Сельскохозяйственный маркетинг покрывает услуги, связанные с перемещением Gilmaan сельскохозяйственной продукции с фермы к потребителю. Эти услуги включают планирование, организацию, направление и обработку сельскохозяйственной продукции таким образом, чтобы удовлетворить фермеров, посредников и потребителей. При этом задействованы многочисленные взаимосвязанные действия, такие как планирование производства, выращивание и сбор урожая, сортировка, упаковка и упаковка, транспортировка, хранение, агро- и пищевая промышленность, предоставление информации о рынке, распространение, реклама и продажа. Фактически, этот термин охватывает весь спектр операций цепочки поставок сельскохозяйственной продукции, независимо от того, проводятся ли они через специальные продажи или через более интегрированную цепочку, например, включающую контрактное сельское хозяйство.
Усилия по развитию сельскохозяйственного маркетинга, особенно в развивающихся странах, как правило, были сосредоточены на количество направлений, в частности развитие инфраструктуры; предоставление информации; обучение фермеров и торговцев маркетингу и послеуборочным вопросам; и поддержка развития соответствующей политической среды. В прошлом предпринимались усилия по развитию государственных маркетинговых органов, но со временем они стали менее заметными.
Эффективная маркетинговая инфраструктура, такая как оптовая торговля, розничные и сборочные рынки и складские помещения необходимы для рентабельного маркетинга, минимизации послеуборочных потерь и снижения рисков для здоровья. Рынки играют важную роль в развитии сельских районов, формировании доходов, продовольственной безопасности и развитии связей между сельскими районами и рынками. Опыт показывает, что планировщики должны знать, как создавать рынки, отвечающие социальным и экономическим потребностям сообщества, и как выбирать подходящее место для нового рынка. Во многих случаях выбираются неподходящие участки, которые приводят к недостаточному использованию или даже неиспользованию построенной инфраструктуры. Недостаточно просто построить рынок: необходимо обратить внимание на то, как этот рынок будет управляться, эксплуатироваться и поддерживаться.
Сельские сборочные рынки расположены в производственных зонах и в первую очередь служат местами, где фермеры могут встречаться с торговцами для продажи их товаров. Это могут быть случайные (возможно, еженедельные) рынки, такие как базары хаат в Индии и Непале, или постоянные. Терминальные оптовые рынки расположены в крупных мегаполисах, где продукция, наконец, доставляется потребителям через торговлю между оптовыми и розничными торговцами, поставщиками общественного питания и т. Д. Характеристики оптовых рынков значительно изменились по мере изменения розничной торговли в ответ на рост городов, возрастающая роль супермаркетов и увеличение покупательной способности потребителей. Эти изменения могут потребовать ответных мер в том, как организованы и управляются традиционные оптовые рынки.
Системы розничного маркетинга в западных странах в целом эволюционировали от традиционных уличных рынков до современных гипермаркетов или загородных торговых центров.. В развивающихся странах по-прежнему существуют возможности для улучшения сельскохозяйственного маркетинга путем создания новых розничных рынков, несмотря на рост супермаркетов, хотя муниципалитеты часто рассматривают рынки в первую очередь как источники доходов, а не как инфраструктуру, требующую развития. Очень важно эффективное регулирование рынков. На рынке должны соблюдаться как правила гигиены, так и сбор доходов. Однако не менее важным является поддержание порядка вне рынка. Лицензированные трейдеры на рынке не захотят сотрудничать в повышении стандартов, если они столкнутся с конкуренцией со стороны нелицензированных операторов, которые не оплачивают какие-либо расходы, связанные с предоставлением надлежащих услуг.
Эффективная рыночная информация может быть полезна для фермеров и торговцев. Актуальная информация о ценах и других рыночных факторах позволяет фермерам вести переговоры с торговцами, а также способствует пространственному распределению продуктов из сельских районов в города и между рынками. Большинство правительств в развивающихся странах пытались предоставить фермерам услуги рыночной информации, но они, как правило, сталкивались с проблемами устойчивости. Более того, даже когда они функционируют, предоставляемых услуг зачастую недостаточно для принятия коммерческих решений из-за временного лага между сбором и распространением данных. Современные коммуникационные технологии открывают для служб рыночной информации возможность улучшить доставку информации с помощью SMS на сотовые телефоны, а быстрый рост FM радиостанций во многих развивающихся странах предлагает возможность более локализованной информационные услуги. В долгосрочной перспективе Интернет может стать эффективным способом доставки информации фермерам. Однако проблемы, связанные со стоимостью и точностью сбора данных, еще предстоит решить. Даже имея доступ к рыночной информации, фермерам часто требуется помощь в интерпретации этой информации. Например, рыночная цена, указанная по радио, может относиться к оптовой отпускной цене, и фермерам может быть сложно перевести ее в реальную цену на своем местном рынке сборки. В развивающихся странах предпринимались различные попытки внедрить коммерческие рыночные информационные услуги, но в основном они были нацелены на торговцев, коммерческих фермеров или экспортеров. Трудно понять, как мелкие бедные фермеры могут получать достаточный доход, чтобы коммерческие услуги были прибыльными, хотя в Индии новую услугу, введенную Thomson Reuters, по сообщениям, использовали более 100000 фермеров в первый год ее существования. операция. Esoko в Западной Африке пытается субсидировать стоимость таких услуг для фермеров, взимая с предприятий доступ к более продвинутому набору мобильных инструментов.
Фермеры часто считают маркетинг своей основной проблемой. Однако, хотя они могут определить такие проблемы, как низкие цены, отсутствие транспорта и высокие послеуборочные потери, они часто плохо оснащены для определения потенциальных решений. Успешный маркетинг требует изучения новых навыков, новых методов и новых способов получения информации. Консультанты, работающие с министерствами сельского хозяйства или неправительственными организациями, часто хорошо обучены методам сельскохозяйственного производства, но обычно не обладают знаниями в области маркетинга или послеуборочной обработки.
Необходимо провести сельскохозяйственный маркетинг в рамках поддерживающей политики, правовой, институциональной, макроэкономической, инфраструктурной и бюрократической среды. Торговцы и другие лица, как правило, не хотят вкладывать средства в неопределенный политический климат, например, в условиях ограничения импорта и экспорта или внутреннего движения продукции. Предприятиям сложно функционировать, когда их торговая деятельность затрудняется чрезмерной бюрократией. Несоответствующий закон может исказить и снизить эффективность рынка, увеличить затраты на ведение бизнеса и замедлить развитие конкурентоспособного частного сектора. Слабые институты поддержки, такие как услуги по распространению сельскохозяйственных знаний, муниципалитеты, которые неэффективно управляют рынками, и неадекватные органы по содействию экспорту могут быть особенно разрушительными. Плохие дороги увеличивают стоимость ведения бизнеса, сокращают выплаты фермерам и повышают цены для потребителей. Наконец, коррупция может увеличить транзакционные издержки, с которыми сталкиваются участники маркетинговой цепочки.
Большинство правительств на определенном этапе предприняли усилия по продвижению улучшений сельскохозяйственного маркетинга. В Соединенных Штатах Служба сельскохозяйственного маркетинга (AMS) является подразделением USDA и имеет программы, которые обеспечивают тестирование, поддержку стандартизации и классификации, а также предлагают услуги рыночных новостей. AMS наблюдает за маркетинговыми соглашениями и заказывает программы исследований и продвижения. Он также закупает товары для федеральных продовольственных программ. USDA также поддерживает работу по сельскохозяйственному маркетингу в различных университетах. В Соединенном Королевстве поддержка сбыта некоторых товаров до и после Второй мировой войны предоставлялась такими советами, как Совет по маркетингу молока и Совет по маркетингу яиц. Эти советы были закрыты в 1970-х годах. Как колониальная держава, Великобритания создала советы по маркетингу во многих странах, особенно в Африке. Некоторые из них продолжают существовать, хотя многие из них были закрыты во время введения мер структурной перестройки в 1990-х годах.
В нескольких развивающихся странах созданы спонсируемые государством подразделения по маркетингу или агробизнесу. Южная Африка, например, создала Национальный совет по сельскохозяйственному маркетингу (NAMC) в ответ на дерегулирование сельскохозяйственной отрасли и закрытие советов по маркетингу в стране. В Индии давно существует Национальный институт сельскохозяйственного маркетинга. В первую очередь это исследовательские и политические организации, но другие агентства предоставляют услуги по содействию маркетинговым каналам, такие как предоставление инфраструктуры, рыночной информации и поддержки документации. Примеры из Карибского бассейна включают Национальную корпорацию развития сельскохозяйственного маркетинга (NAMDEVCO) в Тринидад и Тобаго и Маркетинговую корпорацию Новой Гайаны в Гайане.
Новые маркетинговые связи между агробизнесом, крупными розничными торговцами и фермерами постепенно развиваются, например через подрядное фермерство, групповой маркетинг и другие формы коллективных действий. Доноры и НПО уделяют все больше внимания способам содействия прямым связям между фермерами и покупателями в контексте цепочки создания стоимости. В настоящее время больше внимания уделяется развитию региональных рынков (например, Восточной Африки) и структурированным торговым системам, которые должны способствовать такому развитию. Рост супермаркетов, особенно в Латинской Америке, Восточной и Юго-Восточной Азии, оказывает значительное влияние на каналы сбыта продукции садоводства, молочных продуктов и животноводства. Тем не менее, «спотовые» рынки будут оставаться важными в течение многих лет, требуя внимания к улучшению инфраструктуры, например, для розничных и оптовых рынков.