Юй Си (虞喜; эт. 307-345 нашей эры), любезно имя Чжуннин (仲 寧), был китайским астрономом и писателем из династии Цзинь (265-420 гг. н.э.). Он наиболее известен своим открытием прецессии равноденствий, независимо от более раннего древнегреческого астронома Гиппарха. Он также предположил, что Земля может иметь сферическую форму вместо плоской и квадратной, задолго до того, как эта идея получила широкое признание в китайской науке благодаря европейскому влиянию Иезуиты в 17 веке.
Жизнь и творчество Юй Си описаны в его биографии, найденной в Книге Цзинь, официальной истории династии Цзинь. Он родился в Юяо, Гуйцзи (современное Шаосин, провинция Чжэцзян, Китай). Его отец Ю Ча (虞 察) был военачальником, а его младший брат Ю Ю (虞 預; fl. 307–329 нашей эры) также был ученым и писателем. Во время правления императора Мин Цзинь (годы правления 313-317 гг. Н.э.) он получил низкую должность в администрации губернатора Гуйцзи командующего. После этого он отказался от ряда номинаций и повышений, в том числе от должности преподавателя в имперском университете в 325 году нашей эры, от назначения при императорском дворе в 333 году нашей эры и от должности рядового кавалера в 335 году.
В 336 году нашей эры Ю Си написал «Ань Тянь Лунь» (安 天 Disc; «Обсуждение того, находятся ли небеса в покое», или «Изучение строения небес»). В нем он описал прецессию из равноденствий (то есть осевую прецессию ). Он заметил, что положение солнца во время зимнего солнцестояния сместилось примерно на один градус в течение пятидесяти лет относительно положения звезд. Это было то же самое открытие, сделанное ранее древнегреческим астрономом Гиппархом (ок. 190-120 до н. Э.), Который обнаружил, что измерения любого пути Солнца вокруг эклиптики до весеннего равноденствия или относительное положение Солнца по отношению к звездам не было равным по длине.
Юй Си написал критический анализ хунтянской (渾天) теории небесная сфера, утверждая, что небеса, окружающие землю , были бесконечными и неподвижными. Он выдвинул идею о том, что форма Земли либо квадратная, либо круглая, но она должна соответствовать форме окружающих ее небес. Теория хунтов, упомянутая астрономом династии Западная Хань Луося Хун (140-104 гг. До н.э.) и полностью описанная ученым-эрудитом и государственным деятелем династии Восточная Хань Чжан Хэн (78- 139 г. н.э.), настаивал на том, что небеса имеют сферическую форму, а земля в центре похожа на яичный желток. Идеи Юй Си о бесконечности космического пространства, кажется, перекликаются с идеями Чжана о бесконечном пространстве даже за пределами небесной сферы. Хотя традиционная китайская наука до европейского влияния в 17 веке предполагала, что Земля плоская и квадратная, некоторые ученые, например математик династии Сун Ли Е (1192–1279 гг. Н.э.), предложил идею о том, что он имеет форму неба. Признание сферической Земли можно увидеть в астрономических и географических трактатах Гэчжикао (格致 草), написанных в 1648 году Сюн Минюй (熊 明 遇). Он отвергает теорию квадратной Земли и с явным европейским влиянием объясняет, что корабли способны совершать кругосветное плавание вокруг земного шара. Тем не менее, он объяснил это с помощью классических китайских фраз, таких как земля круглая, как арбалет пуля, фраза, которую Чжан Хэн ранее использовал для описания формы как солнца, так и луны. В конечном счете, однако, именно европейские иезуиты в Китае 17 века развеяли китайскую теорию плоской Земли, убедив китайцев принять теорию сферической Земли, установленную древними греками Анаксагором (ок. 500-428 до н. Э.), Филолай (ок. 470-385), Аристотель (384-322 до н. Э.) И Эратосфен (ок.. 276-195 до н.э.).
Известно, что Ю Си написал комментарии на различные китайские классики. Его комментарии и заметки были в основном утеряны до династии Тан, но фрагменты, сохранившиеся в других текстах, были собраны в одном сборнике ученым династии Цин Ма Гоханем (1794-1857).