Вихара

редактировать
Санскрит и пали термин для обозначения резиденции, монастыря, как правило, буддийского Вихара Канха Пещера вихара в Пещеры Насик, 1 век до н.э., являются одними из самых ранних. Пещера 4 5 века в Пещерах Аджанты со статуей Будды в центральной келье.

Вихара обычно относится к монастырю для буддийских отшельников. Это древнее понятие, и в ранних текстах санскрита и пали оно означало любое расположение пространства или помещений для удовольствия и развлечения. Этот термин превратился в архитектурную концепцию, в которой он относится к жилым помещениям для монахов с открытым общим пространством или внутренним двором, особенно в буддизме. Этот термин также встречается в адживике, индуистской и джайнской монашеской литературе, обычно относящейся к временному убежищу для странствующих монахов или монахинь во время ежегодных индийских муссонов. В современном джайнизме монахи продолжают бродить из города в город, за исключением сезона дождей (Чатурмас ), термин «вихара» относится к их странствиям.

Вихара или вихара-холл имеет большее значение. особое значение в архитектуре Индии, особенно древней индийской каменной архитектуре. Здесь имеется в виду центральный зал, к которому примыкают кельи, иногда с высеченными из камня кроватями. У некоторых есть святилище, расположенное в центре задней стены, содержащее ступу в ранних примерах или статую Будды позже. Типичные крупные памятники, такие как пещеры Аджанты, пещеры Аурангабад, пещеры Карли и пещеры Канхери, содержат несколько вихар. Некоторые включают в себя чайтью или зал поклонения поблизости. Вихара возникла как убежище для монахов во время дождя.

Содержание

  • 1 Этимология и номенклатура
  • 2 Происхождение
    • 2.1 Вихары как центры удовольствий
    • 2.2 Вихары как монастыри
  • 3 Архитектура
    • 3.1 Варианты вихар, высеченных в скале
  • 4 История
    • 4.1 Вихары как источник основных буддийских традиций
    • 4.2 Вихары эпохи Пала
    • 4.3 Юго-Восточная Азия
  • 5 Галерея изображений
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Этимология и номенклатура

Вихара - это санскритское слово, которое встречается в нескольких ведических текстах с контекстно-зависимыми значениями. Обычно это означает форму «распределения, перестановки, разделения, расположения» слов, священных огней или жертвенной земли. В качестве альтернативы, это относится к блуждающему блужданию, к любому месту, где можно отдохнуть, доставить удовольствие себе или насладиться времяпрепровождением, значение, более распространенное в поздних ведических текстах, эпосах и грихьясутрах.

. Его значение в постведических Эпоха - более определенная форма дома отдыха, храма или монастыря в аскетических традициях Индии, особенно для группы монахов. В частности, это относилось к залу, который использовался как храм или где собирались монахи и некоторые гуляли. В контексте перформативного искусства этот термин означает театр, театр, монастырь или храмовый комплекс, в котором можно встретиться, выступить или расслабиться. Позже он относился к форме храма или монастырского строительства в буддизме, индуизме и джайнизме, в котором дизайн имеет центральный зал и прилегающие отдельные святыни для проживания монахов или богов, богинь и некоторых священных фигур, таких как Тиртханкарас, Гаутама Будда или гуру. Это слово означает джайнский или индуистский храм или «жилище, место ожидания» во многих надписях и текстах средневековой эпохи, от vi-har, что означает «строить».

Это контрастирует с санскритом : аранья или панджаби : аранья, что означает «лес». В средневековую эпоху этот термин означал любой монастырь, особенно для буддийских монахов. Матха - еще один термин для монастыря в индийской религиозной традиции, сегодня обычно используется для индуистских заведений.

Северный индийский штат Бихар получил свое название от вихара из-за обилия буддийских монастырей в этой области. Слово также было заимствовано в малайском как биара, обозначающее монастырь или другое немусульманское место поклонения. Это называется «wihan» (วิหาร) на тайском языке и vihear на кхмерском. В бирманском wihara (ဝိဟာရ, IPA: ) означает «монастырь», но местное бирманское слово kyaung ( ကျောင်း, IPA: ) является предпочтительным. Монахи, странствующие с места на место, проповедуя и прося милостыню, часто оставались вместе в сангхе. На языке панджаби открытое пространство внутри дома называется «вехра».

В Корее, Японии, Вьетнаме и Китае слово, обозначающее буддийский храм или монастырь, похоже, имеет разное происхождение. Японское слово для буддийского храма - Тера (寺), в древности оно также было написано фонетически 天良 tera, и оно родственно современному корейскому Chǒl из среднекорейского Тил, чжурчжэней Тайра и реконструированный древнекитайский дояг, что означает «буддийский монастырь». Эти слова, по-видимому, произошли от арамейского слова для «монастыря » dērā / dairā / dēr (от корня dwr «жить вместе»), а не от несвязанного индийского слова, обозначающего вихара монастыря и, возможно, была передана в Китай первыми среднеазиатскими переводчиками буддийских писаний, такими как Ан Сигао или Локаксема.

Происхождение

Пещера 12, Эллора, поздняя многоэтажная вихара, высеченная в скале. Вероятно, было предназначено дальнейшее украшение колонн.

Вихары как центры удовольствий

В эпоху 3-го века до нашей эры Ашока вихара-ятры были остановками для путешествий, предназначенными для развлечений, удовольствий и хобби. например охота. Они контрастировали с дхарма-ятрами, связанными с религиозными занятиями и паломничеством. После того, как Ашока обратился в буддизм, утверждает Лахири, он начал дхарма-ятры примерно в середине 3 века до нашей эры вместо гедонистических царских вихара-ятр.

Вихары как монастыри

Ранняя история вихар неясна. Монастыри в виде пещер датируются столетиями до начала нашей эры для адживиков, буддистов и джайнов. Вырезанная в скале архитектура, найденная в пещерных вихарах II века до н.э., восходит к периоду империи Маурьев. В штате Индии Бихар и его окрестностях расположены жилые пещерные памятники, все датированные до нашей эры, что отражает архитектуру Маурьев. На некоторых из них есть надпись шрифтом брахми, подтверждающая их древность, но эти надписи, вероятно, были добавлены в ранее существовавшие пещеры. Самый старый слой буддийских и джайнских текстов упоминает легенды о Будде, джайнских тиртханкарах или шраманах монахах, живущих в пещерах. Если эти записи, полученные из устной традиции, точно отражают значение монахов и пещер во времена Будды и Махавиры, то традиция пещерного проживания восходит к по крайней мере V веку до нашей эры. Согласно Алчину и Эрдози, легенда о Первом буддийском соборе датируется периодом сразу после смерти Будды. В нем упоминаются монахи, собирающиеся в пещере недалеко от Раджгири, и это датируется до-маурьевскими временами. Однако квадратный двор с кельями архитектуры вихара, государства Алчин и Эрдози датируется периодом Маурьев. Более ранние монастырские резиденции адживиков, буддистов, индуистов и джайнов, вероятно, были за пределами скал и были сделаны из временных материалов, и они не сохранились.

Самый ранний известный дар недвижимого имущества для монашеских целей, когда-либо зарегистрированный в Индии Надпись приписывается императору Ашоке и является даром адживикам. По словам Йоханнеса Бронкхорста, это создало конкурентное финансовое давление на все традиции, включая индуистских браминов. Это могло привести к развитию вихар как убежищ для монахов и эволюции концепции ашрама в аграхары или индуистские монастыри. Эти приюты обычно сопровождались пожертвованием доходов от близлежащих деревень, которые работали и поддерживали эти пещерные жилища едой и услугами. Надпись Карла, датируемая I веком н. Э., Пожертвовала пещеру и близлежащую деревню, утверждает Бронкхорст, «для поддержки аскетов, живущих в пещерах в Валураке [Карле], без каких-либо различий по секте или происхождению». Буддийские тексты из Бенгалии, датированные столетиями позже, используют термин ашрама-вихара или аграхара-вихара для обозначения своих монастырей.

План пещеры 1 в Аджанте, большой зал вихары для молитв и жизни, 5-й век

Буддийские вихары или монастыри можно назвать резиденцией монахов, центром религиозной работы и медитации и центром буддийского обучения. В буддийских канонических текстах упоминаются пять видов жилищ (Панча Ленани), а именно Вихара, Аддайога, Пасада, Хаммия и Гуха, которые подходят для монахов. Из них сохранились только Вихара (монастырь) и Гуха (пещера).

На определенном этапе буддизма, как и в других индийских религиозных традициях, странствующие монахи Сангхи, посвященные аскетизму и монашеской жизни, бродили с места на место. В сезон дождей (ср. васса ) они останавливались во временных убежищах. В буддийской теологии, касающейся перерождения и заработка заслуг, считалось заслугой не только накормить монаха, но и укрыть его. Богатые преданные-миряне создавали роскошные монастыри.

Архитектура

Единственные существенные остатки очень ранних вихар находятся в комплексах, высеченных в скалах, в основном на севере Индии, в частности в Декане, но это случайность выживания. Первоначально структурные вихары из камня или кирпича, вероятно, были бы не менее распространены повсюду и были бы нормой на юге. Ко второму веку до нашей эры был установлен стандартный план вихары; они образуют большинство буддийских «пещер», высеченных в скалах. Он состоял из примерно квадратного прямоугольного зала в высеченных из камня корпусах или, вероятно, открытого двора, в примерах конструкции, за которым находилось несколько маленьких камер. Вырезанные в скале камеры часто снабжены высеченными из камня платформами для кроватей и подушек. Передняя стена имела один или несколько входов, а часто и веранду. Позже у задней стены, обращенной к входу, была довольно небольшая алтарная, в которую часто можно было попасть через прихожую. Первоначально в них находились ступы, но позже было большое скульптурное изображение Будды, иногда с рельефами на стенах. На веранде может быть скульптура, а в некоторых случаях - стены главного зала. Картины, возможно, были более распространены, но они редко сохранились, за исключением нескольких случаев, таких как пещеры 2, 10, 11 и 17 в пещерах Аджанты. Поскольку более поздние высеченные в скале вихары часто занимают до трех этажей, то же, вероятно, относится и к структурным.

Когда вихара приобрела центральный образ, она взяла на себя функцию поклонения чайтья зал, и со временем их перестали строить. И это несмотря на то, что в высеченном в скале храме вихара обычно не было тропинок для обхода или прадакшина, важного ритуального обряда.

В раннем средневековье вихары стали важными учреждениями и частью буддизма. Университеты с тысячами студентов, например, Наланда. Жизнь в «Вихарах» была кодифицирована рано. Это объект части палийского канона, Виная Питака или «корзины монашеской дисциплины». Шалбан Вихара в Бангладеш является примером структурного монастыря со 115 кельями, в котором были раскопаны нижние части кирпичного строения. Сомапура Махавихара, также в Бангладеш, была более крупной вихарой, в основном 8-го века, со 177 кельями вокруг огромного центрального храма.

Пещера 12, Пещеры Аджанты, входы в камеры отключены а вихара холл

Варианты вырезанных в скале вихар

Обычно соблюдается стандартная форма, описанная выше, но есть несколько вариантов. Два зала вихары, пещера 5 в Эллора и пещера 11 в Канхери, имеют очень низкие платформы, занимающие большую часть длины главного зала. Вероятно, они использовались в качестве комбинации скамей или столов для обедов, столов для учебы и, возможно, кроватей. Их часто называют «обеденным залом» или «залом Дурбар » в Канхери, без каких-либо веских доказательств.

Пещера 11 в пещерах Бедсе - довольно маленькая вихара 1-го века, с девятью кельями внутри и первоначально четырьмя вокруг входа, и без алтарной комнаты. Он отличается сложной гавакшей и рельефной резьбой перил вокруг дверей камеры, но особенно имеет округлую крышу и апсидальный дальний конец, как в чайтья зале..

История

Храм Махабодхи в Индии.

Самые ранние буддийские пещерные жилища и священные места находятся на западе Декана и датируются III веком до нашей эры. Эти самые ранние пещеры, высеченные в скале, включают пещеры Бхаджа, пещеры Карла и некоторые из пещер Аджанты.

Вихара с центральным храмом, содержащим религиозные изображения Будды, датированные примерно 2 веком нашей эры, найдены в северо-западной области Гандхара, в таких местах, как Джаулиан, КалаванТаксила область) или Дхармараджика, в котором говорится о Берендте, возможно, были прототипами монастырей 4-го века, например, в Девнимори в Гуджарате. Это подтверждается находкой глиняных и бронзовых статуй Будды, но неясно, датируется ли статуя более поздней датой. Согласно Берендту, они «должны были быть архитектурным прототипом для более поздних северных и западных буддийских святынь в пещерах Аджанты, Аурангабад, Эллора, Наланда, Ратнагири и другие сайты ". Предложение Берендта следует модели, в которой говорится, что северо-западные влияния и эра Кушана в I и II веках нашей эры вызвали развитие буддийского искусства и монастырского дизайна. Напротив, Сьюзан Хантингтон утверждает, что эта модель конца девятнадцатого и начала двадцатого века все чаще подвергается сомнению в связи с открытием изображений Будды до кушанской эпохи за пределами северо-западных территорий. Кроме того, по словам Хантингтона, «археологические, литературные и письменные свидетельства», например, в Мадхья-Прадеше, вызывают дополнительные сомнения. Преданное поклонение Будде прослеживается, например, до буддийских памятников Бхархута, датируемых 2–1 веками до нашей эры. Пещера Кришны или Канха (пещера 19) в Насике имеет центральный зал с соединенными кельями и обычно датируется 1 веком до нашей эры.

Ранние каменные вихары имитировали древесину

Надписи на каменных и медных пластинах указывают на то, что буддийские вихары часто строились совместно с индуистскими и джайнскими храмами. В эпоху империи Гупта было построено множество вихар, в том числе в пещерах Аджанты. Некоторые из этих вихар и храмов, хотя и присутствуют в текстах и ​​надписях, физически больше не обнаружены, вероятно, разрушенные в последующие века по естественным причинам или из-за войны.

Вихары как источник основных буддийских традиций

Найдены вихары at Thotlakonda

По мере того, как все больше людей присоединялось к буддийской монашеской сангхе, старшие монахи приняли кодекс дисциплины, который стал известен в Палийском каноне как тексты Виная. Эти тексты в основном касаются правил сангхи. Правилам предшествуют истории, рассказывающие о том, как Будда пришел, чтобы их установить, а за ними следуют объяснения и анализ. Согласно рассказам, правила разрабатывались для случая, когда Будда сталкивался с различными поведенческими проблемами или спорами среди своих последователей. Каждая крупная ранняя буддийская традиция имела свой вариант текста кодекса дисциплины для жизни вихары. Майор вихара назначил вихара-пала, того, кто управлял вихарой, улаживал споры, определял согласие и правила сангхи и заставлял тех, кто придерживался этого консенсуса, придерживаться этого консенсуса.

Три ранних влиятельных монашеских братства прослеживаются в истории буддизма. Махавихара, основанная Махиндой, была самой старой. Позже, в I веке до н.э., царь Ваттагамани подарил вихару Абхайягири своему любимому монаху, что привело к изгнанию его братством Махавихара. В 3 веке н.э. это повторилось, когда царь Махасена подарил вихару Джетавана одному монаху, что привело к его изгнанию. Махинда Махавихара привел к ортодоксальной традиции Тхеравады. Монахи-вихара Абхаягири, отвергаемые и критикуемые ортодоксальными буддийскими монахами, были более восприимчивы к неортодоксальным идеям и поддерживали традицию Махаяны. Монахи Джетавана-вихара колебались между двумя традициями, смешивая свои идеи.

Вихары эпохи Пала

Руины Шалван Вихара, буддийского монастыря, который действовал между 7-12 веками. на территории нынешнего Майнамати, Бангладеш.

В период пала в древней Магадхе (современный Бихар) и Бенгалии выросло множество монастырей. Согласно тибетским источникам, выделялись пять великих махавихар : Викрамашила, главный университет той эпохи; Наланда, прошедший расцвет, но все еще прославленный, Сомапура, Одантапура и Джагаддала. По словам Сукумара Датта, пять монастырей образовали сеть, их поддерживало и контролировало государство Пала. У каждого из пяти была собственная печать, и они действовали как корпорация, служа центрами обучения.

Другими известными монастырями Империи Пала были Трайкута, Девикота (отождествляемая с древней Котиваршей, '' современный Бангарх ') и Пандит Вихара. Раскопки, проведенные совместно Археологической службой Индии и Университетом Бурдвана в период с 1971–1972 по 1974–1975 годы, привели к обнаружению буддийского монастырского комплекса в Монорампуре, недалеко от Бхаратпура, через Панагарх Базар в районе Бардхаман Западной Бенгалии. Датировку монастыря можно отнести к раннему средневековью. Недавние раскопки в Джагживанпуре (район Малда, Западная Бенгалия) обнаружили еще один буддийский монастырь (Нандадиргика-Удранга Махавихара) девятого века.

Ничего из надстройки не сохранилось. Найдено несколько монастырских келий, выходящих на прямоугольный двор. Примечательной особенностью является наличие круглых угловых ячеек. Считается, что общая планировка монастырского комплекса в Джагживанпуре в целом аналогична плану Наланды. Кроме того, в эпиграфических и других источниках встречаются разрозненные упоминания некоторых монастырей. Среди них заслуживают упоминания Пуллахари (в западной Магадхе), Халуд Вихара (45 км к югу от Пахарпура), Парикрамана вихара и Яшовармапура вихара (в Бихаре). Другие важные структурные комплексы были обнаружены в Майнамати (район Комилла, Бангладеш). Здесь были обнаружены остатки нескольких вихар, и наиболее сложной из них является Шалбан Вихара. Комплекс состоит из довольно большой вихары обычного плана из четырех рядов монастырских келий вокруг центрального двора с храмом в крестообразном плане, расположенным в центре. Согласно легенде на печати (обнаруженной на этом месте) основателем монастыря был правитель династии Дэва.

Юго-Восточная Азия

Вихара, местное название которой - вихан, Ват Чеди Луанг в Северном Таиланде

По мере распространения буддизма в Юго-Восточной Азии, монастыри строились местными королями. Термин вихара до сих пор иногда используется для обозначения монастырей / храмов, также известных как ват, но в Таиланде он также принял более узкое значение, относящееся к определенным зданиям в храмовом комплексе. Вихан - это здание, помимо главного убосота (зала посвящения), в котором хранится изображение Будды. Во многих храмах вихан служит залом для проповедей или залом собраний, где проводятся церемонии, такие как катина. Многие из этих вихар Тхеравады содержат изображение Будды, которое считается священным после того, как оно официально освящено монахами.

Галерея изображений

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Чакрабарти, Дилип К. (октябрь 1995 г.). «Буддийские памятники в Южной Азии под влиянием политических и экономических сил». Мировая археология. 27 (2): 185–202. doi : 10.1080 / 00438243.1995.9980303. JSTOR 125081.
  • Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента, 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета Пеликан История искусства, ISBN 0300062176
  • Хеттри, Сарита (2006). Буддизм в Северо-Западной Индии: до 650 г. н.э. Калькутта: R.N. Бхаттачарья. ISBN 978-81-87661-57-3.
  • Мичелл, Джордж, Пингвин: Путеводитель по памятникам Индии, Том 1: Буддисты, джайны, индуисты, 1989, Penguin Books, ISBN 0140081445
  • Митра, Д. (1971). Буддийские памятники. Калькутта: Сахитья Самсад. ISBN 0-89684-490-0.
  • Раджан, К.В. Саундара (1998). Вырезанные в скале стили храма: искусство раннего пандьяна и святилища Эллоры. Мумбаи: публикации Somaiya. ISBN 81-7039-218-7.
  • Тэджелл, К. (1990). История архитектуры в Индии: от зарождения цивилизации до конца раджа. Лондон: Phaidon. ISBN 1-85454-350-4.

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с Вихарами.
Последняя правка сделана 2021-06-18 13:16:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте