Буддизм был важной частью классической кашмирской культуры, что отражено в Ниламата Пурана и Калхана Раджатарангини. Принято считать, что буддизм стал доминирующим в Кашмире во времена императора Ашоки, хотя он был широко распространен там задолго до его времени, пользуясь покровительством не только буддийских правителей, но и индуистов, а также первых мусульманских правителей.. Из Кашмира он распространился на соседний Ладакх, Тибет и Китай. Счета покровительства буддизму правителями Кашмира можно найти в Раджатаранджини, а также в отчетах трех китайцев, посетивших Кашмир в течение 630-760 гг. Н.э. Период Маурьев
Происхождение буддизма в Кашмире - непонятный. Буддийские источники приписывают происхождение буддизма в Кашмире монаху Варанаси, Маджхантике, который также был учеником Ананды. Согласно цейлонским хроникам, после завершения Третьего буддийского собора Ашока отправил миссионеров по странам для распространения буддизма. Маджхантика был отправлен в Кашмир и Гандхара (современный Афганистан). История Маджхантики также рассказывается в нескольких других буддийских текстах, таких как Ашокавадана и Аваданакалпалата. Однако в буддийском тексте Дивьявадана говорится, что несколько монахов из Кашмира были приглашены Ашокой в Патлипутру (сегодня Патна, Бихар ). Однако Калхана описывает создание некоторых Вихаров во время правления короля Сурендры, предшественника Ашоки.
Первый известный правитель Кашмира (упомянутый Калханой в его «Раджатарангини») был связан с Джарасандхой, который правил Магадхой во время войны на Курукшетре. Суррендра был, пожалуй, первым буддийским правителем Кашмира. Он построил там первые вихары. Одна из них, известная как Нарендрабхавана, находилась в городе Саурака (Суру, за пределами Зоджи Ла.) Другая вихара была в Саурасе, соответствующей деревне Совур (Сура ) на берегу озера Анчар к северу от Сринагара.
Калхана в своей исторической хронике XII века Раджатаранджини упоминает царя Ашока (Гонандия) из Кашмира как набожный буддист, построивший множество ступ и храмов Шивы. Столица провинции Шринагари (Сринагар ), которую он основал, была «сияла процветанием и богатством».
Согласно некоторым буддийским писателям, включая Таранатху, буддийского проповедника Мадхьянтика ввела в Кашмир выращивание шафрана. Буддизм и шиваизм процветали бок о бок в Кашмире во времена Ашоки и получили в равной мере покровительство Императора. Калхана отмечает, что Ашока построил два Шивы храма в Виджайешваре (Биджбехара ) и приказал отремонтировать несколько других. В Витастатре (Ветхавутур) и в Шускалетре (Хухалитар) он построил ряд вихар и ступ.
Буддизм пережил временное затмение во время правления преемников Ашоки Джалаука и Дамодара. Калхана утверждал, что большое количество буддийских ученых потерпели поражение в спорах с гуру Джалауки Авадхута, и поэтому традиционные обряды постепенно возродились. Позже, однако, Джалаука создал большую вихару, Критйашрамавихара, в окрестностях Варахамула (Барамулла ), которая существовала до XI века. История Кашмира после Дамодара не является достоверной до времени Кушана.
Кушанского периода, когда в Кашмире произошло большое возрождение буддизма, особенно в период Правление Канишки. Четвертый буддийский собор проходил в Кашмире под председательством Катьяянипутры во времена Канишки. Южноиндийский буддийский философ Нагарджуна жил в Кашмире в период Кушана.
Во время правления Абхиманью, которое в хрониках Калханы следует за Канишкой, буддийские ученые под руководством Нагарджуны победил шиваитское духовенство в дебатах, побудив людей выбрать буддизм. Однако во времена Чандрадева возрождение познания работ Патанджали, как и Махабхашья, которые стали редкостью, привело к возрождению шиваизма. Ко времени Гонанды старая философия была полностью возрождена. Ничего не известно о религиозной принадлежности Пратападитьи, потомка династии Гуптов, и его преемников, за исключением того, что они, как утверждается, правили хорошо и пользовались полной свободой веры..
Калхана и Хиуэн Цанг заявляют, что буддизм потерпел серьезные неудачи при хуннах, особенно при Михиракуле, которого Хиуэн Цанг описывает как великий гонитель буддистов.
После смерти Михиракулы Кашмиром правил Мегхавахана, который принадлежал к старой правящей династии Кашмира. Мегхавахана был стойким буддистом, который прямо во время своей коронации выступил с воззванием против убийства всех животных и построил множество ступ.
Сюаньцзан прибыл в Кашмир, следуя маршрутом из Тибета и Ладакха. Он оказал значительное влияние на распространение буддизма в Кашмире. Когда он впервые приехал в Кашмир, буддизм был широко распространенной религией. Позже он отправился в империю Харши, чтобы больше узнать о буддизме.
Во времена Калханы и раньше, очевидно, не было различия между «индуистами» и буддисты в Кашмире. Сам Калхана использовал буддийские термины и выражения, как буддист.
Ниламата Пурана был текстом поклонников Нила Наги; Поклонение наг было распространено в Кашмире. В нем упоминается преобладание буддийского культа в Кашмире.
Вот несколько цитат из Ниламат Пураны из Кашмира (перевод доктора Вед Кумари) (ссылка ниже). Он правильно представляет религиозный дух древней Индии.
709-710a. О Брахман, бог Вишну, владыка мира, будет (рожден) наставником мира, Будда по имени, в то время, когда Пушья соединяется с луной, в месяце Вайшакша, в двадцать восьмом году. Кали Эйдж.. 710б-12. Послушайте, как следует совершать его поклонение в яркой половине, начиная с этого периода и в будущем. Образ Будды следует омыть (святой водой) со всеми лекарственными травами, всеми драгоценностями и всеми ароматами в соответствии с изречениями сакья. Жилища сакья (т. Е. Вихаров) следует тщательно побелить.. 713. Кое-где кайтьи - обители бога - следует снабдить картинами. Фестиваль, полный актеров и танцоров, надо отмечать.. 714. Сакья должны быть удостоены чивары (одежды буддийского нищего), еды и книг. Все это должно быть сделано до прихода Магхи.. 715. О дваждырожденные, съедобные подношения следует делать в течение трех дней. Поклонение с цветами, одеждой и т. Д. И благотворительность для бедных (должно продолжаться три дня).
Раджатарангини Калханы упоминает, что монументальное металлическое изображение Будды когда-то стояло в Шринагаре, которое в конечном итоге было разрушено Сикандаром Бутшиканом. Сохранилось значительное количество красиво обработанных буддийских изделий из бронзы.
Буддист бхикшу жил в Барамулле в 13 веке. Кашмирские пандиты до сих пор поклоняются символу триратна.
После исламизации Кашмира султанами, такими как Сикандар Бутшикан, большая часть индуизма ушла, а немного буддизма осталось. Фазл пишет: «В третий раз, когда писатель сопровождал Его Величество в восхитительную долину Кашмира, он встретил нескольких стариков этого убеждения (буддизма), но не увидел никого среди ученых».
Кашмир был крупным центром буддийского искусства, и есть свидетельства значительного влияния кашмирского стиля на тибетское искусство 11-13 веков.
Хотя буддизм в долине Кашмира сейчас вымер, шедевры буддийского искусства из Кашмира представлены во многих западных музеях, в том числе:
Пьеса IX века на санскрите, названная Агаматамбара Бхаттой Джаянтом во время правления Сарикаравармана (годы правления 88). 3-902). В нем упоминается присутствие в Кашмире дигамбара и <ветамбара джайн монахов.