Неферефре

редактировать

Фараон Египта

Неферефре Иси (эт. 25 век до нашей эры; также известный как Ранефереф, Ранефер и в греческом как Χέρης, Cherês) был древнеегипетским фараоном из Пятой династии в период Старого Царства. Скорее всего, он был старшим сыном фараона Нефериркаре Какая и королевы Хенткауса II. Он был известен как принц Ранефер, прежде чем он взошел на трон.

Неферефре начал пирамиду для себя в королевском некрополе Абусира под названием Нетжерибау Ранефереф, что означает «бас Неферефре божественны». Пирамида так и не была закончена, с надписью каменщика, показывающей, что работы над каменным сооружением были прекращены во время или вскоре после второго года правления короля. Наряду с редкостью свидетельств, сделанных одновременно с его правлением, египтологи считают это доказательством того, что Неферефра неожиданно умерла после двух-трех лет на престоле. Тем не менее Неферефри был похоронен в своей пирамиде, наскоро завершенной в виде мастабы его вторым преемником и, предположительно, младшим братом, фараоном Ньюсерре Ини. Там были обнаружены фрагменты его мумии, свидетельствующие о том, что он умер в возрасте около двадцати лет.

Мало что известно о деятельности Неферефре, кроме закладки фундамента его пирамиды и попыток достроить пирамиду его отца. Единственный текст показывает, что Неферефра планировала или только что начала строить храм солнца под названием Хотеп-Ре, что означает «Ра доволен» или «Жертвенный стол Ра», который, возможно, никогда не функционировал как таковой, учитывая краткость правления короля. После его смерти Неферфре мог бы стать преемником эфемерного и малоизвестного фараона, Шепсескара, чьи отношения с Неферефри остаются весьма неопределенными и спорными.

Содержание
  • 1 Источники
    • 1.1 Современное время
    • 1.2 Историческое
  • 2 Семья
    • 2.1 Родители, братья и сестры
    • 2.2 Супруги и дети
  • 3 Правление
    • 3.1 Присоединение к трон
    • 3.2 Продолжительность правления
  • 4 Строительная деятельность
    • 4.1 Комплекс пирамид
      • 4.1.1 Пирамида
      • 4.1.2 Заупокойный храм
      • 4.1.3 Мумия Неферефри
    • 4.2 Храм Солнца
    • 4.3 Пирамида Нефериркаре Какай
  • 5 Погребальный культ
  • 6 Примечания, ссылки и источники
    • 6.1 Примечания
    • 6.2 Ссылки
    • 6.3 Источники
Источники

Современные

Существует очень мало археологических источников, относящихся к эпохе Неферефры, и этот факт, который сейчас считают египтологами, в том числе Мирославом Вернером, подразумевает очень короткое правление. Вернер знал только одну надпись, относящуюся к его правлению. Он был оставлен строителями его пирамиды на угловом блоке в конце коридора, ведущего к основам пирамиды. Надпись была написана на четвертый день сезона ахет в год первого учета крупного рогатого скота, события, заключающегося в подсчете поголовья скота по всей стране для оценки количества взимаемые налоги. Традиционно считается, что такой подсчет происходил каждые два года во время Древнего Царства, хотя недавние переоценки привели к тому, что египтологи постулировали менее регулярный и несколько более частый подсчет. Следовательно, надпись должна относиться к первому или второму году правления Неферефри на троне, а самое позднее - третьему году. Наконец, несколько артефактов, датируемых правлением Неферефри или вскоре после этого, были обнаружены в его моргальном комплексе и в других местах в Абусире, например, глиняные печати с его именем Хоруса.

Некоторые из Абусир Папири, обнаруженный в храме Кентхауса II и датируемый серединой и концом Пятой династии, упоминает заупокойный храм и погребальный культ Неферефри. Они представляют собой письменный источник, почти совпадающий с его правлением, который не только подтвердил существование комплекса пирамид Неферефри в то время, когда он еще не был идентифицирован, но также содержит подробности, касающиеся административной организации и важности погребальный культ царя в древнеегипетском обществе.

Исторический

Рельеф с изображением трех иероглифов в картуше Картуш Неферефры в списке царей Абидоса

Неферефра присутствует в нескольких древнеегипетских списках царей, все датируются Новым Период царства. Самый ранний такой список, в котором упоминается Неферефра, - это Список царей Абидоса, написанный во время правления Сети I (эт. 1290–1279 до н.э.), и где его преномен занимает 29-е место между Нефериркаре Какай и Ньюсерре Ини. Во время последующего правления Рамзеса II (около 1279–1213 гг. До н.э.) Неферефра появляется на Табличке Саккары, на этот раз после Шепсескаре, то есть как второй преемник Нефериркаре Какая. Из-за ошибки переписчика имя Неферефре в этом списке дано как «Ханефере» или «Неферхаре». Пеномен Неферефре, по всей вероятности, также был дан в Туринском каноне (третий столбец, 21-я строка), который относится к тому же периоду, что и табличка Саккара, но с тех пор он был потерян в большом лакуне. влияющий на документ. Тем не менее, часть продолжительности правления, приписываемая Неферефре каноном, все еще читаема, с одним штрихом, обозначающим один год правления, к которому в принципе можно было бы добавить десятилетие, поскольку соответствующий знак был бы фактически потерян в лакуне

Неферефра, вероятно, также упоминалась в Aegyptiaca, истории Египта, написанной в III веке до нашей эры во время правления Птолемея II (283–246). До н.э.) египетским жрецом Манефоном. Никаких копий Aegyptiaca не сохранилось до наших дней, и теперь он известен только из более поздних писаний Секста Юлия Африканского и Евсевия. Африканус сообщает, что Эгиптиака упоминала преемственность «Неферхерес → Сизирес → Шереш» в середине Пятой династии. Nefercherês, Sisirês и Cherês считаются эллинизированными формами Neferirkare, Shepseskare и Neferkhare (то есть Neferefre) соответственно. Таким образом, реконструкция Пятой династии Манефоном хорошо согласуется с табличкой Саккары. В образце Эгиптака у Африканизма говорится, что Черес правил в течение 20 лет.

Семья

Родители, братья и сестры

Статуэтка сидящего царя с булавой в длинной короне Верхнего Египта Менкаухор Кайу мог быть сыном Неферефра и Хенткаус III.

Неферефра, по всей вероятности, была старшим сыном своего предшественника фараона Нефериркаре Какай с царицей Хенткаусом II. Об этом свидетельствует рельеф на известняковой плите, обнаруженный в доме в деревне недалеко от Абусира, на котором Нефериркаре и его жена Хенткаус изображены со «старшим сыном короля Ранефером» - именем, идентичным некоторым вариантам собственного имени Неферефри. Это указывает на то, что Ранефер звали Неферефре, когда он был всего лишь наследным принцем, то есть до своего восшествия на престол.

У Нефериркаре и Хенткауса был по крайней мере еще один сын, будущий король Ньюсерре Ини. Кроме того, поскольку отношения между Шепсескаре и Неферефре остаются неопределенными, возможно, что эти двое тоже были братьями, как предположил египтолог Силке Рот, хотя были предложены и другие гипотезы по этому поводу: Вернер видит в Шепсескаре сына Сахуре и отсюда дядя Неферефре, а Яромир Крейчи считает, что Шепсескаре был сыном Неферефре. Наконец, был предложен еще один брат, возможно младше Неферефре и Ньюсерре: Ириенр, принц ири-пат, происхождение которого подтверждается тем фактом, что его погребальный культ был связан с и его матери, оба они имели место в храме Хенткауса II.

Супруга и дети

До 2014 года супруги Неферефри не были известны. В конце того же года мастаба из Хенткауса III была обнаружена археологами из Чешского института египтологии, работавшими в Абусире, к юго-востоку от пирамиды Неферефре. Местоположение и дата гробницы, а также найденные в ней надписи убедительно свидетельствуют о том, что Хенткаус III была королевой Неферефри. Действительно, не только Хенткаус III предположительно был похоронен в течение нескольких десятилетий после правления Неферефри, но и ее мастаба также находится в непосредственной близости от его пирамиды, и она носила титул «жены короля», что доказывает, что она была королевой.

Кроме того, Хенткауса III также называли «матерью царя» из-за надписей на ее гробнице, указывающих на то, что ее сын стал фараоном. Поскольку второй преемник Неферефри, Нюсерре Ини, как известно, был его братом, а не его сыном, и поскольку Хенткаус III мог быть похоронен во время правления Нюсерре, на что указывают грязевые печати, остается лишь эфемерный преемник Неферефри Шепсескаре или преемник Ньюсерре Менкаухор Кайу как возможные варианты. В египтологии продолжаются дебаты по поводу этих двух альтернатив. Вернер утверждает, что Шепсескэр был дядей Неферефри, и, следовательно, Менкаухор Кайу был сыном Неферефри. Между тем, Крейчи рассматривает противоположную гипотезу, что Шепсескэр был сыном Неферефре от Хенткауса III, как более вероятную.

Вернер предложил еще двух сыновей Неферефри и Хенткауса III: «сын короля» Нахцаре, чье происхождение подтверждается общей датой и местоположением его могилы, а также Какайбаефом, членом элиты, похороненным в Абусире. Крейчи отмечает отсутствие титульного «королевского сына» по отношению к Какайбаеву, тем самым подчеркивая предположительный характер утверждения Вернера.

Царствование

Вступление на престол

Черно-белый рисунок столбцов иероглифов с цилиндрической печати Изображение оттиска цилиндрическая печать Шепсескаре

В египтологии существуют две конкурирующие гипотезы, описывающие последовательность событий от смерти Нефериркаре Какая, третьего царя Пятой династии, до коронации Нюсерре Ини, шестого правителя династии. Опираясь на исторические источники, в первую очередь на список царей Саккары и Aegyptiaca Манефона, где, как говорят, Неферефре сменила Шепсескаре, многие египтологи, такие как Юрген фон Беккерат и Хартвиг ​​Альтенмюллер, традиционно считали, что имела место следующая королевская преемственность: Нефериркаре Какай → Шепсескаре → Неферефре Иси → Ньюсерре Ини. В этом сценарии Неферефре будет отцом Ньюсерра, который стал бы фараоном после неожиданной смерти первого.

Эта точка зрения была оспорена на рубеже тысячелетий, в первую очередь Вернером, который отвечал за археологические раскопки королевского некрополя Пятой династии в Абусире с 1976 года. Во-первых, есть упомянутый ранее рельеф, показывающий, что Неферефри была, по всей вероятности, старшим сыном Нефериркаре.

Во-вторых, раскопки пирамиды Неферефри дали его мумия, которая показала, что ему было от 18 до 20 лет на момент смерти Нефериркаре. Следовательно, будучи старшим сыном предыдущего короля, в возрасте от подросткового до двадцати пяти лет, Неферефри находилась в оптимальном положении для восхождения на трон. Утверждение, что Шепсескар правил между Неферефри и его отцом, таким образом, потребует объяснения того, почему и как претензии Шепсескара на трон могли быть сильнее, чем претензии Неферефри.

План некрополя Абусир, показывающий расположение пирамид Сахуре, Нефериркаре Какай и Неферефри на ось, указывающая на Гелиополис. Пирамида, приписываемая Шепсескару, находится вне этого выравнивания, несколько севернее. Карта некрополя Абусира. Незавершенная пирамида приписывается Шепсескаре. Красная линия указывает на Гелиополис.

В-третьих, археологические свидетельства указывают на то, что Шепсескар, скорее всего, правил всего от нескольких недель до нескольких месяцев, а не семь лет, как приписывается ему в Aegyptiaca, гипотеза уже подтверждена Николасом Грималем еще в 1988 году. В самом деле, Шепсескар - наименее известный король пятой династии, имея только две печати и несколько оттисков печати, носящих его имя, известных по состоянию на 2017 год, что свидетельствует о небольшом количестве свидетельств, указывающих на очень короткое правление. Это также подтверждается состоянием незавершенной пирамиды Шепсескаре, которая «была прервана [и] соответствует работе в течение нескольких недель, возможно, не более одного или двух месяцев».

В-четвертых, археологические данные также свидетельствуют в пользу датировки Правление Шепсескара после Неферефри. Некоторые из немногих оттисков печати с именем Шепсескара были обнаружены в самой старой части погребального храма Неферефри, построенной только после смерти Неферефри. Это, по-видимому, указывает на то, что Шепсескэр сделал подношения погребальному культу Неферефре, которая, следовательно, должна была править до него. Другой аргумент касается выравнивания пирамид Сахуре, Нефериркаре Какай и Неферефре : они образуют линию, указывающую на Гелиополис, как и три пирамиды Гизы до. Напротив, незаконченная пирамида Шепсескаре не попадает на линию Гелиополиса, что убедительно свидетельствует о том, что пирамида Неферефри уже была на месте, когда Шепсескар начал строить свою. Наконец, в то время как Шепсескэр отмечен как непосредственный предшественник Неферефре в списке царей Саккары, Вернер отмечает, что «это небольшое несоответствие можно отнести к [политическим] беспорядкам того времени и его династическим спорам». Аргументы Вернера убедили ряд египтологов, в том числе Даррелла Бейкера Эрика Хорнунга и Йорверта Эдвардса.

Продолжительность правления

Статуя стоящего фараона из черного камня. Он держит булаву и округлую корону. Сшист обнаружена статуя Неферефри в белой короне Верхнего Египта. в его комплексе пирамид в Абусире, Египетский музей

В то время как Неферефре дается около 20 лет правления в воплощении Эгиптаки Манефона, текущая академическая точка зрения состоит в том, что это число является переоценкой истинной продолжительности его правления, которая должна была быть значительно короче. До того, как результаты обширных раскопок в Абусире были полностью опубликованы, египтологи, следуя традиционной гипотезе преемственности, приписали Неферфре около десятилетия правления, основываясь на небольшом количестве свидетельств, относящихся к его правлению. Например, фон Бекерат и Винфрид Барта дали ему 11 и 10 лет на престоле соответственно. У этой точки зрения сейчас мало сторонников.

Действительно, с тех пор Вернер выдвинул гипотезу о правлении не более двух лет. Его вывод основан на археологических доказательствах: незавершенном состоянии его предполагаемой пирамиды и общем нехватке документов, датируемых его правлением. Вернер пишет, что:

Форма гробницы Неферефры... а также ряд других археологических находок ясно указывают на то, что строительство надгробного памятника королю было прервано из-за неожиданной ранней смерти короля. План недостроенного здания пришлось в корне изменить, и было принято решение в спешном порядке переоборудовать недостроенную пирамиду (из которой была построена лишь неполная нижняя ступень ядра) в «мастабу квадратной формы», а точнее, стилизованный первозданный холм. На момент смерти короля ни усыпальница не была построена, ни фундамент заупокойного храма не был заложен.

Более того, два исторических источника подтверждают гипотезу о непродолжительном правлении: была обнаружена надпись каменщика в пирамиде Неферефри ". примерно две трети высоты сохранившегося ядра памятника "и, вероятно, относится к первому или второму году правления Неферефри на троне; и Туринский канон, согласно которому Неферефре правил менее двух полных лет. Сочетание археологических и исторических данных привело к консенсусу, что правление Неферефри длилось «не более двух лет».

Строительные работы

Комплекс пирамид

Наброски пирамиды Неферефри. По сути, квадрат с отверстием посередине для подземных комнат и проходом, ведущим к ним. Структура первой ступени Неферефри пирамида. A: Внешняя стена, B: Внутренняя стена, C: Ступенчатая насыпь, D: Яма для подземных камер, E: Яма для входа.

Пирамида

Неферефри начал строительство пирамиды для себя в королевский некрополь Абусир, где его отец и дед построили собственные пирамиды. Она была известна древним египтянам как Netjeribau Raneferef, что означает «bas Неферефре божественны».

Пирамида Неферефре, построенная с квадратным основанием 108 м (354 фута), была быть больше, чем у Усеркафа и Сахуре, но меньше, чем у его отца Нефериркаре. После неожиданной смерти Неферефри были завершены только ее нижние уровни, достигнув высоты c. 7 м (23 фута). Впоследствии Ньюсерре в спешке достроил памятник, заполнив его центральную часть известняком, раствором и песком некачественного качества. Наружные стены здания были покрыты гладким и почти вертикальным покрытием из серого известняка под углом 78 ° к земле, чтобы придать ему форму мастабы, хотя и квадратного плана, а не обычной прямоугольной формы. Наконец, терраса на крыше была покрыта глиной, в которую был вдавлен местный пустынный гравий, что придало ей вид холма в окружающей пустыне, и именно под названием «Курган» памятник впоследствии был назван древними египтянами.. Вернер предположил, что памятник был построен таким образом, чтобы придать ему форму первобытного кургана, кургана, возникшего из первозданных вод Nu в мифе о сотворении мира гелиополитской формы древнеегипетской религии.

Памятник использовался в качестве каменоломни с периода Нового царства, но позже был сохранен от дальнейших повреждений, поскольку выглядел грубым Незавершенная и заброшенная пирамида не привлекла внимания грабителей гробниц.

Заупокойный храм

Работы над заупокойным храмом, в котором должен был состояться погребальный культ умершего царя, даже не начались, когда Неферефе умерла. За короткий 70-дневный период между смертью короля и его похоронами преемник Неферефри - возможно, эфемерный Шепсескар - построил небольшую известняковую часовню. Он был расположен на платформе основания пирамиды, в промежутке 5 м (16 футов), оставленном между каменной кладкой и краем платформы, где на первоначальных планах должна была быть установлена ​​оболочка пирамиды. Эта небольшая часовня была построена во время правления Ньюсерре. Этот фараон также построил более крупный заупокойный храм для своего брата Неферефри, простирающийся на все 65 м (213 футов) длины стороны пирамиды, но построенный из более дешевого сырцового кирпича.

Разрушенная кирпичная стена и несколько камней в пустыне. Руины заупокойного храма Неферефри

Вход в храм представлял собой двор, украшенный двумя каменными и 24 деревянными колоннами. Позади находился самый ранний гипостильный зал Древнего Египта, остатки которого до сих пор можно обнаружить, его крыша поддерживалась деревянными колоннами в форме гроздей лотоса, покоящимися на известняковых основаниях. Возможно, этот зал был вдохновлен королевскими дворцами того времени. В структуре располагалась большая деревянная статуя короля, а также статуи военнопленных. К северу от зала располагались кладовые для подношений. В этих комнатах было обнаружено несколько статуй Неферефри, в том числе шесть голов королей, что сделало Неферефру королем пятой династии с наиболее уцелевшими статуями. К востоку от главного зала находилось «Святилище ножа », которое служило бойней для ритуалов. В двух узких комнатах по обе стороны от центрального алтаря перед ложной дверью в главном зале, возможно, размещались солнечные лодки длиной 30 м (98 футов), похожие на Хуфу..

Значительный тайник административных папирусов, сопоставимый по размеру с папирусами Абусир, найденными в храмах Нефериркаре и Хенткаус II, был обнаружен в кладовой погребального храма Неферере во время 1982 Пражского университета Раскопки Египетского института. Наличие этого тайника связано с особыми историческими обстоятельствами середины Пятой династии. Поскольку и Нефериркар, и Неферефре умерли до того, как их комплексы пирамид могли быть завершены, Ньюсерра изменил их запланированную планировку, отклонив дамбу, ведущую к пирамиде Нефериркаре, на свою собственную. Это означало, что погребальные комплексы Неферефре и Нефериркаре оказались несколько изолированными на плато Абусир. Поэтому их священники должны были жить рядом с помещениями храма в импровизированных жилищах, а административные записи они хранили на месте. Напротив, записи других храмов хранились в городе пирамид недалеко от пирамиды Сахуре или Ньюсерре, где текущий уровень грунтовых вод означает, что любой папирус давно исчез.

Мумия Неферефре

На восточной стороне погребальной камеры пирамиды были обнаружены фрагменты мумии обертки и картона, а также разбросанные куски человеческих останков. Останки представляли собой левую руку, левую ключицу, все еще покрытую кожей, фрагменты кожи, вероятно, со лба, верхнего века и левой стопы, а также несколько костей. Эти останки находились в том же археологическом слое, что и обломки красного гранита саркофаг, а также то, что осталось от погребального инвентаря короля, намекая, что они действительно могли принадлежать Неферефре. Это было дополнительно подтверждено последующими исследованиями методов бальзамирования, использованных на мумии, которые оказались совместимыми с датой Древнего царства.

Тело короля, вероятно, было высушено с помощью натрона а затем покрывают тонким слоем смолы перед нанесением белого известкового покрытия. Нет никаких доказательств удаления мозга, как ожидалось от методов мумификации после Древнего Царства. Окончательное подтверждение идентичности мумии дается радиоуглеродным датированием, которое дало интервал 2628–2393 гг. До н.э. для человеческих останков, что близко соответствовало предполагаемым датам для Пятой династии. Таким образом, Неферефре вместе с Джедкаре Исеси является одним из очень немногих фараонов Древнего Царства, чья мумия была идентифицирована. биоархеологический анализ останков Неферефри показал, что король не участвовал в напряженной работе, умер в возрасте двадцати с небольшим лет в возрасте от 20 до 23 лет и что его рост мог составлять от 1,67 м (5,5 футов) до 1,69 м. (5,5 футов) в высоту. Останки второго человека были обнаружены в погребальной камере, но оказалось, что они принадлежат человеку из позднего средневековья, который, вероятно, жил в течение 14 века нашей эры. Для захоронения его просто положили на тряпки и засыпали песком.

Храм Солнца

Вход в гробницу с двумя колоннами, установленными между длинными нисходящими каменными стенами. Мастаба Ти, где были найдены единственные свидетельства Хотеп-Ре

Следуя установленной традиции Автор Усеркаф, основатель Пятой династии, Неферефра спроектировала или построила храм богу солнца Ра. Названный древними египтянами Хотеп-Ре, что означает «Ра доволен» или «Жертвенный стол Ра», храм еще не был расположен, но предположительно находится в непосредственной близости от пирамиды Неферефри в Абусире. Он известен исключительно по надписям, обнаруженным в мастабе Ти в Северной Саккаре, где он упоминается четыре раза. Ти служил административным чиновником в пирамидах и храмах Солнца Сахуре, Нефериркаре и Ньюсерре.

Учитывая очень короткое правление Неферефре, отсутствие свидетельств о Хотеп-Ре за мастабой Ти, а также Отсутствие священников, служивших в храме, Вернер предполагает, что храм, возможно, никогда не был завершен и, следовательно, никогда не функционировал как таковой. Скорее, он мог быть интегрирован в Шесепибре, солнечного храма, построенного вероятным младшим братом Неферефри, Ньюсерром, или повторно использованы из его материалов. Между прочим, более раннее открытие, сделанное немецкой археологической экспедицией 1905 года под руководством Фридриха Вильгельма фон Биссинга, может подтвердить теорию Вернера. Эта экспедиция обнаружила руины больших построек из сырцовых кирпичей под храмом солнца в Ньюсерре в Абу Горабе. Возможно, они представляют собой остатки храма солнца Неферефре, хотя в отсутствие надписей, подтверждающих это отождествление, это остается предположением.

Пирамида Нефериркаре Какай

Большой, но разрушенный пирамида из кирпича и камня в пустыне. Пирамида Нефериркаре в Абусире

Когда он взошел на трон, Неферефри столкнулся с задачей завершить пирамиду своего отца, которая со стороной квадратного основания 105 м (344 фута) и высотой 72 м (236 футов) является самой большой из построенных в Пятом веке. Династия. Несмотря на то, что пирамида шла полным ходом после смерти Нефериркара, ее внешняя облицовка из известняка отсутствовала, и необходимо было построить соответствующий заупокойный храм. Таким образом, Неферефре начала покрывать поверхность пирамиды известняком и строить фундамент каменного храма на восточной стороне пирамиды. Его планы были прерваны его смертью, и обязанность достроить памятник легла на плечи Ньюсерра, который отказался от задачи прикрыть лицо пирамиды и вместо этого сосредоточился на строительстве заупокойного храма из кирпича и дерева.

Погребальный культ

Подобно другим фараонам периода Древнего Царства, Неферефра извлекла выгоду из погребального культа, установленного после его смерти. Некоторые подробности этого культа в том виде, в каком он возник во время Пятой династии, сохранились в папирусах Абусир. Ежегодно проводился 10-дневный фестиваль в честь умершего правителя, во время которого, по крайней мере, один раз было принесено в жертву не менее 130 быков на бойне его погребального храма. Акт массовых жертвоприношений животных свидетельствует о важности королевских погребальных культов в древнеегипетском обществе, а также показывает, что огромные сельскохозяйственные ресурсы были направлены на деятельность, которую Вернер считал непродуктивной, что, по их мнению, могло способствовать упадку Старого царства. Основными бенефициарами этих жертвоприношений были жрецы культа, которые потребляли подношения после требуемых церемоний.

Погребальный культ Неферефре, похоже, прекратился в конце Старого Королевства или во время Первого Промежуточного периода. Период. Следы возможного возрождения культа в период более позднего Поднебесной скудны и неоднозначны. Во время Двенадцатой династии некий Хуян был похоронен в погребальном храме Неферефре. Остается неясным, было ли это связано с близкими связями с умершим правителем или потому, что другие культовые действия в этом районе ограничивали выбор места для гробницы Хоянха.

Примечания, ссылки и источники

Примечания

Ссылки

Источники

Викискладе есть средства массовой информации, относящиеся к Неферефре.
, предшествовавшему. Нефериркаре Какай or. Шепсескаре Фараон Египта. Пятая династия Преемником. Шепсескаре or. Нюсерре Ини
Последняя правка сделана 2021-05-31 13:43:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте