Крашение - это применение красители или пигменты на текстильных материалах, таких как волокна, пряжа и ткани с целью получения цвета с желаемой стойкостью цвета. Окрашивание обычно проводится в специальном растворе, содержащем красители и определенный химический материал. Молекулы красителя прикрепляются к волокну за счет поглощения, диффузии или связывания, при этом температура и время являются ключевыми контролирующими факторами. Связь между молекулой красителя и волокном может быть сильной или слабой в зависимости от используемого красителя. Крашение и печать - разные приложения; при печати цвет применяется к определенной области с желаемыми узорами. При крашении он наносится на весь текстиль.
Исторически основным источником красителя была природа, причем красители получали животных или растений. Однако с середины 19 века люди производили искусственные красители для получения более широкого диапазона цветов и для придания красителям большей устойчивости к стирке и обычному использованию. Различные классы красителей используются для разных типов волокон и на разных этапах производственного процесса текстиля, от рыхлых волокон до пряжи и ткани до готовой одежды.
Акриловые волокна окрашиваются основными красителями, а нейлон и белковые волокна, такие как шерсть и шелк окрашиваются кислотными красителями. и полиэфирная пряжа окрашена дисперсными красителями. Хлопок окрашивается различными типами красителей, включая кубовые красители, а также современные синтетические реактивные и прямые красители.
Слово краситель происходит от среднеанглийского deie и от Древнеанглийский даг и дах. Первое известное использование слова «краситель» было до 12 века.
Самые ранние окрашенные волокна льна были обнаружены в доисторическая пещера в Республике Грузия и датируется 34000 годом до нашей эры. Еще одно свидетельство крашения текстиля относится к периоду неолита на большом неолитическом поселении в Чатал-Хююк в южной Анатолии, где были обнаружены следы красных красителей, возможно, из охры, пигмента оксида железа , полученного из глины. В Китае крашение с помощью растений, коры и насекомых прослеживается более 5000 лет назад. Ранние свидетельства окрашивания происходят из провинции Синд в Пакистане, где кусок хлопка, окрашенный растительным красителем, был обнаружен на археологических раскопках в Мохенджо-Даро ( 3 тысячелетие до н. Э.). В данном случае использовался краситель марена, который, наряду с другими красителями, такими как индиго, был завезен в другие регионы через торговлю. Природные красители для насекомых, такие как кошениль и кермес, и красители на растительной основе, такие как вайда, индиго и марена, были важными элементами экономики стран Азии и Европы до открытие искусственных синтетических красителей в середине 19 века. Первым синтетическим красителем был Уильям Перкин мовеин в 1856 году, полученный из каменноугольной смолы. Ализарин, красный краситель, присутствующий в марене, был первым натуральным пигментом, который был синтетически продублирован в 1869 году, что привело к коллапсу рынка марены, выращенной естественным путем. Быстро последовала разработка новых сильно окрашенных синтетических красителей, и к 1870-м годам коммерческое окрашивание натуральными красителями исчезло.
Красители наносятся на текстильные изделия путем окрашивания из растворов красителей и путем печати из красильных паст, а методы, которые включены, включают прямое нанесение и окрашивание пряжи.
Выбор подходящих красителей важен, потому что любой данный краситель не применим ко всем типам волокна. Кроме того, стойкость к стирке, истиранию и свету у красителей разная. Выбор красителя зависит от цели окрашивания и сродства (к какому материалу следует красить). Например, красители индиго имеют плохую устойчивость к стирке и истиранию на джинсовой ткани (хлопке), поэтому они используются для создания эффекта вымывания на тканях. Напротив, ванны или реактивные красители наносятся на хлопок для достижения превосходной стойкости к стирке.
Следующим важным критерием выбора красителей является оценка опасности для здоровья человека и окружающей среды. Существует много красок, особенно дисперсных красок, которые могут вызывать у некоторых людей аллергические реакции и негативное воздействие на окружающую среду. Существуют национальные и международные стандарты и правила, которым необходимо соответствовать.
Термин «прямое нанесение красителя» происходит от некоторых красителей, которые должны быть либо ферментированные, как в случае некоторых натуральных красителей, или химически восстановленные, как в случае синтетических ванн и серных красителей перед нанесением. Это делает краситель растворимым, так что он может абсорбироваться волокном, поскольку нерастворимый краситель имеет очень небольшую субстанциональность по отношению к волокну. Прямые красители, класс красителей, используемых в основном для окрашивания хлопка, водорастворимы и могут наноситься непосредственно на волокно из водного раствора. Таким же образом применяется и большинство других классов синтетических красителей, кроме кубовых и поверхностных красителей.
Этот термин также может применяться к окрашиванию без использования протравы для фиксации красителя после его нанесения. Протравы часто требовались для изменения оттенка и интенсивности натуральных красителей и повышения стойкости цвета. Соли хрома до недавнего времени широко использовались при окрашивании шерсти синтетическими протравными красителями. Они использовались для получения экономичных темных оттенков с высокой стойкостью цвета, таких как черный и темно-синий. Экологические проблемы ограничили их использование, и они были заменены химически активными и металлокомплексными красителями, которые не требуют протравы.
Существует много форм окрашивания пряжи. Обычными формами являются форма упаковки и форма мотков. в основном окрашивается в упаковке, а акриловая или шерстяная пряжа окрашивается в форме мотка. В производстве непрерывных волокон полиэфирная или полиамидная пряжа всегда окрашивается в форме упаковки, в то время как вискозная вискозная пряжа частично окрашивается в форме мотка из-за технологии.
Обычный процесс окрашивания хлопковой пряжи реактивными красителями в форме упаковки выглядит следующим образом:
После этого пакеты окрашенной пряжи упаковываются и доставляются.
Окрашивание одежды - это процесс окрашивания полностью скроенных предметов одежды после производства, в отличие от обычного способа изготовления одежды из предварительно окрашенных тканей.
Вплоть до середины 1970-х годов этот метод редко использовался для коммерческого производства одежды. Он использовался внутри страны для перекрашивания старой, изношенной и выцветшей одежды, а также у торговых посредников бывшей в употреблении или избыточной военной одежды. Первое заметное промышленное использование этой техники было сделано Benetton, которая окрасила свой шерстяной трикотаж Шетландских островов.
В середине 1970-х годов Болонский дизайнер одежды Массимо Ости начал экспериментировать с техникой окрашивания одежды. Его эксперименты в течение следующего десятилетия привели не только к промышленному использованию традиционного окрашивания одежды (окрашивание простых изделий из хлопка или шерсти), но, что более важно, к технике «сложного окрашивания одежды», которая включала окрашивание полностью модных предметов одежды, которые имели изготовлены из нескольких типов ткани или волокон (например, куртка из нейлона и хлопка или хлопка с льняным, нейлоновым и полиуретановым покрытием) в одной ванне.
Вплоть до разработки Массимо Ости (для его бренда одежды C.P. Company ), этот метод никогда не применялся успешно в промышленности ни в каком контексте. Сложность заключалась в разработке как практического, так и химического понимания того, как каждая ткань по-разному реагирует на краситель, насколько она будет усаживаться, сколько цвета впитает, разработки совершенно новых форм контроля качества для проверки возможных дефектов ткани перед окрашиванием и т. Д..
Помимо промышленных преимуществ техники (приобретая ткань одного цвета, белого или натурального, вы можете производить столько цветов, сколько пожелаете и т. Д.), Художественные преимущества этой техники были значительными и во многих отношениях проложили путь к созданию стиля одежды, известного сегодня как итальянская спортивная одежда. Эти преимущества включают
Среди недостатков:
Сегодня, в то время как крашение одежды широко используется в качестве промышленной техники по всему миру, в основном при производстве одежды из хлопка в винтажном стиле и поставщиками быстрой моды, сложными Окрашивание одежды по-прежнему практикуется почти исключительно в Италии горсткой премиальных брендов и поставщиков, которые остаются приверженными этому искусству.
Если в процессе окрашивания что-то пойдет не так, красильщик может быть вынужден удалите уже нанесенный краситель с помощью процесса, называемого «зачистка» или. Обычно это означает разрушение красителя мощными восстановителями, такими как гидросульфит натрия, или окислителями, такими как перекись водорода или натрия. гипохлорит. В процессе часто существует риск повреждения основы (волокна). По возможности, окрашивать материал в более темный оттенок менее рискованно, причем черный часто является самым простым или последним вариантом.
Посмотрите вверх красок в Викисловаре, бесплатном словаре. |
Викискладе есть материалы, связанные с окрашиванием. |