Коронация в иероглифах | |||||
---|---|---|---|---|---|
| |||||
A коронация был чрезвычайно важным ритуал ранней и древнеегипетской истории, касающийся смены власти и правления между двумя последующими фараонами. Вступление на престол отмечалось в нескольких церемониях, обрядах и пирах.
Коронационный пир был не единичным событием, а, скорее, длительным процесс, включающий несколько фестивалей, обрядов и церемоний продолжительностью до одного года. По этой причине египтологи сегодня описывают год, когда новый фараон пришел к власти, как «год коронации».
Самые ранние изображения обрядов и церемоний, касающихся восшествия на престол можно найти на предметах времен правления додинастического царя Скорпиона II, около 3100 г. до н.э. В это время смена правителей могла быть отмечена войнами и вторжениями со стороны соседних египетских прото-царств. Это похоже на военные действия, предпринятые врагами Египта в более поздней истории : например, услышав известие о смерти Хатшепсут, царь Кадеша двинул свою армию к Мегиддо в надежде, что Тутмос III не сможет ответить. Начиная с короля Нармера (основателя 1-й династии ), войны между египетскими прото-царствами могли быть заменены символическими церемониями и праздниками.
Наиболее важные источники Информации о вступлении на престол и церемониях коронации являются надписи Палермского камня, черная базальтовая каменная плита, на которой перечислены короли от 1-й династии до король Нефериркаре Какай, третий фараон 5-й династии. Камень также записывает различные события во время правления короля, такие как создание статуй, основания городов и владений, подсчет крупного рогатого скота и религиозные праздники, такие как фестиваль Сед. На камне также указана точная дата восшествия на престол правителя. Первый год правителя на троне, «год коронации», не учитывался при подсчете лет царствования короля, и на камне упоминаются только самые важные церемонии, имевшие место в этом году.
Как уже упоминалось, коронация включала в себя несколько продолжительных фестивалей, обрядов и церемоний, которые царь должен был отпраздновать в первую очередь, прежде чем ему или ей разрешили носить корону (короны) Египта.. Ниже описаны наиболее важные церемонии:
Палитра Нармера, на которой Нармер поражает врага, а на обороте - двух змеев." объединение Верхнего и Нижнего Египта », возможно, было связано с традиционным « поражением врага »в додинастические времена, ритуалом, в котором лидер побежденного царства был убит церемониальной булавой победоносным король. Самое известное изображение этого ритуала можно увидеть на церемониальной палитре короля Нармера. На оборотной стороне палитры к изображению добавлены мифологические и символические элементы: два змея (леопарды с необычно удлиненной шеей) с переплетенными шеями могут символизировать более мирное объединение Верхнего и Нижнего Египта. Еще одно символическое изображение праздника объединения появляется на барельефе престола, датируемом правлением короля Сенусрета I, второго фараона 12-й династии. На нем изображены божества Гор и Сет, оборачивающие ботинок папируса и ботинок лотоса вокруг трахеи, оканчивающейся на столп джед, акт, символизирующий непреходящее объединение двух земель под властью Сенусрет I.
Церемония "обхода Белого Стены »известно по надписям на камне Палермо. Согласно легендам, «Белые стены» в египетском Инебу Хедж, сегодняшнем Мемфисе, были воздвигнуты мифическим царем Менесом как центральная резиденция правительства Египта. Обход стен Мемфиса, отмеченный ритуальным шествием вокруг города, был проведен, чтобы укрепить право короля на трон и его притязания на город как на его новую резиденцию власти.
Праздник «явление короля» также известен из надписей на камне Палермо. Этот праздник проводился сразу после коронации, как подтверждение права короля на власть. После окончания года коронации праздник отмечался раз в два года. Значительно более поздние египетские источники показывают, что этот праздник состоял из трех этапов: сначала было «явление царя Верхнего Египта» в египетском хадж-нисут, затем было «явление царя Нижнего Египта» в египетском хадж-битже, и, наконец, «явление царя Верхнего и Нижнего Египта», khaj-nisut-bitj. Самое раннее известное упоминание об этом празднике восходит к королю Джосеру, первому фараону 3-й династии.
Одним из важнейших праздников Древнего Египта, связанных с пребыванием на троне царя, был праздник Сед, хеб-сед. Он включал в себя множество сложных ритуалов, которые до сих пор полностью не изучены и редко изображаются. Первое празднование праздника проводилось в год коронации. После этого следующее празднование было проведено в 30-летие фараона на троне, и фестиваль Сед был назван древними греками как Triakontaeteris, что означает «30-летний юбилей». После этого юбилея праздник Сед обычно отмечался каждые три года, хотя это правило нарушалось различными фараонами, в частности, Рамзесом II, который за 64 года на престоле отпраздновал в общей сложности 14 фестивалей Сед. Ранние династические правители, для которых археологически засвидетельствован хотя бы один праздник Седа, включают Нармера, Ден, Ка'а, Нинетджер и, возможно, Вадженес. Редкие изображения обрядов, связанных с праздником Сед, происходят из барельефов Старого Царства, найденных в галереях под ступенчатой пирамидой Джосера Саккара, а также с Дашура, относящиеся к правлению Снефру (основателя 4-й династии ).
Некоторые короли просто утверждали, что отмечают праздник Сед, несмотря на археологические свидетельства, доказывающие, что они не правили 30 лет. К таким царям относятся Анеджиб (в 1-й династии) и Эхнатон в 18-й династии.
фестиваль «Сокар »является - наряду с фестивалем Сед - одним из старейших фестивалей. Он уже упоминается на додинастических артефактах и часто упоминается на этикетках из слоновой кости, принадлежащих королям Скорпиону II, Нармеру, Ага и Джеру. Ранние формы этого праздника включали создание церемониальной гребной лодки с культовым изображением бога Сокара. Затем король потянул лодку к священному озеру или к Нилу. Еще одним ритуалом было возведение богато нагруженной колонны джед. Раньше праздник отмечался во время коронации, пытаясь отметить (физическую или символическую) смерть предшественника, начиная со 2-й династии, праздник Сокар повторялся каждые шесть лет, пятое празднование совпало с праздником Сед. Насколько известно, церемония праздника Сокар была связана как с коронацией нового короля, так и с основанием его будущей гробницы. Сокар был богом подземного мира и одним из святых хранителей королевских кладбищ.
Эта церемония была введена во время 6-й династии при короле Пепи II, который получил доступ к трон в возрасте 6 лет. «Кормление молодого царя» никогда не выполнялось на практике, а представлялось в виде небольших фигурок, изображающих царя в виде голого малыша, сидящего на коленях богини Исиды, которую она кормила грудью. Это изображение могло быть создано, чтобы продемонстрировать божественную природу фараона. Король, которого кормила Исида грудью, возможно, вдохновил более поздних христианских художников на создание портретов Мадонны с младенцем. Более поздние изображения фараонов изображают царя в молодости, которого кормило грудью священное дерево Имат.
Право на трон Египта было обычно унаследовал по прямой связи, старший сын был наследником своего отца. Иногда трон передавался по наследству между братьями, например от Джедефре до Хафра. Стоит упомянуть возможный случай мирного наследования престола посредством межзнакомых переговоров, который мог произойти в конце правления Нюнетджера. Поскольку он, возможно, решил разделить Верхний и Нижний Египет, он мог выбрать двух своих сыновей одновременно, чтобы править двумя землями. Более поздний пример, а именно Сахуре и Нефериркаре Какай, может служить примером династических проблем между двумя отдельными, но связанными королевскими домами. Возможно, что один из сыновей Сахуре, Шепсескар, пытался наследовать своему племяннику Неферефре на престоле после того, как последний неожиданно умер. Вероятно, это привело к династической вражде, поскольку Нюсерре Ини, сын Неферефре, наконец вступил на престол всего несколько месяцев спустя. Трон также мог быть получен путем брака в случае, если единственным живым наследником была женщина, как это могло быть в период с Снефру по Хуфу.
В этом контексте, Такие египтологи, как, Райнер Штадельманн, указывают на проблему, которую большинство ученых игнорируют: очевидно, что были наследные принцы, особенно в период Древнего Царства, которые при своей жизни имели самые высокие почетные и функциональные титулы, которые только можно представить., но они так и не стали королями, несмотря на то, что окончательно пережили своих правящих отцов. К таким известным наследным принцам относятся: Нефермаат, Рахотеп (оба - во времена правления Снофру ), Каваб и Хуфухаф (наследные принцы Хуфу ), Сетка (наследный принц Раджедефа ) и, возможно, Канефер. Знаменитый визирь Имхотеп, занимавший должность при царе Джосере, даже был назван «близнецом короля», но за Джосером следовал либо Сехемхет, либо Санахт, а не Имхотеп. Это приводит к вопросу, что именно произошло во время выборов следующего наследника престола и кому из королевской семьи было разрешено подавать какие-либо претензии на наследство. Также остается неясным, кому из королевской семьи было разрешено голосовать за наследника престола. Точные детали избирательного процесса неизвестны, потому что они никогда не записывались. Таким образом, ни один современный документ не объясняет, при каких условиях наследный принц получил права наследования и почему так много наследных принцев так и не были коронованы.
Райнер Штадельманн указывает на древнее общество в египетской элите, которое существовало еще в додинастическое время: «Великая Десятка Верхнего Египта / Нижнего Египта». Эти два общества состояли из двадцати элитных чиновников неизвестного происхождения, которые, возможно, были ответственны за решение любых политических и династических проблем. Штадельманн поясняет, что больше всего известных, традиционных офисов было описано в их предназначении и функциях, за исключением офиса «Один из большой десятки...». И все же этот самый титул, казалось, был одним из самых уважаемых и желанных, поскольку его носили только чиновники с множеством почетных званий (например, Гесира ). По этой причине Штадельманн и Д'Аурия полагают, что «Великая десятка» состояла из некоего королевского суда.