Захария Палиашвили

редактировать
Захария Палиашвили
Грузинский композитор-классик Захария Палиашвили в начале 1900-х годов - crop.png
Дата рожденияЗахария Петрес дзе Палиашвили. (1871-08-16) август 16, 1871. Кутаиси, Кутаисская губерния, Российская Империя
Умер6 октября 1933 (1933-10-06) (62 года). Тбилиси, Грузинская ССР, Советский Союз
ЭпохаКлассика
Супруг (ы)Юлия Михайловна Уткина

Захария Петрес дзе Палиашвили (грузинский : ზაქარია ფალიაშვილი, Закария Палиашвили), также известный как Захарий Петрович Палиашвили (русский : Захарий Петрович Палиашви́ли, Захарий Петрович Палиашвили ; 16 августа 1871 - 6 октября 1933), грузинский композитор. Считается одним из основоположников грузинской классической музыки, его творчество известно своим эклектическим слиянием народных песен и историй 19 века Романтические классические темы. Он был основателем Грузинской филармонии, а затем руководителем Тбилисской государственной консерватории. Грузинский национальный театр оперы и балета в Тбилиси был назван в его честь в 1937 году. Примечательно, что музыка Палиашвили легла в основу Государственного гимна Грузии.

Хотя Палиашвили написал сочинения для симфонии. оркестр (например, «Грузинская сюита на народные темы»), он, вероятно, наиболее известен своей вокальной музыкой, в которую входят оперы Абесалом да Этери (по мотивам народной сказки «Этериани »), (Сумерки) и.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Семья и молодежь
    • 1.2 Переезд в Тифлис и период в Москве
    • 1.3 Возвращение в Грузию
    • 1.4 Советский период
  • 2 Болезнь и смерть
  • 3 Произведения
    • 3.1 Оперы
    • 3.2 Хоровые произведения
    • 3.3 Оркестровые
    • 3.4 Песни
    • 3.5 Другие произведения
    • 3.6 Основные издатели
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки
Биография

Семья и юность

Палиашвили родился 16 августа 1871 года в Кутаиси в семье Петре Иванес дзе Палиашвили (1838–1913), старейшины Кутаисского Ге ortian Католическая церковь, который, как говорили, был образцовым отцом и мужем. Матерью Захарии была Мария Павлес асули Месаркишвили (1851–1916). Захария был третьим ребенком в семье из восемнадцати детей (тринадцать сыновей и пять дочерей). Семь детей умерли в младенчестве. Хотя родители Захарии не были профессиональными музыкантами, их дети помнили пение матери.

В своих автобиографических заметках Захария Палиашвили пишет: «... в нашей большой семье мои братья и сестры проявляли природный дар музыки даже в На мой взгляд, объяснение этому следует искать в том факте, что мы, католики, ходили в церковь, где сладкие звуки органной музыки не только доставляют удовольствие, но и помогают развить хорошее слух... мы проводим много времени в церкви. церковь и постепенно развил хороший слух. »

Захария (крайний справа) со своими братьями Иване (в центре) и Поликарп (крайний слева)

Первым, кто проявил значительные музыкальные способности, был старший сын (1868–1934)), ставший впоследствии выдающимся дирижером. Когда Вано было одиннадцать лет, он был назначен помощником церковного органиста, а восьмилетний Захария был принят певцом в церковный хор. Маленький Захария с помощью декана отца И. Антонишвили выучил «Колыбельную для Иисуса» и с большим успехом спел ее в рождественскую ночь.

Однако кутаисский период оставил глубокий след в жизни народа. будущий композитор. Это было место его первого контакта с музыкой, и там же сложилась основа его профессионального отношения к делу своей жизни - музыке. Всю свою жизнь Захария сохранял свою юношескую любовь к реликвиям великолепия Грузии, руинам (построенного грузинским царем Багратом III в 1003 году, разрушенного и разграбленного турками в 1631 году), Гелати (1106–1125 гг.), Одного из важнейшие центры образования, философии и литературы средневековой Грузии и необычайной красоты его родной город. Впоследствии Палиашвили много раз вспоминал Кутаиси, проникнутый, по его словам, «истинно грузинским духом».

После окончания двухгодичной церковно-приходской школы братья Иван и Захария начали играть на фортепиано под руководством органиста и пианиста. Мизандари не брал плату за уроки с семьи, так как знал, что семья Палиашвили имеет очень скромные средства. Вскоре после этого жители города узнали о двух талантливых и исключительно настойчивых молодых музыкантах.

Новость дошла до отца Альфонсо Хитаришвили, декана Грузинской католической церкви Успения в Тбилиси. С согласия родителей Хитаришвили отвез Ивана и Захарию Палиашвили в Тбилиси. Это было весной 1887 года. Старший брат был назначен на должность органиста, а Захария - помощником брата и певцом. Вскоре после этого вся семья Петре Палиашвили переехала в Тбилиси.

Переезд в Тифлис и период в Москве

Работа в католической церкви в Тбилиси, помимо обеспечения небольшой, но крайне необходимой зарплаты также дал Захарии Палиашвили возможность расширить свои музыкальные познания, познакомившись с композиторами Палестрина, Ласс, Бах, Гендель, Моцарт и другие великие композиторы прошлого.

Состоялось первое выступление грузинского этнографического хора, созданного по инициативе и при материальной поддержке известного общественного деятеля. в Тбилиси в 1886 году.

Позже концертами этого хора дирижировал Иосиф Ратил (Навратил), который, хоть и чех по происхождению, навсегда связал свою жизнь с Грузией. Концерты хора Агниашвили вызвали положительные отзывы патриотически настроенной грузинской общественности. Вано и Палиашвили пели в этом хоре в 1887–1889 годах, и этот факт имел большое значение для будущего композитора.

В 1889 году Вано уехал в Россию, где работал оперным дирижером. Его пост церковного органиста занял Захария, который теперь должен был содержать всю семью; в результате он не имел возможности продолжить свое музыкальное образование.

в 1874 г. по инициативе певца, пианиста и в Тбилиси была основана первая музыкальная школа в Грузии. Тбилисская музыкальная школа была реорганизована в Тбилисский филиал Российского королевского музыкального общества со статуей музыкального училища. Это осуществлялось при активном содействии Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова, известного русского композитора, дирижера и просветителя, работавшего в Тбилиси в (1882–1893).

Заветная мечта Палиашвили осуществилась только в 1891 году, когда его приняли в класс валторны под руководством Ф.Ф. Парижек. Через год, когда Паризек бросил школу, Палиашвили продолжил обучение у А.И. Моско. В 1895 году он окончил класс валторны и в том же году был принят в класс теории музыки, который вел русский дирижер, композитор и педагог. Палиашвили также учился у Ипполитова-Иванова и музыкального критика. Во время учебы в классе Кленовского Палиашвили написал несколько произведений, что пробудило в нем желание продолжить сочинение.

Палиашвили с отличием окончил школу весной 1899 года. Еще в школьные годы он основал смешанный хор заводских и служащих, исполнявший для рабочих грузинские и русские народные песни. В 1898 году Палиашвили дирижировал своим хором и имел огромный успех.

После обмена письмами с Сергеем Ивановичем Танеевым (1856–1915), русским композитором и педагогом, Палиашвили в конце августа 1900 года отправился в Москву. После вступительных экзаменов он поступил в класс контрапункта Московской консерватории. Три года обучения у профессора Танеева, знатока полифонии, обогатили Палиашвили фундаментальными знаниями и способствовали его становлению в профессионального композитора.

Возвращение в Грузию

К концу июня 1903 года Палиашвили завершил учится у Танеева. Вместе со своей молодой женой Юлией Михайловной Уткиной он вернулся в Грузию, чтобы применить на практике знания, полученные в России. Осенью 1903 года Палиашвили начал преподавать в Тбилисской средней школе для знати, где у него был класс пения, а также дирижировал основанным им хором и оркестром. Палиашвили был строгим и бескомпромиссным учителем. Он требовал полной точности интонации и точности ритма от каждого ученика его хора или оркестра. Он добился такого большого прогресса в этой области, что школьный хор и оркестр вскоре начали давать публичные концерты. Пресса назвала это «триумфом одаренного маэстро» и отметила, что «хор и оркестр доведены до критического уровня даже для музыкальной школы». Ряд личностей, впоследствии проявивших себя в грузинской советской музыкальной культуре (Композиторы: И. Туския, Г. Киладзе, С. Тактакишвили, В. Гокиели, А. Андриашвили; музыкальные критики: С. Асланишвили, Г. Чхиквадзе; скрипач Л. Яшвили и другие) впервые воодушевили себя музыкой именно в этой школе, посещая занятия З. Палиашвили. Скрипач и композитор работали в одной гимназии, где вели музыкальные классы.

В 1904 году Палиашвили был приглашен возглавить преподавание теоретических предметов в Тбилисском музыкальном училище. Помимо инструктажа по сольфеджио, гармонии и оркестровке, он руководил школьным хором и оркестром, публичные выступления которых неизменно имели успех. В 1906 году, взяв за отправную точку фортепианное произведение А. Карашвили («Сазандары»), Палиашвили написал глубоко патриотическую песню «Самшобло», которая стала популярной во всей Грузии.

Захария с женой и детьми, c. начало 1900-х годов

Прогрессивные грузины до революции считали сбор, запись и переработку фольклорных материалов важным элементом, способствующим духовной жизни нации. Помимо практического применения - использования фольклорного материала как основы литературного и музыкального творчества - широкомасштабная пропаганда замечательных народных стихов и песен стала важным инструментом для стимулирования патриотических настроений грузинского народа. Фольклорным творчеством занимались многие современники Палиашвили, в том числе Мелитон Баланчивадзе (отец известного советского композитора Андрия Баланчивадзе и Джорджа Баланчина, американского хореографа), Димитрий Аракишвили, Захария Чхиквадзе,.

Летом 1903 года Палиашвили и А.С. Хахашвили (Хаханов), профессор Московского университета и специалист по истории грузинской литературы, совершил поездку по Сванетии (высокогорный район в западной Грузии), где они записали некоторые редкие старинные грузинские народы. песни. Палиашвили рассказал о поездке своему любимому учителю С.И.Танееву. в 1903–1908 годах с той же целью Палиашвили совершил поездку по таким районам, как Рача, где записал местных народных певцов, в частности мествир (бэг-волынщик); Гурия (Озургети ), Имерети, Картли и Кахети. Некоторые песни, записанные Палиашвили, были изданы в Москве сборником в 1910 году на средства Грузинской филармонии. Это 40 грузинских народных песен, записанных З. Палиашвили, и восемь народных песен, исполненных для хора и оркестра. Однако Палиашвили не успокоился. При малейшей возможности он включал написанные им народные песни в концертную программу своих хоров. Климент Квитка, украинский музыковед и этнограф, и муж Леси Украинки, выдающейся украинской поэтессы, пели в одном из этих хоров. Палиашвили был хорошим другом этой талантливой дочери украинского народа и ее мужа до самой смерти Леси Украининки.

В 1908 году по его инициативе была открыта музыкальная школа при Филармонии. Поскольку у Общества не хватало средств, Палиашвили несколько лет возглавлял школу, не получая никакой оплаты. Теоретические предметы вел Георгий Натадзе, один из ближайших друзей Палиашвили, выпускник Московской консерватории., выдающийся музыкант, певец и композитор, основал ассоциацию постановки опер на грузинском языке, которая вскоре начала работать под патронатом Грузинской филармонии. Усилиями Каргаретели, Палиашвили и Нико Картвелишвили впервые на грузинском языке поставлены пьесы Гуно Фауст, Антон Рубинштейн Демон, Россини Севильский цирюльник, Верди Аида и Бизе Кармен в Тбилисской опере. Дирижировали З. Палиашвили и Н. Картвелишвили.

В мае 1917 г. Тбилисское музыкальное училище было реорганизовано в Тбилисскую консерваторию. Пост директора был предложен пианисту и педагогу Н. Николаеву, инспектора - З. Палиашвили. В 1918 году, когда Николаев уехал из Грузии, Палиашвили стал директором консерватории. в 1919 г. ему было присвоено звание профессора. Палиашвили продолжал вести занятия по теоретическим предметам в консерватории.

На рубеже веков Палиашвили приступил к работе над своей первой оперой «Абесалом да Этери». На это его вдохновила народная легенда «Этериани», опубликованная в журнале «Паскунджи» («Жар-птица», 1908 год) и исполненная в форме оперного либретто учителем, писателем и общественным деятелем того времени.. Сюжет оперы основан на истории о принце, который влюбляется в красивую деревенскую девушку. Веря в искренность чувств Авессалома, Этери выходит за него замуж. В то же время Мурман, ближайший друг принца и его визионер, тоже влюбляется в Этери. Злыми интригами Мурман разрушает счастье молодой пары. Расставшись с Этерией Авессалом заболевает и умирает. Этери не желает жить без Авессалома и закалывает себя. Премьера этой оперы состоялась 21 февраля 1919 года. Ее поставил А. Цуцунава, дирижировал автор. Ведущие партии исполнил Б. Заплиски (Авессалом), которого вскоре сменил Вано Сараджишвили ; О. Бакуташвили-Шульгина (Этери) и Сандро Инашвили (Мурман).

Огромный успех его первой оперы вдохновил Палиашвили на создание другой - лирической драмы «Даиси» («Сумерки» или «Закат»). по либретто Валериана Гуния, сценического деятеля, актера и драматурга. Драма любви и ревности в «Дайси» показана на фоне национальных жанровых сцен. Маро, красивая молодая девушка, по воле родителей обручена с Киазо, храбрым и амбициозным. Однако девушка любит своего друга детства Малхаза, молодого воина. Цангал, деревенский шут, рассказывает об этом Киазо, и тот бросает вызов Малхазу. В это время на страну нападают враги. Народ встревожен, но противники, забыв о долге перед Родиной, продолжают дуэль, и Малхаз смертельно ранен. Народ сурово осуждает человека, не сумевшего сдержать страсти в день суда над страной. Маро скорбит о смерти своего возлюбленного. Таким образом, сумерки преждевременно наступают на жизнь троих молодых людей. Палиашвили посвятил это произведение своему единственному сыну Ираклию, безвременная смерть которого сильно пережил его.

Первый показ Даиси состоялся 19 декабря 1923 года. Продюсером и постановщиком стал Котэ Марджанишвили, декорации разработал Валериан Сидамон-Эристави, дирижер - Иване Палиашвили. Ведущие партии исполнили В. Сараджишвили (Малхаз), Э. Попова (Маро) и Кржижановский (Кязко). После смерти Сараджишвили в ноябре 1924 года партию Малхаза исполнили ряд замечательных певцов: Н. Кумсиашвили, Д. Андгуладзе, Д. Бадридзе и М. Кварелашвили.

Третья опера Палиашвили по либретто Сандро Шаншиашвили, появилась пять лет спустя (первый показ состоялся 16 марта 1928 года). Последующие редакции (особенно в 1950 г.) заметно исправили недостатки этой оперы, носившие в основном идеологический характер. «Даиси» и Латавра », романс« Кого я люблю? »На слова Ильи Чавчавадзе и« Колыбельная »на слова Михаила Лермонтова и несколько камерных пьес были посвящены Надежда Ивановна Бузоглы (Абашидзе), близкая подруга композитора, заслуженная артистка Грузинской республики, профессор кафедры сольного пения Тбилисской консерватории, кандидат искусствоведения. Сборник десяти грузинских и русских народные песни »Палиашвили посвятил сыновьям Бузоглы Михаилу и Алексию. Палиашвили всегда пользовался настоящей дружбой и уважением своего таланта в семье известного инженера-строителя Михаила Бузоглы и его жены.

Советское время

В начале 1929 года Палиашвили был приглашен на Украину для проведения двух концертов грузинской музыки в Харькове, тогдашней столице Украинской Советской Республики. Концерты прошли 28 и 29 января и прошли с большим успехом. Украинский музыкальный мир тепло тепло приветствовал великий грузинский композитор. На приеме в честь Палиашвили присутствовали видные представители украинской культуры, а также Анри Барбюсс, французский писатель, находившийся в то время с визитом в Советском Союзе. Он тепло поблагодарил Захария Палиашвили за эстетическое удовольствие и за сделанное им открытие «нового мира музыкальной Грузии». Именно там возникла идея поставить в Харькове «Авессалом и Этери» и в Тбилиси Тарас Бульба, украинскую классическую оперу Николая Лысенко. Оба были произведены, как и предполагалось, первая в Харькове 18 октября 1931 г. (режиссер - А. Пагава, декорация - С. Надареишвили), а вторая в Тбилиси зимой 1933 г. Производство «Абсалома и Этери» на украинском языке производилось компанией a одаренный юрист и близкий друг композитора, совместно с О. Варава.

Летом 1929 года Палиашвили совершил второй визит в Азербайджан. 23 и 24 июля в Баку, столице республики, состоялись два симфонических концерта. Программа была составлена ​​из произведений Палиашвили, дирижировал оркестром автор.

Болезнь и смерть

С начала 1930-х Палиашвили часто болел. С диагнозом саркома надпочечника композитор был доставлен в Ленинград к своему другу Юстину Джанелидзе, известному советско-грузинскому хирургу. Джанелидзе прооперировал Палиашвили, но, увидев, что хирургическое вмешательство не принесет пользы, остановил операцию и зашил рану. По его оценке, Палиашвили осталось жить всего несколько месяцев. Летом 1933 года Палиашвили был прикован к постели, и его состояние постоянно ухудшалось, пока в Тбилисском оперном театре начинался новый сезон. Сообщается, что за несколько дней до смерти Палиашвили хотел в последний раз услышать свою оперу «Абесалом да Этери». Радио было включено, и Палиашвили напрягся, чтобы слушать, сначала он был счастлив, но вскоре его охватила сильная боль. В 17:00. 6 октября 1933 г. он скончался.

Палиашвили был похоронен 10 октября в саду оперного театра рядом с могилой своего друга Иване «Вано» Сараджишвили, известного как «грузинский соловей». Постановлением правительства Советской Грузии в честь композитора были названы Вторая Тбилисская музыкальная школа, Тбилисская десятилетняя музыкальная школа, Батумская музыкальная школа и улица в Тбилиси. Позже его именем была названа улица в Москве.

В 1959 году весь второй этаж по улице Барнова, 10, где Палиашвили жил с 1915 по 1933 год, был отдан под его Дом-музей, в котором хранятся ценные материалы, касающиеся жизни и творчества композитора. 8 октября 1962 года в этом музее состоялась торжественная церемония открытия постоянной экспозиции. Еще одна постоянная экспозиция, посвященная детству и юности композитора, открылась в Кутаиси, в доме, где он родился. Во Всесоюзном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки в Москве есть специальные выставки, посвященные жизни и творчеству Палиашвили.

Работы
Палиашвили на марке Грузии 2018 года

Оперы

все премьера состоялась в Тбилиси

Хоровые произведения

  • «Мравалжамиери» Многолетние годы жизни (П. Мирианашвили), для тенора, хор и оркестр (1908)
  • Kartuli liturgia Грузинская литургия (1911) - переработка литургии св. Иоанна Златоуста на грузинском и русском церковнославянском языках], для хора a capella
  • Сазеймо кантата Торжественная кантата, посвященная 10-летию Октябрьской революции n, для сольных голосов, хора и оркестра (1927)
  • «Иавнана» Колыбельная (Церетели), для хора a capella
  • Тависуплеба (Государственный гимн Грузии)

Оркестровый

  • Картули сута Грузинская сюита, ​​1928

Песни

(соло и фортепиано, все 1908 г.)
  • «Ахалагнаго суло» Влюбленные юношеским духом (Д. Туманишвили)
  • «Микварда (Я любил)» (И. Гришашвили)
  • «Нана швило» (Колыбельная) (Илья Чавчавадзе )
  • «Ну твалтмакцоб» (Не соблазни меня) (Гришашвили )
  • «Риствис миквархар» (За что я тебя люблю) (Чавчавадзе)

Другие произведения

  • Сборник грузинских народных песен - 40 песен из примерно 300 собранных (1910)
  • аранжировки традиционных песен
  • музыкальное сопровождение
  • студенческие произведения консерватории (сонаты, прелюдии)

Основные издательства

См. Также
Примечания
Список литературы
  • Дзигуа В. (14 октября 1971 г.) Захария Палиашвили - 100 лет, Кутаиси
Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Захарией Палиашвили.
Последняя правка сделана 2021-06-23 05:40:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте