Орланде де Лассус

редактировать
Франко-фламандский композитор (1532–1594)

Орланда де Лассус, коллекция Civico Museo Bibliografia Musicale, Болонья.

Орланде де Лассус (также Роланд де Лассус, Орландо ди Лассо, Орландус Лассус, Орланде де Латтр или Roland de Lattre ; 1532, возможно, 1530 - 14 июня 1594) был композитором позднего Возрождения, главным представителем зрелого полифонического стиля Франко-фламандская школа, и считается одним из трех самых известных и влиятельных музыкантов в Европе в конце 16 века (два других - Палестрина и Виктория ).

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Музыка и влияние
    • 2.1 Духовная музыка
      • 2.1.1 Массы
      • 2.1.2 Мотеты и другая духовная музыка
    • 2.2 Светская музыка
      • 2.2.1 Мадригалы
      • 2.2.2 Шансоны
      • 2.2.3 Немецкие песни
      • 2.2.4 Голландские песни
  • 3 Медиа
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки и дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки

Жизнь

Орланде де Лассус

Орланде де Лассусе родился в Монс в графстве Эно, Габсбургские Нидерланды (современный Бельгия ). Информация о его ранних годах скудна, хотя сохранились несколько неподтвержденных историй, самая известная из которых - то, что его трижды похищали из-за необычайной красоты его певческого голоса. В возрасте двенадцати лет он покинул Нидерланды с Ферранте Гонзага и отправился в Мантую, Сицилию, а затем Милан (с 1547 по 1549 год). В Милане он познакомился с мадригалистом Spirito l'Hoste da Reggio, что повлияло на его ранний музыкальный стиль.

Затем он работал певцом и композитором у Константино Кастриото в Неаполе в начале 1550-х годов, и его первые работы предположительно относятся к этому времени. Затем он переехал в Рим, где работал у Козимо I Медичи, великого герцога Тосканы, который содержал там домашнее хозяйство, а в 1553 году он стал маэстро ди капелла Базилика Святого Иоанна Латеранского, вселенская материнская церковь Рима и действительно престижная должность для мужчины всего 21 года. Однако он пробыл там всего год. (Палестрина займет этот пост год спустя, в 1555 году.)

Не сохранилось никаких убедительных доказательств его местонахождения в 1554 году, но есть современные утверждения, что он путешествовал по Франции и Англии. В 1555 году он вернулся в Нидерланды, и его ранние работы были опубликованы в Антверпене (1555–1556). В 1556 г. он присоединился ко двору Альбрехта V, герцога Баварского, который сознательно пытался создать музыкальный истеблишмент наравне с крупными дворами Италии. Лассус был одним из нескольких нидерландцев, работавших там, и, безусловно, самым известным. Видимо, он был счастлив в Мюнхене и решил там поселиться. В 1558 году он женился на Регине Вэкингер, дочери фрейлиной герцогини. У них было два сына, оба стали композиторами, а его дочь вышла замуж за художника Ганса фон Аахена. К 1563 году Ласс был назначен маэстро ди капелла, сменив на этом посту Людвига Дазера. Ласс оставался на службе у Альбрехта V и его наследника Вильгельма V до конца своей жизни.

К 1560-м годам Лассус стал довольно известным, и композиторы стали ездить в Мюнхен, чтобы учиться у него. Андреа Габриэли отправился туда в 1562 году и, возможно, оставался в часовне в течение года. Джованни Габриэли также, возможно, учился у него в 1570-х годах. Его известность распространилась за пределы чисто музыкальных кругов, поскольку в 1570 император Максимилиан II пожаловал ему дворянство, что было редкостью для композитора. Папа Григорий XIII посвятил его в рыцари, а в 1571 году и снова в 1573 году король Франции Карл IX пригласил его в гости. Некоторые из этих королей и аристократов пытались увести его из Мюнхена более привлекательными предложениями, но Лассуса, очевидно, больше интересовали стабильность своего положения и великолепные возможности для работы двора Альбрехта, чем финансовая выгода. «Я не хочу покидать свой дом, свой сад и другие хорошие вещи в Мюнхене», - писал он герцогу Саксонскому электорату в 1580 году, получив предложение о должности в Дрезден.

В конце 1570-х и 1580-х годах Лассус несколько раз посетил Италию, где познакомился с самыми современными стилями и тенденциями. В Ферраре, центре авангардной деятельности, он, несомненно, слышал, как мадригалы составлялись для суда д'Эсте. Однако его собственный стиль оставался консервативным и с возрастом становился проще и изысканнее. В 1590-х годах его здоровье начало ухудшаться, и он обратился к врачу по имени Томас Мерманн для лечения так называемой «меланхолии гипокондриака», но он все еще мог сочинять, а также иногда путешествовать. Его последняя работа часто считалась одной из его лучших работ: изысканный набор из двадцати одного мадригали спиритуали, известный как Lagrime di San Pietro («Слезы Святого Петра»), которую он посвятил Папе Клименту VIII и которая была опубликована посмертно в 1595 году. Лассус умер в Мюнхене 14 июня 1594 года, в тот же день, когда его работодатель решил уволить его по экономическим причинам. Письма он так и не увидел. Он был похоронен в Мюнхене на Alter Franziskaner Friedhof, кладбище, которое было очищено от надгробий в 1789 году и теперь является местом Макс-Йозеф-Платц.

Музыка и влияние

Одно из самых Будучи плодовитым, многогранным и универсальным композитором позднего Возрождения, Лассус написал более 2000 произведений во всех латинских, французских, итальянских и немецких вокальных жанрах, известных в его время. В их число входят 530 мотетов, 175 итальянских мадригалов и вилланелл, 150 французских шансонов и 90 немецких лидер. Никакая строго инструментальная музыка Лассуса не выжила или когда-либо существовала: интересное упущение для композитора, в остальном столь обширного и плодовитого, в эпоху, когда инструментальная музыка становилась все более заметным средством выражения во всем мире. Европа. Немецкий музыкальный издатель Адам Берг посвятил 5 томов своего Patrocinium musicum (издан в 1573–1580 годах) музыке Лассуса.

Духовная музыка

Лассус оставался католиком в эту эпоху религиозных разногласий, хотя это не мешало ему писать мирские светские песни или использовать музыку изначально для пикантных текстов в его Магнификаты и мессы, использующие пародийную технику. Тем не менее, католическая Контрреформация, которая под влиянием иезуитов достигала пика в Баварии в конце шестнадцатого века, имела очевидное влияние на поздние работы Ласса, включая литургическую музыку для Римского обряда, растущее число магнификатов, настройки католической Псалтири Уленберга (1588 г.) и особенно великий покаянный цикл духовных мадригалов, Лагриме ди Сан-Пьетро (1594).

Массы

Почти 60 масс выжили полностью; большинство из них представляют собой имитационные массы (так называемые пародийные массы ), использующие в качестве мелодического исходного материала светские произведения, написанные им самим или другими композиторами. Технически впечатляющие, они, тем не менее, являются наиболее консервативной частью его творчества. Он обычно согласовывал стиль мессы со стилем исходного материала, который варьировался от григорианского распева до современных мадригалов, но всегда сохранял выразительный и благоговейный характер в конечном произведении.

Некоторые из его масс основаны на исключительно светских французских шансонах; некоторые исходные материалы были откровенно непристойными. Entre vous filles de quinze ans, «О, вы, пятнадцатилетние девочки» Джейкоба Клеменса non Papa, дал ему исходный материал для его Missa entre vous filles 1581 года, вероятно, самого скандального из всех. Эта практика не только была принята, но и поощрялась его работодателем, что подтверждается свидетельствами их переписки, большая часть которой сохранилась.

В дополнение к своим традиционным имитационным мессам, он написал большое количество missae breves, «краткие мессы», слоговые короткие мессы, предназначенные для кратких служб (например, в те дни, когда герцог Альбрехт отправился на охоту: очевидно, он это сделал не хочу, чтобы вас задерживала многословная полифоническая музыка). Самая экстремальная из них - это работа, известная как Месса Ягера (Missa venatorum) - «Месса Охотника».

Некоторые из его масс демонстрируют влияние венецианской школы, особенно в использовании полихоральных техник (например, в восьмиголосом Missa osculetur me, основанном на на собственном мотете). Три его мессы предназначены для двойного хора, и они, возможно, оказали влияние на самих венецианцев; в конце концов, Андреа Габриэли посетил Ласс в Мюнхене в 1562 году, и многие работы Ласса были опубликованы в Венеции. Несмотря на то, что Лассус использовал современный, звучный венецианский стиль, его гармонический язык оставался консервативным в этих работах: он адаптировал текстуру венецианцев для своих художественных целей.

Мотеты и другая духовная музыка

Лассус - один из композиторов стиля, известного как musica reservata - термин, который сохранился во многих современных отсылках, многие из них на первый взгляд противоречивый. Точное значение этого термина является предметом ожесточенных споров, хотя музыковеды пришли к общему мнению, что он включает в себя чрезвычайно выразительную настройку текста и хроматизм, и что он мог относиться к музыке, специально написанной для ценителей. Известная композиция Ласса, представителя этого стиля, - его серия из 12 мотетов, озаглавленная Prophetiae Sibyllarum, в дико хроматической идиоме, которая предвосхищает творчество Джезуальдо ; некоторые аккордовые последовательности в этой пьесе можно было услышать только в 20 веке.

Ласс написал четыре настройки Страстей, по одной для каждого из евангелистов, Св. Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Все для голосов a cappella. Он устанавливает слова Христа и повествование Евангелиста как песнопение, а отрывки для групп устанавливаются полифонически.

Как композитор мотетов, Ласс был одним из самых разнообразных и выдающихся за всю эпоху Возрождения. Его продукция варьируется от возвышенной до нелепой, и он продемонстрировал чувство юмора, которое не часто ассоциируется со духовной музыкой: например, один из его мотетов высмеивает бедных певцов (его настройка Super flumina Babylonis для пяти голосов), включая заикание, остановка и запуск и общее замешательство; он связан концепцией, если не стилем, с Моцартом Музыкальная шутка. Многие из его мотетов были сочинены для торжественных мероприятий, чего и следовало ожидать от придворного композитора, который должен был предоставлять музыку для визитов высокопоставленных лиц, свадеб, договоров и других государственных мероприятий. Но именно как композитор религиозных песнопений Лассус добился своей самой широкой и прочной славы.

Настройка Лассом семи покаянных псалмов Давида 1584 года является одним из самых известных сборников псалмов за всю эпоху Возрождения. Контрапункт является бесплатным, избегая повсеместного подражания голландцам, такого как Гомбер, и иногда использует выразительные приемы, чуждые Палестрине. Как и везде, Lassus стремится к эмоциональному воздействию и с этой целью использует различные текстуры и тщательность в настройке текста. Предпоследнее произведение в коллекции, его установка De profundis (Псалом 129/130), считается многими учеными одной из высших отметок полифонии эпохи Возрождения, стоящей рядом с двумя настройками: тот же текст от Josquin des Prez.

Среди других его литургических сочинений: гимны, песнопения (в том числе более 100 Magnificats ), респонсори для Страстной седмицы, Страстей, Плач и некоторых самостоятельных пьес для больших праздников.

Светская музыка

Лассус писал во всех известных светских формах того времени. В предисловии к своему сборнику немецких песен Лассус перечисляет свои светские произведения: итальянские мадригалы и французские шансоны, немецкие и голландские песни.. Он, вероятно, единственный композитор эпохи Возрождения, который много писал на пяти языках - латыни в дополнение к упомянутым выше - и писал на каждом из них с одинаковой беглостью. Многие из его песен стали чрезвычайно популярными и широко разошлись по Европе. В этих различных светских песнях он соответствует манере страны происхождения, но при этом демонстрирует присущую ему оригинальность, остроумие и краткость изложения.

Мадригалы

Ласс, возглавляющий камерный ансамбль, нарисованный Гансом Милихом

В его мадригалах, многие из которых он написал во время своего пребывания в Риме, его стиль ясен и лаконичен., и он писал мелодии, которые легко запоминались; он также «подписывал» свою работу, часто используя слово «лассо» (и часто вставляя слоги sol-fege la-sol, то есть A-G в тональности C). Его выбор стихов широко варьировался: от Петрарки для его более серьезных работ до самых легких стихов для некоторых из его забавных канцонетт.

. Лассус часто предпочитал циклические мадригалы, то есть настройки нескольких стихотворений в группе. как набор связанных музыкальных произведений. Например, его четвертая книга мадригалов для пяти голосов начинается с полной сестины Петрарки, продолжается двухчастными сонетами и завершается другой сестиной: следовательно, вся книга может быть звучит как единое произведение, причем каждый мадригал является вспомогательной частью.

шансоны

Другой формой, которую культивировал Лассус, был французский шансон, о котором он написал около 150. Большинство из них датируются 1550-ми годами, но он продолжал писать их даже после того, как был в Германии. : его последние произведения в этом жанре относятся к 1580-м годам. Они были чрезвычайно популярны в Европе, и из всех его произведений они были наиболее широко аранжированы для таких инструментов, как лютня и клавишные. Большинство из них были собраны в 1570-х и 1580-х годах в трех публикациях: одной Петрусом Фалезием Старшим в 1571 году, и двумя Ле Руа и Баллардом в 1576 и 1584 годах. Стилистически они варьировались от величавых и серьезных до игривые, похабные и любовные сочинения, а также застольные песни для таверн. Лассус следовал отточенному лирическому стилю Сермиси, а не программному стилю Клемана Жанекена в своих письмах.

Одну из самых известных застольных песен Ласса использовал Шекспир в Генрихе IV, часть II. Английские слова подходят к Un jour vis un foulon qui fouloit (как Monsieur Mingo) и поются пьяным Justice Silence в Акте V, Сцена iii.

Немецкий лидер

Третьим типом светской композиции Лассуса была немецкая ложь. Большинство из них он явно предназначал для другой аудитории, поскольку они значительно отличаются по тону и стилю от шансонов или мадригалов; кроме того, он написал их позже, и ни один из них не появился до 1567 года, когда он уже прочно обосновался в Мюнхене. Многие из них посвящены религиозной тематике, хотя также представлены светлые и юмористические стихи. Он также писал застольные песни на немецком языке, и в отличие от своей параллельной работы в жанре шансона, он также писал песни о досадных аспектах чрезмерного увлечения.

Голландские песни

В предисловии к своему сборнику немецких песен Лассус заявляет, что он сочинял голландские песни. Однако голландских песен не сохранилось.

Media

Resonet in laudibus
Hodie Completi Sunt

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .

Примечания

Ссылки и дополнительная литература

  • Хаар, Джеймс, «Орланда де Лассус», в словаре музыки и музыкантов New Grove, изд. Стэнли Сэди. 20 т. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
  • Хаар, Джеймс. Л. Мэйси (ред.). Орланд де Лассус. Grove Music Интернет. Архивировано из оригинала 13 января 2011 г. Получено 29 октября 2010 г. (требуется подписка)
  • Гюстав Риз, Музыка в эпоху Возрождения. Нью-Йорк, W.W. Norton Co., 1954. ISBN 0-393-09530-4
  • Гарольд Глисон и Уоррен Беккер, Музыка в Средние века и Возрождение (Контуры музыкальной литературы Серия I). Блумингтон, Индиана. Frangipani Press, 1986. ISBN 0-89917-034-X
  • Жан-Поль К. Монтанье, Полифоническая месса во Франции, 1600-1780: доказательства of the Printed Choirbooks, Cambridge: Cambridge University Press, 2017 (Глава 5, «Лассус как модель»).

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Орландо ди Лассо.
Последняя правка сделана 2021-06-01 14:54:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте