Энрике Дюссель | |
---|---|
Энрике Дюссель в UNAM март 2009 | |
Родился | Энрике Доминго Дюссель Амброзини. (1934-12-24) 24 декабря 1934 (возраст 85). Ла-Пас, Аргентина |
Национальность |
|
Образование | Национальный университет Куйо. Мадридский университет Комплутенсе. Католический институт Парижа. Сорбонна |
Супруг (а) | Джоанна Петерс |
Эра | XX век философия |
Регион | Западная философия |
Школа | Континентальная философия, теология освобождения, Марксизм |
Учреждения | Universidad Autónoma Metropolitana. Национальный автономный университет Мексики |
Основные интересы | Философия освобождения, этика, политическая экономия, теология, история |
Влияния | |
Энрике Доминго Дюссель Амброзини (родился 24 декабря 1934 г.) - аргентинский и мексиканский академик, философ, историк и теолог. С 2013 по 2014 год он исполнял обязанности ректора Автономного университета Сьюдад-де-Мехико.
Энрике Дюссель родился 24 декабря 1934 года в Ла-Пасе, Аргентина. Он учился в Национальном университете Куйо в Мендосе с 1953 по 1957 год, получив степень бакалавра философии, после чего он отправился в Европу, чтобы продолжить свое обучение. Затем он получил докторскую степень в Мадридском университете Комплутенсе, докторскую степень по истории в Сорбонне в Париже и степень бакалавра теологии, полученную в ходе обучения в Париже и Мюнстер. Между 1959 и 1961 годами он жил в Израиле, изучая арабский и иврит и работая физическим трудом в кооперативе, возглавляемом французским иезуитом Полем Готье. Он вернулся в Аргентину в 1969 году и оказался под влиянием теории зависимости и работ Эммануэля Левинаса, которые оказали большое влияние на его мышление. Во время событий, приведших к военной диктатуре в Аргентине в 1976–1983 годах, он все чаще становился объектом насилия, включая угрозы смертью, взрывы его дома и увольнения из университета. Он сбежал в Мексику в 1975 году в качестве политического изгнанника, где продолжил свою работу в качестве профессора философии в кампусе Истапалапа в Universidad Autónoma Metropolitana (Автономный столичный университет, UAM) и на должности преподавателя в Национальном автономном университете Мексики (Национальный автономный университет Мексики, UNAM).
Дюссель получил почетную докторскую степень в Университете Фрибурга в 1981 г., Университете Сан-Андрес в 1995 г., Университете Буэнос-Айреса в 2012 году, Universidad Santo Tomás в 2015 году, Национального университета Сан-Мартина в 2015 году и Университета Чили в 2017 году. Он написал обширный объем работ, насчитывающий около сорока книг по ряду предметов, включая философию освобождения, этику, политическую экономию, теологию, историю и современность / постмодерн. Большая часть его работ пока ограниченно доступна на английском языке, и некоторые утверждают, что его работа не получила должного внимания.
Кроме того, он был приглашенным профессором в течение одного семестра в Франкфуртском университете., Университет Нотр-Дам, Государственный университет Калифорнии, Лос-Анджелес, Союзная теологическая семинария (Нью-Йорк), Университет Лойолы Чикаго, Университет Вандербильта, Университет Дьюка, Гарвардский университет и другие. В марте 2013 года он был назначен временным ректором Автономного университета Мехико сроком на один год.
Дюссель поддерживал диалог с такими философами, как Карл-Отто Апель, Джанни Ваттимо, Юрген Хабермас, Ричард Рорти и Эммануэль Левинас Автор более 50 книг, его мысли охватывают множество тем, включая: теологию, политику, философию, этика, политическая философия, эстетика и онтология. Он был критиком постмодерна, предпочитая вместо этого термин «трансмодернизм ».
Энрике Дюссель - одна из главных фигур, наряду с другими, такими как Родольфо Куш, Артуро Ройг и Леопольдо Зеа, в философском движении, именуемом философией освобождения. Философское содержание неоднородно, но возникает из особого исторического / социально-политического контекста Латинской Америки как части глобальной периферии и соответствует ему (см. Теория зависимости ). Движение зародилось в Аргентине в начале 1970-х годов, но в период военной диктатуры оно распространилось по Латинской Америке, поскольку многие интеллектуалы были вынуждены покинуть страну. Впоследствии Философия освобождения оказала большое влияние как в Латинской Америке, так и за ее пределами. Философия освобождения стремится критиковать структуры колониализма, империализма, глобализации, расизма и сексизма на основе особого опыта эксплуатации и отчуждения глобальной периферии. Он бросает прямой вызов дискурсам евро-американской философии и подчеркивает социально-политическую ответственность латиноамериканской философии перед проектом исторического освобождения.
Эта работа состоит из отредактированных версий шести лекций, прочитанных Дюсселем в 1972 году. Этот текст, предназначенный для обрисовки идей, позже разработанных во втором томе, озаглавленном «Этика и теология освобождения», дает широкий обзор, сосредоточенный на истории церкви и ее роли в Латинская Америка, преследуя всеобъемлющую цель разработать отчетливо латиноамериканское богословие, была сосредоточена вокруг освободительной политики. Дюссель занимается прежде всего историей, особенно в построении смысла истории Латинской Америки и чувства причастности к историческому процессу, ведущему к освобождению. Его рассказ восходит к человеческому происхождению и включает темы от ацтеков и инков систем верований и мировоззрений до истоков христианства, Византийской империи и роль церкви в испанском завоевании. Вторая половина книги посвящена 20-му веку, обращаясь к политическим потрясениям 1960-х годов, насилию и угнетению при военных режимах, реакции церкви и вопросу о насильственном и ненасильственном сопротивлении в христианском мышлении. Дюссель также исследует совместимость социализма с христианской доктриной и возможность уникального латиноамериканского социализма. Единственная нить, которая наиболее заметно проходит через каждую секцию, - это вопрос сопротивления угнетению. Дюссель через экзегезу исследует христианское обязательство преодолеть грех угнетения через приверженность самоотверженным действиям для достижения цели исторического освобождения.