Григорий Рожман

редактировать
Его Превосходительство. Григорий Рожман
Епископ Люблянский Григорий Рожман.jpg
ЕпархияЛюблянская епархия
См.Любляна
Установлен17 мая 1930 г.
Срок действия истек16 ноября 1959 г.
ПредшественникАнтон Бонавентура Йеглич
ПреемникАнтон Вовк
Личные данные
Родился(1883-03-09) 9 марта 1883 года. Долинчичах, Австрия-Венгрия
Умер16 ноября 1959 (1959-11-16) (76 лет). Кливленд, Огайо, США

Грегорий Рожман ( 9 марта 1883 - 16 ноября 1959) был словенцем Римско-католический прелат. С 1930 по 1959 год он служил епископом Люблянской епархии. Его лучше всего помнят за его неоднозначную роль во время Второй мировой войны. Рожман был ярым антикоммунистом и выступал против Фронта освобождения словенского народа и партизанских сил, потому что ими руководила Коммунистическая партия. Он установил отношения как с фашистскими, так и нацистскими оккупационными властями, издал прокламации в поддержку оккупационных властей и поддержал вооруженные коллаборационистские силы, организованные фашистскими и нацистскими оккупантами. Югославское коммунистическое правительство заочно осудило его в августе 1946 года за государственную измену за сотрудничество с нацистами против югославского сопротивления. В 2009 году его судимость была аннулирована по процессуальным причинам.

В коммунистический период официальная историография изображала Рожмана как пособника нацистов. Западные историки, в том числе Йозо Томасевич и Грегор Краньц, также недавно описали Рожмана как соратника, используя его заявлениях и действиях во время войны. Римско-католическая церковь в Словении ведет активную кампанию за его реабилитацию, утверждая, что его действия были мотивированы исключительно для минимизации количества словенских во время войны.

Содержание
  • 1 Довоенные годы
    • 1.1 Ранние годы жизни
    • 1.2 Приходской священник, префект и доцент
    • 1.3 Профессор канонического права в Любляне
    • 1.4 Участие в Орловской жизни
    • 1.5 Епископ Люблянский
  • 2 Вторая мировая война
    • 2.1 Предпосылки и военное положение в Словении
    • 2.2 Отношения с итальянцами
      • 2.2.1 Меморандум от 12 сентября 1942 года
      • 2.2.2 Последствия меморандума
    • 2.3 Отношения с Фронтом освобождения
    • 2.4 Отношение к коммунизму
    • 2.5 Вмешательство в защиту заключенных
    • 2.6 Отношения с немцами
  • 3 Послевоенный
  • 4 После войны
  • 5 Реабилитация и судебные иски
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Библиография
  • 8 Примечания
    • 8.1 Сноски
  • 9 Ранние годы

Довоенные годы

Ранние годы

Рожман родился 9 марта 1883 года в каринтийской словенской семьи в Dolintschitschach (словенский : Dolinčiče) около Feistritz ob Bleiburg (словенский : Bistrica pri Pliberku) в Австро-Венгрии Франку Рожману и Терезия (урожденная Глиник) Рожман. Семья жила на ферме среднего размера. В 1889 году он начал посещать государственную школу в Шмихеле, а затем поступил в гимназию в Клагенфурте.

. Во время учебы в гимназии он жил в Мариинище общежитии, где собирались ученики, которые должны быть изучать теологию. после окончания учебы. Он опубликовал эссе в информационном бюллетене каринтийских словенцев Мира, а также (под псевдонимом «Эмиль Фанич») в рукописном студенческом журнале, для которого он редактировал шесть выпусков с 7-го класса до выпуска.. После окончания с отличием в 1904 году он изучал богословие в Клагенфурте. Он поступил в Академию словенских семинарий (словенский : Академия словенских богословцев), став его президентом на последнем курсе обучения, и опубликовал эссе в ее журнале Братолюб (который он редактировал в 1906/07 учебном году). В то время словенские студенты находились в постоянном конфликте с немецкими студентами, которые издавали собственный журнал Germania. Конфликт возник из-за националистических разногласий в Каринтии. Он был членом Конгрегации Марии (словенец : Marijina kongregacija). В последний учебный год он посетил Рим с преподобным Антоном Бенетко, где встретился с Папой Пием X.

приходским священником, префектом и доцентом

21 июля 1907 г. был рукоположен в своем родном приходе св. Михаила (словенец : Шмихель) епископом Йожеф-ханом. В 1908 году он был послан капелланом к Ферлаху. В то время Ферлах находился под политическим контролем немецких либералов. Рабочие тяготели к социал-демократии. Он возродил духовную жизнь в своем приходе и активно пропагандировал социальные социальные идеи и организовал рабочие рабочие. Он пробыл в Ферлахе (словенский : Боровлье) один год.

