Илья Чавчавадзе

редактировать

Тавади. Илья Чавчавадзе
Илья Чавчавадзе, автор Александр Ройнашвили (цветная иллюстрация) Илья Чавчавадзе от Александр Ройнашвили (цветная цифровая иллюстрация)
Родился(1837-11-08) 8 ноября 1837 г.. Кварели, Мухафаза Грузия, Российская Империя (ныне Кахетия, Грузия)
Умер12 сентября 1907 (1907-09-12) (69 лет). Цицамури, за пределами Мцхета
Место отдыхаПантеон Мтацминда, Тбилиси
Профессияюрист, поэт, прозаик, гуманист, издатель, философ
НациональностьГрузин
Литературное движение

Подпись

Князь Илья Чавчавадзе (Грузин : ილია ჭავჭავაძე; 8 ноября 1837 - 12 сентября 1907) был Грузинский писатель, политический деятель, поэт и издатель, стоявший у истоков возрождения грузинского национального движения во второй половине XIX века, в период Русского правление Грузии. Он «самый почитаемый герой Грузии».

Вдохновленный современными либеральными движениями в Европе, как писатель и общественный деятель, Чавчавадзе направил большую часть своих усилий на пробуждение национальных идеалов в грузинах и на создание стабильное общество на своей родине. Его наиболее важными литературными произведениями были: «Отшельник», «Призрак», «Вдова Отаранта», «Како-разбойник», «Счастливая нация», «Письма путешественника» и «Человек?!». Он был главным редактором периодических изданий «Сакартвелос Моамбе» (1863–1877 гг.) И «Иверия» (1877–1905 гг.) И автор многочисленных статей для журналов. Он был преданным защитником грузинского языка и культуры от русификации. Его считают главным виновником грузинского культурного национализма. По словам Чавчавадзе, тремя основными этническими маркерами грузинской идентичности являются территория, язык и религия. Несмотря на это, его национализм был светским.

Чавчавадзе был смертельно ранен в Цицамури, за пределами Мцхета, бандой убийц. Его наследие вызвало широкое восхищение грузинского народа. В 1987 г. он был канонизирован как Святой Илья Праведный (წმინდა ილია მართალი, tsminda ilia martali) Грузинской Православной Церковью. Сегодня грузины почитают Чавчавадзе как Некоронованного короля (უგვირგვინო მეფე, угвиргвино мепе ) и «Отца нации».

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 Происхождение и ранние годы жизни
    • 1.2 Студенческие годы
  • 2 Политическая жизнь
  • 3 Смерть
    • 3.1 Теории
  • 4 Наследие
  • 5 Публикации произведений Чавчавадзе
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Цитаты
    • 7.2 Источники
  • 8 Ресурсы
  • 9 Внешние ссылки

Жизнь

Родословная и ранняя жизнь

Чавчавадзе в 1-й гимназии Тбилиси, 1848

Илья Чавчавадзе родился в Кварели, селе в Кварели, расположенном в Алазанской долине в Кахетинской провинции Грузии, которая была часть Российской империи в то время. Илья был тавади, грузинским князем. Считается, что дворянская семья Чавчавадзе происходила из Пшав-Хевсурети области Грузии, и в 1726 году король Константин II пожаловал семье Чавчавадзе звание князя в знак признания их рыцарства и доблести перед нацией. В результате семья переехала и поселилась в Алазанском ущелье в Кахетии.

Илья был третьим сыном Григола Чавчавадзе и Мариам Бебуришвили. Григол, как и его отец и его знаменитые предки, имел военное прошлое. Он вместе с местными милиционерами защищал село от многочисленных дагестанских нашествий. Это прослеживается в архитектуре дома-музея Ильи Чавчавадзе в Кварели, включающем Средневековый замок стиль в двухэтажном замке во дворе, который был разработан для защиты дома во время вторжений.

Чавчавадзе получил начальное образование у дьякона деревни, прежде чем он переехал в Тбилиси, где в 1848 году поступил в престижную Дворянскую Академию. Однако с ранних лет Илья был под влиянием его родителей, получивших высшее образование в классической литературе, истории Грузии и поэзии. От родителей Илья узнал вдохновляющие истории грузинского героизма из классических исторических романов. В своей автобиографии Илья ссылается на свою мать, княжну Мариам Чавчавадзе, которая знала наизусть большинство грузинских романов и стихов и побуждала своих детей изучать их. Илья также описал влияние повествования дьякона, которое дало ему художественное вдохновение, позже примененное в его романе.

Мать Ильи, Мариам, умерла 4 мая 1848 года, когда Илье было десять лет, и его отец попросил свою сестру Макрин помочь воспитать детей. Тетя Макрин оказала значительное влияние на жизнь Ильи, потому что после 1852 года, когда умер отец Ильи Григол, она была единственной оставшейся опекуном в семье.

В 1848 году, после смерти княгини Чавчавадзе, Илья был отправлен в Тбилиси его отец, чтобы начать свое среднее образование. Илья три года учился в частной школе, прежде чем он поступил в 1-ю Тбилисскую академию в 1851 году. Вскоре после этого умер отец Ильи, и тетя Макрин ухаживала за семьей. Его школьные годы были очень напряженными из-за смерти отца. Однако семье Чавчавадзе был нанесен еще один сокрушительный удар, когда брат Ильи, Константин, был убит во время рейда дагестанцев на Кахетию. Свою тоску и горе Илья выразил в одном из своих первых коротких стихотворений «Горе бедняка». Помимо личных проблем, политическая ситуация в Грузии ухудшилась под суровым авторитетом Российской Империи, которая сыграла деструктивную роль для нации и ее культуры.

Студенческие годы

Илья Чавчавадзе во время учебы в университете в Санкт-Петербурге, 1860 г.

После окончания академии Илья решил продолжить образование в Санкт-Петербургский университет, Россия. Перед отъездом в Санкт-Петербург Илья сочинил одно из самых замечательных своих стихотворений, «К горам Кварели в селе Карданахи 15 апреля 1857 года, где выразил свое пожизненное восхищение горами Большого Кавказа и его горе из-за того, что покинул родину.

В том же году Илья поступил в Санкт-Петербургский университет. В студенческие годы в Европе вспыхнули многочисленные революции, за которыми Илья наблюдал с большим интересом. Внимание Ильи было сосредоточено на борьбе Джузеппе Гарибальди, которым он восхищался много лет. В Петербурге Илья познакомился с княгиней, от которой узнал о стихах и лирике грузинского романтического князя Николоза Бараташвили. Из-за сурового климата в Санкт-Петербурге Илья сильно заболел и вернулся в Грузию на несколько месяцев в 1859 году.

Илья, наконец, вернулся в Грузию после завершения учебы в 1861 году. Во время обратного путешествия Илья написал один из его величайших шедевров, «Дневники путешественника», где он подчеркивает важность строительства нации и дает аллегорическое сравнение горы. Казбеги и река Терги в Хеви регионе Грузии.

Политическая жизнь

Дом Чавчавадзе в Тбилиси. Газета «Иверия» (Иберия ), основанная и редактируемая Чавчавадзе во время его политической карьеры. Газета освещала национально-освободительное движение Грузии в конце 1800-х годов.

Основные политические и социальные цели Ильи основывались на грузинском патриотизме. Он радикально выступал за возрождение использования грузинского языка, культивирование грузинской литературы, возрождение автокефального статуса Грузинской национальной церкви и, наконец, возрождение грузинской государственности, которое закончилось, когда страна стала частью Российская империя. По мере того, как число сторонников его идей росло, росла и оппозиция среди ведущих социал-демократов, таких как меньшевик Ной Жордания ; их основные цели были сосредоточены на борьбе с царским самодержавием и демократическом преобразовании Российской империи. Это не включало возрождение грузинского государства или грузинской самоидентификации. Илья считался буржуа и старым аристократом, не осознававшим важность революционной волны.

Помимо описанных выше работ, он также был основателем и председателем многих общественных, культурных и образовательных организаций (Общество распространения грамотности среди грузин, «Банк Дворянство »,« Драматическое общество »,« Историко-этнографическое общество Грузии »и др.). Он также был переводчиком британской литературы. Его основные литературные произведения были переведены и изданы на французском, английском, немецком, польском, украинском, белорусском, русском и других языках. С 1906 по 1907 год он был членом Государственного Совета (Государственная Дума ) в России. Его эклектические интересы также привели его к тому, что он был членом, в частности, Кавказского комитета Географического общества России, Общества этнографии и антропологии Московского университета, Общества востоковедов России и Англо-русского литературного общества (Лондон).).

Князь Чавчавадзе на короткое время был литературным наставником молодого Иосифа Сталина, который тогда был православным семинаристом в Тбилиси. По словам историка Саймона Себага Монтефиоре,

«Принц был достаточно впечатлен, чтобы показать работы подростков своим редакторам. Он восхищался стихами Сталина, выбрав для публикации пять стихотворений - настоящее достижение. Князь Чавчавадзе назвал Сталина« молодым человеком ». с горящими глазами ».

Смерть

Траектория выстрела при убийстве Ильи Чавчавадзе Похороны князя Чавчавадзе в Тбилиси

После службы депутатом Верхней палаты в первой российской Думе, Илья решил вернуться в Грузию в 1907 году. 28 августа 1907 года Илья Чавчавадзе был убит бандой из шести убийц, которые устроили засаду на него и его жену Ольгу, когда он ехал из Тбилиси в Сагурамо, недалеко от Мцхеты.

Убийство князя воспринимался как национальная трагедия, которую оплакивали все слои грузинского общества. Князь Акакий Церетели, страдавший в то время от серьезных проблем со здоровьем, выступил на похоронах и посвятил Илье выдающуюся речь: «Неоценимый вклад Илии в возрождение грузинского народа является примером для будущих поколений. ".

Теории

Убийство Ильи Чавчавадзе до сих пор вызывает споры. «Широко распространенное подозрение» в его убийстве возложено на большевиков из Российской социал-демократической рабочей партии. Чавчавадзе публично подорвал программу социал-демократов. Более того, причиной этого могло быть его социально консервативное видение грузинского национализма и его огромная популярность среди общественности. Историк Саймон Себаг Монтефиоре подозревает, что Иосиф Сталин мог быть причастен к планированию его убийства. Согласно Монтефиоре,

позиции большевиков в Грузии были подорваны убийством очень популярного князя Ильи Чавчавадзе в августе 1907 года. Большевики напали на его патриархальное видение грузинской культуры и, как многие считали, решили убить ему. Есть свидетельства того, что друг Сталина Серго Орджоникидзе организовал или принимал участие в убийстве. Возможно, СД вообще не участвовали в убийстве. Сталин всегда хвалил поэзию Чавчавадзе в его преклонном возрасте, и нет никаких доказательств того, что он заказал это убийство, но он был очень близок с Серго и, безусловно, был более чем способен отделить литературные заслуги от жестокой необходимости: политика всегда была на первом месте

. Наследие

Памятник Чавчавадзе (слева) и Акакию Церетели (справа) перед первой гимназией в Тбилиси Могила Ильи Чавчавадзе в Пантеоне Мтацминда.

Как В результате смерти Чавчавадзе грузинские социал-демократы, особенно меньшевики, начали приобретать значительную власть и поддержку среди населения. В конце концов, после временного отделения России от Закавказья, грузинские меньшевики решили возродить грузинскую государственность и 26 мая 1918 года провозгласили независимость. После большевистской оккупации Грузии и интеграции в Советский Союз в 1921 году Чавчавадзе стал для грузинских националистов символ грузинской свободы и национального освобождения.

В 1987 году князь Чавчавадзе был формально канонизирован Грузинской Православной и Апостольской Церковью как «Святой Илия Праведный».

В октябре 1987 г. диссидентскими интеллектуалами было основано Общество Ильи Чавчавадзе, организация, которая способствовала культурному возрождению Грузии и политической автономии.

В 1989 году, во время антисоветских протестов в Тбилиси, стихи, романы и политическая жизнь Чавчавадзе стали движущей силой борьбы Грузии за независимость.

Идея национального возрождения, которую Чавчавадзе проповедовал и отстаивал в различных грузинских обществах на протяжении всей своей жизни, получила распространение в 1990 году. В 2002 году Михаил Саакашвили создал Единое национальное движение партия, заявившая о политическом наследии Ильи Чавчавадзе и сыгравшая важную роль в так называемой революции роз 2003 года, в результате которой был свергнут президент Эдуард Шеварднадзе.

В 1998 году Стивен Кинзер писал о широко распространенном восхищении Чавчавадзе по всему политическому спектру: «Сегодня левые в Грузии приветствуют Чавчавадзе за его ненависть к несправедливости, центристы любят его за его ненасильственный гуманизм, а правые националисты приняли его. его лозунг «Родина, язык, религия».

Публикации произведений Чавчавадзе

  • Георгише Дихтер. Перевод и составитель Артур Лейст, Дрезден-Лейпциг, 1887 г. (Стихи Ильи Чавчавадзе и других грузинских поэтов на немецком языке)
  • Отшельник князя Ильи Чавчавадзе. Перевод с грузинского Марджори Уордроп, Лондон, 1895

См. Также

  • Портал биографии
  • flag Портал Грузии (страны)
  • icon Портал поэзии

Ссылки

Цитаты

Источники

Ресурсы

  • Барон де Бэ: Au nord de la chaine du Caucase souvenirs d'une mission ", Париж, 1899 (на французском языке)
  • Барон де Бэ: миссия Тифлисских сувениров, Париж, 1900 (на французском языке)
  • Компаньен, Франсуаза Ж., «Между традициями и современностью». Амстердам, 2004 г., pp. 167–171 (на английском языке)
  • Leist, Arthur: Das georgische Volk, Dresden, 1903 (на немецком языке)
  • Lehman-Haupt, CF: Reisen und Forschungen, Berlin, 1910, pp. 106–111 (на немецком языке)
  • Райснер, Оливер: Тергдалеулеби: основатели грузинской национальной идентичности. В: Ладислаус Лёб, Иштван Петровичс, Дьердь Э. Соньи (ред.): Формы идентичности: Определения и изменения. Университет Аттилы Йожефа, Сегед 1994, стр. 125–37
  • Уордроп, Оливер Т. Королевство Джорджия, Лондон, 1888, стр. 150–152

Внешние ссылки

В Викицитатнике есть цитаты, относящиеся к: Илья Чавчавадзе
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Илья Чавчавадзе.
Последняя правка сделана 2021-05-23 11:29:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте