Аполлодот I Сотер | |
---|---|
Портрет Аполлодота | |
Индо-греческий царь | |
Правление | 180–160 гг. До н.э. или между 174–165 гг. До н.э. |
Предшественник | Агафокл Бактрийский |
Преемник | Деметрий II Индии |
Родился | Бактрия в Средней Азии |
Умер | ок. 163–62 гг. До н. Э.. Охин около Таксила, Пакистан |
Династия | Греко-Бактрийское царство |
Отец | Евкратид I |
Мать | Феофила |
Аполлодот I Сотер (греч. : Ἀπολλόδοτος Α΄ ὁ Σωτήρ; эпитет означает «Спаситель»; Пракрит в Харошти сценарий: maharajasa apaladatasa tratarasa) был индо-греческим царем между 180 г. до н. Э. И 160 г. до н. Э. Или между 174 и 165 г. до н. Э. (Первое датируется Осмундом Бопеараччи и Р.С. датируясь Бопераччи), который правил западной и южной частями Индо-греческого царства, от Таксила в Пенджабе до областей Синда и, возможно, Гуджарата.
Аполлодот не был первым, кто чеканил двуязычные монеты за пределами Бактрии, но он был первым царем, правившим только в Индии, и, следовательно, основателем собственно индо-греческого царства. По данным W. В. Тарн, Аполлодот I был одним из полководцев Деметрия I Бактрийского, греко-бактрийского царя, вторгшегося на северо-запад Индии после 180 г. до н. Э.. Тарн не знал, был ли он членом королевского дома. Более поздние авторы в основном согласны с анализом Тарна, хотя, возможно, с еще большей неопределенностью относительно того, кем был король, поскольку его монеты не дают много намеков.
Аполлодот либо сменил в Индии Антимах II, либо два царя были современниками, Антимах II правил более западными территориями ближе к Бактрии. В конце концов, Аполлодоту I наследовал Менандр I, и два царя упомянуты Помпеем Трогом как важные индо-греческие правители.
I-II века н.э. Перипл Эритрейский Море далее свидетельствует о правлении Аполлодота I и влиянии индо-греков в Индии:
«До наших дней древние драхмы распространены в Барыгаза, происходящий из этой страны, с надписями греческими буквами и изображениями тех, кто правил после Александра, Аполлодора [sic] и Менандра."
— Перипла, глава 47.Монеты Аполлодота, вместе с монетами Менандра, являются одними из самых распространенных индо-греческих царей. Он встречается в основном в провинциях Пенджаб, Синд и Гуджарат, что указывает на южную границу индо-греческой экспансии в Индии. Об этом также свидетельствует Periplus, документ I века н.э. о торговле в Индийском океане, в котором описываются остатки греческого присутствия (святыни, казармы, колодцы, монеты) в стратегический порт Барыгаза (Бхарух ) в Гуджарате. Страбон (XI) также описывает оккупацию Паталены (Инд страны Дельты). Хотя Синд мог попасть в его владение, неизвестно, продвигался ли Аполлодот в Гуджарат, где правили Сатаваханы.
Аполлодот также выпустил большое количество двуязычных квадратных монет индийского стандарта. Помимо обычного королевского титула, точное значение животных, изображенных на монетах, неясно. Священный слон может быть символом города Таксила или, возможно, символом белого слона, который, по общему мнению, вошел в лоно матери Будды, королевы Майи. во сне, что делает его символом буддизма, одной из основных религий индо-греческих территорий.
Точно так же священный бык на реверсе может быть символом города (Пушхалавати) или изображением Шивы, что делает его символом индуизма, другая основная религия того времени. Бык часто изображается в явно эректильном состоянии, что усиливает его интерпретацию как представление Шивы. И наоборот, это также укрепляет интерпретацию слона как религиозного символа. В качестве альтернативы, Бык, согласно Фуше, представляет рождение Будды, как это произошло в течение месяца Вайкакха (апрель – май), известного буддистам как Весак, под зодиакальный знак Тельца, во время полнолуния. Просветление и уход Будды также произошли во время полнолуния в Тельце.
. До того, как их дизайн был в конечном итоге упрощен, некоторые из более ранних монет царя Аполлодота напрямую связывают слона с буддийской символикой, например, ступа холм (символ арочного холма ), увенчанный полумесяцем или звездой (символ Чайтья ), также встречается, например, на монетах Империи Маурьев, многие местные монеты Таксила или монеты более позднего царства Кунинда.
Также зебу бык на реверсе часто изображается с нандипадой знак таурина на его горбе на менее изношенных монетах, что усиливает роль животного как символа, религиозного или географического, а не просто изображения животного в декоративных целях. Нандипада и бык-зебу обычно ассоциируются с горбатым быком Нанди, Шивой в индуизме. Такая же ассоциация была сделана позже на монетах Зейонис или Вима Кадфисес. Слон, подвешенный к быку и изображенный с поясом на аверсе, также должен иметь символическую роль, возможно, в буддизме, поскольку он был связан с холмом ступа на самых ранних монетах Аполлодота.
Аполлодот экспериментировал с разными стандартами монет для своего серебра, пока не остановился на стандартной зажигалке, чем Аттическая, которая преобладала на протяжении столетий, хотя более поздние правители обычно чеканили круглые монеты вместо квадратной (типично индийской) формы большинства Аполлодотов. ' Серебряный. Он выпустил ряд бронзовых изделий с Аполлоном / треногой, которые также повторялись веками.
Аполлодот также выпустил небольшую серию одноязычных аттических тетрадрахм, предназначенных для экспорта в Бактрию. Для этого Аполлодот I явно использовал бактрийских келаторов, чтобы создать изысканный реалистичный портрет царя в виде пожилого человека в македонской шляпе, называемой каусия, с обратной стороной сидящего Афины Паллады с Никой, распространенный эллинистический мотив, введенный Диадохом Лисимахом. На этих монетах он не использовал эпитет.
Предшествующий. Агафокл. (в Паропамисаде ) | Греко-бактрийский царь. (в Паропамисаде, Арахосия, Гандхара, Пенджаб ). 180 - 160 до н.э. | Преемник. Антимах II |
Предыдущий. Панталеон. (в Гандхара ) |