Католическое духовенство причастно к усташам

редактировать

Архиепископ Алоизий Степинац из Загреба встретился с лидером усташей Анте Павелич в 1941 году Католические прелаты под предводительством Алоизиуса Степинаца на похоронах Марко Дошена, одного из высокопоставленных лидеров усташей, в сентябре 1944 г. сербских мирных жителей заставили обратиться в Католицизм усташей в Глина Казнь заключенных в концентрационном лагере Ясеновац, которым на короткое время руководил францисканский военный капеллан Мирослав Филипович, который был лишен церковью статуса, но был повешен за военные преступления в своей духовной одежде. Гражданские сербы были вынуждены обратиться в католицизм в Миклеуше.

католическое духовенство при участии усташей охватывает роль Хорватской католической церкви в Независимом государстве Хорватия (NDH), нацистском марионеточном государстве, созданном на территории A xis - оккупированная Югославия в 1941 году.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Независимое государство Хорватия
    • 2.1 Создание и признание
    • 2.2 Аудитория Павелича
    • 2.3 Джузеппе Рамиро Марконе
    • 2.4 Духовенство, причастное к насилию усташей
    • 2.5 Духовенство против насилия усташей
    • 2.6 Церковь и насильственные преобразования
  • 3 Католическая иерархия
    • 3.1 Архиепископ Степинац
    • 3.2 Роль Ватикана
  • 4 Последствия
    • 4.1 Отношения с СФР Югославия
    • 4.2 Ватиканские «крысиные линии»
    • 4.3 Послевоенные испытания
    • 4.4 Усташское золото
  • 5 Известные люди
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники
История вопроса

На протяжении веков Хорватия была частью империи Габсбургов. В регионе уже давно существует множество этнических групп, и существует сильная корреляция между этнической идентичностью и религиозной принадлежностью, при этом хорваты в основном католики и более ориентированы на запад, в то время как сербы православные.

После распада империи Габсбургов в конце Первой мировой войны стремление хорватских националистов к независимости не было реализовано, и регион оказался сначала в сербской Королевство сербов, хорватов и словенцев, а затем при равной сербской диктатуре Югославии, установленной королем Александром в 1929 году. Внутренние границы были перекроены, разделяя историческую Хорватию в несколько провинций. Политические репрессии породили экстремизм, и «Усташа» («Мятеж») была сформирована в 1929 году Анте Павелич при поддержке фашистской Италии. В 1934 году король Александр был убит болгарским боевиком, членом Внутренней македонской революционной организации, радикальной группировки, стремящейся к независимости, связанной с хорватскими усташами группа под руководством Павелича. Новый принц-регент, Пауль Караджорджевич, был убежден успехом более умеренной хорватской крестьянской партии Владко Мачека на выборах 1938 года, чтобы предоставить Хорватии дополнительную автономию.

6 апреля 1941 года нацистская Германия вторглась в Югославию и Грецию. В своей военной кампании силы Оси использовали этнические разногласия в Югославии и представили себя освободителями хорватов. Победившие тогда державы оси создали марионеточное государство, Независимое государство Хорватия (Nezavisna Država Hrvatska, NDH), в которое вошли Босния и Герцеговина, а также части Далмации, не присоединенные к Италии. Заместитель премьер-министра Мачек отказался сотрудничать с марионеточным правительством, и власть Павелича Усташе пришла к власти. В Павеличе Гитлер нашел союзника.

Первоначально хорватская независимость была охвачена энтузиазмом, но фактически государство находилось под оккупацией немецкой и итальянской армий, а усташи начали безжалостное преследование сербов, евреев и цыган., и диссиденты хорваты и боснийские мусульмане. Архиепископ Алоизиус Степинац Загребский приветствовал независимость хорватов в 1941 году, но впоследствии осудил зверства хорватов как против сербов, так и против евреев и лично участвовал в спасении евреев. Правительство Павелича намеревалось избавить Хорватию от православного сербского меньшинства тремя способами: насильственным обращением (1/3), депортацией (1/3) и убийством (1/3). От 217,00 до 500,000 человек (хотя точное число невозможно установить и оспаривается разными сторонами) были убиты усташами как в массовых убийствах, так и в концентрационных лагерях, наиболее печально известный в Ясеноваце. Большинство жертв составляли сербы, но евреи, цыгане, хорваты-диссиденты и боснийские мусульмане также стали жертвами.

Независимое государство Хорватия

Создание и признание

Анте Павелич, глава усташ, был против сербов и рассматривал католицизм как неотъемлемую часть хорватской культуры. Историк Майкл Файер писал, что для усташ «отношения с Ватиканом были так же важны, как и отношения с Германией», поскольку признание Ватиканом было ключом к широкой поддержке хорватов. Создание Независимого государства Хорватия приветствовалось иерархией католической церкви и многими католическими священниками. Архиепископ Степинац поддержал независимость Хорватии от югославского государства, в котором доминируют сербы, и организовал аудиенцию Павелича у Пия XII.

Автор Питер Хебблтуэйт писал, что Павелич очень хотел получить дипломатические отношения и благословение Ватикана. для нового «католического государства», но этого «ни того, ни другого не последовало». Джованни Монтини (будущий Папа Павел VI ) сообщил Павеличу, что Святой Престол не может признавать границы, измененные силой. Югославская королевская миссия оставалась в Ватикане. Когда король Италии заявил, что герцог Сполето должен стать «королем Хорватии», Монтини сообщил, что Папа не может проводить частную аудиенцию с герцогом, если такая коронация произошла.

Аудитория Павелича

Павелич посетил Рим 18 мая 1941 года, чтобы подписать договор с Муссолини, дающий Италии контроль над несколькими хорватскими городами и районами на побережье Далмации. Находясь в Риме, Пий впоследствии уступил, разрешив получасовую частную аудиенцию с Павеличем в мае 1941 года. В папской булле Sollicitudo Ecclesiarum 1831 года Папа Григорий XVI провел четкое различие между признанием де-факто и де-юре., говоря, что церковь будет вести переговоры с правительствами де-факто, но это не было одобрением их легитимности или политики. Вскоре после этого аббат Джузеппе Рамиро Марконе был назначен апостольским легатом в Загреб. В протоколе встречи, составленной заместителем госсекретаря Ватикана Монтини (впоследствии Папой Павлом VI), отмечалось, что признание нового государства не может произойти до заключения мирного договора и что «Святой Престол должен быть беспристрастным; он должен думать обо всем. ; со всех сторон есть католики, к которым [Святой Престол] должен относиться с уважением ». Файер писал, что сразу после того, как он стал диктатором Хорватии и «после получения папского благословения в 1941 году, Анте Павелич и его помощники усташи развязали ужасный геноцид в своей новой стране».

Джузеппе Рамиро Марконе

Ватикан отказался от официального признания, но также не разорвал дипломатические отношения с NDH, предпочитая работать дипломатически, чтобы положить конец террору усташей. В 1941 году Пий XII послал не нунция или дипломатического представителя, а апостольского гостя, бенедиктинца аббата Дом Джузеппе Рамиро Марконе в качестве представителя хорватов. Католическая церковь, а не правительство. Файер писал, что это вполне устраивало Павелича.

Марконе сообщил в Рим об ухудшающихся условиях для хорватских евреев, сделал заявления от имени евреев хорватским властям и перевез еврейских детей в безопасное место в нейтральной Турции.

Ватикан использовал Марконе вместе с архиепископом Загребским Степинацем, чтобы оказать давление на правительство Павелича, чтобы оно прекратило содействие расовым убийствам. Когда началась депортация хорватских евреев, Степинац и Марконе выразили протест Андрию Артуковичу. В своем исследовании спасателей евреев во время Холокоста Мартин Гилберт писал: «В столице Хорватии Загребе в результате вмешательства [Марконе] от имени еврейских партнеров в смешанных браках тысяча хорватов Евреи пережили войну ».

Папа снова встретился с Павеличем в 1943 году. Пия критиковали за его прием Павелича: в записке британского Министерства иностранных дел на эту тему Пий XII без указания атрибута описывается как« величайший нравственный трус нашего времени ». Со своей стороны, писал Файер, Ватикан надеялся, что усташа победят коммунизм в Хорватии и что многие из 200000 человек, которые покинули католическую церковь и перешли в Сербскую православную церковь с Первая мировая война вернется в лоно.

Духовенство, участвовавшее в насилии усташей

Марк Биондич отмечает, что «[Т] ​​молодое поколение радикальных католиков, особенно из организации крестоносцев, поддерживал усташ с большим энтузиазмом, в то время как старшее поколение хорватских популистов [HSS] было более сдержанным и в некоторых случаях откровенно враждебным ». Этот разрыв поколений между консервативными и радикальными католическими священниками далее отражался регионом (город или деревня), географическим положением церквей и епископств, а также относительным местом отдельного священника в церковной иерархии. Более высокопоставленные клирики обычно отмежевывались от NDH. Они также были разделены религиозными орденами. Францисканцы, которые более пятидесяти лет сопротивлялись попыткам Ватикана передать приходы светскому духовенству, были гораздо более связаны с усташами, чем салезианцы.

Массовые убийства происходили летом и осенью 1941 года. Первый концентрационный лагерь в Хорватии был открыт в конце апреля 1941 года, а в июне был принят закон о создании сети по всей стране для уничтожения этнических и религиозных меньшинств. По словам писателя Ричарда Эванса, зверства в печально известном концентрационном лагере Ясеновац были «спровоцированы некоторыми монахами-францисканцами». Файер писал, что хорошо известно, что многие католические священнослужители прямо или косвенно участвовали в насильственных кампаниях усташей, о чем свидетельствуют работы Коррадо Золи (итальянец) и Эвелин. Во (британец), оба сами католики;

Хорватские францисканцы были активно вовлечены в режим усташей. Особенно печально известным примером был францисканец монах Томислав Филипович, также известный как Мирослав Филипович-Майсторович, известный как «Фра Сотона» («Брат Сатана»), «дьявол Ясеноваца», за содержание концентрационного лагеря Ясеновац, где, по большинству оценок, число убитых составляет около 100 000 человек. По словам Эванса, Филипович возглавлял отряды убийц в Ясеноваце. Согласно Мемориалу Ясеноваца, «из-за его участия в массовых убийствах в феврале 1942 года церковные власти отлучили его от ордена францисканцев, что было подтверждено Святым Престолом в июле 1942 года». От него также потребовали отказаться от права на религиозное имя Томислав. Однако, когда он был повешен за военные преступления, он был в своей духовной одежде.

Иван Шарич, римско-католический архиепископ Врхбосны в Сараево, поддерживал усташ, в частности, насильственное обращение православных сербов в Римский католицизм. Его епархиальная газета писала: «Здесь есть предел любви. Движение за освобождение мира от евреев - это движение за обновление человеческого достоинства. За этим движением стоит Всеведущий и всемогущий Бог». Шарич присвоил еврейскую собственность для собственных нужд, но так и не получил никаких юридических обвинений. Некоторые священники служили личной охраной Павелича, в том числе Иван Губерина, лидер хорватского католического движения, формы Католического действия. Другой священник, Божидар Брало, служил начальником полиции безопасности в Сараево, который инициировал множество антисемитских действий.

Чтобы консолидировать власть партии усташей, большая часть партийная работа в Боснии и Герцеговине была передана в руки католических священников Юре Францитичем, комиссаром усташей этой провинции. Один священник, Мате Мугос, написал, что духовенство должно отложить молитвенник и взять револьвер. Другой священнослужитель, Дионисий Юричев, написал в Новом списке, что убивать детей младше семи лет - не грех. Файер утверждает, что «установление факта геноцида в Хорватии до Холокоста имеет большой исторический вес для нашего исследования, потому что католики были преступниками, а не жертвами, как в Польше».

Сестра Гауденсия Шплайт (урожденная Фаника) Шплайт) была католической монахиней, приговоренной Партизанским военным судом в Загребе 29 июня 1945 года к расстрелу за пособничество, укрывательство и укрывательство немецкому бандиту, печально известному усташу Толю и другим усташам после освобождения. Загреба.

Духовенство, выступающее против насилия усташей

, Павелич сказал нацистскому министру иностранных дел фон Риббентроп, что низшее духовенство поддерживает усташей, епископов и особенно Архиепископ Степинац был противником движения из-за «международной политики Ватикана». Наряду с архиепископом Степинацем, епископы Мишич и Рожман возражали против насилия усташей. Хебблтуэйт писал, что, чтобы противостоять насилию нового государства усташей, «политика Ватикана заключалась в том, чтобы укрепить руку [архиепископа Степинаца] в его неприятии насильственных обращений и жестокостей».

Фейер писал, что Степинац стал расценивается как jeudenfreundlich (дружелюбный к евреям) нацистскими властями усташей. Он временно отстранил ряд священников в своей епархии. Тридцать один священник был арестован после того, как Степинац в июле и октябре 1943 года открыто осудил расовые убийства, прозвучавшие с кафедр по всей Хорватии. Историк Мартин Гилберт писал, что Степинац, «который в 1941 году приветствовал хорватскую независимость, впоследствии осудил зверства хорватов как против сербов, так и против евреев, и сам спас группу евреев». Алоизиус Мишич, Епископ Мостарский, был видным противником. Григорий Рожман, епископ Любляны в Словении, разрешил некоторым евреям, у которых было обратился в католицизм и бежал из Хорватии в свою епархию, чтобы остаться там, с помощью иезуита Пьетро Такки Вентури в получении разрешения итальянских гражданских властей.

на итальянском языке. - Оккупированный Хорватией нацистский посланник Зигфрид Каше сообщил Берлину, что итальянские войска не желали сдавать евреев и «очевидно находились под влиянием» оппозиции Ватикана немецкому антисемитизму. Вмешательство Джузеппе Марконе, апостольского гостя Пия XII в Загребе, спасло тысячу хорватских евреев, женатых на неевреях. Апостольский делегат в Турции Анджело Ронкалли спас ряд хорватских евреев, посодействовав их миграции в Палестину. Ронкалли сменил Пия XII на посту Папы и всегда говорил, что он действовал по приказу Пия XII в своих действиях по спасению евреев.

Яд Вашем признал многих людей из области NDH как Праведники народов мира за спасение евреев от Холокоста, по состоянию на 2019 год 117 из Хорватии, 47 из Боснии и Герцеговины и 15 из Словении. В их число входят католические монахини, Йожица Юрин (сестра Цецилия), Мария Пирович (сестра Каритас) и сестра Амадея Павлович, а также убитый священник отец Драгутин Йесих.

Архиепископ Степинац. осудил зверства против сербов. Файер писал, что в июле 1941 года Степинац написал Павеличу возражение против условия депортации евреев и сербов, а затем, осознав, что обращение в веру может спасти сербов, приказал духовенству крестить людей по требованию без обычного времени ожидания инструкций. Когда правительство Павелича расправлялось с сербами, а также с евреями, цыганами, коммунистами и антифашистами, католическое духовенство приняло меры, чтобы побудить православных сербов перейти в католицизм.

Церковь и принудительное обращение

По словам Мэтью Фельдмана, «[T] он NDH, а не католические ордена, курировал принудительные преобразования; это была идеология усташей за наплыв расового, а не религиозного антисемитизма в 1941 году...» «... [T ] это был светский, а не религиозный режим, который апеллировал (и в конечном итоге исказил) многовековые хорватские традиции римского католицизма, чтобы первоначально узаконить свое правление ». К 14 июля 1941 года - «предвосхищая свою политику избирательного обращения и возможную цель геноцида» - хорватское министерство юстиции проинструктировало хорватский епископат, что «священникам или учителям или, одним словом, любой интеллигенции, включая богатых православных торговцев и ремесленников», нельзя допускать. Те, кто не участвовал в «грядущей программе насильственного обращения», были депортированы и убиты, хотя многих, кто обращался или пытался сделать это, в любом случае постигла та же участь. Хорваты присвоили многие сербские православные церкви как «освобожденные или реквизированные». Католический епископат и HKP, хорватское отделение Catholic Action, мирской организации, участвовали в координации и проведении этой политики.

Пэрис отмечает, что больше более 50% католического духовенства были активными сторонниками усташейского режима. Преступления усташей, совершаемые против сербского населения, как правило, совершались под предлогом распространения католицизма в регионе. Например, большинство сербов, интернированных в концентрационные лагеря NDH, были интернированы из-за того, что они отказались перейти в католицизм. Во многих муниципалитетах вокруг NDH на предупредительных плакатах говорилось, что любой серб, не перешедший в католицизм, будет депортирован в концлагерь.

Католическая иерархия

Архиепископ Степинац

Архиепископ Алоизий Степинац Загребский сначала приветствовал Независимое государство Хорватию, предоставленный нацистской Германией, но впоследствии осудил режим.

Архиепископ Алоизий Степинац из Загреба был на момент своего назначения в 1934 году в возрасте 39 лет самым молодым католическим епископом в мире. Первоначально он получал очень мало указаний от Ватикана и имел большую свободу действий в том, как бороться с подъемом усташей. Его контроль над низшими епископами и духовенством не был одинаковым. Историк Холокоста Мартин Гилберт писал, что «Степинац, который в 1941 году приветствовал независимость хорватов, впоследствии осудил зверства хорватов против сербов и евреев и сам спас группу евреев в доме престарелых».

Степинац разделял надежду на католическую Хорватию и рассматривал югославское государство как «тюрьму хорватского народа». Ватикан не проявил такого энтузиазма, как Степинац, и формально не признал усташ, вместо этого отправив Джузеппе Рамиро Марконе в качестве апостольского посетителя. По словам Файера, Степинац, устроивший встречу между Пием XII и Павеличем, был удовлетворен этим шагом, рассматривая его как фактическое признание, а Марконе как нунций во всем, кроме имени. Степинац начал публично дистанцироваться от усташей в мае 1941 года. Поскольку количество убийств усташей «экспоненциально увеличивалось» летом и осенью 1941 года, Степинац подвергся «жесткой критике» за сотрудничество церкви, но он еще не был готов к тому, чтобы сломаться. полностью с усташами. Файер писал, что Степинац дал усташам «преимущество сомнения... [и] решил ограниченный ответ».

В ноябре 1941 года Степинац созвал синод хорватских епископов. Синод призвал Павелича обращаться с евреями «как можно гуманнее, учитывая, что в стране находятся немецкие войска». Ватикан похвалил Марконе за то, что синод сделал для «граждан еврейского происхождения», хотя израильский историк Менахем Шелах писал, что синод занимается только обращенными евреями. Пий XII лично похвалил синод за «мужество и решительность». Шелах писал, что:

конференция епископов, собравшаяся в Загребе в ноябре 1941 г., не была... готова осудить насильственное обращение сербов, имевшее место летом 1941 г., не говоря уже о преследовании и убийстве Сербы и евреи. Только в середине 1943 года Степинац, архиепископ Загреба, публично выступил против убийства хорватских евреев (большинство из которых к тому времени было убито), сербов и представителей других национальностей. На ранней стадии хорватские массовые убийства были объяснены г-ном Доменико Тардини из государственного секретариата Ватикана как «первые проблемы нового режима» в Риме. - Выдержка из Энциклопедии Холокоста

. ученый Рональд Дж. Рихлак :

Степинац, получив указание из Рима, осудил жестокие действия правительства. В речи, которую он произнес 24 октября 1942 года, частично говорилось: «Все люди и все расы являются детьми Бога; все без различия. Все цыгане, черные, европейцы или арийцы имеют одинаковые права... По этой причине, Католическая церковь всегда осуждала и продолжает осуждать всю несправедливость и любое насилие, совершаемые во имя классовых, расовых или национальных теорий. Запрещено преследовать цыган или евреев, потому что они считаются низшей расой.

Рычлак пишет, что «Associated Press сообщило, что« к 1942 году Степинац стал резким критиком »нацистского марионеточного режима, осуждая его« политику геноцида, в результате которой погибли десятки тысяч сербов ». Евреи, цыгане и хорваты. «Тем самым он вызвал неприязнь хорватского диктатора Анте Павелича.... [Когда] Павелич поехал в Рим, он был сильно возмущен, потому что ему отказали в дипломатической аудиенции, которую он хотел», хотя он имел по крайней мере две «религиозные» аудиенции с понтификом под руководством w Ватикан предоставил Павеличу «фактическое признание» как «бастион против коммунизма». Файер писал, что Степинац стал известен как jeudenfreundlich (дружелюбный к евреям) нацистам и режиму усташей. Он отстранил ряд священников-коллаборационистов в своей епархии.

Степинац публично заявил в середине 1942 г., что «запрещено истреблять цыган и евреев, потому что они, как утверждается, принадлежат к низшей расе». Когда Гиммлер посетил Загреб год спустя, указывая на надвигающуюся облаву на оставшихся евреев, Степинац написал Павеличу, что, если это произойдет, он будет протестовать за то, что «католическая церковь не боится никакой светской власти, какой бы она ни была, когда она должна защищать основные человеческие ценности ». Когда началась депортация, Степинац и папский посланник Джузеппе Марконе выразили протест Андрию Артуковичу. По словам Файера, Ватикан приказал Степинаку спасти как можно больше евреев во время предстоящей облавы. Хотя Степинац, как сообщается, лично спас многих потенциальных жертв, его протесты мало повлияли на Павелича.

Роль Ватикана

Корнуэлл считает важным участие католиков из-за «осведомленности Ватикана о зверствах и неудач Пачелли. использовать свои добрые услуги, чтобы вмешаться, и соучастие, которое это представляло в окончательном решении, которое планируется в Северной Европе ». Пий XII был давним сторонником хорватского национализма; он организовал национальное паломничество в Рим в ноябре 1939 года по причине канонизации Николы Тавелича и в значительной степени «подтвердил усташевское восприятие истории». На встрече со Степинаком Пий XII повторил слова Папы Льва X о том, что хорваты были «форпостом христианства», из чего следует, что православные сербы не были истинными христианами. Пий XII предсказал Степинацу: «Кажется, вам улыбается надежда на лучшее будущее, будущее, в котором отношения между Церковью и государством в вашей стране будут регулироваться в гармонии друг с другом» <. 86>

Заместитель государственного секретаря Монтини (позже избранный Папой Павлом VI ) отвечал за «повседневные вопросы, касающиеся Хорватии и Польши». Он ежедневно докладывал Пию XII и слышал о зверствах усташей в 1941 году. В марте 1942 года Монтини спросил представителя усташей в Ватикане: «Возможно ли, что эти зверства имели место?», И ответил, что будет. относитесь к таким обвинениям со «значительной осторожностью», если представитель назвал их «ложью и пропагандой». Другой заместитель министра Монтини, Доменико Тардини, сказал представителю усташей, что Ватикан был готов потакать усташам, потому что: «Хорватия - молодое государство. [...] Молодые люди часто ошибаются из-за своего возраста. Это так. поэтому неудивительно, что Хорватия также ошиблась ».

Степинац был вызван в Рим в апреле 1942 года, где он доставил девятистраничный документ с подробным описанием различных проступков Павелича. В этом документе зверства описываются как «аномалии», которые либо неизвестны, либо не санкционированы самим Павеличем; он опущен в ADSS. Однако к 1942 году Ватикан «предпочел, чтобы Степинац попытался обуздать фашистов, а не рисковал тем эффектом, который папское осуждение могло бы иметь для нестабильного хорватского государства».

Согласно Юджину Тиссеранту, будущий декан Коллегии кардиналов, «у нас есть список всех священнослужителей, которые участвовали в этих зверствах, и мы накажем их в нужный момент, чтобы очистить нашу совесть от пятна, которым они нас заметили». Пий XII был хорошо осведомлен о причастности хорватского римско-католического духовенства к усташам, но решил не осуждать их или даже не принимать меры против причастного к этому духовенства, которое «присоединилось к резне», опасаясь, что это приведет к расколу в Хорватии. церкви или подорвать формирование будущего хорватского государства.

Файер противопоставляет «ограниченные и отрывочные» знания Ватикана о геноциде в Польше с «хорватским делом, в котором как нунций, так и глава церкви, Епископ Алойзье Степинац находился в постоянном контакте со Святым Престолом, пока совершался геноцид ». Кардинал госсекретарь Мальоне проинструктировал нунция Марконе, что «если ваше преосвященство найдет подходящий повод, он должен осторожно, что не будет истолковано как официальный призыв, порекомендовать умеренность в отношении евреев на территории Хорватии. Высокопреосвященство должно [...] позаботиться о том, чтобы всегда сохранялось впечатление лояльного сотрудничества с гражданскими властями ». По словам Файера, Ватикан «предпочел оказать дипломатическое давление на правительство Ушташи [sic] вместо того, чтобы публично оспорить фашистов безнравственность геноцида».

Однако, согласно профессору Рихлаку «В период с 1941 по 1944 год Ватикан отправил четыре официальных письма и сделал многочисленные устные заявления и протесты по поводу депортации евреев из Словакии». Рихлак цитирует письмо самого Пия от 7 апреля 1943 года: «Святой Престол всегда питал твердую надежду на то, что словацкое правительство, интерпретируя также чувства своего собственного народа, почти полностью католиков, никогда не приступит к насильственному выселению людей. принадлежат к еврейской расе. Поэтому Святейший Престол с большой болью узнал о продолжающихся перемещениях такого рода с территории Республики. Эта боль еще больше усугубляется теперь, когда из различных сообщений явствует, что словацкое правительство намерено приступить к полному выселению евреев, проживающих в Словакии, не щадя даже женщин и детей. Святой Престол потерпит неудачу в своем Божественном мандате, если он не осудит эти меры, которые наносят серьезный вред человеку в его естественном праве, просто по причине что эти люди принадлежат к определенной расе ".

Рычлак добавляет:

На следующий день из Святейшего Престола пришло послание, в котором его представитель в Болгарии предпринять шаги в поддержку еврейских жителей, которым грозила депортация. Вскоре после этого секретарь Еврейского агентства для Палестины встретился с архиепископом Анджело Ронкалли (позже Папой Иоанном XXIII ), «чтобы поблагодарить Святейший Престол за счастливый результат шагов, предпринятых от имени израильтян в Словакии.... [I] в октябре 1942 года из Ватикана его представителям в Загребе было отправлено сообщение относительно «болезненной ситуации, которая выплеснулась на евреев в Хорватии», с указанием им обратиться к правительству с просьбой «о более доброжелательном обращении с ними». несчастные ». В заметках кардинала госсекретаря отражено, что петиции Ватикана позволили добиться приостановки« депеш евреев из Хорватии »к январю 1943 года, но Германия оказывала давление, требуя« более твердого отношения к евреям ». Святой Престол своим представителям в Загребе, направив их работать на благо евреев, вышел 6 марта 1943 года.

Последствия

Отношения с СФР Югославия

После поражения сил Оси Так, в 1945 году в Хорватии лидер коммунистических партизан маршал Иосип Броз Тито основал Социалистическую Федеративную Республику Югославию, коммунистическое государство, просуществовавшее до 1991 года. Югославия была единственной послевоенной Восточной Европейское коммунистическое государство, не завоеванное Красной Армией. После войны писательница Эвелин Во, обращенная в католицизм, сообщила британскому Министерству иностранных дел и Папе Пию XII, что Тито «угрожает уничтожить католическую веру в регионе, где сейчас около 5 миллионов католиков». По словам Файера, «еще до окончания войны Тито начал сводить счеты с усташами, то есть и с католической церковью, из-за близких отношений между ними».

Некоторые Партизаны Тито отомстили католическому духовенству за их предполагаемое или фактическое сотрудничество с усташами. К февралю 1945 г. было убито по крайней мере четырнадцать священников; к марту 1945 г. - 160 священников; к концу года 270 священников. По словам Во (который посетил Хорватию после войны), «задача партизан была облегчена тем, что духовенство в целом, несомненно, скомпрометировало церковь, если не активно сотрудничало с ними, но терпимо относилось к сторонникам Оси усташам». Францисканцы, в частности, подверглись нападениям партизан, и было разрушено пятнадцать францисканских монастырей. Пий XII послал американского епископа Джозефа Патрика Херли в качестве своего посланника к Тито (поскольку Херли носил титул «регент», это было на шаг ниже официального дипломатического признания). Тито попросил Херли отозвать Степинака в Рим; Папа, однако, уступил Степинацу, который предпочел остаться.

Ватиканские «крысиные тропы»

После окончания войны тайные сети вывозили из Европы беглых чиновников Оси. США кодовое название активности «ratline ». В Риме пронацистский австрийский епископ Алоис Худал был связан с цепочкой, и Хорватский колледж предоставил убежище многим бежавшим из Хорватии под руководством г-на Крунослава Драгановича.

По словам Файера, «в конце войны лидеры движения усташей, в том числе его духовные сторонники, такие как епископ Шарич, бежали из страны, увезя с собой в Рим золото, награбленное у убитых евреев и сербов». Отчеты разведки различались по местонахождению самого Павелича. Агент контрразведки Уильям Гоуэн (сын Франклина Гоуэна, американского дипломата в Ватикане) был одним из тех, кому было поручено найти Павелича; Хотя CIC надеялся, что отношения выявят местонахождение Павелича, в конечном итоге, писал Фейер, произошло обратное, и Ватикан убедил США отступить.

По словам Фейера, Папа Пий XII защищал Анте Павелича после Второй мировой войны предоставил ему «убежище в собственности Ватикана в Риме» и помог ему в бегстве в Южную Америку; Павелич и Пий XII разделяли цель создания католического государства на Балканах и были едины в своем противостоянии растущему коммунистическому государству при Тито. По рассказу Хебблтуэйта, до 1948 года Павелич прятался в Зальцбургском монастыре, а затем был доставлен в Рим Драгановичем, который «был сам себе по закону, вел свое шоу и поселил его в Collegio Pio Latino Американо переодевался «Отцом Гомесом» до тех пор, пока Перон не пригласил его в Аргентину. Файер писал, что после прибытия в Рим в 1946 году, Павелич использовал «крысиную линию» Ватикана, чтобы добраться до Аргентины в 1948 году, вместе с другими усташами, русскими, югославскими, итальянскими и американскими шпионами и агентами все пытались задержать Павелича в Риме, но Ватикан отказался от всякого сотрудничества и энергично отстаивал свой экстерриториальный статус. Павелича никогда не арестовывали и не судили за свои преступления, он бежал в Аргентину, где в конечном итоге был застрелен черногорско-югославским агентом; Позже он скончался от полученных травм. По словам Файера, «мотивация Ватикана укрывать Павелича росла в ногу с его опасениями по поводу обращения Тито с церковью».

Десятки хорватов, включая военных преступников, были размещены в Риме. К весне 1947 года Ватикан оказывал сильное дипломатическое давление на США и Великобританию, чтобы они не выдавали Югославии военных преступников-усташей. В 1947 году специальный агент Гоуэн предупредил, что из-за того, что Павелич выступал против православной церкви, а также против коммунизма, его «контакты настолько высоки, а его нынешнее положение настолько компрометирует Ватикан, что любая экстрадиция субъекта будет ошеломляющим ударом. Римско-католической церкви ". Фейер утверждает, что опасения по поводу смущения церкви были вызваны не использованием Павеличем ватиканской «крысиной линии» (которую Павелич в тот момент, все еще надеясь вернуться, еще не обещал использовать), а, скорее, фактами, которые, по мнению Ватикана, будет раскрыто в конечном итоге судебного процесса над Павелич, который так и не произошел.

Файер писал, что Пий XII считал, что Павелич и другие военные преступники не могут получить справедливое судебное разбирательство в Югославии. В течение этого периода по всей Центральной и Восточной Европе ряд видных католиков подвергался репрессиям или заставлялся замолчать как потенциальные источники инакомыслия формирующимися новыми коммунистическими правительствами. Священник-коллаборационист Йозеф Тисо, бывший президент нацистского марионеточного государства Словакия, был повешен как военный преступник. Риму сообщили, что коммунистическая Югославия угрожает уничтожить католицизм по всей стране. В этой обстановке Церковь столкнулась с перспективой того, что риск выдачи невиновных может быть «больше, чем опасность того, что некоторые из виновных должны сбежать».

Согласно Юджину Тиссерану, будущий декан Коллегии кардиналов, «у нас есть список всех священнослужителей, которые участвовали в этих зверствах, и мы накажем их в нужное время, чтобы очистить нашу совесть от пятна, которым они нас заметили». Пий XII был хорошо осведомлен о причастности хорватского римско-католического духовенства к усташам, но решил не осуждать их или даже не предпринимать никаких действий против причастного к этому духовенства, которое «присоединилось к резне», опасаясь, что это приведет к расколу в Хорватии. церкви или подорвать формирование будущего хорватского государства.

Послевоенные испытания

Рожман

Епископ Григорий Рожман из Любляны был первым епископом, которого судили по делу «сотрудничество » в Югославии, заочно, военным судом в августе 1946 года. Дело было возобновлено в 2007 году Верховным судом Словении, и приговор 1946 года был отменен по процессуальным основаниям.. Британские оккупационные власти рекомендовали его «арестовать и интернировать как пособника усташей». Фейер рассматривает процесс над ним как «разминку для разбирательства против Степинаца». После осуждения Рожмана Степинац арестовали. Рожман эмигрировал в США через некоторое время после войны и нашел убежище в Соединенных Штатах благодаря заступничеству влиятельных священнослужителей. Он умер в США, законный иностранец, но не гражданин США.

Степинац

Архиепископ Загреба, Алоизий Степинац, был привлечен к суду югославским правительством 26 сентября 1946 года. Хебблтуэйт назвал его «показательным судебным процессом с драматическим эффектом с заранее вынесенным приговором». это не имело ничего общего с правосудием или доказательствами ». Журнал Time сообщил в октябре 1946 года, что:

в спортивном зале Загреба, ярко освещенном для фотографов и 500 зрителей, показательный процесс Архиепископ Алоизий Степинак и двенадцать католических священников подходили к концу. Обвиненный маршалом Тито в «преступлениях против народа», 48-летний глава пятой по величине католической епархии в мире... временно потерял самообладание. Он сердито погрозил суду пальцем и воскликнул: «Мало того, что церковь в Югославии лишена свободы, но вскоре и церковь будет уничтожена».

Степинацу было предъявлено обвинение в поддержке правительства усташей, что обнадежило насильственное обращение православных сербов и поощрение сопротивления усташей в Югославии. Он неоднократно отказывался защищаться от обвинений и был приговорен к шестнадцати годам лишения свободы. Фейер утверждает, что Степинак мог бы защитить себя от обвинений в поддержке принудительных преобразований, но не от двух других обвинений. Хебблтуэйт писал, что поддержка Степинацем независимости Хорватии была основана на Атлантической хартии и принципе, что все нации имеют право на существование.

Архиепископ Степинац отсидел 5 лет в тюрьме Лепоглавы. до замены приговора на домашний арест. Папа Пий XII возвел Степинака в Коллегию кардиналов в 1952 году. Хотя Фейер согласен с тем, что осуждение Степинака было результатом «показательного судебного процесса », Фейер также заявляет, что «обвинение в том, что он Поддержка режима усташей была, конечно, правдой, как все знали, «и что« если бы Степинац ответил на выдвинутые против него обвинения, его защита неминуемо развалилась бы, разоблачая поддержку Ватиканом геноцида Павелича ». Степинац разрешил хранить государственные бумаги усташей в своей епископской резиденции, документы, имеющие решающее значение для усташей в восстановлении контроля над страной, и в которых содержались объемы инкриминирующей информации в отношении военных преступников усташей. Степинац был переведен обратно домой в деревню Крашич в 1953 году и умер в своей резиденции семь лет спустя. В 1998 году Папа Иоанн Павел II беатифицировал его.

Усташское золото

Усташи, скрывающиеся в Папской хорватской коллегии св. Иеронима, принесли с собой большое количество награбленного золота; позже это было перемещено в другую экстерриториальную собственность Ватикана и / или в Банк Ватикана. Хотя это золото стоило бы сотни тысяч долларов США в 2008 году, оно составляло лишь небольшой процент золота, разграбленного во время Второй мировой войны, в основном нацистами. По словам Фейера, «высшее руководство Ватикана должно было знать местонахождение золота».

Выжившие жертвы усташей и их ближайшие родственники, проживающие в Калифорнии, подали коллективный иск против Банк Ватикана и другие в федеральном суде США, Альперин против банка Ватикана. В частности, банк Ватикана был обвинен в отмывании и конвертации «казны усташей, размещении депозитов в Европе, Северной и Южной Америке, [и] распределении средств среди изгнанных лидеров усташей, включая Павелича». Основным доказательством против Ватикана является «депеша Бигелоу», отправленная 16 октября 1946 г. из Эмерсона Бигелоу в Риме Гарольду Глассеру, директору финансовых исследований Министерства финансов США.

Бывший агент УСС Уильям Гоуэн дал показания в качестве свидетеля-эксперта, что в 1946 году полковник Иван Бабич перевез десять грузовиков золота из Швейцарии в Папский колледж. В конечном итоге все обвинения были сняты.

Известные люди
Ссылки
Источники

Последняя правка сделана 2021-05-14 12:37:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте