Клерикальный фашизм

редактировать
Идеология, сочетающая доктрины фашизма с клерикализмом

Клерикальный фашизм (также клерофашизм или клерико-фашизм ) - это идеология, сочетающая в себе политические и экономические доктрины фашизма с клерикализмом. Этот термин использовался для описания организаций и движений, которые сочетают религиозные элементы с фашизмом, получают поддержку от религиозных организаций, которые поддерживают фашизм, или фашистских режимов, в которых духовенство играет ведущую роль.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Фашистская Италия
  • 2 Примеры клерикального фашизма
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Библиография
История

Термин клерикальный фашизм (клерофашизм или клерикофашизм) появился в начале 1920-х гг. в Королевстве Италия, имея в виду фракцию католиков Partito Popolare Italiano, которые поддерживали Бенито Муссолини и его режим; якобы он был придуман Доном Луиджи Стурцо, священником и лидером христианских демократов, который выступил против Муссолини и отправился в изгнание в 1924 году, хотя этот термин также использовался до марша Муссолини в Риме в 1922 году, имея в виду католиков Северной Италии, которые выступали за синтез римского католицизма и фашизма.

Стурцо проводил различие между «филофашистами», покинувшими католический PPI в 1921 и 1922 годах, и «клерикальные фашисты», которые остались в партии после марша на Рим, выступая за сотрудничество с фашистским правительством. В конце концов, последняя группа объединилась с Муссолини, отказавшись от PPI ​​в 1923 году и создав Centro Nazionale Italiano. PPI был распущен фашистским режимом в 1926 году.

Этот термин с тех пор используется учеными, стремящимися противопоставить авторитарный- консервативный клерикальный фашизм более радикальным вариантам. Христианские фашисты сосредоточены на внутренней религиозной политике, например, на принятии законов и постановлений, отражающих их взгляд на христианство. Радикальные формы христианского фашизма или клерикального фашизма (клерофашизм или клерикофашизм) возникали в крайне правых политических кругах некоторых европейских стран в межвоенный период в первой половине 20-го века..

Фашистская Италия

Муссолини (крайний справа) подписывает Латеранский договор (Ватикан, 11 февраля 1929 г.)

В 1870 г. вновь образованное Королевство Италия аннексировало оставшиеся Папские государства, лишив Папу светской власти. Однако папское правление в Италии было позже восстановлено фашистским режимом (хотя и в значительно уменьшенных масштабах) в 1929 году во главе государства Ватикан ; при Муссолини диктатуре католицизм стал государственной религией фашистской Италии.

В марте 1929 года был проведен общенациональный плебисцит публично одобрить Латеранский договор. Оппоненты были запуганы фашистским режимом: организация Католическое действие (Azione Cattolica) и Муссолини утверждали, что "против" проголосовали те "немногие опрометчивые антиклерикалы, которые отказываются принять Латеранские пакты ». Проголосовало почти девять миллионов итальянцев, или 90 процентов зарегистрированного электората, и только 136 тысяч проголосовали «против».

Почти сразу после подписания договора отношения между Муссолини и церковью снова испортились. Муссолини «по своему происхождению называл католицизм небольшой сектой, распространившейся за пределы Палестины только потому, что привился к организации Римской империи». После конкордата «за следующие три месяца он конфисковал больше выпусков католических газет, чем за предыдущие семь лет». Сообщается, что примерно в это же время Муссолини был близок к отлучению от католической церкви.

В 1938 году Итальянские расовые законы и Манифест расы были провозглашены фашистским режимом с целью объявить вне закона и преследовать итальянских евреев и протестантских христиан, особенно евангелистов и пятидесятников. Тысячи итальянских евреев и небольшое количество протестантов погибли в нацистских концлагерях. В январе 1939 года «Еврейский национальный ежемесячник» сообщает, что «единственным светлым пятном в Италии был Ватикан, где регулярно делались прекрасные гуманитарные заявления Папы». Когда антисемитские декреты Муссолини начали лишать евреев работы в Италии, Пий XI по собственной инициативе принял профессора Вито Вольтерра, известного итальянского еврейского математика, в Папскую академию наук

<. 185>Несмотря на тесный союз Муссолини с гитлеровской Германией, Италия не полностью приняла идеологию геноцида нацизма по отношению к евреям. Нацисты были разочарованы отказом итальянских властей сотрудничать в облаве на евреев, и ни одного еврея не депортировали до образования Итальянской социальной республики после Кассибильского перемирия.. В оккупированном Италией Независимом государстве Хорватия немецкий посланник Зигфрид Каше сообщил Берлину, что итальянские силы «явно находились под влиянием» оппозиции Ватикана немецкому антисемитизму. По мере того как в Италии росло чувство анти-оси, использование Ватиканского радио для передачи папского неодобрения расовым убийствам и антисемитизму вызвало гнев нацистов. Муссолини был свергнут в июле 1943 года, немцы двинулись, чтобы оккупировать Италию, и начали облаву на евреев.

Около 4% сил Сопротивления были формально католическими организациями, но католики доминировали в других «независимых группах», таких как Фиамме Верди и партизаны Осоппо, а также были Католические боевики в Бригаде Гарибальди, такие как Бениньо Заккагнини, который позже был известным христианским демократом политиком. В Северной Италии напряженность между католиками и коммунистами в движении побудила католиков сформировать Fiamme Verdi в качестве отдельной бригады христианских демократов. После войны идеологические разногласия между бывшими партизанами вновь проявились, став отличительной чертой послевоенной итальянской политики.

Примеры клерикального фашизма
Римско-католический священник Йозеф Тисо (справа), который был президентом Словацкой Республики, государства-клиента нацистской Германии католических прелатов во главе с архиепископом Алоизием Степинацем на похоронах Марко Дошена, один из высших руководителей усташей, сентябрь 1944 г.

Примеры политических движений, включающих определенные элементы клерикального фашизма, включают:

Национальный союз в Португалии во главе с премьер-министрами Антониу де Оливейра Салазар и Марсело Каэтано не считается фашистским такими историками, как Стэнли Г. Пейн, Томас Джерард Галлахер, Хуан Хосе Линц, Антонио Коста Пинто, Роджер Гриффин, Роберт Пакстон и Ховард Дж. Виарда. Хотя он считается фашистским историками, такими как Мануэль де Лусена, Хорхе Паис де Соуза, Мануэль Лофф и Эрминиу Мартинс. Одним из действий Салазара было запрещение национал-синдикалистов / фашистов. Салазар дистанцировался от фашизма и нацизма, которые он критиковал как «языческий цезаризм », не признававший ни юридических, ни моральных ограничений.

Аналогичным образом Отечественный фронт в Австрия во главе с австрийскими католиками канцлерами Энгельбертом Дольфусом и Куртом Шушнигом часто не считается полностью фашистской партией. Его называют полуфашистским и даже имитационным фашистским. Дольфус был убит нацистами, застрелен в своем офисе эсэсовцами и оставлен истекать кровью. Его режим первоначально получил поддержку со стороны фашистской Италии, которая сформировала Фронт Стрезы с Соединенным Королевством и Францией.

Тем не менее, ученые, которые принимают термин «клерикальный фашизм», спорят о том, какой из перечисленных примеров следует назвать «клерикальным фашизмом», причем усташи являются наиболее широко включенными. В приведенных выше примерах степень официальной католической поддержки и духовного влияния на законотворчество и правительство различается. Более того, некоторые авторы отвергают концепцию клерикального фашистского режима, утверждая, что целый фашистский режим не становится «клерикальным», если его поддерживают элементы духовенства, в то время как другие не готовы использовать термин «клерикальный фашизм» вне контекста то, что они называют фашистской эпохой, между концом двух мировых войн (1918–1945).

Некоторые ученые считают определенные современные движения формами клерикального фашизма, например Христианская идентичность и христианский реконструкционизм в Соединенных Штатах ; «наиболее опасная форма» исламского фундаментализма, исламизма ; и воинствующий индуистский национализм в Индии.

Политический теоретик Роджер Гриффин предостерегает от «гиперинфляции клерикального фашизма». Согласно Гриффину, использование термина «клерикальный фашизм» следует ограничить «специфическими формами политики, которые возникают, когда религиозные клерикалы и профессиональные богословы вовлекаются либо в сговор со светской идеологией фашизма (явление, особенно распространенное в межвоенный Европа ); или, что реже, удается смешать теологически незаконный коктейль глубоко укоренившихся религиозных убеждений с фашистской приверженностью спасению нации или расы от упадка или краха ". Гриффин добавляет, что «клерикальный фашизм» «никогда не следует использовать для характеристики политического движения или режима в целом, поскольку он может быть в лучшем случае фракцией внутри фашизма», в то время как он определяет фашизм как «революционный светский вариант ультранационализма. о полном возрождении общества через посредство человека ".

В случае Словацкого государства некоторые ученые отвергли использование термина клерикальный фашизм в качестве ярлыка для режима, и они особенно отказались от его использования в качестве ярлыка для Jozef Tiso. Словацкий историк Любомир Липтак утверждал, что «клерофашизм» похож на иудео-большевизм, потому что оба движения взаимно стремились «скомпрометировать один [компонент] другим».

См. Также
Ссылки
Библиография

Последняя правка сделана 2021-05-15 11:09:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте