Крашение

редактировать
Пигменты для продажи на рынке в Гоа, Индия Хлопок, окрашенный вручную в современной Индии

Крашение - это применение красители или пигменты на текстильных материалах, таких как волокна, пряжа и ткани с целью получения цвета с желаемой стойкостью цвета. Окрашивание обычно проводится в специальном растворе, содержащем красители и определенный химический материал. Молекулы красителя прикрепляются к волокну за счет поглощения, диффузии или связывания, при этом температура и время являются ключевыми контролирующими факторами. Связь между молекулой красителя и волокном может быть сильной или слабой в зависимости от используемого красителя. Крашение и печать - разные приложения; при печати цвет применяется к определенной области с желаемыми узорами. При крашении он наносится на весь текстиль.

Исторически основным источником красителя была природа, причем красители получали животных или растений. Однако с середины 19 века люди производили искусственные красители для получения более широкого диапазона цветов и для придания красителям большей устойчивости к стирке и обычному использованию. Различные классы красителей используются для разных типов волокон и на разных этапах производственного процесса текстиля, от рыхлых волокон до пряжи и ткани до готовой одежды.

Акриловые волокна окрашиваются основными красителями, а нейлон и белковые волокна, такие как шерсть и шелк окрашиваются кислотными красителями. и полиэфирная пряжа окрашена дисперсными красителями. Хлопок окрашивается различными типами красителей, включая кубовые красители, а также современные синтетические реактивные и прямые красители.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 История
  • 3 Методы
    • 3.1 Выбор красителей
    • 3.2 Прямое нанесение
    • 3.3 Крашение пряжи
    • 3.4 История крашения одежды
    • 3.5 Сложное окрашивание одежды
  • 4 Удаление красителей
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки

Этимология

Слово краситель происходит от среднеанглийского deie и от Древнеанглийский даг и дах. Первое известное использование слова «краситель» было до 12 века.

История

Крашение в Фесе, Марокко

Самые ранние окрашенные волокна льна были обнаружены в доисторическая пещера в Республике Грузия и датируется 34000 годом до нашей эры. Еще одно свидетельство крашения текстиля относится к периоду неолита на большом неолитическом поселении в Чатал-Хююк в южной Анатолии, где были обнаружены следы красных красителей, возможно, из охры, пигмента оксида железа , полученного из глины. В Китае крашение с помощью растений, коры и насекомых прослеживается более 5000 лет назад. Ранние свидетельства окрашивания происходят из провинции Синд в Пакистане, где кусок хлопка, окрашенный растительным красителем, был обнаружен на археологических раскопках в Мохенджо-Даро ( 3 тысячелетие до н. Э.). В данном случае использовался краситель марена, который, наряду с другими красителями, такими как индиго, был завезен в другие регионы через торговлю. Природные красители для насекомых, такие как кошениль и кермес, и красители на растительной основе, такие как вайда, индиго и марена, были важными элементами экономики стран Азии и Европы до открытие искусственных синтетических красителей в середине 19 века. Первым синтетическим красителем был Уильям Перкин мовеин в 1856 году, полученный из каменноугольной смолы. Ализарин, красный краситель, присутствующий в марене, был первым натуральным пигментом, который был синтетически продублирован в 1869 году, что привело к коллапсу рынка марены, выращенной естественным путем. Быстро последовала разработка новых сильно окрашенных синтетических красителей, и к 1870-м годам коммерческое окрашивание натуральными красителями исчезло.

Методы

Красители наносятся на текстильные изделия путем окрашивания из растворов красителей и путем печати из красильных паст, а методы, которые включены, включают прямое нанесение и окрашивание пряжи.

Выбор красителей

Выбор подходящих красителей важен, потому что любой данный краситель не применим ко всем типам волокна. Кроме того, стойкость к стирке, истиранию и свету у красителей разная. Выбор красителя зависит от цели окрашивания и сродства (к какому материалу следует красить). Например, красители индиго имеют плохую устойчивость к стирке и истиранию на джинсовой ткани (хлопке), поэтому они используются для создания эффекта вымывания на тканях. Напротив, ванны или реактивные красители наносятся на хлопок для достижения превосходной стойкости к стирке.

Следующим важным критерием выбора красителей является оценка опасности для здоровья человека и окружающей среды. Существует много красок, особенно дисперсных красок, которые могут вызывать у некоторых людей аллергические реакции и негативное воздействие на окружающую среду. Существуют национальные и международные стандарты и правила, которым необходимо соответствовать.

Прямое нанесение

Химическая структура Vat Green 1, тип кубового красителя

Термин «прямое нанесение красителя» происходит от некоторых красителей, которые должны быть либо ферментированные, как в случае некоторых натуральных красителей, или химически восстановленные, как в случае синтетических ванн и серных красителей перед нанесением. Это делает краситель растворимым, так что он может абсорбироваться волокном, поскольку нерастворимый краситель имеет очень небольшую субстанциональность по отношению к волокну. Прямые красители, класс красителей, используемых в основном для окрашивания хлопка, водорастворимы и могут наноситься непосредственно на волокно из водного раствора. Таким же образом применяется и большинство других классов синтетических красителей, кроме кубовых и поверхностных красителей.

Этот термин также может применяться к окрашиванию без использования протравы для фиксации красителя после его нанесения. Протравы часто требовались для изменения оттенка и интенсивности натуральных красителей и повышения стойкости цвета. Соли хрома до недавнего времени широко использовались при окрашивании шерсти синтетическими протравными красителями. Они использовались для получения экономичных темных оттенков с высокой стойкостью цвета, таких как черный и темно-синий. Экологические проблемы ограничили их использование, и они были заменены химически активными и металлокомплексными красителями, которые не требуют протравы.

Окрашивание пряжи

Катушки для окрашенной шерсти (CSIRO )

Существует много форм окрашивания пряжи. Обычными формами являются форма упаковки и форма мотков. в основном окрашивается в упаковке, а акриловая или шерстяная пряжа окрашивается в форме мотка. В производстве непрерывных волокон полиэфирная или полиамидная пряжа всегда окрашивается в форме упаковки, в то время как вискозная вискозная пряжа частично окрашивается в форме мотка из-за технологии.

Обычный процесс окрашивания хлопковой пряжи реактивными красителями в форме упаковки выглядит следующим образом:

  1. Необработанная пряжа наматывается на пружинную трубку, чтобы получить упаковку, подходящую для проникновения красителя.
  2. Они размягчаются Пакеты загружаются на шпиндель красящего носителя один на другой.
  3. Пакеты прижимаются до нужной высоты для достижения подходящей плотности упаковки.
  4. Носитель загружается на красильную машину, и пряжа окрашивается.
  5. После окрашивания пакеты выгружаются с носителя в тележку.
  6. Теперь тележка отправляется на гидросамолет. ro, в котором удаляется вода.
  7. Пакеты подвергаются гидроэкстракции для удаления максимального количества воды, оставляя желаемый цвет в сырой пряжи.
  8. Затем упаковки сушат для получения окончательно окрашенной упаковки

После этого пакеты окрашенной пряжи упаковываются и доставляются.

История окрашивания одежды

Окрашивание одежды - это процесс окрашивания полностью скроенных предметов одежды после производства, в отличие от обычного способа изготовления одежды из предварительно окрашенных тканей.

Вплоть до середины 1970-х годов этот метод редко использовался для коммерческого производства одежды. Он использовался внутри страны для перекрашивания старой, изношенной и выцветшей одежды, а также у торговых посредников бывшей в употреблении или избыточной военной одежды. Первое заметное промышленное использование этой техники было сделано Benetton, которая окрасила свой шерстяной трикотаж Шетландских островов.

Сложное окрашивание одежды

В середине 1970-х годов Болонский дизайнер одежды Массимо Ости начал экспериментировать с техникой окрашивания одежды. Его эксперименты в течение следующего десятилетия привели не только к промышленному использованию традиционного окрашивания одежды (окрашивание простых изделий из хлопка или шерсти), но, что более важно, к технике «сложного окрашивания одежды», которая включала окрашивание полностью модных предметов одежды, которые имели изготовлены из нескольких типов ткани или волокон (например, куртка из нейлона и хлопка или хлопка с льняным, нейлоновым и полиуретановым покрытием) в одной ванне.

Вплоть до разработки Массимо Ости (для его бренда одежды C.P. Company ), этот метод никогда не применялся успешно в промышленности ни в каком контексте. Сложность заключалась в разработке как практического, так и химического понимания того, как каждая ткань по-разному реагирует на краситель, насколько она будет усаживаться, сколько цвета впитает, разработки совершенно новых форм контроля качества для проверки возможных дефектов ткани перед окрашиванием и т. Д..

Помимо промышленных преимуществ техники (приобретая ткань одного цвета, белого или натурального, вы можете производить столько цветов, сколько пожелаете и т. Д.), Художественные преимущества этой техники были значительными и во многих отношениях проложили путь к созданию стиля одежды, известного сегодня как итальянская спортивная одежда. Эти преимущества включают

  • то, как разные волокна поглощают цвет красителя, что позволяет создавать невероятно тонкие различия в цветовых тонах и гармонию, которую невозможно достичь никаким другим способом
  • естественным образом давал процесс окрашивания одежды ткань «потертой» рукой позволяет создать повседневную и непринужденную версию классического образа мужской одежды, который характеризует итальянскую спортивную одежду
  • тот факт, что каждый тип ткани и волокна по-разному реагирует на краситель, также производит «Деконструктивный» эффект, при котором внимание потребителя привлекается к технологии изготовления куртки. Например: ткань с более плотным переплетением поглощает цвет менее интенсивно, чем ткань с более открытым переплетением, полиэфирная строчка, используемая для одежды из хлопка, не впитывает краситель, образуя контрастную цветную строчку и т. Д.

Среди недостатков:

  • относительно высокая частота отказов одежды (от 5 до 10%)
  • сложность получения индивидуального внешнего вида из-за трудностей с точным расчетом степени усадки
  • высокие затраты на исследования и создание прототипов чтобы понять, как ткани будут вести себя в производстве

Сегодня, в то время как крашение одежды широко используется в качестве промышленной техники по всему миру, в основном при производстве одежды из хлопка в винтажном стиле и поставщиками быстрой моды, сложными Окрашивание одежды по-прежнему практикуется почти исключительно в Италии горсткой премиальных брендов и поставщиков, которые остаются приверженными этому искусству.

Удаление красок

Красильщик фонтана «Вебербруннен» в Моншау (Германия).

Если в процессе окрашивания что-то пойдет не так, красильщик может быть вынужден удалите уже нанесенный краситель с помощью процесса, называемого «зачистка» или. Обычно это означает разрушение красителя мощными восстановителями, такими как гидросульфит натрия, или окислителями, такими как перекись водорода или натрия. гипохлорит. В процессе часто существует риск повреждения основы (волокна). По возможности, окрашивать материал в более темный оттенок менее рискованно, причем черный часто является самым простым или последним вариантом.

См. Также

Ссылки

Посмотрите вверх красок в Викисловаре, бесплатном словаре.
Викискладе есть материалы, связанные с окрашиванием.
Последняя правка сделана 2021-05-18 07:20:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте