Селадон

редактировать
Термин для керамики с двумя разными типами глазури
Селадон
Grès chinois Guimet.jpg Китайский Селадон Longquan из Чжэцзян, династия Сун, 13 век
Китайское имя
Традиционный китайский 青瓷
Упрощенный китайский 青瓷
Корейское имя
Хангыль 청자
Ханджа 靑瓷
Японское имя
Кандзи 青磁
Хирагана せ い じ

Селадон - термин для керамики, обозначающий оба изделия глазурованный в нефрит зеленый цвет морской волны, также известный как зелень (термин, который сейчас используют специалисты), и вид прозрачной глазури, часто с небольшими трещинами, которая была впервые использована на зелени, но позже использовался на другом фарфоре. Селадон возник в Китае, хотя этот термин является чисто европейским, и известные печи, такие как обжиговая печь Лунцюань в провинции Чжэцзян, известны своей глазурью из селадона. Позднее производство селадона распространилось на другие части Восточной Азии, такие как Япония и Корея, а также страны Юго-Восточной Азии, такие как Таиланд. В конце концов, европейские гончарные изделия произвели некоторые изделия, но они никогда не были там основным элементом. Более тонкие изделия выполнены из фарфора, но и цвет, и глазурь могут быть выполнены из керамики и фаянса. Большая часть раннего селадона Longquan находится на границе керамики и фарфора, что соответствует китайским, но не европейским определениям фарфора.

На протяжении многих веков изделия из селадона высоко ценились китайским императорским двором, прежде чем их заменили в моде расписные изделия, особенно новый бело-голубой фарфор при династии Юань.. Сходство цвета с нефритом, традиционно наиболее ценимым материалом в Китае, было значительной частью его привлекательности. Селадон продолжал производиться в Китае на более низком уровне, часто с сознательным чувством возрождения старых стилей. В Корее селадоны, произведенные во время династии Корё (918–1392), считаются классическими изделиями корейского фарфора.

Цвет селадона классически получают путем обжига глазури, содержащей немного оксид железа при высокой температуре в восстанавливающей печи. Материалы должны быть очищены, так как другие химические вещества могут полностью изменить цвет. Слишком мало оксида железа вызывает синий цвет (иногда желаемый эффект), а слишком много дает оливковый и, наконец, черный; правильная сумма составляет от 0,75% до 2,5%. Присутствие других химикатов может иметь последствия; диоксид титана придает желтоватый оттенок. Сами изделия, изготовленные из глазури из селадона, часто называют «селадонами».

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Производство и характеристики
  • 3 Восточная Азия
    • 3.1 Китайские селадоны
    • 3.2 Японские селадоны
    • 3.3 Корейские селадоны
  • 4 Юго-Восточная Азия
    • 4.1 Тайский селадон
    • 4.2 Вьетнамский селадон
  • 5 Другое
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Этимология
Храм Мин, фигура оставлена ​​неглазурованной состояние «бисквит»

Термин «селадон» для обозначения бледной нефритовой -зеленой глазури был придуман европейскими ценителями изделий. Наиболее общепринятая теория состоит в том, что этот термин впервые появился в Франции в 17 веке и назван в честь пастуха Селадона в Оноре д'Урфе французском пасторальный романс, L'Astrée (1627), носивший бледно-зеленые ленты. (Д'Урф, в свою очередь, заимствовал своего персонажа из Овидия Метаморфозы V.210.) Другая теория состоит в том, что этот термин является искажением имя Саладина (Салах ад-Дина), султана Айюбида, который в 1171 году отправил сорок керамических изделий Нур ад-Дину Зенги, султану Сирия. И все же третья теория состоит в том, что это слово происходит от санскритского шила и дхара, которые означают «зеленый» и «камень» соответственно.

Производство и характеристики
Яочжоуская посуда чаша с резным и гребенчатым орнаментом, династия Северная Сун

Селадон глазурь относится к семейству обычно частично прозрачных, но цветных глазурей, многие из которых имеют ярко выраженный (а иногда и подчеркнутый) «треск» или крошечный трещины в глазури, возникающие в самых разных цветах, обычно используются на керамических изделиях из керамики или фарфора.

Так называемый «настоящий селадон», который требует минимальной температуры печи 1260 ° C (2300 ° F), предпочтительного диапазона от 1285 до 1305 ° C (2345-2381 ° F) и обжига в восстанавливающая атмосфера, возникла в начале династии Северная Сун (960–1127), по крайней мере, по одному строгому определению. Уникальная серая или зеленая глазурь цвета селадона является результатом превращения оксида железа из трехвалентного в двухвалентное железо (Fe 2O3→ FeO) во время обжига. процесс. Отдельные детали при одном обжиге могут иметь существенно разный цвет, от небольших вариаций условий в разных частях печи. В большинстве случаев зеленый был желаемым цветом, напоминая китайцам о нефрите, всегда самом ценном материале в китайской культуре.

Глазури Celadon могут производиться в различных цветах, включая белый, серый, синий и желтый, в зависимости от нескольких факторов:

  1. толщины нанесенной глазури,
  2. типа глина, на которую она нанесена,
  3. точный химический состав глазури,
  4. температура обжига,
  5. степень восстановления в атмосфере печи и
  6. степень непрозрачности глазури.

Самые известные и желанные оттенки варьируются от очень бледно-зеленого до темно-зеленого, часто имитируя зеленые оттенки нефрита. Основной цветовой эффект создается оксидом железа в рецептуре глазури или глиняной массой. Целадоны почти исключительно обжигают в восстановительной атмосфере печи, поскольку химические изменения в оксиде железа, сопровождающие лишение его свободного кислорода, являются тем, что дает желаемый цвет. Как и в случае с большинством глазурей, в глазури может возникать растрескивание (дефект глазури), и, если характеристика желательна, это называется глазурью с «краклеем».

Восточная Азия

Китайские селадоны

Бассейн из нарцисса со светлой голубовато-зеленой глазурью, Руская посуда, Национальный дворец-музей.

Зеленая посуда найдена в фаянсовая посуда от династии Шан и далее. Археолог Ван Чжуншу утверждает, что осколки с селадоном керамической глазурью были обнаружены при раскопках гробниц династии Восточная Хань (25–220 гг. Н.э.) в Чжэцзяне, и что этот тип керамики стал хорошо известен в период Трех Королевств (220–265). Сейчас их часто называют протоселадонами, и они имеют тенденцию к коричневому и желтому цвету без особого зеленого.

Самым ранним основным типом селадона был изделия Юэ, на смену которым пришли печи в северном Китае, производящие изделия, известные как северные селадоны, иногда используемые императорский двор. Самая известная из них - посуда Яочжоу. Все эти типы уже широко экспортировались в остальную часть Восточной Азии и исламский мир.

Селадон Лунцюань впервые были изготовлены во время Северной песни, но процветали во время Южной песни, когда столица переместилась на юг, а северные печи пришли в упадок. Он имел голубоватую, сине-зеленую и оливково-зеленую глазурь, и тела все чаще имели высокое содержание кремнезема и щелочи, что напоминало более поздние фарфор изделия, изготовленные на Цзиндэчжэнь и Дэхуа, а не керамические изделия.

Все упомянутые выше изделия были в основном в зеленых тонах или должны были быть в них. Другие изделия, которые можно отнести к классу селадонов, чаще имели оттенки бледно-голубого, очень высоко ценимые китайцами, или различные коричневые и не совсем белые. Они часто были наиболее высоко оценены в то время и более поздними китайскими знатоками, а иногда делались более или менее исключительно для двора. К ним относятся изделия из руин, изделия из гуань и изделия из драгоценных металлов, а также более ранние типы изделий, такие как изделия «секретного цвета» (mi se), окончательно идентифицированные при склеп в Храме Фамэн был открыт.

В XIII – XV веках большое количество селадона Longquan экспортировалось по всей Восточной Азии, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. В исламских странах особенно приветствовали большие блюда из селадона. Примерно с 1420 года графы Katzenelnbogen владели старейшим европейским импортом селадона, попавшего в Европу косвенно через исламский мир. Это чашка, сделанная из металла в Европе, выставлена ​​в Касселе в Landesmuseum. После разработки сине-белого фарфора в посуде Цзиндэчжэнь в начале 14 века селадон постепенно вышел из моды как на китайском, так и на экспортных рынках, а примерно после 1500 года качество и количество производства было значительно сокращено, хотя в последующие века на фарфоре Цзиндэчжэнь было несколько возрожденных антикварных глазурей.

Украшение в китайских селадонах обычно выполняется только путем придания формы телу или создания неглубоких рисунков на плоской поверхности, что позволяет глазурь для заливки в углубления, придавая гораздо более глубокий цвет, чтобы подчеркнуть дизайн. В обоих методах могут использоваться резьба, формовка и ряд других техник. Очень редко бывает какой-либо контраст с совершенно другим цветом, за исключением тех случаев, когда части изделия иногда остаются в виде неглазурованного бисквита в селадоне Longquan.

Японские селадоны

Кё ваза, XIX век

Японское произношение китайских иероглифов для обозначения зелени - сэйдзи (青磁). Он был завезен во времена династии Сун (960–1270) из Китая и через Корею. Несмотря на то, что в современную эпоху в Японии, пожалуй, самые разнообразные стили керамического искусства, гончары в основном избегали зелени из-за высокого уровня потерь - до 80%. Каолинит, керамика Материал, который обычно используется для производства фарфора, тоже не существует в больших количествах, как в Китае. Один из источников каолина в Японии - из Амакуса в Кюсю. Тем не менее появилось несколько художников, чьи работы получили признание критиков за качество и цвет полученных глазурей, а также за новаторство в современном дизайне.

Три предмета из Китая были зарегистрированы правительством как национальное достояние. Это две вазы для цветов из печи Лунцюань, датируемой южной династией Сун в 13 веке, и ваза для цветов с железными коричневыми пятнами также из печи Лунцюань, датируемая династией Юань в 13–14 веках.

Производство в стиле Лунцюань было сосредоточено вокруг Ариты, Сага и в Домене Саги под властью лордов клана Набешима. Зеленая посуда также закрыта и обвита белым фарфором hakuji (白 磁). Глазурь со смешанными тонкими цветовыми градациями ледяного голубовато-белого цвета называется фарфор сейхакудзи (青白 磁). На китайском языке этот тип глазури известен как посуда Цинбай. История Цинбая восходит к династии Сун. Он обожжен в бисквитном обжиге и окрашен глазурью с небольшим содержанием железа. При повторном обжиге он становится голубоватым. Японские художники и заказчики предпочитают голубовато-белую глазурь сейхакудзи полностью зеленой глазури.

Обычно производятся чайные или рисовые чаши, сакэ чашки, вазы и тарелки, а также фляги мидзуаси для чайной церемонии, кадильницы и коробки. Однако некоторые постмодернистские художники-керамисты также расширили область скульптуры и абстрактного искусства.

Художники ранней эпохи Сёва: Итая Хазан (1872–1963), Томимото Кенкичи (1886–1963), Като Хаджме (1900–1968), Цукамото Кайдзи (塚 本 快 示) (1912–1990), и Окабе Минео (1919–1990), который специализировался на посуде Гуань с ее потрескавшейся глазурью. Цукамото Кайдзи был номинирован на Живое национальное сокровище в 1983 году за свои работы в сейхакудзи. Художниками от середины до конца эры Сёва были Симидзу Уичи (1926–?), Который также специализировался на потрескавшейся глазури, Судзуки Осаму (1926-2001), Миура Кохэйдзи (1933-?), Судзуки Сансей (р. 1936), Фуками Суэхару (р. 1947) и Такенака Ко (р. 1941). В эпоху Хэйсэй художниками были Масамичи Ёсикава (р. 1946), Кавасэ Синобу (р. 1950), Минэгиси Сэйко (р. 1952), Кубота Ацуко (р. 1953), Яги Акира (р. 1955) и Като Цубуса (加藤委) (р. 1962).

Такие художники, как Фуками Суэхару, Масамичи Йошикава и Като Цубуса, также создают абстрактные произведения, и их работы являются частью ряда национальных и международных музейных коллекций. Като Цубуса работает с каолином из Новой Зеландии.

Корейские селадоны

Курильница с глазурью зимородка, Династия Корё (Национальное достояние № 95) Гравюра с инкрустацией Сангам подъемного крана (слева), соскабливающего лишнюю глиняную пластину, использованную для заполнения гравюры (справа)

Китайская зелень была очень популярным импортом в Корею и вдохновляла местных гончаров. Селадоны исключительного качества производились в Корее во времена династий Корё и Чосон. Техника инкрустации зелени, известная как сангам, при которой гончары выгравировали полусухую керамику с узорами и помещали черную или белую глину внутри гравюры, была изобретена в Корее в то время.

Корейская зелень, также известная как " Goryeo celadon "обычно бледно-зелено-голубого цвета. Глазурь была разработана и усовершенствована в X и XI веках в период Корё, от которого она и получила свое название. Корейская зелень достигла своего апогея между XII и началом XIII веков, однако вторжение монголов в Корею в XIII веке и преследования со стороны правительства династии Чосон разрушили это ремесло.

Печи Канджин производили большое количество изделий Корё и представляли собой комплекс из 188 печей. Обжиговые участки расположены в Канчжине -гун, Чолланам-до у моря. Горы на севере обеспечивали мастеров-гончаров необходимым сырьем, таким как дрова, каолинит и диоксид кремния, в то время как хорошо налаженная система распределения доставляла керамику по всей Корее и способствовала экспорту в Китай. и Япония. Эти места предварительно внесены в список всемирного наследия правительством Южной Кореи. Селадон использовался как «сосуд духов» или чи-тан, чтобы вызывать духов, приносящих позитив, во многих корейских храмах 14 века.

Традиционная корейская зелень имеет отличительные декоративные элементы. Наиболее своеобразные украшены нанесением глазури на контрастные глиняные тела. С инкрустацией, известной как сангам по-корейски, небольшие кусочки цветной глины инкрустированы в основу. Резные или скользящие -резные узоры требуют слоев глины разного цвета, приклеенных к основной глине изделия. Затем слои вырезаются, чтобы выявить различные цвета.

Ряд предметов, относящихся к династии Корё, был зарегистрирован правительством как национальное достояние Южной Кореи, например, чайник-дракон XII века (национальное достояние № 61).), maebyeong ваза с выгравированными журавлями в стиле санггам (национальное достояние № 68), тщательно продуманная кадило с глазурью зимородка (национальное сокровище № 95) и кувшин в форме a Драконья Черепаха (Национальное достояние № 96).

Современные гончары, используя современные материалы и инструменты, попытались воссоздать корейскую технику изготовления зелени. Художником послевоенной эпохи, который специализировался на этом, был Живое национальное сокровище Ю Гын-Хён (유근형; 柳 根 瀅) (1894–1993). Его работы были задокументированы в короткометражном фильме Koryo Celadon в 1979 году. Другой художник, который также был Живым национальным достоянием, был (1912–1993). Деревня керамики Ичхон представлена ​​сотнями мастеров в областях Сугван-ри, Синдун-мён, Сэум-дон в городе Ичхон.

В Национальном музее Кореи в Сеуле хранятся важные произведения из селадона. и национальные сокровища. Музей керамики Хэган и Музей Корё Селадон - два региональных музея, специализирующихся на корейской зелени.

Юго-Восточная Азия

Тайский селадон

Тайская керамика имеет свои традиции производства зелени. Средневековые тайские товары изначально находились под влиянием китайской зелени, но впоследствии они развили свой собственный уникальный стиль и технику. Одни из самых известных обжиговых печей во время царства Сукхотай находились в S (r) i Satchanalai, около Si Satchanalai District и Sawankhalok District в провинции Сукхотай., северо-центральный Таиланд. Производство началось в 13 веке нашей эры и продолжалось до 16 века. Наивысшего расцвета искусство достигло в 14 веке.

Вьетнамский селадон

Другие
Керамическая посуда, покрытая глазурью селадона, Ванда Голаковска, Польша, 2-я половина 20-го века

За пределами Восточной Азии некоторые художники также работали с зеленью с разной степенью успеха в отношении чистоты и качества. К ним относятся Томас Безансон из Приорат Вестона и (1901–1975) из Польши, чьи работы являются частью коллекции Национального музея, Варшава и Национальный музей, Краков.

Примечания
Ссылки
  • Gompertz, G. St.GM, Chinese Celadon Wares, 1980 (2-е изд.), Faber Faber, ISBN 0571180035.
Дополнительная литература
Внешние ссылки
На Wikimedia Commons есть медиа относится к Селадон.
Последняя правка сделана 2021-05-14 13:45:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте