Цепочка создания стоимости в сельском хозяйстве

редактировать
Весь спектр товаров и услуг, необходимых для того, чтобы сельскохозяйственная продукция перешла от фермы к конечному потребителю

Концепция цепочки создания стоимости в сельском хозяйстве использовалась с начала тысячелетия, в первую очередь теми, кто занимается развитием сельского хозяйства в развивающихся странах. Хотя общепринятого определения этого термина не существует, он обычно относится ко всему спектру товаров и услуг, необходимых для того, чтобы сельскохозяйственный продукт перешел от фермы к конечному потребителю или потребителю.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Определения
  • 3 Методологии цепочки создания стоимости
  • 4 Связь фермеров с рынками
  • 5 Инклюзивные цепочки создания стоимости
  • 6 Устойчивость в цепочках создания стоимости в сельском хозяйстве
  • 7 Сельское хозяйство финансирование цепочки создания стоимости
  • 8 Использование ИКТ в цепочках создания стоимости
  • 9 Благоприятные условия
  • 10 См. также
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки

Предпосылки

Представление цепочки создания стоимости

Термин цепочка создания стоимости был впервые популяризирован в книге, опубликованной в 1985 году Майклом Портером, который использовал его, чтобы проиллюстрировать, как компании могут достичь того, что он назвал «конкурентным преимуществом», добавляя стоимость в своих организация. Впоследствии этот термин был принят для целей развития сельского хозяйства и в настоящее время стал очень популярным среди тех, кто работает в этой области, поскольку все большее число двусторонних и многосторонних организаций помощи используют его для руководства своими действиями в области развития.

В основе концепции цепочки создания стоимости в сельском хозяйстве лежит идея участников, связанных в цепочку, производящую и доставляющую товары потребителям посредством последовательности действий. Однако эта «вертикальная» цепочка не может функционировать изолированно, и важным аспектом подхода к цепочке создания стоимости является то, что он также учитывает «горизонтальные» воздействия на цепочку, такие как вводимые ресурсы и предоставление финансирования, консультативная поддержка и общая благоприятная среда. Этот подход был признан полезным, особенно донорами, поскольку он привел к рассмотрению всех этих факторов, влияющих на способность фермеров получать прибыльный доступ к рынкам, что привело к более широкому спектру сетевых вмешательств. Он используется как для модернизации существующих цепочек, так и для доноров для выявления рыночных возможностей для мелких фермеров.

Определения

Не существует общепринятого определения того, что на самом деле подразумевается под сельскохозяйственными цепочками создания стоимости. Действительно, некоторые агентства используют этот термин, не имея работоспособного определения или определений, и просто переопределяют текущую деятельность как работу «цепочки создания стоимости», когда этот термин вошел в моду. Опубликованные определения включают Всемирный банк «термин« цепочка создания стоимости »описывает полный спектр действий по добавлению стоимости, необходимых для реализации продукта или услуги на различных этапах производства, включая закупку сырья. и другие ресурсы »,« участники UNIDO, соединенные цепочкой по производству, преобразованию и доставке товаров и услуг конечным потребителям посредством последовательного набора действий », и CIAT «Стратегическая сеть между рядом бизнес-организаций».

Без универсального определения термин «цепочка создания стоимости» теперь используется для обозначения ряда типов цепочек, включая:

  • международная, или региональный товарный рынок. Примеры могут включать «глобальную цепочку создания стоимости хлопка», «цепочку создания стоимости кукурузы в Южной Африке» или «цепочку создания стоимости кофе в Бразилии»;
  • национальный или местный товарный рынок или маркетинговую систему, например как «цепочка добавленной стоимости томатов в Гане» или «цепочка создания стоимости томатов Аккры»;
  • A цепочка поставок, которая может охватывать оба вышеперечисленного;
  • Расширенная цепочка поставок или канал сбыта, который охватывает все действия, необходимые для производства продукта, включая информацию / расширения, планирование, поставку ресурсов и финансирование. Вероятно, это наиболее распространенное использование термина цепочки создания стоимости;
  • Выделенная цепочка, предназначенная для удовлетворения потребностей одного или ограниченного числа покупателей. Это использование, которое, возможно, наиболее соответствует концепции Портера, подчеркивает, что цепочка создания стоимости предназначена для получения ценности для всех участников путем выполнения действий, направленных на удовлетворение спроса потребителей или конкретного продавца, переработчика или компании общественного питания, снабжающей этих потребителей. Упор делается на спрос как на источник ценности.

Методологии цепочки создания стоимости

Доноры и другие лица, поддерживающие сельскохозяйственное развитие, такие как ФАО, Всемирный банк, GIZ, DFID, ILO, IIED и UNIDO подготовили ряд документов, призванных помочь их персонал и другие лица для оценки цепочек создания стоимости, чтобы принять решение о наиболее подходящих мероприятиях для обновления существующих цепочек или продвижения новых. Однако применение анализа цепочки создания стоимости по-разному интерпретируется разными организациями, что может отразиться на их влиянии на развитие. Распространение руководств произошло в среде, где все еще развиваются ключевые концептуальные и методологические элементы анализа и развития цепочки создания стоимости. Многие из этих руководств включают не только подробные процедуры, требующие от экспертов для проведения анализа, но также используют подробные квазиакадемические методологии. Одна из таких методологий заключается в сравнении одной и той же цепочки создания стоимости с течением времени (сравнительное или панельное исследование) для оценки изменений в ренте, управлении, системной эффективности и институциональной структуре.

Связь фермеров с рынками

Основная часть работы по развитию цепочки создания стоимости связана с путями подключения производителей к компаниям и, следовательно, в цепочки создания стоимости. Хотя есть примеры полностью интегрированных производственно-сбытовых цепочек, в которых не участвуют мелкие фермеры (например, Unilever управляет чайными плантациями и предприятиями по переработке чая в Кении, а затем смешивает и упаковывает чай в Европе, прежде чем продавать его как Lipton, Brooke Bond или PG Tips бренды), большая часть сельскохозяйственных цепочек создания стоимости связана с продажами компаниям независимых фермеров. Такие договоренности часто включают контрактное сельское хозяйство, при котором фермер обязуется поставлять согласованные количества сельскохозяйственных культур или продуктов животноводства на основе стандартов качества и требований к доставке покупателя, часто по заранее установленной цене. Компании часто также соглашаются поддерживать фермера посредством поставки вводимых ресурсов, подготовки земли, консультирования по распространению сельскохозяйственных знаний и транспортировки продукции на их предприятия.

Инклюзивные производственно-сбытовые цепочки

Работа по развитию рыночных связей в развивающихся странах часто базируется на на концепции «инклюзивных цепочек добавленной стоимости», в которой обычно делается акцент на выявлении возможных способов включения мелких фермеров в существующие или новые цепочки добавленной стоимости или извлечения большей стоимости из цепочки либо путем повышения эффективности, либо за счет деятельности дальше по цепочке. В различных публикациях по этой теме определение «включения» часто бывает неточным, так как часто неясно, является ли цель развития охватить всех фермеров или только тех, кто лучше всех может воспользоваться возможностями. В литературе, появившейся за последние два десятилетия, все чаще упоминается важность ответственного поиска поставщиков или того, что называется «устойчивыми цепочками поставок».

Устойчивость в цепочках создания стоимости в сельском хозяйстве

Роль частного сектора в достижении устойчивости получила все большее признание с момента публикации Нашего общего будущего (Отчет Брундтланд) в 1987 г. 31>Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию. В последнее время роль цепочек добавленной стоимости стала очень заметной, и предприятия становятся основным катализатором устойчивости. Кевин Дули, главный научный сотрудник Консорциума устойчивого развития, утверждает, что такие рыночные механизмы являются наиболее эффективным и действенным способом побудить к принятию устойчивых практик. Тем не менее, существуют опасения по поводу того, действительно ли цепочки добавленной стоимости способствуют устойчивости или просто «мытье зелени».

Эти концепции также можно расширить или понять как динамику власти. В последнее десятилетие или около того появились гибридные формы управления, в которых взаимодействуют бизнес, гражданское общество и государственные субъекты, и эти подходы с участием многих заинтересованных сторон требуют новых концепций легитимности и даже более вероятной устойчивости.

Ученые, в том числе Майкл Шмидт (декан и заведующий кафедрой Бранденбургского университета и Даниэле Джованнуччи (президент Комитета по оценке устойчивости ), на основе десятилетий своих исследований делают выводы о том, что данные появляются на что делает цепочку создания стоимости устойчивой.

Также есть свидетельства того, что глобальные цепочки создания стоимости, которые оказывают влияние на окружающую среду и общества, которые они обслуживают, например фермеров и поставщиков, могут быть эффективно измерены. Всемирный банк также поддерживает эту точку зрения что ГЦСС могут быть полезны для устойчивого развития, и предоставляет множество примеров и данных.

Финансирование цепочки создания стоимости в сельском хозяйстве

Финансирование цепочки создания стоимости в сельском хозяйстве связано с потоками средств в цепочку создания стоимости и внутри нее. для удовлетворения потребностей участников цепочки в финансировании, в обеспечении продаж, в закупке ресурсов или продукции или в повышении эффективности. Изучение потенциала финансирования цепочки добавленной стоимости включает целостный подход к анализу цепочки, тех, кто в ней работает, и их взаимосвязи. Эти связи позволяют финансированию течь по цепочке. Например, фермерам могут быть предоставлены производственные ресурсы, а затраты могут быть возмещены непосредственно при доставке продукта, без необходимости для фермеров брать ссуду в банке или аналогичном учреждении. Это обычное дело при контрактных фермерских хозяйствах. Типы финансирования производственно-сбытовой цепочки включают финансирование продукта через торговца и кредит поставщика сырья или кредит, предоставляемый маркетинговой компанией или ведущей фирмой. Другие инструменты торгового финансирования включают финансирование под дебиторскую задолженность, когда банк предоставляет средства под уступку будущей дебиторской задолженности от покупателя, и факторинг, при котором бизнес продает свою дебиторскую задолженность с дисконтом. К финансированию цепочки создания добавленной стоимости также относятся обеспечение активов, например, на основе складских расписок, и снижение рисков, например форвардные контракты, фьючерсы и страхование.

Использование ИКТ в цепочках создания стоимости

Информационные и коммуникационные технологии, или ИКТ, стали важным инструментом повышения эффективности сельскохозяйственной цепочки создания стоимости. В частности, наблюдается быстрое расширение использования мобильных технологий. Цена на услуги ИКТ падает, и технологии становятся более доступными для многих в развивающихся странах. Приложения могут поддерживать фермеров напрямую через SMS-сообщения. Примеры включают iCow, разработанный в Кении, который предоставляет информацию о периоде беременности, об искусственном оплодотворении коров и о том, как за ними ухаживать. Такие приложения, как M-Pesa, могут поддерживать доступ к сервисам мобильных платежей для большого процента тех, кто не имеет банков, тем самым облегчая транзакции в цепочке создания стоимости. Другие приложения были разработаны, например, для содействия обеспечению страхования урожая через дилеров.

ИКТ также используются для усиления потенциала сотрудников по распространению сельскохозяйственных знаний и сотрудников НПО на местах для охвата фермеров своевременной и точной информацией и в то же время помогает собирать данные с полей. Программа Grameen Foundation для информационных работников (CKW) - это небольшой пример. Представители фермеров обучаются использованию приложений ИКТ на смартфоне для предоставления сельскохозяйственной информации и консультативной поддержки. Другие усилия включают организацию Lutheran World Relief Mobile Farmer и различные мероприятия, финансируемые Фондом Билла и Мелинды Гейтс в Африке. Большая часть информации о рыночных ценах теперь доставляется фермерам через SMS. Далее по цепочке технологии предлагают значительные возможности для улучшения прослеживаемости, что особенно актуально по мере роста важности сертификации. При необходимости многие экспортеры теперь могут отслеживать поставки до отдельных фермеров и принимать необходимые меры для решения проблем. Наконец, такие системы, как eRails, продвигаемые Форумом сельскохозяйственных исследований в Африке, также поддерживают сельскохозяйственных исследователей посредством сбора и анализа данных и доступа к новейшим исследовательским публикациям.

Благоприятные условия

Как и в случае любого сельскохозяйственного роста, для успешного развития производственно-сбытовой цепочки необходимы две вещи: создание благоприятных условий для сельского хозяйства и инвестиции в общественные блага в сельской местности. Благоприятная среда подразумевает мир и общественный порядок, макроэкономическую стабильность, контролируемую инфляцию, обменные курсы, основанные на рыночных принципах, а не на выделении государством иностранной валюты, предсказуемое налогообложение, которое реинвестируется в общественные блага и права собственности. Существует положительная корреляция роста сельского хозяйства с инвестициями в ирригацию, транспортную инфраструктуру и другие технологии. Правительства несут ответственность за предоставление основных товаров и услуг, инфраструктуры, такой как сельские дороги, а также сельскохозяйственных исследований и распространения знаний. Развитие производственно-сбытовой цепочки часто сдерживается коррупцией как на высоком уровне, так и на повсеместных препятствиях, встречающихся во многих странах, особенно в Африке. Многие меры по совершенствованию производственно-сбытовых цепочек требуют сотрудничества между широким кругом различных министерств, и этого может быть трудно достичь.

См. Также

  • icon Портал по сельскому хозяйству и агрономии
  • icon Портал для бизнеса и экономики
  • icon Продовольствие портал

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-09 17:42:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте