Антуан Буснуа (также Буснойс ) (ок. 1430 - 6 ноября 1492) был французом композитор и поэт раннего Возрождения бургундской школы. Хотя он также известен как автор мотетов и другой духовной музыки, он был одним из самых известных композиторов 15-го века светских шансонов. Он был ведущей фигурой поздней бургундской школы после смерти Гийома Дюфе.
Хотя подробности его ранней жизни в значительной степени предположительны, он, вероятно, происходил из окрестностей Бетюна в Па- де-Кале, возможно деревня Бусн, к которой, похоже, относится его имя. Возможно, он был родственником аристократической семьи Буснесов; в частности, родственником мог быть Филипп де Бусн, каноник Нотр-Дама в Линзе. Он явно получил прекрасное музыкальное образование, вероятно, в церковной хоровой школе где-нибудь в северной или центральной Франции. Аристократическое происхождение может объяснить его раннюю связь с французским королевским двором: уже в 1450-х годах там появляются упоминания о нем, а в 1461 году он был капелланом в Тур. На то, что он не был полностью миролюбивым человеком, указывает ходатайство об отпущении грехов, которое он подал в Туре от 28 февраля 1461 года, в котором он признался, что был частью группы, избивавшей священника «до крови», а не один раз, но пять раз. Находясь в состоянии анафемы, он был достаточно безрассуден, чтобы служить мессу, хотя он и не был рукоположенным священником, за что его отлучили от церкви до помилования Папы Пия II ему.
Он переехал из собора в коллегиальную церковь Св. Мартина, также в Туре, где он стал иподиаконом в 1465 году. Иоганнес Окегем был казначеем в этом учреждении, а два композитора кажется, хорошо знали друг друга. Позже, в 1465 году, Буснуа переехал в Пуатье, где он не только стал мастером хористов, но и сумел привлечь поток талантливых певцов со всего региона; к этому времени его репутация учителя пения, ученого и композитора, кажется, широко распространилась. Но он уехал в 1466 году так же внезапно, как и приехал по неизвестной причине, и бывшему хозяину вернули старую работу. Затем он переехал в Бургундию..
Буснуа был при бургундском дворе к 1467 году. Его первые сочинения там появились непосредственно перед вступлением на престол Карла герцогом 15 июня, поскольку один из его мотетов - In Hydraulis - содержит посвящение Чарльзу, называя его графом. Став герцогом Бургундским, он быстро стал известен как Карл Смелый за свой жестокий и иногда безрассудный военный авантюризм (который действительно привел к его гибели в бою десять лет спустя). Но Чарльз любил не только войну, но и музыку, ценив и награждая Буснуа за произведения, написанные во время его службы. Буснуа был указан вместе с Хайном ван Гизегхемом и Адрианом Басином как «chantre et valet de chambre » Чарльзу в 1467 году.
Кроме того, служа Чарльзу певцом и композитором, Буснойс сопровождал герцога в его военных кампаниях, как и Хайн ван Гизегем. Буснуа был при осаде Нейса в Германии в 1475 году и пережил (или пропустил) катастрофическую битву при Нанси в 1477 году, в которой был убит Карл и бургундский расширение было прекращено немедленно и навсегда.
Буснуа оставался на службе у бургундского двора до 1482 года, но ничего точного не известно о его подвигах между тем временем и годом его смерти. На момент своей смерти, в 1492 году, он работал в церкви Сен-Совер в Брюгге.
Современная репутация Буснуа была огромной; он был, вероятно, самым известным музыкантом в Европе между Гийомом Дюфе и Йоханнесом Окегемом. Он писал духовную и светскую музыку. Из первых сохранились две cantus firmus мессы и восемь мотетов, а многие другие, скорее всего, были потеряны. Он несколько раз установил Марианский антифон Регина coeli. Стилистически его музыку можно считать промежуточным звеном между простотой и гомофоническими текстурами Дюфая и Биншуа и будущим повсеместным имитационным контрапунктом Жоскен и Гомберт. Он использовал имитацию лишь изредка, но умело, создавал плавные и певучие мелодические линии и имел сильное чувство триадной звучности, предвосхищая практику XVI века.
Согласно Пьетро Арон, Буснуа, возможно, был композитором знаменитой мелодии L'homme armé, одной из наиболее широко распространенных мелодий Возрождения и один чаще, чем любой другой, используется в качестве cantus firus в композиции Mass. Независимо от того, написал ли он первую мессу, основанную на L'homme armé, его влияние было, безусловно, самым большим; Настройка Обрехта, например, очень похожа на настройку Буснуа, и даже Дюфай прямо цитирует ее. Ричард Тарускин попытки доказать, что Буснуа был образцом более поздних масс L'homme armé, были основаны на изучении нумерологической символики композитора в его произведении и демонстрации того, что Дюфай и другие, среди прочего, подражали (или отдавали дань уважения) этому аспекту. Дэвид Фаллоуз указывает, что сложность массы Буснуа может указывать на то, что он на самом деле заимствовал у Дюфая. Буснуа может быть даже составителем цикла из шести месс, основанных на одной и той же мелодии, найденного в Неаполе, на основе стилистического сравнения.
Но шансоны Буснуа (французские светские песни) - это произведения, на которых в основном основана его репутация. Большинство из них рондо, но некоторые - бержеретты ; многие из них достигли статуса популярных песен, а некоторые, возможно, были основаны на других популярных песнях, которые сейчас утеряны. Вероятно, он написал слова почти для всех своих шансонов (опережая Вагнера на четыреста лет!). Некоторые из его мелодий были переработаны как cantus firmus для месс, сочиненных более чем через поколение после его смерти, например, Fortuna desperata (который использовался и Obrecht, и Josquin). Необычный шансон - «Ужасная дама», который не только антифон диалог (уникальный в шансонной литературе), но и имеет старофранцузское название, не требующее особых навыков для перевода.
Хотя большинство светских песен Буснуа написаны на французском языке, по крайней мере в двух используются итальянские тексты, а в одном - фламандский. Большинство из них для трех голосов, хотя есть несколько для четырех.
На Викискладе есть материалы, связанные с Антуаном Буснуа. |