1 октября 1909 г. он отправился в Вену, чтобы продолжить изучение теологии. 27 июня 1912 года он получил докторскую степень (словенский : Doktorat) по богословию на катол богословском факультете Венского университета. По возвращении он был назначен старостой мужской семинарии Марианум в Клагенфурте в 1912 году и доцентом морального богословия в 1913 году. В 1914/15 учебном году он был назначен доцентом Каноническое право и освобожден от должности префекта. В 1914 году он преподавал моральное богословие в 4-м классе в Клагенфурте и моральное богословие и каноническое право в первых трех классах в Плешивце. Он участвовал в евхаристическом конгрессе в Венеции в 1912 году и в результате написал молитвенник под названием «Presveta Evharistija» (издан в 1915 году Družba Sv. Mohorja). После опубликования нового Свода церковных новостей в 1917 г. он был назначен в комитет по его реализации в Клагенфуртской епархии. Он участвовал в словенском христианско-социальном (словенском : Slovenska krščansko-socialna zveza) объединении в качестве лектора.

Сен-Жерменский договор разделил плебисцитную зону в Каринтии на зоны A и B. Зона A находилась под югославской администрацией и потеряла контроль над Клагенфуртом. Каринфский епископ Адам Хефтер учредил специальное викариатство в Эбендорфе (словенский : Добрла Вас) в июле 1919 года и назначил Рожмана судебным консультантом генерального викария прореста Матии Райндл. Из-за его взаимодействия с каринтийскими словенами и его открытой поддержки Югославии в Каринтийском плебисците было совершенно ясно, что в случае любой другой зоны А решит против Югославии на плебисците, он не сможет остаться в Каринтии..

Профессор канонического права в Любляне

Вскоре после объединения словенцев в Королевство сербов, хорватов и словенцев, 23 июля 1919 г. Регент Александр подписал закон о создании Люблянского университета, и в декабре начались лекции. Янез Зоре, церковный историк с теологического факультета, пригласить Рожмана в профессора церковного права. Рожман принял с разрешением епископа Хефтера. Рожман начал читать лекции 7 января 1920 года. Он жил в Любляне с профессором Альфонсом Левичником и в 1920–21 учебном году занимал должность староста студенческой семинарии Мариинищи. После менее пяти месяцев преподавания, 31 мая, его коллеги выдвинули его на должность доцент, а 27 августа министерство повысило его. Он числился доцентом в 1924–25 учебном году.

Он опубликовал много очерков, как профессиональных, так и пастырских, в основном в «Богословний вестник». Как и в его лекциях, его эссе объясняли практическое пастырское значение закона для обычного священника. В свои очерки он включен текущие события. Он написал важный эссе под названием «Церковь и политика» (словенский : Церкев в политике) (дата публикации неизвестна), который станет очень актуальным во время Второй мировой войны. В нем он сказал, что перед церковью «стоит задача защищать истины христианства, есть моральные и религиозные истины, защищать, учить и приучать народы, чтобы они организовывали всю свою жизнь и действия в соответствии с этими истинами». По его мнению, многие области не имеют отношения к Церкви, что не дает ей решать вопросы чью-то стороны или даже решать такие вопросы. Вместо этого он утверждал, что Церковь ограничивается религиозными, моральными или религиозными связями. Он также высказал свое мнение по поводу государственной переворота (или революции) и любой официальной государственной власти: он сказал, что «церковь безразлична к формам власти, она не считает одну из них единственно правильной». один; Эта цель состояла в том, чтобы «защитить всех и заботиться о процветании общества».

Церковь «осуждает как аморальную и насильственную смену правительства любую революцию». Однако, если произошел насильственный захват власти, «Церковь, что высшая обязанность правительства - заботиться об общественном процветании». будет функционировать как средство общественного процветания, чтобы позитивно создать государство для достижения своей цели. долг церкви - «уменьшить ужас войны» и заботиться о военнопленных.

Еще одним словесным эским ссе было «Церковь и государство» ( : Черкев в Државе), который использовался для лекции на пятом католическом митинге в Любляне 28 августа 1923 года. В нем он объяснил свое отношение к правительству, написав: «Источник любой власти, даже политический, - это Бог. Всякая власть дана на благо человечества. "Он добавил, что государственный суверенитет не может быть абсолютным, так как он зависит от Бога, ограничивает эту власть." Несогласие между ними в этих областях наносит большой ущерб гражданам и самому государству. Королевство Югославия в соответствии с Конституцией Видовдана, которая ограничивает церковную автономию, заявив, что «провозглашение религиозной истины является одной из главных задач Католической церкви и ее внутреннего дела». «Мы должны, соблюдать наши католические принципы», отвергать все попытки установить полицейский контроль над церковью в ее делах »

Участие в Орловской церкви

Орёл словенским католиком молодежь ное гимнаст и спортивное движение, организованное в начале 20 века как альтернатива либеральному гимнастическому движению Сокол. ианско-общественного объединения в Мариборе между 3 и 4 сентября 1905 года. Первый клуб был основан в Есенице в феврале 1906 года. Затем, 10 апреля 1908 года, была создана Ассоциация гимнастических секций (словенский : Звеза Теловадных Одсеков). 19 марта 1909 г. на местном собрании АГС в Бохиньской Быстрице организация была официально названа Орлом. Рожман узнал об этой в Каринтии, так как в 1913 году в ее отделении было пять отделов.

В 1920 году в Любляне он был избранным президентским советом Орла вторым вице-президентом. Как священник он быстро стал лидным лидером. По мере того как организация в Орле начала развиваться, он взял на себя руководство дискуссионным клубом, старшеклассниками и другими элементами. После того, как Орел был восстановлен во вновь созданном Королевстве сербов, хорватов и словенцев, Орел значительно расширил свое членство, но проигнорировал его духовную и религиозную сторону. В 1921 году Рожман написал статью в Богословском журнале «Вклад в пастырскую профессию» (словенский : Prispevki za dušno pastirstvo), в котором он выразил свои мысли о пастырской деятельности молодежных организаций (например, Орловской).

Сначала он должен ли организация уделять одинаковое внимание всем или сосредоточиться на элитных спортсменах. Он пользуется услугами компромисс, заявив, что от католической церкви требуется пастырское служение любого, кто считает себя ее членом, но что ее миссионерская деятельность может продвинуть успех в спорте, особенно среди молодежи. Чтобы молодежь оставила в покое влияние материализма и таким образом стать коммунистами или социал-демократы. Важнейшая информация о духовном росте, чем Орловская, важна для духовного роста. Кроме того, одобрено для Орла семейных ценностей, национального самосознания и других христианских ценностей.

Он покинул Орёл в 1929 году, когда стал епископом суфражистом. Югославское правительство запретило Орёл, оставив только управляемый Сокол вскоре после этого.

Епископ Любляны

Он был назначен со-адъютором епископа Люблянского 17 марта 1929 года и рукоположен в титул епископа Семта 14 июля 1929 года. Он стал епископом Люблянского 17 мая 1930 года. В качестве епископа он намеревался духовно обновить свою епархию, начиная со своих священников, которые, по его мнению, должны были участвовать в политике. После отъезда из Орла он сосредоточился на марианских обществах (словенский : Мариджин Дружбе), но в основном на католическом действии, в котором он увидел сильнейший инструмент для обновления своей епархии. В споре между двумя христианскими молодежными организациями - (sl ) (члены которых были известны как Mladci или Молодежь), глобальных учителем средней школы (sl ), и (sl ) академический клуб (члены которого были известны как Stražarji или гвардейцы), управляемый теологией профессором доктором Ламбертом Эрлихом. Обе группы утверждали, что католическое действие - Рожман принял решение в пользу Младци.

Вторая мировая война

Предпосылки и ситуация военного времени в Словении

В межвоенный период Словения была частью Югославии. Сильнейшей политической силы в провинции Slovenska Ljudska Stranka (SLS-Словенская народная партия), находившаяся под сильным католической церкви. Канадский историк Грегор Крандж отмечает: «В пропаганде [SLS] католическая церковь и национальные традиции столкнулись с колоссальной борьбой против атеистов, международных революционеров».

Фашизм имел сильную привлекательность. В 1933 году дружественная к SLS католическая ежедневная газета «Slovenec» (на словенском языке) писала: «Все положительное в фашизме взято из христианства, и в этом случае фашизм обязательно должен быть частью антибольшевистского фронта». Яростный антисемитский лидер SLS, Антон Корошец, отвечал за антисемитские законы Югославии, принятые в 1940 году, ограничивающие доступ евреев в школы и университеты (см. Антисемитизм в Европе ). Действовали правые, вдохновленные фашистами католические студенческие организации, такие как Стража. Все они стали частью коллаборационистских сил после оккупации.

После вторжения 6 апреля 1941 года державы Оси разделили между собой оккупированную территорию. Нацистская Германия аннексировала Нижнюю Штирию, но позже отказалась от аннексии Каринтии из-за деятельности партизан. Италия аннексировала так называемую "Provincia di Lubiana" 3 мая 1941 года. Венгрия осуществила их официальную аннексию 16 декабря 1941 года. Хотя фашистская Италия жестоко репрессировала словенцев на Приморье в течение двух десятилетий, они объявили некоторую (так и не предоставленную) автономию для словенцев в аннекс провинции Любляна и оставил большую часть старой администрации на месте. Итальянский был введен в факультативного языка в школах и университетах, и поначалу было насилия мало. Они приняли 18 000 беженцев, изгнанных из немецкой зоны. В какой-то степени это можно объяснить сотрудничеством («коллаборацией») известных словенских общественных деятелей. Практически сразу началось сотрудничество с оккупантами. Рожман, в то время глава SLS Марко Натлачен и другие видные словенцы присягнули фашистской Италии в апреле и мае 1941 года. Позже, когда сопротивление росло, итальянские силы интернировали около 40 000 словенцев в концентрационной лагеря, где, по сообщениям, погибло 7 000 человек.

Нацисты избрали политику насильственной германизации. Они планировали изгнать 240 000 словенцев, но из-за сопротивления партизан изгнали около 83 000 словенцев в другие части Третьего рейха, а также в Сербию и Хорватию. Более 63000 словенцев были интернированы в нацистские концлагеря. Словенский язык был запрещен для публичного использования, словенские культурные ассоциации были распущены и т. Д. Нацисты враждебно относились к церкви: большая часть ее имущества была конфискована, 448 священников были изгнаны, и власти отвергли любое вмешательство церкви. Венгерский режим был похож на немецкий подход. Сопротивление было организовано Фронтом освобождения словенского народа, защищаемым Коммунистической партией (КП), но 18 других групп (христианские социалисты, гимнастическая группа «Сокол» и др.)

КП рассматривала оккупацию как шанс получить власть. Он был малочисленным, но имел опыт подпольной деятельности, потому что был запрещен в Югославии. Фронт освобождения сначала развивался в зоне итальянской оккупации. 16 сентября 1941 г. он объявил, что это единственное «санкционированное» сопротивление. Предатели должны быть приговорены к смертной казни. Таким образом, словенцы, в том числе представители церкви (в первую очередь Ламберт Эрлих, убитый после того, как он написал письмо фашистским властям с просьбой вооружить словенцев для совместной борьбы против партизан), были «ликвидированы» «Служба безопасности и разведки », именуемая ВОС, подразделение, набранное исключительно из КП и коммунистической молодежной организации SKOJ. Жители провинции Любляна, особенно крестьяне, пострадали как от нападения итальянцев на их жизнь и имущество, так и от нападения партизан. Партизаны пробыли в деревне несколько недель, конфисковав продукты и имущество в обмен на сертификаты «ссуды на свободу», обещающие вернуть имущество после освобождения. Когда итальянцы показывают партизан, партизаны бежали, и армия наказала жителей деревни. Через короткое время солдаты отступают на свою базу, партизаны возвращаются, и цикл продолжается. По словам фашистского комиссара Грациоли, к середине 1942 года партизаны освободили две трети Любляны.

Это побудило итальянские фашистские власти организовать жестокое наступление против партизан летом 1942 года с 80 000 хорошо вооруженными итальянскими войсками для борьбы с 2500–3000 плохо вооруженных партизан. Итальянцы на месте расстреляли всех словенцев, задержанных оружием или поддельными документами, родственников партизан и тысячи молодых словенских мужчин задержали и отправили в концентрационные лагеря. С помощью словенских коллаборационистских сил фашистским властям также удалось убить около 1000 партизан.

Осенью 1942 года, по настоянию Рожмана, коллаборационистские силы (Словенский легион, Национальный легион, Соколский легион и словенские четники)) собрались в «Легионе смерти», стали частью сил MVAC, вооруженных и Советемых итальянскими военными. Позже эти коллаборационистские силы присоединились к ополчению СС, чтобы сражаться с немцами против партизан. Тем временем американские и британские союзники прислали к партизанам наблюдателей. Признавая их успехи в борьбе с силами Оси, союзники официально признали партизан в 1943 году, поддержав их оружием и военной техникой. Партизаны также совершали «революционное» или «красное» насилие - насилие, направленное против методов. Среди врагов были люди, настроенные против коммунизма, особенно католики, более состоятельные люди и этнические немцы мирные жители. Среди жертв войны было 46 епархиальных священников и 6 священников, принадлежащих к ним, в начале лета 1942 года (что привело к спонтанному созданию деревенских стражей против такого насилия) ". Различные религиозным орденам. Для сравнения: оккупанты убили 24 епархиальных священника и 10 священников различных религиозных орденов.

С другой стороны, словенские коллаборационистские силы, такие как организация Черная рука, арестовали, пытали, убили и выдали многих Словенцы фашист и нацистским оккупантам. Одним из примеров является известный словенский писатель Борис Пахор, который вместе с 600 другими словенцами был передан нацистам словенскими коллаборационистскими силами, все они отправлены в концентрационные лагеря Дахау. В общей сложности более 11 000 словенцев были убиты в итальянских и немецких концлагерях. Во время войны около 70 000 словенцев были убиты фашистскими оккупантами и их пособникам и внутри страны, а около 4 000 словенцев были убиты. 0 Словенцы были убиты на стороне коллаборационистов во время войны и еще 14000 репрессий после войны (подавляющее большинство последних были солдатами коллаборационистских сил)

Отношения с итальянцами

Слева направо: Игнасий Надра, фашистский верховный комиссар [он ], епископ Рожман и Франк Кимовец, 22 апреля 1941 г.

Епископ и церковные сановники хотели, чтобы народ пережил войну с как можно меньшим жертв. Рожман был заблокирован, что для такой страны вооруженная борьба против оккупационных сил обречена на провал, потому что жертвы будут несоразмерны возможным достижением.

После того, как итальянцы издали Статут автономии 3 декабря. В мае 1941 года они ожидали, что епископ напишет декларацию о верности. Он направил так называемое заявление о лояльности Верховному комиссару [это ], но Верховного комиссара не удовлетворила его формулировка. Он сфальсифицировал другое заявление и направил его Муссолини. Текст Грациоли был опубликован в прессе. Первоначальная версия гласила:

Ваше Превосходительство! Сегодня был опубликован указ, согласно оккупированной итальянской армией, включена в состав Италии. Обдумывая это, я благодарю ваше превосходительство... Я выражаю абсолютную преданность и прошу благословить вас и наше стремление к благополучию нашего народа.

Рожман на самом деле свободное развитие в культурной и религиозной сферах, пообещал верность и послал благословение на великие усилия на благо народа. Подделка была эффективна, что многие публикации до сих пор используют ее как доказательство сотрудничества Рожмана.

В своей собственной епархиальной газете «Люблянский шкофийский список» Рожман написал, что на самом деле он сказал фашистскому комиссару Грациоли следующее: «Мы благодарны Богу за то, что Он внушил лидеру Великой Италии мысли о щедрой справедливости и внимательной мудрости., с Его достоинством Величество... применительно к провинции Любляна »(Примечание: Провинция Любляна так фашистские оккупанты называли часть Словении, которую Муссолини присоединилл непосредственно к Италии). В своей епархиальной газете Рожман назвал итальянских оккупантов властью, «которую установил Бог», с представленной церковью «будут рады сотрудничать».

Рожман приветствовал присоединение Муссолини части Словении к Италии., и выразил готовность сотрудничать с фашистскими оккупантами. Бывшие политики, такие как бывший Бан Марко Натлачен и мэр Любляны Юро Адлешич были доставлены заявлением итальянским властям. Его формулировку продиктовали итальянцы. Рожман отслужил мессы для итальянских войск, предоставил италоязычные исповеди и организовал мессу благодарения для Муссолини 22 мая 1941 г. в Св. Николаевский собор, Любляна. Итальянская пропаганда в полной мере воспользовалась его готовностью подчиняться, что привело к критике Рожмана со стороны священников из Приморского края.

Рожман дважды осуждал оккупантов. 24 октября 1941 г. он написал письмо духовенству, в котором жаловался на опустошении части его епархии, оккупированной немцами: в нем было конфисковано все церковное имущество, прихожане обоих полов были изгнаны из монастырей и 193 прихожанина. светского духовенства, изгнанного из 148 приходов, и что около 200000 его людей остались без духовной опеки.

26 сентября 1942 года Рожман вручил Грацциолиорандум, в котором критиковал итальянские методы и предлагал меры по облегчению дела в 20 пунктах. Грацциоли был в ярости и сказал ему, что, если бы Рожман не был епископом, он бы его арестовал. Рожман хотел с трибуны осудить итальянцев, но во время своего визита в Рим в мае 1942 года Папа посоветовал ему этого не делать, потому что итальянцы задержат его в Италии, и он не сможет помочь народу Любляны.

Меморандум от 12 сентября 1942 года

В августе 1942 года итальянские генералы Роатта и Роботти посетили Рожмана и сказали ему, что сожгут всю провинцию Любляна. и убить или депортировать всех его жителей, если атаки партизан не прекратятся. Рожман пригласил 21 представителя бывших политических партий и учреждений для обсуждения итальянских угроз (20 из которых пришли). Договорились только помощь пострадавшим.

После встречи была написана меморандум. Был обнаружен только немецкий перевод, оставив без ответа вопросы об авторах и качестве перевода (меморандум во многом на меморандум, написанный в апреле 1942 г. преподобным Ламбертом Эрлихом, теологом Люблянского университета и руководителем правая словенская католическая студенческая молодежная группа с просьбой к фашистским властям вооружить словенцев для борьбы с партизанами). О вкладе епископа неизвестно, кроме того, что он доставил меморандум генералу Роботти, командующему 11-м итальянским армейским корпусом. В служебной записке говорилось:

Со стороны здравомыслящей части словенского народа, заявившего о готовности серьезно работать вместе с итальянскими властями с целью восстановления порядка и уничтожения подрывных и мятежных элементов, военным властям предлагается следующее:

Эти искренние предложения демонстрируют добрую волю демонстрацию достижения поставленной цели в кратчайшие сроки. манера, которая также должна нравиться властям. Его превосходительство генерал Роатта сказал, что теперь люди должны выбирать между порядком и большевизмом. Мы выбрали порядок и предлагаем единственный способ, который по нашему скромному мнению, будет эффективным и надежным для достижения порядка при активном сотрудничестве с властями.

Документ, предостав немецкий перевод, находится в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия. Также сохранились записи Роботти, которые он называет Рожмана автором: «[Т] ​​охранники, которые предлагают епископ, переписываются с местными ополченцами, задача - защищать деревни от коммунистов, и быть доступными для действий в окрестностях - таких ополченцев. много, всего 1000 человек. Они решительно выполняют свою работу не только с военной точки зрения, но и как говорит епископ.. ".

Последствия меморандума

Итальянские фашистские власти выполнили многие рекомендации меморандума Рожмана. Йозо Томасевич указал, что поддержка епископа привела к быстрому наращиваемым функциям MVAC, которые поглотили силу« Легиона Смерти », которые неформально сотрудничали с итальянцами в их жестоком наступлении на партизан летом 1942 года. Освободили итальянцы и офицеров югославской армии. Теперь по настоянию того же SLS и Рожмана итальянцы освободили некоторых офицеров, но только тех, кто был готов воевать против партизан.

Отношения с Фронтом освобождения

Основная группа сопротивления, Фронт освобождения, в которую входили такие группы, как социальные христиане, а также священники, неоднократные обращения к Рожману. Первым из них было письмо, которое руководство Фронта освобождения направило Рожману 30 ноября 1941 г. В нем отмечалось растущее участие священников в правых группах, которые составили ядро ​​словенских коллаборационистских сил. В то же время Фронт освобождения заявил о своей поддержке свободы религии и заявил, что хотел бы видеть больше священников в своем движении или, по крайней мере, хотел бы, чтобы священники оставались нейтральными. Они также указали, что будут готовы встретиться с Рожманом и обсудить все вопросы. Рожман так и не ответил на письмо.

Три дополнительных письма были адресованы Рожману в 1942 году католиками из Фронта освобождения, в которых они умоляли его и других членов церкви не поддерживать коллаборационистские силы, которые сражались на стороне фашистских оккупантов, в результате чего много словенцев кровопролития, и вместо этого призвал церковь оставаться нейтральной. Эдвард Кочбек, лидер христианских социалистов, написал пятое письмо Рожману в 1943 году, критикуя Рожмана за то, что он не ответил на предыдущие послания от Фронта освобождения, и для продолжения разрешения священникам принимать участие в политической и военной работе коллаборационистских сил. Как и предыдущие письма, Рожман не ответил и Кочбеку

Фронт освобождения включал в свои ряды много верующих, и только в Люблянском воеводстве к партизанам присоединилось около 40 священников. Среди них был известный историк и священник Метод Микуж, одно время служивший секретарем Рожмана. Микуж и два других священника стали членами Пленума, высшего руководящего органа Фронта освобождения. За свою деятельность среди партизан Рожман отстранил Микуж от церкви в 1943 году.

Отношение к коммунизму

Для Рожмана, как и для большинства церковных представителей, тот факт, что коммунисты доминировали в " «Фронт освобождения» (и применявший кровавые санкции против предполагаемых предателей) представлял особую дилемму. Церковь ненавидела нарушение прав человека и репрессии, но также находила марксизм и большевизм несовместимыми с церковным учением. Идеологические разногласия были предметом антикоммунистической энциклики Divini Redemptoris, изданной в 1937 году Папой Пием XI, на которой Рожман основал свою позицию. В 1938 году епископ отверг как неуместное для Словении разъяснение Папы французским католикам о том, что энциклика не требует полного отказа от сотрудничества с коммунистами.

Коммунисты начали использовать насильственные методы для получения политической власти, что церковные власти не могли принять.. В 1943 г., после осады и падения Турьяка и битвы при Грчарице, последовали массовые ликвидации Елендола, Мозеля и других мест. и показательный процесс в Кочевье он посвятил все четыре адвентистские проповеди порокам коммунистической идеологии, сославшись на Россию и Испанию.

Рожман сказал, что его долг - говорить правду, в противном случае он пришлось бы оправдывать себя перед Богом. Он проповедовал «Do zadnjega bom trdil in učil, da je brezbožni komunizem največje zlo in največja nesreča za slovenski narod» («Английский язык: до конца я буду утверждать и учить, что атеистический коммунизм является величайшим злом и величайшей трагедией для словенского народа». ") На похоронах Марко Натлачена, который был казнен членом ВОС дома 12 октября 1942 г., Рожман заявил, что

не может быть никакого сотрудничества, никакой ассоциации с безбожием или другими, для кого безбожие является ведущим мнением. Стойте в своей вере в Бога, строите свое будущее на Божьих заповедях, которые сами по себе могут стать прочной помощью здорового развития любой нации, большой или малой. Оставайся в живых - мой народ - не убивай себя и не провоцируй мер, способных развратить твою жизненную силу.

В его пастырском письме о безбожном коммунизме (словенец : Пастырско писмо о неварности брезбожнега комунизма) 30 ноября 1943 г. он призвал католиков «бороться с безбожным коммунизмом» молитвами. Рожман написал:

Я знаю, сторонники коммунизма и некоторые другие католики будут упрекать меня в том, что я вмешиваюсь в политику в пастырском письме, которое не относится к епископу и не относится к Церкви. Но, дорогие верующие, битва против коммунизма - это не политический, а религиозный вопрос, поскольку он использует одну из самых основных истин любой веры, особенно христианской веры. Отвергать атеистические доктрины, защищать истины нашей глобальной религии - это религиозный вопрос и религиозный, который признает каждый, обладающий здравым смыслом.

В своем рождественском послании словенскому ополчению в 1944 году Рожман о пастырях в Вифлееме, охраняющих свое стадо на полях, и просили ополченцев взять с них пример.

Вы защищаете свой народ от волков и шакалов, уничтожающих жизнь и имущество своих соотечественников, от «арендаторов, не заботящихся о своих овцах», отравляющих души чужеродным менталитетом безбожного коммунизма и через это они ломают духовные основы, на которые строили все духовное богатство, которое у нас есть общее с христианской Европой.

Вмешательства для заключенных

Рожман вмешался в дела заключенных напрямую с итальянскими властями и через Ватикан. Сообщается, что пытается он защитить депортированных (в Сербию, Хорватию и Германию ), включая священнослужителей, беженцев, сербов, евреев, военнопленные и другие. Он вмешивался 1318 раз от имени как минимум 1210 человек.

Он вмешивался для различных групп (например, 350 священников, депортированных немцами в Хорватии или 1700 детей в итальянских концентрационных лагерях), охватывающих более 2495 человек. Секретарь епископа, доктор [sl ], показал, что до 50 петиционеров приходили в один день, и что он помогал им независимо от их политических взглядов. Среди многих письмо, написанное Гастоном Гамбаррой, командующим итальянским XI армей корпусом, 26 апреля 1943 года, свидетельствует о том, что 122 интернированных были освобождены из-за его вмешательства. Но итальянцы заметили, что епископ не делал никаких рекомендаций в своем выборе, поэтому Грациоли приказал своему подчиненному относиться к вмешательству епископа с большей готовностью, чем к вмешательству кого-либо еще, поскольку епископ якобы вмешивался в дела «недостойных».

Некоторые интервенции Рожмана сделаны для того, чтобы набрать офицеров для коллаборационистских сил. В своем письме от 12 сентября 1942 года фашистскому генералу Роботти (цитируемому выше) Рожман писал, что из итальянских лагерей для военнопленных выдать только «надежных» бывших югославских офицеров, то есть тех, кто готов воевать на стороне фашистов. Итальянцы рекомендовали рекомендации Розмана, выпуская только «надежных» офицеров, а всех остальных держали в концлагерях. В том же письме Рожман использует фашистским властям властям словенские коллаборационистские подразделения и тайную полицию для захвата и передачи словенцев оккупантам, что осуществили и итальянцы, и нацисты

В 1946 году в Риме сам Рожман сказал епископу Джо Б. Жабкар: «Обо всех контактах, которые у меня были с итальянцами, я искренне сожалею. Обо всех. Я не добился одного, не спас ни одного депортации, не спас ни один дом от поджога. огонь, не облегчил ни одного страдания. Ничего, абсолютно ничего. Они всегда обещали мне все, но никогда ничего не давали ».

Отношения с немцами

Леон Рупник, епископ Григорий Рожман и СС- Генерал Эрвин Рёзенер. Леон Рупник, епископ Рожман и генерал СС Эрвин Рёзенер наблюдают за войсками ополчения перед церковью Урсулин в Любляне после второй присяги ополчения верности, 30 января 1945 г.

После капитуляции Италии (сентябрь ноябрь 1943 г.) Любляна была оккупирована немцами. 14 сентября 1943 года нацистский гауляйтер Фридрих Райнер встретился с Рожманом, чтобы проконсультироваться с ним о создании новой нацистской администрации. Райнер возглавил германизацию словенских провинций Штирия, Каринтия и Верхняя Карниола, где он изгнал 83000 словенских священников, учителей и других в сербскую и нацистскую экспертизу. лагерей, конфисковали словенский бизнес и церковную собственность и запретили использование словенского языка в школах и государственных учреждениях.

Райнер сказал Рожману, что Верхняя Карниола, как Штирия и Каринтия, останется нацистской Германии, но пообещал поддержку нацистами словенских коллаборационистов. Рожман предоставил Райнеру удивительно подробный отчет о сражениях словенских коллаборационистов против партизан, Райнер мнение Рожмана о Леоне Рупнике (словенский мэр Любляны при фашистах и ​​печально известном администраторе антисемите), которого он планировал нацистическим администратором Любляны. Рожман согласился с назначением, заявив, что он не знал никого, квалифицированного для этой работы

Рупник был назначен президентом нацистского провинциального правительства 22 сентября 1943 года. Рожман был многократно сфотографирован на официальных и неофициальных мероприятиях в беседе с Генерал СС Эрвин Рёзенер, командующий немецкими войсками в провинции, который приказал казнить словенских мирных жителей, заложников и воененных, действия, которые вызывают, что его имя оказалось в обвинительном заключении за военные преступления Нюрнберг. С 1943 года и до конца войны Рожман был связан с анти- партизанами, антикоммунистами Домобран, словенскими силами ополчения, сформированными по приказу генерала СС Рёзенера 24. Сентябрь 1943 года.

Поддержка Рожмана нацистов и его антисемитизм очевидна в пастырском письме, опубликованном 30 ноября 1943 года, в котором Рожман писал «только благодаря этой мужественной борьбе и трудолюбию для Бога, людей и народа». Отчизна, обеспечим ли мы руководство Германии свое существование и будущее в борьбе с еврейским заговором ».

Рожман провел молчаливую мессу перед тем, как ополчение принесло коллективную присягу на верность немецкими войсками на центральном стадионе Любляны 20 апреля 1944 года. По словам некоторых свидетелей, он хотел вести себя за событиями на заднем плане, несмотря на предложение места на главной трибуне. Он отказался провести мессу во время второй присяги 30 января 1945 года, но присутствовал на последующем параде Ополчения перед Урсулинской церковью. Это решение предположению о его мотивах. В своем рождественском послании Ополчению в конце 1944 года Рожман писал: «Вы защищаете свою нацию от волков и шакалов... которые отравляют чужим менталитетом атеистического коммунизма».

Противник. в знак признания партизан западными союзниками и их поддержкой Тито-Шубашичского соглашения в марте 1945 года Рожман и Леон Рупник написали письмо лидеру усташей, Анте Павелич, предлагающий политический и военный союз для продолжения борьбы с партизанами и попытка достижения признания словенского ополчения, усташей и четников со стороны западных союзников.

Послевоенное

В конце войны он бежал в британскую зону Австрии.

Рожман был заочно осужден за государственную измену военным судом 4-й югославской армии. Он был осужден и приговорен к 18 годам тюремного заключения и принудительным работам, пожизненной утрате гражданства и ограничению гражданских прав 30 августа 1946 года. Мне так и не было назначено другое положение в церкви.

После войны

Различные ведущие католические деятели из Югославии были обвинены в предполагаемых военных преступлениях, но предотвращал правосудия, включая епископа Ивана Шарича из Врхбосны в Сараево, который поддерживал насильственное обращение некатоликов в католицизм. Рожман, Шарич и другие жили под британским присмотром во дворце епископа в Клагенфурте, Австрия, октябрь 1946 года.

Рожман начал появляться в отчетах американской и британской разведки как причастный к крысиные линии разыскивали беглых беглецов Оси и коллаборационистов из Европы. Чтобы получить американскую визу, Рожман не посетил консульство в Берне ; он связался с Генеральным консульством Соединенных Штатов Америки в Цюрихе 25 мая с целью получения гостевой визы в Соединенные Штаты. 28 мая он появился в Генеральном консульстве, где его проинформировали о правилах США в отношении в качестве иммиграционной выдачи без квот в священнослужителя. Рожман и Шарич не были вместе в Швейцарии. Рожман проживал в городе Менцингена, недалеко от Цуга, а Шарич проживал в Верхнем Риве недалеко от Фрибурга.

В Берне друзья Рожмана усташи занимались оптовым мошенничеством, используя черный рынок для конвертации золота в доллары, а затем в австрийские шиллинги. «Помощь беженцам рассчитывается по официальному обменному курсу на доллары», - отметили американские офицеры, добавив, что «имели место злоупотребления (официальный доллар стоит 10 шиллингов, на черном рынке - 100 к 150).. По достоверной информации: «Рожман едет в Берн, чтобы позаботиться об этих финансах. Деньги находятся в швейцарском большом банке, и он снова отправить их в Италию, а оттуда в Усташ в [] Аргентине ».

Вскоре Рожман должным образом прибыл в Берн в сопровождении епископа Ивана Шарича, «палача» Сараево. К концу мая 1948 года Рожман, по-видимому, провел эту операцию по отмыванию денег для бизнеса, поскольку он посетил консульство США в Цюрихе и получил «неквотную иммиграционную визу в качестве министра религии».. Затем он отправился в Соединенные Штаты и поселился в Кливленде, штат Огайо. Круг был почти замкнут. Украденное «сокровище» Павелича было выслежено тщательного наблюдения за передвижением и действиями епископа Люблянского квислинга....

После постоянного поселения в Кливленде, штат Огайо, Рожман зарегистрирован как посетивший Аргентину трижды, в 1949, 1952 и 1956 годах. Он умер в Кливленде 16 ноября 1959 г., 76 лет. Рожман был похоронен на францисканском кладбище в Лемонте, штат Иллинойс. Его останки были возвращены в Любляну и повторно захоронены в Люблянском соборе 13 апреля 2013 года.

Реабилитация и судебные иски

После обретения Словенией независимости в 1990-х годах запрос был сделан католической церкви, чтобы пересмотреть убеждение Рожмана. Официальный запрос на переоценку был сделан прокурором Словении Антоном Дробничем перед визитом в Словению Папы Иоанна Павла II в 1999 году. Антон Дробнич заказал двух историков, Тамару Гриссер Печар и Франсу М. Долинару, чтобы подготовить диссертацию или защиту к этому повторному рассмотрению. Позже это было опубликовано в Рожмановском протоколе. На основании того, что он должен иметь право защищать себя, приговор Рожману 1946 года был отменен Верховным судом Словении в 2007 году, и его дело было направлено в суд первой инстанции для повторного рассмотрения. 10 апреля 2009 г. судебный процесс был прекращен в связи со смертью обвиняемого.

См. Также
Литература

Библиография

Примечания

Сноски

определение ссылок
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Грегорием Рожманом.
Последняя правка сделана 2021-05-22 10:20:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте