Римское стекло

редактировать
Чаша клетки из Кельн, датируемая серединой IV века. Коллекция Staatliche Antikensammlung, Мюнхен Этот pyxis является образцом роскошной римской посуды, ок. конец 1 века до нашей эры. Художественный музей Уолтерса, Балтимор

Римское стекло предметы были обнаружены в Римской империи в домашнем, промышленном и погребальном контексте. Стекло использовалось в основном для изготовления сосудов, хотя также производились мозаичная плитка и оконное стекло. Производство стекла в Риме развивалось на основе эллинистических технических традиций, изначально сосредоточенных на производстве литых стеклянных сосудов интенсивного цвета. Однако в течение I века нашей эры отрасль претерпела быстрый технический рост, в результате которого было введено выдувание стекла и преобладали бесцветные или «голубые» стекла. Производство необработанного стекла осуществлялось в географически разных местах по сравнению с переработкой стекла в готовые сосуды, и к концу I века нашей эры крупномасштабное производство привело к тому, что стекло стало широко доступным материалом в римском мире и одним из материалов, который также были технически очень сложные специализированные виды роскошного стекла, которые, должно быть, были очень дорогими.

Содержание

  • 1 Рост римской стекольной промышленности
  • 2 Производство
    • 2.1 Состав
    • 2.2 Производство стекла
    • 2.3 Переработка
    • 2.4 Обработка стекла
    • 2.5 Стили
  • 3 Технологии производства сосудов
    • 3.1 Сосуды, изготовленные из стержней и стержней
    • 3.2 Сосуды для холодной резки
    • 3.3 Выдувание стекла: экструзионные и выдувные сосуды
    • 3.4 Другие производственные технологии
  • 4 Декоративные технологии
    • 4.1 Литье узоры на стекле
    • 4.2 Золотое стекло
    • 4.3 Другие декоративные техники
  • 5 Тессераза и оконное стекло
  • 6 Химия и цвета
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Библиография
  • 9 Дополнительная литература

Рост римской стекольной промышленности

Римское стекло II века Эмалированное стекло с изображением гладиатора, найденное в Беграм, Афганистан, который когда-то был частью греко-бактрийского царства, но находился под властью Кушанской империи в период римского принципата, до которому принадлежит стекло, 52–125 гг. нашей эры (хотя там - некоторые научные дебаты о точной датировке).

Несмотря на рост обработки стекла в эллинистическом мире и растущее место стекла в материальной культуре, в начале В 1 веке нашей эры в римском мире еще не было латинского слова для обозначения этого слова. Однако стекло производилось в римском контексте с использованием в основном эллинистических техник и стилей (см. стекло, история ) к концу республиканского периода. Большинство технологий изготовления отнимало много времени, а исходным продуктом был толстостенный сосуд, который требовал значительной отделки. Это, в сочетании с затратами на импорт натрона для производства стеклянного сырья, способствовало ограниченному использованию стекла и его положению в качестве дорогостоящего и престижного материала.

Стеклянный флакон с двумя ручками из Сирии, гр. 4 век нашей эры

Следовательно, в республиканский период стекольная промышленность была относительно второстепенным ремеслом; хотя в первые десятилетия I века нашей эры количество и разнообразие доступных стеклянных сосудов резко возросло. Это было прямым результатом массивного роста римского влияния в конце республиканского периода, Pax Romana, последовавшего за десятилетиями гражданской войны, и стабилизации государства, произошедшей при Правило Августа. Тем не менее, римская посуда уже продвигалась из Западной Азии (т.е. Парфянской империи ) в Кушанскую империю в Афганистане и Индии и так далее Империя Хань из Китая. первое римское стекло, найденное в Китае, произошло из гробницы 1-го века до нашей эры в Гуанчжоу, якобы через Южно-Китайское море.

в Вдобавок к этому в 1 веке нашей эры была внедрена новая важная технология производства стекла. Выдувание стекла позволило стекольникам изготавливать сосуды со значительно более тонкими стенками, уменьшая количество стекла, необходимое для каждого сосуда. Выдувание стекла также происходило значительно быстрее, чем другие методы, и сосуды требовали значительно меньшей отделки, что позволяло дополнительно экономить время, сырье и оборудование. Хотя более ранние техники преобладали в период раннего августа и юлио-клавдийского периода, к середине-концу 1-го века нашей эры более ранние техники были в значительной степени заброшены в пользу дутья.

В результате этого Факторы, стоимость производства была снижена, и стекло стало доступным для более широкого круга общества во все более разнообразных формах. К середине I века нашей эры это означало, что стеклянные сосуды превратились из ценного предмета высокого статуса в широко доступный материал: «[стеклянную] чашку для питья можно было купить за медную монету» (Страбон, Geographica XVI.2). Этот рост также привел к производству первого стекла мозаики для мозаики и первого оконного стекла, поскольку усовершенствованная технология печи позволила впервые производить расплавленное стекло. В то же время расширение империи также привело к притоку людей и расширению культурных влияний, что привело к принятию восточных декоративных стилей. Таким образом, изменения, произошедшие в стекольной промышленности Рима в этот период, можно рассматривать как результат трех основных факторов: исторических событий, технических инноваций и современной моды. Они также связаны с модой и технологиями, разработанными в керамической торговле, из которых был взят ряд форм и техник.

«Цирковой стакан» из римского железного века, найдено в Варпелеве, Дания Зеленая римская стеклянная чашка, обнаруженная в гробнице династии Восточная Хань (25–220 гг. н.э.), Гуанси, Китай

Производство стекла достигло своего пика в начало 2-го века нашей эры, со стеклянными предметами во всех видах домашнего обихода. Основные методы производства - выдувание и, в меньшей степени, литье - оставались в использовании до конца римского периода с изменениями в типах сосудов, но небольшими изменениями в технологии. Начиная со II века и далее стили становились все более региональными, и данные свидетельствуют о том, что бутылки и закрытые сосуды, такие как unguentaria, перемещались как побочный продукт торговли своим содержимым, и многие из них, похоже, соответствовали римской шкале измерения жидкости. Использование цветного стекла в качестве декоративной добавки к бледным и бесцветным стеклам также увеличилось, а металлические сосуды продолжали влиять на форму стеклянных сосудов. После обращения Константина в христианство стекольные изделия стали быстрее переходить от изображения языческих религиозных образов к христианским религиозным образам. Перенос столицы в Константинополь возродил восточную стекольную промышленность, а присутствие римской армии в западных провинциях во многом предотвратило любой спад там. К середине 4-го века выдувание форм использовалось только эпизодически.

Производство

Композиция

Крупный план пляжного песка, основного компонента римского стекла

Римского стекла производство основывалось на применении тепла для плавления двух основных ингредиентов: кремнезема и соды. Технические исследования археологических стекол разделяют ингредиенты стекла на формовщики, флюсы, стабилизаторы, а также возможные глушители или красители.

  • Прежний: Основным компонентом стекла является кремнезем, который в римский период представлял собой песок (кварц), содержащий некоторое количество глинозема (обычно 2,5%) и почти 8% известь. Содержание глинозема варьируется, достигая пика около 3% в стеклах из Западной Империи и остается заметно ниже в стеклах из Ближнего Востока.
  • Флюс: Этот ингредиент использовался для снижения точка плавления диоксида кремния с образованием стекла. Анализ римского стекла показал, что сода (карбонат натрия ) использовалась исключительно в производстве стекла. В этот период основным источником соды был натрон, соль естественного происхождения, обнаруженная в высохших озерах. Основным источником натрона в римский период был Вади-эль-Натрун, Египет, хотя мог быть источник в Италии.
  • Стабилизатор: Стекла, образованные из кремнезема и соды, естественно растворимы, и требуют добавления стабилизатора, такого как известь или магнезия. Известь была основным стабилизатором, используемым в римский период, она проникала в стекло через известковые частицы в пляжном песке, а не как отдельный компонент.

Римское стекло также содержало около 1% до 2% хлора, в отличие от более поздних стекол. Считается, что это произошло либо из-за добавления соли (NaCl) для снижения температуры плавления и вязкости стекла, либо из-за загрязнения натрона.

Производство стекла

римское выдувное стекло погребальная урна, датируемая 1–3 веками нашей эры.

Археологические свидетельства изготовления стекла в римский период немногочисленны, но можно провести сравнения с более поздними исламскими и византийскими периодами становится ясно, что производство стекла было важной отраслью промышленности. К концу римского периода стекло в больших количествах производилось в резервуарах, расположенных внутри высокоспециализированных печей, как показывает 8-тонная стеклянная плита, извлеченная из Бет Шеарим. Эти цеха могли производить много тонн сырого стекла за один обжиг в печи, и хотя этот обжиг мог занять недели, один первичный цех потенциально мог обеспечить несколько участков вторичной обработки стекла. Поэтому считается, что производство сырого стекла было сосредоточено вокруг относительно небольшого количества цехов, где стекло производилось в больших масштабах, а затем разбивалось на куски. Имеются лишь ограниченные свидетельства местного производства стекла и только в отношении оконного стекла. Развитие этой крупной промышленности до конца не изучено, но Естественная история Плиния (36, 194), в дополнение к свидетельствам первого использования расплавленного стекла в середине I века нашей эры, указывает на то, что Печные технологии претерпели заметное развитие в период с начала до середины I века нашей эры, одновременно с расширением производства стекла.

Размещение стекольных цехов определялось тремя основными факторами: доступностью топлива, которое требовалось в больших количествах, источниками песка, который представлял собой основную составляющую стекла, и натроном, действующим как флюс.. В основе римского стекла лежал натрон из Вади-эль-Натрун, и в результате считается, что мастерские по производству стекла в римский период могли быть ограничены прибрежными регионами на востоке. Это способствовало торговле необработанным бесцветным или естественно окрашенным стеклом, которое они производили, которое достигло участков обработки стекла по всей Римской империи.

Недостаток археологических свидетельств римских стекольных предприятий привел к использованию химический состав в качестве доказательства для производственных моделей, поскольку разделение производства указывает на то, что любые вариации связаны с различиями в производстве сырого стекла. Тем не менее, римляне полагались на натрон из Вади Эль Натрун в качестве флюса, что привело к в значительной степени однородному составу большинства римских стекол. Несмотря на публикацию основных анализов, сравнения химических анализов, проведенных различными аналитическими методами, были предприняты только недавно, и, хотя есть некоторые различия в составе римского стекла, в этот период было трудно установить значимые составные группы.

Переработка

стекла камеи мемориальная доска с младенцем Вакхом и сатиром, начало I века нашей эры.

Римские писатели Статий и Марциал оба указывают на то, что переработка битого стекла была важной частью стекольной промышленности, и это, по-видимому, подтверждается тем фактом, что лишь изредка фрагменты стекла любого размера восстанавливаются на жилых объектах того периода. В западной империи есть свидетельства того, что переработка битого стекла была частой и обширной (стеклобой), и что количество битой стеклянной посуды было сконцентрировано на местных объектах до того, как переплавить обратно в сырое стекло. В композиционном плане повторная переработка видна по повышенным уровням этих металлов, используемых в качестве красителей.

По-видимому, плавление в тиглях не происходило; скорее, кастрюли, похоже, использовались для небольших операций. Для более крупных работ использовались большие резервуары или керамические емкости, похожие на резервуары. В большинстве случаев вокруг этих резервуаров сооружались большие печи.

Обработка стекла

По сравнению со стеклом, есть свидетельства того, что стекло обрабатывали во многих местах по всей империи. В отличие от процесса изготовления, обработка стекла требовала значительно более низких температур и значительно меньшего количества топлива. В результате этого и расширения Империи к концу I века до нашей эры в Риме, Кампании и долине реки По были созданы участки для обработки стекла, где наряду с литыми сосудами производились новые выдувные сосуды. Известно, что в это время Италия была центром обработки и экспорта ярко окрашенных сосудов, причем пик производства пришелся на середину I века нашей эры.

К началу-середине I века нашей эры Рост Империи привел к созданию участков обработки стекла в местах вдоль торговых путей, при этом Кельн и другие центры Рейнской области стали важными участками обработки стекла с имперского периода, а сирийское стекло экспортировалось вплоть до Италии. В течение этого периода формы судов варьировались между мастерскими, в таких регионах, как Рейнская область и северная Франция, производились отличительные формы, которые не видны южнее. Рост отрасли продолжался в III веке нашей эры, когда участки в Colonia Claudia Agrippinensis, по-видимому, значительно расширились, и к III и началу IV веков производители к северу от Альп начали экспортировать продукцию на север Италии и трансальпийские регионы..

Стекольные мастерские, такие как Аквилея, также сыграли важную роль в распространении традиций стекольной обработки и торговли материалами, в которых в качестве контейнеров использовалась полая стеклянная посуда. Однако к 4-5 векам преобладают итальянские стекольные мастерские.

Стили

Стеклянный сосуд 2-го века нашей эры, найденный в Босански-Нови

. Древнейшее римское стекло следует традициям эллинизма и использует сильно окрашенное и мозаичное стекло. В поздний республиканский период были представлены новые ярко окрашенные изделия в полоску с сочетанием десятков монохромных и кружевных полос. В течение этого периода есть некоторые свидетельства того, что стили стекла варьировались географически: полупрозрачные цветные изысканные изделия начала I века были особенно «западными» по происхождению, в то время как более поздние бесцветные изысканные изделия были более «интернациональными». Эти предметы также представляют собой первые предметы с явно римским стилем, не связанным с эллинистическими традициями литья, на которых они основаны, и характеризуются новыми насыщенными цветами. «Изумрудно-зеленый», темный или синий кобальт, темно-сине-зеленый и персидский или «павлиний» синий чаще всего ассоциируются с этим периодом, а другие цвета очень редки. Из них изумрудно-зеленый и синий павлиний были новыми цветами, введенными римско-итальянской промышленностью и почти исключительно связанными с производством прекрасных изделий.

Однако в течение последних тридцати лет I века нашей эры существовало заметное изменение стиля, с быстрым исчезновением ярких цветов, заменяемых «голубыми» и настоящими бесцветными очками. До этого бесцветные и «голубые» стекла использовались для изготовления сосудов и некоторых мозаичных конструкций, но в настоящее время они начинают доминировать на рынке выдувного стекла. Использование ярких цветов в литом стекле в этот период прекратилось, а бесцветные или «голубые» стекла преобладали в последнем классе литых сосудов, производимых в больших количествах, поскольку в 1 веке нашей эры преобладали формы и выдувание.

Примерно с 70 г. нашей эры бесцветное стекло становится преобладающим материалом для изготовления изысканных изделий, а более дешевые стекла переходят в бледные оттенки синего, зеленого и желтого. Споры продолжаются, указывает ли это изменение в моде на изменение отношения, в результате которого стекло стало индивидуальным материалом, который больше не требуется для имитации драгоценных камней, керамики или металла, или же переход к бесцветному стеклу означает попытку имитировать высоко ценимый горный хрусталь. «Естественная история» Плиния утверждает, что «наиболее ценимое стекло бесцветное и прозрачное, максимально приближенное к горному хрусталю» (36, 192), что, как считается, подтверждает эту последнюю позицию, как и свидетельство стойкость литья как производственного метода, который позволил изготовить сосуды с толстыми стенками, необходимые для того, чтобы выдерживать давление обширной резки и полировки, связанной с обработкой кристаллов.

Технологии производства сосудов

Портлендская ваза, 5-25AD (?) камео из стекла.

сосуды из стержней и стержней

Ремесленники использовали массу грязи и соломы, закрепленную вокруг металлического стержня, чтобы сформировать стержень, и построили сосуд, либо погружение керна в жидкий стекло, или путем нанесения жидкого стекла на ядро. Ядро было удалено после того, как стекло остыло, и затем были добавлены ручки, ободки и основания. Эти сосуды характеризуются относительно толстыми стенками, яркими цветами и зигзагообразным рисунком контрастных цветов, и их размер ограничен небольшими мазями или ароматическими контейнерами. Эта ранняя техника продолжала пользоваться популярностью в I веке до нашей эры, несмотря на более раннее введение оседающих и литых сосудов.

Сосуды для холодной огранки

Этот метод связан с происхождением стекла как заменителя драгоценных камней. Заимствуя методы обработки камня и резных драгоценных камней, ремесленники смогли изготавливать различные небольшие емкости из блоков сырого стекла или толстых формованных заготовок, включая стекло с камеями двух или более цветов и чаши для клеток (до сих пор считается, что большинство ученых были украшены вырезанием, несмотря на некоторые споры).

Выдувание стекла: экструзионно выдувные сосуды и сосуды с формованием

Эти методы, которые должны были доминировать в римской стекольной промышленности после конца I века нашей эры, подробно обсуждаются в выдувании стекла. стр. Выдувное стекло появляется во второй четверти I века нашей эры.

Другие технологии производства

В римский период использовался ряд других технологий:

Декоративные техники

Литые стеклянные узоры

Ребристая чаша из мозаичного стекла в Метрополитен-музее Кубок Ликурга, дихроичная (меняющая цвет) чашка клетки, освещенная сзади, с современной ножкой и ободком.

Стеклянные листы, используемые для опускания, могут быть изготовлены из однотонное или разноцветное стекло, или даже состоящее из кусочков мозаики. Позднее производство этих предметов переросло в современные методы ткачества и миллефиори, но заметно отличается. Было идентифицировано шесть основных образцов «мозаичного» стекла:

  • Цветочные (миллефиори) и спиральные узоры: Он был получен путем связывания стержней цветного стекла вместе, нагревания и сплавления их в одно целое. Затем они были разрезаны в поперечном сечении, и полученные диски можно было сплавить вместе, чтобы создать сложные узоры. В качестве альтернативы, две полосы стекла контрастного цвета можно было соединить вместе, а затем намотать на стеклянный стержень, пока он еще горячий, чтобы получить спиральный узор. Его поперечные сечения также были вырезаны, и их можно было сплавить вместе, чтобы сформировать пластину или сплавить с простым стеклом.
  • Мраморные и пятнистые узоры: Некоторые из этих узоров явно сформированы из-за искажения исходного узора во время проседание стеклянной пластины во время плавления. Однако, используя спиральные и круглые узоры чередующихся цветов, производители также могли намеренно имитировать внешний вид натуральных камней, таких как сардоникс. Чаще всего это происходит на чашах с колоннами, которые являются одними из самых распространенных стеклянных находок на стоянках I века.
  • Кружевные узоры: Полоски цветного стекла были скручены контрастной цветной стеклянной нитью перед сплавлением. Это был популярный метод в ранний период, но, похоже, он вышел из моды к середине I века нашей эры.
  • Полосатые узоры: отрезки монохромного стекла и кружева были соединены вместе для создания ярких полосатых узоров. техника, разработанная на основе техники кружевного узора в течение последних десятилетий I века нашей эры.

Производство разноцветных сосудов сократилось после середины I века, но продолжало использоваться еще некоторое время после этого.

Золотое стекло

Деталь золотого стекла медальона с портретом семьи из Александрии (Римский Египет ), III – IV века (<239)>Брешиа, Museo di Santa Giulia )

Золотое сэндвич-стекло или золотое стекло - это метод фиксации слоя сусального золота с рисунком между двумя сплавленными слоями стекла., разработанное в эллинистическое стекло и возродившееся в III веке. Имеется очень мало более крупных образцов, но подавляющее большинство из примерно 500 сохранившихся - это круглые Отрезанные днища винных кубков или бокалов, используемых для обозначения и украшения могил в римских катакомбах путем вдавливания их в ступку. Подавляющее большинство из них относятся к 4 веку, вплоть до 5 века. Большинство из них христиане, но многие язычники и несколько евреев; их иконография хорошо изучена, хотя в художественном отношении они относительно просты. Напротив, гораздо меньшая группа портретных уровней 3-го века великолепно выполнена с пигментом, нанесенным поверх золота. Та же самая техника начала использоваться для золотых мозаик для мозаик в середине I века в Риме, а к V веку они стали стандартным фоном для религиозных мозаик.

Другие декоративные элементы техники

В римский период использовался ряд других техник, в том числе эмалированное стекло и гравированное стекло.

Тессераза и оконное стекло

Осколки битое стекло или стеклянные стержни использовались в мозаиках с периода Августа и далее, но к началу I века небольшие стеклянные плитки, известные как tesserae, стали производиться специально для использования в мозаике. Они обычно были оттенков желтого, синего или зеленого и преимущественно использовались в мозаиках, уложенных под фонтанами или в качестве подсветки.

Предполагается, что примерно в то же время были созданы первые оконные стекла. Самые ранние панели были грубо отлиты в деревянную раму поверх слоя песка или камня, но с конца 3-го века и далее оконное стекло изготавливали методом муфты, когда выдувной цилиндр разрезали сбоку и расплющенный, чтобы получить лист.

Химия и цвета

См. также современные стеклянные цвета.

КрасительСодержаниеКомментарииУсловия печи
'Aqua'Оксид железа (II). (FeO)'Aqua', бледно-сине-зеленый цвет, является обычным естественным цветом для необработанных стекло. Многие ранние римские сосуды имеют этот цвет.
БесцветныйОксид железа (III). (Fe 2O3)Бесцветное стекло производилось в римский период путем добавления либо сурьмы, либо оксида марганца. Это окисляло Оксид железа (II) в оксид железа (III), который, хотя и желтый, является гораздо более слабым красителем, что позволяет стеклу казаться бесцветным.Использование марганца в качестве обесцвечивающего средства было изобретением римлян, впервые отмеченным в имперский период; до этого, использовались минералы, богатые сурьмой. Однако сурьма действует как более сильный обесцвечивающий агент, чем марганец, в результате чего стекло становится более бесцветным; в Италии и Северной Европе сурьма или смесь сурьмы и марганца по-прежнему широко использовались в III век.
ЯнтарьЖелезо - соединения серы 0,2% -1,4% S. 0,3% FeСера вероятно, попал в стекло в качестве примеси натрона и приобрел зеленый оттенок. Образование соединений железа и серы дает янтарный цвет.Уменьшение
Пурпурного eМарганец. (например, пиролюзит )Около 3%Окисляющий
Синий и зеленыйМедь 2% –13%Естественный оттенок «морской волны» можно усилить добавлением меди. В римский период это было связано с извлечением оксидной окалины из медного лома при нагревании, чтобы избежать загрязнений, присутствующих в медных минералах. Медь давала полупрозрачный синий цвет, переходящий в более темный и плотный зеленый.Окисление
Темно-зеленыйСвинец При добавлении свинца зеленый цвет, производимый медью, может быть затемнен.
От королевского синего до темно-синегоКобальт 0,1%Интенсивное окрашивание
Пудрово-синийЕгипетский синий
Непрозрачный красный до коричневого (Плиния Гематина )Медь. свинец >10% Cu. 1% - 20% PbВ условиях сильного восстановления медь, присутствующая в стекле, будет осаждаться внутри матрицы в виде закиси меди, в результате чего стекло будет выглядеть от коричневого до кроваво-красного. Свинец способствует осаждению и блеску. Красный цвет - редкость., но известно, что они производились на континенте в IV, V и более поздних веках.Сильно редуцирующая
БелаяСурьма. (например, стибнит)1–10%Сурьма реагирует с известью в матрице стекла с осаждением кристаллов антимонита кальция, образуя белый цвет с высокой непрозрачностью.Окисление
ЖелтыйСурьма и свинец. (например, биндхеймит).Осадки Пироантимонат свинца создает непрозрачный желтый цвет. Желтый редко встречается один в римском стекле, но использовался для мозаики и полихромных изделий.

Эти цвета легли в основу всего римского стекла, и, хотя некоторые из них требовали высоких технических способностей и знаний, степень единообразия была достигнута.

См. Также

Ссылки

Библиография

На Викискладе есть материалы, связанные с древнеримской стеклянной посудой.
  • Аллен, Д., 1998. Римское стекло в Великобритании. Princes Risborough, Buckinghamshire, Shire Publications.
  • Амрейн, Х., 2001, L'atelier de verriers d'Avenches. L'artisanat du verre au milieu du 1er siècle après J.-C., Cahiers d'archéologie romande 87, Lausanne 2001.
  • Baxter, MJ, HEM Cool, et al., 2006. Сравнение анализов состава стекла. Археометрия 48/3, 399–414.
  • Бик, Л. и Дж. Бейли, 1979. Стекло и другие стекловидные материалы. Мировая археология 11, Ранняя химическая технология / 1, 1–25.
  • Брилл, Р. Х., 1999. Химический анализ ранних стекол. Нью-Йорк, Музей стекла Корнинга.
  • Кальдера де Кастро, M. d. П., 1990. Римское стекло на юго-западе Испании. В Annales du 11e Congres. Амстердам.
  • Карон, Б., 1993. Стеклянная чаша с гравировкой в ​​римском стиле. Metropolitan Museum Journal 28, 47–55.
  • Degryse, P., 2014. Производство стекла в греко-римском мире, результаты проекта ARCHGLASS, Leuven University Press.
  • Dussart, O., Б. Велде и др., 2004. Стекло из Кал'ат-Сем'ана (Северная Сирия): переработка стекла при переходе от римских композиций к исламским. Journal of Glass Studies 46, 67–83.
  • Эвисон, В. И., 1990. Красное мраморное стекло, от римского до каролингского. В Annales du 11e Congres. Амстердам.
  • Факкини, Г. М., 1990. Римское стекло в контексте раскопок: Анджер (Вирджиния). В Annales du 11e Congres. Амстердам.
  • Флеминг, С. Дж., 1999. Roman Glass; размышления о культурных изменениях. Филадельфия, Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета.
  • Forbes, RJ, 1966. Исследования древних технологий V. Leiden, Brill.
  • Freestone, IC, 2005. Происхождение древнего стекла через композиционный анализ. Проблемы материалов в искусстве и археологии 7.
  • Фристоун, И.С., 2006. Производство стекла в поздней античности и раннем исламе: геохимическая перспектива. Геоматериалы в культурном наследии: Геологическое общество Лондона. Специальная публикация 257: 201–216.
  • Фристоун, И. К., М. Понтинг, Хьюз, М. Дж., 2002. Происхождение византийского стекла из Марони Петрера, Кипр. Археометрия 44, 257–272.
  • Гроуз, Д. Ф., 1991. Литое стекло раннего императора Рима: полупрозрачные цветные и бесцветные изысканные изделия. Римское стекло: два века искусства и изобретений. М. Ньюби и К. Пейнтер. Лондон: Лондонское общество антикваров.
  • Gudenrath, W., 2006. Эмалированные стеклянные сосуды, 1425 г. до н.э. - 1800: процесс украшения. Journal of Glass Studies 48, 23.
  • Джексон, К. М., Х. Э. М. Cool, Wager, E.C.W., 1998. Производство стекла в римском Йорке. Journal of Glass Studies 40, 55–61.
  • Мередит, Х. Г., 2015. Слово становится изображением: ажурные сосуды как отражение поздней античной трансформации. Археопресс Серия археологии. Oxford: Archaeopres.
  • Прайс, Дж., 1990. Обзор эллинистических и раннеримских сосудов, найденных на Неизведанном месте особняка в Кноссе на Крите. Annales du 11e Congres. Амстердам.
  • Рутти, Б., 1991. Раннее эмалированное стекло. В М. Ньюби и К. Пейнтер (ред.) Римское стекло: два века искусства и изобретений. Лондон: Лондонское общество антикваров.
  • Сильвестри, А., Дж. Молин и др., 2005. Римское и средневековое стекло из итальянской области: характеристика объема и взаимосвязь с производственными технологиями. Археометрия 47/4, 797–816.
  • Стерн, Э. М., Римское выдувное стекло. Рим, Италия: L'Erma di Bretschneider совместно с Художественным музеем Толедо.
  • Стерн, Э. М., 1991. Ранний экспорт за пределы Империи. Римское стекло: два века искусства и изобретений. М. Ньюби и К. Пейнтер. Лондон: Лондонское общество антикваров.
  • Стерн, Э. М., 1999. Римское стеклодувное дело в культурном контексте. Американский журнал археологии 103/3, 441–484.
  • Стерн, В. Б., 1990. Состав римского стекла. В: Annales du 11e Congres. Амстердам.
  • Велде, Б., Год. Наблюдения за химическим составом нескольких видов галло-римского и франкского стекольного производства. В: 9e Congres International d'Etude Historique du Verre, Нанси, Франция: Editions du Centre de Publications de L'A.I.H.V.
  • Уайтхаус, Д., 1990. Позднеримское камео-стекло. В: Annales du 11e Congres. Амстердам.
  • Whitehouse, D., 1991. Cameo Glass. Римское стекло: два века искусства и изобретений. М. Ньюби и К. Пейнтер. Лондон: Лондонское общество антикваров. (Великобритания)

Дополнительная литература

Последняя правка сделана 2021-06-04 09:20:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте