China Zorrilla | |
---|---|
"Китай" Соррилья в 1974 г. | |
Родился | Консепсьон Соррилья де Сан-Мартин Муньос. (1922-03-14) 14 марта 1922 г.. Монтевидео, Уругвай |
Умер | 17 сентября 2014 г. (2014-09-17) (92 года). Монтевидео, Уругвай |
Род занятий | Актриса, режиссер, продюсер |
Годы работы | 1947 - 2010 |
Родители |
|
Китай Зоррилла (Испанский: ; родился Консепсьон Матильде Соррилья де Сан-Мартин Муньос ; 14 марта 1922 - 17 сентября 2014) была уругвайской актрисой театра, кино и телевидения, а также режиссером, продюсером и писателем. Чрезвычайно популярная звезда в районе Риоплатенс, ее часто называют «великой дамой» южноамериканской театральной сцены.
После долгой карьеры в уругвайском театре Зоррилла преуспела 50 появлений в аргентинских фильмах, театрах и на телевидении. Ее карьера началась в Уругвае в 1950 и 1960 годах, позже она поселилась в Аргентине, где прожила более 35 лет и была популярна на телевидении, в театре и кино. В 90 лет она вышла на пенсию и вернулась в Уругвай, где и умерла в 2014 году.
В 2008 году Зоррилла получила звание Chevalier des Arts et des Lettres французского правительства, а в 2011 году - Correo Uruguayo (национальная почтовая служба Уругвая) выпустила тираж 500 юбилейных почтовых марок, посвященных ей.
Родившийся в Монтевидео в аристократической уругвайской семье, «Китай» был второй из пяти дочерей Гумы. Муньос дель Кампо и скульптор Хосе Луис Соррилья де Сан Мартин (1891–1975), ученик Антуана Бурделя, ответственного за памятники в Уругвае и Аргентине. Почитаемый как национальный поэт Уругвая, ее дедом по отцовской линии был Хуан Соррилья де Сан-Мартин, автор Табаре. Художественная семья, ее старшая сестра Гума Соррилла (1919–2001) была художником по костюмам для уругвайской сцены.
Она выросла в Париже со своими четырьмя сестрами. Вернувшись в Монтевидео, она посещала школу Саградо Корасон (Святой Крест). В 1946 году она получила стипендию Британского Совета в Королевской академии драматического искусства в Лондоне, где она училась у греческой актрисы Катины Паксину.
Вернувшись в свой родной город, Зоррилла дебютировала в театре в фильме Поля Клоделя «Весть, принесенная Мэри» в 1948 году. Сразу после этого она присоединилась к ансамблю Национальной комедии Уругвая, проработав 10 лет в театре. Театр Солис, где испанская актриса Маргарита Ширгу поставила ее в Гарсиа Лорка Кровавая свадьба, «Селестина» Фернандо де Рохаса, Шекспира Сон в летнюю ночь, Ромео и Джульетта и другие классические произведения
В 1950-х и 1960-х годах Зоррилла появилась в Бертольде Брехте 'Мать Храбрость и ее дети, «Филомена Мартурано », Ромео и Джульетта, Макбет, Сон в летнюю ночь, Тартюф. Чайка, Уайлдер Наш город, Нил Саймон Plaza Suite, Жиро Сумасшедшая из Шайо и пьесы Пиранделло, Питер Устинов, Тирсо де Молина, Лопе де Вега, Хенрик Ибсен, Август Стриндберг, JB Пристли и Ференц Мольнар. Она получила признание критиков за свои выступления в фильме Торнтона Уайлдера Сват и в Сенной лихорадке в роли Джудит Блисс.
После десятилетия в Национальная комедия, Соррилла основал Театр Сьюдад-де-Монтевидео с актером Энрике Гварнеро и актером-писателем Антонио Ларрета. Летом 1961 года труппа побывала в Буэнос-Айресе, Париже и Мадриде, где они выиграли премию испанских критиков за постановки пьес Федерико Гарсиа Лорки La zapatera prodigiosa и Лопе де Вега летом 1961 года.
С 1964 по 1966 год Зоррилла взяла творческий отпуск и жила в Нью-Йорке, где работала учителем французского и секретарем на Бродвее. В Нью-Йорке она поставила детский мюзикл «Canciones para mirar» по текстам аргентинской поэтессы Марии Елены Уолш. Ходили слухи, что во время ее пребывания в США у Зорриллы был роман с комиком Дэнни Кэй, который часто упоминал ее в интервью.
Как корреспондент уругвайской газеты El País, она освещала такие события, как Каннский кинофестиваль для Гомеро Альсина Тевенет и другие международные мероприятия (позже опубликованные в книге Diarios de viaje), а также в течение многих лет вел ток-шоу.
В опере она поставила Пуччини Богема, Верди Un Ballo in maschera Театр Солис и театр SODRE и Россини Il barbiere di Siviglia в Театро Аргентино де Ла Плата в 1977 г.
2011 - Озвучены повествованиями OTRA VIDA английского композитора Клайва Нолана и писательницы Элизабет Шлук
Вызван актером и режиссером Лаутаро Муруа, чтобы сыграть Донну Нативидад в третьей версии фильма «Ун Гуапо дель 900», Китай Зорилья. Дебют в кино состоялся в конце 1971 года в возрасте 49 лет. Следующим летом она заменила актрису Ану Марию Кампой в Бабочки свободны, который был показан в Мар-дель-Плата. Она поселилась в Буэнос-Айресе. Ее пребывание совпало с периодом военно-гражданской диктатуры в Уругвае (1973–1985), что вынудило ее остаться за границей. Зоррилла выразила свою солидарность, защищая и помогая уругвайцам бежать от диктатуры. В этот период военный режим запретил ей выступать в уругвайских театрах. После возвращения страны к демократии в 1980-х, Зорилла триумфально вернулась в Театр Солис в роли Эмили Дикинсон.
В середине 1970-х и 1980-х годах Зорилла гастролировала и выступала на национальном и международном уровнях, включая Центр исполнительских искусств им. Кеннеди.
На сцене она изображала таких исторических личностей, как Эмили Дикинсон в Уильяме Люсе Красавица Амхерста, Моника Оттино Виктория Окампо, миссис Патрик Кэмпбелл в Джером Килти «Дорогой лжец: Письменная комедия». Зоррилла играла в пьесах Жана Кокто, Люсиль Флетчер, Оскара Виале и земляка Якобо Лангснера, написавшего для нее несколько пьес. Она повторила один из своих предыдущих успехов в театре, роль Джудит Блисс в Сенной лихорадке.
. В 1995 году она появилась в главном оперном театре Буэнос-Айреса, Театро Колон в роли Персефона в Стравинском и Гиде Персефоне.
Зоррилла адаптировал, поставил и поставил пьесы и мюзиклы: Гольдони Слуга двух господ, Реджинальд Роуз 12 разгневанных мужчин, Жорж Фейдо Блоха в ее ухе и Нил Саймон Затерянный в Йонкерсе.
За последнее десятилетие она получила четыре награды как скульптор Хелен Мартинс в Атоле Фугарде Дорога в Мекку и в роли Евы в адаптации Марка Твена Дневник Евы.
После ее дебюта в 1971 году в роли матери Natividad в «Un guapo del 900» Муруа, Зоррилла снялся в более чем 40 аргентинских фильмах. В 1973 году она стала популярной звездой мыльных опер Альберто Мигре. В 1984 году она получила приз за лучшую женскую роль на кинофестивале в Гаване за фильм «Дарсе Куента». Она сыграла в фильмах «Лето Кольта» (совместное производство в Канаде), «Ничья жена Марии Луизы Бемберг», «Еврейские гаучосы», совместном производстве «Чума» (в главных ролях: Уильям Херт и Рауль Хулиа ), Герои и пленники Эдгардо Козарински, Мануэль Пуч «Ангельский лобок», Адольфо Аристарайн Последние дни жертвы, а также в аргентинской черной комедии Esperando la carroza (В ожидании катафалка ).
Позже Зоррилла получила международное признание за свои выступления в Conversaciones con mamá в 2005 году (приз за лучшую женскую роль 2004 года на 26-м Московском международном кинофестивале и Малагский кинофестиваль ) и в фильме Эльза и Фред, который принес ей несколько наград, в том числе Серебряный кондор за лучшую женскую роль.
Зорилла скончалась 17 сентября 2014 года от пневмонии в больнице в Монтевидео, Уругвай, в возрасте 92 лет. Правительство Аргентины и Уругвая объявило двухдневный национальный траур, назвав ее "настоящей представитель культуры Ривер Плейт ». Ее разбудили на Конгрессе Монтевидео. Не дойдя до кладбища, процессия сделала короткую остановку у Театро Солис.
Год | Название | Роль |
---|---|---|
2008 | ||
2007 | Tocar el cielo | Imperio |
2005 | Эльза и Фред | Эльза |
2004 | Conversaciones con mamá | Mamá |
2003 | Сама | |
1997 | Sin querer | |
Entre la sombra y el alma (короткометражный фильм) | ||
1996 | Besos en la frente | Mercedes Arévalo |
Lola Mora | ||
1995 | Fotos del alma | Эстерсита |
La nave de los locos | Доктор Марта Каминос | |
1994 | Guerriers et captives | |
1992 | Cuatro caras para Victoria | Victoria Ocampo IV |
Ла Пест | Эмма Рье | |
1991 | Диос лос криа | |
Верано дель потро | Ана | |
1989 | Nunca estuve en Viena | Карлота |
1986 | Pobre mariposa | |
1985 | В ожидании катафалка | Эльвира Ромеро де Мьюкарди |
Contar hasta diez | ||
1984 | Darse cuenta | Медсестра Agueda |
1982 | La invitación | |
лобковый ангел | ||
Últimos d ías de la víctima | Beba | |
Señora de nadie | Madre de Leonor | |
1975 | Los gauchos judíos | Сара |
Triángulo de cuatro | ||
Las sorpresas | ||
1974 | Перемирие | |
1973 | Las venganzas de Beto Sánchez | Учитель |
1972 | Ла Маффиа | Асунта Донато |
1971 | Ун Гуапо дель 900 | Дона Нативидад |
Год | Звание | Роль |
---|---|---|
2005 | Mujeres asesinas | Инес Кинтерос (1 серия) |
2004 | Los Roldán | Mercedes Lozada |
Piel naranja años después | Донья Елена | |
2003 | Son amores | Маргарита (в титрах) |
2002 | 099 Central | Дора (в титрах) |
2001 | Enamorarte | Mercedes "Mechita" Dugan viuda de Juarez |
Las amantes | ||
1998 | Gasoleros | Matilde |
1997 | El arcángel | |
Ricos y famosos | Catalina | |
Rodolfo Rojas DT | Tina | |
Noches Chinas | Хозяйка / как она сама | |
1996 | La salud de los enfermos (телефильм) | Мать |
1995 | Леандро Лейва, un soñador | |
1990 | Atreverse | |
1980 | El solitario (мини-сериал) | Melani Duvalie |
1979 | Chau, amor mío | Ана |
1976 | Los que estamos solos | Doña Barbarita |
1975 | Piel naranja | Елена |
1974 | Mi hombre sin noche | Casilda |
1973 | Pobre diabla | Aída Morelli |
1972 | Esperando la carroza | Эльвира |
1971 | Эль тобоган | Роза |
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с China Zorrilla. |