Византийский шелк

редактировать
Давид, между олицетворениями Мудрости и Пророчества, изображен на хламиде из узорчатого византийского шелка.. Парижская Псалтырь, 10 век.

Византийский шелк - это шелк, сотканный в Византийской империи (Византия) примерно с четвертого века до Падение Константинополя в 1453 году.

Византийская столица Константинополь был первым значительным центром шелкоткачества в Европе. Шелк был одним из важнейших товаров византийской экономики, использовался государством как средство платежа и дипломатии.

Шелк-сырец покупался в Китае и из тонких тканей, которые стоят дорого во всем мире. Позже шелкопряда контрабандным путем ввезли в Империю, и сухопутная торговля шелком постепенно стала менее важной. После правления Юстиниана I производство и продажа шелка стали имперской монополией, обрабатывались только на имперских фабриках и продавались официальным покупателям.

Византийские шелка примечательны своими яркими цветами., использование золотой нити и замысловатый рисунок, приближающийся к живописной сложности вышивки на ткацком ткани. Византия доминировала в производстве шелка в Европе на протяжении раннего средневековья, до основания итальянской шелкоткацкой промышленности в XII веке и до завоевания и распада Византийской империи в Четвертом крестовом походе (1204).

Содержание
  • 1 Разработка
  • 2 Ткань
  • 3 Гобелен и вышивка
  • 4 Отклонение
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Разработка
Византийский шелк с рисунком птиц и грифонов на медальонах.

Во времена Римской империи шелковые ткани достигли Запада по суше по Шелковому пути через Азию от ханьского Китая, проходя через Парфянскую империю и позже империю Сасанидов до торговых центров в Сирии. Регистрируется импорт шелка-сырца, шелковой пряжи и готовых тканей, но методы производства этих тканей из шелкопряда bombyx mori оставались строго секретом китайцев до Император Востока Юстиниан I (482–565) организовал контрабанду яиц тутового шелкопряда из Средней Азии в 553-54 гг. этап расцвета византийской шелкоткацкой промышленности.

Вскоре после контрабанды яиц тутового шелкопряда из Китая христианскими монахами-несторианами византийский историк VI века Менандр-протектор пишет о том, как Согдийцы пытались наладить прямую торговлю китайским шелком с Византийской империей. Заключив союз с сасанидским правителем Хосровом I, чтобы победить империю эфталитов, Истами, гёктюрк правитель К Тюркскому каганату обратились согдийские купцы с просьбой разрешить аудиенцию у сасанидского царя царей за привилегию путешествовать по персидским территориям для торговли с византийцами. Истеми отклонил первую просьбу, но когда он санкционировал вторую и послал согдийское посольство к царю Сасанидов, последний приказал отравить членов посольства до смерти. Мания, согдийский дипломат, убедил Истеми направить посольство непосредственно в Константинополь, которое прибыло в 568 году и предложило не только шелк в подарок византийскому правителю Иустину II, но и предложил союз Сасанидов против Персии. Юстин II согласился и отправил посольство в Тюркский каганат, обеспечив прямую торговлю шелком, желаемую согдийцами. Однако даже с началом византийского производства шелка, начавшегося в VI веке, китайские разновидности шелка по-прежнему считались более качественными, и этот факт, возможно, подчеркивается открытием византийской монеты солид, отчеканенной во время правления Юстина. II найден в китайской гробнице династии Суй (581-618 гг. Н.э.) в провинции Шэньси в 1953 году, среди других византийских монет, найденных в различных местах. Согласно китайским историям, византийцы (т.е. «Фу-лин »), поддерживая более раннюю римскую дипломатическую традицию в Китае, также направили ко двору несколько посольств. из китайской династии Тан (618-907 гг. н.э.) и один раз до династии Сун (960-1279), предлагая экзотические дары , такие как стеклянная посуда демонстрируя постоянный интерес к торговле шелком в Китае. Византийский историк 7-го века Феофилакт Симокатта довольно точно описал Китай, его географию, его воссоединение с династией Суй (581-618) и даже назвал своего правителя Тайссон, что означает «Сын Божий », возможно, также производное от имени Императора Тайцзун Танга (годы правления 626-649). Современные китайские источники, а именно Старая и Новая книга Тан, также описывают город Константинополь и , как он был осажден Муавия I (основатель Омейядского халифата ), который впоследствии потребовал дань.

Новые типы ткацких станков и техники ткачества также сыграли свою роль. Тканый или полосатый шелк был распространен в римском мире, а узорчатый дамасский шелк со все более сложными геометрическими узорами появляется с середины III века. Ткань сложная саржа была разработана не позднее 600 г., а полихромная (разноцветная) сложная саржа стала стандартным переплетением византийских шелков на следующие несколько столетий. Монохромное лампас плетение стало модным около 1000 г. как в византийских, так и в исламских центрах ткачества; в этих тканях используются контрастные текстуры, а не цвет для передачи узоров. Сохранилось также небольшое количество гобеленов, сотканных из византийского шелка.

Изображение слева: Византийская шелковая ткань с изображением святого Сампсона Гостеприимного, VI-VII века. Изображение справа: Шелковая ткань с изображением жертвы животных, принесенных двум фигурам (Кастор и Поллукс ), стоящим на столбе; Византия, VII / VIII века

Правила, регулирующие использование дорогих тирских пурпур красителей, менялись с годами, но ткань, окрашенная в эти цвета, обычно ограничивалась определенными классами и использовалась в дипломатических подарках. Другими красителями, используемыми в византийских мастерских по производству шелка, были марена, кермес, индиго, сварка и саппановое дерево. Золотая нить была сделана из позолоченных серебряных полос, обернутых вокруг шелковой сердцевины.

Фигурные (узорчатые) византийские шелка VI (и, возможно, V) веков демонстрируют общий дизайн небольших мотивов, таких как сердца, свастики, пальметты и листья двух цветов утка. Позже появляются узнаваемые растительные мотивы (например, листья и цветы лотоса) и человеческие фигуры. Сохранившиеся ткани документируют богатый обмен техниками и иконографическими темами между Константинополем и новоисламскими текстильными центрами Средиземноморья и Центральной Азии в годы после мусульманских завоеваний VII века. В дизайне VIII и IX веков изображены ряды медальонов или медальонов, заполненных парами фигур людей или животных, перевернутых в зеркальном отображении по вертикальной оси. Многие мотивы перекликаются с сасанидскими рисунками, включая древо жизни, крылатых лошадей, львов и воображаемых зверей, и есть ряд сохранившихся произведений, по которым специалисты не могут прийти к согласию между византийским или исламским происхождением. Модные узоры напоминали о деятельности и интересах королевского двора, например, сцены охоты или квадрига (колесница с четырьмя лошадьми).

Тканые ткани
Плащаница Карла Великого, полихромный византийский шелк с рисунком квадриги, 9 век. Париж, национальный музей дю Мойен Аж.

Из пяти основных видов плетения, используемых в Византии и исламских центрах ткачества Средиземноморья - полосатая ткань, саржа, дамасская ткань, лампас и гобелен, - наиболее важным продуктом был составной саржевый переплет с утком. самит. Слово происходит от старофранцузского samit, от средневекового латинского samitum, excitum, происходящего от византийского греческого ἑξάμιτον hexamiton «шесть нитей», обычно интерпретируемого как указание на использование шести нитей в деформация. В самите основные нити основы скрыты с обеих сторон ткани грунтом и утками узора, и видны только связующие основы, удерживающие утки на месте.

Эти богатые шелка - буквально стоят своего веса. золото - были мощным политическим оружием Византийской империи между 4 и 12 веками. Дипломатические дары византийских шелков укрепили союзы с франками. Византия предоставила концессии на торговлю шелком морским державам Венеции, Пизы, Генуи и Амальфи для обеспечения военно-морской и военной помощи Византии.

Византийское шелкоткачество оказало огромное влияние. Византийские шелковые придворные ритуалы и церковные обычаи были приняты франками, так же как византийские придворные стили и дресс-коды были отозваны во всем исламском мире. Византия разработала изысканный шелковый придворный костюм и установила стиль использования шелка в гражданской и военной форме, а также для богатых религиозных облачений... Эти шелка служили формой переносного богатства, от которого можно было выгодно избавиться в случае необходимости.

Шелк сохранился в Западной Европе из могил важных фигур, использовался в переплетах книг, а также реликвариях. Но очевидно, что они использовались во многих случаях в качестве занавесей и занавесок в церквях и домах богатых, а также в качестве одежды и облачений. Источники редко упоминают конкретное происхождение шелка, но иногда описывают дизайн достаточно подробно, чтобы можно было идентифицировать его как византийский.

Англосаксонский В Англии были шелка, по крайней мере, конца 7-го века, привезенные из Рима Бенедикт Бископ и другие. Они были незаменимыми, и их легко можно было достать для состоятельных паломников в Рим или Святую Землю (где также можно было купить сирийский или египетский шелк), и их можно было купить в Англии у английских торговцев, которые, несомненно базы в Риме и Павии, а также, вероятно, купленные у скандинавских торговцев по Балтийскому пути. Пришлось заключить особый договор, в соответствии с которым английская корона выплачивала Павии определенную сумму вместо таможенной пошлины на шелк, сбор которой у английских купцов был для павианцев слишком трудным или опасным. Дипломатические дары также хлынули из императорского двора в Константинополе, и принявшие их правители передавали их другим правителям и церквям как на своей территории, так и за ее пределами. Карл Великий подарил не только королю Оффа Мерсии шелка, но и епархии Мерсии и Нортумбрии.

Гобелен и вышивка
"Бамбергер Гюнтертух", вышитый имперский висит, изображающий возвращение Иоанна Цимискеса из успешной кампании около 970 года.

Византийские мастерские были известны не только тканями для одежды и мебели, но и ткаными гобеленами и богато вышитыми Текстиль с декором, часто включающим фигуративные сцены. Наиболее впечатляющим сохранившимся образцом является «Bamberger Gunthertuch » 10 века, тканый гобелен площадью более двух квадратных метров с изображением конного императора между двумя женскими олицетворениями. Спустя почти столетие после его изготовления он был приобретен епископом Бамбергским в Германии во время паломничества в Константинополь. Он умер во время путешествия, и он был использован для его плащаницы. Вышитые религиозные сцены также использовались для облачений и занавесей, и знаменитый английский Opus Anglicanum, по-видимому, сильно зависит от византийской вышивки. Это продолжало позднеантичные тенденции, о которых, среди прочего, свидетельствуют находки на египетских кладбищах и жалоба святого Астерия Амасийского около 410 г. на его паству в северо-восточной Турции, где, по его словам, миряне украшали свою одежду. с религиозными изображениями:

... они искусно производят, как для себя, так и для своих жен и детей, одежду, украшенную цветами и сделанную из десяти тысяч предметов.... Поэтому, когда они одеваются и появляются на публике, они выглядят как стены на картинках в глазах встречающих. И, возможно, даже дети окружают их, улыбаются друг другу и указывают пальцем на картинку на одежде; и идти за ними, долго следуя за ними. На этих одеждах львы и леопарды; медведи, быки и собаки; леса, камни и охотники... Вы можете увидеть свадьбу Галилеи и кувшины; паралитик, несущий кровать на плечах; слепой исцеляется глиной; женщина с кровью, взявшись за край одежды; грешная женщина, упавшая к ногам Иисуса; Лазарь возвращается к жизни из могилы. При этом они считают, что поступают благочестиво и одеты в одежды, угодные Богу. Но если они последуют моему совету, пусть продают эту одежду и чтят живой образ Бога. Не изображайте Христа на своей одежде. Достаточно того, что однажды он испытал унижение, живя в человеческом теле, которое он добровольно принял на себя ради нас. Так что не на одежде, а на душе носи его образ.

Примеры египетских кладбищ обычно сделаны из менее тонких тканей, чем шелк, и обычно представляют собой круглые или другие простые формы с рамкой и сценой внутри. Этот стиль дизайна, кажется, не отличается от упоминаний и немногих пережитков религиозной вышивки с Запада много веков спустя. Некоторая западная вышивка была импортирована, другие, несомненно, делались на месте на импортированном шелке, хотя использовались и другие материалы. Единственная сохранившаяся такая работа в самом большом масштабе, огромный гобелен из Байе (неполный 0,5 на 68,38 метра или 1,6 на 224,3 фута) - это шерсть, вышитая на простом льняном фоне, и Технически это вовсе не гобелен. Однако упоминаются фигурные драпировки меньшего масштаба и одежда из шелка.

Упадок

В 1147 году, во время Второго крестового похода, Роджер II Сицилийский ( 1095–1154) напал на Коринф и Фивы, два важных центра византийского производства шелка, захватив ткачей и их оборудование и основав свои шелковые фабрики в Палермо и Калабрия. После захвата Константинополя в 1204 г. силами Четвертого крестового похода (1202–1204) и основания Латинской Империи (1204–1261) и других «латинских» "заявляет на византийских территориях, византийская шелковая промышленность сократилась, обеспечивая только внутренний рынок предметов роскоши, и лидерство в европейском шелкоткачестве и дизайне перешло к Сицилии и формирующимся итальянским центрам Лукка и Венеция.

Примечания
Ссылки
  • Бернем, Дороти К. (1980) Основа и уток, Текстильная терминология, Королевский музей Онтарио, ISBN 0-88854-256-9.
  • Додвелл, С.Р. (1982) Англосаксонское искусство, Новая перспектива, Манчестер, UP, ISBN 0-7190 -0926-X (изд. США Корнелл, 1985)
  • Фелтхэм, Хелинор Б. (2009) Юстиниан и международная торговля шелком, в: Sino-Platonic Papers, №: 194 (2009).
  • Хоффман, Ева Р. (2007): Пути мобильности: исламский и христианский обмен с десятого по двенадцатый век, в: Хоффман, Ева Р. (ред.): Позднее античное и средневековое искусство Средиземноморского мира, Blackwell Publishing, ISBN 978-1-4051-2071-5
  • Дженкинс, Дэвид, изд. (2003) Кембриджская история западного текстиля, Cambridge University Press, ISBN 0-521-34107-8.
  • Маннас, Лиза (2008) Купцы, принцы и художники: шелк Ткани в северной и итальянской живописи 1300–1550 гг., Приложение I: III «Средневековые типы шелковых тканей и переплетения», Yale University Press, ISBN 978-0-300-11117-0
  • Лайоу, Ангелики Э., изд. (2002), Экономическая история Византии: с седьмого по пятнадцатый век, Думбартон-Окс.
  • Скоузер, Мэри. (2007) Silk, Yale University Press, ISBN 0-300-11741-8.
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Византийским текстиль.
Последняя правка сделана 2021-05-13 07:39:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте