ефод (иврит : אֵפוֹד 'êp̄ōḏ; или ) был артефактом и объектом, почитаемым в древней израильской культуре, и был тесно связан с оракульными практиками и ритуалами жрецов.
В Книгах Самуила и Книгах Паралипоменон, Давид описывается как носящий ефод, когда танцует в присутствии Ковчег Завета (2 Царств 6:14, 1 Паралипоменон 15:27), и один описан стоящим в святилище в Нове с мечом позади него (1 Царств 21: 9). В книге Исход и в Левите один описывается как созданный для Первосвященника, чтобы носить его как часть своего официального облачения (Исход 28: 4+, 29: 5, 39: 2+; Левит 8: 7).
В Книге Судей, Гедеон и Михей каждый вылил по одному из металла. Гедеон был посрамлен (Судей 8: 26-27 ); Михея почитали (Судей 17: 5 ).
В Библии, в контексте его ношения, ефод обычно описывается как льняной, но не представляет собой законченную одежду любого вида, как описано в Книгах Самуила. В книге 1 Паралипоменон говорится, что Давид был «одет в виссонную одежду, как и все левиты, носившие ковчег... [и] Давид также носил льняной ефод» [перевод Библии NAS; 1 Паралипоменон, 15:27], «а на Давиде был льняной ефод» [перевод Библии NAS; 2 Царств, 6:14]. Похоже, ношение ефода имело сильное религиозное и церемониальное значение, поскольку 85 священников в Нобе были определенно определены как тип людей, которые носили ефод; хотя масоретский текст здесь описывает их как льняные эфоды (1 Царств 22:18), слово лен не присутствует в версии отрывка Септуагинты, и не присутствует, когда Септуагинта описывает Давида и Самуила как препоясанных ефодом. Поэтому некоторые исследователи текстов рассматривают его присутствие в масоретском тексте как более позднюю редакционную статью глосс.
Отрывок из Книги Исход описывает Эфод как сложную одежду, которую носил первосвященник, и на которую опирался Хошен, или нагрудник, содержащий Урим и Туммим. Согласно этому описанию, эфод был соткан из золотой, синей, пурпурной и алой нитей, был сделан из тонких полотно, и было вышито умелой работой золотой нитью (Исход 28: 6–14 ). Талмуд утверждает, что каждая из текстур была объединена в шесть нитей с седьмой из сусального золота, всего 28 нитей текстуры. Некоторые люди пытаются придать значение деталям Ефода, но такие значения не даны ни в библейском описании, ни в Талмуде.
Библейское описание (Исход 28:16, 39: 9) продолжает описывать размер нагрудника, прикрепленного к передней части ефода, в виде квадрата размером один пролет на один пролет (ширина вытянутого руку от кончика мизинца до вытянутого кончика большого пальца). Утверждается, что он держался вместе поясом и имел две погоны, которые прикреплялись к передней части ефода золотыми кольцами, к которым нагрудник прикреплялся золотыми цепями (Исход 28: 6–14 ). Судя по этому описанию, это было что-то вроде фартука или юбки с подтяжками, хотя Раши утверждал, что это было похоже на женский пояс для верховой езды. В библейском описании также добавлено, что на плечевых ремнях были выгравированы два драгоценных камня (например, эполеты ), сделанные из шохама (по мнению ученых, малахит, Еврейская традиция означает гелиодор, а в версии короля Джеймса переводится как «оникс », и на них написаны имена 12 племен; раввинские источники различаются по порядку, в котором племена были названы на драгоценных камнях (Сота 36a).
Ученые-текстологи приписывают описание Эфода в Исходе к священническому источнику и к более поздней дате, чем другие упоминания об Эфоде; библеисты полагают, что Эфод мог со временем развиться в эту весьма церемониальную форму из более примитивных источников (простая льняная форма, описанная в Книги Самуила ), что очень похоже на то, как высоко литургический манипул произошел от обычного носового платка.
Бесид В качестве одежды, ефод также использовался в пророческих целях вместе с Уримом и Туммимом ; книги Самуила подразумевают, что всякий раз, когда Саул или Давид хотели задать вопрос Богу с помощью оракульных методов, они просили у священника ефод. Поскольку оракульный процесс рассматривается учеными как один из клеромантии, а Урим и Туммим были объектами, которые были нарисованы как жребии, Эфод рассматривается учеными как некоторая форма контейнера для Урим и Туммим; чтобы согласовать это с описанием ефода как одежды, необходимо сделать вывод, что ефод изначально должен был быть чем-то вроде кармана, который священники опоясывали себе. Однако в библейском тексте говорится, что на нагрудник помещались Урим и Туммим, а не ефод (Левит 8: 8 ). Интеграция камней в нагрудник, а также использование на иврите слова «урим» как «свет» предполагает, что урим и туммим, возможно, были своего рода окулярным устройством, через которое священник мог смотреть при получении божественного сообщения. 73>
Объект в Нобе, который, должно быть, был несколько отдельно стоящим, поскольку за ним держался другой объект, и объекты, сделанные Гидеоном и Михей из расплавленного золота, по логике не могли быть просто одеждой. Предмет, сделанный Гедеоном, явно описан как объект поклонения, и, следовательно, идол какого-то божества (возможно, Яхве), в то время как объект, сделанный Михей, тесно связан с терафимом, а ефод и терафим описываются взаимозаменяемо с еврейскими терминами песель и массека, означающими, соответственно, истукан и расплавленный образ.
Даже эфоды, используемые в пророческих целях, не обязательно были просто кусками ткани, поскольку они не описываются как носимые, но носимые (хотя в некоторых переводах 1 Царств 2:28 передается как носить ефод, а не носить ефод); Еврейский термин, используемый в этих отрывках для обозначения ношения, - это наса, что конкретно означает, что ефод носили либо в руке, либо на плече. Таким образом, можно сделать вывод, что в этих случаях Ефод имел в виду переносного идола, перед которым бросали жребии; некоторые ученые предположили, что связь между идолом и одеждой заключается в том, что идол изначально был одет в льняную одежду, а термин "эфод" постепенно стал обозначать идола в целом.
Другие ученые предполагают, что идол Первоначально эфод относился к емкости для камней, используемых для бросания жребия, а позже стал ассоциироваться со многими объектами, которые также могли содержать камни или использовались в гадании.
Согласно Талмуду, ношение ефода искупало грех идолопоклонства со стороны Детей Израиль.
Согласно древнему апокрифу Житиям Пророков, после смерти Захарии Бен Иодая жрецы Храма больше не могли, как прежде, видеть явления ангелов Господа, не могли совершать гадания с Ефод и давать ответы из Дебир.