Антуан Буснуа

редактировать
Рукопись Мессы Буснуа «Missa O Crux Lignum». Дата неизвестна, но, вероятно, середина 15 века.

Антуан Буснуа (также Буснойс ) (ок. 1430 - 6 ноября 1492) был французом композитор и поэт раннего Возрождения бургундской школы. Хотя он также известен как автор мотетов и другой духовной музыки, он был одним из самых известных композиторов 15-го века светских шансонов. Он был ведущей фигурой поздней бургундской школы после смерти Гийома Дюфе.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Произведения и стиль
  • 3 Произведения
    • 3.1 Массы
    • 3.2 Массы предположительно приписывается Буснуа
    • 3.3 Мотеты и магнификаты
    • 3.4 Магнификаты и мотеты, предположительно приписываемые Буснуа
    • 3.5 Светская музыка
    • 3.6 Работы с противоречивой атрибуцией
  • 4 Звуковые образцы
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Биография

Хотя подробности его ранней жизни в значительной степени предположительны, он, вероятно, происходил из окрестностей Бетюна в Па- де-Кале, возможно деревня Бусн, к которой, похоже, относится его имя. Возможно, он был родственником аристократической семьи Буснесов; в частности, родственником мог быть Филипп де Бусн, каноник Нотр-Дама в Линзе. Он явно получил прекрасное музыкальное образование, вероятно, в церковной хоровой школе где-нибудь в северной или центральной Франции. Аристократическое происхождение может объяснить его раннюю связь с французским королевским двором: уже в 1450-х годах там появляются упоминания о нем, а в 1461 году он был капелланом в Тур. На то, что он не был полностью миролюбивым человеком, указывает ходатайство об отпущении грехов, которое он подал в Туре от 28 февраля 1461 года, в котором он признался, что был частью группы, избивавшей священника «до крови», а не один раз, но пять раз. Находясь в состоянии анафемы, он был достаточно безрассуден, чтобы служить мессу, хотя он и не был рукоположенным священником, за что его отлучили от церкви до помилования Папы Пия II ему.

Он переехал из собора в коллегиальную церковь Св. Мартина, также в Туре, где он стал иподиаконом в 1465 году. Иоганнес Окегем был казначеем в этом учреждении, а два композитора кажется, хорошо знали друг друга. Позже, в 1465 году, Буснуа переехал в Пуатье, где он не только стал мастером хористов, но и сумел привлечь поток талантливых певцов со всего региона; к этому времени его репутация учителя пения, ученого и композитора, кажется, широко распространилась. Но он уехал в 1466 году так же внезапно, как и приехал по неизвестной причине, и бывшему хозяину вернули старую работу. Затем он переехал в Бургундию..

Буснуа был при бургундском дворе к 1467 году. Его первые сочинения там появились непосредственно перед вступлением на престол Карла герцогом 15 июня, поскольку один из его мотетов - In Hydraulis - содержит посвящение Чарльзу, называя его графом. Став герцогом Бургундским, он быстро стал известен как Карл Смелый за свой жестокий и иногда безрассудный военный авантюризм (который действительно привел к его гибели в бою десять лет спустя). Но Чарльз любил не только войну, но и музыку, ценив и награждая Буснуа за произведения, написанные во время его службы. Буснуа был указан вместе с Хайном ван Гизегхемом и Адрианом Басином как «chantre et valet de chambre » Чарльзу в 1467 году.

Кроме того, служа Чарльзу певцом и композитором, Буснойс сопровождал герцога в его военных кампаниях, как и Хайн ван Гизегем. Буснуа был при осаде Нейса в Германии в 1475 году и пережил (или пропустил) катастрофическую битву при Нанси в 1477 году, в которой был убит Карл и бургундский расширение было прекращено немедленно и навсегда.

Буснуа оставался на службе у бургундского двора до 1482 года, но ничего точного не известно о его подвигах между тем временем и годом его смерти. На момент своей смерти, в 1492 году, он работал в церкви Сен-Совер в Брюгге.

Работы и стиль

Современная репутация Буснуа была огромной; он был, вероятно, самым известным музыкантом в Европе между Гийомом Дюфе и Йоханнесом Окегемом. Он писал духовную и светскую музыку. Из первых сохранились две cantus firmus мессы и восемь мотетов, а многие другие, скорее всего, были потеряны. Он несколько раз установил Марианский антифон Регина coeli. Стилистически его музыку можно считать промежуточным звеном между простотой и гомофоническими текстурами Дюфая и Биншуа и будущим повсеместным имитационным контрапунктом Жоскен и Гомберт. Он использовал имитацию лишь изредка, но умело, создавал плавные и певучие мелодические линии и имел сильное чувство триадной звучности, предвосхищая практику XVI века.

Согласно Пьетро Арон, Буснуа, возможно, был композитором знаменитой мелодии L'homme armé, одной из наиболее широко распространенных мелодий Возрождения и один чаще, чем любой другой, используется в качестве cantus firus в композиции Mass. Независимо от того, написал ли он первую мессу, основанную на L'homme armé, его влияние было, безусловно, самым большим; Настройка Обрехта, например, очень похожа на настройку Буснуа, и даже Дюфай прямо цитирует ее. Ричард Тарускин попытки доказать, что Буснуа был образцом более поздних масс L'homme armé, были основаны на изучении нумерологической символики композитора в его произведении и демонстрации того, что Дюфай и другие, среди прочего, подражали (или отдавали дань уважения) этому аспекту. Дэвид Фаллоуз указывает, что сложность массы Буснуа может указывать на то, что он на самом деле заимствовал у Дюфая. Буснуа может быть даже составителем цикла из шести месс, основанных на одной и той же мелодии, найденного в Неаполе, на основе стилистического сравнения.

Но шансоны Буснуа (французские светские песни) - это произведения, на которых в основном основана его репутация. Большинство из них рондо, но некоторые - бержеретты ; многие из них достигли статуса популярных песен, а некоторые, возможно, были основаны на других популярных песнях, которые сейчас утеряны. Вероятно, он написал слова почти для всех своих шансонов (опережая Вагнера на четыреста лет!). Некоторые из его мелодий были переработаны как cantus firmus для месс, сочиненных более чем через поколение после его смерти, например, Fortuna desperata (который использовался и Obrecht, и Josquin). Необычный шансон - «Ужасная дама», который не только антифон диалог (уникальный в шансонной литературе), но и имеет старофранцузское название, не требующее особых навыков для перевода.

Хотя большинство светских песен Буснуа написаны на французском языке, по крайней мере в двух используются итальянские тексты, а в одном - фламандский. Большинство из них для трех голосов, хотя есть несколько для четырех.

Произведения

Массы

  1. Missa L'homme armé;
  2. Missa O crux lignum;
  3. Патрем Вилайге.

Масса предположительно приписывается Busnois

  1. Missa L'Ardent desir;
  2. Missa L'homme armé (I);
  3. Missa L'homme armé (II);
  4. Missa L'homme armé (III);
  5. Missa L'homme armé (IV);
  6. Missa L'homme armé (V);
  7. Missa L'homme armé (VI) ( эти шесть месс из Неаполя, приписываемые Буснуа по стилистическому сходству);
  8. Missa sine nomine;
  9. Missa Quant ce viendra.

Motets and magnificats

  1. Ad coenam agni providi;
  2. Alleluia, verbum caro factum est;
  3. Anima mea liquefacta est / Stirps Jesse;
  4. Anthoni usque limina;
  5. Asperges me (lost);
  6. Conditor alme siderum ;
  7. Gaude coelestis domina;
  8. In hydraulis;
  9. Оплакивание смерти Гийома Дюфе (вероятно, написано в 1474 году, утрачено);
  10. Magnificat sexti toni;
  11. Ноэль, Ноэль;
  12. Regina caeli (I);
  13. Regina caeli (II);
  14. Victimae paschali laudes.

Magnificats и motets, предположительно приписываемые Busnois

  1. Magnificat octavi toni;
  2. Magnificat secundi toni;
  3. Incomprehensibilia / Preter rerum ordinem.

Светская музыка

  1. Acordes moy;
  2. Advegne que advenir pourra;
  3. Amours nous traicte / Je m'en vois;
  4. A qui vens tu tes coquilles;
  5. Au gré de mes iculx;
  6. A une dame;
  7. Au povre par needité;
  8. A vous, sans autre;
  9. Bel acueil;
  10. Bone chére;
  11. Ce n'est pas moy;
  12. C'est bien Maleur;
  13. C'est vous en qui;
  14. Con tutta gentileça;
  15. Corps digne / Dieu quel mariage;
  16. Cy dit benedicite;
  17. En soustenant;
  18. En tous les lieux;
  19. En voyant sa dame;
  20. Esaint-il merci;
  21. Faictes de moy;
  22. Faulx mesdisans;
  23. Fortuna desperata ;
  24. (O) Fortune, trop tu es dure;
  25. Ha que ville;
  26. In myne zynn;
  27. Ja que lui ne;
  28. J'ay mayns de bien;
  29. J'ay pri s amours tout au rebours;
  30. Je m'esbaïs de vous;
  31. Je ne demande aultre degré;
  32. Je ne demande lialté;
  33. Je ne puis vivre ainsi;
  34. Joye me fuit;
  35. Laissez dangier;
  36. L'autrier la pieça / En l'ombre du buissonet / Trop suis jonette;
  37. L'autrier que passa;
  38. Le corps s'en va;
  39. Le monde a tel;
  40. Ma damoiselle;
  41. Maintes femmes;
  42. Ma plus qu'assez;
  43. Ma tres souveraine princesse;
  44. M'a vostre cueur;
  45. Mon mignault / Gracieuse, playant;
  46. Mon seul et sangle souvenir;
  47. On a grant mal / On est bien malade;
  48. Pour entretenir mes amours;
  49. Pucellotte;
  50. Quant j'ay au cueur;
  51. Quant vous me ferez;
  52. Quelque povre homme;
  53. Quelque povre homme;
  54. Resjois toy terre de France / Rex pacificus;
  55. Seule a par moy;
  56. Soudainementmon cueur;
  57. Ужасная дама;
  58. Une filleresse / S'il ya compagnion / Vostre amour ;
  59. Ung grand po vtre homme;
  60. Ung plus que tous;
  61. Vostre beauté / Vous marchez;
  62. Vostre gracieuse acointance.

Работает с противоречивой атрибуцией

  1. Amours, amours, amours;
  2. Amours fait moult / Il est de binne heure né / Tant que nostre argent dura;
  3. Cent mile escus;
  4. Et qui la dira;
  5. J'ay bien choisi;
  6. Il sera pour vous canbatu / L'homme armé;
  7. Je ne fay plus;
  8. Je suis venu;
  9. Le serviteur;
  10. Quant ce vendra (приписывается Busnoys в Дижоне, MS 517);
  11. Sans escapeir (‚S 'amours vous fiu' или 'Malagrota');
  12. Краткое описание.
Образцы звука
Quant ce vendra Послушайте исполнение рондо Busnoys Quant ce vendra в исполнении ASTERIA

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .
Примечания
Ссылки
  • Паула Хиггинс: «Антуан Баснойс», Grove Music Online ed. Л. Мэйси (доступ 5 ноября 2005 г.), (доступ по подписке)
  • Статьи «Антуан Буснуа», «Бургундская школа» в словаре музыки и музыкантов New Grove, изд. Стэнли Сэди. 20 т. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
  • Гюстав Риз, Музыка в эпоху Возрождения. Нью-Йорк, W.W. Norton Co., 1954. ISBN 0-393-09530-4
  • Гарольд Глисон и Уоррен Беккер, Музыка в Средние века и Возрождение (Контуры музыкальной литературы, серия I). Блумингтон, Индиана. Frangipani Press, 1986. ISBN 0-89917-034-X
  • Паула Хиггинс, изд. Антуан Баснойс: метод, значение и контекст в музыке позднего средневековья. Нью-Йорк: Oxford University Press, 1999. ISBN 0-19-816406-8
  • Марио Джузеппе Дженези, «Опознал светский голосовой шансон с тремя мужчинами в гобеленовой работе Коллекция Пьяченца Коллегио Альберони XV века »; в« Strenna Piacentina 2010 », Пьяченца, TEP Editions, стр. 33–65.
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Антуаном Буснуа.
Последняя правка сделана 2021-06-11 19:02:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте