Convoy OB 318 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Битвы за Атлантику | |||||||
. U-110 и HMS Бульдог | |||||||
| |||||||
Воюющие | |||||||
Соединенное Королевство | Германия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Командир конвоя: WB MacKenzie RNR. Эскорт: Cdr AJB Baker-Cresswell. Абордаж: подполковник Дэвид Бальм | адмирал Карл Дёниц | ||||||
Сила | |||||||
40 грузовых кораблей. 3 Эсминцы. 3 Корветы. 2 Морские траулеры | 4 подводные лодки | ||||||
Потери и потери | |||||||
Потоплено 7 грузовых судов (35 315 GRT ). 40 убитых / утонувших. 2 грузовых корабля повреждены | 1 захваченная подводная лодка. 14 убитых / утонувших. 32 захваченных. 2 поврежденных подводных лодки |
OB 318 был Североатлантический конвой, который бежал во время битвы за Атлантику в Второй мировой войны. Во время операции «Примроуз» Королевский флот эскорт конвоев HMS Bulldog, Broadway и Aubrietia захвачен U-110 с неповрежденной машиной Enigma и богатым набором средств разведки, что привело к прорыву Allied в взлом немецкого военно-морского кода Enigma.
К весне 1941 года в битве за Атлантику начали расти потери немецких подводных лодок. Это заставило вице-адмирала Карла Дёница изменить свою стратегию, и теперь он двинул свои волчьи стаи дальше на запад, чтобы догнать конвои без их противолодочного сопровождения. OB 318 был конвоем из 38 судов, направлявшихся на запад, в балласте или с товарными товарами, и 2 мая 1941 года он отправился из Ливерпуля в порты Северной Америки. Коммодором конвоя был Р.Адм. WB MacKenzie в SS Colonial. Его сопровождал 7 EG, группа сопровождения, возглавляемая HMS Westcott (коммандер Бокетт-Пью) и включающая десять боевых кораблей; к ним присоединились в середине океана 3 EG, отряд из восьми боевых кораблей во главе с HMS Bulldog (коммандер Дж. Бейкер-Крессвелл). Им противостоял отряд из девятнадцати подводных лодок, хотя в данном случае только шесть были в состоянии представлять угрозу. Одним из них была U-110 под командованием капитанлейтнанта Фрица-Юлиуса Лемпа. Лемп, как известно, в 1939 году командовал U-30, который, по спорным причинам, потопил 13,581-тонное пассажирское судно Athenia.
OB. 318 был замечен 7 мая 1941 г. U-94, который сообщил о своем местонахождении и начал слежку, в то время как командование подводных лодок (BdU ) предупредило другие подводные лодки в этом районе. В пределах досягаемости находились шесть подводных лодок, которым было приказано приблизиться к позиции U-94. Между тем, в течение 7 мая к группе сопровождения присоединились пять кораблей из Исландии и эсминцы 3 EG, которые должны были взять на себя обязанности по сопровождению с западных подходов до точки рассредоточения в 34 Запад, место к югу от Гренландии. Три корабля и эсминцы 7 EG ушли в Исландию 7 мая, оставив эскортный отряд по-прежнему на десяти военных кораблях.
С наступлением темноты 7 мая U-94 атаковала конвой., потопив два корабля. Ее шкипер, Герберт Куппиш, смог войти в колонну, погрузившись впереди колонны и пропустив ведущего эскорта. Затем он смог стрелять с близкого расстояния по кораблям в центре конвоя, поразив Иксион и Восточную звезду. Однако U-94 была обнаружена петлей Рочестером и подверглась контратаке с ее стороны, Бульдог и Амазон в течение четырех часов. U-94 была повреждена и была вынуждена удалиться, хотя позже она смогла отремонтировать и продолжить патрулирование.
8 мая остальные суда из 3 EG, три корвета и два траулера, а также вооруженный торговый крейсер Ranpura в роте присоединились к конвой и остальные корабли 7 EG ушли.
Вечером 8 мая U-110 и U-201 также установили контакт, отслеживая конвой до утра. Необычным ходом два капитана встретились, чтобы скоординировать атаку; Лемп на U-110 будет атаковать под водой спереди, а Адальберт Шни на U-201 сделает то же самое сзади. Ожидалось, что к этому времени эскорт уже уйдет, оставив конвой уязвимым для их нападения. Утром 9 мая U-110 заняла позицию и начала атаку. Лемп был удивлен, обнаружив, что эскорт все еще на месте, но сумел проникнуть в конвой, потопив два корабля. Лемп нацелился на заправщик своим четвертым торпедным аппаратом, когда Обриетия обнаружила перископ, а затем обнаружила U-110 с помощью ASDIC. Обриетия подала сигнал тревоги другим кораблям, пока она выгрузилась и сбросила несколько глубинных бомб. U-110 совершила глубокое пикирование и сумела выдержать первоначальный натиск. К Aubrietia присоединились эсминцы Bulldog и Broadway, и атака была нанесена с такой силой, что Лемп был вынужден всплыть. Когда он подошел, дюжина человек на U-110 бросилась к орудиям, но их застрелили ожидающие британские корабли. Лемп также увидел, что Бульдог готовится к тарану, поэтому Лемп поспешно отдал приказ покинуть корабль. Командир Джо Бейкер-Крессвелл вместо этого решил попытаться захватить подводную лодку и взлетел. Выжившие перешли за борт, включая Лемпа. Оказалось, что Лемп, понимая, что Бульдог не собирается таранить, решил вернуться и попытаться уничтожить оборудование вместе с кодовыми книгами, но он потерпел неудачу и погиб при попытке. Сама U-110 пережила атаку, но была серьезно повреждена и попала в воду.
Вскоре к ней присоединился Бульдог, и младший лейтенант Дэвид Бальм возглавил абордаж и начал ее раздевать. из того, что они могли найти. Вскоре команда Бальме начала снимать ценные вещи, и это оказались книги кодов, диаграммы, шифры и, что самое главное, законченная и неповрежденная машина Enigma. Экипаж понятия не имел, что именно они захватили. Прежде чем они перебросили оборудование, Bulldog должен был уйти, оставив подводную лодку с призовым экипажем, поскольку она получила сообщение о другой подводной лодке в этом районе. Бальме и его люди остались на борту U-110 более чем на час, прежде чем Бульдог вернулся.
Тем временем Шни на U-201 совершил атаку, потопив один корабль и повредив его. еще один. Он также подвергся контратаке со стороны Amazon, Nigella и St Apollo и вынужден был уйти в отставку. Он был поврежден.
Рано утром 10 мая OB 318 был обнаружен U-556, который немедленно атаковал, в результате чего один корабль поврежден. Поскольку OB 318 находился в точке рассредоточения, колонна разошлась в течение ночи, а конвои отправились встречать следующую атаку. Однако U-556 смогла поддерживать связь с группой кораблей, направляющихся на юго-запад, и в течение дня потопила еще два.
Подводные лодки потопили пять кораблей из конвой ОБ 318; и три, включая корабль коммодора конвоя "Колониал", были потоплены до прибытия подводными лодками, патрулирующими около места назначения. Тридцать три корабля благополучно прибыли к месту назначения в течение следующих двух недель.
Бейкер-Крессвелл взяла на буксир U-110, но она затонула в течение нескольких часов из-за полученных повреждений. Лемп погиб вместе с 14 членами его команды, но военный корреспондент, 4 офицера и 28 человек были спасены и отправлены в Скапа-Флоу как военнопленные. В Scapa Flow ждали специалисты из Блетчли-Парк и были исключительно удивлены тем, что они собрали и забрали с собой. Захват машины Enigma в то время был строго секретным, и никто из команды не знал о его значении. Сама машина значительно помогла работе в Блетчли-парке по нарушению военно-морских кодексов Германии. Это была первая полностью функционирующая машина и первая, которая использовалась для взлома военно-морских кодов наряду с захватом кодов с нескольких немецких метеорологических судов в течение того же года. Благодаря этой машине Enigma, Блетчли мог информировать Королевский флот и, таким образом, направлять конвои подальше от того места, где находилось большинство групп подводных лодок. Произошедшая разница была существенной; с тех пор, как в июне 1941 года стала поступать информация, потери союзников на кораблях составили около 432 000 тонн, но к августу они упали до менее 80 000 тонн.
Самой важной находкой также является Reservehandverfahren, который был впервые решен в Блетчли-парке в июне 1941 года с помощью документов, захваченных с U-110, а затем с помощью важных захватов кодовых книг и других важных документов с U-559 30 июня. Октябрь 1942 г. После этого она была решена с помощью криптоанализа, которым руководил Алан Тьюринг в течение более трех лет. За этот период было прочитано около 1400 сигналов. Бейкер-Крессвелл был награжден DSO и повышен в должности до капитана. Король Георг VI сказал ему, что захват шифровального материала U-110 был «самым важным событием во всей войне на море».
Имя | Флаг | Мертвые | Тоннаж (GRT) | Груз | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Иксион (1912) | Соединенное Королевство | 0 | 10 263 | 2900 тонн Генеральные грузы | Потоплены 7 мая U-94 |
Eastern Star (1920 г.) | Норвегия | 0 | 5,658 | Генеральные грузы, вкл. 16 самолетов | Потоплены 7 мая U-94 |
Bengore Head (1922) | Соединенное Королевство | 1 | 2609 | 1200 тонн угля | Потоплен 9 мая U-110 |
Эсмонд (1930) | Соединенное Королевство | 0 | 4,976 | В балласте | Потоплен 9 мая U-110 |
Gregalia (1929) | Соединенное Королевство | 0 | 5,802 | В балласте | Потоплен 9 мая U-201 |
Empire Cloud (1941) | Соединенное Королевство | 0 | 5,969 | В балласте | Повреждено 9 мая U-201. Прибыл Гринок ; отремонтированы и повторно введены в эксплуатацию |
Элибрин (1938) | Соединенное Королевство | 9 | 4,986 | Генеральные грузы | Повреждены 10 мая из-за U-556 после того, как конвой разошелся. Буксируется в Рейкьявик на HMS Hollyhock (K64) |
Empire Caribou (1919) | Соединенное Королевство | 34 | 4,861 | 2,020 тонн мела | Потоплен 10 мая U-556 после разгона конвоя |
Ганд (1919) | Бельгия | 1 | 5,086 | В балласте | Потоплен 10 мая U-556 после разгона конвоя |
Берхала (1927) | Нидерланды | 3 | 6,622 | Генеральные грузы, включая жести, локомотивы и самолет | Потоплен U-38 после разгона конвоя |
Colonial (1926) | Соединенное Королевство | 0 | 5,108 | Генеральные грузы | Потоплен U-107. Перевозил коммодор конвоя RADM WB MacKenzie |
Британский принц (1935) | Соединенное Королевство | 4879 | Перевозил вице-коммодор капитан E Rees DSC RNR | ||
Agioi Victores (1918) | Греция | 4344 | |||
Ателсултан (1929) | Соединенное Королевство | 8882 | |||
Атлантическое побережье (1934) | Соединенное Королевство | 890 | |||
Барон Кавдор (1935) | Соединенное Королевство | 3638 | |||
Бенломонд (1922) | Соединенное Королевство | 6630 | |||
Бирма (1914) | Соединенное Королевство | 7821 | |||
Чосер (1929) | Соединенное Королевство | 5792 | |||
Город Каир (1915) | Соединенное Королевство | 8,034 | |||
Город Кимберли (1925) | Великобритания | 6,169 | |||
Эдам (1923) | Нидерланды | 8,871 | |||
Эль-Мирло (1930) | Соединенное Королевство | 8092 | |||
Гида (1934) | Соединенное Королевство | 1695 | |||
Геркулес (1914) | Нидерланды | 2317 | |||
Хойангер (1926) | Норвегия | 4624 | |||
Железный барон (1911) | Норвегия | 3231 | |||
Король Эдвин (1927) | Соединенное Королевство | 4536 | |||
Лима (1918) | Швеция | 3762 | |||
Люцерна (1930) | Соединенное Королевство | 6,556 | |||
Нагина (1921) | Соединенное Королевство | 6,551 | |||
Найлси Мур (1937) | Соединенное Королевство | 4,926 | Пункт назначения Монреаль | ||
Нью-Йорк (1917) | Соединенное Королевство | 2710 | |||
Орминстер (1914) | Соединенное Королевство | 5712 | |||
Понтфилд (1940) | Соединенное Королевство | 8,319 | Белфаст Лох | ||
Соммерстад (1926) | Норвегия | 5923 | |||
Торнус (1936) | Соединенное Королевство | 8,054 | |||
Турби (1936) | Соединенные Штаты Королевство | 4,372 | |||
Зварт Зее (1933) | Нидерланды | 793 | |||
Боргфред (1920) | Норвегия | 2183 | Отправился из Рейкьявика с группой сопровождения №3 6 Май | ||
Брэдглен (1930) | Соединенное Королевство | 4741 | Отплыл из Рейкьявика с эскортной группой №3 6 мая | ||
Кардиум (1931) | Соединенное Королевство | 8236 | Отплыл из Рейкьявика с группой сопровождения №3 6 мая | ||
Gunvor Maersk (1931) | Соединенное Королевство | 1977 | Отплыл из Рейкьявика с группой сопровождения №3 6 мая |
Имя | Тип | присоединился | Левый | Заметки |
---|---|---|---|---|
HMS Campbeltown | Эсминец городского типа | 2 мая 1941 | 7 мая 1941 г. | 7-й EG |
HMS Newmarket | Эсминец городского типа | 2 мая 1941 г. | 7 мая 1941 г. | 7-й EG |
Морской траулер | 2 мая 1941 г. | 7 мая 1941 г. | 7-й EG | |
HMS Rochester | шлюп класса Shoreham | 2 мая 1941 г. | 8 мая 1941 г. | 7-й EG |
HMS Marigold | корвет класса Flower | 2 мая 1941 г. | 8 мая 1941 г. | 7-й EG |
Корвет класса Flower | 2 мая 1941 года | 8 мая 1941 года | 7-й EG | |
корвет класса Flower | 2 мая 1941 года | 8 мая 1941 г. | 7-й EG | |
эсминец HMS Westcott | V и W-класса | 3 мая 1941 г. | 8 мая 1941 г. | Cdr. Бокет-Пью был старшим офицером 7-го EG |
HMS Auricula | Корвет класса Flower | 3 мая 1941 г. | 8 мая 1941 г. | 7-й EG |
HMS Dianthus | Корвет класса «Цветок» | 3 мая 1941 г. | 8 мая 1941 г. | 7-й EG |
HMS Ranpura | Вооруженный торговый крейсер | 7 мая 1941 г. | 10 мая 1941 г. | |
HMS Bulldog | эсминец класса B | 7 мая 1941 г. | 10 мая 1941 г. | Командир Дж. Бейкер-Крессвелл был старшим офицером 3-й EG |
HMS Amazon | Разрушитель прототип | 7 мая 1941 г. | 10 мая 1941 г. | 3-й EG |
HMS Broadway | Town-class эсминец | 7 мая 1941 г. | 10 мая 1941 г. | 3-й EG |
HMS Aubrietia | корвет класса «Цветок» | 7 мая 1941 г. | 10 мая 1941 г. | 3-й EG |
HMS Hollyhock | корвет класса «Цветок» | 7 мая 1941 г. | 10 мая 1941 г. | 3-й EG |
Корвет класса «Цветок» | 7 мая 1941 г. | 10 мая 1941 г. | 3-й EG | |
Морской траулер | 7 мая 1941 г. | 10 мая 194 1 | 3-й EG | |
Морской траулер | 7 мая 1941 г. | 10 мая 1941 г. | 3-й EG |
Дата | Номер | Тип | Командир | Потери | Удар... |
---|---|---|---|---|---|
7/8 мая 1941 г. | U -94 | VIIC | Капитанлейтнант Герберт Куппиш | ? | Поврежден |
9 мая 1941 года | U-110 | IXB | Капитанлейтнант Фриц-Юлиус Лемп | 15 | Обриетия, Бульдог, Бродвей |
9 мая 1941 г. | U-201 | VIIC | Korvettenkapitän Адальберт Шни | ? | Поврежденный |
Фильм U-571 частично вдохновлен захватом U-110. Однако фильм вызвал раздражение и гнев в Британии, в результате чего сюжет фильма был американизирован. Гнев дошел до такой степени, что в Вопросы премьер-министра Тони Блэр согласился с допрашивающим Брайан Дженкинс, член парламента, что фильм был «оскорблением» для британских моряков.. В ответ на письмо от Пола Трасуэлла, MP от избирательного округа Падси (который включает Хорсфорт, город, гордящийся своими связями с HMS Aubrietia), президент США Билл Клинтон заверил, что сюжет фильма - всего лишь вымысел. Однако, несмотря на критику, Дэвид Бальм дал интервью режиссеру фильма Джонатану Мостоу, в котором он описал захват U-110, и сам захват был упомянут в начале финальных титров как признание и ответ на критику.