Грейс Хартиган | |
---|---|
Хартиган в журнале LIFE, 13 мая 1957 г. | |
Родился | (1922-03-28) 28 марта 1922. Ньюарк, Нью-Джерси |
Умер | 15 ноября 2008 (2008-11-15) (86 лет). Балтимор, Мэриленд |
Национальность | Американец |
Известен | Живописью |
Движением | Абстрактным экспрессионизмом |
Супруги | Др. Уинстон Х. Прайс |
Грейс Хартиган (28 марта 1922 - 15 ноября 2008) была американским художником-абстрактным экспрессионистом и значительным членом энергичного Нью-Йорка. Школа 1950-1960-х гг. Среди ее друзей, которые часто вдохновляли друг друга в творчестве, были Джексон Поллок, Ларри Риверс, Хелен Франкенталер, Виллем и Элейн де Кунинг и Фрэнк О'Хара. Ее картины хранятся в многочисленных крупных учреждениях, в том числе в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Как директор колледжа искусств Мэрилендского института, она оказала влияние на многих молодых художников.
Хартиган родился в Ньюарке, штат Нью-Джерси, ирландско-английского происхождения. старший из четырех детей. Поощряя ее романтические фантазии, отец и бабушка часто пели песни и рассказывали ей истории. Ее мать, однако, не одобряла этого. В девятнадцать лет она вышла замуж за Роберта Джаченса. Запланированный переезд на Аляску, где молодая пара планировала жить пионерами, завершился в Калифорнии, где Хартиган начала рисовать с поощрения своего мужа. После того, как ее муж был призван в армию в 1942 году, Хартиган вернулась в Нью-Джерси, чтобы изучать машиностроение в Инженерном колледже Ньюарка. Она также работала чертежником на авиазаводе, чтобы прокормить себя и своего сына. В это время она изучала живопись у Айзека Лейна Муза. Через него она познакомилась с работами Анри Матисса и Кимона Николаидеса «Естественный способ рисования», которые повлияли на ее более позднюю работу в качестве художника.
Хартиган сказала о своем набеге на живопись: «Я не выбрала живопись. Он выбрал меня. У меня не было таланта. У меня просто был гений ».
В 1945 году Хартиган переехал в Нью-Йорк и стал членом центра города. художественное сообщество. Среди ее друзей были Джексон Поллок, Ларри Риверс, Хелен Франкенталер, Виллем де Кунинг и Элейн де Кунинг, Фрэнк О'Хара и Нокс Мартин. Хартиган завоевала репутацию члена Нью-Йоркской школы художников и художников, возникшей в Нью-Йорке в 1940-х и 1950-х годах. Она была выбрана Клементом Гринбергом и Мейером Шапиро для выставки «Новые таланты» в галерее Кунц в Нью-Йорке в 1950 году.
Хартигана часто считали «секундантом». поколение Абстрактный экспрессионист », находясь под сильным влиянием ее коллег того времени. Ее ранняя карьера характеризовалась экспериментами с полной абстракцией, как видно из работы «Шесть на шесть» (1951), которая в настоящее время находится в коллекции Центра искусств Фрэнсис Леман Леб в Покипси, штат Нью-Йорк. С начала пятидесятых годов Хартиган начала включать в свои картины более узнаваемые мотивы и персонажей. Также в это время она выставлялась под именем Джордж Хартиган, пытаясь добиться большего признания своей работы. Она начала использовать Грейс в качестве своего имени в 1953 году.
В 1952-1953 годах Хартиган сотрудничал со своим близким другом и поэтом Фрэнком О'Хара на серию из 12 картин под названием «Апельсины», основанную на одноименной серии стихотворений О'Хары. Картины включали в себя часть текста стихотворений и были выставлены во время ее третьей персональной выставки 31 марта 1953 года в галерее Тибора де Надя.
18 апреля 1953 года Альфред Барр и Дороти Миллер выбрала Персидский жакет (1952) для коллекции Музея современного искусства. Два месяца спустя Барр нашел покровителя, который купил картину за 400 долларов и подарил ее музею. Хартиган стал первым из абстрактных экспрессионистов второго поколения, у которого есть экспонат в музее. В феврале 1954 года у нее была аншлаговая выставка в галерее Тибора де Надя. «Речные купальщики» (1953) были куплены коллекционером (Александром Бингом) за 1000 долларов и переданы в дар Музею современного искусства. Музей Уитни приобрел девушку-гречанку.
Летом 1954 года Хартиган начала использовать свое имя вместо Джорджа. В октябре 1954 года ее работы были включены в выставку «Живопись из собрания музея» Музея современного искусства. В 1954 году она продала работы на 5500 долларов (по сравнению с 7000 долларов Билла де Кунинга за тот же период).
В 1956 году картины Хартигана были включены в список 12 американцев в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а также в «Новой американской живописи», которая путешествовала по Европе с 1958 по 1959 год. Она получила широкое освещение в прессе, поскольку в то время была одной из немногих женщин, получивших такой уровень воздействия. Впоследствии она была представлена в журнале Life в 1957 году и Newsweek в 1959 году. Лайф называла Хартиган «самой знаменитой из молодых американских женщин-художников».
В это время работа Хартиган изменилась, и она начала создавать более прозрачные картины и акварельные коллажи. Объясняя это изменение, она сказала: «Я оставила стон и боль позади. Крик превратился в песню». Примеры этих картин включают «Феникс», «Уильям Оранский» и «Пруд с лилиями» (все завершено в 1962 году). Также в 1962 году Хартиган нарисовал Монро, обозначив еще один сдвиг в ее творчестве в сторону более тревожных образов. «Охота» (1963), «Человеческий фрагмент» (1963) и «Мистраль» (1964) - это репрезентации этого мировоззрения и подхода к живописи. Убийство Джона Кеннеди и рост поп-арта (движение, которое категорически противостоит Хартиган) произошли примерно в это время. Она сказала: «В мире было неуютно. В социальном и моральном, а также культурном отношении Америка внезапно показалась устрашающим и чужим местом »(Mattison 68). В 1965 году Хартиган был назначен директором Школы живописи Хоффбергера при Колледже искусств Мэрилендского института, по программе магистратуры по рисованию, где она преподавала до самой смерти.
Более веселые картины 60-х годов включали Reisterstown Mall (1965) и Modern Cycle (1967), в которых она продолжала рисовать из популярной культуры, но сохранила свою выразительность рука.
Когда Ворон был Белым (1969), первая мемориальная картина Хартигана со времен Фрэнка О'Хара (1966) предвещала будущие картины 1970-х годов. Памятник ее подруге Марте Джексон, работа также была автобиографической. Картина олицетворяла надежду среди мрачных времен, что было время до того, как «ворон стал черным». Одновременно Хартиган переживала травму в собственной жизни - алкоголизм, попытку самоубийства и умственное и физическое упадок ее мужа.
1970-е годы ознаменовались время автобиографических образов в произведениях Хартигана. Находясь под влиянием кубистов с раннего образования, картины 70-х годов в значительной степени отражали этот интерес. На картинах были переполненные композиции с мелким пространством и собрания узнаваемых предметов. В течение этого десятилетия Филип Гастон стал ближайшим другом Хартигана художником. Их образы были объединены тем, что значки в работе были репрезентациями их мыслей и чувств.
Гарольд Розенберг, искусствовед, с которым Хартиган переписывался после ее разрыва с Гринбергом в 1950-е годы продолжали быть частью жизни Хартигана и в 1970-е годы. Он утверждал, что «враг искусства - это соответствие не только ценностям тоталитарного государства или общества массового потребления, но и собственному устоявшемуся стилю».
Остерегайтесь подарков (1971), Другой день рождения (1971), Лето до осени (1971–72), Черный бархат (1972), Осенняя витрина (1972), Пурпурная страсть (1973), Книжка-раскраска Древнего Египта (1973), Я помню Ласко (1978) и «Сумерки богов» (1978) были написаны именно в этот период.
В 1980-х Хартиган вернулась к некоторым образным образам, которые были частью ее работы в начале ее карьеры. Бумажные куклы, святые, мученики, оперные певцы и королевы были сюжетами на некоторых из этих картин 1980-х годов. Хартиган боролась с алкоголизмом и каждый день, пытаясь воздержаться, вкладывала много энергии в свою художественную практику.
В 1992 году ей дали персональную выставку в галереях ACA в Нью-Йорке. В 1993 году работы Хартигана были включены в выставку «Hand-Painted Pop» в Музее Уитни.
В начале 1950-х Хартиган начал рисовать образно с «старых мастеров. " Клемент Гринберг, влиятельный искусствовед в Нью-Йорке в середине 20-го века, с энтузиазмом поддерживал абстрактные экспрессионистские работы Хартиган, но фигурально выступал против ее живописи. Этот разлад привел к ее разрыву с Гринбергом. Живопись старых мастеров способствовала развитию Хартигана в изображении пространства, света, формы и структуры. Некоторыми примерами этих картин являются «Купальщицы на реке» Хартигана (1953), «Рыцарь, смерть и дьявол» (1952) и «Дань деньги» (после Рубенса ) (1952), работа после Матисса, Дюрер и Рубенс соответственно.
Витрины и их витрины были постоянной темой в ее работе. Ее сериал «Невесты» был начат в 1949 году, когда Хартиган снял студию на улице Эссекс, 25 в нижнем Манхэттене. Вдохновленная витринами многочисленных свадебных магазинов, сосредоточенных на соседней Гранд-стрит, Хартиган (за спиной которой стояли два неудачных брака) начала рисовать группы манекенов, одетых в свадебные платья. Grand Street Brides (1954), основанная на произведении Гойи «Карлос IV Испании и его семья» (1800), была одной из нескольких работ, которые привлекли внимание критиков и коллекционеров и создали ее репутацию. Позже в своей карьере Хартиган сказала: «Свадебная тема - одна из моих пустых ритуальных идей... мне просто нелепо проходить через всю эту суету». Кроме того, она заявила: «Я рисую вещи, против которых я выступаю, чтобы сделать их прекрасными... очень часто». В 1965 году Хартиган вернулась к своему жизненному увлечению витринами магазинов с обновленным современным видением под названием Reisterstown Mall. В этой картине она начала возвращаться к более узнаваемым образам, сохраняя плавающие объекты в абстрактной, плавной круговой композиции. Хотя она включает в себя множество узнаваемых объектов, это не поп-арт. Грейс «всегда была слишком увлечена своим предметом, чтобы принять невозмутимую перспективу Поп."
. В работах Хартигана часто исследуются, отражаются и включаются элементы поп-культуры. Например, в 1962 году Хартиган нарисовал изображение Мэрилин Монро. Ее живописная и выразительная трактовка предмета отличается от безличной манеры таких поп-артистов, как Энди Уорхол. Работая с несколькими фотографиями, Хартиган почувствовал, что ее фрагментированная, полуабстрактная картина представляет собой Монро честнее, чем ее гламурный публичный образ. «Современный цикл» (1967) отражает восхищение американцев и поклонение им машин в 1960-х.
Хартиган часто сотрудничал или находился под влиянием ее нью-йоркской школы коллег, включая поэтов, писателей и других художников. Сериал «Апельсины» был совместным проектом с близким другом Фрэнком О'Хара, начатым в 1952 году. О'Хара написал сборник из четырнадцати стихотворений, в то время как студент Гарварда. Хар Тиган создал картину в ответ на каждое из четырнадцати стихотворений, включив в изображение текст из каждого стихотворения.
Во всех работах Хартигана присутствует сильный автобиографический элемент, но в 1970-х он стал играть более важную роль. На протяжении своей карьеры Хартиган нарисовала множество мемориальных произведений, абстрактных композиций, посвященных смерти друзей и членов семьи, включая Марту Джексон, Франц Клайн, Фрэнк О'Хара, ее отец, и Уинстон Прайс.
Хартиган вышла замуж за Роберта Джейченса в 1941 году, и у них был сын, 1942 года рождения. В 1947 году они развелись. Художник Гарри Джексон был вторым мужем Хартигана. Они поженились в 1949 году, но брак был расторгнут в 1950 году. Хартиган женился на лонг-Айленде галеристе Роберте Кине в 1958 году; они развелись в 1960 году.
В 1959 году Хартиган встретила доктора Уинстона Прайса, ученого-исследователя из Университета Джона Хопкинса, за которого она вышла замуж в 1960 году. Прайс умер. после десятилетнего умственного и физического упадка в 1981 году, вызванного инъекцией экспериментальной вакцины против энцефалита, в результате которой у него развился спинальный менингит.
Хартиган был близок с Фрэнком О'Хара. Они поссорились и не разговаривали шесть лет, но в конце концов воссоединились и были друзьями до смерти О’Хары в 1966 году. Филип Гастон был художником, к которому Хартиган был ближе всего в 1970-х.
Хартиган умер в ноябре 2008 года в возрасте 86 лет от печеночной недостаточности.