Чжан Хэн

редактировать
Китайский эрудит
Чжан Хэн
張衡
Zhang Heng.jpg Марка Чжан Хэн, выпущенная Почтой Китая в 1955 году
Родился78 г. н.э.. Наньян, Китай
Умер139 г. н.э. (60–61 лет). Лоян, Китай
Известен каксейсмометр, гидравлический армиллярная сфера, вычисление числа пи, поэзия, вселенная модель, лунное затмение и солнечное затмение теория
Научная карьера
ПоляАстрономия, математика, сейсмология, гидротехника, география, этнография, машиностроение, календология, метафизика, поэзия, литература
Чжан Хэн
Zhang Heng (китайские иероглифы).svg «Чжан Хэн» в управлении (вверху) и упрощенный (внизу) китайских иероглифах
Традиционный китайский 張衡
Упрощенный китайский 张衡

Чжан Хэн (Китайский : ; 78–139 н. Э.), ранее латинизированный как Чанг Хэн, был китайским ученым-полиматиком и государственным деятелем из Наньяна, который жил во времена Династия Хань. Получив образование в столицах Лоян и Чанъань, он добился успеха как астроном, математик, сейсмолог, инженер-гидротехник, изобретатель, географ, картограф, этнограф, художник, поэт, философ, политик, литературовед.

Чжан Хэн начал свою карьеру в качестве несовершеннолетнего государственного служащего в Наньян. В конце концов, он стал главным астрономом, префектом майоров официального экипажей, а затем дворцовым служителем при императорском дворе. Его бескомпромиссная позиция по историческим и календарным вопросам привела к тому, что он сталчивой фигурой, не позволив ему подняться до статуса Великого историка. Его политическое соперничество с дворцовыми евнухами во время правления императора Шуня (годы правления 125–144) привело к его решению уйти из центрального двора и стать администратором Королевство Хэцзянь в настоящее время Хэбэй. Чжан ненадолго вернулся домой в Наньян, прежде чем его снова отозвали для службы в столице в 138. Он умер там год спустя, в 139 году.

Чжан применил свои обширные знания в области механики и шестерен в нескольких случаях. его изобретений. Он изобрел первую в мире работающую на воде армиллярную сферу для помощи в астрономических наблюдениях; улучшены часы притока воды добавить еще одного резервуара; и изобрел первый в мире сейсмоскоп , который определил кардинальное направление землетрясения на расстоянии 500 км (310 миль). Он улучшил предыдущие китайские вычисления для пи. В дополнение к документированию около 2500 звезд в своем обширном звездном каталоге, Чжан также выдвинул теории о Луне и ее связи с Солнцем : в частности, он обсуждал Сферичность Луны, ее освещение отраженным солнечным светом с одной стороны и скрытая природа с другим, а также природа солнечные и лунные затмений. Его поэзия фу (рапсодия) и ши были известны в его время и изучались и анализировались более поздними китайскими писателями. Чжан получил много посмертных наград за свою ученость и изобретательность; Некоторые современные ученые сравнивают его работу в астрономии с работой греко-римского Птолемея (86–161 гг. н.э.).

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Официальная карьера
  • 2 Литература и поэзия
  • 3 Достижения в области науки и техники
    • 3.1 Математика
    • 3.2 Астрономия
    • 3.3 Дополнительный резервуар для притока клепсидры
    • 3.4 Армиллярная сфера с водным приводом
    • 3.5 Сейсмоскоп Чжана
    • 3.6 Картография
    • 3.7 Одометр и колесница, указывающая на юг
  • 4 Наследие
    • 4.1 Наука и технологии
    • 4.2 Поэтическая литература
    • 4.3 Посмертные почести
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Цитирование
    • 6.2 Библиография
  • 7 Внешние ссылки
Жизнь

Ранние годы

2-й век , окрашенный лаком сцена на корзинном ящике, раскопанном в гробнице восточно-ханьской гробницы китайского Леланга в современной Северной Корее, известных деятелей китайской истории, которые были образцами сыновней почтительности : Чжан Хэн в раннем возрасте хорошо разбирался в китайских классиках и философии Древние мудрецы Китая.

Родился в городе Сиэ в Наньян Командери (к северу от современного города Наньян в провинции Хэнань ), пришел Чжан Хэн из знатной, но не очень обеспеченной семьи. Его дед Чжан был губернатором командования и одним из лидеров, поддержавших восстановление хань императором Гуанву (годы правления 25–57). после смерти узурпатора Ван Мана из Синя (9–23 гг. н. э.). Когда ему было десять лет, отец Чжана умер, оставив его на попечение матери и бабушки. Опытный писатель в молодости, Чжан ушел из дома в 95 году, чтобы продолжить обучение в столицах Чанъань и Лоян. Во время путешествия в Лоян Чжан прошел мимо горячего источника около горы Ли и посвятил ему одно из самых ранних ранних стихотворений фу. Эта работа под названием «Фу на горячих источниках» (Wēnquán fù 溫泉 賦) названные толпы людей, посещающих горячие источники, которые позже стали известны как «Горячие источники Хуацин », излюбленное место отдыха императорская наложница Ян Гуйфэй во времена династии Тан. Проучившись несколько лет в Тайсюэ Лояна, он хорошо разбирался в классике и дружил с предоставленными известными людьми, включая математика и каллиграфа Цуй Юань (78–143), официальный и философский комментатор Ма Жун (79–166) и философ Ван Фу (78–163). Правительственные власти предложили Чжану назначения на несколько должностей, включая должность одного из имперских секретарей, но он действовал скромно и отказался. В возрасте двадцати трех лет он вернулся домой с титулом «Офицер заслуг в Наньяне», работая в качестве мастера документов при администрации губернатора (занимал должность с 103 по 111). Ему было поручено составить надписи и панихиды для губернатора, онрел опыт написания официальных документов. Как почетный офицер в командовании, он также отвечал на местные назначения на должности и рекомендации столице кандидатов на более высокие должности. Он потратил много времени на сочинение рапсодий о столицах. Когда Бао Дэ был отозван в столицу в 111 г. на должность министра финансов, Чжан продолжил свою литературную работу дома в Сиэ. Чжан Хэн начал изучать астрономию в возрасте тридцати лет и начал публиковать свои работы по астрономии и математике.

Официальная карьера

В 112 году Чжан был вызван в суд из Императора Ан (годы правления 106–125), который слышал о его знаниях в математике. Когда его назначили служить в столице, Чжана сопроводили в экипаже - символ его официального статуса - в Лоян, где он стал придворным джентльменом, работающим на Имперский секретариат. Он был назначен главным астрономом при дворе, отбыв свой первый срок с 115 по 120 год при императоре Ане и второй срок при последующем императоре с 126 по 132 год. В качестве главного астронома Чжан был заместителем министра церемоний, одного из Девяти министров, занимающих место чуть ниже Трех Превосходительства. Помимо записи небесных наблюдений и знамений, составления календаря и отчетов о том, какие дни были благоприятными, какими - дурными, Чжан также отвечал за продвинутый тест на грамотность для кандидатов в Имперский Секретариат и Цензуру, оба члена должны быть не менее 9000 символов и все основные стили письма. При императоре Ань Чжан также был префектом майоров официальных карет при заведении гвардии, отвечая за прием памятников престолу (официальные очерки политики и управления), а также кандидатов на официальные назначения.

Слева: керамические статуи запряженных лошадьми колесниц из гробницы жены Лю Сюй (劉 胥), принца Ли Гуанлинского (廣陵 厲王), сын императора Ву из Хань, который покончил жизнь самоубийством в 53 г. до н.э.; справа: Западная Хань терракотовая фигурка кавалера в мантии и шляпе; в качестве главного астронома Чжан Хэн получил фиксированную зарплату и звание в 600 бушелей (что в основном заменялось платежами в чеканке или лентами шелка ), и поэтому он должен был носить одежду определенного типа, ездил в особой повозке и держал уникальную эмблему, отмечавшую его статус в официальной иерархии.

Когда правительственный чиновник Дэн Сун использует китайский календарь, должен быть Реформированный в 123 г., чтобы принять апокрифические учения, Чжан выступил против этой идеи. Он считал эти учения сомнительной высотой и считал, что они могут вносить ошибки. Другие разделяли мнение Чжана, и календарь не был изменен, однако предложение Чжана о запрете апокрифических писаний было отклонено. Должностные лица Лю Чжэнь и Лю Таоту, члены комитета по составлению династической истории Дунгуань Ханьцзи (東 觀 漢 記), ​​попросили у суда разрешения проконсультироваться с Чжан Хэном. Однако Чжану запретили помогать комитету из-за его противоречивых взглядов на апокрифы и возражений против отнесения роли императора Гэнши (годы правления 23–25) в реставрацию династии Хань как меньшую. чем император Гуанву. Лю Чжэнь и Лю Таоту были единственными союзниками Чжана-историка при дворе, и после их смерти у Чжана больше не было возможностей для продвижения на престижную должность придворного историка.

Несмотря на эту неудачу в его официальной карьере, Чжан был повторно назначен на должность Главный астроном в 126 г. после того, как ханьский император Шунь (годы правления 125–144) взошел на трон. Его интенсивная астрономическая работа была вознаграждена только званием и жалованием в 600 бушелей, или ши, (в основном заменено на монеты или рулоны шелка ). Чтобы поместить это число в контекст, в иерархии из двадцати официальных ранговых рангов, получил звание и оклад в 100 бушелей, а самый высокооплачиваемый чиновник заработал 10 000 бушелей во время Хань. Чин в 600 бушелей был самым званием, император мог напрямую назначить на должность в центральном правительстве; любое должностное лицо более низкого статуса находилось под надзором центральных или провинциальных чиновников высокого ранга.

В 132 году Чжан представил суду замысловатыйсмоскоп, который, как он утверждал, может определять точное кардинальное направление отдал землетрясения .. Однажды его устройство показало, что на северо-западе произошло землетрясение. Когда землетрясение произошло на расстоянии от 400 км (248 миль) до 500 км (310 миль), стало известно, что землетрясение произошло на расстоянии от 400 км (248 миль) до 500 км (310 миль).) к северо-западу от Лояна в провинции Ганьсу.

Керамическая посуда миниатюра дворца, изготовленная во времена династии Хань; как дворцовый дворник Чжан Хэн имел личный доступ к императору Шуню и сопровождать его

Через год после того, как Чжан представил свой сейсмоскоп суду, официальные лица и кандидаты попросили прокомментировать серию недавних землетрясений, которые могли быть интерпретированы как знаки недовольства с Небес. Древние китайцы рассматривали стихийные бедствия как космологическое наказание за проступки, совершенные китайским правителем или его подчиненными на земле. В мемориале Чжана, где обсуждаются причины этих стихийных бедствий, он подвергается критике новой системы приема на работу Цзо Сюн, согласно которому возраст подходящих кандидатов на звание «Сыновний и Непорочный » установлен в возрасте сорока лет.. Новая система также передала полномочия по оценке кандидатов Трем Превосходительствам, а не генералам власти по традиции курировали дела придворных. Его статус был значительно повышен после этого дворцового помощника, должности, который он использовал, чтобы влиять на решения императора Шуня. Заняв эту престижную новую должность, Чжан получил зарплату в 2000 бушелей и имел право сопровождать императора.

Как дворцовый помощник императора Шуня, Чжан Хэн пытался убедить его, что суд евнухи представлял угрозу императорскому двору. Чжан показал на себя большие примеры прошлых придворных интриг с участием евнухов и убедил Шуня, что он должен взять на себя большую власть и ограничить их влияние. Евнухи попытались оклеветать Чжана, который ответил фу-рапсодией под названием «Фу об размышлении о тайне», выражает его разочарование. Рэйф де Креспиньи утверждает, что в рапсодии Чжана использовались образы, похожие на Цюй Юань (340–278 до н.э.) «Ли Сао » и сосредоточен на том, должны ли хорошие люди бежать из испорченного мира или оставаться добродетельными в нем.

Кирпич гробницы Восточной Хань, изображающий внутренний двор дома богатой семьи. Чжан наслаждался недолгим пенсионным периодом в своем доме в Сиэ, Наньян, прежде чем его отозвали обратно в столицу, где он умер в 139 году.
Литература и поэзия
Восточная хань глиняная посуда фигурка королевы-матери Запада. Чжан фантазировал о ней в своей «Рапсодии о созерцании тайны» (思 玄 賦), однако удовольствия плоти и бессмертие, которые она могла предложить, не были достаточно соблазнительными, чтобы поколебать его сердце, которое было предоставлено другим месте.

Работая в центральном дворе, Чжан Хэн имел доступ к различным письменным материалам, находящимся в архивах Восточного павильона. Чжан читал многие великие исторические труды своего времени и утверждал, что он нашел десять случаев, когда Записи Великого Историка от Сыма Цянь (145–90 до н.э.) и 528>Книга Хань автора Бан Гу (32–92 гг. Н.э.) отличалась от других древних текстов, которые были ему доступны. Его рассказ был сохранен и записан в тексте V века Книги Поздней Хань, написанном Фань Е (398–445). Его рапсодии и другие литературные игры действали глубокое знание классических текстов, китайской философии и истории. Он также составил комментарий на Тайсюань (太玄, «Великая Тайна») даосского автора Ян Сюн (53 г. до н.э. - 18 г. н.э.)

Сяо Дун (501–531), наследный принц из династии Лян (502–557), увековечил несколько работ Чжана в своей литературной антологии Избранные изысканные Литература (Вэнь сюань 文選). Рапсодии Чжана (賦, fu ) включает «Рапсодию указанной метрополии» (Xī jīng fù 西京 賦), «Восточную рапсодию Метрополиса» (Dōng jīng fù 東京 賦), «Рапсодию Южной столицы» (Nán dū fù 南都賦), «Рапсодия о созерцании тайны» (Sī xuán fù 思 玄 賦) и «Рапсодия о возвращении в поля » (Guī tián fù 歸 田賦). Последний соединяет даосские идеи с конфуцианством и был предшественником более поздней китайской поэзии метафизической природы, согласно Лю У-чи. Набор из четырех коротких лирических стихотворений (ши ) под названием «Лирические стихи о четырех печалях» (Sì chóu fù 四 愁 詩) также включен в предисловие Чжана. Этот набор представляет собой одни из самых ранних семисложных ши китайских стихов. Еще находясь в Лояне, Чжан вдохновился на написание «Рапсодии западного мегаполиса» и «Рапсодии восточного мегаполиса», основанных на «Рапсодии на две столицы» историка Бан Гу. Работа Чжана была похожа на работу Баня, хотя он тоже имел возможность постичь та же участь, что и Западная Хань, если он тоже войдет в состояние упадка и морального разврата. Эти две работы высмеивали и критиковали то, что он считал чрезмерной роскошью высших классов. «Южная столичная рапсодия» Чжана посвящена его родному городу Наньян, дому реставратора династии Хань, Гуану.

В стихотворении Чжан Хэна «Четыре печали» он сетует, что не может ухаживать за красивой женщиной. из-за препятствий гор, снегов и рек. Раф де Креспиньи, Тонг Сяо и Дэвид Р. Кнехтгес утверждают, что Чжан написал это как намек, намекающий на его неспособность поддерживать контакт с императором, которому мешают недостойные соперники и мелкие люди. Это стихотворение - одно из первых в Китае, в каждой строке которого содержится семь слов. Его "Четыре печали" гласят:

Западная хань терракотовая фигурка служанки и ханьские керамические фигурки женщин. В своих стихах Чжан Хэн выразил свою симпатию к милостивым и достойным похвалы женщинам. Помимо того, что Чжан был художником, он также создавал фигурные скульптуры, похожие на эту.

В Тайшане остаётся моя дорогая возлюбленная,. Но Лянфу держит нас надолго;. Глядя на восток, я обнаруживаю, что слезы начинаются.. Она дает мне меч, к моему удовольствию;. нефрит, который я отдаю ей в качестве вознаграждения.. Я в растерянности, так как она скрыта из виду;. Почему я должен беспокоить себя всю ночь?.

Чжан Хэн

В другом его стихотворении под названием «Стабилизация страстей» (Dìng qíng fù 定情 賦), которое сохранилось в энциклопедии династии Тан (618–907), но ранее упоминалось Тао Цянь (365–427) восхваляет лирический минимализм Чжана - Чжан демонстрирует свое восхищение привлекательной и образцовой женщиной. Этот более простой тип стихотворения фу повлиял на более поздние произведения известного чиновника и ученого Цай Юна (132–192). Чжан писал:

Ах, целомудренная красота этой манящей женщины!. Она сияет цветочными чарами и цветущим лицом.. Она уникальна среди всех своих современников.. Она не имеет себе равных среди своих товарищей..

Чжан Хэн
Восточно-Ханьские гробницы сторожевых башен; у того, что слева, есть арбалетчики на верхнем балконе. Чжан писал, что императоры Западной Хань развлекались стрельбой из лука с балконов башен вдоль озера Куньмин в Чанъане.

Длинные лирические стихи Чжана также раскрывают большое количество информации о городской планировке и базовой географии. В его рапсодии «Сэр, основанный ни на чем» подробно рассказывается о местности, дворцах, охотничьих парках, рынках и известных зданиях Чанъань, столицы Западной Хань. В качестве примера его внимания к деталям в его рапсодии на Наньян были описаны сады, заполненные яровым чесноком, летними побегами бамбука, осенним луком-пореем, озимой репой, периллой, эводией и фиолетовый имбирь. Письмо Чжан Хэна подтверждает размер императорского охотничьего парка в пригороде Чанъаня, поскольку его оценка длины окружности стены парка согласуется с оценкой историка Бан Гу примерно в 400 ли (один ли во времена Хань равнялась 415,8 м, или 1364 футам, в результате чего окружность парковой стены составляла 166 320 м, или 545 600 футов). Наряду с Сыма Сянгру (179–117 до н.э.), Чжан перечислил множество животных и охотничьих животных, населяющих парк, которые были разделены на северную и южную части парка в зависимости от того, где животные изначально пришли. из: северный илиюжный Китай. В некоторой степени аналогично описанию Сыма Сянжу, Чжан описал императоров Китай и их окружение, наслаждаясь прогулками на лодках, водными играми, рыбалкой и стрельбой из лука, нацеленными птицами и другими животными с натянутыми стрелами с вершин высокими башен вдоль озера Куньмин в Чанъане. Сосредоточение работ Чжана на конкретных условиях и их местности, общество, людях и их обычаях также можно рассматривать как ранние попытки этнографической категоризации. В своем стихотворении «Сицзин фу» Чжан показывает, что он знал о новой иностранной религии буддизм, представленной через Шелковый путь, а также о легенде о рождении Будда с видением белого слона, вызвавшим зачатие. В своей «Рапсодии западного мегаполиса» (西京 賦) Чжан описал придворные развлечения, такие как дзюэди (角 抵), форма театральной борьбы, сопровождаемая музыкой, в которой участники бодались головами в масках из бычьих рогов.

Роспись гробницы Восточной Хань двое мужчин заняты беседой; Шелун Чжана, или гипотетический дискурс, включал письменный диалог между воображаемыми или реальными людьми, чтобы вести себя, как можно вести образцовый образ жизни Поздняя Восточная Хань (25-220 гг. Н.э.) Китайская роспись гробниц 515>с яркими сценами банкета (yànyǐn 宴飲), танца и музыка (wǔyuè 舞 樂), акробатики (bǎixì 百 戲) и борьба (xiāngbū 相扑), из гробницы Даутинга (китайский : 打虎 亭 汉墓, Пиньинь: Дахутин Хань му), на южном берегу в Чжэнчжоу, провинция Хэнань, Китай (к западу от уезд Си <621 Чжан был одним Авторы этого жанра создали письменный диалог между первыми писателями и сторонником китайского литературного жанра шелун, или гипотетического дискурса, в своей работе «Отвечая на критику», созданной по образцу Ян Сюн «Оправдание против насмешек». Самым и воображаемым человеком (или реальным человеком из их окружения или ассоциации), последний задает автору вопросы о том, как вести успешную жизнь. чтобы критиковать себя за то, что он не смог получить высокий пост, но пришел к выводу, что истинный джентльмен проявляет добродетель, а не жадность к власти. В этой работе Доминик Деклерк утверждает, что человек, побуждающий Чжана продвигает свою карьеру во времена коррупции в правительстве, скорее всего, представлял евнухов или влиятельных родственников императрицы Лян (116–150) в Клан Лян. Деклерк заявляет, что эти две группы «хотели бы знать, можно ли переманить этого знаменитого ученого на их сторону», но его категорически отверг такое выравнивание, заявив в этом политически заряженном отрывке литературы, что его джентльменские поиски добродетели превзошли его стремление к власти.

Чжан писал о различных любовных связях императоров, недовольных императорским гаремом, выходящих в город инкогнито в поисках проституток и певиц. Это было воспринято как общая критика императоров Восточной Хань и их имперских фаворитов, выраженная в критике более ранних императоров Хань. Помимо критики императоров, Китай за пышный упадок, Чжан также указал, что их поведение и церемонию не соответствовали китайским циклическим убеждениям в инь и ян. В стихотворении, критикующем предыдущую династию Западная Хань, Чжан писал:

Те, кто завоевал эту территорию, были сильными;. Те, кто зависел от нее, выстояли.. Когда поток длинный, его воду нелегко истощить.. Когда корни глубокие, они не гниют легко.. Поэтому, когда расточительность и показуха получили полную свободу действий,. запах стал резким и все более неприятным..

Чжан Хэн
Достижения в науке и технологии

Математика

На протяжении веков китайцы приблизительно считали пи равным 3; Лю Синь (ум. 23 г. н.э.) сделал первую известную китайскую практику более точного вычисления 3,1457, но нет никаких записей, подробно описывающих метод, который он использовал для получения этой цифры. В своей работе около 130 лет Чжан Хэн сравнил небесный круг с диаметром Земли, пропорционируя первый как 736, таким образом вычислив число Пи как 3,1724. Во времена Чжана соотношение площади квадрата к площади вписанного круга составляло 4: 3, и объем куба и объем вписанной сферы также составляли 4: 3. В формуле, где D - диаметр, а V - объем, D: V = 16: 9 или V = 9 16 {\ displaystyle {\ tfrac {9} {16}}}\ tfrac {9} {16} D; Чжан понял, что значение диаметра в этой формуле было неточным, отметив несоответствие как значение, принятое для отношения. Затем Чжан попытался исправить это, добавив в формулу дополнительные 1 16 {\ displaystyle {\ tfrac {1} {16}}}\tfrac{1}{16}D, следовательно, V = 9 16 {\ displaystyle { \ tfrac {9} {16}}}\ tfrac {9} {16} D + 1 16 {\ displaystyle {\ tfrac {1} {16}}}\tfrac{1}{16}D = 5 8 {\ displaystyle {\ tfrac {5} {8}}}\ tfrac {5} {8} D. При использовании объема куба к вписанной части: 5 подразумеваемое отношение площади квадрата к кругу составляет √8: √5. По этой формуле Чжан вычислил пи как квадратный корень из 10 (или приблизительно 3,162). Чжан также вычислил пи как 730 232 {\ displaystyle {\ tfrac {730} {232}}}\ tfrac {730} {232} = 3,1466 в своей книге Лин Сянь (靈 憲). В веке 3 Лю Хуэй сделал вычисления более точными с помощью своего π-алгоритма, который позволил ему получить 3,14159. Позже Цзу Чунчжи (429–500) приблизил число пи как 355 113 {\ displaystyle {\ tfrac {355} {113}}}\ tfrac {355} {113} или 3,141592, максимальное вычисление числа пи, которое могло бы сделать древние китайцы.

Астрономия

Напечатанная звездная карта Су Сон (1020–1101), показывающая проекцию южного полюса Китайское шелковое знамя династии Западная Хань из гробницы 2-го века до нашей эры в Мавандуй ; на этом погребальном баннере изображена полоса Луны в верхнем левом углу и Солнце в верхнем правом углу, оба их космологическими изображениями жабы и ворона, соответственно.

В своей публикации 120 г. н.э. под названием Духовная конституция (靈 憲, Лин Сянь, букв. «Возвышенная модель»), Чжан Хэн предположил, что вселенная была похожа на яйцо, «круглое, как арбалет шарик» со звездами на скорлупе и Землей в качестве центрального желтка.. Эта теория вселенной соответствует геоцентрической модели в отличие от гелиоцентрической модели. Хотя древние Воюющие государства (403–221 гг. До н.э.), китайские астрономы Ши Шэнь и Ган Де составили первый в Китае звездный каталог в тем не менее, в 4 веке нашей эры Чжан каталогизировал 2500 звезд, он поместил в категорию «ярко сияющих» (китайцы оценили общее количество в 14000), и он распознал 124 созвездия. Для сравнения, в этом звездном каталоге было гораздо больше звезд, чем 850, задокументированные греческим астрономом Гиппархом (ок. 190–120 до н. Э.) В его каталоге, и более Птолемеем (83–161 нашей эры), которые каталогизировали более 1000. Чжан поддержал теорию «радиационного влияния» для объяснения солнечных и лунных затмений, теории, против которой выступал Ван Чун (27–97 гг. Н. Э.). В «Лин Сянь» Чжан писал:

Солнце подобно огню, а Луна - воде. Огонь излучает свет, а вода его отражает. Таким образом, яркость Луны возникает из-за препятствий (свету) Солнца. Сторона, обращенная к Солнцу, полностью освещена, а сторона, противоположная Солнцу, темна. Планеты (как и Луна) имеют природу воды и отражают свет. Свет, излуча Солнцем, не всегда наступает Луны из-за препятствий самой Земли - это называется «ань-сю», лунное затмение. Когда (аналогичный эффект) происходит с планетой (мы называем это) затмением; когда Луна пересекает (путь Солнца), тогда происходит солнечное затмение.

Чжан Хэн также рассматривал эти астрономические явления в сверхъестественных терминах. Признаки комет, затмений и движения небесных тел, которые могли быть истолкованы им как небесные наставники по ведению государственных дел. Писатели также писали о затмениях и шарообразности небесных тел. теоретик музыки и математик Цзин Фан (78–37 до н.э.) писал о сферической форме Солнца и Луны, обсуждая затмения:

Луна и планета - это Инь; у них есть форма, но нет света. Они получают это только тогда, когда их освещает Солнце. Бывшие мастера считали Солнце круглым, как пулю из арбалета, и думали, что Луна имеет природу зеркала. Некоторые из них тоже признали Луну шаром. Те части Луны, которые освещаются Солнце, выглядят яркими, а те, которые не освещаются, остаются темными.

Теория, выдвинутая Чжаном и Цзин, была поддержана более поздними учеными до современного периода, такими как Шэнь Го (1031–1095), которые расширили рассуждения о том, почему Солнце и Луна имеют сферическую форму. Теория небесной сферы, окружающую плоскую квадратную Землю позже была подвергнута критике со стороны династии Цзинь ученый-чиновник Ю Си (эт. 307- 345). Он предположил, что Земля может быть круглой, как небо, теория сферической Земли, принятая полностью математиком Ли Е (1192-1279), но не традиционной китайской наукой до европейской влияние в 17 веке.

Дополнительный резервуар для притока клепсидры

Рисунки династии Хань на плитке ; осознавая, китайцы верили в духов-хранителей для разделения дня и ночи, таких как эти два хранителя здесь, представляющие с 23:00 до 1:00 (слева) и 5:00 до 7:00 ( справа)

Отток клепсидра была для измерения времени, которое использовалось в Китае еще во времена династии Шан (ок. 1600 - ок. 1050 до н. Э.), И, конечно, Чжоу Династия (1122–256 до н.э.). Клепсидра притока с индикаторным стержнем на поплавке была известна в Китае с начала династии Хань в 202 г. до н.э. и пришла на смену типу оттока. Хань китаец отметил проблему с падением напора в резервуаре, что замедлило отсчет времени при заполнении входного резервуара. Чжан Хэн был первым, кто решил эту проблему, как указано в его работе с 117, добавив дополнительный компенсирующий резервуар между резервуаром и приемным сосудом. Чжан также установил две статуэтки китайского бессмертного и небесного стража на вершине втекающей клепсидры, два из которых должны были быть направлять индикатор стержень своей левой рукой и указывать на градуировку своей правой. Джозеф Нидхэм заявляет, что, возможно, это был предок всех домкратов, которые позже будут показывать часы, найденные в механических часах к 8-му веку, но он отмечает, что эти фигуры на самом деле не двигались, как фигурки домкратов с часами или звучали часы. Многие дополнительные компенсационные резервуары были добавлены к более поздним клепсидрам в традициях Чжан Хэна. В 610 году инженеры династии Суй (581–618) Гэн Сюнь и Юйвэнь Кай создали безразличные весы без единиц, способные вносить сезонные изменения в напор компенсирующего резервуара, поэтому что он может контролировать скорость потока воды для разной продолжительности дня и ночи в течение года. Чжан упомянул «шею нефритового дракона», что в более поздние времена означало сифон. О поплавках и индикаторных стержнях входящей клепсидры он писал следующее:

Бронзовые сосуды сделаны и размещены один над другим на разных уровнях; они наполнены чистой водой. У каждого внизу есть небольшое отверстие в виде «шеи нефритового дракона». Капающая вода (сверху) поступает в два приемника притока (поочередно), левый - на ночь, а правый - на дневной. На крышках каждого (приемника) небольшие литые статуэтки из позолоченной бронзы; левый (ночной) - бессмертный, а правый (дневной) - полицейский. Эти фигуры направляют стержень индикатора (светящаяся стрелка) левой рукой и указывают градуировку на нем правой рукой, таким образом показывая время.

Армиллярная сфера с водным приводом

Исходная диаграмма Башня с часами Су Сона (1020–1101) с армиллярной сферой , приводимой в движение водяным колесом, спусковым механизмом механизм и цепной привод

Чжан Хэн - первый человек, который, как известно, применил гидравлическую движущую силу (т. е. используя водяное колесо и клепсидру ) для вращения армиллярной сферы, астрономического инструмента, представляющего небесную сферу. Греческий астроном Эратосфен (276–194 до н. Э.) Изобрел первую армиллярную сферу в 255 г. до н. Э. Китайская армиллярная сфера была полностью разработана к 52 году до нашей эры, когда астроном Гэн Шучан добавил постоянно фиксированное экваториальное кольцо. В 84 году нашей эры астрономы Фу Ань и Цзя Куй добавили кольцо эклиптики, и, наконец, Чжан Хэн добавил кольца горизонта и меридиана. Это изобретение описывается и приписывается Чжану в цитатах Сюй Чен и Ли Шань со ссылкой на его книгу Лу Шуй Чуан Хун Тхиен И Цзе (Аппарат для вращения армиллярной сферы водой Клепсидры). Скорее всего, это была не настоящая книга Чжана, а глава из его Хун И или Хун И Тху Чу, написанная в 117 году нашей эры. Его армилляр с водным приводом повлиял на дизайн более поздних китайских водяных часов и привел к открытию механизма спуска к 8 веку. Историк Джозеф Нидхэм (1900–1995) утверждает:

Какие факторы привели к появлению первых часов с спусковым механизмом в Китае? Главной традицией, ведущей к И Син (725 г. н.э.), конечно же, была последовательность «предварительных часов», начавшаяся с Чжан Хэна около 125 г. Было дано основание полагать, что они применяли силу к медленному вращению вычислительных армиллярных сфер. и небесные шары с помощью водяного колеса, использующего капельницу клепсидры, которая периодически прикладывала силу выступа, чтобы воздействовать на зубья колеса на валу полярной оси. Чжан Хэн, в свою очередь, составил эту схему, объединив армиллярные кольца своих предшественников в экваториальную армиллярную сферу и объединив ее с принципами водяных мельниц и гидравлических отбойных молотков, которые получили такое широкое распространение в китайской культуре в предыдущие годы.

Чжан не был инициатором китайской традиции гидротехники, которая началась в середине династии Чжоу (ок. 6 век до н.э.) благодаря работе таких инженеров, как Суншу Ао и Симэнь Бао. Современник Чжана, Ду Ши (ум. 38 г.) был первым, кто применил движущую силу водяных колес для приведения в действие сильфона доменной печи, чтобы сделать чугун и вагранка для производства чугуна. Чжан представил ценное описание своей водяной армиллярной сферы в трактате 125, заявив:

Экваториальное кольцо огибает брюшко армиллярной сферы 91 и находится на расстоянии 5/19 (градусов) от полюса. Окружность эклиптики также идет Округлите брюшко инструмента под углом 24 (градуса) к экватору. Таким образом, во время летнего солнцестояния эклиптика составляет 67 (градусов) и немного от полюса, а в период зимнего солнцестояния - 115 (градусов) и немного дальше. Следовательно (точки) пересечения эклиптики и экватора северные расстояния весеннего и осеннего равноденствия. Но теперь (было зарегистрировано, что) весеннее равноденствие находится на расстоянии 90 и 1/4 (градуса) от полюса, а осеннее равноденствие - в 92 и 1/4 (градусах). Первая цифра принята только потому, что она согласуется с результатами (полученными) методом солнечных теней в период солнцестояния, воплощенным в календаре Ся (династии).

Армиллярная сфера Чжан Хэна, приводимая в действие водой, оказала глубокое влияние на китайскую астрономию и машиностроение в поколениях. Его модель и ее сложное использование шестеренок сильно повлияли на водные инструменты более поздних астрономов, таких как И Син (683–727), Чжан Сиксун (fl. 10 век), Су Сун (1020–1101), Го Шоуцзин (1231–1316) и многие другие. Армиллярные сферы с водным приводом в традициях Чжан Хэна использовались в эпохи Трех Королевств (220–280) и Династии Цзинь (265–420), но дизайн для него временно не использовался между 317 и 418 годами из-за вторжений северных хунну кочевников. Старые инструменты Чжан Хэна были обнаружены в 418 году, когда император Ву Лю Сун (годы правления 420–422) захватил древнюю столицу Чанъань. Хотя все еще нетронутые отметки градуировки и изображения звезд, Луны, Солнца и планет, они были изношены временем и ржавчиной. В 436 году император приказал Цяню Луочжи, секретарю Бюро астрономии и календаря, воссоздать устройство Чжана, что ему удалось успешно. Водный небесный глобус Цяня все еще использовалось во времена династии Лян (502–557), и последующие модели армиллярных сфер с водным приводом были разработаны в первых династиях.

Сейсмоскоп Чжана

Реплика сейсмоскопа Чжан Хэна, Хоуфенг Дидонг Йи, размещена в Космическом и научном центре Чабо в Окленде, Калифорния

С давних времен Китая были разрушены разрушительной силой землетрясений. В «Записках великого историка» было записано достаточно мощным, чтобы изменить трех рек. В то время не было известно, что землетрясения были вызваны смещением тектонических плит в земной коре; вместо этого люди древней династии Чжоу объясняли беспорядками с космическими инь и ян, а также недовольством действиями, совершенными (или игнорированием обид простых людей) нынешней правящей династией. Эти теории в итоге были заимствованы из древнего текста Ицзин (Книги Перемен) в его пятьдесят первой гексаграмме. Существовали и другие ранние теории землетрясений, разработанные такими, как древние греки. Анаксагор (ок. 500–428 до н. Э.) Считал, что они были вызваны избытком воды у поверхности земной коры, прорывающейся в земные впадины; Демокрит (ок. 460–370 до н. Э.) Считал, что их вызвало насыщение Земли водой; Анаксимен (ок. 585 - ок. 525 до н. Э.) Считал, что они были результатом падения массивных кусков Земли в пещеристые впадины в результате высыхания; и Аристотель (384–322 до н.э.) считал, что они были вызваны нестабильностью пара (пневма), вызванной высыханием влажной Земли солнечными лучами.

Во времена династии Хань многие образованные ученые, в том числе Чжан Хэн, верили в «оракулы ветров». Эти оккультные оракулы наблюдали направление, силу и время ветров, чтобы строить догадки о работе космоса и предсказывать события на Земле. Эти идеи повлияли на взгляды Чжан Хэна на причину землетрясений. Вопреки предыдущим теориям, предложенным его собратьями-китайцами и современными греками, Чжан Хэн считал, что землетрясения были вызваны ветром и воздухом, и писал:

Основная причина землетрясений - воздух, элемент, естественно быстрый и перемещающийся с места на место.. Пока он не перемешивается, а прячется в пустом пространстве, он невинно отдыхает, не доставляет проблем окружающим его предметам. Но любая причина, приходящая к нему извне, пробуждает или сжимает его и загоняет в узкое пространство... и когда возможность спастись отсекается, тогда `` С глубоким ропотом Горы он рычит вокруг преград '', что после долгих ударов он срывается и подбрасывается высоко, становясь тем сильнее, чем сильнее препятствие, с которым он боролся.

В 132 году Чжан Хэн представил ханьскому двору, что многие историки своим впечатляющим изобретением, - первым сейсмоскопом. Сейсмоскоп регистрирует движение земной тряски, но, в отличие от сейсмометра, он не сохраняет временную запись этих движений. Его назвали «флюгером землетрясения» (hòufēng dìdòngyí 候 風 地動 儀), и он был в состоянии в определенном направлении (из восьми направлений), откуда произошло землетрясение. Согласно Книге Позднего Хань (составленной Фан Е в V веке), его бронзовое устройство в форме урны с качающимся маятником внутри могло определять направление движения. землетрясение за сотни миль / километров. Это было важно для правительства Хань, чтобы быстро отправить помощь и помощь регионам, пострадавшим от этого типа стихийного бедствия. В «Книге позднего Хань» говорится, что однажды устройство Чжана сработало, хотя ни один наблюдатель не почувствовал сейсмических помех; несколько дней спустя с запада прибыл посыльный и сообщил, что землетрясение произошло в Лунси (современное провинция Ганьсу ), в том же направлении, которое указывало устройство Чжана, и, таким образом, суд должен был признать эффективность устройства.

Чтобы указать направление далекого землетрясения, устройство Чжана уронило бронзовый шар из одного из восьми трубчатых выступов в форме голов дракона; мяч упал в пасть соответствующего металлического предмета в форме жабы, каждый из которых представляет собой подобное точкам на розетке компаса. Устройство имело подвижных рычагов, соединенных кривошипами, имеющими механизмы захвата на периферии. При срабатывании кривошипа и рычага под прямым углом голова дракона и выпускался шар, который поддерживался нижним челюстью головы дракона. Его устройство также включает вертикальный штифт, проходящий через щель в коренном, улове устройство, ось поворот на проекции, строп суспендирующего маятник, вложение для строп, а также горизонтальную полосу, поддерживающую маятник. Ван Жендуо (王振 鐸) утвержден, технология эпохи Восточной Хань была достаточно сложной, чтобы произвести такое устройство, о чем свидетельствуют современные рычаги и рукоятки, используемые в других устройствах, таких как спусковые механизмы арбалета.

Японский сейсмолог Акицунэ Имамура, который реконструировал сейсмоскоп Чжан Хэна в 1939 году, работая в Токийском университете

Позднее китайцы 1987 периодов смогли заново изобрести сейсмоскоп Чжана. Среди них были математик и геодезист 6-го века из Северной династии Ци (550–577) и астроном и математик из династии Суй (581–618). Как и Чжан, Синду Фан и Линь получили покровительство императора за их заслуги в изготовлении приспособлений для двора. Ко времени династии Юань (1271–1368) было признано, что все ранее изготовленные устройства были сохранены, за исключением сейсмоскопа. Это обсуждалось ученым Чжоу Ми около 1290 года, заметил, что книги Синду Фана и Линь Сяогуна, подробно описывающие их сейсмологические устройства, больше не встречаются. Хорвиц, Крейтнер и Нидхэм предполагают, проникли лисмографы эпохи династии Тан (618–907) в современную Японию ; согласно Нидхэму, «там были инструменты явно традиционного типа, в которых маятник несет штыри, выступающие во многих направлениях и способные проткнуть окружающий бумажный цилиндр».

Хун-сен Ян утверждает, что современные копии Устройство Чжана не смогло достичь уровня точности и чувствительности, описанного в китайских исторических характеристиках. Ван Чжэндуо представил две разные модели сейсмоскопа, основанные на древних описаниях устройства Чжана. В его реконструкции 1936 года центральной опорой (дю чжу) устройства был подвешенный маятник, действующий как датчик движения, а центральной опорой его второй модели 1963 года был перевернутый маятник. По словам Нидхэма, использованные в сейсмологической обсерватории Токийского университета в 1939 году, Акицунэ Имамура и Хагивара реконструировали устройство Чжана. Хотя вначале Джон Милн и Ван Чжэнду утверждали, что «центральная опора» была подвешенным маятником, Имамура был первым, кто перевернутую модель. Он утверждал, что поперечный удар сделал бы механизм иммобилизации неэффективным, поскольку он не предотвратил бы дальнейшее движение, которое могло бы выбить другие шары из их положения. 13 июня 2005 г. современные китайские сейсмологи создали точную копию этого инструмента.

Энтони Дж. Барбьери-Лоу, профессор ранней истории Китая в Калифорнийском университете, Санта-Барбара называет Чжан Хэна одним из нескольких высокопоставленных чиновников восточно-ханьского происхождения, которые занимались ремеслами, традиционно предназначенными для ремесленников (гун 工), такими как машиностроение. Барбьери-Лоу предполагает, что Чжан только сконструировал свой сейсмоскоп, но на самом деле не создавал устройство сам. Он утверждает, что, скорее всего, это была работа ремесленников, нанятых Чжаном. Он пишет: «Чжан Хэн был чиновником среднего ранга, и его нельзя было увидеть потеющим в литейных цехах с мастерами гонга и правительственными рабами. Скорее всего, он работал вместе с профессиональными литейщиками и изготовителями форм в императорских мастерских ».

Картография

Ранняя западно-ханьская (202 г. до н.э. - 9 г. н.э.) шелковая карта, найденная в гробнице 3 Мавангдуи, изображающая Королевство Чанша и Королевство Наньюе на юге Китая (примечание: южное направление ориентировано вверху, северное внизу).

Вэй (220–265)) и династия Цзинь (265–420) картограф и чиновник Пей Сю (224– 271) был первым в Китае, кто полностью описал геометрические привязка к сетке для карт, позволяющих выполнять точные измерения с использованием градуированной шкалы, а также топографическую отметку. Однако существовало картографирование в Китае по крайней мере с 4-го века до нашей эры с помощью карт Цинь, найденных в Ганьсу в 1986 году. Выявленная точность извилистых течений рек было известно со времен Цинь и династии Хань соответственно, о чем демонстрируют их правильные карты, в то время как использование прямоугольной сетки было известно в Китае также со времен Хань.. Историк Ховард Нельсон утверждает, что, хотя отчеты о работе Чжан Хэна в картографии несколько схем расплывчаты и того, существует достаточно письменных свидетельств, что Пей Сю использовал прямоугольную сетку координат из карт Чжан Хэна. Раф де Креспиньи утверждает, что именно Чжан установил систему прямоугольной сетки в китайской картографии. Нидхэм указывает, что название его книги «Календарь летающих птиц» могло быть ошибкой и что книга более точно называется «Карта птичьего глаза». Историк Флориан К. Рейтер отмечает, что в повествовании Чжана «Гуитянь фу» есть фраза о восхвалении карт и документов Конфуция династии Чжоу, что, по мнению Райтера, ставит карты (tu) на тот же уровень важности с документами (шу). Документально подтверждено, что физико-географическая карта представлена ​​впервые Чжан Хэном в 116 году нашей эры и названа Ти Синтху.

Одометр и колесница, указывающая на юг

Чжан Хэну часто приписывают изобретение первый одометр, достижение также приписывается Архимеду (ок. 287–212 до н. э.) и Герону Александрийскому (эт. 10–70 н. э.). Подобные устройства использовались Римской и Хань-Китайской империями примерно в то же время. К III веку китайцы назвали это устройство ji li gu che, или «li записывающим барабанным лафетом» (современное измерение li = 500 м / 1640 футов).

Одометр телега из каменной кладки гробницы династии Восточная Хань, c. 125

Древние китайские тексты описывают функции механической тележки; после прохождения одной ли деревянной фигура с механическим приводом ударила в барабан, а после того, как было покрыто десять ли, другая деревянная фигура ударила в гонг или колокол своей механически управляемой рукой. Есть основания предполагать, что изобретение одометра было инициировано во времена династии Хань в Китае, в центре которого стояли «хуан-мэны» - придворные люди (т.е. евнухи, дворцовые чиновники, слуги и фамильяры, актеры, акробаты и т. Д.) следивший за музыкальным шествием царской «колесницы-барабанщика». Есть предположение, что когда-то в I веке до нашей эры стук в барабаны и гонги приводился в движении механически за счет вращения опорных катков. На самом деле это могло быть дизайном Луося Хун (ок. 110 г. до н.э.), но, по крайней мере, 125 г. до н.э. уже была известна каретка с механическим одометром, как это было изображено на фреске гробницы Сяо Тан Шань.

указывающая на юг колесница была еще одним механическим, приписываемым Чжан Хэну. Это нем был магнитный компас в виде двухколесной колесницы. Дифференциальные шестерни, приводимые в движение колесами колесницы, позволяли постоянно использовать деревянную фигурку (в форме государственного министра Китая) указывать на юг, отсюда и название. В Сун Шу (около 500 г. н.э.) записано, что Чжан Хэн заново изобрел его по модели, использовавшейся в эпоху династии Чжоу, но насильственный крах династии Хань, к сожалению, не позволил сохранить ее. Изобрел ли его Чжан Хэн или нет, Ма Цзюнь (200–265) преуспел в создании колесницы в следующем столетии.

Наследие

Наука и технологии

A Флорентийское мраморное резное изображение Птолемея (86–161), создавшее теорию земной вселенной, которую Цзинь Гуантао, Фань Хунъе и Лю Цинфэн сравнивают с теорией Чжан Хэна, опубликованной в 125-1681 гг.>Механические изобретения Чжан Хэна повлияли на более поздних китайских изобретателей, таких как И Син, Чжан Сиксун, Су Сун и Го Шоуцзин. Су Сун прямо назвал водяную армиллярную сферу Чжана вдохновения для его башни с часами 11 века. Космическая модель девяти точек Неба, соответствующей девяти областям земли, задуманная в работе ученого-чиновника Чэнь Хунмоу (1696–1771), следовала традициям книги Чжана «Духовное конституирование Вселенной». Сейсмолог Джон Милн, создававший современный сейсмограф в 1876 году вместе с Томасом Греем и Джеймсом А. Юингом в Имперском инженерном колледже в Токио, прокомментировал это в 1886 году. о вкладе Чжан Хэна в сейсмологию. Историк, предоставивший возможность «три вращаться», предоставил возможность использовать свой вклад в китайских технологий до современного уровня, заявив, что даже в свое время Чжан был известен тем, что был способен «заставить три вращаться». Более чем один ученый описал Чжана как эрудита. Однако некоторые ученые отмечают. Сравнивая Чжана со своим современником, Птолемеем (83–161) из Римского Египта, Цзинь Гуантао, Фань Хунье и Лю Цинфэн заявляют:

Основываясь на теориях своих предшественников, Чжан Хэнтически разворачивает небесную науку. сферная теория. Армилляр, построенный на основе его гипотез, имеет поразительное сходство с теорией Птолемея о Земле. Однако Чжан Хэн определенно не предлагает теоретическую модель, подобную модель Птолемея, ориентированной на Землю. Удивительно, что небесная модель, которую построил Чжан Хэн, была почти физической моделью теории Птолемея о Земле. Всего один шаг отделяет небесный шар от теории, ориентированной земли, но китайские астрономы никогда не делали этого шага.
мы видим, насколько важна образцовая функция примитивной научной структуры. Чтобы использовать евклидову систему в качестве модели для развития астрономической теории, Птолемею сначала пришлось выбрать гипотезы, которые могли бы служить аксиомами. Он, естественно, считал круговое движение фундаментальным, а попробовал круговое движение выходных и эпициклов в своей теории центра Земли. Хотя Чжан Хэн понимал, что Солнце, Луна и планета движутся по кругу, ему не хватало моделей для логически структурированной теории, поэтому он не мог установить соответствующую астрономическую теорию. Китайская астрономия была больше всего заинтересована в извлечении алгебраических характеристик движения планет (то есть продолжительности циклических периодов) для создания астрономических теорий. Таким образом, астрономия была сведена к арифметическим операциям, извлечению общих кратных и делителей из наблюдаемых циклических движений небесных тел.

Поэтическая литература

Поэзия Чжана широко читалась при его жизни и после его смерти. В дополнение к упомянутому выше сборнику Сяо Дуна, Восточный У чиновник Сюэ Цзун (ум. 237) написал комментарии к стихотворениям Чжана «Дунцзин фу» и «Сицзин фу». Влиятельный поэт Тао Цянь писал, что восхищался поэзией Чжан Хэна за ее «обуздание экстравагантной дикции и стремление к простоте» в том, что касается воспринимаемого спокойствия и прямоты, которые соотносятся с простым, но эффективным языком поэта. Тао написал, что и Чжан Хэн, и Цай Юн «избегали надутых слов, стремясь главным образом к простоте», и добавив, что их «композиции начинаются с того, что дают свободное выражение их фантазии, но заканчиваются тихой нотой, превосходно служащей сдерживанию недисциплинированной и страстной натуры.

Посмертные почести

Чжан был удостоен больших почестей при жизни и смерти. Философ и поэт Фу Сюань (217–278) из династий Вэй и Цзинь однажды сетовал в своем эссе по поводу того, что Чжан Хэн никогда не помещался в Министерство труда. Высоко оценивая Чжана и инженера-механика 3-го века Ма Цзюня, Фу Сюань писал: «Ни один из них никогда не был чиновником Министерства труда, и их изобретательность не принесла пользу миру. Когда (власти) нанимают персонал без оглядки к особым талантам и слышал о пренебрежении гением даже к его проверке - разве это не ужасно и ужасно? »

В честь достижений Чжана в науке и технике его друг Цуй Цзыюй (Цуй Юань) написал мемориал надпись на его погребальной стеле, которая сохранилась в гувенских юанях. Цуй заявил: «Математические вычисления [Чжан Хэна] исчерпали (загадки) небес и земли. Его изобретения были сопоставимы даже с изобретениями Автора Изменений. Превосходство его таланта и великолепие его искусства были единым целым с этими богов ". Младший чиновник Сяхоу Чжань (243–291) из династии Вэй сделал надпись для своей памятной стелы, которая должна быть помещена на могиле Чжан Хэна. Он гласил: «С тех пор, как джентльмены сочиняли литературные тексты, никто не был так искусен, как Мастер [Чжан Хэн], в правильном выборе слов... если бы только мертвые могли воскреснуть, о, я мог бы тогда обратиться к нему за учителем! «

В наше время в честь Чжана было названо несколько объектов, в том числе лунный кратер Чанг Хэн, астероид 1802 Чжан Хэн и минерал чжанхенгит. В 2018 году Китай запустил исследовательский спутник под названием China Seismo-Electromagnetic Satellite (CSES), который также получил название Zhangheng-1 (ZH-1).

См. Также
Ссылки

Цитирование

Библиография

  • Arndt, Jörg; Хенель, Кристоф (2001). Пи - развязанный. DOI : 10.1007 / 978-3-642-56735-3. ISBN 978-3-540-66572-4.
  • Редакция Asiapac. (2004). Истоки китайской науки и техники. Перевод Ян Липин и Ю.Н. Хан. Сингапур: Asiapac Books Pte. Ltd. ISBN 981-229-376-0.
  • Балчин, Джон. (2003). Наука: 100 ученых, изменивших мир. Нью-Йорк: Очарованные книги льва. ISBN 1-59270-017-9.
  • Барбьери-Лоу, Энтони Дж. (2007). Ремесленники в раннем имперском Китае. Сиэтл и Лондон: Вашингтонский университет Press. ISBN 0-295-98713-8.
  • Берггрен, Леннарт; Борвейн, Джонатан; Борвейн, Питер (2004). Пи: Справочник. DOI : 10.1007 / 978-1-4757-4217-6. ISBN 978-1-4419-1915-1.
  • Биленштейн, Ханс (1980). Бюрократия Han Times. doi : 10.1017 / CBO9780511759727. ISBN 9780521225106.
  • Буллинг, А. (1962). «Пейзажное изображение периода Западной Хань». Artibus Asiae. 25 (4): 293–317. doi : 10.2307 / 3249129. JSTOR 3249129.
  • Де Креспиньи, Рэйф (2007). Биографический словарь позднего Хань и Троецарствие (23–220 гг. Н. Э.). doi : 10.1163 / ej.9789004156050.i-1311. ISBN 9789047411840.
  • Каттер, Роберт Джо (1984). "Стихи симпозиума Цао Чжи (192-232)". Китайская литература: очерки, статьи, обзоры (Clear). 6 (1/2): 1–32. DOI : 10.2307 / 823444. JSTOR 823444.
  • Деклерк, Доминик (1998). Письма против государства: политическая риторика в Китае третьего и четвертого веков. Лейден: Koninklijke Brill NV.
  • Диллон, Майкл. (1998). Китай: Историко-культурный словарь. Суррей: Routledge Curzon Press. ISBN 0-7007-0439-6.
  • Фрейзер, Ян У. (2014). «Чжан Хэн 张衡», в издании Керри Брауна, Беркширском словаре китайской биографии (стр. 369–376). Грейт-Баррингтон, Массачусетс: издательство Berkshire Publishing. ISBN 1-933782-66-8.
  • Харпер, Дональд (1987). «Поэма кошмара Ван Янь-шоу». Гарвардский журнал азиатских исследований. 47 (1): 239–283. doi : 10.2307 / 2719162. JSTOR 2719162.
  • Хайтауэр, Джеймс Роберт (1954). «Фу Тао Цзянь». Гарвардский журнал азиатских исследований. 17 (1/2): 169–230. doi : 10.2307 / 2718131. JSTOR 2718131.
  • Сюй, Мэй-Линг (1993). «Карты Цинь: ключ к более позднему развитию китайской картографии». Imago Mundi. 45 : 90–100. doi : 10.1080 / 03085699308592766.
  • Хуанг, Рэй (1997). Китай: макро-история. Нью-Йорк: книга восточных ворот, M. E. SHARPE Inc.
  • Гуантао, Цзинь; Хонье, Фань; Цинфэн, Лю (1996). «Исторические изменения в структуре науки и техники (часть вторая, комментарий)». Китайские исследования в истории и философии науки и техники. Бостонские исследования в области философии науки. 179 . С. 165–183. DOI : 10.1007 / 978-94-015-8717-4_14. ISBN 978-90-481-4546-1.
  • Джонс, Кеннет Глин. (1991). Туманности Мессье и звездные скопления. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-37079-5.
  • Кребс, Роберт Э. (2003). Основы наук о Земле. Вестпорт: Greenwood Press of Greenwood Publishing Group, Inc. ISBN 0-313-31930-8.
  • Кнехтгес, Дэвид Р. (1997). «Постепенно вступая в царство наслаждения: еда и напитки в раннем средневековом Китае». Журнал Американского восточного общества. 117 (2): 229–239. doi : 10.2307 / 605487. JSTOR 605487.
  • Кнехтгес, Дэвид Р. (2014). «Чжан Хэн 張衡». В Knechtges, David R.; Чанг, Тайпин (ред.). Древняя и раннесредневековая китайская литература: Справочное руководство, часть четвертая. Лейден: Брилл. С. 2141–55. ISBN 978-90-04-27217-0. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Льюис, Марк Эдвард (2006). Строительство of Space in Early China. New York: State University of New York Press. ISBN 0-7914-6607-8.
  • Liu, Wu-chi. (1990). An Введение в китайскую литературу. Вестпорт: Greenwood Press of Greenwood Publishing Group. ISBN 0-313-26703-0.
  • Лоу, Майкл (1988). "Оракулы облаков и ветры ". Бюллетень школы восточных и африканских исследований. 51 (3): 500–520. doi : 10.1017 / S0041977X00116490.
  • Loewe, Michael. (1968). Повседневная жизнь в раннем императорском Китае в период Хань 202 г. до н.э. - 220 г. н.э. Лондон: BT Batsford Ltd.; Нью-Йорк: GP Putnam's Sons.
  • Loewe, Michael. (1990) ». Игры Джуэди: реконструкция битвы между Чию и Сяньюань », в« Мысли и закон в Китае Цинь и Хань: исследования, посвященные Энтони Хуслеве по случаю его восьмидесятилетия », 140–157, под редакцией W.L. Идема и Э. Цюрхер. Лейден: Э.Дж. Брилл. ISBN 90-04-09269-2.
  • Лоу, Майкл. (2005). Вера, миф и разум в ханьском Китае. Индианаполис: Hacket Publishing Company, Inc. ISBN 0-87220-756-0.
  • Лу, Цзунли (1995). «Пересмотр проблем, касающихся подлинности Ши-чи 123». Китайскаялитература: очерки, статьи, обзоры (Clear). 17 : 51–68. DOI : 10.2307 / 495553. JSTOR 495553.
  • «Предлагаемые лунные имена». Новости науки. 90 (16): 290.1966. doi : 10.2307 / 3950717. JSTOR 3950717.
  • Мэр, Виктор Х. (2001). Колумбийская история китайской литературы. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-10984-9.
  • Мансвельт-Бек, Б.Дж. (1990). Трактаты о позднем Хань: их авторы, источники, содержание и место в китайской историографии. Лейден: Э.Дж. Брилл. ISBN 90-04-08895-4.
  • Минфорд, Джон и Джозеф С.М. Лау. (2002). Классическая китайская литература: антология переводов. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-09676-3.
  • Мортон, У. Скотт и Чарльтон М. Льюис (2005). Китай: его история и культура. Нью-Йорк: McGraw-Hill, Inc.
  • Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 3, Математика и науки о Небесах и Земле. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. перепечатано: Тайбэй: Caves Books, Ltd.
  • Нидхэм, Джозеф (1965). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Часть 1: Физика. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 2: Машиностроение. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. перепечатано: Taipei: Caves Books, Ltd.
  • Нейнхаузер, Уильям Х., Чарльз Хартман, Ю.В. Ма и Стивен Х. Уэст. (1986). Компаньон Индианы к традиционной китайской литературе: Том 1. Блумингтон: Издательство Индианского университета. ISBN 0-253-32983-3.
  • Нельсон, Ховард (1974). «Китайские карты: выставка в Британской библиотеке». The China Quarterly. 58 : 357–362. doi : 10.1017 / S0305741000011346.
  • Рейтер, Флориан К. (1990). «Некоторые замечания по китайскому слову t'u« Схема, план, дизайн »». Ориенс. 32 : 308–327. doi : 10.2307 / 1580636. JSTOR 1580636.
  • Роу, Уильям Т. (2001). Спасение мира: Чэнь Хунмоу и элитное сознание в Китае восемнадцатого века. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-4818-7.
  • Шафер, Эдвард Х. (1968). «Охотничьи парки и вольеры для животных в Древнем Китае». Журнал экономической и социальной истории Востока. 11 (3): 318–343. doi : 10.2307 / 3596278. JSTOR 3596278.
  • Шмадель, Лутц Д. (2003). Словарь названий малых планет. DOI : 10.1007 / 978-3-540-29925-7. ISBN 978-3-540-00238-3.
  • Штейн С. и М. Э. Визессион. (2002). Введение в сейсмологию, землетрясения и строение Земли. Лондон: Вили-Блэквелл. ASIN B010WFPEOO.
  • Вагнер, Дональд Б. (2001). Государство и металлургическая промышленность в ханьском Китае. Копенгаген: Издательство Северного института азиатских исследований. ISBN 87-87062-83-6.
  • Юй-Чуань, Ван (1949). «Очерк центрального правительства бывшей династии Хань». Гарвардский журнал азиатских исследований. 12 (1/2): 134–187. doi : 10.2307 / 2718206. JSTOR 2718206.
  • Уилсон, Робин Дж. (2001). Штамповка по математике. Нью-Йорк: Springer-Verlag New York, Inc.
  • Райт, Дэвид Кертис (2001) История Китая. Вестпорт: Greenwood Press.
  • Hung, Wu (1986). «Буддийские элементы в раннем китайском искусстве (2–3 вв. Н. Э.)». Artibus Asiae. 47 (3/4): 263–352. doi : 10.2307 / 3249974. JSTOR 3249974.
  • Сяо, Тонг и Дэвид Кнехтгес. (1996). Вэнь Сюань, или, Избранные изысканные литературные произведения. Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-02126-0.
  • Реконструкция конструкций утерянных древних китайских машин. История механизма и машиноведения. 3 . 2007. DOI : 10.1007 / 978-1-4020-6460-9. ISBN 978-1-4020-6459-3.
  • Квонг, Йим-цзы (1989). «Естественность и подлинность: Поэзия Дао Цяня». Китайская литература: очерки, статьи, обзоры (Clear). 11 : 35–77. doi : 10.2307 / 495526. JSTOR 495526.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Чжан Хэн.

Последняя правка сделана 2021-06-23 09:01:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте