан начал строительство монастыря в Бодбе, где ее могила до сих пор находится на кладбище.
Нино и его варианты остаются самым популярным именем для женщин и девочек в Республике Грузия. По данным министерства юстиции Грузии, в настоящее время в стране проживает 88 441 женщина старше 16 лет с таким именем. Это также продолжает оставаться популярным именем для девочек.
Грузинское имя «Нино» на армянском звучит как «Нуне» или «Нунэ», поэтому святая Нино известна как Св. Нуне в Армении. Ее история как единственной из 35 монахинь компании свв. Гаяне и Рипсиме, спасшиеся от резни от рук языческого армянского царя Тирадата III в 301 году, рассказывается в книге «История армян» Мовсеса Хоренаци (Моисей из Хорена), который был написан около 440 года.
Фокский женский монастырь Святой Нино был основан в сельской Джорджии игумением Елизаветой и двумя послушницами. Первоначально они жили в соседнем доме, принадлежащем главе Грузинской православной церкви Патриарху Илии II, затем в 1992 году переехали на место церкви 11 века для его восстановления. Население женского монастыря в 2010 году выросло до шести монахинь и одной послушницы, и реставрация была завершена. Местные монахини не только ведут религиозную жизнь, но и являются ремесленниками. Кто-то занимается эмалью и мозаикой, кто-то делает сыр, мед, шоколад и джемы. Они сочетают свои навыки с местными народными обычаями сыроделия, а также производят текстиль в традиционном джавахетском стиле. Монахини также руководят школой для местных детей, в основном армян.
Священный монастырь Святой Нины - это дом монашеской общины грузинских апостольских православных монахинь в Патриархате Североамериканской епархии Грузии. Он расположен в Юнион-Бридж, Мэриленд, США, и был основан в сентябре 2012 года.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Святой Нино. |