Римское стекло предметы были обнаружены в Римской империи в домашнем, промышленном и погребальном контексте. Стекло использовалось в основном для изготовления сосудов, хотя также производились мозаичная плитка и оконное стекло. Производство стекла в Риме развивалось на основе эллинистических технических традиций, изначально сосредоточенных на производстве литых стеклянных сосудов интенсивного цвета. Однако в течение I века нашей эры отрасль претерпела быстрый технический рост, в результате которого было введено выдувание стекла и преобладали бесцветные или «голубые» стекла. Производство необработанного стекла осуществлялось в географически разных местах по сравнению с переработкой стекла в готовые сосуды, и к концу I века нашей эры крупномасштабное производство привело к тому, что стекло стало широко доступным материалом в римском мире и одним из материалов, который также были технически очень сложные специализированные виды роскошного стекла, которые, должно быть, были очень дорогими.
Несмотря на рост обработки стекла в эллинистическом мире и растущее место стекла в материальной культуре, в начале В 1 веке нашей эры в римском мире еще не было латинского слова для обозначения этого слова. Однако стекло производилось в римском контексте с использованием в основном эллинистических техник и стилей (см. стекло, история ) к концу республиканского периода. Большинство технологий изготовления отнимало много времени, а исходным продуктом был толстостенный сосуд, который требовал значительной отделки. Это, в сочетании с затратами на импорт натрона для производства стеклянного сырья, способствовало ограниченному использованию стекла и его положению в качестве дорогостоящего и престижного материала.
Стеклянный флакон с двумя ручками из Сирии, гр. 4 век нашей эрыСледовательно, в республиканский период стекольная промышленность была относительно второстепенным ремеслом; хотя в первые десятилетия I века нашей эры количество и разнообразие доступных стеклянных сосудов резко возросло. Это было прямым результатом массивного роста римского влияния в конце республиканского периода, Pax Romana, последовавшего за десятилетиями гражданской войны, и стабилизации государства, произошедшей при Правило Августа. Тем не менее, римская посуда уже продвигалась из Западной Азии (т.е. Парфянской империи ) в Кушанскую империю в Афганистане и Индии и так далее Империя Хань из Китая. первое римское стекло, найденное в Китае, произошло из гробницы 1-го века до нашей эры в Гуанчжоу, якобы через Южно-Китайское море.
в Вдобавок к этому в 1 веке нашей эры была внедрена новая важная технология производства стекла. Выдувание стекла позволило стекольникам изготавливать сосуды со значительно более тонкими стенками, уменьшая количество стекла, необходимое для каждого сосуда. Выдувание стекла также происходило значительно быстрее, чем другие методы, и сосуды требовали значительно меньшей отделки, что позволяло дополнительно экономить время, сырье и оборудование. Хотя более ранние техники преобладали в период раннего августа и юлио-клавдийского периода, к середине-концу 1-го века нашей эры более ранние техники были в значительной степени заброшены в пользу дутья.
В результате этого Факторы, стоимость производства была снижена, и стекло стало доступным для более широкого круга общества во все более разнообразных формах. К середине I века нашей эры это означало, что стеклянные сосуды превратились из ценного предмета высокого статуса в широко доступный материал: «[стеклянную] чашку для питья можно было купить за медную монету» (Страбон, Geographica XVI.2). Этот рост также привел к производству первого стекла мозаики для мозаики и первого оконного стекла, поскольку усовершенствованная технология печи позволила впервые производить расплавленное стекло. В то же время расширение империи также привело к притоку людей и расширению культурных влияний, что привело к принятию восточных декоративных стилей. Таким образом, изменения, произошедшие в стекольной промышленности Рима в этот период, можно рассматривать как результат трех основных факторов: исторических событий, технических инноваций и современной моды. Они также связаны с модой и технологиями, разработанными в керамической торговле, из которых был взят ряд форм и техник.
«Цирковой стакан» из римского железного века, найдено в Варпелеве, Дания Зеленая римская стеклянная чашка, обнаруженная в гробнице династии Восточная Хань (25–220 гг. н.э.), Гуанси, КитайПроизводство стекла достигло своего пика в начало 2-го века нашей эры, со стеклянными предметами во всех видах домашнего обихода. Основные методы производства - выдувание и, в меньшей степени, литье - оставались в использовании до конца римского периода с изменениями в типах сосудов, но небольшими изменениями в технологии. Начиная со II века и далее стили становились все более региональными, и данные свидетельствуют о том, что бутылки и закрытые сосуды, такие как unguentaria, перемещались как побочный продукт торговли своим содержимым, и многие из них, похоже, соответствовали римской шкале измерения жидкости. Использование цветного стекла в качестве декоративной добавки к бледным и бесцветным стеклам также увеличилось, а металлические сосуды продолжали влиять на форму стеклянных сосудов. После обращения Константина в христианство стекольные изделия стали быстрее переходить от изображения языческих религиозных образов к христианским религиозным образам. Перенос столицы в Константинополь возродил восточную стекольную промышленность, а присутствие римской армии в западных провинциях во многом предотвратило любой спад там. К середине 4-го века выдувание форм использовалось только эпизодически.
Римского стекла производство основывалось на применении тепла для плавления двух основных ингредиентов: кремнезема и соды. Технические исследования археологических стекол разделяют ингредиенты стекла на формовщики, флюсы, стабилизаторы, а также возможные глушители или красители.
Римское стекло также содержало около 1% до 2% хлора, в отличие от более поздних стекол. Считается, что это произошло либо из-за добавления соли (NaCl) для снижения температуры плавления и вязкости стекла, либо из-за загрязнения натрона.
Археологические свидетельства изготовления стекла в римский период немногочисленны, но можно провести сравнения с более поздними исламскими и византийскими периодами становится ясно, что производство стекла было важной отраслью промышленности. К концу римского периода стекло в больших количествах производилось в резервуарах, расположенных внутри высокоспециализированных печей, как показывает 8-тонная стеклянная плита, извлеченная из Бет Шеарим. Эти цеха могли производить много тонн сырого стекла за один обжиг в печи, и хотя этот обжиг мог занять недели, один первичный цех потенциально мог обеспечить несколько участков вторичной обработки стекла. Поэтому считается, что производство сырого стекла было сосредоточено вокруг относительно небольшого количества цехов, где стекло производилось в больших масштабах, а затем разбивалось на куски. Имеются лишь ограниченные свидетельства местного производства стекла и только в отношении оконного стекла. Развитие этой крупной промышленности до конца не изучено, но Естественная история Плиния (36, 194), в дополнение к свидетельствам первого использования расплавленного стекла в середине I века нашей эры, указывает на то, что Печные технологии претерпели заметное развитие в период с начала до середины I века нашей эры, одновременно с расширением производства стекла.
Размещение стекольных цехов определялось тремя основными факторами: доступностью топлива, которое требовалось в больших количествах, источниками песка, который представлял собой основную составляющую стекла, и натроном, действующим как флюс.. В основе римского стекла лежал натрон из Вади-эль-Натрун, и в результате считается, что мастерские по производству стекла в римский период могли быть ограничены прибрежными регионами на востоке. Это способствовало торговле необработанным бесцветным или естественно окрашенным стеклом, которое они производили, которое достигло участков обработки стекла по всей Римской империи.
Недостаток археологических свидетельств римских стекольных предприятий привел к использованию химический состав в качестве доказательства для производственных моделей, поскольку разделение производства указывает на то, что любые вариации связаны с различиями в производстве сырого стекла. Тем не менее, римляне полагались на натрон из Вади Эль Натрун в качестве флюса, что привело к в значительной степени однородному составу большинства римских стекол. Несмотря на публикацию основных анализов, сравнения химических анализов, проведенных различными аналитическими методами, были предприняты только недавно, и, хотя есть некоторые различия в составе римского стекла, в этот период было трудно установить значимые составные группы.
Римские писатели Статий и Марциал оба указывают на то, что переработка битого стекла была важной частью стекольной промышленности, и это, по-видимому, подтверждается тем фактом, что лишь изредка фрагменты стекла любого размера восстанавливаются на жилых объектах того периода. В западной империи есть свидетельства того, что переработка битого стекла была частой и обширной (стеклобой), и что количество битой стеклянной посуды было сконцентрировано на местных объектах до того, как переплавить обратно в сырое стекло. В композиционном плане повторная переработка видна по повышенным уровням этих металлов, используемых в качестве красителей.
По-видимому, плавление в тиглях не происходило; скорее, кастрюли, похоже, использовались для небольших операций. Для более крупных работ использовались большие резервуары или керамические емкости, похожие на резервуары. В большинстве случаев вокруг этих резервуаров сооружались большие печи.
По сравнению со стеклом, есть свидетельства того, что стекло обрабатывали во многих местах по всей империи. В отличие от процесса изготовления, обработка стекла требовала значительно более низких температур и значительно меньшего количества топлива. В результате этого и расширения Империи к концу I века до нашей эры в Риме, Кампании и долине реки По были созданы участки для обработки стекла, где наряду с литыми сосудами производились новые выдувные сосуды. Известно, что в это время Италия была центром обработки и экспорта ярко окрашенных сосудов, причем пик производства пришелся на середину I века нашей эры.
К началу-середине I века нашей эры Рост Империи привел к созданию участков обработки стекла в местах вдоль торговых путей, при этом Кельн и другие центры Рейнской области стали важными участками обработки стекла с имперского периода, а сирийское стекло экспортировалось вплоть до Италии. В течение этого периода формы судов варьировались между мастерскими, в таких регионах, как Рейнская область и северная Франция, производились отличительные формы, которые не видны южнее. Рост отрасли продолжался в III веке нашей эры, когда участки в Colonia Claudia Agrippinensis, по-видимому, значительно расширились, и к III и началу IV веков производители к северу от Альп начали экспортировать продукцию на север Италии и трансальпийские регионы..
Стекольные мастерские, такие как Аквилея, также сыграли важную роль в распространении традиций стекольной обработки и торговли материалами, в которых в качестве контейнеров использовалась полая стеклянная посуда. Однако к 4-5 векам преобладают итальянские стекольные мастерские.
. Древнейшее римское стекло следует традициям эллинизма и использует сильно окрашенное и мозаичное стекло. В поздний республиканский период были представлены новые ярко окрашенные изделия в полоску с сочетанием десятков монохромных и кружевных полос. В течение этого периода есть некоторые свидетельства того, что стили стекла варьировались географически: полупрозрачные цветные изысканные изделия начала I века были особенно «западными» по происхождению, в то время как более поздние бесцветные изысканные изделия были более «интернациональными». Эти предметы также представляют собой первые предметы с явно римским стилем, не связанным с эллинистическими традициями литья, на которых они основаны, и характеризуются новыми насыщенными цветами. «Изумрудно-зеленый», темный или синий кобальт, темно-сине-зеленый и персидский или «павлиний» синий чаще всего ассоциируются с этим периодом, а другие цвета очень редки. Из них изумрудно-зеленый и синий павлиний были новыми цветами, введенными римско-итальянской промышленностью и почти исключительно связанными с производством прекрасных изделий.
Однако в течение последних тридцати лет I века нашей эры существовало заметное изменение стиля, с быстрым исчезновением ярких цветов, заменяемых «голубыми» и настоящими бесцветными очками. До этого бесцветные и «голубые» стекла использовались для изготовления сосудов и некоторых мозаичных конструкций, но в настоящее время они начинают доминировать на рынке выдувного стекла. Использование ярких цветов в литом стекле в этот период прекратилось, а бесцветные или «голубые» стекла преобладали в последнем классе литых сосудов, производимых в больших количествах, поскольку в 1 веке нашей эры преобладали формы и выдувание.
Примерно с 70 г. нашей эры бесцветное стекло становится преобладающим материалом для изготовления изысканных изделий, а более дешевые стекла переходят в бледные оттенки синего, зеленого и желтого. Споры продолжаются, указывает ли это изменение в моде на изменение отношения, в результате которого стекло стало индивидуальным материалом, который больше не требуется для имитации драгоценных камней, керамики или металла, или же переход к бесцветному стеклу означает попытку имитировать высоко ценимый горный хрусталь. «Естественная история» Плиния утверждает, что «наиболее ценимое стекло бесцветное и прозрачное, максимально приближенное к горному хрусталю» (36, 192), что, как считается, подтверждает эту последнюю позицию, как и свидетельство стойкость литья как производственного метода, который позволил изготовить сосуды с толстыми стенками, необходимые для того, чтобы выдерживать давление обширной резки и полировки, связанной с обработкой кристаллов.
Ремесленники использовали массу грязи и соломы, закрепленную вокруг металлического стержня, чтобы сформировать стержень, и построили сосуд, либо погружение керна в жидкий стекло, или путем нанесения жидкого стекла на ядро. Ядро было удалено после того, как стекло остыло, и затем были добавлены ручки, ободки и основания. Эти сосуды характеризуются относительно толстыми стенками, яркими цветами и зигзагообразным рисунком контрастных цветов, и их размер ограничен небольшими мазями или ароматическими контейнерами. Эта ранняя техника продолжала пользоваться популярностью в I веке до нашей эры, несмотря на более раннее введение оседающих и литых сосудов.
Этот метод связан с происхождением стекла как заменителя драгоценных камней. Заимствуя методы обработки камня и резных драгоценных камней, ремесленники смогли изготавливать различные небольшие емкости из блоков сырого стекла или толстых формованных заготовок, включая стекло с камеями двух или более цветов и чаши для клеток (до сих пор считается, что большинство ученых были украшены вырезанием, несмотря на некоторые споры).
Эти методы, которые должны были доминировать в римской стекольной промышленности после конца I века нашей эры, подробно обсуждаются в выдувании стекла. стр. Выдувное стекло появляется во второй четверти I века нашей эры.
В римский период использовался ряд других технологий:
Стеклянные листы, используемые для опускания, могут быть изготовлены из однотонное или разноцветное стекло, или даже состоящее из кусочков мозаики. Позднее производство этих предметов переросло в современные методы ткачества и миллефиори, но заметно отличается. Было идентифицировано шесть основных образцов «мозаичного» стекла:
Производство разноцветных сосудов сократилось после середины I века, но продолжало использоваться еще некоторое время после этого.
Золотое сэндвич-стекло или золотое стекло - это метод фиксации слоя сусального золота с рисунком между двумя сплавленными слоями стекла., разработанное в эллинистическое стекло и возродившееся в III веке. Имеется очень мало более крупных образцов, но подавляющее большинство из примерно 500 сохранившихся - это круглые Отрезанные днища винных кубков или бокалов, используемых для обозначения и украшения могил в римских катакомбах путем вдавливания их в ступку. Подавляющее большинство из них относятся к 4 веку, вплоть до 5 века. Большинство из них христиане, но многие язычники и несколько евреев; их иконография хорошо изучена, хотя в художественном отношении они относительно просты. Напротив, гораздо меньшая группа портретных уровней 3-го века великолепно выполнена с пигментом, нанесенным поверх золота. Та же самая техника начала использоваться для золотых мозаик для мозаик в середине I века в Риме, а к V веку они стали стандартным фоном для религиозных мозаик.
В римский период использовался ряд других техник, в том числе эмалированное стекло и гравированное стекло.
Осколки битое стекло или стеклянные стержни использовались в мозаиках с периода Августа и далее, но к началу I века небольшие стеклянные плитки, известные как tesserae, стали производиться специально для использования в мозаике. Они обычно были оттенков желтого, синего или зеленого и преимущественно использовались в мозаиках, уложенных под фонтанами или в качестве подсветки.
Предполагается, что примерно в то же время были созданы первые оконные стекла. Самые ранние панели были грубо отлиты в деревянную раму поверх слоя песка или камня, но с конца 3-го века и далее оконное стекло изготавливали методом муфты, когда выдувной цилиндр разрезали сбоку и расплющенный, чтобы получить лист.
См. также современные стеклянные цвета.
Краситель | Содержание | Комментарии | Условия печи | |
---|---|---|---|---|
'Aqua' | Оксид железа (II). (FeO) | 'Aqua', бледно-сине-зеленый цвет, является обычным естественным цветом для необработанных стекло. Многие ранние римские сосуды имеют этот цвет. | ||
Бесцветный | Оксид железа (III). (Fe 2O3) | Бесцветное стекло производилось в римский период путем добавления либо сурьмы, либо оксида марганца. Это окисляло Оксид железа (II) в оксид железа (III), который, хотя и желтый, является гораздо более слабым красителем, что позволяет стеклу казаться бесцветным.Использование марганца в качестве обесцвечивающего средства было изобретением римлян, впервые отмеченным в имперский период; до этого, использовались минералы, богатые сурьмой. Однако сурьма действует как более сильный обесцвечивающий агент, чем марганец, в результате чего стекло становится более бесцветным; в Италии и Северной Европе сурьма или смесь сурьмы и марганца по-прежнему широко использовались в III век. | ||
Янтарь | Железо - соединения серы | 0,2% -1,4% S. 0,3% Fe | Сера вероятно, попал в стекло в качестве примеси натрона и приобрел зеленый оттенок. Образование соединений железа и серы дает янтарный цвет. | Уменьшение |
Пурпурного e | Марганец. (например, пиролюзит ) | Около 3% | Окисляющий | |
Синий и зеленый | Медь | 2% –13% | Естественный оттенок «морской волны» можно усилить добавлением меди. В римский период это было связано с извлечением оксидной окалины из медного лома при нагревании, чтобы избежать загрязнений, присутствующих в медных минералах. Медь давала полупрозрачный синий цвет, переходящий в более темный и плотный зеленый. | Окисление |
Темно-зеленый | Свинец | При добавлении свинца зеленый цвет, производимый медью, может быть затемнен. | ||
От королевского синего до темно-синего | Кобальт | 0,1% | Интенсивное окрашивание | |
Пудрово-синий | Египетский синий | |||
Непрозрачный красный до коричневого (Плиния Гематина ) | Медь. свинец | >10% Cu. 1% - 20% Pb | В условиях сильного восстановления медь, присутствующая в стекле, будет осаждаться внутри матрицы в виде закиси меди, в результате чего стекло будет выглядеть от коричневого до кроваво-красного. Свинец способствует осаждению и блеску. Красный цвет - редкость., но известно, что они производились на континенте в IV, V и более поздних веках. | Сильно редуцирующая |
Белая | Сурьма. (например, стибнит) | 1–10% | Сурьма реагирует с известью в матрице стекла с осаждением кристаллов антимонита кальция, образуя белый цвет с высокой непрозрачностью. | Окисление |
Желтый | Сурьма и свинец. (например, биндхеймит). | Осадки Пироантимонат свинца создает непрозрачный желтый цвет. Желтый редко встречается один в римском стекле, но использовался для мозаики и полихромных изделий. |
Эти цвета легли в основу всего римского стекла, и, хотя некоторые из них требовали высоких технических способностей и знаний, степень единообразия была достигнута.
На Викискладе есть материалы, связанные с древнеримской стеклянной посудой. |