AIM-4 Falcon

редактировать
Американская управляемая ракета класса "воздух-воздух" Тип ракеты класса "воздух-воздух"
AIM-4 Falcon
AIM-4D Falcon
ТипРакета класса "воздух-воздух"
Место происхожденияСША
История обслуживания
В эксплуатации1956-1988 (AIM-4F / AIM-4G)
История производства
ПроизводительHughes Aircraft
Технические характеристики
Длина1,98 м (6 футов 6 дюймов)
Диаметр163 мм (6,4 дюйма)
Боевая часть3,4 кг (7,5 lb )

Размах крыла508 мм (20,0 дюйма)
Горючеетвердотопливная ракета
Эксплуатационная
дальность
9,7 км (6,0 миль)
Максимальная скорость3 Маха
Наведение
система
полуактивное радиолокационное самонаведение и преследование хвостом инфракрасное самонаведение
Ракетный полигон «Белые пески» Музейный дисплей GAR-1 «Сокол»

Hughes AIM-4 Falconбыла первой управляемой ракетой класса "воздух-воздух" в составе ВВС США. Разработка началась в 194 году. 6; Впервые ракета была испытана в 1949 году. Ракета поступила на вооружение ВВС США в 1956 году.

Выпускалась как в версиях с тепловым наведением, так и с радиолокационным наведением, она служила во время войны во Вьетнаме с USAF McDonnell Douglas F-4 Phantom II единиц. Предназначенный для сбивания медленных бомбардировщиков с ограниченной маневренностью, он был неэффективен против маневренных истребителей над Вьетнамом. Из-за отсутствия взрывателя на расстоянии, ракета взорвалась бы только при попадании в цель. Было зафиксировано всего пять убийств.

Из-за того, что AIM-4 неэффективен в боях воздух-воздух, истребители были модифицированы для установки на них ракеты AIM-9 Sidewinder, разработанной USN. , который уже был установлен на истребителях USN и USMC F-4 Phantom II и F-8 Crusader. Sidewinder был намного эффективнее и по сей день продолжает служить вооруженным силам США и многих союзных стран.

Содержание
  • 1 Разработка
    • 1.1 Оборонительная концепция
    • 1.2 Разработка противовоздушной обороны
    • 1.3 Испытания и обслуживание
  • 2 История эксплуатации
    • 2.1 Вьетнамская война: США AIM-4 Falcon Air Air Victories
  • 3 Операторы
    • 3.1 Бывшие операторы
  • 4 Технические характеристики (GAR-1D / -2B / AIM-4C / D)
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Примечания
    • 6.2 Библиография
Разработка

Оборонительная концепция

Разработка управляемой ракеты класса «воздух-воздух» началась в 1946 году. Hughes Aircraft получила контракт на дозвуковой Ракета под обозначением проекта MX-798, которая вскоре уступила место сверхзвуковой MX-904в 1947 году.

Первоначальное назначение это оружие использовалось в качестве оружия самообороны для бомбардировщика, которое могло нести магазин из трех ракет в задней части фюзеляжа и стрелять ими через длинную трубу, которая вела через область, которая обычно удерживала хвостовую турель. В случае с B-52, ракета содержала тюнер для РЛС заднего вида бомбардировщика A-3 и следовала за отраженным от самолета-цели сигналом с помощью полуактивного система радиолокационного самонаведения (SARH).

Разработка противовоздушной обороны

Одновременно с выпуском оригинального MX-798 была выпущена спецификация на ракету прямого действия для истребителя. как MX-799. Это дошло до стадии тестирования опытных образцов, таких как AAM-A-1 Firebird, когда его дозвуковая скорость и ручное наведение были признаны серьезными проблемами.

Проект был отменен, а недавно выпущенный MX-904 был перенаправлен на замену Firebird в роли противодействующих бомбардировщиков. На этом этапе оружие все еще было спроектировано так, чтобы стрелять из ствола, теперь ведущего из оружейного отсека за носовым радаром, а пусковая труба выходит под антенной радара. Вместо магазина с несколькими ракетами в тубусе «кончик к хвосту» поместили три ракеты.

Размещение в трубе представляло несколько проблем, но главная из них заключалась в том, что искатель ракеты не мог захватить перед запуском. Первоначальная концепция заключалась в стрельбе по самолету-перехватчику , который медленно приближался к B-52 и находился где-то довольно близко или прямо за самолетом. В случае с истребителем цель может быть не так удобно расположена, и при отсутствии возможности узнать, видит ли он цель, находясь внутри трубы, это означало, что она никогда не сможет правильно захватить цель.

В конце концов, было решено отказаться от концепции трубного запуска и установить ракету на крыльях или в отсеках для оружия, которые наводили бы ракету на цель перед пуском. Это изменение также позволило искателю использовать инфракрасное наведение, а также SARH. Были разработаны взаимозаменяемые искатели, позволяющие летать на борту любого типа или обоих. Кроме того, освободившиеся от трубы крылья ракеты стали увеличиваться и приобрели форму длинной дельты, которую она и ее различные потомки будут иметь в 2000-х годах.

Испытания и обслуживание

Первые испытательные стрельбы состоялись в 1949 году, когда он получил обозначение AAM-A-2и получил популярное название Falcon.. Краткая политика присвоения ракетам обозначений истребителей и бомбардировщиков привела к тому, что в 1951 году они были переименованы в F-98. В 1955 году политика снова изменилась, и ракета снова получила название ГАР-1.

Первые модели GAR-1и GAR-2поступили на вооружение в 1956 году. На вооружении были Northrop F-89 Scorpion, McDonnell F-101B. Voodoo и Convair F-102 Delta Dagger и F-106 Delta Dart перехватчики. Единственными другими пользователями были Канада, Финляндия, Швеция и Швейцария, у которых CF-101 Voodoo, Saab 35 Draken и Dassault Mirage III S были оснащены Falcon. Канада также надеялась использовать их на перехватчике Avro Canada CF-105 Arrow ; однако этого так и не произошло из-за отмены «Стрелы».

Истребители, несущие "Сокол", часто проектировались с внутренними отсеками для вооружения для перевозки этой ракеты. Scorpion нес их на крыльях, в то время как Delta Dagger и Delta Dart имели отсеки для живота с трапециевидным механизмом для перемещения их в воздушный поток для запуска. F-101B имел необычную компоновку отсека, где два хранились снаружи, а затем дверь отсека поворачивалась, чтобы обнажить еще две ракеты. Вероятно, во внутреннем отсеке General Dynamics F-111 могла бы разместиться и ракета, но к моменту службы ВВС уже сбросили Falcon для использования против истребителей, а также идея использования F-111 в качестве истребителя воздушного боя.

GAR-1 имел полуактивный радар самонаведения (SARH), обеспечивающий дальность действия около 5 миль (8,0 км). Было произведено около 4000 ракет. В производстве он был заменен на GAR-1D(позже AIM-4A) с увеличенными рулями. Было произведено около 12000 экземпляров этого варианта, основной серийной версии SARH Falcon.

GAR-2(позже AIM-4B) был искателем тепла, обычно ограничивавшимся боями в тылу, но с преимущество быть оружием типа «выстрелил и забыл ». Как и в советской практике, было обычным делом стрелять из оружия залпами обоих типов, чтобы увеличить вероятность попадания (сначала стреляла ракета с тепловым наведением, а через несколько секунд - ракета с радиолокационным наведением). ). GAR-2 был примерно на 1,5 дюйма (40 мм) длиннее и на 16 фунтов (7 кг) тяжелее, чем его аналог SARH. Его диапазон был аналогичным. В производстве он был заменен на GAR-2A(позже AIM-4C) с более чувствительной инфракрасной ГСН. Всего было построено около 26 тысяч самонаводящихся «соколов».

119-й истребительный авиаполк с вооружением AIM-4C, 1972 г. AIM-9B и J рядом с HM-55 и HM-58
Все используются ВВС Швеции

Все ранние Falcon имели небольшую боеголовку 7,6 фунта (3,4 кг), что ограничивало их смертельный радиус. Также их тактически ограничивало то, что у Falcon отсутствовал неконтактный взрыватель : взрыватель ракеты находился в передних кромках крыльев, что требовало прямого попадания для взрыва.

В 1958 году Хьюз представил слегка увеличенную версию Falcon, первоначально получившую название Super Falcon, с более мощным ракетным двигателем с длительным горением, увеличивающим скорость и дальность полета. У него была боеголовка большего размера (28,7 фунта / 13 кг) и улучшенные системы наведения. Версиями SARH были GAR-3(AIM-4E) и улучшенный GAR-3A(AIM-4F). Инфракрасной версией был GAR-4A(AIM-4G). Было произведено около 2700 ракет SARH и 3400 IR Super Falcon, которые заменили самые ранние версии оружия, находившегося на вооружении.

Falcon был переименован в AIM-4в сентябре 1962 года.

Последней версией оригинального Falcon был GAR-2B(позже AIM-4D), который поступил на вооружение в 1963 году. Он был задуман как боевое оружие истребителя, сочетая в себе более легкий и меньший планер более раннего оружия GAR-1 / GAR-2 с улучшенной инфракрасной ГСН GAR. -4A / AIM-4G.

Попытка устранить ограничения AIM-4D привела к разработке в 1970 году XAIM-4Hс лазерным неконтактным взрывателем, новой боевой частью, и лучшая маневренность. В следующем году он был отменен без ввода в эксплуатацию.

Увеличенная версия Falcon с ядерной боеголовкой 0,25 килотонн была разработана как GAR-11(позже обозначенная как AIM- 26 Falcon ), а дальнобойная версия была разработана для перехватчиков North American XF-108 Rapier и Lockheed YF-12 как GAR -9(позднее AIM-47 Falcon ).

История эксплуатации

ВВС развернули AIM-4 в мае 1967 года во время войны во Вьетнаме на новом F-4D Phantom II, который нес его на внутренних пилонах крыла и не имел проводов для перевозки AIM-9 Sidewinder. Боевые характеристики ракеты были очень низкими. Falcon, уже работающий на самолетах Командования ПВО, был разработан для использования против бомбардировщиков, и его медленное время охлаждения ГСН (целых шесть или семь секунд для захвата цели) в значительной степени делало его неэффективен против маневрирующих истребителей. Причем охлаждать его можно было только один раз. Ограниченная подача охлаждающей жидкости означала, что после охлаждения ракета израсходовала свой запас жидкого азота за две минуты, что делало ее бесполезной на направляющей. Ракета также имела небольшую боевую часть и не обладала неконтактным взрывателем. В результате было совершено всего пять убийств, все с версией AIM-4D. (F-102 Delta Dagger также экспериментально стрелял по наземным целям в ночное время с использованием инфракрасного самонаводителя.)

Пара самолетов AIM-4D Falcon в отсеке для вооружения F-102 Delta Dagger A Новинка Джерси ANG F-106A запускает AIM-4, 1984 год.

Это оружие было непопулярно среди пилотов с самого начала и было дополнено или частично снято в 1969 году, и после модернизации его заменили в F-4D на Sidewinder. правильная проводка. Полковник Робин Олдс, ВВС США, командующий оснащенным F-4D 8-м тактическим истребительным авиаполком, был откровенным критиком ракеты и сказал о ней:

К началу июня , мы все ненавидели новые ракеты AIM-4 Falcon. Я ненавидел проклятые бесполезные вещи. Я хотел вернуть свои Sidewinders. В двух вылетах я выстрелил семь или восемь кровавых штуковин, и ни одной не управляемой. Они были хуже, чем я ожидал. Иногда отказывались запускаться; иногда они просто уходили в голубое небо без руководства. В гуще схватки, когда моя голова крутилась и вертелась, пытаясь уследить за другом и противником, я забывал, какой из четырех я (уже) выбрал, и не мог сказать, кто из оставшихся поднимался, а какая голова. срок его действия уже истекал. Дважды по возвращении на базу я просил технического представителя пройтись по переключателю и последовательности стрельбы. Мы так и не обнаружили, что я делаю что-то не так.

Полковник Олдс рассердился на плохие боевые характеристики «Сокола». Он приказал всему крылу истребителей переоборудовать F-4D, чтобы они несли более надежные AIM-9 Sidewinders. Хотя это была несанкционированная полевая модификация, все военно-воздушные силы в конечном итоге последовали его примеру.

Вьетнамская война: победы США AIM-4 Falcon в воздухе

Используемые с 1965 по 1972 год во Вьетнаме, Falcons добились своего единственного уничтожения во время операции Rolling Thunder (1965–1965 гг.) 68), за это время было получено всего 5 успешных попаданий из 54 пусков во время воздушного боя.

Датаракетный самолетAIM-4 Falcon ModelСбитый самолетОперационный блок
26 октября 1967 г.F-4D Phantom II AIM-4DMiG-17 USAF 555-я эскадрилья тактических истребителей (TFS )
17 декабря 1967 г.F-4DAIM-4DМиГ-1713-й TFS
03 января 1968 г.F-4DAIM-4DМиГ-17435-й TFS
18 января 1968 г.F-4DAIM- 4ДМиГ-17435-й ТФС
05 фев 1968 г.F-4DAIM-4DМиГ-21 13-й TFS

AIM-4C также производился как HM-58для Швейцарских ВВС для использования на Dassault Mirage III S, и производится по лицензии в Швеции для ВВС Швеции (как Rb 28) для оснащения Saab 35 Draken и 37 Viggen. Также была переработана ГСН ракеты.

AIM-4F / AIM-4G Super Falcon оставался на вооружении USAF и ANG, в основном с Convair F-102 Delta Dagger и Перехватчики F-106 Delta Dart, до окончательного вывода из эксплуатации F-106 в 1988 году. Эти самолеты были спроектированы для перевозки оружия и не могли быть легко преобразованы для перевозки более крупного оружия, такого как Sidewinder или AIM-7 Sparrow, которые были намного длиннее.

Операторы
Карта с бывшими операторами AIM-4 в красном цвете

Бывшие операторы

Канада
Финляндия
Швеция
Швейцария
США
Греция
Турция
На Викискладе есть материалы, связанные с AIM-4 Falcon .

Связанные разработки:

Примечания

Библиография

Последняя правка сделана 2021-06-07 21:04:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте