Цепной сдвиг

редактировать
Звуковые изменения, влияющие друг на друга

В исторической лингвистике, a цепной сдвиг - это набор изменений звука, с которым связано изменение произношения одного речевого звука (обычно фонемы ), и предположительно вызывает изменение произношения других звуков. Звуки, участвующие в цепном сдвиге, можно упорядочить в «цепочку» таким образом, чтобы после завершения изменения каждая фонема в конечном итоге звучала так, как звучала фонема перед ней в цепочке до изменения. Изменения, составляющие цепной сдвиг, интерпретируемые как правила фонологии, находятся в так называемом порядке подделки.

Хорошо известным примером является Великий сдвиг гласных, который был цепным сдвигом, затронувшим все долгие гласные в среднеанглийском. Изменения в передних гласных можно резюмировать следующим образом:

a → e: → i: → aɪ

A перетащить цепь или тянуть цепь - это цепь сдвиг, при котором фонема на «переднем» крае цепочки изменяется первой. В приведенном выше примере цепной сдвиг будет цепочкой вытягивания, если / i: / сначала изменится на / aɪ /, открыв пространство в позиции [i], которое / e: / затем переместится для заполнения. push-цепочка - это сдвиг цепочки, при котором фонема на «конце» цепочки перемещается первой: в этом примере, если / a / переместится в сторону [e], будет создан эффект «скучивания» и / e: /, таким образом, переместится к [i], и так далее. Неизвестно, какие фонемы изменились первыми во время Великого сдвига гласных; многие ученые полагают, что высокие гласные, такие как / i: /, начали сдвиг, но некоторые предполагают, что нижние гласные, такие как / a /, могли сдвигаться первыми.

Содержание

  • 1 Примеры
  • 2 Синхронные сдвиги
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки

Примеры

Во время Великого сдвига гласных в 15-м и 16-м веках все долгие гласные среднеанглийского языка, которые соответствуют напряженным гласным в современном английском языке, изменили произношение. Изменения можно резюмировать следующим образом:

Большой сдвиг гласных
Передние гласныеОб этом звуке Об этом звуке i:Об этом звуке
Об этом звуке ɛ:Об этом звуке i: или Об этом звуке
Задние гласныеОб этом звуке ɔːОб этом звуке Об этом звуке Об этом звуке
Об этом звуке aОб этом звуке

Большинство гласных сдвинуто на более высокое место артикуляции, так что произношение гусей изменено с / ge: s / на / giːs / и прервано с / brɔːken / на / broːkən /. Высокие гласные / iː / и / uː / превратились в дифтонги (например, мышей изменили с Об этом звуке / miːs / на Об этом звуке / maɪs / ), а нижний гласный / a / был перед, в результате чего имя изменилось с Об этом звуке / na: mə / на Об этом звуке / neɪm /.

Великий сдвиг гласных происходил на протяжении столетий, и не все разновидности английского языка пострадали таким же образом. Например, некоторые носители языка Шотландия до сдвига все еще произносят хаус так же, как и его звучание в среднеанглийском языке, как [hus].

Цепной сдвиг может затронуть только один региональный диалект языка, или он может начинаться с определенного регионального диалекта, а затем расширяться за пределы региона, в котором он возник. В последнее время произошел ряд изменений в региональной сети на английском языке. Возможно, наиболее известным является сдвиг гласных в северных городах, который в основном ограничен регионом «Внутренний север » в Соединенных Штатах. Другими примерами в Северной Америке являются калифорнийский сдвиг гласных, южный сдвиг гласныхюжных штатах ) и канадский сдвиг. В Англии сдвиг гласных кокни среди лондонцев из рабочего класса известен по его известности в таких пьесах, как Джордж Бернард Шоу Пигмалион (и связанный с ним музыкальный Моя прекрасная леди ):

iː → ei → ai → ɔi → oi

Многие цепные сдвиги - это сдвиги гласных, потому что многие наборы гласных естественно расположены на многозначной шкале (например, высота гласного или фронтальность). Однако цепные сдвиги также могут происходить в согласных звуках. Известным примером такого сдвига является хорошо известный сдвиг первого германского звука или закон Гримма, в котором протоиндоевропейские глухие согласные звуки превратились в щелочные, простые звонкие перестали звучать, и хрипловатые остановки стали озвученными:

bʱ → b → p → f
dʱ → d → t → Об этом звуке θ
ɡʱ → ɡ → k → h, x

Другой - сдвиг согласных верхненемецких, который отделял древневерхненемецкий от других западногерманских диалектов, таких как древнеанглийский, Старый Фризи an и древнесаксонский :

Об этом звуке dОб этом звуке t → ts, Об этом звуке s
Об этом звуке ɡОб этом звуке k → kx, Об этом звуке x
Об этом звуке bОб этом звуке p → pf, Об этом звуке f

Романские языки к северу и западу от центральной Италии (например, французский, испанский, португальский, каталонский и различные северные итальянские языки) известны набором цепных сдвигов, которые вместе именуются лениция, которая повлияла на стоп-согласные между гласными:

pp → p → b → Об этом звуке β, v
tt → t → d → Об этом звуке ð (или исчезает)
kk → k → ɡ → Об этом звуке ɣ, j (или исчезает)

В этом случае каждый звук становился слабее (или более «ленитировался»).

Синхронные сдвиги

Также возможно, чтобы цепные сдвиги происходили синхронно в пределах фонологии языка, существующего в определенный момент времени.

Нзеби (или Нжеби), язык банту из Габона, имеет следующий цепной сдвиг, морфофонологически вызываемый определенными суффиксами времени / аспекта:

aɛei
əi
ɔou

Ниже приведены примеры:

Основная формаФорма со сдвигом цепочки
sal "работать"sal-i → sɛli
βɛɛd "давать"βɛɛd-i → βeedi
ставка "на перенос"бет-i → biti
bis "на отказ"bis-i → bisi
kolən "на спуск"koln-i → kulini
tɔɔd «прибыть»tɔɔd-i → toodi
suɛm «спрятаться»suɛm-i → suemi

Другой пример цепочки из бедуинского хиджази арабского языка включает в себя повышение и удаление гласных:

aiудаление

В нефинальных открытых слогах / a / повышается до / i / в то время как / i / в той же позиции удаляется.

Синхронные сдвиги цепи могут быть круговыми. Примером этого является тон Сямэнь или тайваньский тон сандхи :

5344222153

Контурные тона понижены до более низкого тона и самого низкого тона (21) возвращается к самому высокому тону (53).

Синхронные сдвиги цепи являются примером теоретической проблемы фонологической непрозрачности. Хотя ее легко объяснить в фонологии, основанной на правилах, ее анализ в стандартной параллельной теории оптимальности проблематичен.

См. Также

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-14 04:32:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте