Ай-Ханум

редактировать
Руины древнего города в Афганистане Ай-Ханум
Monnaie de Bactriane, Eucratide I, 2 faces.jpg Золотая монета Евкратид I (171–145 до н.э.), один из эллинистических правителей древнего Ай-Ханума. Это самая большая известная золотая монета, отчеканенная в древности (169,20 г; 58 мм).
Ай-Ханум лежит в север Афганистана, недалеко от границы с Кыргызстаном. Ай-Ханум лежит в север Афганистана, недалеко от границы с Кыргызстаном. Показана в Западной и Центральной Азии Показать карту Западной и Центральной Азии Ай-Ханум лежит в север Афганистана, недалеко от границы с Кыргызстаном. Ай-Ханум лежит в север Афганистана, недалеко от границы с Кыргызстаном. Ай-Ханум (Бактрия) Показать карту Бактрии Ай-Ханум лежит в север Афганистана, недалеко от границы с Кыргызстаном. Ай-Ханум лежит в север Афганистана, недалеко от границы с Кыргызстаном. Ай-Ханум (Южная Азия) Показать карту Южной Азии Ай-Ханум лежит в север Афганистана, недалеко от границы с Кыргызстаном. Ай-Ханум лежит в север Афганистана, недалеко от границы с Кыргызстаном. Ай-Ханум (Афганистан) Показать карту Афганистана
Альтернативное названиеАй Ханум, Ай Ханум
МестоположениеПровинция Тахар, Афганистан
РегионБактрия
Координаты37 ° 09′53,7 ″ с.ш. 69 ° 24′31,4 ″ E / 37.164917 ° N 69.408722 ° E / 37.164917; 69.408722 Координаты : 37 ° 09'53,7 ″ N 69 ° 24'31,4 ″ E / 37,164917 ° N 69,408722 ° E / 37,164917; 69.408722
ТипПоселение
История
Основанооколо 280 г. до н.э., 3 век до н.э.
ЗаброшеноВозможно, между 145 и 120 г. до н.э.
ПериодыЭллинистические
КультурыГреческие
Заметки о местах
Даты раскопокМежду 1964 и 1978 гг.
Археологи[fr ]
СостояниеРазрушены

Ай-Ханум (Ай Ханум , также Ай Ханум , букв. «Леди Луна» на узбекском ), возможно, историческое Александрия на Оксе (греч. : Ἀλεξάνδρεια ἡ ἐπὶ τοῦ Ώξου), возможно, позже названная Евкратидия, Εὐκρατίδεια) была одним из основных городов Греко-Бактрийское царство примерно с 280 г. до н.э. и индо-греческих царей, когда они правили как в Бактрии, так и в северо-западной Индии, со времен Деметрий I (200–190 до н.э.) до Евкратида (170–145 до н.э.). Предыдущие ученые утверждали, что Ай Ханум был основан в конце 4 века до нашей эры после завоеваний Александра Великого. Недавний анализ теперь убедительно свидетельствует о том, что город был основан c. 280 г. до н. Э. При императоре Селевкидах Антиохом I Сотером. Город расположен в провинции Тахар, на севере Афганистана, в месте слияния реки Пяндж и реки Кокча, обоих притоков Амударья, исторически известная как Окс, и на пороге Южной Азии.

Ай-Ханум был одним из центров эллинизма на Востоке. почти два столетия до его уничтожения кочевыми захватчиками около 145 г. до н.э., примерно во время смерти Евкратида I.

Содержание

  • 1 Открытие
  • 2 Стратегическое положение
  • 3 Греческий город в Бактрии
    • 3.1 Архитектура
    • 3.2 Скульптурные останки
    • 3.3 Эпиграфические останки
    • 3.4 Артефакты
  • 4 Торговля со Средиземноморьем
  • 5 Контакты с Индией
    • 5.1 Влияние на индийское искусство
  • 6 Нумизматика
  • 7 Вторжения кочевников
  • 8 Значение
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки

Discovery

Во время охоты в 1960-х годах афганцы Хан Голам Сервар Нашер обнаружен древние артефакты Ай-Ханом и приглашенный принстон археолог Даниэль Шлюмберже со своей командой для исследования Ай-Ханума. Вскоре выяснилось, что это историческая Александрия на Оксе, также, возможно, позже названная اروکرتیه Arukratiya или Eucratidia), одним из основных городов греко-бактрийского царства. Некоторые из этих артефактов были выставлены в музеях Европы и США в 2004 году. Впоследствии это место было раскопано в ходе археологических работ миссией Французской археологической делегации в Афганистане (DAFA) под [fr ] между 1964 и 1978 гг., А также советскими учеными. Работы пришлось прекратить с началом советско-афганской войны, во время которой это место было разграблено и использовано в качестве поля битвы, оставив очень мало оригинальных материалов. В 2013 году режиссер Дэвид Адамс снял шестисерийный документальный мини-сериал о древнем городе под названием «Затерянный мир Александра».

Стратегическое местоположение

Ай-Ханум находился на крайнем востоке Бактрии, на пороге Империи Маурьев в Индии.

Выбор места для основания города, вероятно, был обусловлен несколькими факторами. Регион, орошаемый Оксом, обладал богатым сельскохозяйственным потенциалом. Минеральные ресурсы были в изобилии в глубинке к Гиндукушу, особенно знаменитые так называемые «рубины » (на самом деле шпинель ) из Бадахшана и золото. Его расположение на стыке бактрийской территории и территорий кочевников на севере, в конечном итоге, открыло доступ к торговле с Китайской империей. Наконец, Ай-Ханум был расположен на самом пороге Древней Индии, что позволяло ему напрямую взаимодействовать с Индийским субконтинентом.

Греческий город в Бактрии

План Ай-Ханума

Были обнаружены многочисленные артефакты и сооружения, указывающие на высокую эллинистическую культуру в сочетании с восточными влияниями. «В нем есть все признаки эллинистического города, с греческим театром, гимназией и несколькими греческими домами с внутренними дворами с колоннадой» (Бордман). В целом, Ай-Ханум был чрезвычайно важным греческим городом (1,5 кв. Км), характерным для Империи Селевкидов, а затем Греко-Бактрийского царства. Похоже, что город был разрушен и никогда не восстанавливался примерно во время смерти греко-бактрийского царя Евкратида около 145 г. до н.э.

Ай-Ханум, возможно, был городом, в котором Евкратид был осажден Деметрием, прежде чем ему удалось бежать, чтобы в конечном итоге завоевать Индию (Джастин ).

Архитектура

Коринфская столица, найденная в Ай-Хануме в цитадели войсками полководца Масуда, 2 век до н.э.

Миссия обнаружила различные строения, некоторые из них полностью эллинистические, некоторые другие интегрирующие элементы персидской архитектуры:

  • двухмильные валы, окружающие город
  • Цитадель с мощными башнями (20 × 11 метров у основания, 10 метров в высоту) и валов, установленных на вершине холма высотой 60 метров в центре города
  • Классический театр диаметром 84 метра с 35 рядами сидений, вмещающий 4000-6000 человек, оборудованный три ложи для властителей города. Его размер был значительным по классическим стандартам, больше, чем театр в Вавилоне, но немного меньше, чем театр в Эпидавре.
  • Огромный дворец в греко-бактрийской архитектуре. чем-то напоминает формальную персидскую дворцовую архитектуру
  • A гимназию (100 × 100м), одну из крупнейших античности. На одной из колонн было найдено посвящение на греческом языке Гермесу и Гераклу. Посвящение было совершено двумя мужчинами с греческими именами (Трибаллос и Стратон, сын Стратона).
  • Различные храмы в городе и за его пределами. Самый большой храм в городе, по-видимому, содержал монументальную статую сидящего Зевса, но был построен по зороастрийскому образцу (массивные закрытые стены вместо открытой структуры греческих храмов с колоннами)
  • .
  • Мозаика, изображающая македонское солнце, листья аканта и различных животных (крабов, дельфинов и т. Д.)
  • Многочисленные остатки классических коринфских колонн

Скульптурные останки

Горельеф обнаженного мужчины в контрапосте и хламиде. Ай-Ханум, II век до нашей эры.

Также были обнаружены различные скульптурные фрагменты, выполненные в довольно условном, классическом стиле, довольно непроницаемом для эллинизированных нововведений, происходящих в то же время в Средиземноморском мире.

Особо следует отметить, что был обнаружен огромный фрагмент стопы в превосходном эллинистическом стиле, который, по оценкам, принадлежал статуе высотой 5-6 метров (которую нужно было разместить так, чтобы она соответствовала высоте колонн, поддерживающих храм). Так как на сандалии фрагмента стопы есть символическое изображение Зевса 'удара молнии, статуя считается уменьшенной версией Статуи Зевса в Олимпии.

Среди скульптурных останков также были обнаружены:

  • Статуя стоящей женщины из довольно архаичного хитона
  • Лицо мужчины, вылепленное из лепнины
  • Незавершенная статуя молодого обнаженный мужчина с венком
  • A горгулья голова, изображающая греческого повара-раба
  • Фриз обнаженного человека, возможно, бога Гермеса, в хламиде
  • A гермаике скульптура старика, которого считали мастером гимназии, где она была найдена. В левой руке он держал длинную палку, символ своей функции.

Из-за отсутствия надлежащих камней для скульптур в районе Ай-Ханума необожженная глина и Часто использовалась лепнина по образу деревянного каркаса, техника, которая получила широкое распространение в Средней Азии и на Востоке, особенно в буддийском искусстве. В некоторых случаях из мрамора делали только руки и ноги.

Эпиграфические останки

В Ай-Хануме были найдены различные надписи на классическом, не варварском, греческом языке.

  • На Herõon (погребальный памятник), который по-гречески идентифицирован как гробница Киния (также описывается как oikistes (основатель) греческого поселения) и датируется 300 г. 250 г. до н.э. была найдена надпись, описывающая Дельфийские изречения :
Каменный блок с надписями Киния. Ай-Ханум, 2 век до н.э.
παῖς ὢν κόσμιος γίνου,
ἡβῶν ἐγκρατής,
μέσος δίκαιος,
<247υευεετηλ27 ἄλυπος.
"Païs ôn kosmios ginou (В детстве учись хорошим манерам)
hèbôn enkratès, (в юности учись контролировать страсти)
mesos dikaios (в среднем возрасте, будь справедливым)
presbutès euboulos (в старости, дайте хороший совет)
teleutôn alupos. (затем умри, без сожаления.) «

Заповеди поместил грек по имени Клиархос, который мог быть или не быть Клеархом Соли, учеником Аристотеля, который, согласно той же надписи, скопировал их из Дельф :

ἀνδρῶν τοι σοφὰ ταῦτα παλαιοτέρων ἀνάκει [τα] ι
ῥήματα ἀριγνώτων Πυθοὶ ἐν ἠγαθέαι ·
ἔνθεν ταῦτ [α] Κλέαρχος ἐπιφραδέως ἀναγράψας
εἵσατο τηλαυγῆ Κινέου ἐν τεμένει.
» Эти мудрые заповеди людей древности
- Слова известных мыслителей - посвящены
в Священном Пифии. святыня
Оттуда Клеарх, тщательно скопировав их, установил, сияя издалека, в святилище Киния »
Надпись на одной из ваз из сокровищницы Ай-Ханум.
  • Остатки. некоторых рукописей папируса, отпечаток которых остался на тонкой земле кирпичных стен, содержащих неизвестные философские диалоги по теории идей, которые считаются единственными сохранившимися остатками аристотелевца диалог, возможно софист, где Ксенократ, другой философ, представляет свою теорию идей.
  • Различные греческие надписи были также найдены в сокровищнице дворца, с указанием содержимого (деньги, импортное оливковое масло...) различных ваз и имен ответственных за них администраторов. Иерархия этих администраторов, похоже, почти идентична иерархии в греческих областях. Из имен, упомянутых в этих надписях, следует, что директора казначейства были греками, но у руководителей низшего звена были бактрийские имена. У трех подписантов были греческие имена (Космос, Исидора, Никератос), у одного македонское или фракийское имя (Лисаниас) и два бактрийских имени (Oxuboakes, Oxubazes).

Одна из этих экономических надписей касается на греческом языке хранилища банок с оливковым маслом. в сокровищнице:

«В год 24,....;
оливковое масло (содержимое);
частично пустая (ваза) A (содержит) перенесенное масло из
два кувшина Гиппия
гемиолий; и запечатали:
Молосс (?) для сосуда A и Strato (?) для сосуда B (?) "

Последняя из дат на этих кувшинах была рассчитана как 147 г. до н.э., что позволяет предположить, что Ай-Ханум был разрушен вскоре после этой даты.

Артефакты

Тарелка с изображением Кибелы, запряженной львами, жертвоприношения и Бога Солнца. Ай-Ханум, II век до нашей эры.

Было найдено множество греко-бактрийских монет, вплоть до Евкратида, но ни одной из них позже. Ай-Ханум также добыл уникальные греко-бактрийские монеты Агафокла, состоящие из шести серебряных драхм индийского стандарта с изображением индуистских божеств. Это первые известные изображения ведических божеств на монетах, и на них изображены ранние аватары из Вишну : Баларама - Самкаршана и Васудева - Кришна, и считается, что они соответствуют первым греко-бактрийским попыткам создания монет индийского стандарта, когда они вторглись в северную Индию.

Среди других находок:

  • Круглая медальонная пластина с изображением богини Кибелы на колеснице перед огненным жертвенником и под изображением Гелиоса
  • Полностью сохранившаяся бронзовая статуя Геракла
  • Различные золотые украшения и серьги в виде змеиных рук
  • Некоторые индийские артефакты, найденные в сокровищнице города, вероятно, привезенные Евкратидом из его походов
  • Поднос унитаза, изображающий сидящую Афродиту
  • Форма, изображающая бородатого мужчину средних лет в диафрагме

Различные предметы повседневной жизни также явно эллинистические: солнечные часы, чернильницы, посуда. Темно-зеленый стеклянный фаллос почти в натуральную величину с маленькой совой на обратной стороне и другими сокровищами, как говорят, были обнаружены в Ай-Хануме, возможно, вместе с камнем с надписью, которая не была обнаружена. Артефакты были возвращены в Кабульский музей после нескольких лет пребывания в Швейцарии Полом Бухерер-Дитски, директором Швейцарского института Афганистана.

Торговля со Средиземноморьем

Присутствие банок с оливковым маслом в Ай-Ханум указывает на то, что это масло было импортировано из Средиземноморья, поскольку его единственный возможный источник были Эгейский бассейн или Сирия. Это предполагает важные торговые контакты со Средиземным морем через длинные и дорогие сухопутные пути.

Контакты с Индией

Индийская плита, найденная в Ай-Хануме, считается олицетворением мифа о Кунале (с воссозданием). Монета греко-бактрийского царя Агафокла с индийскими божествами.

Среди археологических останков Ай-Ханума было найдено несколько индийских артефактов, особенно повествовательная пластина из ракушек, инкрустированная различными материалами и цветами, которая, как считается, представляет индийский миф Кунталы. Также были обнаружены многочисленные индийские монеты с перфорацией.

Экваториальный солнечный циферблат отрегулирован на широту Удджайн, Ай-Ханум, 3-й-2-й в. до н.э.

В Ай-Хануме были найдены также замечательные греческие монеты одного из последних греко-бактрийских царей, Агафокла Бактрийского (правил 190-180 гг. до н.э.). Это квадратные монеты индийского стандарта с изображениями индийских божеств, которые интерпретировались по-разному: Вишну, Шива, Васудева, Будда или Баларама. В общей сложности шесть таких серебряных драхм индийского стандарта во имя Агафокла были обнаружены в Ай-Хануме в 1970 году. Считается, что некоторые другие монеты Агафокла также представляют буддийского льва и Индийская богиня Лакшми.

Влияние на индийское искусство

Один из вдохновленных эллинизмом рисунков «пальметты » и лотоса, которые, возможно, были переданы через Ai- Ханум. Бычья столица Рампурва, Индия, около 250 г. до н.э.

По словам Джона Бордмана, Ай-Ханум мог быть одним из проводников некоторого влияния искусства в древнюю Индию, хотя эти влияния и их источники «не всегда правильно идентифицированы или еще не определены». Существует три конкурирующих научных взгляда: один возник у ранних ученых, таких как Перси Браун, где индийская архитектура возникла из-за иммиграции западных мастеров, второй - у более поздних ученых, таких как Джон Ирвин, которые предпочитают в основном вдохновение коренных народов, и третье, например, С.П. Гупта, который предпочитает сочетание. В Персии, утверждает Бордман, не было своей собственной каменной традиции, которую можно проследить, но есть свидетельства того, что там существовали «персидские основания плоского полукруглого тора» в сочетании с коринфскими капителями, и есть свидетельства того, что в Индии существовала сложная традиции деревянного зодчества примерно в то же время. Возможно, что Ай-Ханум, греческий город Бактрии в 3 веке до н.э., мог служить каналом, соединяющим эллинистических и индийских художников. Однако Персеполис пал примерно за 80 лет до появления первой буддийской каменной архитектуры, что оставляет вопрос, сохранялись ли знания на протяжении поколений между Персеполем к западу от Ай-Ханума и маурьями к востоку от него.

Нумизматика

Золотой статер Селевкидов царя Антиоха I Сотера, отчеканенный в Ай-Хануме, ок. 275 г. до н. Э. Аверс: Голова Антиоха в диадеме. Реверс: Обнаженная Аполлон сидит на омфалосе, опирается на лук и держит две стрелы. Греческая легенда: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ (царя Антиоха). Δ монограмма Ай-Ханума в левом поле. Символ, найденный на кирпиче в Ай-Хануме.

Многие Селевкиды и бактрийские монеты были найдены в Ай-Хануме., как и десять чистых планшетов, указывающих на то, что в городе есть монетный двор. У Ай-Ханума, по-видимому, был символ города (треугольник в круге, с различными вариациями), который был найден отпечатанным на кирпичах из самых старых построек города.

Тот же символ использовался на различных восточных монетах Селевкидов, что позволяет предположить, что они, вероятно, были отчеканены в Ай-Хануме. Таким образом, довольно недавно многочисленные монеты Селевкидов были повторно приписаны монетному двору Ай-Ханум, из чего сделан вывод, что Ай-Ханум, вероятно, был более крупным центром чеканки, чем даже Бактра.

Монеты, найденные в Ай-Хануме, начинаются с монет Селевк, но внезапно заканчиваются действиями Евкратида, предполагая, что город был завоеван в конце его правления.

Вторжения кочевников

Вторгшиеся индоевропейские кочевники с севера (скифы, а затем юэчжи ) пересекли Окс и подчинили Бактрию около 135 г. до н. Э. Вполне вероятно, что сам город пал во время крупной осады из-за наличия наконечников стрел в городских стенах рядом с колоссальным каменным снарядом в главном соборе, что свидетельствует о том, что захватчики имели средства для создания осадного оружия.

Похоже, что город был полностью заброшен между 140 и 120 г. до н.э. после вторжения юэчжи. Есть свидетельства сильных пожаров во всех главных зданиях города, однако есть свидетельства того, что город был временно заселен после пожара, прежде чем был полностью заброшен.

Ай-Ханум, вероятно, пострадал не меньше вторжения кочевников проходили через проходы Гиндукуша. В 1838 году лейтенант Вуд услышал, как местные жители называют это место «Барбаррой». Как и другие археологические памятники, такие как Беграм или Хадда, памятник Ай-Ханум был разграблен в течение длительного периода войны в Афганистане после падения коммунистического правительства.

Значение

Ай-Ханум был расположен на самом пороге Индии. Индийский император Ашока обратился к грекам этого региона около 258 г. до н.э. в Кандагарском эдикте Ашоки, двуязычной надписи на греческом и арамейском. Кабульский музей.

Находки имеют большое значение, поскольку на Востоке не было обнаружено никаких остатков греко-бактрийской и индо-греческой цивилизаций (за исключением многочисленных чеканки) до этого открытия, которое заставило некоторых говорить о «бактрийском мираже».

Ай-Ханум был центром эллинистической культуры на пороге Индии, и между этими двумя областями существовало сильное взаимное понимание. Через несколько лет после основания города, примерно в 258 г. до н.э., индийский император Ашока вырезал наскальную надпись на греческом и арамейском, адресованную грекам в регионе, Кандагарский указ Ашоки в близлежащем городе Кандагар.

Открытие Ай-Ханума также дает новый взгляд на влияние греческой культуры на Востоке и подтверждает влияние греков на развитие греко-буддийского искусства.

См. также

Викискладе есть материалы, связанные с Ай-Ханумом.

Примечания

Ссылки

  • Тарн, WW (1984). Греки в Бактрии и Индии. Чикаго: Арес. ISBN 0-89005-524-6. Cite имеет пустой неизвестный параметр: | coauthors =()
  • Bopearachchi, Osmund (2003). De l'Indus à l'Oxus, Archéologie de l'Asie Centrale (на французском языке). Lattes: Association imago-musée de Lattes. ISBN 2-9516679- 2-2. Cite имеет пустой неизвестный параметр: | coauthors =()
  • Frölich, Pierre (2004). Les Grecs en Orient. L'heritage d ' Alexandre. La Documentation photographyique, n.8040 (на французском языке). Париж: La Documentation Francaise. Cite имеет пустой неизвестный параметр: | coauthors =()
  • Афганистан: Скрытые сокровища из Национального музея, Кабул (2008). Редакторы, Фридрик Хиберт и Пьер Камбон. National Geographic, Вашингтон, округ Колумбия ISBN 978-1-4262-0374-9.

Внешние ссылки

В Wikivoyage есть путеводитель по Ай-Ханум.
Последняя правка сделана 2021-06-09 19:45:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте